Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Человек. 2.Понятие философской антропологии некоторые особенности ее становления и развития

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

1 сл.Над проектом работали:

  1.  Калинин Максим-лидер
  2.  Малыгина Елена
  3.  Кощеева Елена
  4.  Белоусов Дмитрий
  5.  Гулеватый Алексей
  6.  Максименко Максим
  7.  Шагап Степан

2 сл.ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

Цель: Раскрыть философию человека, через его природу и сущность.

 

3 сл.План:

1.Человек.

2.Понятие философской антропологии, некоторые особенности ее становления и развития. (М.Шелер)

3. Происхождение и сущность человека.

4. Деятельность, социальное качество, свобода – как одни из сторон проявления сущности человека. (К.Маркс, И.Кант)

5. Человек в русской философии.

 

4сл.Понимание и решение любой философской проблемы невозможно без участия самого человека. Проблемой человека занимаются не только философия, но и многие науки, вся система культуры. Но нас ведь интересует то, как философия понимает и раскрывает непростую проблему, имя которой – Человек. Каков он по своей природе и сущности? Что отличает его от всего мира живой природы и что связывает? Что уникально и неповторимо в человеке? Почему именно он наделен такими качествами как пониманием и всепониманием? Что определяет суверенность его духа? В чем драма человеческих отношений? От чего зависит смысл и ценность человеческой жизни? ("мыслю, следовательно, существую") ,который именно в разуме, мышлении усматривали специфическую особенность человека, его сущность. При это

Не одно столетие многих образованных людей влечет к себе тайна человека.

Посмотрим, как даются определения ЧЕЛОВЕКУ:

  В Энциклопедическом словаре ЧЕЛОВЕК- общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

5 сл.  В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного "порядка" и "строя" бытия ("природы"), как "малый мир", микрокосм (Демокрит).

   В философии Аристотеля нашло выражение, определяющее для античной философии понимание человека, как живого существа, наделённого духом, разумом и способностью к общественной жизни

   В христианстве библейское представление о Ч. как "образе и подобии бога".                                                                    Эпоха Возрождения проникнута пафосом автономии человека. Р. Декарта представлял  мышление, как единственно достоверное свидетельство человеческого существования м тело рассматривалось как автомат, машина, общая у человека с животными, а душа отождествлялась с сознанием.

  В немецкой философии конца 18 — начала 19 вв. происходит возвращение к пониманию человека, как живой целостности. Гердер называет человека "первым вольноотпущенником природы": его органы чувств и телесная организация, в отличие от животных, не специализированы, более неопределенны, что составляет источник его специфического преимущества: он сам должен формировать себя, создавая культуру.

6 сл.    Человек, по Канту, — это “самый главный предмет в мире”. Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания. Благодаря этому человек представляет собой индивидуальность, т.е. личность.

7 сл.В  19—20 вв. устанавливается вера  в то, что человек наделен  немыслительнныеми способностями и силой. Согласно Ф. Ницше, человек  определяется игрой жизненных сил и влечений, а не сознанием и разумом.

Исходным пунктом марксистского понимания человека  является трактовка его как производного от общества, как продукта и субъекта общественной трудовой деятельности.

8 сл.Известный русский философ Н.А. Бердяев в «Философии свободного духа» подчеркнул: «Философия личностна и человечна. Человек не устраним из философии. За всякой подлинной философией стоит наука о жизни, о смысле, о судьбе. И философия есть, прежде всего, учение о человеке, о целостном человеке и учение целостного человека».

9сл.Известный персидский и таджикский поэт Омар Хайям (1048 – 1123) эту философскую проблему выразил поэтическим языком:

«Мы источник веселья - и скорби рудник

Мы вместилище скверны - и чистый родник

Человек, словно в зеркале, мир – многолик

Он ничтожен - и он же безмерно велик!».

О чем говорят эти слова? Прежде всего, о том, что человек предстает перед нами в разных ипостасях: он велик и ничтожен, свободолюбив и покорен, щедр и скуп, силен и беспомощен…

Одним словом, человек по своей природе, сущности и содержанию весьма противоречив…

Итак, проблемами человека занимается философская антропология.                                                           

 

10 сл.Антропология (от древнегреческого anthropos “человек” + logos “слово, учение”) — наука о человеке, которая стремится создать целостную и полную картину человечества. Антропология изучает все аспекты существования человечества, различные и общие черты, взаимосвязь отдельных аспектов формирования человека и человечества.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

— наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия.             

