Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

а. Вопросы 21 и 24. Готическая архитектура и скульптура Франции

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Вопросы 19 и 20 (общая характеристика). Вопросы 21 и 24. Готическая архитектура и скульптура Франции.

Главная её особенность – однородность. Это искусство универсальное, захватило все виды и жанры изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры и т.п. В готической рукописи, например, можно узнать своеобразный готический шрифт и архитектурные элементы (стрельчатые арки). В общем, готика всегда узнаваема.

Романика не удовлетворяла замыслов архитекторов. Если более конкретно, их не устраивала мощная пластика стены в романике. В романском соборе главная доминанта – центральный неф. Боковые нефы несут разгрузочную форму, у них скорее конструктивная функция. Основная задача  - воспарение ввысь.

Когда входите в  готический собор все просматривается. Готическая арка тяготеет к трехмерности, романская – к плоскости. В готике: отсутствие статики и стремление уничтожить стену.

Когда уничтожаете стену, образуются окна. Свет из окон в готике воспринимался как мистический. Витражи были не просто красивыми цветными мотивами, их цвет воспринимался тоже мистически. Пространство собора – духовный идеал, высшая степень западно-религиозного духа. Важно отметить, что к тому же стремилась и романика, она просто была этапом подготовки к готике. При всей религозно-мистической составляющей, вся культура готики пронизана стремлением к отходу от жесткой ортодоксальности к светским составляющим. Важны разум, рациональность и интерес к личности – то, чего не было в предыдущих этапах.

Хронология разная в пределах каждой национальной школы.

Во Франции – не успела записать ><.

В Италии готика не приживается.

В Германии готика – аж до 19 века (кельнский собор).

В Англии готика до викторианской эпохи.

Еще одна важная черта этого времени – централизация государств и усиление королевской власти. Противоборство короля и папы вылилось в Авеньонское пленение пап (подробности – википедия).

Усиление светской составляющей и свободомыслия, развитие дворцовой архитектуры, зарождение рыцарского романа и развитие средневековой любовной поэзии. Это свободомыслие вызвало всплеск еретических учений (12-начало13 века). Возникает инквизиция. За время её существования казнили множество людей.  Но сами казни осуществляли именно светские власти (религиозные лишь судили).

Ересь Катаров во Франции (подробности – википедия).

Вторая важная составляющая социальных катастроф этого периода – черная смерть, унесшая жизни трети населения Франции. Возникают мистические учения, потому что люди были в отчаянии.  Это все выливается в так называемую «пляску смерти». Эта общая истерия и трагедия вылились в неком понимании религии как мистического учения, и в этом мистическом учении готический храм приобретает удивительные формы, поражавшие современников.

Строение готического собора.

Стрельчатую арку мы видели уже в Бургундии. Нервюроный свод тоже был изобретен не в 13м веке. Но тогда он еще не получает того смыслогого значения.

Нервюрный свод в Дареме (1).

Основой свода являются две перекидные нервюры, держащие крестовый свод.

(2) с терминами, которые надо выучить.

Соборы могли быть 3х и 5ти-нефные. Центральный был намного выше остальных, что достигалось благодаря нервюрам. Они облегчали конструкцию

Контрфорсы. Аркбутаны.

Удобство стрельчатой арки в том, что она могла быть одной высоты, но при этом менять ширину. Она могла перекрыть любое сложное пространство.

С другой стороны, эта стрельчатая арка предполагает не только широкие ритмические решения, как в романике, но позволяет создать и более вертикальные композиции.

Картинка (3).

Лизены – тоненькие полуколонки, идущие от самого низа до самого верха и соприкасающиеся с нервюрой. С помощью лизена создавалась идея вертикализма.

Контрфорс – выносной мощный столб, поддерживащий стену. Заканчивались либо фиалами, либо другими конструктивными элементами.

Аркбутаны – полукруглые перекидные арочки, которые соединяют контрфорс со стеной.

(4), (5).

Центральный неф в готике, как правило, намного выше боковых.

