Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Религиове~дение слово состоит из религия и ве~дение пртгде скрещ многие наукиизуч только религию и нау

Работа добавлена на сайт samzan.net:


1. Религиове́дение (слово состоит из религия и ве́дение) —пр-т,где скрещ многие науки(изуч только религию и науки,изуч религию взаимосвязи с другими науками). Особая наука,изуч религиоз повед ч-ка по от-ю к богам или богам.

(психология религии, социология религии

Это особая разновидность гуманитарного знания, изучающая религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному, т.е. священному, Богу или Богам, или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное или сакральное, причем знания учитывают как внешние, так и внутренние факты.

Религиоведение, будучи комплексным знанием о сложном и изменчивом предмете, носит системный характер. Оно включает элементы антропологии, социальной психологии, социологии, философии, религии, этнографии.

Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. Объектом религиоведения является религия, однако по поводу предмета существуют разные точки зрения

. 13 Доисторические и исторические религии

Доисторическая эпоха религий началась, по видимому, около 2 млн. лет до н.э. назад и закончилась приблизительно за 3 тыс. лет до н.э., когда возникла письменность в цивилизациях Ближнего Востока, Китая и Центральной Америки. Основные различия между доисторическим и историческими религиями заключается в том, что первые возникают в тех обществах, где главным занятием является охота, рыболовство и собирательство, а вторые представляют собой мировоззрение развитых земледельческих цивилизаций, возникших в Месопотамии, Египте и Китае.

выделяет следующие формы религий: племенные, национальныеи мировые.

Племенные религии.

Использование термина «племенные религии» не совсем удобно, так как слово «племенной» в некоторых частях света считается неприличным.

В связи с этим часто используется термин «первобытные«.

Основой первобытных верований является анимизм.

Анимизм – это вера в мир духов, наполненный сверхчеловеческими силами и существами, значительно превосходящими человека.

Одни духи могут быть добрыми к людям, другие злыми. Если первых стараются благодарить за доброту различными молитвами и приношениями, то вторых стараются избегать или также задабривать приношениями.

Важное место среди первобытных религий занимает магия.

Магия – это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения определенных результатов.

Прибегая к магии, первобытные люди старались использовать потусторонние силы в своих целях.

Параллельно с анимизмом и магией возникает тотемизм.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь, существующую между группой людей (племенем или родом) и каким – либо животным, растением и другими материальными объектами.

Тотем считается покровителем или хранителем рода или племени. Его не обожествляют, но верят в родство с ним.

Наконец, еще одной распространенной формой племенных религий является фетишизм.

Фетишизм – поклонение предметам и вещам, которые считаются носителями магической и сакральной силы.

Фетишизм можно считать своего рода завершающей стадией процесса формирования всего комплекса ранних религиозных представлений.

Пережитками фетишизма (а возможно и наглядным примером) являются громадные статуи Христа в католических церквях, метеоритный камень в Каабе и др.

Национальные религии.

Национальные религии – и это видно видно из названия – связаны с историей того или иного народа или нации.

Такие религии распространены в рамках исключительно определенной области или государства.

К национальным религиям относятся:

- Конфуцианство и даосизм, распространенные в Китае;

- Индуизм в Индии;

- Сикхизм в штате Пенджаб, в Индии;

- Зороастризм – Парсы на территории Индии;

- Синтоизм в Японии и др.

О них речь пойдет отдельно.

Мировые религии.

Все мировые религии имеют сходства:

- оказали значительное влияние на историю всего человечества;

Это следующие религии:

- Буддизм (около 600 млн. чел);

- Христианство (около 2 млрд. чел);

- Ислам (более 1 млрд. чел)

.

14. .  Родоплеменные религии является одним из классификаций религий, они возникали на ранних этапах развития человечества. Это религии, распространенные среди какого-то племени или группы племен. Основные характеристики таких религий обусловлены неразвитостью общества, и самого человека, в частности, его интеллекта, а также ограниченностью возможностей людей в их взаимодействии с природой, возможностей влиять на социальные связи, непизнанистю окружающего мира, который нередко кажется им непонятным, пугающим или даже враждебным.Так, австрийский этнограф, лингвист и богослов В.Шмидт и его последователи выдвинули концепцию прамонотеизму, согласно которой все современные религии берут свои истоки так называемого "первоначального монотеизма". В.Шмидт в труде «Происхождение идеи Бога", приводя многочисленные свидетельства о верованиях исторически отсталых племен и народов, пытается доказать, что якобы уже в ранних верованиях имели место представления о едином Боге, а древнейшие фетишизм, тотемизм и др. были "магическими средствами" их выражения. В настоящее время, РОДОПЛЕМЕННЫЕ ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТЫ сохранились у некоторых народов Австралии, Африки, Азии и Южной Америки.

Это религии, распространенные среди какого-то племени или группы племен. Основные характеристики таких религий обусловлены неразвитостью общества, и самого человека, в частности, его интеллекта, а также ограниченностью возможностей людей в их взаимодействии с природой, возможностей влиять на социальные связи, непизнанистю окружающего мира, который нередко кажется им непонятным, пугающим или даже враждебным.

22.Египет

Примерно с 3000 г. до н. э.  официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.

