У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Стурдза Александр Скарлатови

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Стурдза Александр Скарлатович (1791-1854)

Аркадий Минаков, Воронеж

Дипломат, религиозный философ, публицист. Как политический деятель, принадлежал к первому поколению российских консерваторов, предтеча славянофилов. Жуковский называл Стурдзу «нашим Платоном христианским»…

Александр Скарлатович Стурдза родился 18 ноября 1791 в г. Яссы, Молдавия, умер в местечке Манзырь Бендерского уезда Бессарабской области 13 июня 1854 года. Род Стурдза был одним из самых влиятельных в Молдавском княжестве. Вскоре после рождения Стурдзы его семья эмигрировала в Россию. Стурдза получил домашнее образование (владел несколькими языками, изучал богословие, философию и историю), в дальнейшем слушал лекции в германских университетах. Значительное влияние на формирование его мировоззрения оказали сочинения греческих православных богословов Евгения Булгариса и Никифора Феотокиса.

В 1809 Стурдза поступил актуариусом в Коллегию иностранных дел, определен секретарем канцлера Н.П. Румянцева, вскоре назначен чиновником особых поручений, а в 1812 произведен в переводчики. Исполнял обязанности секретаря Министерства иностранных дел и переводчика в канцелярии Дунайской армии адмирала П.В. Чичагова в Бухаресте, в составе этой армии участвовал в походе против императора Наполеона I. В 1813 – дипломатический фактотум императора Александра I в Швейцарии, в 1814–15 переводчик при посольстве в Вене, участвовал в работе Венского конгресса 1814-15. В 1815–16 переводчик при статс-секретаре по иностранным делам И.А. Каподистрии, редактировал Акт о Священном Союзе, подписанный 14(26).9.1815 в Париже. По поручению императора Александра I составил тексты нескольких указов, в т.ч. указа об изгнании иезуитов из России от 20.12.1815.

С 1816 член Ученого комитета Министерства народного просвещения, в 1818 по инициативе князя А.Н. Голицына определен в Главное правление училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения, активно выступил в пользу распространения религиозного образования, составил «Наставление для руководства Ученого комитета, учрежденного при Главном правлении училищ» (утверждено 5.8.1818), в значительной степени определившее основные направления политики в сфере народного просвещения. Главная цель этой политики – достижение «согласия между верою, ведением и властию: ... между Христианским благочестием, просвещением умов, и существованием гражданским» [i]. «Наставление» предполагало введение существенных ограничений в преподавании философии и естественного права. Одновременно Стурдза разработал проект довольно жесткого цензурного устава.

В 1818 Стурдза участвовал в работе Ахенского конгресса Священного союза. По поручению императора Александра I осенью 1818 составил «Записку о нынешнем положении Германии», в которой утверждал, что предреволюционная политическая ситуация в Германских землях порождена традициями немецкой высшей школы. Стурдза подверг резкой критике университетскую автономию, универсализм знаний, рационализм. Для него немецкие университеты являлись рассадниками революционного духа и атеизма. Стурдза предлагал отменить автономию университетов, ликвидировать все академические привилегии, поставить университеты под контроль полиции, ввести надзор за студенческими союзами, ограничить свободу печати. «Записка» Стурдзы спровоцировала террористические акты против ряда немецких правительственных чиновников (наиболее громким стало убийство Августа Коцебу, которого члены немецких тайных обществ считали «русским шпионом»). Сам Стурдза был вызван немецкими студентами на дуэль, но отказался в ней участвовать. В 1819 он покинул Германию и поселился в своем имении. Реакцией на скандал вокруг «Записки» стала эпиграмма А. С. Пушкина на Стурдзу: «Холоп венчанного солдата…».

