Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

трагически невидима- ненаблюдаема непосредственными наблюдателями

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.11.2024

Общая психология

 

Мария Владимировна Осорина

Кафедра общей психологии

 

Первая часть общей психологии посвящена психическим процессам.

Признаки психической деятельности

Отличительные признаки психического (эмпирические). Все они взаимосвязаны.

1.      Психика реально существует, оказывает воздействие на физиологический, физический мир. Психика – руководящее начало. Но она «трагически невидима»: ненаблюдаема непосредственными наблюдателями.

Психику изучают по косвенным проявлениям, например, через проявление через тело. Тело – главный способ реализации психики. Психика проявляет себя через действия, которые совершает человек (от определенных движений, до поступков). Психика руководит телом. Физиолог второй половины 19 века Сеченов говорил, что конечным звеном всякого психического опыта является движение. Психика собирает информацию о событиях и использует ее для управления поведением – это главная задача психики. Чем сложнее организовано существо, тем чаще заторможены действия (ребенок хватает, что увидит; взрослый мужчина хочет ударить кого-то, но сдерживает себя, т.к. это не позволяют нормы общества).

От психики зависит речь, мимические проявления. Опытный психолог, наблюдатель многое может сказать о человеке, глядя на него. Лицо – экран эмоциональной жизни души. Здесь много мускулов, мимических, которые все время шевелятся. Эти мускулы связаны с переживанием той или иной эмоции (мышцы сокращаются). Мимика видна и читаема. Даже несмотря на желание скрыть эмоции, истинные переживания просматриваемы. Люди способны прочитывать лица других со скоростью десятой доли секунды, некоторые – сотые доли секунды, например, медицинские сестры в психиатрических больницах. Движения рук, позы тела – тоже говорят о состоянии человека. Важно обращать внимание на позы человека, на движения. Позы говорят о сиюминутном состоянии человека. Поза, привычная манера сидеть, стоять, говорить демонстрируют историю человека, например, болезни, отношение к нему в детстве, постоянно ощущаемые переживания отражаются на теле человека.

Тело человека можно назвать «книгой жизни» этого человека. Проработкой проблем человека можно изменить тело человека. Душа непрерывно проявляется через тело. Психолог может наблюдать невербальные зоны человека и может очень многое о нем сказать. История рода тоже проявилась на теле человека. Телосложение передается также по наследству.

Литература: Александр Лоуэн «Язык тела»)Леонид Кроль,

Елена Михайлова. «Человек-оркестр»

Алан Пиз, перевод с итальянского «Язык телодвижений», «Язык мимики».

 

 

Психолог может наблюдать, но может и заставлять проявиться психике (эксперимент, тесты и т.д.) в разных ситуациях. Психика невидима, но постоянно проявляет себя.

 

2.      Психика проективна.

Где психика живет? Нам кажется, что психика живет в теле. Все тело психично, все тело участвует в психической жизни – так говорят ученые. И ответить где психика находится, невозможно. Никому не удалось доказать, что психическое таится внутри. Процессы протекания психических процессов несомненно связаны с физиологическими процессами. Нам кажется, что психические процессы протекают внутри нас, но психика проецирует внешние. Строится психический образ и он проецируется туда, где находится объект. Например, страшные люди нам кажутся более крупными, чем они есть на самом деле. Психика проецируется во внешний мир. Продукты своих трудов психика не держит внутри, а раскрывает снаружи. Внешний мир – экран, на который проецируется все психическое. Тело – это тоже внешний мир психики.

 

3. Несводимость психических процессов к физиологическим и невозможность их описания в физиологических терминах.

Физиологические процессы связаны с психическими событиями несомненно. Травмы сказываются на психическом развитии. Проявляются мозговые дисфункции.

Психологическая жизнь связана с физиологической но к ней не сводима. Психические явления нельзя свести к физиологическим процессам, это медленно понимали психологи. Многие ученые 20-го века стояли на позициях психофизиологизма. Все большее количество телесных болезней являются психосоматическими (например, стресс). К разряду психосоматических болезней относятся: язвы, инфаркты. Можно даже описать тип личности, склонной к тем или иным болезням. Даже онко-заболевания вошли в разряд психосоматических. Работа психологов/психотерапевтов с этими людьми приводит к лечению и даже к излечению.