Египетские религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного культа: они в такой же мере были центрами социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. В эпоху Среднего Царства и в период царствования египетских императоров храмы в качестве главенствующей архитектурной формы превзошли пирамиды. Большой храм в Карнаке по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Как и в пирамидах, абсолютная величина храмов воплощала несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и, наконец, самой души.

- Огромное место в жизни египетского государства играла мифология. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.). Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой - огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри - утреннее солнце, Ра - дневное, Атум - вечернее.

23

Происхождение и развитие

Значительное влияние на формирование и развитие религии накладывал сам принцип политического устройства Месопотамии. В отличие от рано объединившегося Египта, в Междуречье Тигра и Евфрата долгое время существовало множество самостоятельных городов-государств. Эти независимые политические центры одновременно являлись и центрами культа местных богов-покровителей. Вся общественная жизнь такого города-государства концентрировалась вокруг храма. Храм был хранилищем материальных благ, местом сохранения и передачи всех знаний, а также средоточием политической власти. Изначально правитель каждого города-государства выполнял одновременно и функции верховного жреца местного культа.

Наиболее ранним единым пантеоном богов следует считать шумерский. Главными в нем были бог неба Ану и богиня земли Ки, а также их сыновья: бог воздуха Энлиль и бог воды Эа, создавший первых людей. Из множества мелких местных божеств выделилось несколько главных, повсеместно известных и почитаемых. Сложилась и определенная иерархия – на место верховного бога месопотамского пантеона выдвинулся бог-покровитель Вавилона Мардук.Главными божествами были также Шамаш (шумерский Уту) и Син (шумерский Нанна) – боги Солнца и Луны. Каждый имел в Месопотамии два основных центра: Шамаш – в Ларсе и Сиппаре, Син – в Уре и Харране. Оба божества почитались в продолжение всей истории месопотамской цивилизации. Шамаш занимал исключительное положение. Он был не только богом Солнца, но и верховным судьей – земным и небесным, заботился о бедных и обиженных и предсказывал будущее, наставляя и защищая человечество.

Помимо главнейших богов, Второй Пантеон был представлен 12 другими главными богами и 30 второстепенными.

Самым почитаемым и любимым божеством народов Месопотамии была Иштар, богиня любви, плодородия, вечерней звезды и смерти, дочь бога Ану или бога Сина., Таммуз был богом весеннего солнца, ежегодно теряющего свою силу от действия враждебных ему сил, и богом весенней растительности, которая, после полного развития своей нежной, свежей красоты в его месяце Таммузе, умирает от действия летнего зноя. В одной песне о Таммузе говорится, что он сошел в преисподнюю в том месяце, в котором срок его жизни еще не был завершен. С ним вместе умирает и цветущая весенняя растительность. Царство мертвых берет его себе, но оно не в силах его удержать. Он, подобно египетскому Осирису, становится царем мира мертвых, разрывающим узы смерти. Как бог подземного мира, он сам по себе есть бог растительности, и когда он, покинув царство мертвых, снова прорастает в виде растений, это символизирует возвращение на землю бога весны и явление весеннего солнца.Со II тысячелетия до Р. Х. в некоторых районах Месопотамии объектом поклонения стали чудовищные комбинации из человеческих и животных форм. Их считали олицетворениями божественных страстей и подвигов.

Представления о загробной жизни

Вера в загробную жизнь не получила в Междуречье такого распространения, как в Египте. Подобно другим древним народам, шумеры, аккадцы и ассирийцы шумно выражали свою скорбь по умершим. Как только человек умирал, члены его семьи начинали раздирать на себе одежду царапать лицо и грудь, посыпать голову прахом. Покойников обмывали, обливали пахучими маслами, попроще одевали и хоронили. Умершего снабжали всем: пищей, одеждой, украшениями, утварью.Могилы строились из кирпича. Они представляли собой обширные подземные камеры, в которые были проложены трубы. По ним заботливые потомки возливали воду, поскольку считалось, что умершие постоянно мучаются жаждой.

Культ

Культовая практика месопотамской религии сводилась главным образом к обслуживанию идола и храма. Жрецы регулярно приносили жертвы богу и воспевали его в гимнах. Так, например, священным знаком Шамаша являлось изображение солнечного диска, знаком Иштар – восьмиконечная звезда, а символом Мардука было копье. Особое положение в религиозной атрибутике занимали мифические животные, такие как мушхушшу (лев-змея-орел) и кусар-икку (коза-рыба), которые сопровождали и охраняли богов.На жрецах лежала обязанность использовать культ божеств в интересах общины (например, при атаке врагов на город, возвещали о том, что он находится под защитой бога-покровителя, что придавало храбрости и укрепляло дух его жителей). Наряду с добрыми богами, которых можно разжалобить мольбами и умилостивить жертвами, существовали злые духи, которых не задобрить никакими средствами. "Не мужчины они и не женщины, они не имеют жен и не производят детей". Они не внемлют молитвам и поражают всех, кто им встретится. Единственный способ защиты от них – колдовство. К ним, в частности, относились злые богини: Лилит и Лабарту. По различным предметам предсказывали будущее. Например, по полету птиц, по колебанию пламени свечи, по печени овцы, по различным отклонениям у новорожденных животных. Перебегающая дорогу гиена приносит несчастье, рыжие тараканы – счастье, черные – неудачу.

Месопотамия, судя по всему, является родиной астрологии. Именно здесь были наиболее распространены астральные божества.

