Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Государственное высшее учебное заведение
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Лекция № 5
Дисциплина: «Культурология »
Тема лекции: «Культурная эволюция человечества».
Цель: .Дать представление об особенностях первобытного типа культуры, основных этапах ее развития; раскрыть специфику социальных отношений в первобытном обществе, ознакомить с условиями возникновения и содержанием верований первобытных людей.
План:
1. Проблема антропосоциогенеза.
2. Древние формы верований.
3. Миф и культура.
Студенты должны знать: понятие антропогенез и культурогенез, архетип, синкретизм, мифологичность, древние формы верований, результаты неолитической революции, причины возникновения первобытного искусства и значение первобытной культуры для общества.
Литература
Основная литература
1. Культурология: уч. пособие для ВУЗов / Под ред. проф. А.А.Радугина. М., 2000
2. Культурология. Теория культуры. Уч. пособие Е.В.Мареева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Экзамен, 2002
3. Культурология. История мировой литературы: учебник для ВУЗов / Под ред. проф. А.Н.Марковой 2-е изд, перераб. и доп. М.: Юнити, 2002
4. Культурология. Учебн.пособие для студент. высш. учебн.завед. Ростов на дону: Феникс, 1995.
5. Культурология в вопросах и ответах. Учеб.пособие. Ростов на Дону: Фенікс, 1997.
6. Культурология: уч. Пособие / Под ред. П. С. Гуревич М.: Гардарики, 1999.
Дополнительная литература
7. Тайлор Э. Первобытная культура. М: Политиздат, 1989.- 572 с., с. 3-17
8. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М: Политиздат, 1980. 782с., Гл.5
9. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М: Мысль, 1982. 415с., с.5-
10. Токарев С.А. Ранние формы религии. М: Политиздат, 1990. 621с. с. 5-17, 43-67,
11. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М: Мысль, 1974. 472с., Гл. 3,7
12. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М: Наука, 1970. 439с., с.3-10
13. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М: Изд. МГУ, 1982.- 32с.
ТЕМА 5: «КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Культурно-исторический тип это специфический способ организации жизнедеятельности сообщества, располагающегося на определенной территории; имеющий устойчивую полисистемную структуру, подчиненную собственному темпоритму течения времени.
Антропогенез: теории происхождения человека
1. Религиозная теория |
Человек обладает душой, которая дана ему Богом, и не является результатом развития природного мира |
2. Эволюционная теория (Ч.Дарвин) |
Главное понятие теории - "природа" и "животное". Причина изменчивости организмов в изменении окружающих условий жизни. человек главный эталон эволюции. |
3. Трудовая теория (Ф.Энгельс) |
1. На возникновение человека оказало влияние природа: в ходе ее эволюции формировался человеческий организм 2. Возникновению человека способствовал труд основа существования человеческого общества |
Первобытная культура относится к традиционному типу культуры, это самый отдаленный и самый длительный период истории человечества.
Три этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры: каменный, медно-бронзовый и железный.
Каменный век, самый продолжительный в истории, делится на три периода: палеолит, мезолит, неолит.
Основные этапы антропосоциокультурогенеза
Эпоха датировка нижней границы |
Субъекты |
Сущность этапа, его ключевое событие |
Краткая содержательная характеристика этапа (главные приобретения, новации) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Начало палеолита (древний каменный век. 2,5 млн. лет. до н.э.) |
Протоантропы (поздние пред люди) Homo Habilis («человек умелый») |
Начало изготовления орудий труда и переход к прямо хождению. |
Структуры мозга еще животные, языка нет. От случайного использования к поиску и изготовлению простейших орудий труда |
Ранний (нижний) палеолит 1,5 0,5 млн. лет. до н.э. |
Архантропы (пралюди) Homo erectus («человек прямоходящий») |
Формирование способности к мышлению, воли, языка на основе сигнального общения и подражания в ходе совместных действий. |
Систематическое, целенаправленное изготовление орудий труда в виде «стандартизованного каменного рубила». Использование огня, загонных форм охоты |
1 |
2 |
3 |
4 |
Средний палеолит 70 тыс. лет. до н.э. |
Палеантропы Homo sapiens («человек разумный») |
Формирование социальных отношений: появление речевого общения, символических форм передачи информации. |
Многообразие материальных (археологических) культур: социальная регуляция отношений, забота о соплеменниках. Экзогамия (близкородственная связь) и система табу, захоронения, магические действия и обряды |
Поздний (верхний палеолит) 40 тыс. лет. до н.э. |
Человек современного типа |
Создание культурной среды, членораздельная речь, грамматика, появление общины, состоящей из нескольких моногамных семей. |
Появление мифологии, обрядов, культов, фольклора. Социальная функция воспитания. Строительство жилища. |
Мезолит (средний каменный век. 10 тыс. лет. до н.э.) |
род, племя |
Формирование основных культурных архетипов на основе тотемизма |
Присваивающая экономика, декоративное искусство, лук и стелы, музыкальные инструменты, календарь. Город Иерихон возник около 10 тыс. лет. назад самый древний из известных городов. |
Неолитическая революция
Неолит (новокаменный век) от 7 тыс. лет. до н.э. до 4 тыс. лет до н.э. |
Формирование народностей и появление первых цивилизаций (к III тыс. до н.э.) |
1.Способность человека к абстрактному мышлению; в практической деятельности создавали предметы повседневной жизни по законам красоты.
