Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Политическая власть. Государство как система властеотношений
Проблемы политики, политической жизни выдвинулись на одно из первых мест среди многих вопросов современности. Воздействуя на все стороны общественных отношений, формируя социально-политическую обстановку, политическая жизнь выступает фактором социального прогресса или застоя.
Сущностью политической жизни, ее фактическим содержанием выступают политические отношения, т.е. отношения людей, их общностей и организаций по поводу власти. Как подчеркивает Л. Ионин, политика не может существовать без власти, а власть без политики вполне обходится.
Сферой, областью политических отношений является все, на что воздействуют управление и власть: экономика, социальная жизнь, культура. Следовательно, политические отношения охватывают не только политическую, но и все сферы жизни общества экономическую, социальную, политическую и духовную.
Политическая жизнь общества представляет собой совокупность политических отношений, постоянное производство и воспроизводство этих отношений. Она развертывается как совокупная деятельность социальных общностей и институтов, организаций и отдельных лиц, преследующих политические цели. Политическая жизнь это комплексное, многостороннее понятие, ее образуют совокупность, соединение многих компонентов факторов, явлений и процессов.
Побудительной основой политической жизни является функционирование и развитие политических интересов и потребностей людей. Как известно, жизнь человека связана с удовлетворением комплекса потребностей. Основой существования любого человека является удовлетворение потребностей естественных и материальных в продолжении рода, в пище, одежде, жилье. Над естественно-материальными (первичными) потребностями надстраиваются потребности высшего личностного, не биологического порядка: в творческом труде, в знаниях, в управлении производством и обществом, в интеллектуальном общении, в прекрасном и другие, утверждающие чувство человеческого достоинства. К высоким личностным потребностям относятся и политические, например: потребность в гражданских правах и свободах, на личную свободу и имущество, желание реализовать свой интерес путем проникновения во власть.
Ключевым понятием, которое позволяет осмыслить всю систему политических отношений, является «власть». Классическим является определение власти, данное М. Вебером. Власть это любая возможность, на чем бы она ни основывалась, реализовывать собственную волю в данном социальном отношении даже вопреки противодействию. Для осуществления власти, считает немецкий мыслитель, не предполагается наличия каких-либо особых человеческих качеств (сила, ум) или обстоятельств (противостояние, конфликт). Любые возможные качества и любые обстоятельства могут служить для реализации воли: это могут быть прямое насилие или угрозы, престиж, обаяние и красота, какие-то особенности ситуации, способности особого рода, институциональный статус. Человек, имеющий большие деньги, более высокое положение или просто более обаятельный, тот, кто умеет лучше других использовать подвернувшиеся обстоятельства тот, как правило, имеет больше власти.
Власть как социальный феномен многообразна. В социологической науке понятие власти занимает особенно важное место в контексте проблемы социального неравенства. Власть рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов неравенства в обществе. Так М. Вебер выделяет власть, собственность и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе.
С точки зрения отечественных социологов В. Радаева и О. Шкаратана власть это способность социального объекта в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (безотносительно к их интересам); распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества; формировать и навязывать правила и нормы поведения (установление запретов и предписаний); предоставлять полномочия, услуги и привилегии.
Властные отношения означают, что между социальными субъектами существуют такие взаимосвязи, при которых один субъект выступает как объект действия другого субъекта, точнее превращает (навязывает) другой субъект в объект своего действия. В структуре властных отношений ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей.
По мнению М. Вебера, власть может быть функцией обладания ресурсами в экономических, статусных и политических системах; и класс, и статус ресурсы обладания властью. С того момента, когда люди хотят получить более высокий статус, они стремятся ориентировать свое поведение таким образом, чтобы получить одобрение со стороны тех, чей статус они оценивают как более высокий. Властные ресурсы могут быть также в институтах, контролирующих преданность людей, в религии, партиях, профсоюзах. По Веберу, ключевые источники власти в современных ему обществах заключаются не во владении средствами производства, как полагал К. Маркс. Возрастающая сложность индустриальных обществ ведет к развитию огромной бюрократии. В связи с этим даже экономические институты вовлечены в тесные зависимые отношения с административными и военными бюрократиями государства. Все в большей мере ключевые властные ресурсы становятся жестко иерархическими крупномасштабными бюрократиями.
