Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ИСАА, доц.Г.В.Стрелкова
3 лекции по истории литературы ИНДИИ в Новое и Новейшее время. Тезисы.
Лекция третья
27 11 2013
Творчество Рабиндраната Тагора (1861-1941) и его влияние на всю индийскую литературу. Поэзия (сб. «Вечерние песни», «Утренние песни», «Журавли» и др.). Сб. «Гитанджали» (1910), пер. на англ.1912, Нобелевская премия 1913 г.. Тагор новеллист. Отображение и преломление просветительских и неоиндуистских идей и национально-освободительного движения в романах «Гора», «Дом и мир», «Четыре жизни». Новое в форме и содержании, особый «тагоровский» стиль. Роман «Последняя поэма» (1929) - сочетание злободневного и вечного; изображение литературной жизни Бенгалии. Пьесы «Освобожденный поток»», «Красные олеандры», «Почта», их символико-аллегорический характер. Тагор гуру (Шантиникетон, путешествия, «Письма о России»). Синтез искусств в творчестве Тагора и нравственное кредо писателя.
Премчанд (1880-1936) классик литературы хинди и урду. Двуязычие писателя и выбор в пользу хинди. Первый сборник рассказов «Любовь к родине», влияние дастанной поэтики, националистические идеи. Влияние идеологии гандизма на Премчанда. Романы «Обитель любви» (1918) и «Арена» (1925). Внимание к жизни общины и деревни, положению женщины в семье и обществе. Трансформация положительного героя (образы крестьян и землевладельцев-заминдаров. Премшанкар и Сурдас). Подход к межконфессиональным отношениям и их изображение. Проявление просветительских идей в романах Премчанда. Реалистические тенденции и интерес к социальным проблемам. Роман «Годан» («Жертвенная корова», 1936) вершина и итог творчества Премчанда, самое известное произведение хинди. Элементы критического реализма в романе и верность писателя просветительским идеям. Рассказы Премчанда (более 300) эволюция от романтика к реалисту («Самая большая в мире драгоценность» и «Саван»). Идеолог патриотизма и критик закосневших традиций («Игроки в шахматы», 1923 и рассказы из сборника «Ратный путь»). Премчанд публицист, переводчик, редактор и издатель, популяризатор западноевропейской и русской классики (журнал «Ханс»). Общественная и просветительская деятельность первый секретарь Ассоциации прогрессивных писателей Индии, выступление на первой конференции АППИ. Предназначение литературы и долг писателя в понимании Премчанда. Влияние на писателей-современников и учеников.
«Чхаявад» как литературное направление. Единая идеологическая и религиозно-философская основа (Неоиндуизм. Национализм как религия). Литературное окружение: предшествующая традиция и современники. Общие принципы поэтики. Личностная, лирическая, религиозно-философская поэзия. Предмет изображения природа и душа человека. Образная система «чхаявада» (символика индуизма, мифологические образы). Особый поэтический словарь и синтаксис «поэзии души». Основные представители «чхаявада»: Джаяшанкар Прасад (1889-1937), Сурьякант Трипатхи Нирала (1896-1962), Сумитранандан Пант (1900 1977), Махадеви Варма (1907-1989). Поэзия урду. Мухаммад Икбал (1877-1938). Его творчество на урду и фарси. Религиозно-философские поэмы («Тайны личности» концепция «кхуди» и величие человека «Тайны отречения» (1918) проблема формиров.нац.самосознания и взаимоотношения общества и личности. «Книга Джавида» (1938) странствие поэта по небесным сферам, символиз. морально-этич. проблемы жизни. Предназначение человека, поиски истины, стремление к идеалу. Проблемы панисламизма и основные мотивы поэзии М. Икбала («Диван газелей», «Звон караванного колокольчика»), новая трактовка традиционных мотивов. Противоречиво ли мировоззрение М.Икбала (противостояние Восток-Запад, панисламизм и гуманизм).
Тенденции развития современной индийской прозы. «Модернистские», или «экспериментальные» романы Агъеи («Шекхар. История одной жизни», «Острова на реке», «Сами себе чужие»). Интерес к внутреннему миру интеллигента; экзистенциальная проблематика (одиночество и отчуждение); литературная полемика. Писатели-«прогрессивисты» Литературное направление «наи кахани» (новый рассказ). Писатели Муктибодх, Рагхувир Сахай, Камалешвар.
Региональная проза («Анчалик упанъяс»). Роман Пханишварнатха Рену «Грязное покрывало» (1954). Современный подход к проблемам индийской деревни и злободневным сюжетам: последствия раздела Индии, коррупция, межконфессиональные отношения (рассказы и повести Рену сб. «Третья клятва», повесть «Сказание о пустоши», «Ожог», «Процессия»), межкастовые и общинные отношения.
Современные писательницы Индии (Кришна Собти, Мамта Калия, Мридула Гарг, Алка Саравги).
2
PAGE 2