У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

задание на раскрытие Ваших творческих способностей воображения умения решать нестандартные задачи

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

«НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» МЕТОДИКА

Обзор

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Инструкция 

Инструкция:

"Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".

 

Инструкция:

«Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.

  1.  В течение 5-10 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.
  2.  Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).
  3.  Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п.

Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное.

  1.  Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.

Желаем Вам творческих успехов!»

Анализ 

Интерпретация.

Общие замечания.

Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль заканчивается движением").

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.

Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики.

---Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением).

---Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью.

---На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью.

---Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Положение рисунка на листе.

---В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

---Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

----Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция:

неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

----Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

----Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

---Положение "анфас" - голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза.

Значение детали "уши" — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

--Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость),

---в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе.

---Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.

----Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание).

 Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

--- Значение глаз в рисунке. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки.

---Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения;

для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко.

Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

--Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

---На голове также иногда располагаются дополнительные детали:

рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры.

К ней относятся (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля над рассуждениями, выводами, решениями.

--Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

--Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры:

могут быть функциональными или украшающими.

Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики, завитушки-кудри, цветково - функциональные детали: — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих.

Либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению

Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.).

Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты.

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции.

--Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению.

---Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.

Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов:

---вверх (уверенно, положительно, бодро)

--падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.).

Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры.

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих:

---агрессивная — если она выполнена в острых углах;

---со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии;

---с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена.

Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению:

---верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей;

---нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения;

---боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях;

то же самое — элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного.

--Справа — больше в процессе деятельности (реальной),

---слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия.

Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.):

с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей.

Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия.

В обратном случае - экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него).

Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. 

Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Типы животных.

Тематически животные делятся на:

угрожаемых,

угрожающих,

нейтральных

(подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки).

Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Агрессивность.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.

Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы.

Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности:

выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов:

----банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим (кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п.)

Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название.

---Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.) — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации;

----Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.) — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний.

----Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

----Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим.

---Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус - кус" и т.п.).

---Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).

 

 

Дополнительно:

 

Симптомокомплексы агрессивности теста

"Несуществующее животное"

( по Фурманову И.А.).

 

Симптомо-комплекс

Симптом

Балл

Агрессия

1.

Сильная, уверенная линия рисунка

0,1

2.

Неаккуратность рисунка

0,1

3.

Большое количество острых углов

0,1 - 0,2

4.

Верхнее размещение углов

0,1

5.

Крупное изображение

0,1 - 0,2

6.

Голова обращена вправо или анфас

0,1

7.

Хвост поднят вверх, пышный

0,1

8.

Угрожающее выражение

0,1

9.

Угрожающая поза

0,1

10.

Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога)

0,1 - 0,2

11.

Хищник

0.1

12.

Вожак или одинокий

0,1

13.

При нападении "дерется насмерть"', или "всех убивает", дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.)

0,1

14.

Ночное животное

0,1

15.

Другие признаки

0,1




1. Контрольная работа - Проблемы стабильности семьи и брака
2. Задачи, функции и система министерства внутренних дел Российской Федерации
3. Что явлся абсолютно универсальным для социальн
4. Проблема бессознательного в психологии
5. Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине Маркетинг
6. Реферат на тему- Характеристики озброєння армій країн НАТО ТАНКИ БОЙОВІ МАШИНИ ПІХОТИ БРОНЕТРАНСПОРТ
7. Трансляция, компиляция, интерпретация, линкование
8. Портландцемент
9. Реферат- Психофизическое развитие ребенка
10. В ходе развития механики был установлен ряд таких принципов каждый из которых может быть положен в основу м
11. Економічні погляди Ф Лассаля
12. Джессика Спотсвуд
13. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук
14. О занятости населения в РФ
15. Толстые и тонкие
16. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кадидата медичних наук Харків ~
17. Роль анализа финансового состояния в эффективном управлении организацией [3] 1
18. Провадити діяльність у галузі туризму яка підлягає ліцензуванню лише за наявності відповідної ліцензії
19. Модели аналоговых пассивных компонентов программного пакета MicroCP-7
20. ЗАДАНИЕ. Составить таблицу Основные показатели физического психического и социального развития ребенка в