Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Понятия «Семьям и «Брак» в психологии и смежным науках
Семья важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений. А. И. Антонов утверждает, что семью создает отношение родителидети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Он обращает внимание на пространственную локализацию семьи жилище, дом, собственность и экономическую основу семьи общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. АИ. Антонов определяет семью как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества - родительства родства. Выпадение одного из этих звеньев, по Антонову, характеризует фрагментарность семейных групп. Для того, чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать скла дывающиеся в ней взаимоотношения по типу: муж жена; муж дети; жена дети; дети родители; дети дети. Эти структурные характеристики семьи, имея относительную независимость, представляют ее социально-психологическое единство. Следовательно, могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений.
Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Так, ученые убе дительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. А.Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности»1, а семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание»2.
В определении А.Г. Харчева ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации, и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании. Причем последнее обеспечивается как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными).
Так, в разных обществах устанавливается определенный возраст для вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака (например, период с момента подачи заявления до его официального оформления, виды и формы брачных свидетельств) и его расторжения. Половое санкционирование брачных отношений также хорошо известно. Наглядным примером этого является ограничение возможностей репродуктивного поведения в Китае, численность которого превышает 1 миллиард человек. В других обществах, наоборот, изыскиваются всяческие способы стимулирования деторождения. Влияние государственной политики осуществляется через налоги на бездетность, выдачу пособий семьям, имеющим детей, организацию продажи детских и семейных товаров (сеть американских магазинов «Семейный доллар», торгующих по более доступным ценам), оказание особой медицинской помощи беременным женщинам, младенцам, принятие программ, способствующих социальной и материальной поддержке семьям.
В настоящее время отношения между супругами регламентируются российским законодательством, на основе которого приняты кодексы о семье и браке. Что касается максимального возраста для вступления в брак, а также наличия любой разницы в возрасте жениха и невесты, то эти факторы не играют никакой роли любой «поздний» или «неравный» брак беспрепятственно регистрируется в загсе. Раз личные ограничения, существовавшие в дореволюционной России, например предельный брачный возраст 80 лет, а для вступления в брак старше 60 лет требовалось специальное разрешение архиерея, были отменены в 1917 г.
По мнению А.Г. Харчева1, семья представляет со бой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Согласно общепринятому определению: «Семья это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».
Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики:
1. Семья ячейка (малая социальная группа) общества;
2. Семья важнейшая форма организации личного быта;
3. Семья супружеский союз;
4. Семья многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
На наш взгляд, семья это системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства. Жизнь семьи детерминирована условиями разви тия конкретного общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных нормах, что, в свою очередь, сказывается на семейных позициях и ролях и преломляется в особенностях взаимоотношений в семье.
СЕМЬЯ КАК СИСТЕМА
В терминах общей теории систем, разработанной Людвигом ван Берталанфи «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это прежде всего определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое»1.
По определению В.В. Столина, семья это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия»2.
СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА
Если опираться на два самых общих подхода к семье, то есть рассматривать ее как социальный ин¬ститут и малую группу, можно заметить, что представление о семье все более отходят от безусловно признанных функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Исходя из этого, в определении семьи можно отталкиваться от тех потребностей, которые реализует семья. Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, на¬ходящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них. В семье формируются и развиваются брачно-семейные отношения как отражение многообразных межличностных контактов, всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта.
Эта точка зрения на семью выражена А.И. Захаровым: «В социальной психологии существует понятие «первичная группа». Связи в этой группе строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников. Такой первичной группой является семья единственная группа, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей».
Малой группой в социальной психологии называется общность людей, объединенных формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, которые проявляются в любви и привязанности . Малая группа является не только проводником, корректирующим влияние общества на индивида, но и той ареной, где осуществляется отдача личности обществу, где личность реализует усвоенные социальные идеалы. Малая группа, в частности семья, это не просто любые контакты между людьми, но контакты, в которых реализуют¬ся определенные социальные связи и которые опосредованы совместной деятельностью этих людей.
Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для нее:
• наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;
• частичное различие в интересах и установках членов семьи;
• наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;
• включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах;
• семья не связана совместной деятельностью в том смысле, как совместная деятельность других групп;
· многосторонность и значимость семейных отношений, и их взаимосвязь;
· особая открытость, уязвимость членов семьи.
Помимо психологических особенностей семье также присущи определенные социально-психологические процессы. Одним из таких процессов является общение, т. к. именно в нем раскрываются, реализуются семейные и межличностные отношения. Общение является реализацией всей системы внутрисемейных отношений человека.
Внутрисемейное общение характеризуется посредством выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися членами семьи. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися членами семьи, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями. Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной жизни семьи каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других1.
Другой аспект социально-психологических процессов, присущих семье, представлен такими явлениями как феномен группового давления или «конформизм», групповая сплоченность, психологическая совместимость.
Феномен «конформизма» присущ не столько процессу формирования семьи, сколько «подключения» к ней нового члена. Например, когда в «обычную» семью вливается совершенно новый человек в результате образования молодой семьи. Однако в отношении семьи целесообразно говорить о конформности, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции всех остальных членов семьи, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного семье, меру его «подчинения» внутрисемейному давлению.
Семейная соподчиненность психологическая характеристика единства и взаимосвязанности индивидов в семье. Это динамическая характеристика процесса развития внутрисемейных связей проявляется «а трех уровнях:
НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ
Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей родственников, родителей супругов. В настоящее время отдельные простые, или нуклеарные, семьи преобладающая форма среди всех семей.
