Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
64
PAGE 63
Лекция 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Формирование классической философии. После того, как Николай Коперник обосновал главный принцип современной науки (видимое не действительность, а отражение действительности, скрытой за явлениями), произошел коренной перелом в отношении людей к науке и ее целям. Целью жизни человека было провозглашено не приспособление к миру, а его изменение, и орудием стал разум. Один из основателей современного естествознания Галилео Галилей провозгласил целью науки математическое описание закономерностей природы: он считал, что книга природы «написана на языке математики». Наука должна дать описание действительности, изучая те свойства тел, которые поддаются измерению. Исходный пункт познания чувственный опыт, но реальное знание достигается сочетанием планомерного экспериментирования с математическим описанием и логическими доказательствами.
Одним из важнейших направлений философии Нового времени стал поиск и обоснование методологии научного исследования. Среди первых философов, давших обоснование нового взгляда на предназначение науки, был Френсис Бэкон. По его мнению, цель науки открытия, цель открытий увеличение власти человека над природой. Господствовать над природой можно, лишь подчиняясь ее законам; значит, нужно эти законы узнать. Современная ему наука не могла достичь этой цели, значит, нужно ее изменить: выявить препятствия на пути познания и указать на правильный метод мышления как на кратчайший путь к новым открытиям. Ф.Бэкон считал: для того, чтобы наука смогла усиливать власть человека над природой, необходимо очистить ее от заблуждений и разработать методологию экспериментального естествознания. Он обвинил философов прошлого в бесплодии, в создании «философии слов». Нужно изучать мир, а не книги древних. Призвание философии Ф.Бэкон видел в том, чтобы «произвести восстановление наук и искусств и всего человеческого знания, утвердив его на должном основании»1. Старое знание «в практической части бесплодно, полно нерешенных вопросов, в своем росте медлительно и вяло; тщится показать совершенство в целом, но дурно заполнено в своих частях; по содержанию угождает толпе и сомнительно для самих авторов, а потому ищет защиты и показной силы во всяких ухищрениях»2. Нужно отвлечься от туманных общих понятий и изучать конкретные явления, и лишь потом подниматься по ступеням обобщения.
Главное препятствие на пути познания засорение сознания людей ложными представлениями, идолами. Различаются причины ошибок: идолы рода ложные представления о мире, присущие всем людям из-за ограниченности их ума и органов чувств; идолы пещеры связаны с субъективностью восприятия (внутренний мир человека, его привычки и склонности «пещера» накладывает отпечаток на его суждения и порождает предубеждения); идолы площади порождены неправильным употреблением слов люди часто вкладывают в одни слова разный смысл; идолы театра чужие представления и философские системы, некритически заимствованные через традицию и слепую веру. Идолы рода и пещеры врожденные, преодолеть их невозможно, разве что уменьшить их влияние. Идолы рынка и театра можно преодолеть, преобразуя сознание.
Познание отображение внешнего мира в сознании человека, оно начинается с чувственного восприятия мира, которое нуждается в экспериментальной проверке. Опыты делятся на плодоносные (приносящие практические результаты) и светоносные (теоретические исследования для дальнейшего развития науки). Для наибольшей эффективности опыты должны ставиться по определенной методике. Научный метод величайшая из сил, так как правильно ориентирует деятельность человека, поднимая его эффективность, показывает кратчайший путь к новым открытиям. Таким методом для Ф.Бэкона была индукция (восхождение от частного к общему, от констатации фактов к выведению связывающих их закономерностей).
Ф.Бэкон стал родоначальником эмпиризма философского направления, провозглашавшего источником познания чувственный опыт, а в разуме видевший средство его обработки.
В противовес Ф.Бэкону, предложившему индуктивный метод познания, Рене Декарт предложил дедуктивный. Он выдвинул идею всеобщей математизации науки, считая, что математика наука не просто о числах, а о порядке, царящем в природе. Только она может привести к достоверным выводам. Р.Декарт сравнивал науку с деревом, корни которого философия, ствол математика, а ветви отдельные науки. Научный метод Р.Декарта стал осмыслением и обобщением приемов математического метода познания. До этого наука была собранием случайно найденных истин, теперь она должна стать единой системой. Нужно превратить познание в организованную деятельность, освободив его от субъективности и случайности; наука сможет не надеяться на открытия, а планомерно развиваться. Исходный пункт исследования сомнение. Чтобы расчистить путь знанию, нужно избавиться от предрассудков. Сомнение должно снести здание традиционной культуры и перестроить его по-своему. Ставя под сомнение все, к чему имеют отношение чувства, все, что считается истинным, нужно дойти до первоистины, настолько очевидной, что в ней нельзя усомниться: «Отбросив, таким образом, все то, в чем так или иначе можем сомневаться… мы легко допустим, что нет ни Бога, ни неба, ни земли… но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем. Невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение: я мыслю, следовательно, я существую, истинно, и что оно поэтому есть первое и важнейшее из всех заключений»3.