В 1821 Стурдза вышел в бессрочный отпуск по болезни и переехал в Одессу. В апреле 1828 в ходе русско-турецкой войны 1828–29 командирован в Бухарест для заведывания походной канцелярией министра иностранных дел и проведения административных преобразований в Дунайских княжествах. После Андрианополького мира 1829 вышел в отставку и окончательно поселился в Одессе, посвятив себя литературной, общественной и благотворительной деятельности. В конце 1830-х гг. под влиянием ряда невзгод личного характера вынашивал мысль о принятии монашеского пострига. С этого времени писал главным образом на религиозно-философские и церковные темы, пропагандируя православие, полемизировал с представителями других христианских конфессий, а также создал портреты-биографии своих современников: Н.В. Гоголя, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, князя А.Н. Голицына и др.

Стурдза был противником идеологии Просвещения, считал, что «просвещенный абсолютизм» и либерализм одинаково опасны для традиционно-монархического миропорядка. Понимая неизбежность перемен и ратуя за полное духовное и политическое обновление Европы на основе консервативной интерпретации христианских идей, Стурдза был категорическим противником революционных потрясений. Поэтому он осуждал Петра I за чрезмерный, по его мнению, радикализм его преобразований. Главные опоры общества Стурдза усматривал в религии и национальном характере. Религия являлась для него основным источником нравственности и наиболее существенным аспектом национальной культуры. При этом Стурдза отдавал предпочтение православию, знатоком и апологетом которого он был. Стурдза утверждал, что православие может сочетаться с экуменической идеей Священного союза, в силу необходимости объединить силы всех христиан для борьбы с «неверием рационализма», однако он стремился к тому, чтобы идеология Священного союза учитывала национальные особенности России, в частности, специфику православной религии.

Общественным идеалом для Стурдзы была самодержавная монархия в союзе с церковью, со строгой сословной иерархией, цензурой, охраняющей начала религии и нравственности. При этом Стурдза не исключал, что монарх может править вместе с собранием представителей народа, соблюдать строгую законность, полагал, что школьное образование в православном духе будет доступно представителям всех сословий, включая крестьян. Стурдза также высказывался за отмену крепостного права. Жуковский называл Стурдзу «нашим Платоном христианским» [ii]. Как политический деятель, Стурдза принадлежал к первому поколению российских консерваторов, его взгляды до известной степени предвосхищали славянофильство.

Список литературы

[i] Журнал департамента народного просвещения. 1821. Ч. 1. № 2. Стурдза 187–88

[ii] РА. 1900. Кн. 3. Стурдза 53

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pravaya.ru/




1. Теоретическое и практическое значение культурноисторической концепции Выготского для психологии
2. Банкротство юридического лица как способ его ликвидации
3. на тему ldquo;Экономическая концепция Прудонаrdquo;
4. АДЕЛЬФАН АДЕЛЬФАН DELPHNE СИБАГЕЙГИ Швейцария СОСТАВ- 1 табле
5. норма права это всегда первичная клетка любой правовой отрасли; 2 норма права это правило которо
6. Реферат- Когнитивные тесты в оценке персонала
7. Загальні положення техніки безпеки на уроках фізичного виховання.html
8. Первичные параметры однородной длинной линии Электрические свойства длинной линии характеризуются перви
9. Авторське право у шоу-бізнесі
10. тема менеджменту заснована на вимогах S 8000 має загальні вимоги з ISO 9001
11. Тема Логика наука о законах и операциях правильного мышления
12. Травматические повреждения пищевода
13. Нормирование труда и отдыха учителя физкультур
14. Організація діяльності підприємства
15. финансовое оздоровление
16. Биохимиялы~ белсенділігі Антигендік ~~рылымы
17. Ведь я счастливец во тьме нашедший свет с~est l vie Ведь я страдалец так долго усыхавший в изгнаньи Я не
18. Yuriy Kondrtskiy SSP III nr ind
19. Тема- Еволюція українського козацтва
20. Анализ состояния велосипедистов выявил тенденцию постоянного роста результатов и мастерства во всех