Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет физической культуры»
Институт туризма
Реферат
по дисциплине: «Философия»
на тему: «Справедливость как этико-философская и юридическая категория»
Подготовил
Студент 2 курса 423 группы
Корбан Павел
Минск, 2013 г.
Содержание
Введение
Социальная справедливость как философская и правовая категория
Современное видение идеи социальной справедливости как правовой категории
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время, в условиях, когда уже выработана концепция правового государства, с присущими ему существенными признаками и особенностями, построение правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует однозначного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем идея правового государства всегда понималась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о праве как о высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.
В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же роль отведена праву среди других социальных регуляторов, как социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие существуют тенденции их развития и преобразования.
Проблема является актуальной поскольку в процессе исторического развития и эволюции общественных отношений, то есть усложнения их элементной структуры, а так же появления их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов.
Социальная справедливость относится к числу социальных явлений, сопутствующих человечеству на протяжении всей его истории. Еще древние люди сталкивались с проблемой поиска компромисса между индивидуальным и коллективным интересами, вырабатывая наиболее приемлемые формы поведения посредством моральных запретов и предписаний. Все сферы совместной жизнедеятельности людей экономическая, политико-правовая, социальная, культурная имеют свою логику развития, тем не менее они объединены общей центральной идеей социальной справедливостью.
Актуальность темы данной работы усиливается ещё тем, что законодательная база постреформенного законодательства в области социального обеспечения не сформировалась в полной мере; в процессе законотворческой деятельности намечено рассмотреть не только проекты новых федеральных законов, но и произвести корректировку действующих правовых норм. Научные исследования в области социального обеспечения могут оказать положительное влияние на развитие и совершенствование законодательства.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить, насколько действующее законодательство и его правоприменительная практика соответствуют интересам граждан, обосновать предложения по совершенствованию правового регулирования с тем, чтобы оно отвечало идее социальной справедливости.
Для достижения указанной цели была предпринята попытка решить следующие задачи:
- рассмотреть философский и правовой аспекты понятия «социальная справедливость»;
- выявить, особенности социальной справедливости и права в современном государстве.
Методологической основой исследования являются методы общенаучного познания: законы формальной логики, анализ и синтез, метод перехода от общего к частному , а также специальные правовые методы: историко-правовой анализ, метод сравнительного правоведения, обобщение правоприменительной практики, социологических, экономических, данных.
Социальная справедливость как философская и правовая категория
Существуют различные определения понятия «справедливости». Одно из них - справедливость есть распределение прав и обязанностей в согласии с мнением участников. Причем, распределяются не обязательно равные права, происходит такое разделение прав, которое принято считать правильным в этой некой среде, при некоторых обстоятельствах.
В течение всего периода существования человечества высказывались суждения о социальной справедливости с учетом условий и времени, в котором жили авторы этой идеи. Вполне естественно, что смысл, вкладываемый в это понятие, менялся. И тем не менее, даже у древних философов мы находим те элементы (составные части) социальной справедливости, которые отвечают современным представлениям о ней.
Философы в большинстве своем оперировали словом "справедливость", когда хотели подчеркнуть необходимость равенства людей в обществе.
Древнегреческий философ Платон, например, считал, что государство представляет собой как бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. В таком обществе людей преследуют страх и неуверенность.
Здоровое общество должно быть иным. В своем труде "Государство" Платон утверждал, что правильное государство можно научно обосновать, а не искать ощупью, веря и импровизируя. Платон предполагал, что это новое научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину в нем. Он мечтал видеть общество, в котором характерными чертами являются равенство возможностей (шансов), полное устранение частной собственности. В основе его концепции лежало общее благосостояние. Аристотель в работе "Политика" выделял в государстве три класса: один класс очень богат; другой - очень беден; третий же - средний. Третий класс он считал наилучшим, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Размышляя о стабильности государства, Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического правления богатой плутократии ("олигархии"). Представляется, что Аристотель был прав, говоря, что любая крайность может увенчаться тиранией. Привлекательной является мысль, что лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других вместе взятых, управляется лучше всего, ибо в нем обеспечено общественное равновесие.