В современной социологической науке основным критерием социальной стратификации становится распределение власти, понимаемой в веберовском смысле как способность социального субъекта (индивида, группы) осуществлять свои интересы безотносительно к интересам других социальных субъектов. По мнению В. Радаева и О. Шкаратана власть означает:
- право вырабатывать и выдвигать цели развития;
- особые позиции в распределении ресурсов, готовой продукции, доходов;
-контроль за доступом информации как особому ресурсу, приобретающему все большую значимость в современном обществе;
- возможность запрещать те или иные виды деятельности и диктовать правила этой деятельности;
- способность оказывать личное влияние на людей и события.
В структуре власти ключевое место, как правило, принадлежит позициям в распределении ресурсов. Право контролировать и перераспределять финансовые и материальные средства, рабочую силу и информацию ключ к воспроизводству отношений субординации. Способы формирования властных структур составляют основу любого общества.
Как социально-политический феномен власть составляет антитезу состояния безвластия, отсутствия власти. Началу «архэ» (власти) в качестве символа организованного порядка в сообществе людей, регулируемого определенным комплексом общеобязательных норм и правил, противопоставлялось начало «анархэ» (безвластия) в качестве символа общественного устройства, в котором отсутствует всякая власть, господство и принуждение.
Властный императив тесно связан с первоначалами человеческой истории. Рассматриваемую в качестве инструмента контроля поведения людей власть лишь с определенными оговорками можно назвать историческим феноменом. Дело в том, что власть коренится в самой природе человека как общественного существа. В данном случае речь идет не только и не столько о природной склонности человека подчинить себе других людей, стремиться к более высокому положению в статусной иерархии или ницшеанской воле к власти, сколько о том, что без власти не может быть и самого человека и человеческого общества. Именно властное начало сыграло важную роль в процессе вычленения человека из стада. Само возникновение человека, его выход из стадного состояния тесным образом связан с укрощением природных задатков. Необходимость в таком укрощении была вызвана потребностями формировавшегося человеческого общества подчинить эгоистически-индивидуалистические и агрессивные устремления отдельно взятого индивида императивам формировавшейся социальной жизни, интересам общины, коллектива в лице рода или племени.
Таким образом, власть возникла с возникновением человеческого общества и вместе с ним прошла длительный путь развития. Весь исторический опыт убедительно показывает, что она неотъемлемый элемент общественной организации, без которого невозможны жизнеспособность и функционирование общества, она призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственными и в целом политическими институтами. Более того, власть является одним из главных ресурсов любого человеческого сообщества. Притягательность власти с данной точки зрения состоит в том, что властные рычаги дают возможность влиять на производство, распределение и потребление этих ресурсов. Очевидно, что те, кто занимают подчиненное положение, будут стремиться свергнуть стоящих у власти и занять их место. Поэтому борьба между теми, кто обладает властными рычагами, и теми, кто стремится их захватить, составляет неизменный закон человеческой жизни.
Ключ к власти лежит в способности ее субъекта контролировать поведение других людей и манипулировать социально-политическими процессами. В данном контексте под властью подразумевается способность ее субъекта (отдельной личности, группы людей, организации, государства) навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями с помощью насильственных или ненасильственных средств и методов.
Можно выделить множество первоначальных истоков власти. Самым бесспорным из них является сила, которая, в свою очередь, выступает в разных формах. Власть это не что иное, как отчаянная попытка приобрести заменитель силы, когда подлинной силы не хватает. По мнению философа Э. Фромма, во власти «проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой». Естественно, что власть ни в коем случае нельзя свести к силе, тем более исключительно к физической силе или насилию. Но нельзя и не учитывать тот факт, что власть, не опирающаяся на силу, не способная добиться реализации своих решений, в том числе силой или угрозой применения насилия, может оказаться благим пожеланием или блефом. В этом смысле власть представляет собой форму выражения силы. Власть в целом призвана внести порядок в рациональную организацию, в социально-политический процесс, обуздать стихию человеческих страстей.
Власть кристаллизируется, институционализируется в политических структурах и переходит в господство. По М. Веберу, «господством называется вероятность того, что приказ определенного содержания вызовет подчинения у тех, кому он адресован».
Политическая власть зарождается и утверждается в обществе как необходимая форма отношений, прежде всего между социальными группами и сообществами, государственными и общественными организациями, отстаивающими интересы людей. Мыслитель Дж. Локк считал политической властью «право создавать законы, предусматривающие смертную казнь и соответственно все менее строгие меры наказания для регулирования и сохранения собственности, и применять силу сообщества для исполнения этих законов и для защиты государства от нападения извне и все это только ради общественного блага». Власть закрепляет приоритетность интересов и ценностей определенных социальных групп, классов как общих, обязательных для всех.
