Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема № 27. Культура как система ценностей,
образов действий индивидов
План:
Введение………………………………………………………………. |
3 |
|
1. |
Сущность и понятие культуры ……………………………………… |
4 |
2. |
Структура и функции культуры …………………………………….. |
7 |
3. |
Массовая культура …………………………………………………… |
12 |
Заключение …………………………………………………………… |
16 |
|
Список использованной литературы ……………………………….. |
17 |
Введение
Термин «культура» (от лат. cultura возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. Культура как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т. п., а также знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками. Культура выступает как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Именно ценностный момент имеет особое значение при социологическом изучении культуры. Культура, благодаря системе ценностей и определенных норм, обеспечивает не только взаимопонимание, но и регулирует взаимоотношения, формы общения и деятельности членов общности. Человек одновременно является и объектом, и субъектом культуры, порождая, поддерживая и изменяя те или иные ценности и нормы.
Предметом исследования является культура как система ценностей, образов действий индивидов. Объект - культура как социальное явление. Цель данной работы рассмотреть сущность и понятие культуры, систему её ценностей. Данная цель и предопределила постановку задач исследования: собрать и проанализировать литературу по данной тематике; охарактеризовать понятие и сущность культуры; рассмотреть структуру и функции исследуемого объекта; проанализировать такое явление, как массовая культура; сделать выводы по исследуемой проблематике.
Работа состоит из введения, трёх взаимосвязанных между собой параграфов, заключения и списка использованной литературы. Научной основой представленной работы являются учебники и учебные пособия различных отечественных и зарубежных авторов.
1.Сущность и понятие культуры
Слово «культура» встречается практически во всех языках народов мира. В переводе с латинского оно означает «возделывание». В философском энциклопедическом словаре дано следующее определении культуры: «Культура есть выражение специфически человеческого единства с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности». Культура означает возделывание, преобразование и улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности для удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Именно деятельность человека является необходимым условием производства, распространения и освоения ценностей, выработанных человеческой культурой3.
Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Существует несколько десятков определений культуры, сформулированных философами, культурологами, историками, экономистами.
Культура одно из самых сложных и многомерных понятий, используемых в научном и практическом обиходе. Часто оно применяется для обозначения крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.
История формирования этого понятия связана прежде всего с его этимологией. Появлению этого слова в различных европейских языках непосредственно предшествовало латинское cultur, происходившее от colere. Последнее имело множество значений: населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать и т.д. Некоторые из них со временем образовали самостоятельные термины (культ, колония и др.). Во всех случаях раннего употребления слово cultur означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь (обычно животных и растений). Можно предположить, что дальнейшая эволюция была связана с перенесением представлений о возделывании чего-либо с естественных процессов на человеческое развитие, при этом агрикультурный, сельскохозяйственный его смысл долгое время сохранялся. В Средние века распространяется комплекс значений этого слова, согласно которым оно ассоциировалось прежде всего с городским укладом жизни, а позднее, в эпоху Возрождения, «культурность» начинают рассматривать как образованность, соответствие гуманистическим идеалам эпохи. Слово «культура», относящееся к конкретным процессам, стало все чаще использоваться при характеристике процессов развития и совершенствования вообще, что явилось универсализацией термина.
В научный оборот термин был введен в эпоху Просвещения, когда он приобретает самостоятельное научное значение.
В этот период человек творит новые условия своего существования, активно воздействуя на природную среду, впервые осознавая себя силой, способной не только противостоять природе, но и преобразовывать ее. Многие мыслители новой эпохи задаются вопросом о сущности этой созданной в противовес «натуре» среды человеческого существования, «второй природы», подчас вкладывая соответствующий смысл в термин «культура». В данном понятии была зафиксирована, во-первых, область действительности, детерминированная не природной необходимостью, не божественным предопределением, а деятельностью человека как самостоятельного и свободного существа, где человек предстает не как творимое, а как творящее существо. И, во-вторых, «культура» стала обозначать меру совершенства общественного человека, уровень его социализации, степень воспитанности, просвещенности, образованности.
Социологи придают культуре социальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культура не является чем-то стационарным и застывшим. Нормы и ценности культуры, как и другие структурные компоненты общества, подвержены постоянным изменениям.
Другими структурными компонентами общества являются социальные группы и общности, которые появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие.
В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой4.
Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определенные формы социальной жизни, но и вносят свои изменения, преломляют культуру через свой социальный опыт, свое отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно говорить не только о культуре цивилизации, но и об исторических типах культуры (например, рабовладельческая культура, культура эпохи Возрождения и др.) и о групповых субкультурах (например, субкультура врачей, инженеров, ветеранов, молодежи, военнослужащих).
Таким образом, культура, понимаемая как предыдущий опыт и современные знания, оказывает большое влияние на общественную жизнь. Учитывая это влияние на все социальные процессы, следует говорить не о социальной, а социокультурной жизни.
2. Структура и функции культуры
Культура явление многосложное, имеющее свою структуру. Она делится на духовную и материальную, что явилось следствием исторического разделения труда на умственный и физический и его специализации. Духовная культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов и обычаев, усвоенных человеком как членом общества. Духовная культура органически дополняется материальной, или производственной, включающей мир техники5.
Культура тесно связана с религией, стоявшей у истоков ее возникновения и развития и не случайно поэтому «культура» и «культ» имеют один корень. Глубина тайны творения мира и человека, заключенная в сакральном знании, требовала и особого языка передачи от поколения к поколению этой полноты знания и заключения его в особые формы. Для этой цели служило искусство. Поэтому именно эти две формы духовной культуры религия и искусство стояли у истоков ее возникновения задолго до возникновения других форм (науки, философии, права и др.).
Проблема соотношения религии и искусства является одной из центральных при рассмотрении необъятного мира человеческой культуры и созданных им общечеловеческих ценностей, имеющих специфические средства и формы выражения в каждой национальной культуре. Имея своим предметом «внутреннюю реальность», искусство и религия своими корнями были тесно связаны с ритуальным опытом древнего человека. Глубинные пласты сакрального питали искусство на всем протяжении его истории. Визуально и вербально воплощались в образы, содержащие в себе «проект» связи с миром «внутренней (подлинной) реальности», миром идеальных сущностей. Древние люди хорошо знали, что прикасаться к миру божественных тайн необходимо со всей осторожностью и соблюдая определенные условия. Мир европейской христианской культуры был наполнен символами и образами божественных откровений созданными по Образу и подобию, закрепленный и свято оберегаемый традицией.
Действительно, культура человечества богата и многообразна в своих проявлениях. Она включает в себя все, что создано трудом, разумом и творческой энергией человека начиная от орудий труда, средств транспорта, технических изобретений и научных открытий, норм, философских учений, систем политической власти, права, религиозных верований, разнообразных традиций, ритуалов и праздников. Весь окружающий человека мир это мир созданной им культуры, которая пронизывает собой все сферы человеческой личности и общественную жизнь. Являясь для человека естественной средой обитания, культуру называют также «второй природой»6.
Чем значительнее роль культуры в жизни общества, тем многообразнее ее функции. Важнейшая гуманистическая функция свидетельствует о том, что благодаря культуре смягчаются противоречия между человеком и природой, человеком и человеком. В отличие от животных человек не только пользуется тем, что предоставляет ему природа, но и создает свой, «очеловеченный» мир культурную среду, которая является «второй природой». Благодаря присущему человеку стремлению к красоте, он реализует эстетическую функцию, которая проявляется в том, что создавая разнообразный мир культуры, человек развивает и свои творческие силы и потребности. Он формирует свой духовный облик, являясь в то же время мерой создаваемой им культуры. В сочетании традиций и новаторства осуществляется процесс исторической преемственности культурных ценностей. Тем самым, проявляется коммуникативная функция культуры сохранение и передача социально-значимой информации, которую человек усваивает, совершенствует и вновь передает новым поколениям. Благодаря науке и искусству человек не утрачивает свои знания и опыт, а постоянно их обновляет, расширяя горизонты познания (гносеологическая, или познавательная функция). И, наконец, в процессе воспитания и образования формируются нравственные ценности и мировоззренческие ориентиры личности, а также эстетические вкусы и идеалы (воспитательная функция).
Все структурные компоненты культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Например, для сообщества врачей типичной идеальной ценностью является клятва Гиппократа, заключенные в ней нормы профессиональной деятельности и мировоззренческие постулаты. Для современного российского общества основными материальными ценностями являются: квартира, высокооплачиваемая работа, хорошее образование и т. д7.
