Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Справочные материалы по теме 9
«Основы риторики и эристики»
1 Риторика в современном мире
Риторика зародилась в Древней Греции в V в. до н.э. В этот период в Элладе были города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия, Верховным органом было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее выгодным способом. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. Появляются платные учителя софисты, которые подчеркивают силу слова, способную приобрести власть над людьми. Одним из основателей риторики считается софист Горгий. Софисты полагали, что цель оратора не раскрытие истины, а убедительность, поэтому они добивались успеха любой ценой. Их риторика «манипулирующая», монологическая, риторика словесного спора, состязания.
Против положения софистов об относительности истины выступления Сократ, для которого в основе риторики должна быть не практическая, а духовная мораль. Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист». «Федр». Риторика Платона диалогическая: каждый участник общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; цель речевого общения не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли. Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», большое значение уде6ляет логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного. Речь, считает Аристотель, это то, что создает сообщество людей, семью, государство.
Расцвет римского красноречия приходится на I век н.э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона, определявшего риторику как «искусство хорошо и украшено говорить».
РИТОРИКА филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Правила риторики обобщают опыт великих мастеров слова.
Задача оратора умело побудить аудиторию задуматься об обсуждаемом предмете, чтобы активно вырабатывать собственную позицию. Для людей, особенно сейчас, в эпоху объединения человечества, его культуры и традиций, необходимо слово как инструмент мысли, познания и средства объединения, которое должно быть полно смысла, должно быть глубоко нравственно и выполнять этическую задачу ведь только так оно сможет объединить людей. Речь есть то. что создает сообщество людей, прежде всего семью и государство. Слово, речь это главное орудие информационных войн.
В большинстве ситуаций человек говорит не столько с целью информировать слушателей, собеседников, сколько с целью воздействовать на них: убедить, разуверить, склонить на свою сторону. Во всех развитых странах мира слово, речь это важнейший резерв социально-экономического развития. Именно поэтому особое положение среди гуманитарных наук в США занимает сейчас современная риторика, которая является предметом государственной идеологии. В Японии, например, возникла своя риторическая теория, получившая название теория языкового существования. Она изучает формы речевого общения между людьми, правила речевого поведения человека. На возрастание роли риторики в современном мире оказывает воздействие развитие в обществе демократии и свободы слова, а также формирование в обществе социально-психологического стереотипа доверия к слову. Вот почему в 21-м веке и в России начался «риторический Ренессанс» возрождение риторики, возрождение слова на новом уровне, возвращение его в новом качестве как инструмента мысли, познания и как средства объединения человечества. Таким образом, современная риторика это теория и мастерство эффективной, т.е. целесообразной, гармонизирующей речи. К числу общественных задач риторики не относится обучение технике манипуляции общественным мнением.
Основные задачи риторики:
Сферой применения риторики является монологическая речь.
Особый раздел риторики оратория это теория и практика публичной речи. Другой раздел теория и искусство ведения спора основы полемического мастерства.
2 Цель и виды публичной речи
Первая классификация речей по цели была предложена Аристотелем в его знаменитой «Риторике». Кроме цели в ней учитывались время и место общения. По этим признакам Аристотель выделил речи совещательные, судебные и эпидейктические. При этом совещательная речь, как он считал, обращена в будущее, выступает в форме совета и ставит целью склонить к совершению определённого действия; судебная речь обращена в прошлое и ставит целью убедить в виновности или невиновности подсудимого; эпидейктическая речь обращена к настоящему и ставит целью похвалить или поругать человека. К последней группе относится академическое, духовное, военное и др. виды красноречия.
Отечественная традиция академического красноречия сформировалась в недрах гомилетики, лежащей в основе христианства. Русский речевой идеал предполагает установку на «другого», гармонизирующее диалогическое взаимодействие оратора и аудитории.
Принято делить речи (публичные выступления) на виды в зависимости от цели, которую ставит перед собой оратор. Речи бывают:
В зависимости от социально-функционального назначения речи риторика может быть:
3 Ораторский этос: говорящий и аудитория
Риторическая этика изучает условия сотрудничества оратора с аудиторией. Этические оценки оратора формируются на основе представлений об ораторских правах, таких, как честность, компетентность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность.
Честность способность принять на себя ответственность за собственные идеи и предложения.
Компетентность условие честности, наличие систематического образования, практический опыт, владение техникой публичной речи.
Честность предполагает добросовестность, которая проявляется в преобладании стремления к разрешению реально значимых для общества проблем, но не в стремлении к самоутверждению и манипулированию аудиторией. Добросовестный ритор всегда учитывает все доводы: и «за», и «против», не навязывает свое мнение.
Скромность это умение занять правильную позицию между равенством и превосходством по отношению к аудитории. Превосходство влечет за собой отчуждение, а явное уравнение с аудиторией пренебрежение.
Доброжелательность предполагает, что все предложения оратора направлены на благо аудитории. Говорящий должен обладать взвешенной реакцией на поступки и слова.
Предусмотрительность способность предвидеть последствия решения, учитывать традиции и культуру общества, его исторические ценности. В противном случае успех будет временным.
Лакофф выделяет 3 принципа, соблюдение которых обеспечит контакт с аудиторией: 1) не навязывайся; 2) выслушай собеседника; 3) будь дружелюбен.
Принцип «не навязывайся» предполагает полный отказ от навязывания аудитории своего видения проблемы, своей точки зрения.
Хорошим собеседником, как известно, считается тот, кто умеет слушать. Поэтому говорящему необходимо следить за реакцией аудитории и определить в зависимости от этой реакции количество и характер сообщенной информации; не отождествлять собственный запас знаний с объемом, имеющимся у аудитории. Следует избегать многословия. По словам Козьмы Пруткова, «болтун подобен маятнику: и того, и другого надо остановить».
Дружелюбность важно не относиться к аудитории как к «безликому чудовищу». Люди жаждут тепла, понимания, участия и, вместе с тем, хотят сохранить свою индивидуальность.
Оратору труднее повлиять на безразлично настроенную аудиторию, нежели на аудиторию, настроенную недоброжелательно.