2.Окультурирование диких растений и доместикация (приручение) животных 3.Разложение общинного строя и формирование социально- классового расслоения общества заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древний Америки |
Победа железных орудий над каменными, земледелия над собирательством, оседлого образа жизни над кочевым, патриархата над матриархатом. Разделение культуры на духовную и материальную, возникновение государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности. |
Медный век (энеолит) IV II тыс. до н.э.
Бронзовый век (конец II начало I тыс. до н.э.
Железный век (начало I тыс. до н.э.)
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ
- синкретизм (формы и содержания);
- основа культуры коллективное сознание;
- аморфность (нельзя выделить виды искусств);
- культура = способ формирования этноса;
- символический характер;
- традиционность;
- бесписьменность;
- мифологичность
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
- идеологическая (закрепление коллективизма)
- образовательная (передача знаний и опыта от старших поколений к младшим);
- коммуникативно-мемориальная (установление и закрепление связей между человеком и обществом + закрепление норм и правил);
- познавательная (познание и моделирование окружающего мира);
- магико-религиозная.
ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА
Верхний мир. Птицы. Духи и боги
Подземный мир. Ящеры, змеи. Демоны
Земной мир. Животные. Люди и духи
Средний мир
Мировая гора
тотемизм практика
анимизм мысль
магия Фетишизм Эмантизм
обряды украшения мифы
ритуалы (амулеты,
талисманы)
рисунок искусства религия скульптура
музыка прикладное
искусство
ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
ТОТЕМИЗМ |
АНИМИЗМ |
Анимизм (от лат. дух, сила) вера в существование духов, одухотворение сил природы.
Термин "анимизм" в научный оборот ввел англ. этнолог Э.Б.Тейлор (1832 1917 гг.) в фундаментальном труде "Первобытная культура"
С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков
Тотемизм вера в таинственную связь с животными, растениями, природными явлениями. Существует тотемизм:
- родовой
-фронтальный (от гр. фратрия братство)
- групповой
- половой
- индивидуальный
От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили, что тотем воплощался в новорожденных (инкарнация)
ФЕТИШИЗМ |
Мантика. Система гаданий и предсказаний, основанных на магических принципах и приемах
Миф (от греч.) сказание, придание)
Магия - комплекс ритуальных обрядов, целью которых является воздействие на сверхъестественные силы для получения желаемых результатов
Виды магии:
- вредоносная;
- военная;
- половая (любовная);
- лечебная и предохранительная;
- промысловая;
- метеорологическая
Специфические корни разных видов магии в соответствующих видах человеческой деятельности
Смысл мифа стремление освоить, объяснить окружающий мир.
В основе мифа архетип заданная форма психической активности
Функции мифа:
- упорядочение человеческой жизни;
- социализация;
- передача опыта;
- регуляция поведения
Мифы родились на основе практического, повседневного опыта
Мифология совокупность мифов, созданных каким-либо народом
Фетишизм (от франц. талисман, амулет, идол) вера в предметы, вещи Фетишем мог стать любой предмет (камень, дерево, родник, роща, озеро и т.д.) |
Гамала (от араб. - носить) Вера в амулеты восходит к первобытному фетишизму и магии |
МАГИЯ
Миф (от греч. сказание, придание). Мифы родились на основе практического, повседневного опыта.
Смысл мифа стремление освоить, объяснить окружающий мир.
В основе мифа архетип заданная форма психической активности
Функции мифа:
- упорядочение человеческой жизни;
- социализация;
- передача опыта;
- регуляция поведения
МИФ вымысел, принимаемый за правду.
Характерные черты мифа:
Мифология совокупность мифов, созданных каким-либо народом
Мифологическое мышление.
Социокультурные функции мифа:
Миф в современной культуре:
Историко-культурное значение первобытности
1. Первобытная культура является начальным и наиболее длительным этапом истории мировой культуры;
2. Она носила всеобщий характер, поскольку через первобытную эпоху прошло все человечество;
3. В первобытном обществе был создан фундамент современной цивилизации (запас знаний, практического опыта, интеллекта и психофизических достоинств человека);
4. Первобытная культура сыграла в истории мировой культуры ключевую роль: на много веков и даже тысячелетий вперед она предопределила не только темпы, но и содержание, тематику и многообразие региональных особенности культурно-исторического процесса;
5. Значительное число достижений первобытного человечества сохраняет свое значение и в инвентаре современной культуры.
Вывод:
Почти все внимание первобытных людей сосредотачивалось на борьбе за существование, на добывание пищи, усовершенствовании орудий труда
Зарождение и развитие речи, первые религиозные представления, зачатки искусства складываются в связи с успехами производственной деятельности
Первобытное искусство возникает в период, когда складывается современный физический тип человека; основными занятиями становятся охота и рыболовство
Психологическое значение первобытной культуры заключается в том, что она закладывает основы человеческой культуры. Эти основы: социальная организация, язык, кровнородственные отношения, ритуалы, искусство, зачатки научных знаний, принципы регулирования социальной и производственной жизни остаются с человечеством навсегда и составляют суть его существования.
Вопросы для повторения