Политическая власть отличается масштабами и характеризуется свойством публичности (лат. publicus общественный). Формой политической власти является государственная власть.
К функциям политической власти относятся:
- обеспечение в обществе приоритета определенных социальных групп и их организаций;
- управление общественной жизнью с позиций интересов тех или иных социальных групп;
- поддержание целостности и единства общества.
Главный аспект политической власти это организация, упорядочение общественной жизни различными способами и формами: господство, гегемония, руководство, управление, организация и контроль. Каждая из форм или их совокупность в той или иной степени обеспечивают организованность и управляемость общества.
Политическая власть может быть как легитимной, так и нелегитимной (от лат. legitimus законный). Следует различать понятия «легитимность» и «легальность». Легальность это соблюдение правовых норм. Легитимность это такое состояние власти, когда она воспринимается как справедливая, законная и правомерная как внутри страны, так и вне ее. С точки зрения субъекта, легитимность это готовность содействовать власти. Объективно, легитимность это возможность для политического порядка быть признанным.
М. Вебер выделяет следующие основные виды легитимной власти:
1. Традиционный тип власти основан на вере в святость и незыблемость традиций, т.е. передаваемых из поколения в поколение обычаев, порядков и правил поведения. Право властвовать закрепляется за теми, кто получил власть в силу данных традиций. Решения и действия субъекта, осуществляющего эту власть, считаются правомочными, если они соответствуют сложившимся традициям. Пример: порядок наследования трона в династии.
2. Харизматический (греч. харизма божественный дар, благодать) тип власти. Харизматическая власть основана на исключительных качествах, чертах лидера или созданного (провозглашенного) им порядка. Взаимоотношения «вождя» и масс имеют эмоционально-мистический характер, предполагают слепую веру, бездумное следование за лидером. Пример: священный король, фюрер, вождь.
3. Рациональный (легальный) тип власти основан на вере в легальность пришедших к власти и их право управлять. В конечном счете легальная власть основывается на господстве законов. Законам государства обычно следуют не потому, что в случае их нарушения грозит физическое насилие, а потому, что существует представление об обязательном праве. Даже если с чем-то кто-то не согласен, правовой порядок в целом одобряется.
Для большинства современных государств характерна рациональная легитимность власти, когда властные отношения формально регулируются нормами права.
При анализе политической власти неизбежно возникает вопрос о ее соотношении с политическим влиянием и политическим авторитетом. Показательно, что в английском языке слово «authourity» используется для обозначения как власти, так и авторитета. Абстрагируясь от этого момента, можно констатировать, что на различных этапах исторического развития авторитет, по-видимому, служил одним из важных источников власти. Это могли быть та или иная форма харизмы, авторитет полководца, ученого, мага, жреца, священнослужителя, специалиста в своей области.
В определенном смысле политическую власть и политическое влияние невозможно отличать друг от друга, поскольку власть представляет собой определенную форму влияния, а влияние, в свою очередь, это просто проявление причинно-следственных отношений. При всем том власть отличается от просто влияния тем, что она опирается на санкции. Как отмечают г. Лассуэл и А. Каплан, «именно угроза применения санкций отграничивает власть от влияния вообще. Власть это особый случай осуществления влияния: она представляет собой процесс воздействия на политику других агентов с помощью (реальной или потенциальной угрозы) применения строгих санкций за неподчинение объявленному политическому курсу». Иначе говоря, власть может использовать физические санкции или угрозу физических санкций в случае неподчинения повелению или приказу. Влияние же предполагает, что т или иное лицо может модифицировать свое поведение или образ жизни, полагая, что его интересы лучше могут быть реализованы, если следовать образу жизни, поведения или просто совету другого лица. О политическом авторитете мы можем говорить в том случае, если лицо, которому приказывают поступить определенным образом, считает, что тот, кто приказывает, имеет на то моральное или иное право.
В целом власть нельзя отождествлять ни с авторитетом, ни с влиянием, хотя в идеале эти последние являются важными ее составляющими. В данном аспекте власть представляет собой систему отношений господства и подчинения, главная цель которой состоит в обеспечении выполнения директивы, приказа, воли с помощью влияния, авторитета, разного рода санкций и прямого насилия.
Таким образом, с функциональной точки зрения задача власти состоит в реализации целей управления, здесь власть призвана осуществлять отношения господства и подчинения между правителями и управляемыми.
Ключевым понятием политической жизни является и категория «политика». Это понятие означает способ организации общества с помощью власти или по поводу власти, отношения управления обществом, процесс достижения и поддержания целостности и единства общества и одновременно противостояния и борьбы интересов разных социальных групп.
