Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ФАИНЫ
Во времена существования СССР Фаина Григорьевна Раневская была всенародно любимой актрисой театра и кино. Человек необычайно талантливый и остроумный, она стала живой легендой, ее театральные байки и анекдоты до сих пор гуляют по всему миру, а вот личная жизнь великой актрисы не сложилась. Или все-таки сложилась, но была тщательно скрыта от посторонних глаз и ушей.
Детство, отрочество, юность
Фаина Раневская родилась в 27 августа 1896 года в Таганроге, в семье богатого нефтепромышленника Гирши Фельдмана. У нее были братья и старшая сестра красавица Белла. Отец хотел, чтобы Фая получила хорошее домашнее образование, стала примерной женой и матерью, но у его младшей дочери были другие планы. Фая с детства мечтала стать актрисой, несмотря на то, что была неуклюжей, нескладной, очень плохо училась в гимназии, особенно тяжело ей давались точные науки. В театре она бывала лишь в роли зрительницы, хотя дома частенько устраивала самодеятельные представления.
Первый сексуальный опыт Фаина приобрела в 17 лет. Разумеется, в тайне от отца, который хотел выдать ее замуж девственной и непорочной. Первое интимное свидание Фае устроила сестра Белла, временно пожертвовав одним из своих любовников. Уже тогда Фая стала понимать, что мужчины, как партнеры по сексу, ее мало интересуют. Одно из интимных свиданий запомнилось ей на всю оставшуюся жизнь. Как-то раз юная Фаина назначила свидание молодому гусару. Она долго готовилась к нему, представляла во всех подробностях, как будет проходить их ночь любви. В назначенное время гусар явился нетрезвый и с подругой. Он попросил Фаину дать ему возможность часок-другой пообщаться с девушкой тет-а-тет, а уж потом дойдет очередь и до нее. Раневская пришла в ярость, с тех пор и до самой смерти за ней не числился ни один бурный роман с мужчиной.
Немного о театре и кино
Свой театральный псевдоним она придумала сама. Будучи в глубине души очень одинокой и ранимой, она стала в театральных афишах именовать себя Раневской. От слова «ранить». За свою долгую творческую жизнь бывшая Фаина Фельдман сыграла более двухсот ролей в театре и около двадцати в кино. С 1925 года она стала довольно известной и уверенной в себе актрисой. Своими неожиданными импровизациями во время спектаклей и съемок она удивляла даже маститых режиссеров, они записывали ее репризы, включали их в обновленный вариант сценария, понимая в глубине души, что впоследствии это и будет «нетленка». Раневская не могла иначе, она говорила: «Плохо сыграть роль в кино все равно, что плюнуть в вечность!»
Через десяток-другой лет Раневская сама стала сочинять для себя роли и реплики в фильмах, готовых к производству. Знаменитую фразу из фильма «Подкидыш» «Муля, не нервируй меня!» актриса придумала сама, превратив свою эпизодическую роль в главную. По мере роста ее популярности, как актрисы, она становилась все более жесткой и высокомерной по отношению к маститым режиссерам, чиновникам от культуры и даже к некоторым видным политикам. Фаина Георгиевна могла себе это позволить, потому что ее актерское мастерство высоко оценил сам товарищ Сталин.
Премьера фильма «Мечта», в котором снималась Раневская, пришлась на конец июня 1941 года. По понятной причине премьера в назначенный день не состоялась, зато через несколько лет этот фильм увидели в США. Президент Франклин Рузвельт сказал об этой картине (журнал «Look», 1944 г.): «Раневская? Очень талантливо. На мой взгляд, это один из самых великих фильмов мира, а Раневская блестящая трагическая актриса». Несмотря на мировую славу, Фаина Георгиевна помнила о своей нищей и униженной юности, помогала молодым талантливым актрисам найти свое место в театральной жизни.
Мужчины в жизни Раневской
Невероятно, но факт: великая актриса Фаина Раневская провела долгую и бурную жизнь, и при этом она ни разу не была замужем и не имела детей. Говорят, что единственный мужчина, которого она любила это маршал Федор Толбухин. Несомненно, он знал Раневскую по ее ролям в спектаклях и фильмах, но были ли они знакомы достаточно близко, чтобы можно было говорить о любовном романе? Вряд ли.
Долгие дружеские отношения связывали Фаину Георгиевну с малоизвестным режиссером Румневым. Тот регулярно ходил к ней в гости, пил чай, иногда засиживаясь допоздна. Служанка Фаины Раневской рассчитывала, что ее хозяйка наконец-то остепенится, выйдет замуж, но ее мечтам не суждено было сбыться.
Раневская бывала в гостях у Утесова, Ильинского, Лебедева-Кумача, но это были лишь поверхностные знакомства. В те времена «тусовки» столичного бомонда принято было устраивать на частных квартирах, поэтому Фаина, получив приглашение на вечеринку, вольно или невольно знакомилась с их хозяевами, искренне восторгалась талантом сравнительно молодых тогда звезд эстрады, театра и кино, но поздним вечером, в постели, она неизменно оставалась одна.
Возможно, единственным любимым существом мужеского пола стал для Раневской приблудный пес по кличке Мальчик. Почему Мальчик? Наверное, потому, что она баловала и оберегала его, как собственного ребенка. Чтобы он мог в любое время выйти погулять, иногда она оставляла дверь в свою квартиру открытой, отчего терпела материальные убытки от воров.