Физиологическая система разговаривает на 2-х языках: мимических и физических сигналов. Психика пользуется 2-мя языками: Язык образов (описывается в терминах объектов внешнего мира) – он главный, и второй язык, которым пользуется психика – языки знаково-символические, из которых главным является словесный язык, а также разные знаковые системы, которые используем как вспомогательные – азбука Морзе, знаки дорожного движения.

Отрасли психологии, которые развивались на стыке с физиологией: нейропсихология (А.Р.Лурия) , нейропедагогика

Литература: Хризман, Еремеева «Мальчики и девочки: два разных мира».

 

4. Психика всегда имеет свойство спонтанной свободной активности. Противоположный термин – детерминированность (обусловленность).

У человека есть формы поведения, которые генетически обусловлены. Психика также обусловлена воспитанием, привитием норм, правил, привычек; детерминирующими обстоятельствами.  Т.е. детерминант много. Однако глубиннейшим природным свойством является спонтанная активность, творчески свободный характер психического, самопроизвольный, недетерминированный. Полной свободы тоже нет, т.к. мы детерминированы многими вещами.

 

Краткий итог:

1)                          Психическое реально существует, но при этом невидимо. Может быть  обследовано только на основе косвенных проявлений. Интроспекция – самонаблюдение. Это не может быть основным способом познания: так как, во-первых, как только человек начинает наблюдать за собой, он разрушает то, что наблюдает; во-вторых, определенные зоны психической жизни недоступны сознанию. Существует подсознание, бессознательное. Т.е. сознанию открыта только часть души.

2)                          У психики внутри тела нет места, она не живет в теле, а захватывает окружающий мир. Размер органов чувств не ограничен.

3)                          Психическое невозможно описать в терминах физиологического.

4)                          Несмотря на то, что психика детерминирована, она спонтанно активна.

 

Психические процессы

 

Ощущения

 

Ощущения – базовый психический процесс. У самых простых живых существ есть ощущения. У человека ощущения появляются уже в утробе матери, и человек рождается с возможностью ощущать. Если с ощущением рождаются, то всему остальному учатся. Ощущения – врожденная форма психического. Ощущения очень связаны с физиологической системой (например, как устроены органы чувств, как перерабатывается информация и т.д.). Ощущения – это фундамент психики, материал, из которого вьется психическая ткань.

Анализатор — термин, введенный И.П. Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой–либо одной модальности. В анализаторе выделяют три отдела:
   1. Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразование энергии раздражения в процесс нервного возбуждения;
   2. Проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы; Афферентные пути – нервы, по которым передается информация от рецепторов к головному мозгу.
   3. Центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий. Мозговой конец анализатора. Все органы чувств обязательно представлены в коре головного мозга.
Кроме восходящих (афферентных) путей существуют нисходящие волокна (эфферентные), по которым осуществляется регуляция деятельности нижних уровней анализатора со стороны его высших, в особенности корковых, отделов. По эфферентным путям информация передается от мозга к действующим органам. При этом обязательно возвращается к рецепторам.
 

Главный принцип работы рецептора: на рецепторы приходят определенные сигналы (колебания воздуха – звук, частицы – запах, в рот – вкус, к коже – механическое воздействие и мы чувствуем гладко или шероховато). Рецепторы называют органами чувств. Рецепторы: глаза принимают свет, язык – вкус, уши – звук, рот – вкус. Сигнал имеет определенную энергию. Он всегда несет некую информацию. Он всегда имеет некую физическую природу. Дальше на рецептор производится реакция:

 

 

 

 

 

 

 

 

В рецепторе происходит перекодировка энергии и информации, принесенной раздражителем, на другой язык. Сигналы, имеющие одну физическую природу, преобразуются в другую физическую природу. Дальше организм работает с нервными импульсами.

Например, ухо реагирует на колебания воздуха Они раскачивают барабанную перепонку , затем передаются на 3 слуховые косточки. Происходит механическое колебание. Мы ощущаем звук. Т.е. рецепторы преобразуют информацию внешнего мира в энергию, в язык химии и электричества.

 

Абсолютные пороги чувствительности (абсолютный верхний и абсолютный нижний).

 

Момент, когда что-то начали чувствовать это и есть нижний абсолютный порог чувствительности. Абсолютный нижний порог ощущений — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва опознаваемое ощущение.