4 Коммуникативность
Важное средство ораторской речи коммуникативность (или чувство аудитории) умение общаться с ней. Коммуникативность проявляется в том, что у слушателя возникает чувство живого общения с говорящим. Этого можно достичь при помощи 3 средств:
Если раньше речь звучала как хорошо отрепетированная, театральная, то сейчас главное добиться естественности и непринужденности общения за счет разговорности речи. К тому же естественность и непринужденность свидетельство дружелюбного настроя оратора. И здесь необходимо следовать следующим рекомендациям:
К обязательным условиям создания коммуникативности не относится отказ от чтения вслух заранее заготовленного текста.
Зрительный контакт предполагает контроль людей за взглядом собеседника во время речи. Необходимо смотреть в глаза слушателя, переводя взгляд от одного к другому, и читать реакцию по глазам. Около 25% информации в публичной речи передается через зрительный канал.
Голосовой контакт предполагает, что голос выступающего должен быть энергичным, в нем должен быть напор, усилие, некоторый призыв следовать за мыслью. Слушатели обычно хотят также, чтобы оратор формулировал для них главную мысль. Интонация не должна быть монотонной. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к словам. Темп должен быть средним, а больших пауз следует избегать.
Коммуникативные качества речи обеспечивают незатруднённое и целесообразное общение людей друг с другом. К их числу относят следующие:
Кроме вышесказанного следует отметить, что яркая индивидуальность оратора повышает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.
5 Ораторский пафос: эмоциональные аргументы публичной речи
Существуют три основных способа воздействия на личность: убеждение, внушение и принуждение.
Убеждение это изменение точки зрения собеседника путем приведения аргументов. Это могут быть как логические, так и психологические (эмоциональные) аргументы.
Внушение это форма речевого воздействия без аргументов, именуемая также суггестией. Внушаемый прямо заимствует чужое мнение, воспринимая его некритически. Условия для внушения создает внушающий. Внушение может осуществляться за счет давления престижа, за счет эмоционального давления говорящего (чему особенно подвержены женщины и дети), за счет соответствия мнения ожиданиям.
Принуждение это способ заставить человека поступить вопреки его желанию под угрозой неблагоприятных для него последствий. Механизм принуждения может быть чисто речевым (угрозы, запугивания), а может включать неречевые элементы. Принуждение должно быть исключено из публичного выступления.
Риторический пафос это соединение общего пафоса с ораторской позицией. Виды пафоса:
Каждый из этих видов пафоса может быть обращен как во благо, так и использован злыми силами. Все зависит от целей человека, от его действий.
Пафос это условие психологического и эмоционального воздействия на человека, и такое воздействие осуществляется при помощи психологических аргументов. Поль Сопер выделяет следующие эмоциональные (или психологические) интересы, на которых и строятся аргументы:
Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. При выступлении в современной массовой аудитории в речи оратора должна преобладать эмоциональность. Используя психологические доводы, не следует забывать, что риторическая этика запрещает говорящему обращаться к наиболее низменным чувствам, а также к эмоциям, которые способны породить открытые общественные конфликты. Живой и активный отклик аудитории на речь оратора обеспечивается эмоциональностью и конкретностью изложения.
6 Ораторский логос: логические аргументы публичной речи
Риторический логос владение интеллектуальными ресурсами, аргументацией, т.е. совокупностью словесно оформленных ходов мысли во взаимосвязанных высказываниях, приводящих к согласию и присоединению аудитории. Присоединение это готовность принять позицию оратора. Средствами осуществления риторического логоса являются логические аргументы утверждения, подтверждающие тезис. Важнейшей стороной ораторской аргументации является изложение фактов. Согласно правилу Гомера, очередность аргументов влияет на их убедительность. Порядок аргументов таков: сильные, средние, самые сильные.
Среди логических аргументов выделяют следующие:
Дедукция состоит из трех суждений: большой посылки (общего положения); малой посылки (суждения, ведущего к применению общего положения); заключения. Это называется силлогизмом.
Силлогизм это умозаключение, в котором из двух суждений, связанных общим термином, с необходимостью следует вывод. Пример силлогизма: Все люди разумны. Все дети люди. Следовательно, все дети разумны.
Энтимема умозаключение с опущенной посылкой или выводом, которые подразумеваются и истинность или степень правдоподобия которых представляются очевидными. Например, Сократ смертен, потому что он человек опущена большая посылка. Сократ смертен ,потому что человек смертен опущена меньшая посылка. Человек смертен, а Сократ человек опущен вывод.
Всегда полезно вскрыть опущенные положения, т.к. здесь нередко может скрываться вольная или невольная ложь. Необходимо проверять истинность больших посылок. Следует избегать безоговорочных утверждений, основанных на предрассудках, а также неприемлемых для слушателей средств (критика по возрасту, полу, религии, вере вообще, партийной принадлежности и т.п.)
Часто при построении аргументации оратор допускает разного рода логические ошибки. Так, наиболее распространенной ошибкой, совершаемой относительно доказываемого тезиса, считается подмена тезиса. Суть этой ошибки в том, что доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут первоначально. К подмене тезиса прибегают для того, чтобы поставить оппонента в неловкое положение, но иногда такая ошибка совершается непроизвольно. Ошибкой может быть неточное утверждение терминов. В спорных вопросах следует избегать образных определений. Эта часть речи может быть источником «тумана», двусмысленности. Логической ошибкой может быть поспешное обобщение (Лесков и Бунин не заканчивали гимназии, следовательно, каждый может не учиться). Следует опасаться ошибки, которая получила название порочный круг (или круг в доказательстве). Она состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из этого же тезиса.
Риторическая аргументация может быть восходящей (от слабых аргументов к более сильным) и нисходящей (от более сильных к слабым); поддерживающей (используются аргументы только «за») и опровергающей (используются аргументы только «против»); односторонней (используются аргументы либо «за», либо «против») и двусторонней (используются аргументы и «за», и «против»). В малоподготовленной аудитории эффективной оказывается односторонняя восходящая аргументация, а в подготовленной аудитории дедуктивная опровергающая аргументация.