11 сл.ШЕЛЕР

(Scheler) Макс (1874—1928) — нем. философ, уже при жизни был признан одним из самых значительных мыслителей своего времени. В трудах Шелера берут начало три направления современных филос. исследований: аксиология, социология знания, философская антропология.
С именем Шелера связан антропологический поворот в философии в первой  половине 20 в. В своих главных антропологических идеях Шелер опирался, по его словам, на И. Канта, который в «Критике чистого разума» утверждал: всякое предметное бытие как внутреннего, так и внешнего мира следует сначала соотнести с человеком. Все формы бытия зависят от бытия человека. И только исходя, из сущностного строения человека, которое исследует философская антропология, можно сделать вывод относительно высшей основы вещей. Шелер полагал, что главная задача филосфской антропологии — точно показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекают

12 сл.все свершения и специфические особенности человека: язык, совесть, инструменты, оружие, идеи права и бесправия, государство, искусство, миф, религия, наука, историчность, общественность и т.д. Человек, согласно Шелеру, есть та реальность, исходя из которой легче всего постичь характер бытия. Божественная и человеческая реальности нерасторжимо связаны. Антропология способна выявить природу бытия,  потому что человек является микрокосмом, вобравшим в себя все ступени реальности и прежде всего — дух. То, что делает человека человеком, Шелер называл духом, последний включает в себя не только интеллект, но и доброту, любовь, раскаяние, почитание. «Только человек — поскольку он личность — может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторон у пространственно-временного мира, сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого».

Если коротко охарактеризовать философскую антропологию, предложенную М. Шелером, то можно сказать: он сделал попытку соединить натуралистическую трактовку сущности человека в «философии жизни» и религиозное сведение человека к духу (или душе).

13 сл.По мнению М. Шелера, человек есть единство животного и божественного. Дух и инстинктивные порывы у Шелера – два дуальных начала, живущие в человеке и в мире в целом. Дух направляет эти порывы, но творческая сила состоит именно в жизненных порывах. Короче говоря, человек предстает как иррациональная точка противоборства «духа» и «жизненного порыва».

Чем чище идеи, тем менее они определяют мировую историю, в которой господствуют инстинктивные побуждения. Лишь в единстве с инстинктивными устремлениями идеи получают силу. Поэтому, основная цель и задача человечества – достижение хотя бы временной гармонии духовного и чувственного, образом которого, по М. Шелеру, является «всечеловек» как противоречивое единство необузданной чувствительности и ясности духа. В целом, М. Шелеру не удалось соединить в человеке природные и духовные основания, и проблема осталась в философской антропологии – не решенной.

Проблема человека как проблема философская, связана, в первую очередь, с выяснением его происхождения и сущности. На протяжении всей истории философии, да и сегодня, эта проблема по - прежнему является актуальной. Сегодня как ученые, так и философы не могут дать утвердительный ответ, что тайна человека разгадана, раскрыта.                                                                                                    14 сл.Какими только эпитетами не наделяли человека: «разумное животное», «политическое животное», «венец природы», «существо, наделенное самосознанием», «существо эстетическое и этическое», «человек как воплощение свободы», «информационное существо» и др.

Одним словом, эта проблема носит сложный и противоречивый характер, и поэтому наша задача постараться дать адекватное понимание природы и сущности человека, определить, какие факторы обеспечили процесс становления homo sapiens и его дальнейшее развитие, приведшее к появлению и осмыслению, в социальной философии, категории личности и основных форм ее проявления.

15 сл.Если в целом абстрагироваться от многочисленных концепций по вопросу о происхождении человека, то среди них обнаруживаются две основные.                                                                                                            Одна из них носит религиозный характер, согласно которой человек есть результат божественного творения, и посему сверхприродное начало в нем является доминирующим.

Другая – исходит из идеи естественного происхождения человека, при этом акцентируется внимание на нем, как на результате естественной эволюции сначала неживого вещества, а затем – живого. Ее теоретическим фундаментом является теория Ч. Дарвина, опубликовавшим свой труд в 1889г «О происхождении видов».