Р.Декарт различает в процессе познания субъект (того, кто познает) и объект (то, что познается). Но какова же связь между ними? Именно Бог дает нашему мышлению адекватно отражать мир. В основе познания должны лежать врожденные идеи твердые и отчетливые представления, не вызывающие никаких сомнений и содержащиеся в уме каждого человека. Они перешагивают пределы опыта и предопределяют результаты познания. К ним относятся наиболее общие логические, математические и этические понятия. Из них разум может вывести следствия на основе метода дедукции перехода от общих принципов к рассмотрению частных случаев. Заблуждения человека происходят не от несовершенств его разума, а от злоупотребления свободой воли, отклоняющейся от очевидности.
Первоначало по Р.Декарту субстанция: то, что для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Единственной субстанцией можно назвать Бога как сущность, которая в себе самой заключает смысл и источник своего существования. Но существуют две вторичные субстанции, которые сотворены Богом и поддерживаются его могуществом, мыслящая и телесная. Все остальные вещи и свойства, которые нуждаются в содействии не только Бога, но и его творений, атрибуты. Главный атрибут мыслящей субстанции неделимость, телесной протяженность. Остальные качества (цвет, запах, температура) вторичные, обязанные своим появлением воздействию первичных качеств на человеческое тело.
Р.Декарт стал родоначальником рационализма философского направления, считающего, что в основе познания лежит разум (идеи, выходящие за пределы опыта), а опыт служит лишь подтверждением открытий, сделанных логическим путем.
Философия ХVII-ХVIII веков, названная классической, выросла на основе этих исследований и имела следующие черты:
1. Уверенность в способности человеческого разума познать все существующее и найти решение всех задач.
2. Понимание человека как существа активного и свободного, «царя природы», главное отличие которого разум.
3. Цель жизни человека не приспособление к миру, а его изменение, для чего следует узнать законы мироздания. Оно упорядочено и постоянно, правящие им законы познаваемы.
4. Стремление проверить все принципы и найти им рациональное обоснование; попытки построить философию, сравнимую по точности и обоснованности с наукой, цель которой поиск и обоснование методов научного исследования.
5. Провозглашение как основных ценностей общественной жизни свободы личности и соблюдения прав человека.
6. Вера в общественный прогресс, то есть непрерывное усовершенствование всех сторон человеческой жизни.
7. Вера в возможность перестройки общества по законам, полученным разумом: конструирование идеального общества.
2. Философия ХVII века. Содержанием дискуссий этого периода была полемика между эмпиризмом и рационализмом.
Томас Гоббс считал, что нужны лишь два понятия: материального тела и движения. Природа совокупность тел, различающихся величиной и положением. Движение механическое перемещение, к которому можно свести все изменения и процессы. Т.Гоббс представлял эмпиризм в его крайней форме сенсуализма, сводя опыт человека к данным органов чувств.
Для Т.Гоббса человек часть природы и подчиняется ее законам. Как телесное существо, он стремится получать удовольствия и избегать страданий; самый важный из инстинктов инстинкт самосохранения, а значит, природа человека эгоистична. Естественный закон этики стремление человека к самосохранению и удовлетворению потребностей. Благо то, что человек желает, зло то, от чего он отвращается. Другие этические понятия относительны и зависят от того, что именно считается способствующим благу. Т.Гоббс стал одним из авторов теории «разумного эгоизма»: просвещенный человек понимает, что, если он будет думать только о себе, то неизбежно столкновение с другими людьми ведь все желают одних и тех же благ; люди приходят к выводу, что разумнее учитывать интересы других не из любви к ним, а из «разумного эгоизма».
Т.Гоббс уделил внимание разработке философии государства и права. Человек от природы, по его мнению, заботится лишь о себе, поэтому в случае «естественного» состояния шла бы непрерывная «война всех против всех». Стремление человека к совместной жизни потребовало определенных жертв так возникло государство, «механическое чудовище», «Левиафан», во имя которого люди отказались от своих прав на неограниченную свободу и абсолютное равенство. Цель государственной власти мир и взаимопомощь, но существующие государства отклонились от этого идеала: произошло отделение государства от гражданского общества. Т.Гоббс сформулировал принцип социального равенства: хотя физически люди не равны, перед законом равенство всех людей обязательно.