Итак, под ценностями мы понимаем идеальные представления и материальные объекты определенных людей и социальных групп, имеющие для них важное значение и определяющие их социальное поведение.
Вторым элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определенные правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению к определенным социальным группам. Социальные нормы являются регулятором индивидуальных и групповых взаимодействий в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа.
Так как социальные нормы являются составным элементом культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы; часть из них, неадекватно отражающая реальность, отживает, умирает, появляются новые нормы и ценности, более соответствующие представлениям и потребностям общества.
Нормы и ценности, связанные между собой, образуют социокультурную ценностно-нормативную систему. Такая система представлений и императивов для социального поведения есть у каждого индивида и социальной группы. Отдельные компоненты этой системы выявляются социологами при помощи социологических опросов. Некоторые социологи включают в эту систему так называемый третий элемент культуры образцы поведения, которые представляют собой готовые алгоритмы действий (на основе социальных ценностей и норм) в той или иной ситуации, действий, приемлемость которых в данном обществе не только не вызывает сомнений, но и является единственно желательной или, как говорят социологи, «соответствует социальным ожиданиям». Образцы поведения каждый индивид усваивает в процессе социализации, т. е. при вхождении, приобщении к определенной социальной группе, обществу в целом8.
Итак, культура включает в себя:
вещи, предметный мир (материальная культура). Предметный мир связан с природой, из нее он черпает «строительные материалы»;
символические объекты, в первую очередь ценности и нормы, т. е. идеальные представления людей о значениях вещей и понятий, о границах дозволенного обществом;
образцы человеческих отношений, социальных связей, т. е. относительно устойчивые способы восприятия, мышления, поведения людей.
Таковы структурные компоненты культуры.
Различия в культуре проявляются не только в манере поведения, но и в одежде, речи, жестах и мимике, нравах, обычаях, обрядах, в отношении к властям, к деньгам, к религии, к спорту и т. д. Такие широко распространенные, устойчивые, часто повторяющиеся формы социальных связей получили название «культурные универсалии».
Культурные универсалии это как бы совмещенные, слитые в единое целое ценности, нормы и образцы поведения. На основе универсалий можно сравнивать различные общества, лучше понимать обычаи других культур.
Непонимание других культур, оценка их с позиции превосходства называются в социологии этноцентризмом (в политике национализмом).
Этноцентризм, национализм связан с ксенофобией страхом и неприятием чужых взглядов, обычаев.
Любую культуру можно понять только на основе ее исторического, географического, этнокультурного анализа. Только так становятся видны закономерности формирования ценностей и норм, образа жизни. Такая точка зрения противостоит этноцентризму и называется культурным релятивизмом.
Культура как ценностно-нормативная структура определенным образом формирует общество. В этом проявляется одна из функций культурной динамики. Другими функциями культуры являются:
социализация, т. е. воспроизводство социального порядка нынешним поколением и передача его следующему поколению;
социальные контроль, т. е. обусловленность поведения людей определенными нормами и образцами, свойственными данной культуре;
культурный отбор, т. е. отсеивание негодных, отживших социальных форм и культивирование таких, которые удовлетворяют господствующим в данном обществе ценностям.
Итак, под культурой в социологии понимают созданную людьми искусственную предметную и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей. Культура имеет сложную структуру, ее основные компоненты: ценность, нормы, идеалы, образцы, язык, санкции, право, мораль, обычаи, религия и мода.
3. Массовая культура
Одним из важнейших феноменов индустриального общества становится массовая культура. Ее появление становится возможным благодаря настоящей революции в развитии средств массовой информации (появление радио, телевидения, массового кинематографа, доступных по цене газет, журналов и книг. Техника сделала возможной массовую культуру. Однако этот феномен не сводим к культуре, поставленной на поток9.
Другая ключевая характеристика массовой культуры ее коммерческая ориентированность. Эта культура превращается в такой же товар, как пища, одежда и т.п. Массовая культура это культура, поточно производимая на продажу. Поэтому она порождает специфические критерии оценки: ценится то, что приносит прибыль, чем выше прибыль, тем выше ценность произведения. Иначе говоря, культура в этом пространстве отказывается от внутренних критериев, отдавая себя целиком на суд рынка.