16 сл.Но есть еще, и третья концепция принадлежит представителям немецкой философии середины XIX в. К. Марксу и Ф. Энгельсу, разработавшим теорию общественного происхождения человека. И хотя период становления человека от животных предков занял более 3 млн. лет, тем не менее, этот процесс неразрывно связан с процессом становления общества. У Энгельса есть работа «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», в которой он называет и обосновывает основные идеи своей теории общественного происхождения человека :                                                                                                                        1) труд как предметно – орудийная деятельность, направленная не только на создание необходимых средств к жизни, но прежде всего на производство и воспроизводство самого человека как существа общественного, всей системы общественных отношений и всего общества в целом;                                                                                                                                      2) возникновение языка и как следствие – членораздельной речи, как формы коммуникации и передачи информации в  понятийной форме, которая должна была выражать и отражать систему осознанных взаимосвязей и взаимозависимостей в системе трудовых операций;                                                                                                                                                           3) становление и развитие общества как целостного образования, всей системы общественных отношений позволило реализовать конкретно – исторический подход в анализе и оценке подлинно адекватной теории происхождения и сущности человека.

17 сл.Какими же качествами отличается изначально человек от животного мира?

1. Умением создавать орудия труда, которые использовались в качестве средств  производства материальных благ.

2. Формирование бытия человека происходило только в рамках или границах бытия общества. Мыслить бытие человека вне общества – это полнейший абсурд.

3. В этой связи, все индивидуальные свойства и достоинства людей, их качества – это общественные характеристики. Если изъять человека из общества, то он перестает быть человеком.

4. Жизнедеятельность человека, при всех его биологических параметрах, носит активно – деятельный и сознательно – волевой характер, при котором самосознание выступает краеугольным фундаментом человеческой психики.

Вообще, надо сказать, что человек как бы включен одновременно в системы двух миров – мира органической природы и мира общества. Это породило немало кривотолков и недоразумений в понимании человека. Поэтому было бы разумным и плодотворным применить собственно философской подход в понимании человека: по своей природе человек есть биосоциальное существо, а по своей сущности человек есть существо социокультурное или в целом – общественное.

Таким образом, без выяснения соотношения биологического и социального в человека невозможно не только философски, а самое главное – адекватно понять природу и сущность человека.

Если перейти к адекватному осмыслению природы и сущности человека, то мы должны признать, что по своей природе человек есть существо биосоциальное, он есть часть природы, определенный биологическим видом homo sapiens.

18 сл. Как говорили еще древние – человек есть единство души и тела. Есть биологические потребности в пище, жилище (защиты от холода, от других сил и существ природы), в самосохранении, в продолжении своего биологического рода, которые человек обязан удовлетворять хотя бы в минимальных формах. Человеческое бытие реализуется на практике в соответствии с законами жизни, циклами развития природы и человека и их гибели. И этот процесс носит бесконечный характер. Вот почему, исходным состоянием бытия человека является сохранение его жизни, самосохранение всех индивидов и выживание всего человечества.

Философия изначально искала в человеке связь между биологическим телом человека и его страстями, психическими переживаниями, мыслями, поступками, т.е. всем тем, что раньше называли «душой», а современные психологи называют психикой.

 

19 Сл.Конечно, следует подчеркнуть, что биологическое в человеке, существуя в связи с социальным, проявляется иным образом, нежели в животном мире. Человек, наделенный сознанием, способен по-особому регулировать, контролировать свои потребности, удовлетворяя их не в схематичном природном преломлении, а через общественные формы, собственной волей, самосознанием и системой ценностей индивида.

Хотя многие действия человека могут определяться и порой определяются его эгоистическими проявлениями в реализации, например, телесных потребностей, тем не менее, в целом, эти потребности регулируются другими формами не эгоистической мотивации (например, нравственными, эстетическими, социальными и.др.). Ярким примером могут служить жертвенные поступки людей во имя других людей, во имя их жизни.

Конечно, определяющим фактором человека является фактор социальный. Человек и общество представляют собой единое целое. Именно в обществе человек реализует себя как человек. Сознание и мышление, в целом психика человека является общественным продуктом, будучи вторичным по отношению к общественному бытию.

Именно на социальной, общественной основе формируются и проявляются конкретно – исторически как материальные, так и духовные потребности человека. Все мы являемся живыми биологическими существами, и для каждого из нас высшей ценностью является жизнь

Таким образом, по своей природе человек биосоциален, и по своей сущности – Социален. С готовой сущностью человек не рождается, а приобретает ее уже после рождения, в ходе непростого процесса, называемого социализацией.

Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает загадкой для самого себя. С одной стороны, человек - существо физическое, телесное, подчиненное всем законам биологии и физиологии. Он захвачен влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев. Являясь как бы "вещью среди вещей", человек детерминирован своим прошлым (биологией).

С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Человек может познавать объективные характеристики действительности, даже если они прямо не отвечают на его биологические потребности. Человек демонстрирует способность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор. Тогда оказывается, что он вовсе не подчинен полностью прошлому, не похож на "вещь". Сознание, разум и свобода присущи природе человека. Человек над биологией надстраивает биографию.

Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека, отличающую его как особое существо от биофизических проявлений его природы.

20 сл.Существует три возможных варианта решения данной проблемы.

1. Сущность человека духовна. Эта версия характерна для всех религиозных и эзотерических (тайных) учений. В соответствии с ней истинная самость человека не имеет отношения к эмпирическому миру. Так, в соответствии с христианством Бог наделяет человека единством духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью. В соответствии с эзотерическими учениями истинное "Я" человека - духовная монада (единица) - просто сменяет из жизни в жизнь разные тела, которые служат лишь средством для самосовершенствования.

2. Сущность человека - разум. Эта версия сформировалась в Новое время (рационализм). Она предполагает, что разум - особая самостоятельная инстанция (дух) и человек отличается от животных именно разумом - умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного царства, используя силы самой природы, и он же залог грядущего счастья и прогресса в обществе.

3. Сущность человека - предметно-деятельная, социокулътурная. Решающую роль в утверждении этой версии сыграли работы Карла Маркса. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспособляется к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Он переделывает ее в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает "вторую, очеловеченную природу" - мир культуры. В труде, преобразуя окружающую действительность, человек и проявляет себя как разумный и свободный, ибо творит "по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты". Уже в одной из своих ранних работ «К критике гегелевской философии права» Маркс утверждает, что сущность особой личности составляет не её борода, не её кровь и вообще не её абстрактная физическая природа, а её социальное качество. Поэтому отдельные индивиды, поскольку они действуют в обществе и являются носителями государственных функций, должны рассматриваться по своему социальному, а не по своему частному качеству.  

21 сл.Несколько позднее в знаменитых «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс выдвигает исключительной важности положение: «Сущность человека, – пишет он, – не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Сама сущность человека определяется существенными социальными свойствами, к которым относятся: обладание сознанием; способности к мышлению; обладание способностью к трудовой производственной деятельности, к духовной жизни; обладание способностью к политической деятельности и к семейно-бытовой жизни. Все эти социальные свойства определяют социальную сущность человека.

22Сл. К.Маркс отмечал, что все эти сущностные свойства человека заключены в совокупности общественных отношений, т. е. человек эти сущностные свойства приобретает под влиянием общественных отношений, сложившихся в семье, школе, в производственных коллективах, в вузе, а также в различных политических учреждениях и организациях. Все социальные качества и свойства каждый человек приобретает, находясь во взаимосвязи и взаимодействии с внутренними частями и структурными организациями целостной общественной системы. В сущности, процесс приобретения и развития социальных системных качеств индивидом является процессом воспитания и образования. Воспитание и образование выступают таким системным процессом, в результате которого человек, с момента его рождения, приобретает сущностные качества человека и личности. В системном процессе воспитания усвоение тех или иных нравственных норм и правил обусловлено существующими реально этическими отношениями, установившимися в структурных организациях, с которыми постоянно сталкивается человек.                                                                                                                                          23 сл.Еще одним проявлением сущности человека является деятельность. Под деятельностью понимают специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляет изменение этого мира в интересах людей. Синонимами деятельности являются труд, производство. Главное в деятельности - это то, что она является средством изменения не только окружающего мира, но и самого человека. С одной стороны, человек создаёт "вторую природу", то есть, производит то, чего никогда не было: новые вещи, новые материалы, новые устройства и т.д. С другой стороны, производя вещи, люди тем самым производят и самих себя: развивают свой интеллект, свободу, совершенствуют социальную среду. Таким образом, человек является причиной своего собственного существования.
Деятельность носит универсальный характер. Маркс по этому поводу писал: "Животное, правда, тоже производит. Оно строит себе гнездо или жилище, как это делают пчела, бобр, муравей и т.д. Но животное производит лишь то, в чём непосредственно нуждается оно само или его детёныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально; ... животное производит только самого себя, тогда как человек воспроизводит всю природу ... Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также и по законам красоты".
К деятельности человека побуждают потребности, удовлетворить которые он не может так, как это делают животные, то есть, просто взяв то, что необходимо в готовом виде, из природы. Удовлетворение потребности означает создание материального или духовного продукта. Для этого подбираются средства, посредством которых осуществляется воздействие на объект, подлежащий преобразованию в конечный продукт. При выборе средств человек руководствуется объективными и субъективными критериями и принципами. Средство должно, во-первых, соответствовать особенностям объекта, учитывать его строение, физические свойства и характеристики. Во-вторых, применяемое средство не должно вызывать побочных, негативных последствий, препятствовать другим людям в достижении ими своих целей. Для человека неприемлемой является логика, в соответствие с которой "цель оправдывает любое применяемое средство.