Праздники

Одним из наиболее популярных праздников, широко распространенных по всей Месопотамии, был праздник Таммуза. В нем в качестве плакальщиц принимали участие жрицы, служащие Иштар.

16. Фетишизм —  она из самых ранних форм древней культуры. Фетиш – иначе — талисман или амулет, обладающий защитными, охранительными и сверхъестественными свойствами. Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта, например камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетишем мог быть даже какой-нибудь рисунок, татуировка на теле, также - любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека.

Помимо личных фетишей существовали и общие для всего племени или страны. Обычно ими становились какая-либо большая гора или красивое, сильное дерево.

Среди многообразия африканских фетишей учёные выделяют несколько условных групп. Это фетиши, предназначенные для семей и родов; для общин, племён и племенных объединений; так называемые общенародные или общегосударственные фетиши и, наконец, фетиши личные.

Широко были распространены в Африке и личные фетиши. Чаще всего их получали или покупали у колдунов, знахарей и прорицателей, которые освящали фетиши и "отвечали" за их действенность. Фетиши должны помогать своим обладателям, оберегать от врагов, болезней и других напастей. Некоторые фетиши могли действовать самостоятельно, без посредничества колдунов, но самыми сильными считались фетиши, которые подчинялись им. Поскольку поведение фетишей часто непредсказуемо, их побаивались и старались задобрить. Обладатель фетиша ублажал его, совершая определённые ритуалы и делая подношения. Если же приобретённый фетиш или вообще не действовал, его возвращали изготовителю. Иногда провинившиеся фетиши даже наказывали.

7. Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)[1].

- Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

-Традиции:

-Аврамический монотоизм(индуизм,ислам,хр-во);

индийские(индуизм,сикхизм,юж.буддизм);

дальневосточное(даосизм,синтоизм,буддизм)

- Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

11. Религиозная организация – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица, обладающее соответствующими этой цели признаками:

• вероисповедание;

• совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

• обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

В соответствии с Конституцией РФ, «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. Церковь – это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей.

Церковь как правило имеет большое количество последователей. Секта возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Харизматический культ – можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога, или какой-либо сверхъестественной силы (например, СатаныДеноминация – это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты

Подводя итог изложенному выше, можно сделать вывод: развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента –религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации. Тесным образом связанные и взаимодействующие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществляется в процессе их функционирования.

19. Религиозный опыт (также духовный опыт, мистический опыт) – субъективный жизненный опыт встреч с Высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, ощущение зависимости от божественной силы или от невидимого порядка вещей, чувство вины и страха перед божьим судом или внутреннее умиротворение в надежде на божественное всепрощение[1][2].

Многие религиозные и мистические традиции рассматривают религиозный опыт как действительные встречи с Богом или богами, либо действительный контакт с иными реальностями[4], другая точка зрения состоит в том, что религиозный опыт является функцией человеческого мозга и поддаётся научному изучению.

В различных религиозных традициях существует множество названий и описаний религиозного опыта:

• Преодоление ограниченности собственного бытия и слияние с Божественным светом (хасидизм)

• Полное разъединение с миром (кайвалья (англ.)русск. в некоторых течениях индуизма, включая санкхью и йогу);

• Освобождение от оков кармы (мокша в сикхизме, джайнизме и индуизме, нирвана в буддизме)

• Постижение истинной природы человека (сатори в дзэн-буддизме, дэ в даосизме)

• Единение с Богом (энозис (англ.)русск. в неоплатонизме и обожение в христианстве, брахманирвана в индуизме)

• Постижение внутреннего естества (ирфан (англ.)русск. и фитра в исламе)

• Блаженное переживание подлинной внутренней сути (самадхи или сварупа-авирбхава в индуизме)

• Снятие социальных запретов и возвращение в естественное состояние (дионисийские мистерии (англ.)русск.)

20.Типы религ опыта

. 1.  Первоначально "религия" означала соединение  души с Богом, преодоление их взаимной отчужденности  Постепенно этим же словом стали обозначать разного рода ритуальную и иную деятельность, цели которой не всегда являлись духовными  в собственном смысле этого слова.

Современный человек зачастую употребляет слово "религия" в значении, не имеющем практически ничего общего с бого-  и само-познанием, которое одно лишь и может быть названо религией  в собственном смысле этого слова.

2.  Религиозный опыт  может базироваться на четырех различных уровнях :

- Божественном, мифологическом, догматическом, обрядовом.

3.  На Божественном  уровне осуществляется само- и бого-познание, то есть осознание тождественности своей истинной природы - Природе Бога ("Атман есть Брахман"). Это уровень обретения наивысшего духовного опыта.

4.  На Мифологическом  уровне осуществляется контакт с реальностью, описываемой мифологиями разных народов и являющейся местопребыванием архетипических образов, известных "Коллективному Сознанию" (Эгрегору) как всего человечества, так и каждого конкретного народа, хотя этническая обусловленность накладывает свой неповторимый отпечаток на образ каждого мифологического персонажа, известного данной Культуре.

5.  На догматическом  уровне формируются идеи, отражающие мистический опыт, приобретенный на божественном  и мифологическом  уровнях. В случае отсутствия такового, всякая система догматов лишается собственно религиозного  смысла (а зачастую и смысла вообще).