Абсолютный верхний порог ощущений — максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений, свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности организма.

Индивидуальные значения порогов чувствительности зависят от особенностей строения нервной системы.

Улюдей со слабой нервнойсистемой

  

 

 

 

 

 

 

 

Человек рождается с определенными порогами чувствительности. При увеличении сигнала растет ощущение. Но мир существует и за порогами ощущений человека. Даже те звуки, которые мы не слышим, продолжают существовать и влиять на человека.

Запороговые стимулы. То, что находится за пороговой зоной определяет наше психическое состояние тоже. Тренировка тоже изменяет пороги чувствительности. Человек может раздвинуть пороги чувствительности в разные стороны. Порог – это не фиксированная величина.

Пороги – постоянно меняющиеся величины, в т.ч. и в разных ситуациях.

Пороги определяются и физиологическим состоянием человека. Пороги зависят и от установок («прислушайтесь»,  «присмотритесь»).

Пороги завися от врожденности, установок, ситуации и т.д.

Разные ощущения оказывают влияние на эмоции.

У ребенка порог чувствительности смещен влево.

 

Дифференциальные (различительные) пороги – это пороги, которые характеризуют то минимальное различие между двумя близкими стимулами, которое позволяет нам ощущать эти стимулы как разные. Чем ниже дифференциальный порог, тем человек более чувствителен и наоборот. Дифференцированный порог чувствительности развивается в зависимости от сферы деятельности. Мы рождаемся с определенными порогами, но можем и их развивать (например, у ювелиров тактильная чувствительность пальцев более развита).

 

Литература: Грановская Р.М. Элементы практической психологии (j).

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.

 

Классификация ощущений.

Есть разные классификации чувствительности. Возьмем один из вариантов. Б.Г.Ананьев описывает 11 ощущений

 

1 группа, включается когда объект находится на расстоянии – дистантные ощущения. Они дают информацию об объекте, который находится на расстоянии. Зрение, слух, обоняние. В эволюции видов эти ощущения появляются позже всех.

Общие для всех видов чувствительности (дистантных) – имеют парные органы чувств и находятся на голове, эти органы чувств первыми получают информацию. Благодаря дистантным ощущениям живое существо позволяет живому существу ориентироваться в пространстве. Запахи имеют очень большое значение, т.к. отражают химические особенности объекта. По запахам, например, мы выбираем партнеров (человек приятен нам или нет). Если дистантные ощущения не развиты или плохо развиты, происходит компенсация за счет контактных ощущений. Если нарушено зрение, его могут «заменить» тактильные ощущения. Контактные ощущения очень различны и без них обойтись нельзя.

 

2 группа – контактные, когда объект соприкасается с поверхностью тела. Тактильные ощущения, вкусовые, температура, болевые ощущения, вибро-ощущения.

Тактильные ощущения – вклад в психическую деятельность человека очень велик. Ощущения прикосновения и давления. Чувствительные клетки застилают всю поверхность человеческого тела. Есть участки, где их концентрация велика (I место: кончик языка, губы, участок вокруг губ; II место: кончики пальцев). Тактильные ощущения очень связаны со зрением. В условиях темноты тактильные пороги повышаются и наоборот.

Язык – самый чуткий орган. Язык и зона рта – вход в организм, и этой зоне очень важно быть чувствительной. На втором месте по чувствительности – кончики пальцев. А самые тупые по чувствительности – спина, ее нижняя часть – ягодица и стопа ноги, подошва. Чувствительные клетки очень разнообразны,  в зависимости от места в слоях кожи. Каждая клеточка способна считывать разную информацию от объекта.

360 прикосновений в секунду мы анализируем как различные. Болевые ощущения – 2, температурные – 3. Все контактные ощущения получают информацию при механическом воздействии. Контактные ощущения несут нам информацию о физическом свойстве мира. Дистантные ощущения нас могут ввести в заблуждение, они не дают точную информацию (например, объект на расстоянии). Зрение может ввести в заблуждение, слух может обмануть. О физическом состоянии мы можем судить только при помощи контактных ощущений.

 

3 группа – проприоцептивные – приносят информацию из самого тела, изнутри.

-               мышечные ощущения (кинестетические), ощущения, когда мышцы тела меняют свое положение. И в мышцах и в суставах находятся клетки, которые сообщают информацию, как часть тела находится по отношению к другой.