7 Изобретение: выбор темы речи
Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Тема речи может быть заданной, и в этом случае оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Другой вариант самостоятельный выбор темы. В этом случае необходимо исходить прежде всего из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Тема должна представлять интерес для вас и ваших слушателей. Поль Сопер дает классификацию интересов:
- основные;
- общие;
- групповые;
- злободневные;
- конкретные.
Основные вопросы жизни и смерти, профессия, здоровье, деньги, опасность, социальный престиж.
Общие любовь к родине, честь, долг, чувство справедливости, желание исправить зло.
Групповые налоги, воздух, вода, преступность.
Злободневные положение в мире и стране, эпидемия, сессия, избирательная кампания.
Конкретные дом, семья, пища, вещи, автомобиль.
Уместность темы определяется местом и временем речи. При выборе темы выступления в массовой аудитории оратор не должен переписывать речь из журнальных статей и книг и произносить ее от своего имени. Актуальность темы ораторского выступления создают основные интересы аудитории, злободневность и новизна предстоящего выступления. Тема выступления должна явно или скрыто содержать вопрос, на который будет дан ответ. Оратор не должен избегать несовременных или подвергшихся широкому обсуждению тем.
Выбрав тему, надо подумать о её формулировке. Название речи должно быть ясным, чётким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определённым образом настраивает аудиторию, готовит её к восприятию будущей речи. Следует избегать слишком общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам.
Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.
8. Изобретение: работа над материалами к публичному выступлению
После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала. К основным источникам, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, относятся:
К вспомогательным материалам публичной речи относятся примеры, ссылки на авторитеты, статистические данные.
Важнейшим источником накопления материала для публичной речи является чтение.
Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.
На этом этапе подготовки к выступлению формируется необходимый для оратора навык отбора литературы. Сначала необходимо припомнить, что ранее было прочитано по теме предстоящего выступления, затем просмотреть личную библиотеку. В отсутствие дома необходимых материалов следует воспользоваться библиотекой и начать с просмотра библиографических указателей, каталогов и картотек. Затем просматриваются последние номера журналов, в которых публикуется перечень статей за истекший год, и газеты. При необходимости можно воспользоваться также справочной литературой. Слушатели относятся с большим интересом к сведениям, почерпнутым оратором из личного опыта.
Систематическое повторение этих действий при подготовке к различным выступлениям поможет выработать у оратора навык отбора литературы, что в конечном счёте позволит ускорить сам процесс подготовки.
Этот этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой.
Важнейший этап подготовки ораторской речи изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, то есть прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал. При подготовке к выступлению собираются факты не только в пользу отстаиваемого мнения.
Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы. При подготовке к выступлению нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Д. Менделеев говорил, что «найденная, но не записанная мысль это найденный и потерянный клад».
9 Изобретение: топосы смысловые модели публичной речи
Классический античный риторический канон определяет 5 этапов пути от мысли к слову. Перечислим эти этапы.
1) Инвенция (лат. inventio) изобретение, нахождение; задача изобрести, что сказать.
2) Диспозиция (лат. dispositio) расположение; задача расположить изобретенное.
3) Элокуция (лат. elocutio) словесное выражение; задача украсить изобретенное словами.
4) Запоминание (лат. memorio) запоминание речи; задача - отрепетировать речь.
5) Произнесение (лат. actio) произнесение, т.е. разыгрывание речи с использованием жестов, мимики, голосовых данных оратора.
Античный образец предлагает готовую, четко очерченную программу, понятийную решетку, в соответствии с которой можно представить любую тему. Эта система понятий предлагает способы мысли о любой данной теме. Основу этой системы понятий, понятийной решетки (Михальская) составляют так называемые топосы или общие места, рассматриваемые не как избитые фразы, а как смысловые модели, по которым любой ритор может творить сам. Топосы предоставляли говорящему способы развития идей. Совокупность общих мест, топосов, смысловых моделей называется топикой. Топика отражает общие законы человеческого мышления.
Различаются внешние и внутренние топосы. Внешние топосы это смысловые единства, которые отложились в культуре и служат отправными точками мысли. В обыденной речи они именуются ценностями. Внешние топосы состоят из двух соотносительных категорий (вераневерие, бытиесознание, знаниеневежество и т.д.). Внутренние топосы представляют собой отношения, посредством которых связываются части внешних топосов. Внутренние топосы подразделяются на три группы: 1) определения; 2) соположения; 3) обстоятельства.
Топосы определения:
Топосы соположения:
Топосы обстоятельства:
10 Расположение: виды и приёмы вступления
Вступление (приступ) начальная часть ораторской речи, в которой оратор объясняет мотивы, побудившие его к выступлению, стремится привлечь внимание слушателей к дальнейшему содержанию речи и снискать их расположение к себе. В малоподготовленной аудитории вступление должно быть развернутым. Изложение во вступлении целей и задач выступления эффективно далеко не в любой аудитории.
Чтобы привлечь внимание аудитории оратору не следует специально обращаться к конфликту, борьбе, а лучше использовать прием захвата внимания:
Используются следующие варианты вступления в зависимости от состава аудитории, её настроения, обстановки и замысла речи, состояния оратора.
Прямое начало вступление, когда оратор прямо, непосредственно готовит слушателей к дальнейшей речи, добиваясь их внимания и расположения.
Пример:Члены Совета! Если бы я не знал, что обвинители мои готовы мне всякими способами вредить, я был бы им глубоко благодарен за это об-винение: человеку, про которого распространяются несправедливо злые толки, я думаю, оказывает величайшую услугу тот, кто заставляет его дать отчет во всей прожитой жизни. Я чувствую полную уверенность в себе и надеюсь поэтому, что даже человек, враждебно ко мне настроенный, переменит свои мысли, выслушав мой рассказ о моей прежней деятель-ности, и на будущее время будет иметь обо мне гораздо лучшее мнение. Однако, члены Совета, если я докажу вам только то, что я сторонник существующего государственного строя и что я вынужден необходимостью делить с вами одни и те же опасности, я прошу вас не ставить еще мне этого в особенную заслугу; но если не будет никакого сомнения в том, что мой образ жизни и во всех других отношениях заслуживает полной похвалы и совершенно противоположен составившемуся обо мне мне-нию и россказням моих врагов, тогда я прошу вас меня одобрить при этом испытании, а их считать людьми недобросовестными.
