У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЛЕКЦИЯ Психология религии как научный подход к изучению расположилась в ведущих странах Америки и Европ

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

5) Биопсихологическая и  аксиологическая трактовки религии  ЛЕКЦИЯ

Психология религии как научный подход к изучению расположилась в ведущих странах Америки и Европы на рубеже  Х1Х-ХХ вв., на стыке наук - религиоведения, экспериментальной психологии, истории, социологии, этнографии, и философии после того, как этнографы собрали обширный материал по культовой практике различных ни у различных народов. Ученые-психологи увидели, несмотря на разнообразие культовых формообразований, у них есть определенное внутреннее родство, позволяющее достигать желаемого эффекта. Требовалось объяснить понятие  культового эффекта и его механизмы, вскрыть его основы. 'С конца XIX в. на базе мощного развития естественных, в своюю очередь биологических наук, а также упрочения иной теории появились свободные от теологии исследования по психологии религии. Постепенно сформировалось несколько самостоятельных школ:

а)    эмпирическая и экспериментальная индивидуальная погия религии (Гронвил Стенли Холл, Э.Д. Старбек, Леуба);

б)  этническая и социальная психология религии (Э.Тайлор, Дж. Фрэзер, Р. Маретт);

в) психопатология религии и выросший на ее почве психоанализ (школы 3. Фрейда, К. Юнга и др.).

В течение первых тридцати лет XX столетия в новой науке господствовал позитивизм, т.е. ученые пытались исходить только из данного, фактического, несомненного, при этом отказываясь от суждений мировоззренческого характера. Они считали, что вопрос, ответ на который не может быть проконтролирован и повторен в опыте этот псевдовопрос.

Наиболее последовательно выступал за “нейтрализм” французский психолог Т. Флурнуа (1854-1920). В своей книге “Принципы религиозной психологии” (1913) он настаивает на том, что психологи должны исключать “коэффициент трансцендентной реальности” (вопрос о существовании Бога), Немецкий психолог-религиовед В. Гельпах, бельгиец А. Годен, английский ученый Р Тулесс также высказывались о том, что психология должна только наблюдать и изучать религиозные феномены, а не отвечать на вопрос об истинности сверхъестественного.

Но этот период накопления скоро закончился и наступил период необходимой интерпретации полученных фактов. Начиная с 30-х гг. XX в. в западной психологии усиливаются фидеистские тенденции: появились работы школы психоаналитики, феноменологов, экзистенциалистов; стали развиваться католическая и протестантская школы “пастырской психологии”, обслуживающие деятельность христианских миссий. Развитие данной тенденции продолжается и в современных условиях.

Так, американский психолог П. Джонсон в своей книге “Психология религии” (1945) пишет: “Мы настаиваем, что религиозный опыт - это ответ на объективную реальность... психология религии не обязана доказывать существование и описывать природу божественного бытия. Но в содружестве со всякой наукой она должна принять объективную реальность, связанную с субъективным опытом. Без этого постулата человеческий опыт и деятельность бессмысленны. В этой картине реальности каждый опыт - это ответ на стимул, который представляет активная реальность, рассматриваемая как божественная или как созидающая ценности”.

Старбек определял религию как приспособление к глубоким реальностям жизни, в том числе к тем, охватывают личную жизнь. В книге “Психология он описывает религию как биологическое явление, во врожденных инстинктах как особого рода явлениях человека к окружающей среде.

Материалом для его исследования служили автобиографии, анкетные данные, личная выписка и мемуары, где изучаемый индивид раскрывал переживания “о грехе”, “о единении души с Богом”. Он собрал 192 анкеты, заполненные в основном американскими ученые и священники, и благодаря этому материалу стастистически подтвердил вывод Холла: “озарения” приходят до отроческого возраста, они количественно растут в период 13-17 лет и после 20 лет число их крайне незначительно. Объясняя этот момент, Старбек не отрицал роль социальных факторов, но настаивал на определение роли сексуальных и других биологических эмоций, подъеме энергии в данную пору жизни.

