У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Статус дейктических проекций в художественном тексте

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

"Статус дейктических проекций в художественном тексте"

Н.А.Сребрянская Воронежский государственный педагогический университет

Текстовый, или, дискурсивный тип дейксиса был определен Ч.Филмором его как одна из категорий дейксиса [18].

Следует сразу сделать оговорку, что дискурсивный и нарративный виды дейксиса – суть разные явления. Важно сразу развести понятия дискурсивный дейксис, или текстовый, и нарративный. Термины “дискурсивный” и “текстовый дейксис” зачастую употребляются как синонимы, хотя дискурс и текст синонимами не являются. Дискурсивный дейксис связан с разметкой и соотнесением частей текста. Нарративный дейксис, или дейктические проекции, связан с воображаемым миром, с художественным текстом. Это вторичный дейксис.

В данной статье дискурсивный, или текстовый дейксис, который имел в виду Ч.Филмор, не рассматривается. В центре нашего внимания находится дейксис художественного повествования, связанный с созданием пространственновременной рамки произведения, оценкой событий и персонажей с точки зрения наблюдателя, который имеет определенную позицию во времени и пространстве. Это “вторичный дейксис, называемый также нарративным или дейктической проекцией. Он не связан непосредственно с речевой ситуацией. Это дейксис пересказа, в том числе художественного повествования. Его конституирующим свойством является несовпадение места говорящего с пространственной точкой отсчета” [1,7]. Нарративный дейксис является неотъемлемой частью художественного текста и способен к текстообразованию.

Нарративный дейксис реализуется в художественном тексте (ХТ) через ряд характерных особенностей, называемых «дейктические проекции». Дейксис проецируется на ХТ через универсальные смыслы человек, пространство, время; через точку зрения наблюдателя, имеющего определенную позицию в пространстве и во времени; через оппозицию близко - далеко по отношению к тексту со стороны наблюдателя; через сфокусированное значение антропоцентризма в тексте, через участие в создании хронотопа и пр. Будучи связанными со структурными и содержательными параметрами текста, дейктические проекции участвуют в формировании синтагматики и парадигматики художественного текста.

Роль нарративного дейксиса в текстообразовании настолько велика, что он оказался тесно связан практически со всеми категориями текста. «Все категории текста, обязательные и факультативные, переплетены и взаимообусловлены. Выделение какой-либо одной из них для целей исследования влечет за собой ее обособление, в результате которого яснее выступают онтологические и парадигматические характеристики данной категории» [8,124]. Это “переплетение и взаимообусловленность” категорий текста позволяет предположить, что дейксис и его проекции в ХТ имеют статус если не категории текста, то его обязательного признака.

Дейктические проекции (ДП) принимают активное участие в формировании парадигматической и синтагматической осей художественного текста ХТ и, как следствие, в текстообразовании. Тем не менее, их статус в тексте до настоящего времени не был определен. Прежде всего, чтобы говорить о возможном категориальном статусе дейктических проекций и о категориях текста, надо определить термин «категория текста», Нельзя не согласиться с Н.П. Харченко в том, что до сих пор нет строгого определения понятия “категория текста”, разные авторы предлагают несовпадающие по составу и устанавливаемой иерархии списки категорий [16,179].

Описание текста в терминах его категорий зашло в определенной степени в тупик. Среди основных “камней преткновения” вопросы о статусе категорий текста в ряду других категорий, которыми оперирует лингвистика; о критериях причисления тех или иных свойств текста к рангу его категорий; о принципах их систематизации; о регулярности и ограничениях, связанных с особенностями типа текста и каждого конкретного текста; о характере взаимодействия различных категорий текста; о закономерностях, касающихся проявлений языковых категорий в тексте, а также другие спорные вопросы.

Для решения задачи моделирования текстовой семантики с учетом новых теоретических и эмпирических данных необходимо уточнить само понятие “текстовая категория”. В настоящее время в одной категориальной “упряжке”, насчитывающей уже более полусотни категорий, оказались весьма разнородные свойства текста, поэтому представляется весьма сложным привести категории текста к общему знаменателю [6,20].

Категории текста определяют его “качественное своеобразие” [12], наиболее общие и существенные свойства и признаки его структуры и содержательной стороны [16], отражают закономерности организации текста [8]. Весьма своеобразно понимает “категорию текста” М.Я. Дымарский. Это скорее статус речемыслительного произведения или его материальное воплощение - в форме текста, дискурса, художественного текста - чем свойства, признаки и закономерности организации текста [9,36]. Не отрицая правоту М.Я. Дымарского в отношении разделения вышеуказанных форм, отметим, что термин “категория” в данном случае вряд ли корректен.