(Л и с и й. Речь в защиту Мантифея)
Тонкий подход вступление, в котором расположение аудитории оратор стремится вызвать какими-то опосредованными приемами введением в речь наивности, шуток, намеков, стихов, рассказа об интересном случае и т. п.
Синоним: эподос.
Пример: Господа! Эти слова невольно приходят мне на ум в связи с еще жи-выми впечатлениями от пушкинских дней, которые мы с вами только что пережили в дружеском единении. Они просятся у меня на язык, когда я сегодня отпускаю вас на новый путь. Мне кажется, эти шесть строк, которыми наш великий поэт так глубоко передал двойственность настроения, неразлучную с окончанием долгого труда, должны близко подходить и к вашему теперешнему душевному состоянию. Я уверен, что по крайней мере в настоящую минуту, сквозь горделивое сознание успе-ха, сквозь отрадную перспективу отдыха и все соблазны новизны, у вас пробивается струя невольной грусти; вам жалко расстаться с этими сте-нами, жалко завершить пору вашей жизни, хотя она отличалась в нашей среде суровым, местами, может быть, даже горьким»,трудом.
(Анненский И.Ф. Речь, произнесенная в Царскосельской гимназии)
Обычное вступление вступление, применяемое оратором в ситуации бесконфликтности между оратором и аудиторией.
Пример: Товарищи, меня сегодня назвали счастливым человеком. Это пра-вильно, перед вами действительно счастливый человек, в жизни кото-рого осуществились лучшие его мечтания, лучшие его надежды. Смут-ные мечтания, может быть, неясные надежды, но это именно те надеж-ды, те мечтания, которыми я жил.
(Горький М. Речь наторжественном заседании пленума Тбилисского совета)
Полемическое вступление вступление, в котором имеется полемическая направленность оратора против чего-либо и применяются приемы опровержения.
Пример: Джентльмены! Свыше трех недель тому назад прокурор заявил вам, что, основываясь на собранных им уликах, он будет настаивать на том, чтобы вы, господа присяжные, признали подсудимого виновным в том преступлении, в котором его обвиняют. За этим последовала долгая и утомительная процедура. Неразумные и нелепые, но в каждом отдель-ном случае невинные и непреднамеренные поступки пятнадцати-, шест-надцатилетнего мальчика были представлены вам здесь, джентльмены, как действия закоренелого преступника, явно с намерением восста-новить вас против обвиняемого... Вы слышали, как его называли муж-чиной, взрослым бородатым мужчиной, злодеем, мрачным исчадием ада, проникнутым преступнейшими помыслами. А ему ведь только двад-цать один год. Вот он сидит перед вами. Осмелюсь сказать, что, сумей я сейчас магической силой слова сорвать е ваших глаз пелену, сотканную всеми жестокими мыслями и чувствами, приписанными моему подза-щитному заблуждающимся и, я бы сказал, ... преследующим особые политические цели обвинением, вы болыпе не могли бы относиться к нему так, как сейчас...
(Д р а й з е р Т. Американская трагедия)
Вступление с ораторской предосторожностью вступление в ситуации расхождения, конфликта позиции оратора и аудитории, характеризующееся приемами большей или меньшей нейтрализации расхождения инсинуацией, попыткой разделения аудитории во мнении, приведением аргумента к авторитету.
Пример: О чем я молил бессмертных богов, судьи, в тот день, когда я, по обычаям и заветам предков ... объявил ... об избрании Луция Мурены в консулы, а именно, чтобы это избрание для меня самого, для чест-ного завершения мной своих должностных обязанностей, для римского народа и плебса стало залогом благоденствия и счастья, об этом же молю я тех же бессмертных богов и теперь, когда речь идет о том, чтобы этот человек достиг консульства и вместе с тем остался цел и невредим; молю их также о том, чтобы ваши помыслы и ваш приговор совпали с волей и голосованием римского народа и чтобы это принесло вам и римскому народу мир, тишину, спокойствие и согласие... Но так как обвинители порицают и мое рвение как защитника, и даже то, что я вообще взялся за это дело, то я, прежде чем начать свою речь в защиту Мурены, скажу несколько слов в свою собственную защиту ... для того, чтобы, получив у вас одобрение своему поступку, с большей уверенно-стью мог отражать нападение недругов Луция Мурены на его избрание в консулы, на его доброе имя и все его достояние.
(Цицерон. Взащигу Луция Лициния Мурены)
Внезапное вступление вступление, применяемое в ситуации уже имеющегося возбуждения аудитории, ее живого интереса, когда оратор сразу же начинает речь с сильной фигуры речи в тон этому возбуждению.
С и н о н и м: внезапный приступ.
Пример: До каких пор, скажи мне, Катилина, будешь злоупотреблять ты на-шим терпением? Сколько может продолжаться эта опасная игра с чело-веком, потерявшим рассудок? Будет ли когда-нибудь предел разнуздан-ной твоей заносчивости?.. Или ты не чувствуешь, что замыслы твои рас-крыты, не видишь, что все здесь знают о твоем заговоре и тем ты связан по рукам и ногам? Что прошлой, что позапрошлой ночью ты делал, где ты был, кого собирал, какое принял решение, думаешь, хоть кому-нибудь нам это неизвестно?
(Ц и ц е р о н. Первая речь против Катилины)
11 Расположение: изложение, его виды
Развертывание речи включает в себя изложение и обоснование.
Изложение часть ораторской речи, представляющая факты к теме высказывания (родовое понятие по отношению к описанию и повествованию). Задача изложения представление данных в благоприятном для оратора виде.
Описание есть изображение предмета как существующего независимо от ситуации общения. В описании говорящий и слушающий находятся как бы в одной точке, из которой они вместе рассматривают изображаемый предмет. Местоположение этой точки по отношению к предмету (перспектива) может изменяться в процессе описания, но единство говорящего и слушающего сохраняется. Искусство описания состоит в поддержании этого единства. Описание представляет собой развернутую форму определения.