Особое место в рассуждениях философов о справедливости занимает понятие «собственность». Взгляд Аристотеля на собственность развивался в прямом споре с Платоном, которому он приписывал защиту общественной собственности. Однако Платон имел в виду запретить частную собственность только для правителей, видя в ней разрушителя единства правящей элиты, её преданности государству. Аристотель не считал, что частная собственность вредит моральному совершенству, доказывая это следующим:
- когда у людей есть личные интересы, они не ропщут один на другого, а заняты каждый своим делом, и прогресс ускоряется;
- обладание чем-то доставляет удовольствие, ибо все или почти все любят деньги и другие подобные вещи. Аристотель резко отделяет такую любовь к собственности от эгоизма и мелочности, рассматривая её с точки зрения
самореализации и самоуважения;
- при общественной собственности никто не может быть щедрым и великодушным, так как ни у кого ничего нет. Частная собственность глубоко укоренилась в душе человека, если существует так долго. В связи с этим нельзя пренебрегать опытом веков.
Зная о бедах, сопутствующих системе частной собственности, Платон считал, что они вызваны совсем другой причиной - порочностью человеческой натуры. Несовершенство общества исправляется, по его мнению, не уравнением материального благосостояния, а моральным улучшением людей. Надо приучать благородные души обуздывать желания и принуждать к этому неблагородные (т.е. мешая им, но не применяя грубую силу).
Анализ взглядов Платона и Аристотеля дает нам основание утверждать, что ещё в древние времена философами было обращено внимание на следующие несомненно важные постулаты, касающиеся справедливости:
- в справедливом обществе должно быть обеспечено равенство возможностей (шансов) людей;
- справедливость - первооснова нравственности в обществе, которое должно прилагать усилия для должного идейного обоснования добра и зла;
- наличие у граждан частной собственности совсем не означает, что в государстве царит несправедливость, если ее приобретение произошло на законных основаниях;
- учет интересов среднего класса в государстве способствует его устойчивости, что важно для всех его граждан.
Рассуждения Сократа и Ксенофонта Афинского позволяют нам выделить ещё одну черту справедливости, на которую обратили внимание древние философы: равенство в требованиях, предъявляемых каждым к другим членам общества.
Как бы ни отличались взгляды философов на справедливость в течение
четырнадцати веков, идеи Платона и Аристотеля не исчезали, они корректировались с учетом появлявшихся новых нравственных идеалов, субъективных оценочных суждений авторов, развития науки в обществе, состояния производительных сил. На последнее обстоятельство обратили внимание К. Маркс и Ф. Энгельс. Они подметили, что апелляция людей к справедливости всегда сопровождалась критикой не удовлетворявших их общественных отношений (например, в условиях перехода от одной общественно-экономической формации к другой), но это лишь симптом того, что те или иные общественные отношения изжили себя, тормозили общественную жизнь, а в способе производства зарождались новые общественные отношения. Иными словами, в обществе особенно остро начинали воспринимать несправедливость, когда старые экономические отношения явно тормозили развитие производительных сил. Отсюда у общества появилась задача: выявить элементы "новой организации производства и обмена" (объявить их справедливыми) и путем борьбы с элементами старой, "разлагающейся экономической формой движения" (объявленными несправедливыми) и внедрить «новое» в жизнь.
Особенно много разных мнений по поводу справедливости высказывалось в советский период. Так, одни утверждали, что «...социальная справедливость отражает интегрирующую оценку степени соответствия общественного строя, потребности всестороннего развития личности». Другие полагали, что «социальную справедливость необходимо воспринимать, исходя из реально существующих у нас экономических отношений и степени воплощения в них идеалов социализма, выявлять несовпадение объективных и субъективных сторон социальной справедливости в современных условиях».
Третьи считали, что «...применительно к перспективе развития социалистического общества под социальной справедливостью понимается установление политического, социального и экономического равенства общественных групп. Но применительно к современности мы говорим о социалистической справедливости, основным содержанием которой служит последовательное осуществление принципа «от каждого по способностям -каждому по труду». Четвертые рассматривали «справедливость (несправедливость) как объективные качества реальных отношений».
Философская категория «справедливость», наполняясь конкретным содержанием, постепенно превращалась в социально-экономические, политические, идеологические требования или оценки. Например, как нравственное понятие, она может выступать в роли критерия моральной оценки, в роли чувства, в роли нормы, мотива поведения и, наконец, в роли нравственного идеала.
В праве со словом «справедливость» ассоциируются конкретные требования, предъявляемые к организации эффективного правового регулирования. Задача правовой науки - выявить и доказать, что должны выражать конкретные юридические нормы, чтобы можно было назвать их
справедливыми. В правовой литературе не раз отмечалась важность понимания законодателем идеи справедливости, которая является внутренним свойством и качеством права. Вопрос о справедливости или несправедливости закона - это по существу вопрос о правовом или неправовом характере закона, его соответствии или несоответствии праву.