Необходимо определить место категорий текста в ряду общефилософских и языковых категорий. И.Г.Милославский рисует следующую схему категориальной иерархии. Суть идеи понятийных категорий, выдвинутой И.И.Мещаниновым, в том, что в языке должны быть выявлены некие общие идеи и представления об объективной действительности, поразному выражаемые в разных языках. А.В.

Бондарко вводит понятие “функциональносемантической категории”, т.е. систему разнородных языковых средств, способных взаимодействовать для выполнения определенных семантических функций. Внутри функциональносемантической категории выделяется ядро – морфологическая категория – и периферия – иные средства выражения данного значения.

Так, например, выделяется функциональносемантическая категория темпоральности и аспектуальности. Ядром первой является морфологическая категория времени, второй – категория вида [11]. Следующим звеном в этой иерархии должны стать категории текста.

Под категорией текста И.Р.Гальперин понимает “закономерности организации текста” и считает их грамматическими категориями. Закономерности функционирования категорий позволяют составить грамматику текста [8,4-5]. При этом получается взаимосвязь: грамматические категории базируются на понятийных, текстовые – на грамматических.

Несмотря на почти синонимичное использование терминов “грамматическая категория” и “категория текста” у И.Р.Гальперина, в настоящее время существуют критерии их разграничения. С учетом результатов анализа О.П. Воробьевой можно провести сопоставление текстовых и грамматических категорий [6,26] и выделить основные различия между ними.

1. В основу грамматических категорий кладут понятийные [8,13], понимаемые либо как языковое преломление логико-философских категорий, либо как замкнутые системы значений некоторых универсальных семантических признаков [4,215]. Категории текста имеют в своей основе категории речемыслительные как проявление деятельности, связанной с коммуникацией и применением знаний.

2. С точки зрения структуры ведущим в грамматической категории являются отношения оппозиции категориальных форм при определенной роли неоппозитивных различий, связанных с принципом естественной классификации [2,17]. В то же время семантика и структура текста с точки зрения проявления той или иной категории текста может быть оптимально описана как функционально-семантическое поле [15; 10,14]. Такое поле по сравнению с лексикограмматическими полями более объемно по содержанию, носящему преимущественно концептуальный характер, и не привязано к конкретным языковым средствам.

3. Реализация категории текста в отличие от грамматической категории носит не регламентированный, но вероятностный характер, поскольку правила лингвистики текста в отличие от правил традиционной грамматики градуальны. Главным для текста оказывается не соотнесенность характера его формирования с определенными правилами или “грамматиками”, а широкая возможность выбора – грамматического, семантического, прагматического.

4. В определенном смысле термин “грамматический” оказывается соотносимым с рядом свойств текста, в случае если они проявляются в ходе реализации текста как функционального потенциала морфологических и синтаксических грамматических категорий. [13,101]. Такая текстовая перспектива не только расширяет границы категории текста, но и позволяет пересмотреть особенности реализации ряда базовых структурных категорий грамматики.

Для причисления того или иного свойства к категории текста необходимо учитывать следующее:

1) значимость роли того или иного свойства или признака текста в ряду других признаков такого рода вне зависимости от его специфичности для текста 2) содержательную сторону явления (необходимо, чтобы некий коммуникативносодержательный инвариант категории текста, отличающийся семантической вариативностью, реализовался в тексте с помощью системы разноуровневых элементов).

3) формальную сторону с использованием критериев формы, значения и функции.

Дейктические проекции отвечают всем этим требованиям и, как следствие, могли бы претендовать на роль категории текста. Они обязательны для ХТ. Но, по мнению И.Р.Гальперина, категории текста – это его признаки. Произведение в целом, как и его части, обладают рядом признаков-категорий, которые во взаимообусловленности и создают текст [7,524].

А.Н.Мороховский предпочитает термин “признак” термину “категория”, подразумевая “раз 26 ные частные (обязательные и факультативные) признаки” [12,5]; Н.С.Валгина – термин “характеристики” и “критерии” [5,249]; Л.Н.Мурзин – “свойства текста” [14,46]; О.П.Воробьева – “категория”, делая поправку на то, что речь идет о категориальных признаках текста [6,25].

Параллельное использование терминов “категория” и “признак” текста вполне обосновано. В Энциклопедическом словаре “Языкознание” “категория” определяется через “признак”: “Категория языковая – любая группа языковых элементов, выделяемая на основании к-л. общего свойства: в строгом смысле – некоторый признак (параметр), который лежит в основе разбиения обширной совокупности однородных языковых единиц на ограниченное число непересекающихся классов, члены которых характеризуются одним и тем же значением данного признака” [17,215].