6.  На обрядовом  уровне формируется система поведения (как ритуального, так и повседневного), символически выражающего посредством тех или иных действий определенные принципы и идеи, существующие на догматическом  уровне. Если обряд перестает быть напоминанием - своего рода "ключом" - к той или иной форме высшего мистического опыта или базируется на догматах, утерявших религиозный смысл, то он вырождается в бессмысленное действие, лишенное собственно религиозного  значения.

7.  Любая полноценная  религиозная система так или иначе охватывает все четыре уровня. При этом, практически все искусственные (монотеистические) религии делают акцент на чем-либо одном, что объясняется в большинстве случаев изначальным отсутствием в них целостного  подхода к человеку. Именно это и отличает любую "упа-дхарму" от "сатья саиатаиа дхармы", а различная расстановка акцентов отличает каждую конкретную "упа-дхарму" от всех прочих.

Поэтому, например, если из шаманизма убрать миф, из иудаизма - заповеди Моисея (догматы), эти "упа-дхармы" просто перестанут существовать. Также, например, если из христианства убрать догматы о личности Иешуа, эта религия исчезнет с лица Земли как таковая, в отличие, например, от буддизма, который, лишившись догматов, касающихся личности Гаутамы Будды, пострадает не настолько сильно, ибо базируется преимущественно на духовном опыте самопознания.

8.  Коренное отличие  монотеистических, авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам) от языческих  заключается в том, что первые более догматичны  иритуализованы, в то время как вторые более опираются на миф  и непосредственное индивидуальное само- и бого-познание (божественный  уровень религиозного опыта).

9.  Индоевропейские религии Севера более героичны, представляя собой преимущественно кшатрийский (воинский)  тип религиозности. Индоевропейские религии Востока преимущественно созерцательны, представляя собой более брахманский (жреческий)  тип религиозности. Лишь смешиваясь с религиями авраамической традиции, они могут приобретать черты, свойственные религиозности двух так называемых "низших каст" ("вайшья" - крестьяне, ремесленники, торговцы & "шудра" - бездомные, нищие, побирающиеся, бездельники, итп).

10.  Изначальная Традиция не знала никакой узкой религиозной "специализации" и не отдавала явного предпочтения ни одному из четырех аспектов религиозного опыта, описанных выше. Это была цельная  система Знаний, обладавшая целостным  подходом к Богу, миру, человеку и мифу, рассматривавшая все сущее в его изначальном нерасторжимом единстве и не противопоставлявшая духовное материальному.

Изначальная Традиция рассматривала Материю не как противоположность Духа, а как Его проявление. Также миф, догматы и ритуал  не отчуждали человека от Единого Духовного Начала, а, напротив, всячески подчеркивали их связь. Тело, чувства, мысли и разум человека не противопоставлялись духу, а составляли с ним вместе единое целое, подобно тому как не противопоставлялись человек и Бог.

11.  Живя в изначальной гармонии с самим собой, миром и Богом, древний язычник не нуждался в надуманных религиях, столь популярных в наше время, он обладалестественным  универсальным знанием, его мировосприятие отличалось целостностью и божественной простотой, а дела не расходились с мыслями.

12.  Таким было Традиционное языческое миросозерцание древних славян. Таким оно должно стать и для современных язычников.

21. Госуда́рственная рели́гия  — вероучение, официальный статус которого подтверждён данным государством. Государство без государственной религии называют светским или секулярным государством.Если какое-либо учение является государственным, то государство принимает участие в финансировании организации, принимает законодательные акты, регулирующую внутреннюю деятельность организации, привлекает религиозных лидеров к участию в государственных структурах.[1] Неофициальная поддержка государством того или иного вероучения не даёт ему статус государственного.

Религии Индии: индуизм, вишнуизм, кришнаизм, шиваизм, сикхизм

Индуизм - одна из наиболее распространенных форм религии, которая возникает в Индии в I тыс. н.э. как результат соперничества между брахманизмом и молодыми религиями - буддизмом и джайнизмом.

В основе джайнизма лежит идея о мире как воплощении зла.Главными богами признаются Вишну и Шива. Этическая идея данной религии заключалась в представлении, что поступки, совершаемые человеком в настоящей жизни, повлияют на его дальнейшие перевоплощения в других жизнях. Религии Китая: даосизм, конфуцианство .

Особенность конфуцианства - отсутствие касты жрецов и исполнение религиозных обрядов правительственными чиновниками. Важнейшим культом в этой религии был культ предков, легший в основу системы ценностей. Даосизм представляет собой более традиционную форму религии со своими храмами и книгами и иерархией жрецов. Это была магическая форма религии: магические действия и заклинания составляли ее основу.