Вслед за философами юристы стали считать проявлением справедливости закрепление в законодательстве прав и свобод граждан, равенства возможностей всех людей, равенства граждан перед законом. Из перечисленного наиболее яркой формой появления справедливости в праве можно считать социальное равенство, поскольку на неразрывную связь справедливости, равенства и права указывает большинство правоведов, проводивших исследования в рассматриваемой сфере. Как и философы, юристы считают, что равенство правовых возможностей должно пронизывать всю систему общеобязательных формально-определенных юридических норм.
Под термином «правовые возможности» понимаются заложенные в юридических нормах модели поведения, которые могут быть реализованы каждым в различных фактических вариантах правоотношений.
Правовое равенство предполагает также отсутствие каких-либо ограничений прав и свобод, а также привилегий по признаку происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Вместе с тем вряд ли стоит проявление справедливости видеть только в равенстве прав и свобод граждан, в установлении равных обязанностей и оснований ответственности, равенстве перед судом.
Современное видение идеи социальной справедливости как правовой категории
Идея всеобщей формальной одинаковости сегодня не может быть привлекательной: если в системе юридических норм отсутствует дифференциация по ряду значимых для общества обстоятельств (например, в связи с созданием благоприятных условий труда для беременных женщин и подростков), то о какой справедливости можно говорить, если в обществе в таком случае не учитываются интересы наиболее уязвимых слоев населения. Таким образом, дифференциация в правовом регулировании, учитывающая интересы различных категорий граждан, - это тоже проявление социальной справедливости.
О воплощении социальной справедливости в праве можно говорить только тогда, когда оно обеспечит каждому человеку (помимо сказанного выше) достойный уровень жизни.
Можно сказать, что выражение «достойный уровень жизни» берет свое начало от провозглашенного российскими учеными на рубеже XIX и XX веков права на достойное человеческое существование. Известный философ-правовед П.И. Новгородцев отмечал, что право не ограничивается одной охраной свободы граждан, "а берет на себя также и регулирование материальных условий ее осуществления". Цель, которая должна быть при этом достигнута, П.И. Новгородцевым была названа так: "признание права на достойное человеческое существование".
Обозначение сути этого права в российской литературе впервые было дано В. Соловьевым в работе "Оправдание добра". Он определил его в виде требования, «чтобы каждый человек имел не только обеспеченные средства к существованию (т.е. одежду и жилище с теплом и воздухом) и достаточный физический отдых, но чтобы он мог также пользоваться и досугом для своего духовного совершенствования».
Существенным показателем полноценности законов с позиций принципа справедливости во многом является их строгая согласованность с общепризнанными стандартами прав и свобод человека, с принципом приоритета и задачей надежной охраны названных ценностей. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения каждым гражданином своих юридических обязанностей. В случаях уклонения от их исполнения или посягательства на указанные человеческие ценности других лиц справедливо применение к виновным установленных законом мер воздействия.
Ценность справедливости, а через нее и в целом права, проявляется в том или ином результате правоприменения - в справедливом характере судебного решения, примирении конфликтующих сторон, в сдерживании антиобщественных побуждений и устремлений индивидов и групп и тем самым в обеспечении и поддержании мира, порядка, общего блага.
Заключение
Справедливость, стремление к ее установлению и поддержанию как должного - одна из вечных идей и желаний человечества. Она представляет собой категорию общественного сознания и общечеловеческую ценность, тесно связанную с пониманием права.
Справедливость признана составной частью нравственной и правовой культуры, условием нормального и мирного существования человеческого сообщества. Идея и требования социальной справедливости, их последовательная реализация играют важную роль в деле качественного преобразования жизни нашего общества. Исследование проблемы, связанной с определением понятия, с раскрытием содержания принципа справедливости в праве и правоприменении приобретает особую значимость.
Вследствие этого возникают вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни, а при историческом отмирании тех или иных общественных отношений, а так же при их изменении - об устранении не соответствующих действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и противоречий.
Справедливость важнейшая философская и общественная проблема, имеющая особое значение для теории государства и права, причем значение это возрастает в эпохи ломки старых и утверждения новых порядков. Справедливость идеал жизни общества, а, следовательно, государства и права как ее составных частей. Широкое согласие по вопросу справедливости признак здоровья общества и государства, одно из условий нормального функционирования демократических институтов. Отсюда особая актуальность научной разработки проблемы справедливости, в том числе ее юридических аспектов.
Справедливость это и критерий оценки всех политических и государственно-правовых явлений, хотя, разумеется, не единственный, ибо реальные социально-экономические обстоятельства диктуют свои требования и ограничивают применение принципов справедливости, выступают по отношению к ним как необходимость.
Список используемой литературы