Таким образом, термины “категория текста” и “признак текста”, “свойство текста” употребляются синонимично. А в этом случае сама постановка вопроса о статусе дейктических проекций в ХТ не оправдана. Мы считаем, что нет необходимости вводить новую категорию текста “нарративный дейксис”, т.к. это перегрузило бы список существующих категорий текста. В то же время по сути это ничего не изменило бы, т.к. “признак текста” и “категория” текста, как было показано выше, синонимы. Синонимичное использование термина “категория текста” и “признак, свойство текста” не позволяет ввести нарративный дейксис как категорию текста.

И.Р.Гальперин предлагал весьма компактный список текстовых категорий: интеграция, сцепление, ретроспекция, проспекция, партитурность, континуум, глубина (подтекст), пресуппозиция, прагматика и некоторые другие [7,524]. В последствии список увеличивался, появились антропоцентричность, локальнотепморальная отнесенность (хронотоп), концептуальность, прагматическая направленность и др. Есть возражения против выделения категорий автора, читателя, хронотопа, которые можно считать “результирующими взаимодействия всех или почти всех категорий текста, выходя при этом за рамки текстовости как таковой в сферу художественной речи” [6,25].

Перечисление предлагаемых в настоящее время текстовых категорий заняло бы слишком много места и не способствовало бы решению поставленной задачи. Но уже многие авторы признают чрезмерным количество появившихся категорий текста. Появление неоправданно большого их числа отчасти можно объяснить сложностью процесса категоризации. Эта сложность заключена в отсутствии симметрии между языком и логикой и в наличии множества разноплановых возможностей для передачи того или иного содержания [11,31], в наивности и стихийности языковой категоризации [3,6].

Избыточное количество категорий текста вводит в заблуждение относительно основных, типичных и обязательных признаков. Перегрузка списка категорий текста является одним из препятствий для квалификации нарративного дейксиса как категории текста.

Немаловажным фактором, не позволяющим определить нарративный дейксис как категорию текста, является и то, что он присущ не всем типам текста, и только художественному тексту.

Таким образом, по ряду причин мы считаем оптимальным термин “признак ХТ” для дейктических проекций, или нарративного дейксиса. М.Я. Дымарский выделяет “дейктический модус текста”. Модусный характер дейксиса в тексте очень вероятен, и термин очень удобен. Он отражает многие характеристики нарративного дейксиса в ХТ. Но у М.Я.Дымарского этот термин носит несколько иное содержание по сравнению с тем, которое вкладывается в термин “дейктические проекции”. Дейктический модус текста – “функционально-семантическая категория текста (выделение наше – Н.С.), базирующаяся на значениях референциальной определенности/неопределенности всех содержащихся в нем элементов субъектной и хронотопической семантики” [9,268]. Автор объясняет это тем, что само по себе требование определенности референции субъектных и хронотопических элементов имеет онтологический характер и действительно для любых речевых произведений.

Дейктические проекции являются обязательным признаком ХТ, участвующим в формировании структуры и семантики текста, формирующим парадигматику и синтагматику текста, пересекающимся и частично формирующим структурные, прагматико-семантические и содержательные категории ХТ.

Сильные позиции текста опираются на дейктические проекции: 80% заголовков содержат указания на лицо, место и время события и выражены либо дейктиками, либо именами собственными (ИС), которые смежны с ними по своим семантическим и функциональным характеристикам; начало ХТ формируется с их помощью; ХТ ограничен и скреплен пространственно-временной рамкой произведения. Это дает основание считать дейктические проекции обязательным условием формирования структуры ХТ.

Наличие наблюдателя и его позиция далеко - близко по отношению к тексту релевантны для оценки события и образов ХТ, точка зрения наблюдателя в пространстве и во времени влияет на восприятие и понимание текста. Вследствие этого дейктические проекции являются обязательным условием создания объемного видения ХТ, его адекватной интерпретации и извлечения из него максимальной информации.

Персонажи и хронотоп ХТ формируются путем описания и указания на лицо, место или время. Указание осуществляется с помощью дейктиков разных языковых уровней или ИС. Описание – с помощью дейктиков разных уровней и ИС. Все лексические и грамматические единицы связанны единой идеей времени и пространства и образуют систему формирования хронотопа и категории героя в ХТ, т.е. единиц “субъектно-хронотопической семантики”.