24 Сл.(свобода)В истории человека явно прослеживается закономерность, заключающаяся в том, что деятельность, направленная на производство материальных продуктов постепенно уступает место производству духовного, идеального продукта. Это согласуется с общей тенденцией усиления роли сознания, расширения пространства свободы. Чем богаче созданный человеком мир вещей, тем богаче и разностороннее внутренний мир человека. Деятельность немыслима без свободы - самой большой субъективной ценности, которой обладает человек.

Человек, в отличие от животного, обладает свободой, которая состоит в его способности противостоять необходимости и жить в соответствие со своими субъективными намерениями, желаниями и целями. Иными словами, свобода - это способность и возможность человека поступать по собственному усмотрению, руководствуясь субъективными принципами, ценностями и интересами, реализуя свои представления о смысле жизни. Быть свободным - значит иметь возможность противостоять давлению внешних обстоятельств, принуждающих к определенному действию.
Когда говорят о человеческой свободе, то имеют в виду свободу его воли, которая определяет человеческие поступки. Условием возможности свободы человека является его разумность. Разум позволяет человеку исследовать мир причинно-следственных связей, познавать ценности и выявлять универсальную связь вещей. Благодаря разуму человек может познавать законы и выяснять, насколько их действие согласуется с его намерениями и интересами. Возможность оценивать закон - это уже проявление свободы.

25 Сл. Иммануил Кант определял свободу как особый вид причинности, которая характерна для разумного существа, то есть, для человека. Ему принадлежит ставшее крылатым требование: "Ты человек - значит, ты должен поступать соответствующим образом". А как поступать, когда выбора нет? - Кант утверждает, что у человека всегда есть выбор. Даже в самой безвыходной ситуации есть выбор между "быть" и "не быть".
Свобода человека - это возможность и способность действовать в направлении реализации собственных интересов. Свободу не следует воспринимать как некий дар человеку со стороны природы или бога, предназначенный для того, чтобы обеспечить ему спокойную и комфортную жизнь. Свобода - это всегда выбор, а значит - и ответственность за результаты данного выбора. Обзор  свободы, как сущностного признака человека позволяет сделать вывод о том, что свобода присуща каждому человеку в качестве возможности проецировать во внешний мир свои субъективные намерения.  Иными словами, человек свободен настолько, насколько он сознает, что такое свобода, какие возможности и какие последствия связаны с ней. Человек будет считаться полностью развитым человеком тогда, когда он, наконец, сознает, что значит - быть свободным.

26 Сл.(русс.фил.)Основной чертой, ярко выступающей в русской философии, является ее глубокий интерес к человеку: Что такое я сам? Что такое человек? Для русской философии и всего русского мышления характерно, что его выдающиеся представители рассматривали духовную жизнь человека не как область субъективного (тем более не как сферу абстрактного субъекта) — они видели в ней особый мир, своеобразную реальность, связанную в своей глубине с космическим и божественным бытием; характерны акцентирование способности и предназначенности человека уподобляться Богу, включенность человека в Космос.