Что касается стены внутри собора. Стремление к уничтожению плоскости, поэтому там, где получается, все пронизывается арочными проёмами. Стена фактически уничтожается Картинка (6) с эволюцией стены готического  собора. Идет в сторону увеличения высоты нижнего ряда, сужения и устремления ввысь.

История архитектуры готики начинается с Франции. Аббат  Сугерий в аббатстве Сен-Дени получает заказ перестроить старый Каролингский храм. Там венчался на царство сам Карл Великий, похоронен Карл Лысый. В общем, храм имел важное значение. Идея связи французских королей с империей Карла Великого воплотилась в строительстве храма Сен-Дени

(7) – план с указанием этапов строительства (темные участки – относятся к 12му веку). Отстраивает западный фасад.

Центральный портал более высокий чем боковые. Помещает внутрь фасада капеллу. Первая готическая роза должна была как раз освещать эти капеллы. В центре – капелла, посвященная Богоматери. Справа и слева – капеллы святого Романсуса и святого Архангела Михаила

(8).

2 башни характерны для Нормандии. Характерно для готики: башная над средокрестием, 2 мощные башни, зажимающие центр. Мощные вертикали окон уже более свободные, чем в Нормандии. Еще одной важной чертой были симметрия и единство всего пространства, а также строение собора как  собора французских королей. Здесь были захоронены потом почти все французские короли, и идея преемственности королевской нравственности от эпохи Каролингов до королей, современных Сугерию, проявляется в светских элементах (зубцы и выступающие круглые элементы  – элемент замкового строительства).

(9) – то, что осталось от фасада. Одну башню снесли.

Скульптура, как и в романике, находилась на порталах здания, но теперь еще и выходит на все пространство стены. В 13 веке с появлением контрфорсов скульптуры начинают появляться и на боковых стенах и по всему собору.

(10) – вторая важная постройка дней Сугерия. Постройка обхода алтарной части. Делает двухнефный обход. Немного меняет конструкцию: убирает из венка романских капелл стены между капеллами и с помощью нервюрного свода перекрывает это сложное пространство. Это дало возможность свободного прохода и выставления святых.

(11) , (12)– перекрытие 12 века, периода зрелой готики.

(13). Скульптура. Отходит от некоторых канонов романики.  Появляются новые сюжеты, в основном из Ветхого Завета.

(14) – скульптуры пророков, предков Христа. В какой-то степени тема потомков и преемственности характерна для этого времени (Каролинги->короли)

Иконография уже более тяготеет к готике. Идея прославления королевской власти.

Каждая отдельная скульптура – часть общего плана.

Шартрский собор, переходный этап. Посмотреть дома (это видимо из  Тяжелова – или смотрим сами, или просим меня перепечатать).

15 – Нотр-Дам-де-Пари. Двухбашенный фасад скрывает за собой работу контрфорсов. При входе в храм человека должны были поражать воспарение и идея вертикализма. Трехпортальный вход с широкими дверными проёмами. Структура западного фасада – традиционные черты готики: фриз – галерея королей наряду с изображениями пророков и святых. Верхний ярус – роза и арки со стрельчатыми окнами.

(16) – начинают строительство с восточной части. Каркасная система – основа готики. При всем стремлении к вертикализму, в готическом соборе прослеживаются 2 силы, которые конкурируют:

- тяготение вниз, мощный распор свода, уничтожающийся аркбутанами

- воспарение общей конструкции.

17 - Готический хор.

18 – всю стену пронизывает идея динамики. Если убрать стрельчатую арку и щипцы, то перед нами опять возникнет мощная романская пластика.

19 – общий монолитный план, характерный для готики проявляется в соборе Нотр Дам. Строился достаточно долго – с середины 12 века до 14го века.  Пятинефный собор дополняется небольшими капеллами.

20 – сохраняются эмпоры (еще от эпохи романики), но при этом абсолютно новая пластика стены. Верхний ярус трифория приобретает более высокие арки. + Огромные окна клиристория.

21 – свод перекрывается крестовым сводом с одной поперечной нервюрой. Свод перекрывается более широким решением и захватывает два окна вместо одного.