Иудаизм – религия евреев

Объединение людей в рамках таких религий осуществлялось по этническому и национальному признакам. Поэтому они, как правило, были локализованы в соответствующих странах.Иудаизм возникает как религия древних евреев, которые в начале II тысячелетия до н.э. поселились в Палестине. Это одна из немногих религий мира, которая дошла до нас в почти неизменном виде. Иногда ее называют религией Моисея, по имени вождя еврейских племен. Данная религия знаменует собой переход от многобожия к единобожию. Бог Яхве выступает как управитель всего мира. Религия Японии: синтоизм

Синтоизм [от япон. синто, буквально — путь (учение) богов], религия, сложившаяся в Японии, одна из наиболее распространённых в стране (наряду с буддизмом) религий. С. возник из древнего культа одухотворения природы и обожествления умерших предков. Согласно С., человек ведёт своё происхождение от одного из бесчисленных духов, влиятельных богов (ками), среди которых особое место занимала богиня Солнца — Аматэрасу. Душа умершего при определённых обстоятельствах способна стать ками. В свою очередь, ками обладает способностью воплотиться в ритуальные предметы (меч, зеркало, фигурку бога, дощечку с именем божества) и такой предмет (синтай) превращается в объект поклонения. Синтоистская служба состоит из 4 элементов — очищения (хараи), жертвоприношения (синсэй), краткой молитвы (норито) и возлияния (наораи).

6.Концепции

1. Теологическая (конфессиональная) концепция. Исторически первая форма религиоведческого знания. Теология — учение о Боге. Для богословско-теологического подхода к религии характер¬но ее истолкование как особого, сверхприродного явления, результа¬та сверхъестественной связи человека с Богом. Таким образом религия с позиции теологии получает надприродный, надчеловеческий, надобщественный статус. Цель теологической концепции — защита и оправдание религиозного вероучения, доказательство непреходящей значимости религии для каждого конкретного чело¬века и человечества в целом.

2. Философская концепция - подход «извне». Философская методология требует выйти за пределы религиозного опыта, подвергнуть религию критическому исследо¬ванию с позиций разума, логико-теоретических и эмпирическо-научных критериев истинности.

Философия стремится объяснить все явления и процес¬сы действительности с позиций выявления ее всеобщих принципов и законов, определения «сущности» вещей, процессов и явлений. Для нее характерен критический подход ко всем явлениям действитель¬ности, в том числе и к религии. Философия, в отличии от теологии, не довольствуется принятием на веру, а все ставит под сомнение. Это не значит, что она обязательно стремится разрушить коллективные верования, нравственные устои жизни людей. Философы ставят под сомнение всё для того, чтобы проверить насколько прочны эти человеческие установления, отбрасывают те из них, которые обнаружи¬ли свою неистинность, а те, которые выдержали проверку, поста¬вить на более прочный фундамент знания.

Существенное влияние на становление религиоведения ока¬зала материалистическая тенденция в философии религии, ярким представителем которой был немецкий философ Л. Фейербах (1804 —1872).

Л. Фейербах стремился раскрыть эмоционально психо¬логические механизмы возникновения религии. Решающее значение в формировании религиозных образов он при¬давал силе воображения, фантазии, которую называл «теоретичес¬кой» причиной религии. «Всякий бог есть существо, созданное воображени¬ем, образ и притом образ человека, но образ, который человек пола¬гает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного сущест¬ва».

3. Биологические и психологические концепции ищут основу религии в биологических, биопсихических процессах человека. Основа религии – религиозный инстинкт; религиозное чувство, которое примыкает к инстинкту сохранения индивидуума или группы и выступает как оружие в борьбе за жизнь; ген религиозности. Религия – это психофизиологическая функция организма; она представляет собой кульминацию основной тенденции организма реагировать особым образом на те или иные положения, в которые его ставит жизнь. Основатель психологии религии – американский философ-прагматист У. Джеймс (1842 - 1910). По его мнению религия коренится в эмоциональной сфере психики индивида.

4. Этнологическая концепция строится на основе использования этнографического материала, а для объяснения религии чаще всего использует идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религии – в некоей «человеческой природе», присущей индивиду и образуемой комбинацией материальных и духовных потребностей, или же в определенном культурно-антропологическом комплексе. Главный исследователь – английский этнограф Б. Малиновский.

15. Тотемизм - комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами — видами животных и растений. Основной вид Тотемизма — клановый, или Тотем (чаще всего вид животных) — предмет религиозного почитания группы, носящей его имя, обычно родовой общины, членам которой запрещается охотиться на тотема, убивать его и употреблять в пищу, а также вступать в брак между собой (экзогамия). Тотемная группа считает себя связанной с тотемом общим происхождением от мифических предков — полулюдей-полуживотных или полурастений  Наиболее полно Тотемизм сохранился у аборигенов Австралии. Пережитки Тотемизм обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам.

26. Индуизм - религиозная система, народов Южной Азии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700 млн., и проживают они почти исключительно в странах Южной Азии, прежде всего в Индии (ок. 83% населения). начался три тысячи лет назад; Ведах - сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев. К концу первого тысячелетия до н. э., по мере расслоения племенного общества, становления государств, включения все новых этносов в процесс складывания индийской культуры, архаичность, племенная ограниченность, эзотеричность сложившейся на основе ведических представлений религиозно-философской системы, определяемой исследователями как брахманизм (в силу исключительной, ключевой роли в ритуале и социальной практике жреца-брахмана), - стали помехой для общественного развития. Не соответствовал брахманизм и структуре земледельческой соседской общины, ставшей основной хозяйственной и социальной ячейкой индийского общества. В этой общине в социально-хозяйственные и ритуальные связи вступали новые группы, не имевшие доступа к ведическому ритуалу. Пережив глубокий кризис, значительно трансформировавшись, выдержав конкуренцию с буддизмом и джайнизмом, брахманизм, а точнее - уже индуизм, смог наиболее полно удовлетворить общественные потребности, прежде всего своей органической связью, даже слиянием с кастовой системой. Унаследовав у ведической религии и развив согласно закону воздаяния (карме), определяемого, прежде всего соблюдением норм поведения для данной группы, касты. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чистотой индивида, родившегося в соответствующей

8. Основа любой религии – вера в сверхъестественное, т.е. в необъяснимое с помощью известных науке законов, противоречащее им. Вера- особое психол состояние уверенностив достижение цели.