Описание подразделяется по характеру описываемого предмета на описание вещей, ситуаций, последовательности действий, людей. По словесной форме описания подразделяются на естественные и искусственные. Естественные описания дают образ предмета в ходе его созерцания. Искусственные дают аналитический образ строения, структуры, назначения, т.е идею предмета. В зависимости от задачи и композиции описания бывают дедуктивные, индуктивные и смешанные. Дадим обобщенный план естественного описания. Описание делится на 3 части: начало, середина, конец.
Начало описания. Необходимо сказать о времени дня или года, о месте, где предмет находится. Сначала дается общая картина окружающего, а затем взгляд фиксируется на предмете. При описании предмета общий план сменяется крупным планом, а затем планами отдельных деталей. Построение описания определяется выбором перспективы и плана. Перспектива соотносительность размещения предмета, наблюдателя, источника освещения и границы обозреваемого пространства. План объем поля зрения, занимаемый предметом и позволяющий фиксировать предмет с большей или меньшей степенью подробности. Направление взгляда диктует структуру описания: от внешнего к внутреннему.
Середина описания.
При расположении середины описания необходимо учитывать следующие моменты:
Искусственное описание строится исходя из содержания предмета, а не его чувственного образа. Состав и порядок частей иск. Описания отражают элементы структуры, отличительные признаки, назначение, свойства, видо-родовые отношения.
Повествование развертывается во времени. В центре его действие, поэтому активную роль играют глаголы.
Начало повествования. Здесь возможны варианты.
Середина повествования. Можно следовать естественному порядку событий, но можно начинать и с яркого события, которое было в середине действия. Следует нагнетать степень заинтересованности адресата, продвигаясь к кульминации истории, которая и завершает середину. В основной части речи в числе приемов поддержания внимания можно использовать обращение к отдельным слушателям.
Конец повествования. Содержит развязку истории, после чего может быть дана нравственная мысль или вывод из всего повествования.
Рассказчик постоянно должен отдавать себе отчет в том, что, кому и с какой целью он рассказывает. Принципы создания интересного рассказа: простота, ясность, краткость, правдоподобие, постепенное нарастание интереса до кульминации и развязка в заключении
12 Расположение: рассуждение, его структура и виды
Модель речи рассуждения хрия (от лат. необходимость). Различаются строгая (прямая, простая) и обратная (искусственная) хрия.
Структура простой хрии. Хрия состоит из 7-8 частей.
Начало предложение, главный тезис, изъяснение темы через распространение. Начало может состоять из 2-х частей, если даются для рассуждения слова знаменитого писателя. В этом случае похвала писателю составляет эту вторую часть.
Середина состоит из одной рассказывающей части и 4-х объясняющих.
1) Причина составляет доказательство, почему предложение справедливо.
2) Противное показывает и отвергает мысли, несовместимые с предложением или причиной, и бывает двух видов: а) отвергается просто противное; б) делаются возражения и подробно каждое опровергается.
3) Подобие объясняет или предложение, или его причину известными сравнениями, уподоблениями.
4) Пример приводит лица или происшествия, которые служат доказательством предложения или его причины.
5) Свидетельство приводит слова Священного писания или знаменитого писателя, которые подтверждают предложение или его причину. Если приводятся многие свидетельства, то можно упоминать о некоторых мимоходом.
Конец состоит из одной части заключения. В ней снова повторяется главное предложение с большей силою или выводится следствие, согласное с предложением или доказательствами.
Пример: Мщение есть страсть низкая и вредная. Ибо делать зло ближнему зна-чит унижать достоинство человека ко вреду собственному. Напротив, прощать обиды есть подвиг души прекрасной и великой. Так, пчела, отмстив обиду, сама лишается жизни. Часто друг, мстя другу за легкую обиду, лишается жизни или подвергается строгости законов. «Дух кроткий обиды простит, великий забывает», пишет Озеров. Итак, удаляйте от сердца страсть мщения.
(Волков A.A. Основы русской риторики)
Искусственная хрия состоит из следующих частей:
1) Приступ;
2) Доказательство;
3) Связь;
4) Тезис;
5) Заключение.
Пример: Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врагов неимоверна. Они заняли Москву. Если падёт Москва, падём и мы. Пожертвуем всем, заложим жён и чад наших и искупим Отечество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас рабство или свобода. (Речь Козьмы Минина).
В целом индуктивное построение речи является более предпочтительным для молодежной аудитории, а дедуктивное для подготовленной взрослой аудитории.
Таким образом, любое публичное выступление можно разделить на следующие части, располагающиеся в определённой последовательности:
1. Прямой порядок: зачин вступление тезис аргументация обобщение вывод;
2. Обратный порядок: вступление аргументация тезис заключение
При аргументации необходимо следовать правилу Гомера, по которому вначале должны быть сильные аргументы, затем средние аргументы, а в заключении наиболее сильные аргументы. Принято считать, что чем больше аргументов в рассуждении, тем выступление убедительнее.
13 Расположение: виды и приёмы заключения
Заключение завершающая часть ораторской речи, в которой содержится краткое истолкование смысла всей речи, с повторением главных мыслей, с возможным обобщением и побуждением. Заключение-кульминация всегда хорошо запоминается слушателям.
Полемическое заключение заключение, в котором выражено расхождение во мнении с оппонентом или аудиторией.
Пример: Говорили еще, что душеприказчик в силу такого своего звания не имеет никакой ни физической, ни юридической возможности похитить или присвоить себе имущество, оставшееся после смерти завещателя, что настоящее дело чисто гражданское, что ... но довольно! Всего не перечтешь. Много юридических вопросов поднимала и победоносно в свою пользу разрешала красноречивая защита, в обширные и глубокие разъяснения и толкования вдавалась она, но как-то невольно по поводу всех этих вопросов, разъяснений и толкований, нимало, впрочем, не поколебавших конечный вывод обвинения, на мысль приходят те про-рочески скорбные слова великого преобразователя русской земли, кото-рые написаны там, на зерцале, стоящем на судейском столе: «Понеже ничто так к управлению Государства нужно есть, как твердое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писати, ежели их не исполняти, или ими играти, как в карты, прибирая масть к масти, чего нигде в свете так нет, как у нас было, а отчасти и еще есть и зело твдатся всякие меры чинить под фортециею правды!»