22. Скульптура. Является общим элементом, связанным неразрывно с архитектурой, но при этом скульптура все больше тяготеет к объемности. Новшество – это галерея королей, находящаяся рядом с розой.

23 – фигуры галереи королей.

24 – портал, посвященный одной из тем. Тема часто была связана с Богоматерью (культ ее популярен в эпоху готики). Здесь – коронация Богоматери наверху, ниже – успение Богоматери, ниже – изображение пророков. На архивольтах архангелы и святые. Вся композиция – единая. Доминирующая идея прославления богоматери. На трюмо стоит Богоматерь с младенцем.

25 – на втором тимпане Богоматерь на троне, ниже – изображение сюжетов из жизни Богоматери.

26. Тема апокалипсиса отходит на второй план. Демонические силы, к-ые мы видели в романских соборах начинают существовать на всем пространстве храма. Предназначение горгулий неясно. Много разных вариантов. М.б., это изображение демонов, бегущих от чистоты храма (водостоки). Возможно функция апотропея (защитная), связанная с мистицизмом , наполнявшим сознание людей. В любом случае, образы демонов на верхней части соборов – характерная черта готики.

Второй важный собор эпохи готики – Реймский собор

27 – план, созданный Жаном из Орбе. Главный собор зрелого готического периода. Здесь венчались почти все французские монархи. Восточная часть начинает строиться чуть позже. В середине 13 века Жаном Де Лу была создана восточная часть с венком капелл и сложной с,с нервюр. Чуть позже был построен весь храм. Конец 13 века, Гоше из Рейна и Бертран из Суассона. Фасад был закончен в начале 14 века. Фактически строительство растянулось на весь период готики. Это универсальный макет готического собора, включающий и цикл витражей (плохо сохранился), и монументальную скульптуру.

28 – нет ни одной статической формы. Все динамично. Намного мощнее Нотр Дама проводит идею вертикализма.

29 – внутри. Ажурность и возможность просматривать все пространство благодаря нервюрным сводом. Капитель фактически исчезает, создаются небольшие плоские перепонки, просто отмечающие ярусность, не несущие конструктивных задач. Лизены, сливающиеся наверху с нервюрами, объединяют все пространство здания.

30 – фасад. Динамика восточной части видна и на западном. Все стыковые, переходные элементы скрыты за стрельчатыми окнами, щипцами, вимпергами (выносные высокие щипцы, на которые уходит композиция тимпана) и даже роза приобретает стрельчатые очертания.

31.

32 – собор еще называют собором ангелов (очень много ангелов по всему телу собора). Здесь – боковые части. Даже верхняя часть перекрытия имеет зубца, не позволяющие существовать статике.

33 – галерея королей, опять отмеченная щипцами. Башни представляют скорее ажурную форму, чем архитектурную.

В этом соборе по преданию крестился Хлодвиг – основатель династии меровингов. Изображение крещения Хлодвига – в центральной части галереи.

34  - порталы. Выносится основной тимпан с коронованием Богоматери на вимперг. Остальная часть проводит идею тем связанных с Богоматерью. На центральном Трюмо – Богоматерь с младенцем.

35 – изображение коронации Марии. Пластика становится более реалистичной, но при этом скульптуры все равно полностью подчинены архитектуре.

36 – изображение принесения Христа во храм.

37  - правый откос центрального портала. Слева – благовещение (13 век), справа – встреча Елизаветы и Марии (конец 13-начало 14 века.

Проявляется эмоциональность. Важна мимика. Складки начинают отвечать внутреннему устройству тела, не являются просто наложенным декором. Продолжение S-образного изгиба.

38 – улыбающийся ангел. Все скульптуры были раскрашены.

39.

40 диалог, который мы видели в романской скульптуре, здесь продолжается. Важно, чтобы скульптуры взаимодействовали друг с другом.

41 центральный портал с Богоматерью.

42 ангел левого откоса.

43 – архивольты (реставрация 17го века).

44 боковые тимпаны посвящены теме, характерной для романики, а именно Страшный суд.

45 – старцы Апокалипсиса.