Отсюда вытекает массовость потребителей, чей вкус диктует художнику, что и как творить. Рынок превращает культуру в сферу господства массового потребителя, т.е. не наделенного чересчур утонченным вкусом и не перегруженного образованием. Массовое предложение, порожденное поточным производством и современными СМИ, переплетается с массовым спросом. Предложение культурных фабрик формирует спрос (нельзя хотеть того, чего нет), а массовый спрос диктует содержание предложения. Возникает круг, в котором трудно и бессмысленно искать начало.
Была ли в СССР массовая культура? В полном смысле этого слова, конечно, нет. Там было массовое культурное предложение, порожденное современными средствами массовой коммуникации. Однако потребитель выступал в сугубо пассивной роли, выбирая в узких рамках предложения, формировавшегося по воле и вкусу правящей элиты. Огромными тиражами выпускались газеты, забитые статьями о виртуальной реальности, где царил не утихающий подъем трудовых масс, стремившихся встретить очередной съезд, пленум, юбилей небывалыми победами в трудовом соревновании, в этой реальности лились слезы трудящихся из мира загнивающего капитализма, здесь звучали длиннющие призывы ЦК КПСС к праздникам и речи партийных лидеров на языке, на котором никто и никогда не говорил вне трибуны. Масса газет с минимумом потреблявшейся информации: обычный стиль чтение только последней страницы (новости культуры, спорта, фельетоны). Аналогичным образом работало телевидение, собиравшее людей у экранов лишь для просмотра редких фильмов, новостей и спортивных матчей. Огромными тиражами выпускались труды классиков марксизма-ленинизма, читавшиеся весьма узким кругом обществоведов и очень избирательно студентами при подготовке к семинарам и экзаменам. Тиражами в сотни тысяч публиковались советские авторы, пользующиеся доверием партии. И их читали, поскольку выбора не было. Таким образом, массовое предложение не встречало встречного массового спроса10.
Лишь со снятием цензуры и появлением частных производителей культурной продукции началась охота за потребителем, в основе которой стремление предложить ему любую наживку, которая только может привидеться в самых потаенных фантазиях. Порнография, триллеры, боевики, мыльные оперы завалили рынок и встретили взаимопонимание потребителей. Здесь возник один из самых доходных видов бизнеса, где прибыль достается тому, кто сумел поймать потребителя, предложив ему яркие и красочные картинки его фантазий и страхов.
Людьми не рождаются ими становятся в процессе освоения культуры, в т.ч. потребительской, своего общества и субкультуры своей группы. В ходе этого процесса животное ядро индивида социализируется, загонятется в рамки принятых в данном социокультурном поле норм, ценностей, средств коммуникации. Этот процесс усвоения потребительской культуры и субкультуры и называют социализацией потребителей. Она начинается с раннего детства. Именно тогда ребенка учат «как надо» есть, пить, общаться, одеваться, что «съедобно», а что нет, а «прилично», а что «неприлично» и т.д. Начинаясь с пеленок, потребительская социализация завершается лишь на кладбище. Выйдя из роддома, ребенок учится жить с помощью товаров, предлагаемых обществом (игрушки, детское питание и т.п.), а на закате жизни он учится умирать (лекарства, врачи, «чудодейственные» приборы и услуги знахарей).
Если в традиционном обществе можно было в детстве освоить азы потребительской культуры, научиться пользоваться всеми основными предметами потребления, то сейчас эти времена ушли в историю. Мир товаров стремительно обновляется. Кто в нашей стране в 1980-е гг. умел пользоваться компьютером? Интернетом? Компьютерными играми? Цифровым фотоаппаратом? Мобильным телефоном? Бесчисленными лекарствами, хлынувшими на наш рынок? Микроволновыми печами? Сканерами? Ксероксами? Банковсими карточками? Видеомагнитофонами? Список новинок только одного десятилетия огромен. Чтобы ввести эти товары в свою жизнь, ими надо научиться пользоваться. И тот процесс обновления нашего товарного мира пока не сталкивается с перспективой остановки11.
Традиционно социализацию понимали как процесс навязывания обществом индивиду своей культуры. Однако достаточно приглядеться к окружающей нас жизни, чтобы убедиться, что это понимание весьма далеко от ее реалий. Социализация это творческий процесс, в ходе которого индивид отбирает из предлагаемого культурного ассортимента то, что ему подходит, и обрасывает ненужное. Социализация приобретает индивидуализированные формы. В результате в одной и той же среде разные люди, приобретают совершенно разный культурный багаж, становятся представителями разных потребительских типов. Рынок навязывает нам пиво, водку, наркотики. Но это не значит, что все приобщаются к этой культуре. Масса людей, живет по соседству с библиотеками и театрами, никогда туда не заглядывая. В процессе социализации культурная программа внешней среды усваивается избирательно и вероятностным образом. Иметь шанс не означает неизбежности его использования.