В чем особенности религиозной веры?

Религ вера- это вера-а)в существование сверхестественного;б)эмоц.отн-е к объекту веры(+;-);в)предпологает наличие 2х сторон связи между ч-ком и сверхестеств.г)вера в «отцов,святых,пророков,итд)

С верой связана диалогичность религиозного сознания. Вера вкл веру в общение с ними,а такое общение-в диалог.Диалог реализуется в богослужении,молитве,с омощью звучащей или внутр речи.

Молитва-универ ср-во общения между ч-ком и богом.

Идея существования Бога – центральный момент религиозной веры.

12. Проблему происхождения религии характеризуют различные подходы:

1.Теологическая (богословская) и филофоско-теологическая концепции основываются на том, что первопричина религии находится вне человека, ею выступает сам Бог Таким образом, религия имеет божественную, духовную природу и присуща человеку с самого начала его существования.

2.Натуралистическая концепция объясняет возникновение религии неумением человека понять грозные силы природы, которые вызывали у него страх и чувство бессилия. Впервые в явной форме данная концепция была сформулирована Демокритом, а затем она неоднократно воспроизводилась в истории человеческой мысли. Демокрит полностью исключает целенаправленное вмешательство внеприродных сил в естественные процессы. Он утверждает безраздельное господство причинности, отвергает богов как творцов мира и его правителей.

Ее сторонники ( М.Мюллер, Бруно Бауэр, Н.Афанасьев, Ф.Буслаев, Н.Морозов и др. ) доказывают, что первоначальные религиозные верования возникли из страха перед грозными небесными явлениями и поэтому истоки всех религий следует искать не на земле, а на небе.

3. Сторонники марксистской концепции По Марксу и Энгельсу, религия как социальное яв¬ление есть порождением не вечных, а преходящих социальных условий и, следовательно, религия имеет историческую природу, временный характер. Когда несправедливые социальные условия будут ликвидированы и установятся коммунистические общественные отношения, религия естественным путем исчезнет.

4. Согласно социологической концепции религии, основы которой заложили Э.Дюркгейм и М.Вебер, религию порождает само общество.

М. Вебер представляет религию как первичную основу ценностей, как один из важнейших способов придания смысла всякому социальному действию. Создавая систему ценностей и норм, религия является тем средством, которое помогает человеку ориентироваться в жизни, помогает регулировать его поведение.

5. Психоаналитическая концепция религии З.Фрейда. Он доказывал, что религиозные верования возникли как способ защиты индивида от враждебного ему социального начала, что религия – это"коллективный невроз навязчивых действий", вытекающий из инфантильной привязанности к образу Отца-Бога, что это массовая иллюзия.

   Современная наука, использую научные методы и факты, проблему происхождения религии рассматривает со следующих позиций:

- исторические факты свидетельствуют о том, что процесс становления человечества (антропогенез) происходил на протяже¬нии длительного времени, около полутора-двух миллионов лет. Примерно 35—40 тысяч лет назад антропогенез завершился формированием современного типа человека (Homo sapi¬ens), обладающего речью, мышлением и регулирующим свои отношения с помощью социальных норм;

- религиозные верования своим источником имеют самого человека, и религия, следовательно, сформировалась как часть че¬ловеческой жизни, его культуры. На¬учный подход отрицает версию о сверхъестественном источнике религии;

Переход от первобытности к цивилизации вызвал преобразования в разных сферах общества, в том числе и в сфере духовной: возникают более сложные системы религиозных представлений. На смену первобытным формам религии приходят национально-государственные, мировые религии, политеизм сменяется монотеизмом. Основным фактором формирования этих религиозных верований является уже социальная структура, а не природная среда.

24периоды греч религии:

-Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.). Этот период закончился в результате разрушений на острове Крит, вызванных извержениями вулкана и наводнениями. -Гомеровский период (XI-VIII вв. до н.э.). В это время происходило формирование политической системы Древней Греции — полиса. Конец периода характеризуется созданием знаменитых поэм Гомера, в которых уже прослеживаются основные положения религии древних греков.

-Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.). Формирование основных особенностей древнегреческой культуры и религии.

-Классический период (V-IV вв. до н.э.). Расцвет древнегреческой культуры.

-Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.). Активное взаимовлияние древнегреческой культуры и культур других народов.

Основными источниками информации о древнегреческой религии являются произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея» и Геей- ода «Теогония». На основании этих произведений можно сделать вывод о том, что древнегреческие боги разделялись на три группы:

небесные или уранические (Зевс и все Олимпийские боги);

подземные или хтонические (Аид, Деметра, Эринии);

земные или ойкуменические (Гестия, боги домашнего очага).

