Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
012 - 2013 КазГАСА Политология Джаныкулова С.К
Казахская головная архитектурно-строительная академия АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ «Политология» ФОГП, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр Семинар №2 «Основные этапы становления и развития политической науки» 2012-13 уч.год Ассоц. проф., Джаныкулова Сауле Калиевна |
.
Краткое содержание [1,6]
1. Политическая мысль Древнего Востока. Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока. В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа. Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами. Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными представлениями. В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания. Политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства ("ремесла") управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах разрабатывались не столько теоретические обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления власти. Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Преобладание в политических учениях практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практики вопросы (например, происхождение государства и права, их историческое развитие) оставались без решения либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло религиозно-мифологическое сознание. Социально-политические теории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково. 2. Политическая мысль Древней Греции. Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. Выдающуюся роль в истории формировании этого опыта сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики.
Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу его познания и объяснения.
Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа: * ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;
* период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;
* период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения. Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования раннеклассовых обществ и государств. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами. но и в их отношениях к людям, во всём порядке, формах и правилах земной общественной жизни. Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции. К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. В своих кратких изречениях (гномах) эти мудрецы сформулировали уже вполне рациональные и светские по своему духу этические и политические сентенции, максимирской практической мудрости. С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на филосовских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления "лучших" - умственной и нравственной элиты.. Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают все управляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших. У Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В этом смысле общество, полис, законодательство созданы искусственно, а не даны по природе. Софисты не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Принципиальным критиком софистов был Сократ. Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики. 3.Политические учения Средневековья и Эпохи Возрождения. В средние века (5-15 вв.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого являлась христианская церковь. Это мировоззрение исходит из того, что все сущее возникло по воле Бога и изменения в обществе вызываются Богом, чтобы покарать или вознаграждать людей. В работе “О граде Божьем” один из наиболее видных мыслителей средневековья, Аврелий Августин (354-430), изложил основы христианской политической доктрины. Не менее авторитетным богословом был Фома Аквинский (1225-1274). Он исходил из того, что государственная власть происходит от Бога и поэтому должна быть подчинена духовной власти. Политология как практическая наука. Родоначальником политической науки считается итальянский философ и социолог Н. Макиавелли (1469-1527), поскольку именно он в своих трактатах “Государь” (1513 г.) и “Размышления о первой декаде Тита Ливия” (1520 г.) первым сформулировал предмет и метод политологии. Н. Макиавелли в течение 14 лет (1498-1512) работал секретарем правительства Итальянской республики (Совета десяти) и наблюдал политику изнутри. Н. Макиавелли обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т.д.). Он считал, что политика имеет собственную логику, которую определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и служит предметом политической науки. Он изучал политику как социальную реальностью. Наилучшей формой государства Н. Макиавелли считал смешанную, то есть умеренную республику, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало),аристократии (мудрость и добродетельное правление лучших) и демократии (свобода и участие народа в управлении).
Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участник и политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, по Н. Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике. 4. Политические идеи европейского Просвещения. Просвещение влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии. Честь одного из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит Вольтеру (16941778) великому французскому мыслителю и литератору. Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости. Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел прежде всего в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность. Шарль Луи Монтескье (16891755) один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. Тремя основными его произведениями являются «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) и, наконец, итог двадцатилетнего труда «О духе законов» (1748). Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности. Жан-Жак Руссо (17121778) один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений. Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета. 5.Социально-политические идеи и течения 19-20 веков :либерализм, консерватизм, марксизм. Либерализм сформировался в конце XVIIXVIII вв. как идеология восходящего класса буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В его истоках лежат работы Ш.Л. Монтескье, Д.Локка, Т.Гоббса, А.Смита, Т.Джефферсона, Дж.С. Милля и др. В фундамент либерализма заложен принцип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам, ответственности личности как перед самой собой, так и перед обществом, признание права на самореализацию всех людей. Поэтому либерализм во всех его разновидностях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимость ко взглядам и убеждениям других людей. Оппонентом либерализма на протяжении длительного периода истории выступает консерватизм. Либерализм был знаменем буржуазных революций, потрясших страны Европы в XVIIIначале XIX веков. Консерватизм возник как антиреволюционная феодально-клерикальная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных Богом порядков. Создателями идеологии консерватизма являются английский мыслитель и политик Э.Берк, французские общественные деятели Ж. де Местр и Л.Бональд.
Контрольные вопросы: [1,6]
Глоссарий [1,6]
это научное сочинение. |
аңсар |
treatise |
2.провосудие- деятельность судебных органов. |
әділеттік |
human rights |
3.автономия- право самостоятельного осуществления государственной власти или управления , предоставленное конституцией какой-н. части государства. |
автономия |
autonomy |
4.Аристократия- высший родовитый слой дворянства. |
аристократия |
Aristokration |
5.Оппонент- Лицо которое оппонирует кому-нибудь. |
оппонент |
opponent, critic |
6.Либерализм- Идеологическое и политическое течение , объединяющих сторонников демократических свобод. |
либерализм |
liberalism |
7. Консерватизм- (сохранять, охранять) - течение, направленное на сохранение исторически сложившихся форы общественного и политического устройства, его принципов, устоев и традиций. |
ескішілдік |
conservatism |
Задание СРС (срок сдачи 1 неделя) [1,6]
1 Реферат. Тема: «Проблемы государства в странах Древнего Востока (Китай, Индия)».
Задание СРСП [1,6]
Ответить на вопросы:
1.Автор патерналистской концепции власти:
Конфуций
Платон
Аристотель
2. Идейный предшественник тоталитаризма:
Платон
Аристотель
Шан Ян
3. Кто написал работу “О граде Божьем”
Аврелий Августин
Гераклит
Т.Гоббс
4.В каких веках сформировался либерализм?
в конце 17 18 вв
в середине 18 вв
в конце 19 вв.
Литература:
1.Политология: Учебник под ред. В.Н.Лавриненко -М., 2009.
2.Политология.Курс лекций: Учебное пособие / науч. редак. А.А.Радугин -М.,2008.
3. Соловьёв А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2008.
. 4. Байдельдинов Л.А. Политология. Алматы, 2003.
.5. Грязнов А.Г. и др. Курс политологии. Учебник. М., 2002.
6.Смагулов Е.М. Основы политологии. Учебник. Астана, 2001