Слово «политика» возникло в греческом языке и первоначально означало «государственные, общественные дела».
Политику необходимо рассматривать как многомерное общественное явление, выступающее в единстве трех взаимосвязанных аспектов:
- как сфера общественной жизни;
- как вид активности социальных субъектов;
- как тип социальных отношений.
На сегодняшний день существует несколько подходов к трактовке данного понятия.
По мнению Л. Ионина, политика это процесс, в ходе которого достигаются и осуществляются решения, обязательные для группы индивидов, имеющих разные интересы. Он подчеркивает, что политическое действие предполагает власть, которая институционализируется в форме господства. Главный институт господства это государство.
Одним из подходов является идентификация политики с феноменом власти. В рамках этого подхода в свою очередь выделяются две позиции. Согласно первой политика рассматривается как отношения по поводу государственной власти, ее организации и направлений деятельности. Согласно второй позиции политика идентифицируется со всеми видами власти. М. Вебер определяет сущность политики как достижение поставленной цели или руководство по достижению цели. По его мнению, политика «охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству».
В такой интерпретации политика представляет собой компонент отношений между управляющими и управляемыми. Иначе говоря, политика это деятельность людей по управлению людьми, организации их на осуществление тех или иных целей, то есть объект политики это люди и организации. В то же время объект выступает одновременно и субъектом политики.
Если определять политику только через власть и руководство, то остается открытым вопрос о социальном смысле и назначении политики. В этом аспекте рассмотрения политики выделяются два противоположных подхода: интегративный и дифференцирующий.
Интегративный подход интерпретирует политику как сферу общего, объединяющего всех членов общества. Политика рассматривается как деятельность руководящих структур по согласованию противоречивых интересов разных людей, их общностей и организаций посредством власти. Сторонниками данного подхода являются Т. Гоббс, В. Гегель и Т. Парсонс.
Необходимо отметить, что достижение полной целостности, то есть гармонии в рамках общества в целом это утопия. Однако возможны и необходимы стабильность и устойчивость общества, признание всеми гражданами определенных норм и целей, определенных ограничений. Все это, вместе взятое, должно служить предотвращению в обществе социальной напряженности и социально-политических конфликтов. Социальная напряженность возникает, когда удовлетворение жизненно важных потребностей, интересов и прав народа находится под угрозой или становится невозможным. В таких обстоятельствах конфликтное противостояние между власть имеющими и народными массами преодолевается уступками и компромиссами.
Дифференцирующий подход рассматривает политику как сферу борьбы, установления господства одних над другими. Это конфликтная интерпретация политики. Ее сторонниками можно назвать Н. Макиавелли, К. Маркс и др.
Исторический опыт показывает, что такое развитие политики приводит к подмене общественных интересов групповыми, к возможности выдавать групповые интересы за общие, что в конечном итоге разрушительно для общества и самой политики. Тем не менее, в зависимости от социальных и экономических условий, остроты размежевания социальных групп, в политике существует ориентация и на силовую победу в противостоянии, на подавление политического противника. Однако абсолютизация силы, борьбы может исказить социальное назначение политики, ее социальную природу.
Выражение политикой общего интереса постоянно проявляется в те периоды, когда в обществе преобладает стабильность и налаженность отношений во всех сферах жизни. Если состояние общества характеризуется структурной перестройкой, революционными изменениями, то политика становится ареной столкновений различных социальных групп и общностей.
В число субъектов политики входят действующие в сфере политики граждане, социальные группы и слои, общественно-политическое организации и движения, социальные институты, государственные органы. Будучи субъектами политики в одной из политических ситуаций, они же выступают в качестве объектов в другой. Политическая ситуация определяется расстановкой и взаимодействием политических сил, характером их движения к поставленной цели.
К объектам политики относятся: общественные явления, процессы, ситуации, факты, а также общественные организации и люди, на которых направлена деятельность субъектов политики. Важнейшими объектами политики являются власть и вся политическая система общества. Наиболее общим объектом политики является общество в целом, все его ключевые социально-экономические процессы, а политика приобретает функцию координации и регулирования всех сторон общественной жизни.
Объектно-субъектная взаимосвязь в политической жизни представляет собой органическое единство.
Политику классифицируют по различным основаниям. Так по масштабу и направленности выделяют внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает в той или иной мере все сферы общественной жизни, всю систему общественных отношений. Внутренняя политика находит свое выражение в осуществлении планов и программ социально-экономического и культурного развития страны. Внешняя политика это общий курс государства в международных делах, регулирование отношений с другими государствами в соответствии с принципами и целями своего государства. По критерию субъекта политики выделяются политика государства, политика партии, политика отдельного лица.
