Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Валерий Васильевич.
Прочитать: Платон «Хармид», «Симпозион» («Пир»), «Государство». Особенно обратить внимание на фрагмент с образом пещеры.
Учебники:
Алексеев и Панин «Философия Кахановский «Философия», Радугин «Философия».
ТЕМА 1
Специфика философии как феномена духовной культуры и учебной дисциплины.
I. Объект и предмет философии. Структура философского знания. Место философии в системе культуры.
II. Философия и мировоззрение.
III. Проблема основного вопроса философии и философского метода. Философские школы, течения, направления.
IV. Функции философии.
I. Объект и предмет философии. Структура философского знания. Место философии в системе культуры.
Объект и предмет философии.
Объект Человек и окружающий мир как контекст (при чём что есть человек и мир определяются по-разному). Можно сказать, что объект философии человек в мире и мир в человеке.
Предмет содержательно развёрнутый объект в виде вопросов и проблем, которые ставят философы и пытаются решать.
Структура философского знания.
1) Онтология учение о бытии.
2) Гносеология учение о познании.
3) Антропология (философская) философские вопросы о человеке.
4) Логика. Наука о правилах и формах мышления. В принципе сейчас это уже отдельная наука, отдельная сфера знаний, но истоки её лежат в философии.
5) Эстетика. Изучала, собственно, чувства. В отличие от логики, занимавшейся только разумом, мышлением.
6) Этика. Мир предписаний, ценностей, установок.
Есть и ещё множество разделов, перечислять можно долго. Практически для всего, что изучает философия в ней есть отдельные разделы: социальная философия, философия права, религии, науки, философия истории и т. д.
II. Философия и мировоззрение.
III. Проблема основного вопроса философии и философского метода. Философские школы, течения, направления.
IV. Функции философии.
РЕФЕРАТ: Философские идеи русского космизма. Н. Ф. Фёдоров.
Спор об универсалиях. Универсалии обобщения, рождающиеся нашем рассудке.
1) Реалисты мир идей. Вещи нет, но её идея существует всегда.
2) Номиналисты (от «имя») идеи вторичны, первичны материальные вещи.
Фома Аквинский серединка между этим, умеренная схоластика.
Николай Кузанский (1401 1464).
Немец. Николаус Крепс. Родился на юге Германии в местечке Куза.
Сделал стремительную карьеру, высшее достижение стал кардиналом католической церкви. Главное произведение «Об учёном незнании». Три основных элемента его философии Бог, природа, человек. Бог творец всего сущего, природа часть божественного мира. Он предвосхитил идею, что наша планета не единственная населённая, что божественный мир гораздо шире, и Бог постоянно создаёт новые и новые миры, его созидательная деятельность безгранична. Поэтому мир нельзя изучить, мир безграничен. Человек в контексте природы, и лучшие свои качества развивает только в гармонии, в единении с природой. Эта мысль характерна для ренессанса.
Он так же говорил, что мир природы, мир людей противоречивы (не противопоставление, а внутри себя), и вообще всему существующему свойственно противоречие. Только Бог не противоречив. В нём сходятся и примиряются все противоречия, Бог абсолютная гармония. Поскольку Бог присутствует всюду, невозможно попытаться найти точку, где находится Бог (нет центральной точки), Бог везде, и любая точка равнозначна. С другой стороны, если сравнивать людей со всем остальным (природой) всё же в человеке больше божественного, человек как бы сгусток божественного разума. Т е., так сказать, концентрация Бога везде различна. Кузанского называют представителем возрожденческого пантеизма (идея, что Бог везде).
Европейская философия нового времени. Эмпиризм и рационализм.
I. Эмпиризм Френсиса Бекона.
II. Рационализм Рене Декарта.
В основном это 17-тый век, классическое новое время. В 18-том веке уже появляется так называемая классическая немецкая философия.
У философов усиливается интерес к человеку, как существу, исследующему, познающему мир. Возникает учение о науке, о методах научной деятельности. Собственно философия науки.
I. Эмпиризм Френсиса Бэкона.
Бэкон жил в 1561 1626 гг. Получил прекрасное образование в колледже Святой Троицы, это одно из подразделений Кембриджа.
Сделал хорошую карьеру, стал фаворитом короля Якова 1. Был в палате лордов. Был хорошим дипломатом.
Нажил много врагов, даже заступничество короля не спасло его от парламентского суда. Даже отсидел некоторое время в Тауэре, он был приговорён к смертной казни, но вот от этого король сумел его спасти.
Его прозвище Веруламец (барон Веруламский).
После суда и Тауэра пришлось ему уйти из политики и он занялся наукой. Разработал эмпирический метод.
«Новый органон» - основной его труд. Книга «Органон» была у Аристотеля. «Новая Атлантида» - ещё одно творение Бэкона. Предвосхитил в «Атлантиде» многие технические достижения, но о морали писал мало. Для аристократии того времени был свойственен технологический эгоизм. Обе работы опубликованы на латинском. Только с середины 17 в. учёные стали писать на национальных языках.
«Знание сила» - фраза из «Органона». Там он пишет об эмпирической деятельности учёных, об эмпирическом познании, а самое точное знание это знание, получённое опытным путём.
Эмпирическое познание сочетает и разум, и чувства.