(М у р а в ь е в Н. В. Ответная речь по делу генерала Гартунга)
Обобщение заключение, синтезирующее изложения и рассуждения, приводимые в срединной части речи; проявляется в двух своих разновидностях рекапитуляции и выеодах.
Рекапитуляция (лат. recapitulatio «повторение в основных чертах») сжатое повторение содержания предыдущей речи (особенно в ее заключении), сведение воедино ее различных мыслей, частностей, фактов и подробностей. Вид обобщения.
Пример: Итак, относительно того, что отец был афинским гражданином, я могу сказать следующее: я представил в качестве свидетелей людей, ко-торых члены дема сами своим голосованием признали гражданами, и эти люди удостоверяют, что отец был их двоюродным братом; оказыва-ется, что в течение стольких лет, прожитых им здесь, он никогда и нигде не причислялся к чужеземцам; он обращался за помощью к этим людям как к своим родственникам, а они принимали его и выделили ему часть семейного имущества, считая его одним из своих. И, наконец, отец родился в такое время, что имел право считаться гражданином, даже если бы только один из его родителей был афинянином ведь он родился до архонтства Евбулида.
(Д е м о с ф е н. Против Евбулида)
Выводы (вывод) вид или часть заключения как мысли-следствия, вытекающие из аргументации в основной части речи.
Пример: Я окончил изложение обстоятельств дела о злоупотреблениях по опе-ке Медынцевой. Позволые мне сделать несколько общих выводов. Дело это, бесспорно, доказало следующее: игуменья Митрофания, пользуясь положением Медынцевой, выставляя себя особой всемогущей, подчи-нила своему влиянию Медынцеву. Обольщая ее надеждой снять опеку, сообщая по сему предмету ложные сведения, она выманивала у Медын-цевой долговые документы на все ее состояние и употребила эти доку-менты на свои дела; путем обмана, путем мошенничества получила из опекунского управления Медынцевой значительные суммы и, наконец, присвоила и растратила вещи, отданные ей Медынцевой на сохранение. Будучи уличена во всех этих преступных действиях, она, не отвергая фактов, ранее мною изложенных, стремится всю вину сложить на своих сообщников и для доказательства своего оговора совершает подлоги, подделывает расписки от имени Макарова.
(Жуков А. Обвинительная речь по делу игуменьи Митрофании)
Если у слушателей нет вопросов, это вовсе не значит, что им все понятно и выступление было удачным. Возможно, выступление просто совсем не заинтересовало аудиторию.
14 Выражение: стиль и слог оратора
Третий этап пути от мысли к слову это элокуция (выражение), т.е. превращение замысла речи в определенный порядок содержания, в реальный текст. Совокупность идей получает словесное выражение. Элокуция дала начало стилистике, которая появилась в 19-м веке и заняла место риторики. Задача стилистики обучение отбору языковых средств в соответствии с содержанием, целями и ситуацией общения. Но стилистика не может заменить риторику, так как недостаточно учитывает связь мысли и слова. Для риторики характерно понимание стиля как важной задачи.
Ключевыми понятиями на этапе выражения являются понятия стиля и слога.
Стиль это отбор и согласованное сочетание в словесном процессе целесообразных выразительных средств языка, создающее индивидуальный, неповторимый образ речи. Стиль связан с понятием реализации личности в системе особенных свойств речи.
Слог это совокупность общеобязательных качеств речи, надежно обеспечивающих ее понимание и приемлемость. Свойствами слога являются точность речи и её уместность, а также правильность речи, то есть соответствие литературным нормам. Между действующими и классическими нормами существует строго определенная граница.
Выразительные языковые средства в ораторской речи могут выступать в роли средств риторической аргументации.
15 Выражение: риторические тропы
Тропы красноречия
Троп (в переводе с греческого поворот, оборот, образ) обобщенное название выразительных приемов, состоящее в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой изобразительности, образности.
Метафора (скрытое сравнение) это перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-нибудь отношении. Примеры метафор: «В саду горит костер рябины красной» (С.Есенин); «Всякое стихотворение покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, эти слова светятся, как звезды» (А. Блок). В ораторских речах и публицистических статьях часто встречается так называемые «развернутые метафоры». Пример развернутой метафоры: «Нам кажется, что история человечества плетется черепашьим шагом. А ведь она несется все быстрее, еле успевая забирать воду на остановках. Избалованные пассажиры!» (Михаил Кольцов).
Метонимия замена одного смысла другим на основе их связи по смежности («убирать хлеб с поля», т.е. пшеницу, из которой пекут хлеб; «сосед горит», т.е. его дом; «съел три тарелки», т.е. три порции и пр.).
Синекдоха разновидность метонимии, употребление названия части вместо названия целого и целого вместо части, множественного числа вместо единственного и наоборот. Примеры: «Швед, русский колет, рубит, режет» (А.С. Пушкин); «Пуще всего береги копейку» (Н.В. Гоголь).
Аллегория это иносказательное изображение отвлечённого понятия с помощью конкретного жизненного образа. Часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы. Например: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут…» (Мф. 6, 19-20).
Гипербола резкое, иногда нарочитое, преувеличение свойств изображаемого объекта. Пример: «Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст» (Н.В. Гоголь).
Литота троп, обратный гиперболе, т.е. нарочитое преуменьшение. Пример: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.А. Некрасов).
Ирония это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому, с целью насмешки. Примеры: «Отколе, умная, бредешь, ты голова?» (И.А. Крылов «Лиса и Орел»); «ничего не делать очень тяжкий труд» (О. Уальд); «Лучшее правительство то, которое меньше всего правит» (Джефферсон).
Перифраза (или перифраз) замена названия предмета описанием его признаков. «Великий помор» о М.В. Ломоносове, «царь зверей» (вместо лев), «творец Макбета» (Шекспир у А.С. Пушкина).
Олицетворение это перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Примеры: «Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость» (А.С. Пушкин).
16 Выражение: риторические фигуры
Фигуры речи (от лат. figura оборот речи, очертание, изображение, вид) это любые обороты речи, отступающие от определенной, естественной нормы с целью создания экспрессивности, увеличения воздействующей силы высказывания. Среди речевых фигур можно выделить фигуры выделения (антитеза, градация, повтор, инверсия) и фигуры диалогизма или диалогизации монологической речи (ободрение, уступка, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение).