Джон Локк также разрабатывал эмпирическую теорию познания, но принимал и внешний опыт (воздействие предметов внешнего мира на наши органы чувств), и внутренний опыт (рефлексия наблюдение ума за собственной деятельностью). Он отвергал существование врожденных идей: тогда человек был бы зависимым, пассивным существом: принцип Д.Локка «Нет ничего в уме, чего не было бы в ощущениях». Разум не дан человеку с рождения он формируется благодаря собственным усилиям в процессе жизни человка: ум ребенка «чистая доска», на которой опыт пишет все содержание, или «пустая комната», которая в течение жизни заполняется опытом. Существуют границы, за которые разум выйти не может из-за своего характера. Наша задача не пытаться «знать все», погрязая в спорах и сомнениях, а узнавать то, что нужно для регулировки нашего поведения; лучше примириться с нашим неведением в одних областях и планомерно заниматься другими.
Джон Локк очертил контуры правового государства, обосновав принцип разделения властей. Он постулировал существование двух состояний человека естественного и гражданского. От природы, в «естественном состоянии» люди равны и свободны: «Естественная свобода человека заключается в том, что он свободен от какой бы то ни было власти на земле… и не подчиняется воле другого человека, но руководствуется только законом природы»4. Но эти свободы были ничем не гарантированы. Поэтому люди отказались от равенства и создали государство. Согласно теории общественного договора, люди добровольно перешли в «гражданское состояние»: «Поскольку люди являются по природе свободными, равными и независимыми, то никто не может быть подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество, для того, чтобы… жить, находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества»5.
В государстве человеку гарантированы основные права: на жизнь, на свободу, на собственность, а также право на защиту этих прав. Для их защиты от самой власти Д.Локк предложил разделение властей: в правовом государстве власть не должна быть сосредоточена в руках одного человека или одного органа: ее нужно разделить на три независимые ветви.
Бенедикт Спиноза понимал две субстанции Р.Декарта как две стороны одной Бога или «порождающей природы». Бог Б.Спинозы это бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов: «Под Богом я разумею абсолютно бесконечное, то есть субстанцию, состоящую из бесконечного множества атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность»6. Итак, Бог и природа едины: это вечная и бесконечная субстанция, которая является причиной себя. Все вещи модусы этой субстанции. Ее свойства атрибуты: их много, но главные протяженность и мышление.
Б.Спиноза был сторонником рационализма. Он выделял три источника познания: чувственное познание (дает смутные мнения, так как душа отгорожена телом от внешнего мира, часто приводит к заблуждению), рассудок (помогает достичь понимания как отчетливого представления о предметах) и интуицию (непосредственное усмотрение истины, показывающее все предметы как модусы единой субстанции). Б.Спиноза был уверен, что разум может отразить бытие. Субстанция едина, душа модус атрибута мышления, значит, она может познать мир: «Порядок и связь идей то же, что порядок и связь вещей»7.
Б.Спиноза отвергал и свободу воли (реакции души причинно обусловлены воздействием природных тел на человеческое), и бессмертие души (после смерти человека его душа возвращается в единую субстанцию). Его идеал свободный человек, который руководствуется только разумом. Сильнейшее из стремлений человека и высшее его благо самопознание. Но познанию мешают страсти, затемняющие реальность, поэтому девиз Б.Спинозы таков: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». Зависимость человека от собственных чувств есть рабство; истинная свобода переход к познанию необходимости. Б.Спинозе принадлежит знаменитое высказывание: «Свобода есть осознанная необходимость».
Завершителем философии ХVII века выступил Готфрид Лейбниц, стремившийся к синтезу эмпиризма и рационализма. Принципу Д.Локка «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях» он противопоставил дополнение: «…кроме самого разума». По мнению Г.Лейбница, существует прирожденная способность ума к познанию некоторых идей (например, категорий логики и математики). Но они не подменяют необходимости формировать ум, потому что даны в задатке. Г.Лейбниц разделил истины по их источнику: на истины разума (всеобщие и необходимые, не могущие быть выведенными из опыта, конструируются путем дедукции) и истины факта (случайные и вероятностные, выводятся индукцией их данных опыта и констатируют только сам факт, но не говорят о его причинах).