Так же пишет он и о методе эксперимента. Имеется в виду ситуация, когда какая-то вещь извлекается из естественной среды и помещается в среду искусственную.
Описывал и метод моделирования. В то время как раз появляются первые модели, их создавал ещё Леонардо да Винчи. Он делал модели летательных аппаратов и т. д. Суть моделирования в том, что учёный работает не с объектом, а с моделью объекта.
Бэкон говорит, что чтобы получить адекватные результаты нужно провести чем больше, тем лучше этих экспериментов, наблюдений. Говорил, что абсолютно истинное знание получить невозможно, т. к. для этого нужно провести бесчисленное количество экспериментов.
Результат эмпирического познания не теория, а научный факт. Бэкон дал определение научного факта:
Научный факт это знание в достаточной степени эмпирически подтверждённое и выраженное на языке науки.
В «Новом Органоне» есть формулировка Бэкона «Идолов (или демонов) познания». Он говорит, что учёного сопровождают эти демоны, которые искривляют процесс познания. Демоны эти метафора затруднительных ситуаций, психических стереотипов, мешающих познанию.
1) Идолы рода.
2) Идолы пещеры.
3) Идолы рынка (или базара).
4) Идолы театра.
II. Рационализм Рене Декарта.
Немецкая классическая философия.
I. Философские идеи Иммануила Канта.
II. Абсолютный идеализм Георга Гегеля.
I. Философские идеи Иммануила Канта.
1724 1804 гг. Родился и умер в Кенигсберге. Родился в семье разбогатевшего ремесленника. Отец его был кожевенником, шорником делал сбрую и шоры для лошадей. Иммануил был 9-м ребёнком в семье. Был хлипким, в детстве часто болел.
Поступил на богословский, теологический факультет Кенигсбергского университета. Но этого ему было мало он посещал курсы и по многим другим предметам. Выпустился он учёным теологом, но решил не становиться пастором (как обещал отцу), а остался в университете. Мест преподавателей в тот момент не было, и ему предложили работать в библиотеке. Так он и поступил. Работая в библиотеке, первое время он не мог определиться, чем же заниматься. Одно время увлёкся космологией, астрофизикой. «Очерк о всеобщей истории и теории неба» - его первая работа. Там он писал о том, что планеты образуются из космической пыли, из облаков космической пыли. Небулярная теория от «небулус», т. е. «облако». Теория эта до сих пор актуальна, это одна из гипотез образования планет.
До 50-ти лет философом Кант не был. Только в 1754 году он стал профессором философии. Ранее он несколько раз пытался занять место профессора философии, но его не избирали и по образованию теолог, а не философ, и занимался всю жизнь вроде бы не философией…
В то время каждый профессор философии обязан был читать этот предмет по учебнику, как там написано. Когда Кант стал профессором, был принят учебник Баунгартена. При чём тогда «читать лекции» было буквальным словосочетанием профессор действительно просто вставал перед студентами и читал то, что написано в учебнике.
Постепенно Кант начал сначала вставлять свои комментарии в Баунгартена, а когда стал завкав. кафедрой, а потом и ректором, вообще стал читать свои лекции.
С 1796 г. был на пенсии, хотя продолжал ходить в университет, участвовать в семинарах и т. д.
3 основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Часто делят жизнь Канта на 2 периода «докритический» (не философский), и «критический», т. е. философский.
Основные идеи (изложены главным образом в «Критике чистого разума»):
Вещь в себе («ноуменон» - «сущность»), и вещь для нас («феноменон» - «явление»). Различие между ними не онтологическое, а гносеологическое. Вещь в себе это вещи, которые мы ещё не познали, сущность которых нами не раскрыта. Либо вещь в себе вещь, о которой мы вообще ещё не знаем. Трансцендентный объект. Трансцендентная вещь абсолютная вещь с себе, сущность которой мы не можем познать вообще и никогда не познаем. Это, собственно, Бог. Он награждает нас возможностью кое-что о Нём узнавать, но полностью познать Его не возможно вообще. Непознаваемый, абсолютно трансцендентный объект. Все остальные объекты по Канту относительные вещи в себе трансцендентальные объекты. Феномены же, вещи для нас, это те вещи, которые мы уже познали, то, что нам уже явилось («явление»).
Познавательные возможности науки ограничены, а за границами науки действуют философия, религия и искусство. Эти три деятельность находятся за пределами науки, хотя отчасти и связаны с наукой.
Уровни и форм познания по Канту:
1) Апостериорное познание познание, где субъект познания (человек) напрямую взаимодействует с объектом познания.
а) Чувственное апостериорное устанавливаем чувственную, сенсорную связь с этим объектом. Получаем ощущение, восприятие, представление объекта. Сначала мы ощущаем объект. Начинаем его воспринимать. Поом можем представить этот объект, даже когда его нет перед нами.
б) Рациональное (логическое). Мы дальше обрабатываем чувственные образы, у нас получаются синтетические понятия, мы формируем понятия общие: «собака», «стол», «логос», «Бог». Из этих понятий формируются суждения, из суждений умозаключения.
2) Априорное познание.
а) Чувственное.
б) Рациональное.
II. Абсолютный идеализм Георга Гегеля.