У древних греков большое место занимал культ предков. Греки считали, что умершие могут вредить живущим людям; и чтобы этого не случилось их нужно ублажать, т.е. приносить жертвы. Особенно недопустимым считалось непредание земле праха (отсутствие погребения). Существовало представление о царстве мертвых Аиде. В Аиде умершие люди делились на грешников и праведников; грешники попадали в Тартар (подобие ада). Учение о посмертном существовании называлось орфизм (по имени древнегреческого героя, побывавшего в мире мертвых).

Были также секты - тайные организации, которые собирались вокруг лидера.

25. Религия Рима представлена несколькими формами и прошла в своем развитии несколько стадий. Вначале древние римляне были язычниками, поклонялись в основном греческим богам. Позже мифологический период сменился активным увлечением языческими культами. Наконец, в завершение эволюции религиозных представлений победу в Древнем Риме по политическим соображениям одержало христианство, которое в IV веке, после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.

Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами обычно исполняемыми, главой семейства. Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали главными центрами государственного культа.

Тотемизм

В римской религии  сохранились сильные пережитки тотемизма. Об этом говорят легенды о волчице, вскормившей основателей Рима. С волком же (по-латински волк — lupus) были связаны, невидимому, празднества луперкалий и особое святилище Луперкал, посвящённое Фавну, жреческая коллегия луперков и пр. Другие божества также имели посвящённых им животных. Дятел, волк и бык были животным, посвящёнными Марсу, гуси — Юноне и т. д. Нужно, однако, заметить, что черт тотемистических культов, предполагающих отождествление животного с прародителем рода, в историческую эпоху в Риме не наблюдалось. Эта стадия духовного развития была уже пройдена италийскими племенами.

- Представления о загробной жизни не были развиты у римлян. После смерти человеческий дух, по верованиям римлян, продолжал жить в той могиле, куда положили прах умершего его родные и на которую они приносили пищу. Приношения эти в первое время были весьма скромными: фиалки, пирожок, опущенный в вино, пригоршня бобов. Умершие предки, о которых заботились их потомки, были добрыми божествами — метами. Если же о покойниках не заботились, они становились злыми и мстящими силами — лемурами.

Христианство

В начале новой эры в Древнем Риме все большее распространение получает христианство. Оно прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Христианство зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект.

9. Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий, В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту (Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям, друг к другу, и к миру в целом.

Религиозное сознание позволяет верить в Бога несколько иначе, чем, скажем так, обычное сознание. Потому что это сознание уже не может удовлетвориться простыми ответами, предложенными со стороны, готовыми ответами, потому что это сознание требует в качестве ответа, в качестве разгадки, наличие собственного опыта в разрешении тех противоречий, тех загадок, которые являет нам жизнь. Такое сознание в качестве ответа требует переживаний и строит свое мироощущение, миропонимание на основе таких переживаний, т.е. на основе знания, полученного в некоторой степени самостоятельно.

Однако религиозное сознание все еще может быть подвержено воздействию со стороны религий и учений, а также со стороны культуры.

9.Религиоз.сознание-присущи чувственная наглядность,воображаемые образы,иллюзитд.

Ур-ни

-обыденное(носит инд.личност. хар-р)

-теоретическое(систематезированное вероучение(библия,коран)

Теология-пропоганда вероучения.

10. Религиозный культ - разнообразная религиозная деятельность, направленная на почитание объекта поклонения. Он является важнейшим видом религиозной деятельности. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами, прежде всего - священными текстами. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа является для верующего человека воспроизведением “высшей” реальности, служением ей. В этом смысле культ может быть охарактеризован как проигрывание религиозного мифа. В искусстве (например, в театре) воспроизведение художественного текста, Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях, религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр., или Бог, боги, другие высшие существа. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображения животных - предметов охоты, заклина¬ния духов (на ранних стадиях развития религии), богослужения, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых религиях).

Субъектом культа может быть религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: потребность служить “высшей” реальности и, тем самым, участвовать в ней, поскольку именно это считается правильным, долженствующим, хорошим, добрым, соответствующим миропорядку, замыслу Бога и т.п. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности - эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа неоднородна: в ней можно выделить непосредственных служителей культа (священников, жрецов, шаманов и т.д.) и большую часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители.

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (облачения, утварь). Культовое здание - важнейшее средство культа. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в принципиально иной, необыденной ситуации.

Догмат - одно из положений вероучения, признаваемое на данный момент истинным для всех верующих. Средства культа и сами культовые действия имеют символическое значение. Так, храм - это культовое строение (действительное значение) и дом Бога (символическое значение), следовательно, храм - это символ божественного присутствия и т.д.

В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности: убранство храма, песнопения, чтение молитв и т.д. - все доставляет эстетическое наслаждение.

18. 18. Ма́гия— понятие, используемое для описания системы мышления.Вера в существование сверхестественного,совокупность колдовских действий,с помощ. которых ч-к пытается воздействовать на предметы. Практики, относимые к магическим, включают гадание (прорицание), астрологию, заклинательство, колдовство, алхимию, медиумизм инекромантию

Виды:лечеб,любовная,военная итд. Существ предохранител магия: амулеты,ладанки.

Слово «магия» пришло в русский язык через латинский и греческий языки. Гомеопатическая магия (иначе имитативная, хотя сам Фрезер считал данный термин неудачным, ибо предположение сознательно подражающего агента сужает сферу действия магии) руководствуется принципом подобия и сходства, «подобное производит подобное». В качестве примера можно привести известные практики магии вуду, в которых поражение куклы, символизирующей объект, должно было нанести вред самому объекту.