-               Равновесие (вестибулярная чувствительность)

-               Органические ощущения. Они приносят информацию из внутренних органов (они приносят информацию о том, что мы голодны или жаждем), тяжесть в желудке, боль, чувствительность к давлению, химическая чувствительность. Органическая чувствительность состоит из разных ощущений.

 

Все контактные ощущения (за исключением вкуса) не имеют какого-то одного органа, четкой локализации, находятся на всей поверхности тела.

Закон Вебера-Фехнера. «Основной психофизический закон». Он устанавливает: чем сильнее действует на нас внешний мир, тем сильнее мы его ощущаем.

S=xlogR – сила возникающего ощущения. R – внешний мир.

Этот закон действует в середине пороговой зоны. И тогда

появился закон Стивенса. 

S=aRn  n – степень для того или иного раздражителя.

Чем сильнее действующий раздражитель, тем сильнее ощущения.

Закон Забродина. Ощущения, это все-таки психическая величина. И ощущения могут по-разному зависеть от стимула. Он соединил законы Вебера и Стивенса.

 

 

Способы взаимодействия между ощущениями.

Сенсибилизация – один из видов взаимодействия ощущений. Вкус может повлиять на зрение (кислый вкус сенсибилизирует ночное зрение, оно становится лучше). Близость обоняния  и вкуса делает их очень связанными между собой. Их пороги тесно связаны. И тот и другой зависит от химического состава самого тела человека. Когда человек болеет, может меняться чувствительность, если заложен нос, и человек плохо ощущает запахи, меняются вкусовые ощущения.

Сами по себе тактильные ощущения редко работают в одиночестве. Тактильное ощущение – пассивное осязание. При сочетании тактильной чувствительности с мышечной формирует более точный образ. Тактильная чувствительность связана с температурой. Тактильная чувствительность связана с болевой чувствительностью. Скорость тактильного сигнала гораздо выше, чем у температурного и болевого

(например, прикосновение к горячему утюгу: в начале прикосновение — температура — боль).

Синестезия  - объединенная чувствительность. Действие происходит на один анализатор, а ощущения возникают в другом. Например, когда возникают связи между цветами и температурой, красный – горячий, синий – холодные цвет; между вкусом и тактильной чувствительностью (острый вкус);

Боль играет защитную функцию – защищает от разрушения. Болевые точки существуют на поверхности тела, когда нервные точки очень близко подходят к поверхности тела.

Боль связывается с другими ощущениями: при превышении верхнего порога возникает болевое ощущение (очень сильный сигнал превращается в боль, боль защищает от экстремальных воздействий).

   сенсибилизация

Интермодальные  синестезия

взаимодейтсвия  Боль

 

Интрамодальные взаимодействия – взаимодействия между ощущениями внутри одного вида. Например, вкус, 4 вида рецептора , информация от которых смешивается, и появляются многие оттенки вкуса. То же самое с цветами – оттенки цветов.

 

Очень большую роль имеет связь между мышечной чувствительностью и другими чувствительностями.

Адаптация ощущений, ощущение может пропасть, если мы к нему привыкнем. Мы адаптируемся к неизменному сигналу. И к неизменному стимулу мы становимся менее чувствительными (когда надеваем одежду, мы ее ощущаем, а когда привыкаем, мы ее не ощущаем; если мы берем что-то в руку – ощущаем, а в неподвижном положении перестаем его ощущать). Если субъект (рука) неподвижен, а подвижен внешний мир, то мы про этот мир ничего не узнаем. Активное взаимодействие с миром – благодаря этому мы больше сможем узнать о внешнем мире.

 

 

Эмпирические характеристики ощущений – это те особенности внешнего мира, которые мы можем познать:

Пространство – локализация или местоположение сигнала относительно нас. Есть зачатки объема на уровне ощущений.

Временная характеристика – мы узнаем о длительности воздействия и о последовательности.

Модальности или качество – ощущения имеют разные модальности. Модальности вкуса – кисло, сладко, горько, солено)

Интенсивность – это энергетическая характеристика ощущений, сила ощущений (R,S). Зависит от силы действующего раздражителя (чем сильнее стимул, тем сильнее ощущение). Ощущения очень сильно зависят от физического мира.

 


Восприятие

Осорина М.В.