Антитеза резкое противопоставление образов, понятий, нравственных или политических позиций. Примеры: «Дома новы, но предрассудки стары» (А.С. Грибоедов); «Прекрасна, как ангел небесный, Как демон коварна и зла» (М.Ю. Лермонтов); «Кто был ничем, тот станет всем» (Э. Потье «Интернационал»).
Инверсия это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Примеры: «Швейцара мимо он стрелой Взлетел по каменным ступеням» (А.С. Пушкин); «Обеды задавал он отличные» (И.С. Тургенев)
Градация расположение слов, выражений, образов по возрастающей или убывающей значимости. Примеры: «Не жалею, не зову, не плачу» (С. Есенин).
Повтор повторение слова, выражения, образа с целью привлечь к ним особое внимание, обеспечить запоминание речи и ее ритм.
Разновидности повтора:
анафора (единоначатие) повторение слова в начале фраз, следующих одна за другой, например: «Где мудрецы, которые написали книги и писаниями своими напол-нили мир?.. Где те, которые гордились дорогими одеждами, покоились на пурпуровых ложах? Где те, которые изумляли красотою своей наруж-ности? Где руки, которые украшались жемчужинами? Где те, которые приводили в трепет своими велениями и покоряли себе землю ужасом своего владычества? Скажи земле, и она укажет тебе, где они...» (Ефрем Сирин. Паренесис);
эпифора (эпистрофа, конверсия) повторение слова в конце фраз, следующих одна за другой, например: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Н.В. Гоголь);
возвращение (удвоение, «стык») последующая фраза начинается с повтора элемента, завершающего фразу предыдущую, например: «О весна без конца и без краю Без конца и без краю мечта!» (А. Блок);
параллелизм использование фраз с одинаковым синтаксическим построением, например: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт» (Лебедев-Кумач).
Хиазм перевернутый параллелизм. Пример: «Одни едят, чтобы жить, другие живут, чтобы есть». Сравните обыгрывание этого приема в выступлении В.В. Маяковского, который, полемизируя с Асеевым, сказал: «Есть поэты, которые живут для того, чтобы писать, и есть поэты, которые пишут, чтобы жить. Я больше всего люблю поэтов, которые пишут для того, чтобы жить, и все свои силы и возможности я, конечно, буду направлять на улучшение своих стихов о нашей жизни и не буду писать для того, чтобы попеть песенки и уйти».
Оксюморон это фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, например: «Живой труп» (Л.Н. Толстой).
Изречение краткое изложение общих идей с назидательной целью. Например: «Одни думают для себя, другие думают для публики» (Л. Толстой); «Если б захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: воруют» (Н.М. Карамзин); «Фанатизм есть порабощение мысли чувством, ею же вызванным» (Д.Н. Овсянико-Куликовский); «Неспособность есть не добродетель, а бессилие» (Ромен Роллан); «Женщины избегают дурного не потому, что оно несправедливо, а потому, что оно безобразно» (И. Кант); «В смирении сила, победившая мир: перед кем или перед чем может гордиться всемогущий Бог?» (К.Д. Ушинский); «Как ни тяжел крест, который человек несет, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца» (Амвросий Оптинский).
Ободрение и одобрение фигура косвенной или прямой хвалы и внушения бодрости и надежды слушателям: Пример: «Людям мудрым, влиятельным и могущественным таким людям, как вы, надлежит приступить к врачеванию недугов, от каких государство тяжелей страдает» (Цицерон речь «В защиту Секста Росция Америйца»).
Уступка, или допущение говорящий сначала как бы соглашается с мнением оппонента, допускает, что оно соответствует действительности, а затем показывает его ошибочность. Речевые формулы уступки: «Да, но…; Согласен с тем-то и там-то, но…; Вы правы в том-то и том-то, но…; Совершенно справедливо, однако…». Пример: «Да, господа, народы забывают иногда о своих национальных задачах; но такие народы гибнут, они превращаются в назем, в удобрение на котором вырастают и крепнут другие, более сильные народы» (П.А. Столыпин из речи о Финляндии, произнесенной в Государственной Думе 5 мая 1908 года).
Риторическое восклицание эта фигура отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце). Пример: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» (П.А. Столыпин - заключительная фраза речи об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенной в Государственной Думе 10 мая 1907 года).
Риторическое обращение фигура, помогающая подчеркнуть, эмоционально выделить существенные идеи текста. Пример риторического обращения в сочетании с риторическим восклицанием: «О Русская земля, далеко уж ты за горами!» «Слово о полку Игореве». Стихотворение Николая Гумилева «Молитва» целиком представляет собой эту фигуру:
«Солнце свирепое, солнце грозящее,
Бога, в пространствах идущего,
Лицо сумасшедшее,
Солнце, сожги настоящее
Во имя грядущего,
Но помилуй прошедшее!»
17 Произнесение: жесты и мимика
Лингвистическая прагматика это наука 20-го века, изучающая единицы общения, поведение людей в процессе общения. К единицам общения можно отнести речевое событие и речевую ситуацию.
Речевое событие это реальное событие с участием коммуникантов и их речи. Оно предполагает речевое взаимодействие, которое состоит из слов, значимых движений лица и тела, из того, как коммуниканты используют пространство.
Речевая ситуация совокупность элементов речевого события (участники, отношения между ними и обстоятельства, их связывающие).
Вербальными средствами называются те, которые осуществляются с помощью речи.
К невербальным средствам относятся пантомимика (жесты, мимика), улыбка, визуальный контакт, пространственное расположение.