Таким образом, вкусы, пристрастия, симпатии и антипатии людей в мире потребления далеко не всегда можно объяснить факторами, наблюдаемыми в настоящем. Часто ключ к пониманию сегодняшнего потребительского поведения можно найти только в детстве или, по крайней мере, в довольно далеком прошлом данного человека. Агентами потребительской социализации выступают семья, школа, реклама, инструкции к продаваемым товарам, специальные учебники (для автомобилистов, пользователей компьютера и отдельных его программ, потребителей косметики и т.д.), потребительские журналы (для мужчин, женщин, потребителей фото-, автотехники, рыбаков, садоводов, любителей кулинарии и т.д.).
В наши дни интерес к феномену культуры определяется многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В связи с этим культура оценивается как средство творческой самореализации каждого члена общества и арсенал общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, возможности активизации во имя развития как личности, так и общества. Однако дихотомия «личность культура» в современной духовно-практической ситуации не является однозначной, и в этом сложность проблемы. Самочувствие реального индивида нередко приходит в противоречие с потоком культурного творчества и результатами цивилизации. Возникает желание найти причины тех непредвиденных культурных акций, которые опредметились в современной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под термином «культура» современная философия понимает характеристику прежде всего человеческого общества; культура не наследуется биологически, но предполагает обучение, она представляет собой субъектно-личностное измерение исторического процесса, его творческое начало. Кроме того, большинство специалистов соглашаются с тем, что современная цивилизация переживает кризис, основу которого составляет глобальный кризис культуры, являющийся результатом исчерпанности возможностей ее развития в отчужденных формах.
Культура есть сознательная работа над своим собственным совершенствованием и над упорядочиванием всего того, что окружает человека. Человеческая личность окружена хаосом природных, общественных и исторических условий, а культура призвана гармонизировать его в целях воплощения определенных идеалов.
Поиски человека до культуры и вне культуры не имеют смысла, ибо само появление человека на заре истории уже следует рассматривать как феномен культуры. Невозможна культура вопреки человеку и личность вопреки культуре. Это неделимое целое. Будучи стержнем всей человеческой деятельности, культура выступает не только инструментом сохранения совокупного духовного опыта человечества, но и обеспечивает эффективную передачу и дальнейшую разработку этого опыта.
Каждое конкретное сообщество создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. Каждое общество обладает определенной системой образцов поведения, традиций, ценностей, представлений о мире, о том, как следует себя вести, что ценно в нем. В результате в историческом процессе возникает множество культур.
Список использованной литературы
Дата сдачи:
Подпись:
3 Волков Ю. Г. Социология. Учебник/ Ю. Г. Волков.-Ростов н/Д: Феникс, 2009.-С.105.
4 Астафьева О.Н., Богатырева Т.Г., Егоров В.К. Культурология. Учебное пособие/ О.Н. Астафьева, Т.Г. Богатырева, В.К. Егоров. - М.: РАГС, 2009.- С.112.
5 Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. Учебник/ Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. - М.: Юнити-Дана, 2009. С.208.
6 Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология/ В. И. Добреньков, А. И. Кравченко.-М.: Альма Матер, 2009.-С.129.
7 Кармин А.С. Культурология. Учебник для вузов/ А.С. Кармин. - М.: Лань, 2009.- С.76.
8 Маркова А.Н. Культурология. Учебник/ А.Н.Маркова.- 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Юнити-Дана, 2008.-С.223.
9 Назаренко С. В. Социология. Учебное пособие/ С. В. Назаренко.- СПб.: Питер, 2009.- С.136.
10 Никитич Л. А. Культурология. Учебное пособие/ Л. А. Никитич.-М.: Юнити-Дана, 2009.- С.74.
11 Яременко С. Н., Подопригора С. Я., Тумайкин И. В. Социология. Учебник/ С. Н. Яременко, С. Я. Подопригора, И. В. Тумайкин.- М.: МарТ, 2008.-С.123.