У взрослого человека почти не бывает, когда бы отдельные виды ощущений работали бы сами по себе. Внутриутробный младенец начинает психическое развитие с 4 месяца беременности. С этого времени зародыш – психичное существо, т.к.  включаются ощущения. Прежде всего включается слух, из внешнего мира к нему доносятся звуки (он слышит голоса, музыку и проч.). Женщина должна разговаривать с ребенком в период беременности, а также отец ребенка, чтоб ребенок знал голоса, налаживал уже сейчас с родителями отношения. И слух – последний анализатор, который выключается у человека. Даже после смерти еще слышит несколько секунд.

 Литература: Франсуаза Дольто «На стороне ребенка» и «На стороне подростка».

Кроме слуха ребенок внутриутробно уже видит (направленный свет), включается тактильная чувствительность. Ребенок внутриутробно играет, первая его игрушка – пуповина. Близнецы играют друг с другом. Когда ребенок рождается – у него прекрасный нюх, хорошо отличает по запаху свою маму, по вкусу отличает молоко своей мамы. У малышей очень чувствительно обоняние. Но мир, в котором живет внутриутробный младенец, беспредметный, поэтому особо смотреть не на что.

Внутриутробный ребенок хорошо различает звуки, идущие извне и звуки матери (биение сердца, дыхание). А когда ребенок рождается, он попадает в предметный мир, ребенок видит разные объекты, шевелящиеся и неподвижные. Первый объект, по которому ребенок учится восприятию – это мама, ее лицо. Ребенок больше сосредотачивает внимание на лице человека, в первую очередь, мамы. А на лице особо выделяет глаза и рот. Когда ребенок начинает рисовать, рисует прежде всего голову, лицо, выделяет главные признаки – глаза и ноги.

 

 

 

 

 

 

 

 

По лицу мамы ребенок учится предметному восприятию. Для ребенка важны действующие предметы, он их больше воспринимает (глаза, которые движутся, ноги и проч.).

Восприятие – такая форма обратного познания действительности, в осуществлении которой принимают участие сразу несколько видов ощущений.

Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

В том, что глазки научаются видеть – играет тянущаяся к предмету ручка, протягивание ручки к объекту и медленное обучение руки и глаза к совместным скоординированным действиям очень важно для предметного восприятия. Ребенок, когда видеть предмет, старается подбежать к нему и пощупать. Восприятие через прикосновение к предмету долго остается для ребенка очень важным.

По мере того, как ребенок начинает активно двигаться, все больше налаживается взаимосвязь между ощущениями. Если это пассивное осязание, то нельзя опознать предмет, если это активное осязание (активное движение)  - тогда легко формируется считывание информации с объекта. (форма, величина, объем), например, рука может узнать о форме предмета, только ощупывая его, поворачивая в руке. Ощупыванием снимается температурная информация, также включается болевая чувствительность. Примерно также действуют и глаза. Глазами мы совершаем множество исследовательских движений. Об этом можно прочитать: Ярбус «Движение глаз», В.П,Зинченко «Образ и действия», а также др. его работы.

Движения глаз бывают разного типа: меделенные, резкие скачки, маленькие скачки. Глаз склонен исследовать контры предмета прежде всего (как и рука). Ребено очень часто рисует квадрат так:

 

 

 

 

 

 

Умение быстро считывать информацию – сложно – это работа. Как, например, выделить определенный звук или определенный предмет из множества, как из массы запахов выделить какой-то. Предметность восприятия – это главная характеристика восприятия.

Восприятие – это совокупность результатов различных видов ощущений, но среди них есть ведущие. Например, надо выделить определенный предмет глазами, но мы его знаем и на ощупь.

Образ восприятия считается полимодальной картинкой, т.е.  сотканной из разных видов ощущений. Восприятие предметно. Это связано с выделением фигуры на фоне (например, мне надо посмотреть на стол, а пол, люди, все это будет фоном).

Характеристики восприятия - форма, величина и объем, - существуют в отражении мира на уровне ощущений. На уровне восприятия локализация тоже существует, но она дополняется тем, что мы знаем форму, величину и объем.

Характеристики восприятия:

Длительность - сколько происходили

Последовательность - что за чем происходило

Одновременность - сосуществование различных объектов и событий

Предметность - — членение единого феноменального поля

на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста. 