Любая сложная система, а таковой является общество, имеет определенную структуру, организацию. Исследуя общество, ученые выделяют два периода: дополитический и политический. Несколько тысяч лет назад общество в своей организации обходилось без политики, затем появилась необходимость в политической организации, которая со временем стала доминирующей, без которой современный человек не представляет себе окружающее общество. Так возникло и оформилось государство и государственная власть. Переход к политической организации представляет собой значительный скачок в изменении общественных форм организации. Появление политики способствовало развитию политической культуры, да и человек, осознавая себя и свое бытие, также становится более организованным.
Общеизвестно, что для удобства исследований ученые условно подразделяют общественную жизнь на отдельные сферы: экономическую, политическую, социальную, духовную. Мы рассмотрим, в основном, взаимодействие политической сферы с другими сторонами жизни общества и попытаемся определить роль государства в общественной жизни. Сфера политическая одна из основных подсистем общества, содержание которой можно выразить через интеграцию интересов политических субъектов в форме общегосударственных, общенациональных интересов, направление деятельности их по улучшению жизни народа, наведению порядка и стабильности путем осуществления политико-властных действий, активизации масс.
В политике следует выделять социально-политические слои, группы, имеющие конкретные интересы, согласовывать и реализовывать их в направлении целостности; политическая сфера как бы вбирает в себя совокупности воли многообразных субъектов, но не посягает на их относительную самостоятельность и автономность. Она приоритетна в смысле концентрации интересов субъектов на общей программе, цели человеческой деятельности, в которой интегрируются интересы, потребности и цели политических сфер общественной жизни, их носителей. Субъекты этих сфер нацеливают свою деятельность на реализацию общеполитической программы и своей собственной, в том числе в борьбе за политическую власть, влияние на нее.
Наиболее универсальной формой политической организации общественной жизни является государство как организация суверенной политической власти, действующая на территории страны, использующая право и специальный аппарат принуждения для обеспечения безопасности населения и прав граждан, для управления страной.
Социальное назначение государства состоит в том, что оно управляет людьми, решает общие вопросы, служит арбитром в разрешении споров, конфликтов и противоречий, возникающих между различными субъектами данной страны, способом их урегулирования, применяя при этом легализованное насилие. Государство выступает гарантом осуществления человеком своих прав и свобод, определяет правовое положение общественных организаций. Оно выполняет многообразные внутренние и внешние функции, тесно связанные между собой.
Функции государства это основные направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития, обусловленные основными задачами, встающими перед обществом. Функции составляют меру свободы человека и общества, в них как бы указание гражданам, в чем и насколько они могут надеяться на помощь государства, а что зависит только от их собственных усилий. Функции социального государства должны принципиально отвергать две крайности всеобщее иждивенчество и безразличие к судьбам слабых. Не борьба с богатством, а недопущение бедности должно составлять цель его регулирующей деятельности, которая, однако, не должна при этом грубо попирать права людей предприимчивых. Государство сильно благополучием своих граждан, а не унификацией их бедности.
К внутренним функциям государства относят экономическую, политическую, социальную, экологическую, информационную, правоохранительную, транспортную и другие. К внешним поддержание мирового порядка, обороны, дипломатическую, внешнеэкономическую, культурного сотрудничества и другие. Они тесно взаимосвязаны между собой, составляют систему видов деятельности государства и его органов.
Государство осуществляет свои функции, находясь внутри общества. Термин «гражданское общество» отражает совокупность неполитических отношений людей и социальных структур, находящихся вне государственных органов и фиксирующих их частные и общественные интересы. Гражданское общество составляет основу государства, поскольку охватывает всю народную массу и ему должно быть подконтрольно государство. Государство есть один из институтов гражданского общества, средство для удовлетворения потребностей граждан. Чем менее гражданское общество испытывает на себе регламентирующее влияние государства и чем более оно контролирует государство правовыми способами, тем более общество является демократическим, а государство правовым.
В самом простом понимании социального смысла назначения государства выражены две составляющие: не мешать людям развернуть свои потенциальные способности, инициативу и творчество и создать условия, помочь им в этом на базе права и общественного порядка.
Темы рефератов и докладов
Контрольные вопросы
Новые понятия: политическая власть, политика, политические отношения, политический интерес, легитимность власти, харизматическая власть, субъекты политики, объекты политики.