Философско-антропологическая мысль в России самобытна и разнообразна. На протяжении одного века она продемонстрировала не только парадоксальные и противостоящие друг другу подходы к проблеме человека. Эта мысль показала также стремительную смену вех, отразившую различные полюсы философско-антропологической рефлексии. Мировоззренческие искания русских философов, причислявших себя к самым различным духовным веяниям, отличаются несомненной особенностью: какой философской моде ни отдавалась бы дань, тема человека никогда не исчезала, не растворялась. Русские философы видели в человеке, независимо от своей романтической, славянофильской, западнической или материалистической позиции, средоточие и ядро мысли, постигающей тайны бытия. О чем бы ни шла речь – о православном ли сознании, русской идее, преобразовании общества, осмыслении бытия, – отечественные мыслители, прежде всего, пытались раскрыть загадку человека. Они полагали, что без постижения того, что составляет сущность личности, нельзя продвинуться к обсуждению других вопросов. В отечественной философии были сильны религиозные и этические мотивы. Различные социальные, мировоззренческие учения неизменно соотносили себя с традиционным для России православным умозрением. Через эту установку они и определяли себя. Вот почему в центре внимания постоянно оказывался не столько человек как природное существо, сколько неисчерпаемый духовный опыт личности, смысл индивидуального и коллективного (народного) бытия. Истина о человеке интерпретировалась не как результат познавательных усилий, а как кристаллизация повседневного, духовно напряженного опыта. Размышление о человеке, его жизни, смерти и бессмертии понималось всеми в России не столько как интеллектуальное движение, сколько как непосредственный опыт человеческого бытия. Истина не доказывалась, она приоткрывалась, обнаруживалась, являлась, воплощаясь в собственной жизни . Истина, таким образом, результат созерцания, а не умозаключения. Знать истину – означает жить в ней. Тема полноты и целостности, нераздельности человеческой личности оказывается общей для всей русской антропологии. Но она раскрывается по-разному в каждом идейном течении.

27 Сл. «Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам... но прежде всего они доверяют мистическому религиозному опыту», — писал Н. О. Лосский. В противоположность западному, русское мировоззрение содержит в себе ярко выраженную философию «Мы». «Мы» является органическим целым, единством, в котором его части с ним связаны и им пронизаны, но при этом свобода и своеобразие «Я» не отрицается.

28 сл.Общий вывод: Понятия "природа", "сущность" человека часто употребляются как синонимы. Однако между ними можно провести концептуальное разграничение. В принципе под "природой человека" подразумеваются стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи хомо сапиенс во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки – значит выразить человеческую природу. Перечисляя те или иные качества, присущие человеку, философы приходят к выводу, что среди них есть определяющие, принципиально значимые. У человека, есть постоянные и специфические признаки. Эти признаки и определяют сущность. Для философской антропологии определение человеческой природы и сущности не исходный пункт, а цель.

Человек - "больше, чем животное" (М. Шелер)




1. Статья- Аспектно-ориентированные методы в управлении информационными потоками баз данных ДП АСУТП
2. Правовое регулирование уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
3. .14 ЕФЕКТИВНІСТЬ ГОСПОДАРСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ АГРАРНИХ ПІДПРИЄМСТВ Спеціальність 08
4. на тему- Теорія гену злочинності Виконав- курсант навчальної групи ФПФМГБ та КМСД 12.html
5. темах при опрессовке и вакуумировании Контроль износа подшипников Диагностика тор
6. Курсовая работа Баланси народного господарства і система національних рахунків
7. Тенденции посвященных политэкономической истории России в XX веке.html
8. 10 В РХТУ им. Д
9. ~аза~станда туризмді дамыту туралы ба~дарламасы елімізде туризм саласын дамыту жолдарын к~рсететін ма~ыз
10. Определить реакции опор;
11. Определение типа и частоты дыхания Обработка остатка пуповины и пупочной ранки Гигиенические меропри
12. Закон стоимости- сущность и функции Эволюция теории стоимости
13. тематике- спецификация и кодификатор процедура проведения связь с ЕГЭ
14.  Предмет логики и ее значение
15. Теория привязанности Эйнсворд и Боулби
16. Жизненный мир по Гуссерлю мир взятый в его соотнесенности с человеком
17. Дом со слонами в Самаре Туризм в Самарской области является частью экономики Самарской област Волга у Ж
18. ТЕМА 1 ПРЕДИСЛОВИЕ Повернуть время вспять Долгие годы я не решался предать широкой огласке то з
19. Анатомическая номенклатур
20. ЛЕКЦИЯ 10 Лидерство в организации 1