Наиболее экспрессивной считается мимика рта и губ. Жесты оратора должны быть взволнованны и высоко эмоциональны, немногочисленными и разнообразными. Однако жесты и мимика оратора должны в первую очередь определяться содержанием речи, а не темпераментом выступающего, его эмоциональным состоянием или реакцией на поведение аудитории. Когда Демосфена спрашивали о том, что такое хороший оратор, он отвечал: «Жесты, жесты, жесты!». Привычные непроизвольные движения, сопровождающие речь оратора, называются манеризмами. К символическим жестам относятся следующие:
Жесты бывают также указательными и регулирующими, например: указание на себя и на аудиторию (если открытая рука направлена к ней), «внимание, призыв к тишине» поднятая рука, согнутая в локте, «времени мало» указание на запястье с часами. Исконно русским жестом прощания является движение обращенной к другому человеку ладони вверх-вниз;
Кроме того, к невербальным средствам относится пространственное расположение. По расположению говорящего и слушающего общение делится на виды: 1) интимное (45 см); 2) персональное (45120 см); 3) социальное (120400 см); 4) публичное (44,5 м).
Очевидно, что чрезмерная подвижность отвлекает внимание слушателей от смысла. Полная неподвижность тоже невыгодна оратору. Существует общее правило: чем живее чувство, тем живее движение. Еще один существенный принцип: движение должно быть естественно и разнообразно.
18 Произнесение: голос оратора
Существуют определенные условия для постановки голоса: 1) респирация организация дыхания; 2) фонация образование голоса; 3) артикуляция производство звуков.
Дыхательный аппарат должен производить необходимое подсвязочное давление. При речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Нужно учиться разбивать речевое дыхание. Для этого можно использовать упражнение: короткий вдох, например, в нижние доли легких и долгий незатухающий выдох.
Голос образуется в гортани. Голосовая цель это преодоление пространства между голосовыми связками. Когда голосовые мускулы соприкасаются, голосовые связки укорачиваются, отчего и зависит высота звука. К объективным характеристикам голоса относится тембр, высота и сила звука.
Артикуляторные органы делятся на активные (губы, язык, мягкое нёбо, задняя стенка глотки) и пассивные (зубы, твердое нёбо). Средством выработки правильной артикуляции являются скороговорки.
Дикция включает в себя правильность и степень отчетливости артикуляции. Дикция это манера выговаривать слова. Правильная артикуляция характеризуется соответствием движения артикуляторных органов месту и способу образования звуков. Степень отчетливости артикуляции это весьма важный показатель, влияющий на разборчивость устной речи. Громкость и тембр речи оратора должны изменяться на протяжении всего выступления.
Интонация часто оказывается более надежным каналом воздействия, чем слова. К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования: 1) она не должна быть монотонной; 2) должна быть естественной и соответствовать содержанию того, о чем вы говорите. Интонация, не соответствующая содержанию речи, вызовет недоверие аудитории и может раздражать. Так, русское повествовательное предложение отличается восходяще-нисходящей интонацией.
Интонация включает мелодику (завершенности, вопроса или восклицания, когда повышается или понижается тон), темп речи (он должен быть средним), громкость, паузу и логическое ударение. Необходимо избегать длительных пауз. Однако ускорять темп и сокращать до минимума паузы тоже нельзя, т.к. они являются средством смыслового членения предложения. В ораторской речи недопустимо использование пауз хезитации. Темп необходимо замедлять, подчеркивая наиболее важные аспекты речи. Перед важным местом следует несколько понизить голос. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей. Пауза «до» настраивает слушателей на важный момент, а пауза «после» заставляет обдумать услышанное.
19 Культура спора
Искусство спора называется эристикой. К разновидностям спора относятся дискуссия, полемика, диспут, прения.
Дискуссия (от лат. discussio обсуждаю) предполагает участие нескольких человек, обстоятельства речевой ситуации при этом не могут быть бытовыми, а проблема должна иметь более или менее отвлечённое или общее значение. К целям дискуссии относятся достижение соглашения по спорному вопросу и установление истины.
Отстаивание собственной позиции и победа над противником это цели полемики (от греч. polemikos воинственный), которая осуществляется в основном в печати.
Диспут (от лат. disputare рассуждать, спорить) это публичный спор на научную или общественно важную тему, но в отличие от дискуссии, происходит однократно, не повторяясь.
Прения это обсуждение проблемы на официальном собрании.
Корректный, а значит, успешный, эффективный спор это не только спор «по правилам» логики и тактики, но и зеркало, отражающее уровень общей культуры человека, поэтому следует избегать излишней страстности и максимализма, а также контролировать свой голос, мимику и жестикуляцию. Необходимо внимательно, не перебивая, слушать собеседника. Не стоит стремиться перекричать противника. Необходимо оставаться доброжелательным. Исключается спор по оценочным характеристикам, не имеющим параметрического выражения (хорошо-плохо, высокий-низкий, красивый-некрасивый). Деструктивным началом в споре является советы и рекомендации оппоненту. Исходной точкой каждого правильного спора должно быть установление пункта разногласий. К непозволительным уловкам в споре относятся также отступление от темы спора, перевод спора на противоречия, отвлечение внимания оппонента.
Классические рекомендации к ведению спора прежде всего и в основном касаются техники доказательства. Знание природы доказательства, умение ориентироваться в содержательно-логических аспектах спора, выявлять логические ошибки оппонентов это именно то, что помогает рождению истины в споре. Для выяснения истины более пригоден письменный спор.
Участник спора, выдвигающий и доказывающий тезис, называется пропонентом, а тот, кто опровергает выдвинутый другим тезис, - оппонентом. Тактика пропонента состоит в «нападении», а тактика оппонента это защита с переходом в наступление. Иногда полезно согласиться с некоторыми доводами оппонента, прежде чем высказывать возражения по ключевым пунктам его позиции.
20 Логические и психологические аспекты спора
Всякое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию.
Тезис это мысль или положение, истинность которого требуется доказать.
Аргументы, или основания, доводы это положения, с помощью которых обосновывается тезис.
Демонстрация это способ доказательства, рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов.
Доводы (аргументы), которые спорящие используют для убеждения партнёров, принято делить на две группы: аргументы рациональные (аргументы к делу) и аргументы иррациональные или психологические (аргументы к человеку).
Аргументы к делу:
Аргументы к человеку:
Тезисы и антитезисы, выдвигаемые в споре, должны иметь простой характер. Основное требование к тезису определённость, ясность, точность смысла и формулировки. Недостаточно встретить спорную мысль, чтобы сейчас же сделать ее тезисом спора. Ошибки, относящиеся к тезису:
Ошибки в аргументации:
Литература
PAGE 37