ЛЕКЦИЯ Религия – врожденный инстинкт, как биологическое явление. Характерен редукционизм (сведение высшего к низшему). Объяснение высшего с точки зрения низшего (Психоанализ) – проявление сублимации. Религиозный инстинкт присущ Человеку также, как инстинкт продолжения рода.

Религия – это фактор адаптации к внешним условиям, к окружающей среде.

Религия – ф-ция нормального, здорового организма.

Религия дает систему ориентации. Ориентация на систему нормы снижает напряжение→ устранение неврозов.

Откровение как божественное не нужно.

Религиозным феноменом находятся первичные проявления в животном мире, у детей:

Проявление веры у кошки, которая сидит у Мышкиной норы. Состояние кошки – это аналог веры.

Аналогом молитвы является плач ребенка, проецирует чувство беззащитности, тревоги. Проекция молитвы, веры (Олпорт).

Э. Эриксон – формируется базальное доверие (вера).

Ритуальная форма поведения у животных – навязчивые состояния, которые не адекватны в отношении ситуации (внешней) →возникает состояние тревоги, неопределенности, опасности.

Фрейд – Навязчивые состояния невротиков = Ритуальное поведение. Ритуал адекватен в отношении внутренних состояний личности, а не внешним обстоятельствам.

Формы адаптации:

К ценностям, смыслам – религия отражает проекцию внешних ценностей.

Индивид в своем религиозном развитии проходит основные стадии общечеловеческого развития (принцип тождества онто-, фило- генез).

Эгоистичность ребенка и детский анимизм – стадия развития.

На этом принципе должно строится образование.

В 1912 Леуба написал труд “Психологическое изучение религии”, в котором проанализировал известные ему материалы индивидуальной и детской психологии, полученные главным образом с помощью биографического метода и данных этнической психологии. Он был уверен, что в религиозной жизни, которую исследует психолог, ничего не может проявиться такого, что требовало бы допущения сверхъестественного влияния. Леуба утверждал, что на протяжении всей историй религия - это средство одурманивания, а религиозный опыт -не основание для признания сверхъестественного, все таинственные

Продолжил традиции Старбека американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842-1910). Главная его работа “Многообразие религиозного опыта” (1902) - яркая, живая книга. При написании ее он использовал коллекцию документов Старбека и добавил анализ дневников, биографий, автобиографий, мемуаров, писем, молитвенников, писаний, проповедей и изречений выдающихся мистиков и религиозных деятелей. Он не исследовал при этом развитие конкретных мировых религий, не касался вопроса о психологии обычного верующего, но отовсюду извлекал только те материалы, которые служили его цели доказать законность и значимость существования религии как идеологии.

Джеймс и Старбек считали, что корень религии в чувстве, а философские и теологические формулы - это производное образование. Джеймс называл себя эмпириком, в его исследованиях было мало элементов научного исследования религиозной психологии и защищалась типичная для американцев прагматическая концепция истины, осноанная на тезисе “полезность - мера истины”.




1. . Поняття показань свідка потерпілого підозрюваного і обвинуваченого та їх предмет
2. тема упорядочивающая целое
3. консервативной революции в США Рейган уже заслужил самое пристальное и живое внимание журналистов публиц
4. Составление программ в PR
5. Квантифицируя киберпанк
6. ЕМТИХАНДЫ~ С~РА~ТАР
7. Системи штучного інтелекту статус дисципліни нормативна для спеціальності 6
8. тематичні моделі і моделювання Моделирование метод научного исследования явлений процессов объектов у
9. Порівняльні конструкції у творах В. Симоненка
10. Бухгалтерский учет основных средств
11. тематическим занятиям спортом
12. Музыкальные возможности ПК.html
13. Особенности изучения фауны наземных позвоночных животных урбанизированных территорий
14. Проблема бытия Теория познания
15. как комплекс нормативных актов
16. Термодинамика полиморфизма липидных структур
17. Основные национальные и международные документы с безопасности судоходства Международная конвенция п
18. РЕФЕРАТ з біології АКАЦІЯ БІЛА АКАЦІЯ БІЛА Порода ця одержала свою назву
19. Юриспруденция Хабаровск 2004 ББК х 3 Х 12 Экологическое право- Мето
20. Карате как универсальная система физического воспитания ребенка