«Нуклеарная» от слова «нуклеа» ядро, т. е. главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей. Количество нуклеарных семей в нашей стране достигает 80%!. Основная форма нуклеарной семьи малодетная нуклеарная семья. В отличие от многопоколенной разветвленной семьи, она более проста, демократична, мобильна, свободна от регламентирующего влияния старших поколений и, таким образом, более пэиспособлена к современным условиям жизни.
Жить отдельно от родителей хотели бы многиемолодые семьи. Сказывается стремление к независимости, к самостоятельности, желание по-своему строить семейную жизнь. В целом атмосфера и условия жизни молодых нуклеарных семей больше способствует самовыражению, проявлению способностей, личных качеств супругов, и качеств не только положительных. Одна из черт нуклеарных семей заключается в том, что партнера любят, но мнением его часто не дорожат. Нередко супруги излишне небрежны, несдержанны и самоуверенны по отношению друг к другу. Даже не большие ссоры в отдельно живущих семьях бывают очень опасны, особенно на ранних стадиях развития семьи, когда идет «притирка характеров». От пустячного слова, небрежного жеста начавшаяся ссора, не встречая внутренних и внешних преград, может лавинообразно развиться вплоть до развода. Интенсивность жизни в нуклеарной семье приводит к стрессам, пси хическим заболеваниям, конфликтам, сексуальным репрессиям, аморальности. Как и любое значимое социальное движение, трансформация института семьи разрешает одни проблемы, создавая другие.
БРАК КАК СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ
Отношения между людьми в системе психологического знания понимаются как, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей, во-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов, а также участвующих в них партнеров1. Эти аспекты объективный и оценочный представляют два аспекта реальности семейной жизни. Для семьи частота контактов, их содержание определяется тем, как члены семьи относятся друг к другу, т. е. эмоциональный компонент межличностных отношений субъективно и объективно определяет состояние и развитие взаимодействия.
Эмоциональные отношения многосторонне изучены Л.Я. Гозманом, значимые А.А. Кроником и Е.А. Кроник, однако авторы решали задачу по прояс нению закономерностей возникновения, развития, стабилизации и распада эмоциональных и значимых отношений в паре или «событийной» группе. С точки зрения семьи это явное сужение предмета анализа. Такой подход, безусловно, выигрывает в точности и глубине исследования, но недостаточен для реализации целей создания учебного пособия по семейной психологии для студентов.
Семейная психология это наука о человеческих отношениях, энциклопедия жизни, свод писаных и неписаных законов, устанавливаемых, выполняемых и нарушаемых членами семьи.
Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное А.Г. Харчевым: семья это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Супружеские узы как искусство жить в браке определяют отношения, дуальные по форме, универсальные по значению и специфические по интенсивности и силе согласно определению М. Фуко'.
Дуальность семейных отношений обусловлена половым диморфизмом, с одной стороны, и двойственностью целей брака продолжением рода и дружной совместной семейной жизнью, с другой.
Универсальность брака и семьи связана с долгом всякого человеческого существа, желающего жить сообразно природе, и, одновременно, с обязанностью индивидуума, который намерен вести жизнь, полезную для окружающих и человечества в целом. Матримониальная связь представляет собой универсальный закон. Уникальность брака и семьи кроется в их эмоциональном и кровно-родственном потенциале. Понимаемые как наиболее важные и тесные из всех возможных отношений, супружеские узы определяют весь способ существования, который отличает определенное искусство быть вместе. Брак как психологическое отношение, согласно Юнгу, имеет ряд особенностей:
1. цель и содержание брака выступают как осознание бессознательных мотивов и влияний;
2. неизбежность создания счастливого брака через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые;
3. возможность установления психологических отношений в браке только во второй половине жизни;
4. взгляд на конфликтную атмосферу как непременное предусловие осознавания.
На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относят совокупность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе. Это и определяет межличностные отношения в обществе, трудовом коллективе, в семье.
Действия и проявления внутренних факторов наблюдается на уровне межличностных отношений через реализацию (или наоборот) взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров-, это интеллектуальные, характерологические и социально-психологические особенности супругов.
Особую значимость в развитии семейных отношений приобретают жизненные стратегии семейных партнеров: внутренний контроль внешний контроль; эгоизм социоцентризм (альтруизм); ориентация на общественные нормы на себя; принятие противоречий их неприятие; чувство собственного достоинства неверие в себя.
К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие.
1. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается («доживутся до любви», по выражению И.С. Тургенева). Хотя, если семья существует лишь как экономическая единица, ощущение эмоционального взлета полностью теряется. Люди, вступающие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех практических начинаниях поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов максимальная, а личная вовлеченность минимальна.
2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).
3. Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из будущих супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.
4. Брачно-семейные отношения как ритуальное ис полнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, все вокруг замужем и что настало время создавать семью. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. В таких семьях нечасто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.
5. Брачно-семейные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга, для остальных членовсемьи. Брачно-семейные отношения в этом варианте есть высшая степень объединения людей,когда дети рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность при полной поддержке второго. Парадокс заключается в том, что, добровольно принимая на себя подобные ограничения («Я счастлив, если счастлива ты»), люди становятся более свободными. Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем уважении к человеку, чем к общепризнанным нормам.
В истории человечества сменилось немало форм организации брачных отношений между полами, как правило, соответствующих определенному уровню социально-экономического развития общества. Вместе с тем, не только сами формы брака вариативны, но и взгляд на брак и семью в современном обществе претерпевает кардинальные изменения. Центр изучения семьи постепенно перемещается с экономических факторов наличностно-психологические, нравственно-эмоциональные факторы.