Целостность - склонность восприятия группировать разрозненное в целостные структуры. Целостность связана с предметностью. Например, стол – это один предмет, но у него есть ножки, столешница, шурупы – и все это единый предмет.

Обобщенность - способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы. При этом четкость данных границ тесно связана с перцептивными задачами, решаемыми индивидом.

Константность образа восприятия  - относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия.

Это главные характеристики образа восприятия, которых нет в образе ощущений. Потому, что в ощущениях работает только один анализатор (парциальный образ)

Факторы возникновения целостного образа восприятия (изучены в гештальт-психологии)

Фактор сходства – элементы похожи друг на друга.

Фактор близости – рядом стоят, рядом идут. Нам хочется это объединить в целостность.

Эти факторы влияют на то, что нам хочется разрозненные объекты объединить в целостность. Восприятие это хочет сделать.

Фактор «хорошей формы». Если группа образует «кружок», птицы клин, солдаты идут колонной, то все эти объекты облечены в хорошую форму. Благодаря этому мир воспринимается не как разрозненные предметы, а в виде целостности.

Если объекты поддаются объединению, мы структурируем некое разнообразие в структурные единицы. Особенно человек воспринимает картинку как целостность, если есть перечисленные выше факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На левом и правом рисунке центральные окружности разного размера. Однако на левом центральный кружок кажется маленьким, а на  правом – большим.

Обобщенность восприятия – проявление категориальности, т.е. глядя на какой-то предмет и имея определенный опыт, можем опознать этот предмет как относящийся к определенной категории. Женщина – человек. Стол в классе – относится к столам. Вода, налитая в стакан или чашку – это вода. Т.е. пытаемся отнести предмет к понимаемым нами объектам. Т.е. определенный предмет относим к определенной категории – это также фактор восприятия.  

Константность восприятия. Это относительная устойчивость (постоянство) образа восприятия объектов в определенном диапазоне. Константность – постоянство.

Условия, при которых мы видим объект, могут очень сильно меняться. Один и тот же предмет в зависимости от разного освещения имеет разный цвет. Но это формально. И человек имеет свойство реально воспринимать цвет данного предмета. Для константности существует определённый диапазон. Т.е. существует определенный момент, когда действительно, человек не может распознать цвет предмета, например, очень сильное освещение предмета каким-либо цветом.

Константность величины – сохранение постоянства правильного восприятия предметов при изменении удаленности данного предмета от нас. Если предмет отдаляется от нас, он кажется меньше, но у взрослого человека константность сохраняется и мы предмет воспринимаем в реальной величине.

Пока предмет находится в пределах константности и вдали от нас, мы пределы склонны увеличивать. Если человек находится очень близко к нам, мы его воспринимаем чуть меньше. Т.е. человек дальние предметы преувеличивает, а близкие преуменьшает. Т.е. зрение работает за стабильное мироустройство.

Константность формы. Каждый предмет имеет стабильную форму. Но если на предмет смотреть под разным углом, то он как бы выглядит по-другому (например, стол прямоугольный, но мы видим его под другим углом по другому), но мы все равно понимаем истинную форму предмета, до определенного момента. Например, круглая тарелка, которую мы видим вдали, кажется овальной.

 

Когда предмет находится за пределами константности, человек уже не может точно определить форму предмета. Феномен константности является особым механизмом психики человека для правильного восприятия и отображения параметров объекта в меняющихся обстоятельствах. Механизм константности работает как бы против правды: не как кажется, а как должно быть. Эти свойства восприятия (предметность, целостность, обобщенность, константность) – как люди хотят воспринимать мир и работать с более крупными величинами.

Та степень восприятия, которой мы воспринимаем мир, можно сказать, выучена. Также свой отпечаток накладывает культура: видеть, слышать, осязать как принято сменно в данной культуре (например, вкус). Например, чукча выделяет 40 видов снега, у него существует 40 видов восприятия снега. В других культурах этого нет. Сенсорно-перцептивная культура, т.е. то, насколько поддерживаются способности воспринимать информацию, сильно зависит от культуры и эпохи, в которой живет человек.


Представление

Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Благодаря ему у человека тоже формируются образы, но оно отличается от восприятия и ощущений. В результате представлений формируются вторичные образы. Образы субъектов, которые не воздействуют в данный момент на органы чувств. Представления позволяют нам получать информацию о мире, когда непосредственно органы чувств не раздражаются.

