Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
![](images/emoji__ok.png)
Предоплата всего
![](images/emoji__signature.png)
Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
Аксаков. Записка “О внутреннем состоянии России”, предоставленная Государю Императору Александру II
I. Русский народ, не имеющий в себе политического элемента, отделил государство от себя, и государствовать не хочет.
II. Не желая государствовать, народ предоставляет правительству неограниченную власть государственную.
III. Взамен того русский народ предоставляет себе нравственную свободу, свободу жизни и духа.
IV. Государственная неограниченная власть, без вмешательства в неё народа, может быть только неограниченная монархия.
V. На основании таких начал зиждется русское гражданское устройство: правительству (необходимо монархическому) неограниченная власть государственная, политическая; народу полная свобода нравственная, свобода жизни и духа (мысли, слова). Единственно, что самостоятельно может и должен предлагать безвластный народ полновластному правительству, это мнение (следовательно, сила чисто нравственная), мнение, которое правительство вольно принять или не принять.
VI. Эти истинные начала могут быть нарушены и с той, и с другой стороны.
VII. При нарушении их со стороны народа, при ограничении власти правительства, следовательно, при вмешательстве народа в правительство, не может быть нравственной свободы народной. Вмешиваясь в правительство, народ прибегает к внешней принудительной силе, изменяет своему пути внутренней духовной свободы и силы и непременно портится нравственно.
VIII. При нарушении этих начал со стороны правительства, при стеснении правительством в народе свободы нравственной, свободы жизни и духа, неограниченная монархия образуется в деспотизм, в правительство безнравственное, гнетущее все нравственные силы и развращающее душу народа.
IX. Начала русского гражданского устройства не были нарушены в России со стороны народа (ибо это коренные народные начала), но были нарушены со стороны правительства. То есть: правительство вмешалось в нравственную свободу народа, стеснило свободу жизни и духа (мысли, слова), и перешло таким образом в душевредный деспотизм, гнетущий духовный мир и человеческое достоинство народа, и, наконец, обозначившийся упадком нравственных сил в России и общественным развращением. Впереди же этот деспотизм угрожает или совершенным расслаблением и падением России на радость врагов её, или же искажением русских начал в самом народе, который, не находя свободы нравственной, захочет, наконец, свободы политической, прибегнет к революции и оставит свой истинный путь. И тот и другой исход ужасны, ибо и тот и другой гибельны: один в материальном и нравственном, другой в одном нравственном отношении.
Х. Итак, нарушение со стороны правительства русского гражданского устройства, похищение у народа нравственной его свободы одним словом, отступление правительства от истинных русских начал вот источник всякого зла в России.
XI. Поправление дела, очевидно, зависит от правительства.
XII. Правительство наложило нравственный и жизненный гнёт на Россию, оно должно снять этот гнёт. Правительство отступило от истинных начал русского гражданского устройства, оно должно воротиться к этим началам, а именно: правительству неограниченная власть государственная; народу полная свобода нравственная, свобода жизни и духа. Правительству право действия и, следовательно, закона; народу право мнения и, следовательно, слова. Вот единственный, существенно жизненный совет для России в настоящее время.
ХIII. Но как же его привести в исполнение? Ответ на это находится в самом указании общих начал. Дух живёт и выражается в слове. Свобода духовная или нравственная народа есть свобода слова.
XIV. Итак, свобода слова вот что нужно России, вот прямое приложение общего начала к делу, до того с ним нераздельное, что свобода слова есть и начало (принцип), и явление (факт).
XV. Но и не удовлетворяясь тем, что свобода слова, а потому и общественное мнение, существует, правительство чувствует иногда нужду само вызывать общественное мнение. Каким образом может правительство вызвать это мнение? Отвечая на тот последний вопрос, Аксаков указывает на земские соборы, “на которых были выборные от всех сословий и со всех концов России” и которые “имели значение только мнения, которое Государь может принять и не принять”. Как практический вывод, выставляется Аксаковым следующее положение: “для внутреннего состояния России, от которого зависит и внешнее её состояние, нужна полная свобода слова, устного, письменного и печатного всегда и постоянно; и земский собор в тех случаях, когда правительство захочет узнать мнение страны”.