Для Г.Лейбница субстанция прежде всего Бог как последняя причина всех вещей. Но, кроме высшего деятеля Бога существует множество других деятелей монад. Монады, или «атомы природы», различны: они образуют иерархию в соответствии с тем, насколько ясно и отчетливо воспринимают мир. Самые совершенные монады людей, способные к самосознанию. Итак, монады источники сознания и саморазвития. Масса, пространство, время не более чем «хорошо обоснованные феномены», порождаемые монадами (пространство порядок взаиморасположения монад, время порядок их сменяющихся состояний). Возможно существование бесконечного множества непротиворечивых миров, но Бог сотворил наш мир, а значит, считал Г.Лейбниц, лучшего мира он сотворить не мог, несмотря на его недостатки. Мир, состоящий лишь из благого, был бы однообразен, а это недостойно Бога; да и люди, получая удовольствия, пресытились бы ими. Природа разнообразна благодаря противодействию добра и зла и поэтому прекрасна.
3. Философия эпохи Просвещения. ХVIII век иногда носит название эпохи Просвещения. Так назвали философско-политическое движение, охватившее Европу и являвшееся совокупностью различных теорий, основанных на вере в возможности человеческого разума и науки в познании и изменении мира. Вера в человеческий разум привела к стремлению пересмотреть все традиционные воззрения (в том числе политические и этические нормы) и освободиться от недоказуемых, как от предрассудков. Целью просветителей было не развитие теоретических систем, а воспитание здравого смысла, его внедрение во все сферы жизни, провозглашение суверенности личности и ее права на самостоятельное суждение. Здравым смыслом считалось умение человека самостоятельно рассуждать о событиях повседневной жизни; он есть у каждого, но не у каждого есть мужество принимать самостоятельные решения.
Дух критики, проникнув в область политики, привел к проектам радикального переустройства общества на разумных, «естественных» началах, которые являются принципами человеческой природы. Плодами этого были «Декларация прав человека и гражданина» (Франция, 1789 г.) и «Декларация независимости» (Соединенные Штаты Америки, 1776 г.). Были провозглашены как священными и неотчуждаемыми права человека на свободу и равенство. Был поставлен вопрос о легитимности власти. Легитимной считали власть, которая имеет моральное право отдавать распоряжения, получив его от народа.
Главной темой просветителей было отрицание существующих способов политического устройства и общепринятой идеологии. Поскольку религия выступала как защитница уходящих форм, против нее была направлена критика. Большинство просветителей признавали Бога как вечное начало, но религию отвергали как суеверие и препятствие на пути прогресса. Пытались выработать «естественную религию» совокупность нравственных принципов, не смешанных с церковной организацией. Пропагандировались пантеизм (отождествлявший Бога и природу) и деизм (отводивший Богу роль творца, который дал миру законы и более не интересуется происходящим). Наконец, появился атеизм, то есть отрицание внеприродного.
Типичным представителем эпохи Просвещения был Франсуа-Мари-Аруэ Вольтер писатель, философ, публицист. Он представлял историю как движение человечества от бессознательного существования к просвещенной цивилизации. Было отвергнуто представление об истории как совокупности случайностей: искали логику общественного развития. Появилась концепция общественного прогресса: закономерность истории увидели в росте знаний, прогрессе человеческого разума, в безграничной способности человечества к совершенствованию.
Немногие возражали против отождествления умственного прогресса с улучшением жизни людей. Так, Жан-Жак Руссо утверждал, что развитие науки и техники может привести к регрессу человеческого рода. «Естественное» состояние человечества он описывал как безоблачное счастье: все люди были равны, ни один не зависел от другого. Движущей силой истории Руссо считал развитие человеческого ума. «Первым поворотом» он называл начало построения жилищ, «вторым поворотом» появление частной собственности. Переход к земледелию и обработке металлов привел к возникновению частной собственности. Интересы людей стали противоположными, начались гражданские войны. На этой стадии истории и возникло государство. Результат появившегося неравенства отчуждение: политическое (отчуждение власти от граждан), экономическое (преобладание материальных интересов над нравственными), психологическое (чувство страха и одиночества). Современную ему цивилизацию Ж.-Ж.Руссо оценивал резко критически: открытия науки приносят больше вреда, чем пользы, искусство плодит заблуждения… Ж-Ж.Руссо сформулировал наиболее популярное изложение социальной теории просветителей. По его мнению, источником власти в государстве должен быть народ: суверенитет народа неотделим и неотчуждаем. Сам общественный договор это согласие всех людей соблюдать некие правила. Для реализации народного суверенитета необходимо непосредственное участие каждого гражданина в управлении, иначе вместо свободы восторжествует рабство. Впрочем, в современных ему государствах общественный договор нарушен богачи захватили все преимущества.