Представление – это познавательный психический процесс опосредованного отражения действительности, когда она не воздействует на органы чувств, но воздействовала когда-либо ранее.

Образы представления – это вторичные образы. При представлении мы объект вытаскиваем из памяти. Когда-то – предмет мы видели, его образ сохранился в памяти и при представлении этот образ мы вытаскиваем из памяти. То, что мы никогда не воспринимали, его мы не сможем представить. Человек может только сконструировать какой-то образ, ориентируясь на предыдущий опыт. В сфере представления образы не берутся из неоткуда. Представление мы можем вытащить из памяти и его представить. Если мы в жизни что-то не видели, то этот предмет мы не представим. Воспринимаем то, что сейчас воздействует на органы чувств, и представляем то, что воздействовало ранее.

Образ представления не привязан к настоящему данного объекта. Благодаря представлениям есть возможность вернуться к прошлому или представить что-то в будущем. Представление может возникать непроизвольно, как бы само по себе или же представление может быть произвольным, когда мы его вызываем целенаправленно.

Человек в сфере представлений уже получает власть над этими образами. Благодаря произвольности представлений, некоторые качества предмета мы можем менять. Образы представления могут иметь разные качества (модальность).

Люди отличаются друг  от друга по способности представлять, по разнообразию, по скорости.Визуалы больше предпочитают воспринимать мир через зрение, такой человек представляя, вспоминает картинки.

Аудиалы контактируют с миром на уровне звуков.

Кинестетики – тактильные ощущения, важны движения тактильных ощущений.

Редко когда бывает один ведущий тип. В зависимости от этого люди определённым образом вступают в контакт с миром.

Представления оказывают очень существенное влияние на воспринимаемое.

 

Предыдущий опыт тоже определяет восприятие. То, что хранится в опыте влияет на то, как мы этот предмет воспринимаем. И это даже может исказить наше восприятие. Представления появляются между первым и вторым годом жизни, в основном, в 1,5 года. До этого человек живет в настоящем. Своего пика представления достигают в 4-5 лет. Проявляются страхи у ребенка. Это страх, который появляется из памяти иногда, иногда ребенок этот страх прогнозирует. В этом возрасте ребенок впервые учится управлять своими представлениями, в т.ч. страхами. Установки влияют на восприятие очень часто. Восприятие испытывает влияние прошлого опыта. Представления позволяют от физического мира оторваться.

Апперцепция – восприятие сквозь призму прошлого опыта. Это могут быть личностные особенности человека, его профессия. Эмоции, культура, в которой человек вырос, установки. Человек даже в процессе восприятия его предыдущего опыта способен влиять на восприятие. Если человек боится собаки, то даже самая маленькая собачка будет казаться большой.

Характеристики представлений.

Пространственные – они обладают панорамностью. Образ представления не привязан к фиксированной точке зрения, а соединяет в себе сразу несколько точек зрения. Образ представления панормен. Пространство в представлениях подчинено нашим желаниям.

Фон и фигура пространственно разделяются. При восприятии стула, мы его воспринимаем, например, на фоне стены. А при представлении мы можем этот стул поместить на фон реки.

Абсолютные величины могут изменяться в представлениях. Это касается абсолютных размеров (относительные размеры сохраняются) предмета. Это дает возможность представлять большие объекты в виде маленьких.

Преобразование в схему. В представлении сохраняется некая структура, а элементы не сохраняются. Если нас попросят представить человека, мы скорее представим схему человека: голова, туловище, руки, ноги.

Временные. Мы можем время впрессовать или растянуть в своем представлении.

-                          длительность искажается;

-                          последовательность во времени, последовательность сохраняется прочнее, чем длительность

-                          симультанирование (симультанный – одновременный). События, которые на самом деле в разное время происходят, могут представляться как одновременное событие, т.е. одновременный образ.

Модальные.

-                          усреднение качеств

-                          исчезновение оттенков (например, представить какой-либо цвет, мы представляем именно какой-то цвет без оттенков).

Интенсивность. Образы представлений не получают энергии от объекта, поэтому эти образы менее яркие, неинтенсивные, чем объекты восприятия. Образы восприятия берут силу от самого объекта. Иногда образ представления, если мы представляем до самого события, может быть более ярким, чем это случится в реальности. Человек напитывает события в представлении своей собственной энергией. Т.е. сила образа зависит от самого человека.