Любимые женщины
Так уж получилось, что «гадкий утенок» Фая Фельдман стала великой Фаиной Раневской благодаря нескольким именитым женщинам, с которыми ее связывали очень близкие отношения. Еще будучи гимназисткой, Фая впервые увидела игру на сцене известной актрисы Павлы Вульф. Через несколько лет Павла станет ее педагогом и самой близкой подругой на всю оставшуюся жизнь. Знакомство юной гимназистки и замечательной актрисы решило судьбу Фаины: несмотря на возражения отца, она буквально сбежала из Таганрога в Москву, чтобы поступить в театральное училище. Попытка была неудачной. Заурядная внешность, совсем не сценический голос, к тому же от волнения Фаина начала заикаться.
После одного из театральных спектаклей юную Раневскую приметила в толпе поклонников знаменитая балерина Екатерина Гельцер. Непонятно каким образом между двумя женщинами установились доверительные отношения. Гельцер приютила у себя дома никому не известную дурнушку из провинции, брала с собой на спектакли во МХАТ, ввела ее в круг своих друзей. Так Фаина Раневская познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским.
По протекции своей именитой покровительницы Фаина, не имея никакого театрального образования, была принята в небольшой, но популярный среди интеллигентной публики театр.
Весной 1917 года, в разгар Гражданской войны, вся семья Фаины Раневской эмигрировала сначала в Турцию, а оттуда в Европу. Фаина осталась совсем одна, и вот, совершенно случайно, на одном из гастрольных спектаклей, Фаина снова увидела Павлу Вульф! С тех пор Фаина стала неформальным членом семьи Вульф, она переезжала с ними с квартиры на квартиру, из города в город. Дочь Павлы Ирина сильно ревновала мать к молоденькой квартирантке, но разрушить их необычную дружбу так и не смогла. Обе эти выдающиеся актрисы не расставались целых 50 лет, и только смерть Павлы разлучила их.
У Павлы Вульф было много поклонников и поклонниц ее таланта. Они знали, что Павла равнодушна к своим фанатам и успели привыкнуть к этому досадному обстоятельству. Можно понять возмущение поклонников, когда рядом с блистательной актрисой все чаще стала появляться какая-то замухрышка! Что называется, «ни кожи ни рожи». Фанатки пытались поговорить с Раневской, используя различные аргументы и физическую силу, но Фаина смело ввязалась в драку с превосходящим противником, дело пришлось улаживать в милиции.
Фаина Раневская дружила и со знаменитой впоследствии киноактрисой Любовью Орловой. Именно Фаина уговорила ее сняться в кино. В фильме «Весна» у режиссера Александрова в 1945 году они снимались вместе. Дружба двух великих актрис продлилась на всю оставшуюся жизнь, никаких сплетен по поводу их отношений не было.
Во время Великой Отечественной войны Фаина Раневская находилась в эвакуации в Ташкенте. Там она подружилась с Анной Андреевной Ахматовой. Они много времени проводили наедине друг с другом. На вопросы близких «Что вы там делали столько времени?» Фаина неизменно отвечала: «Пушкина читали!» Раневская действительно боготворила Александра Сергеевича, но зачем читать его стихи поэтессе?
Выводы
Никто не сомневается, что Фаина Георгиевна Раневская была необычайно целеустремленным и талантливым человеком. Но нас сейчас интересует ответ на частный и очень личный вопрос: каковы же были пристрастия актрисы в сфере интимных отношений? Как-то раз в театре на собрании общественности обсуждали актера, подозреваемого в гомосексуальных связях. Наперекор всем Раневская высказалась так: «Страшно жить в стране, в которой человек не может распоряжаться даже собственной задницей!»
Защищая права гомосексуалистов, Раневская и сама была не чужда однополой любви. Злые языки говорили о ее подозрительно близкой дружбе с Павлой Вульф, а потом уже упоминали Анну Ахматову и других подруг. Ходили слухи, что Раневская была беременна, но избавилась от плода. Источником этих слухов могла быть она сама, надо же было как-то реабилитироваться в глазах гетеросексуальной общественности!
У многих может вызвать удивление, как эта некрасивая женщина сумела влюбить в себя столь блистательных и вовсе не гомосексуальных особ, как Павла Вульф и Любовь Орлова. Можно предположить, что ее энергетика по природе своей была не женская, а мужская. При близком общении женщины без труда узнавали в ней мужчину в женском обличии и относились к ней соответственно, не чувствуя себя лесбиянками. С годами Раневская и внешне стала все больше походить на мужчину: крупный нос на морщинистом лице, вечно дымящая сигарета в зубах, грубый и резкий голос, полное отсутствие женственности в пластике движений, чисто мужское чувство юмора. В душе Раневская всю жизнь была бесконечно одиноким человеком. Она страдала оттого, что родилась мужчиной с телом женщины и не могла не могла в полной мере удовлетворить свои сексуальные потребности. Вероятно, у нее полностью отсутствовал материнский инстинкт, она так и не решилась стать матерью нелюбимого ребенка.
Что ж, такова жизнь: люди абсолютно нормальные, здоровые и психически уравновешенные редко оказываются гениальными или даже просто талантливыми. Гениальность - это ведь тоже отклонение от нормы.