46 –

47 – еще одна важная черта готической архитектуры и скульптуры – появление композиций на рукавах креста, на боковых трансептах.  Туда выносились темы, характерные для романики. Центральный – портал святых, второй – теме страшного суда.

48 тема страшного суда. Христос на трюмо и на верхней части тимпана. Ниже – ряды, которые мы уже видели в романских соборах: праведники в рай, грешники в ад. Жесткая структура, характерная для той иконографии, не совсем отвечала идее вертикализма, возможно потому эти сюжеты – на боковых трансептах.

49 – изображение лона Аврамова.

50 – Еще один важный Собор Зрелой готики во Франции – собор в Амьене. Строился достаточно долго. Слитный план с трансептом, почти находящимся на середине общего пространства. Восточная часть с венком капелл.

51 – с высоты птичьего полета. Показывает, насколько в структуре сохраняется латинский крест. Он – основная, доминирующая канва (на планах – первый этаж).

52 – Амьенский собор относится к началу поздней готики. Черты его соответствующие: отхождение от строгих канонов, к-ые мы видели в Реймском Соборе.Очень близко расположенный к розе высокий ряд галереи королей. За каждом из тоннелей выросных порталов находятся и дополнительные стрельчатые арки, которые нарушают общую структуру готического фасада. Но идея вертикализма сохраняется. Постепенно здание сужается к верху.

53 – внутри. Один из самых высоких готических соборов. Опоры практически лишаются капителей.

54 – рисунок с изображением структуры стены.

55 - перекрытие. Все элементы опор в том или ином виде связаны с нервюрным сводом.

56. Скульптура. Тяготение к более объемным решениям, мощные выдвижные порталы, завершающиеся вимпергами, в которых уже нет скульптур.

57 – тимпан с изображением Христа и Страшного суда.

58 – ближе. Каждый человек носит портретный характер, т.к. была важна эмоциональная составляющая.

59 – ИХ – добрый Бог Амьена на трюмо центр портала.

60 – откосы  - те же самые сюжеты. Складки перестают существовать отдельно от человека, но в то же время отчасти показывают эмоциональную составляющую сцены.

61, 62 Благовещение. Жесты.

63 – внизу, в базовой части шли четырехлепестковые элементы с разнообразными сюжетами.

64 – изображение на боковом трансепте. Золотая Мадонна Амьена на трюмо, тема коронации Богоматери в тимпане.

65 – милосердие и жадность.

66 – мужество

67 – трусость.

68 – истребление Вифлеемских младенцев. Апогей натурализма Средневековья.

69 – разрушение храма.

70 – портал с изображением Богоматери

71 – S-образный изгиб в этом образе Богоматери




1. а БСа и быстросокращающиеся волокна типа
2.  Проведіть оцінку демографічної ситуації в регіоні за 20052010 рр
3. осознание настоятельной потребности в системном изучении работы человеческого сознания 2 понимание того
4. Задание Составить бухгалтерские проводки в Журнале хозяйственных операций
5. психологический климат характеризуется противоречивыми межгрупповыми и межличностными процессами напра
6. Инфляция и антиинфляционное регулирование
7. Контрольная работа- Сущность и особенности политической теории марксизма
8. 1 Формы и системы заработной платы
9. Лабораторная работа 5 Системы счисления
10. тема борьбы с коррупцией перед государствами встали такие вопросы что такое коррупция какими мето
11. 2013г Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессиональ
12. облегченной версией гораздо более мощной программы Word
13.  Пучок монохроматического света с длиной волны ~ 663 нм падает нормально на зеркальную плоскую поверхность П
14. Шпионский роман Борис Акунин Шпионский роман Жанры ~ 2 chus Акунин Б.html
15. Квантитативная лексикология романских языков введение в проблематику
16. никает Слово КЕС иначе Секущий Меч- КЕС отражение СЕК
17. З. к.б.н. доцент Наименование дисциплины Санитария и гигиена
18. Лингвистический поворот в философии ХХ века
19. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Київ2002 Д
20. тематического контроля как со стороны государства так и самих бюджетных учреждений ~ получателей этих сред