Учитывая взаимосвязь дейктических проекций, или нарративного дейксиса, практически со всеми категориями ХТ, можно утверждать, что они обязательны в ХТ. Это и признак, и свойство, и как следствие, категория.

Список литературы

1. Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира / Ю.Д. Аперсян //Семиотика и информатика. - М.,1986.- вып.28.- С.5-32.

2. Бондарко А.В. О структуре грамматических категорий (отношения оппозиции и неоппозитивные различия) / А.В. Бондарко // Вопросы языкознания. – 1981. - №6. - С.17 – 28.

3. Борискина О.О., Кретов А.А. Теория языковой категоризации: национальное языковое сознание сквозь призму криптокласса / О.О. Борискина, А.А. Кретов. – Воронеж: ВГУ, 2003. – 211 с.

4. Булыгина Т.В., Крылов С.А. Языковая категория // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл.ред В.Н.Ярцева – М.: Сов энцикл., 1990.

5. Валгина Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина: учеб. пос. – М.: Логос, 2003. – 280 с.

6. Воробьева О.П. Текстовые категории и фактор адресата / О.П. Воробьева. - Киев: «Вища школа», 1993. 200 с.

7. Гальперин И.Р. Грамматические категории текста // Изв. АН СССР. Сер. лит и яз. - М., 1977, Т.36. - №6. - С.522 – 533.

8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М.:Наука,1981, - 139 с.

9. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. На материале русской прозы XIX – XX вв. / М.Я. Дымарский. - Москва.: Эдиториал УРСС, 2001 – 328 с.

10. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий / Т.В. Матвеева. – Свердловск: Изд-во Урал. ГУ, 1990. – 172 с.

11. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка / И.Г. Милославский. – М.: Просвещение, 1981. – 245.с 12. Мороховский А.Н. К проблеме текста и его категорий / А.Н. Мороховский // Текст и его категориальные признаки: Сб.науч.тр. – Киев: КГПИИЯ, 1989. - С.3-8 13. Мороховская Э.Я. Взаимодействие грамматических категорий в тексте / Э.Я. Мороховская // Текст и его категориальные признаки: Сб.науч.тр. – Киев: КГПИИЯ, 1989. - С.101 -. 108 с 14. Мурзин Л.Н. О динамических законах текста / Л.Н. Мурзин // Текст как объект лингвистического и психолого-педагогического исследования. Тезисы докл. н.-теор. конф. – Пермь, 1982. – С.46–47.

15. Тураева З.Я. Лингвистика текста / З.Я. Тураева. – М.: Просвещение, 1986. – 127 с.

16. Харченко Н.П. Ретроспекция текста и лексико-грамматического средства обратнонаправленной межфразовой связи в языке науки (К проблеме категорий текста). //Языковые категории в лексикологии и синтаксисе /Под ред. Н.А.Лукъяновой. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. 189 с. С.179 – 185 17. Языкознание. Большой Энциклопедический словарь / Гл.ред.В.Н.Ярцева. – 2 изд. – М: Большая Российская энциклопедия,1998. – 685с.: ил.

18. Fillmore C. J. Santa Cruz Lectures on Deixis. Bloomington; Indiana Univ. Linguistics Club. 1975 – 87 р




1. БИЗНЕС ПЛАН Настоящий бизнесплан содержит конфиденциальную информацию и является собственностью и
2. Изучение приспособленности организма осьминога к среде обитания
3. тема для начинающих сыроедов
4. цивілізованою до людини може бути застосовано насильство лише через те що вона ризикнула дивитися на прав
5. Детская школа искусств городского округа город Урюпинск Волгоградской области От гармо
6. за гипервентиляции легких и недостаточного потребления; нарушение сна; нарушение питания; неспос
7. на тему Деловая активность и развитие гражданского общества Выполнила- студентка.html
8. за стола и направился в сторону двери
9. Введение 4 Исходные данные для выполнения курсовой работы 5
10. Функции и соотношение ролей родителей и воспитателей в успешной адаптации ребенка в ДОУ
11. Сутність кредиту і його роль в світовій практиці
12. Реферат- Топливно-энергетический комплекс Украины.html
13. Каменев Лев Борисович
14. Конгресс США
15. Схема анализа литературно-художественного произведения
16. ТЕХНОЛОГИЯ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ВАГОНОРЕМОНТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ для студентов специальности 150800 И
17. вступление к основному разделу работы С именем Аллаха Милостивого Милосердного Хвала
18. азотистый баланс беременность
19. Осложнения анестезии и профессиональные вредности в анестезиологи
20. словацкие отношения на современном этапе