Контагиозная магия исходит из идеи сохранения связи между предметами, когда-либо соприкасавшимися и возможности воздействия на один посредством другого. Ярким примером этой идеи могут служить верования, регламентирующие методы уничтожения отстриженных волос и ногтей (сожжение, закапывание и т. д.), присутствующие во многих культурах мира.

 17. Анимизм) - вера в одушевленность предметов. На заре человечества наличие души приписывалось небу и солнцу, радуге и зарнице; стихийным явлениям — грому и молнии, дождю и граду; окружающей природе — морю, рекам, озёрам, водопадам, источникам и ручьям, горам, холмам, скалам, пещерам и отдельным камням, лесам, рощам, деревьям и т.д

Духи природы считались покровителями отдельных семей, родов, общин и деревень, а в дальнейшем, по мере развития общества и становления государственности, — покровителями племён, племенных объединений, царских династий. Все духи имели собственные имена. Одни духи были более значительными, другие — менее важными, "местными". бог моря Олокун, бог неба Олорун, бог земли Одудува; у масаев (Кения и Танзания) и кикуйю (Кения и Танзания) — Нгаи, бог неба и грозы...

И главным, и "местным" духам (богам) воздавали почести и приносили жертвы, сооружали ритуальные хижины и храмы. Святилищами, предметами поклонения могли быть священные столбы из дерева или камня, отдельные деревья, поляны, водоёмы, участки реки и т. д. У многих духов были свои жрецы или жрицы, колдуны, прорицатели и знахари, выступавшие как посредники между ними и их почитателями.

26. касте. Нарушение же правил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло чел века и влекло не только прижизненное наказание, но и рождение в следующий раз в крайне неблагоприятном виде: в низкой касте, вне социума или в образе животного.

1.2 Вишнуизм и Шиваизм

два основных направления - вишнуизм и шиваизм, В индуизме есть образ Тримурти - космического духовного начала, имеющего три ипостаси - Вишну, Шива, Брахма. В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива, главная функция которого - использовать накопленную подвижничеством энергию на разрушение и воссоздание мира. Страшному, разрушительному, внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги (точнее - ипостаси, энергетически его дополняющей) - богини Кали (или Дурги, Парвати). Повелевая демонами, насылающими несчастья, болезни, катастрофы, Кали является объектом массового культа в большей части Индии, предметом почитания миллионов индийских женщин в особенности. Наиболее распространенным и почитаемым символом единства . Другое направление индуизма - вишнуизм - выдвинуло на первый план образ бога Вишну, осознаваемого в качестве хранителя мирового порядка. Выполняя эту функцию, Вишну является в мир в различных воплощениях - аватарах. Основные и наиболее почитаемые - Рама, герой индийского эпоса, праведный царь - победитель демона; еще более известен Кришна, сложный по происхождению и символике, но, в общем, бог-защитник. Именно кришнаизм наиболее ярко выразил идеи позднего индуизма - течения бхакти, и прежде всего - идеи любви к богу, не нуждающейся в традиционном культе и отрицающей роль касты. Этот своеобразный процесс реформации в Индии породил сикхизм. Третий член троицы (Тримурти) высших божеств индуизма - Брахма - выступает как первопричина мира, но в культовой практике заметной роли не играет. В повседневной жизни подавляющего большинства индийцев фигурируют либо аватары, проявления, манифестации Шивы или Вишну, причем под местными названиями и в свободной форме, либо второстепенные божества из их окружения, действующие лица богатейшего мифологизированного эпоса Индии. В индийской семье часто поклоняются Матерям, осознаваемым как проявления богини Кали, Ганеше - слоноголовому сыну Шивы.




1. Кулагер Акансери Назовите главный источник поставки вооружения казахскими отрядами в годы Кресть
2. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Донецьк 2002
3. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Одес
4. Дожностное преступление понятие особенности и его виды
5. тема конструкторской документации ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВЫМ ДОКУМЕНТАМ Unified system for design documenttion
6. ПРАВОВІ ВІДНОСИНИ- КОНЦЕПТУАЛЬНІ ЗАСАДИ ТА ПРАВОВА ПРИРОДА Спеціальність- 12
7. 21 Введение
8. для которой характерна плоская форма дорсовентральность ограниченный рост
9. и микроэкономикой Цели макрорегулирования обеспечение экономического роста поддержание стабильности и
10. Научно-техническая революция- прогресс или трагедия
11. Курсовая работа- Экономика предприятий
12. а не занимающиеся бизнесом однако располагающие доходами осуществляющие расходы и имеющие склонность к сб
13. Пояснительная записка Преподаватель- Евстафьев Егор Pr
14. ки відносно розміру фірм- для ринку з 2 фірмами і для ринку з 100 фірмами однакового розміру дисперсія в обох ви
15. экономия Ксенофонт; Экономическая теория это наука-которая изучает поведение людей и групп в произво
16. тема над которой работает гимназия- Проектноисследовательская деятельность учителей и учащихся в условия
17. Основні характеристики твердих абразивно-полірувальних матеріалів
18. СОШ32 в данной школе работаю с 2004г
19. Промышленное здание
20. Economic snctions