Поиск нового, разумного устройства общества взамен существующих вел к утопическому социализму (Анри Сен-Симон, Шарль Фурье): проповеди скорейшего изменения общественного строя. Если история человечества прогресс, движение от низших форм к высшим, значит, наилучшая форма общества еще не найдена, «золотой век впереди». Целью развития общества провозглашали коммунизм возвращение к утраченному естественному состоянию, при котором все будет общим, или социализм, при котором будет воплощен принцип: «Каждому по его способности, каждой способности по делу».
Окончательно оформился как философское течение материализм в трудах Жака Ламетри, Поль-Анри Гольбаха, Клода Гельвеция. Но, поскольку в ХVIII веке лишь механика твердых тел была разработана, ее законы распространили на другие области биологии. Появился механицизм: любое движение истолковывалось как механическое. Материалисты утверждали, что весь мир состоит из материи вечно движущейся, бесконечной в пространстве и вечной во времени, постоянно движущейся и развивающейся благодаря внутренним причинам. Свойства материи плотность, протяженность, непроницаемость, самодвижение, ощущение и мышление. Мир бесконечная совокупность материальных тел, взаимодействующих по естественным законам природы. Материя, постепенно развиваясь, порождает множество живых существ. Растительный, животный мир и человек ступени единой лестницы эволюции.
Материалистами человек воспринимался как природное существо, все свойства и потребности которого телесны. В своей книге «Человек-машина» Ж.Ламетри сводил деятельность души к перемещениям «животных атомов» по нервам; человеческий организм для него машина, которая отличается от животных лишь большим количеством потребностей. Различия между людьми вызваны особенностями их воспитания.
Появилось и такое направление философской мысли, как субъективный идеализм (Джордж Беркли, Дэвид Юм), исходившее из того, что все, доступное познанию ощущения, а идеи возникают их комбинированием. Если содержание человеческого опыта исчерпано чувственными восприятиями, наша уверенность в бытии вещей сводится к совокупности ощущений. Но для появления ощущений не обязательно существование внешних предметов (пример сновидения). Субъективный идеализм показывает, что эмпиризм сам себя опровергает, отказываясь от иных источников знания, кроме чувственных.
Джордж Беркли соглашался с тем, что вне нашего сознания существуют некоторые объекты, но заявлял: «Я не в состоянии помыслить ощущаемые вещи независимо от их ощущения и восприятия»8. Привычка воспринимать некоторые ощущения вместе воплощается в понятие вещи как источника ощущений; на самом деле, мы знаем только устойчивый комплекс ощущений. Понятие материи бессмысленно. Допущение, что мы можем отвлечься от частных свойств объекта и образовать идею общей для них материи, неверно: наше восприятие вещи разлагается без остатка на сумму чувственных восприятий. Поскольку мы не имеем органа чувств для восприятия материи как таковой, наука в этом понятии не нуждается.
Для Дэвида Юма чувственный опыт это поток впечатлений, причины которых непостижимы: «Ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятием и объектами»9. Он считал проблему соотношения бытия и духа теоретически неразрешимой и заменил ее проблемой зависимости чувственных образов от внешних впечатлений. Понятие души как субстанции также отвергалось: личность есть всего лишь «пучок восприятий». Д.Юм считал недоказуемым существование причинно-следственной связи: следствие не содержится в причине и не похоже на нее, причинность бесспорна для психики, как восприятие привычной последовательности событий, создающая иллюзию, что так должно быть. Убеждение в существовании закономерного порядка изменения вещей основано на вере: «Разум никогда не сможет убедить нас в том, что существование одного объекта всегда заключает в себе существование другого… Побуждает нас к этому не разум, а привычка»10.
Поставленные философией Нового времени вопросы нашли окончательную формулировку и классические решения в трудах представителей немецкой классической философии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каковы доводы Ф.Бэкона в защиту теории эмпиризма?
2. Каковы доводы Р.Декарта в защиту теории рационализма?
3. Как понимали опыт Т.Гоббс и Д.Локк?
4. В чем суть теории общественного договора?
5. Что такое монада согласно Г.Лейбницу?
6. Какие идеи преобладали в философии эпохи Просвещения?
7. Что такое концепция общественного прогресса?
8. Почему материализм эпохи Просвещения механистический?
9. Каковы тезисы субъективного идеализма?
1 Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1971. Т.1. С.60.
2 Бэкон Ф. Новый Органон. Л., 1935. С.79.
3 Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С.428.
4 Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1985. Т.3. С.274.
5 Там же. С.306.
6 Б. Спиноза. Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Т.1. С.361.
7 Там же. С.407.
8 Беркли Дж. Сочинения. М., 1978. С.173.
9 Юм Д. Сочинения: В 2 т. М., 1965. Т.1. С.156.
10 Там же. С.156.