 

Вторичные характеристики образов представления. Они сопоставимы с характеристиками образов восприятия.

Восприятие

Представление

Константность

Неустойчивость. В представлении можем изменить какие-то характеристики.

Целостность

Фрагментарность. При представлении человек не может представить всю картину, все детали события или ситуации. Всплывают те фрагменты, которые значимы для данного человека

Обобщенность

Тоже обобщенность. Но не то же самое, что и обобщенность восприятия. В представлении хранится некий обобщенный образ предмета, обобщенное представление о предмете, некий эталон.

 

Виды образов представлений:

1.      Образы памяти. Это не очень изменяющиеся образы.

2.      Образы воображения. Это сложные образы, они конструируются из образов памяти. Благодаря этому мы можем оказаться там, где никогда не были. Т.е. мы  как бы конструируем ситуацию. Образ может сконструировать на основании того, что было с нами раньше. Например, могу представить, что я была на Северном полюсе. Человек, представляя возможное будущее, уже наполовину обеспечивает это событие. Например, человек прочитал в гороскопе, что сегодня его ждет на работе успех, он идет на работу в хорошем настроении, и, скорее всего, этот успех будет. Представления играют некую регулирующую роль в нашей жизни.

3.      Образы сновидения. Сами образы снов возникают тогда, когда органы чувств не вовлечены. Образ сновидений – продукт психики человека. Хотя органы чувств тоже могут включаться. Например, прикосновение к человеку, когда он спит, тоже может включиться в образ сновидения.

4.      Эйдетические образы. Эйдес – образный. Они по своим качествам мало похожи на представления. Они чаще всего бывают у детей, мало встречаются у взрослых. Они встречаются до подросткового возраста. Эйдетические образы – все равно, что фотографический образ. Здесь присутствует целостность, константность.

5.      Галлюцинации. Их нельзя путать с иллюзиями (т.е. с неправильным восприятием). Галлюцинация – образ представления, когда реальности нет, а образ есть.

 

Роль представлений в психической жизни человека

 

Коррекция поведения (исправление). Человек может скорректировать при помощи представления, например, через создание установок. Например, я иду устраиваться на работу с установкой, что меня примут на работу, использовать визуализацию проблемной ситуации. Представления помогают занять или принять  мысленную точку зрения другого. Например, на конфликт посмотреть иначе.

Использование представлений для интеграции собственной личности.

Представление помогает человеку самоисцелится или самозаболеть.

Участие представлений в целеобразовании и планировании. 

Роль представлений в развитии личности. Человек выстраивает картинку в виде представления, каким я хочу быть. Это его образ «Я», образ «Я идеального». Изначально этот образ создают у ребенка родители. Образ может двигать или тормозить развитие личности. Идеальное «Я» - это наше представление о себе. Человек может манипулировать своими представлениями и, таким образом, снимать страхи, вину, агрессию. 




1. Масленица
2. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук Запор
3. Нестор Літописець про Золоті ворота
4. 2 и А1 последующие листы
5. тема в которой товары и услуги доступны без использования денег кредитов бартера долговых систем и принуди.
6. на тему- Расчет механического оборудования предприятий общественного питания ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.html
7. ПРАВО ИНТЕЛИКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
8. Загадки Венеры
9. МЫСЛЬ МОСКВА 1965 1 2 3 4 ЭТИКА КАНТА В философии Канта этике принадлежит видное место
10. КРЕПА Ип стоя ноги на ширине плеч руки вдоль тела ладони направлены внутрь к телу см
11. На тему- Методы структурного программирования на примере численных методов- метод итераций метод парабол.html
12. Журнал медицинской этики
13. главная ось на котором вырастает группа цветков
14.  Понятие и виды жилищных фондов
15. 6 реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата біологічних наук
16. Тема Геодемография- география населения География населения и ее основные направления; типы воспроиз
17. Спортивный туризм и регламентом проведения соревнований по группе дисциплин дистанция спелео
18. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня доктора медичних наук Полтава 1999.html
19. прикладного мистецтва Рівненщини та окресліть їх внесок в культурну палітру Рівненщини
20. Тема урока- Творительный падеж цели согласование существительных и прилагательных в творительном падеже с.html