Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Задача этой главы заключается лишь в попытке рассмотреть проблему cексуальности в соединении с телесност

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 199

Биоэтика, сексуальность и проблемы деторождения

Актуальность темы  и  ее  границы

ознательно и по необходимости мы остаемся в рамках биоэтики, которая представляет собой отражение нравственной позиции, тесно связанной с биологией и медициной, и потому в этой главе мы не можем делить места прочим проблемам, вырастающим из темы сексуальности.

Задача этой главы заключается лишь в попытке рассмотреть проблему cексуальности в соединении с телесностью и личностью и тем самым полоть начало этическому рассмотрению как проблем деторождения и святой с этим ответственности, так и проблем аборта, медицинского хирургического вмешательства с целью изменения пола, сексуальных расстройств, стерилизации и технологий искусственного оплодотворения. Таким образом, наша точка зрения остается ограниченной, но связанной с объективной и непреходящей структурой человеческой жизни и потому сохраняющей свою ценность и за пределами культурных изменений и влияния идеологий. 

Для того чтобы поместить наше рассмотрение в должные исторические рамки, следует вспомнить о двух культурных компонентах, имеющих боль-шoe значение для понимания социальных установок и изменений.

Первый и наиболее известный компонент представлен гедонистической* вседозволенностью буржуазного происхождения, сопутствующей индуст-риальной и постиндустриальной культуре, которую можно свести к филосо- фии «сексуальности как потребления», сексуальности без риска и без сожа- ления1. Такая установка является наиболее типичной дня сторонников кон-трацепции и абортов. В этот социологический контекст следует внести не- которые факторы культурных перемен, происшедших за последние 50 лет, считая от конца войны, существующие наряду с явлениями, вызванными индустриализацией. Эти культурные факторы оказали положительное воздействие в том смысле, что обсуждение проблемы сексуальности они перевели на антропологический уровень, преодолев концепцию сексуальности, понимаемой лишь на генитальном уровне, но они же во многих соци-альных и культурных слоях способствовали утверждению и увеличению дистанции между сексуальным поведением и какой бы то ни было формой

Н. Schelsky, Soziologie der Sexualilat, Hamburg, 1955 (итал. перев. Ilsesso e la sociela, Milano, 1970), в A-,- «Sting, Sessualila.... с 999; W. Barclay, Ethics in a permissive society, GlasgowLondon 1971; G. Concetti, Mjjbwsualita, ainoreeprocveazione, Milano, 1990,c. 40-(4.

200  ГЛАВА  ПЯТАЯ

I   Часть первая:  БИОЭТИКА,  СЕКСУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ

этики,например, «либерализацией секса»,или даже восприятию этой либерализации как основного условия полного освобождения человека.

Отметим некоторые этапы этого пути. Вклад 3. Фрейда2 в формирование точки зрения на сексуальность как на определяющий компонент всей личности, играющий важную роль в процессе созревания и социализации индивида, был фундаментальным. Однако для Фрейда это означало, что не личность выражает себя в сексуальности, но сексуальность выражает и структурирует собой личность в ее динамике, связанной с глубиной подсознательного. Нормальные и патологические проявления личности «определены» этими динамическими процессами, главный из которыхЭдипов комплекс. Личностные проявления, в том числе самые гениальные и духовные в области культуры и искусства, суть продукты и создания этих динамических процессов и так называемых «защитных механизмов» (сублимации, подавления, бегства, агрессии и т.п.). Даже сам институт семьи подпадал под подозрение как переплетение подавленных инстинктов и загнанных вглубь напряжений.

Такая ориентация перевернула классическое понимание сексуальности в ее связи с личностью и породила новое направление, прежде всего в сфере человеческого поведения. Было бы, однако, неточно приписывать Фрейду роль учителя распущенности и вседозволенности в области сексуальности. Он признает механизмы заграждения от напора инстинктов и сам предлагает механизм сублимации, однако фактически именно от Фрейда взяло начало пансексуалистское и детерминистское понимание личности: полэто все, полом не управляют, неврозы и страдания личности проистекают только от подавления сексуальности. Все традиционное образование предстает как одно сплошное подавление, а культура обязанностей выглядит как результат коллективного невроза. Учебники психологии, педагогики, истории искусств и религий, журналы и фильмы внесли в мир эту революцию, начисто лишенную какого бы то ни было трансцендентного видения, чреватую раздраженным «подозрением» и неуемным детерминизмом в отношении любых проявлений аскетической и религиозной жизни.

Экзистенциалистская философия Ж. П. Сартра и близкие ему тенденции, присутствующие в литературе и кино, немало содействовали развитию нигили-стической концепции морали и провозглашению сексуального опыта как свободного выражения и предпочитаемой, если не единственной, формы общения.

Нельзя умолчать и о потрясающем и оправдывающем такого рода концепции эффекте, произведенном публикацией так называемого Доклада Кинси (Kinsey)3. Главный автор, зоолог, с помощью статистики и процентных выкла-

 АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ И ЕЕ ГРАНИЦЫ   201

док иллюстрирует результаты широкого обследования сексуального поведения, проведенного в американском обществе, в том числе самого анормального и патологического, приходя к выводу, что сексуальные отношения это сравнительно простой механизм, который обеспечивает эротическую реакцию тогда, когда имеются достаточные физические и психические стимулы и «потому нет никакого смысла обращаться к категориям добра и зла, дозволенного и недозволенного, нормального и анормального»4. В веберовском представлении культуры при изменениях социальных структур, определяющих переход от сельскохозяйственного общества к обществу промышленному, неизбежно происходит и изменение культурной среды, а тем самым, и фактическое изменение добрачной и внебрачной сексуальности, как и самой жизни семейной пары. В основе такого представления лежит определенная предпосылка социологического детерминизма, и она же закономерно но вытекает из него: мы имеем в виду предпосылку равенства между бытием и долженствованием, то есть между социологической реальностью и нравственностью,равенства, выражаемого в формуле is = ought (быть = быть обязанным) и чреватого ужасающими последствиями (terrific impact)5.

 Другим стимулом на пути к либерализации секса и его отрыву от ответ- ственности, связанной с деторождением, стало распространение и либера- лизация противозачаточных средств, в частности, «пилюли Пинкуса». Это Явление, распространившееся подобно взрыву в годы протеста против всех и вся, имело, помимо поддержки гедонизма и неприятия традиционной морали супружеских отношений, еще и тот эффект, что оно послужило, так сказать, оружием для политизации планов сдерживания рождаемости.

Нельзя умолчать также и о другом вкладе в область сексологической терапии, имевшем ошеломляющее воздействие идо сих пор используемом некоторыми школами, хотя и в менее грубых формах по сравнению с первоначальными. Речь идет об исследованиях американских сексологов Уильяма X. Мастерса (Masters) и Вирджинии Е. Джонсон (Johnson), чьи теории были затем переняты также Капланом (Kaplan) и Скиннером (Skinner)6.

В соответствии с требованиями позитивистского бихевиоризма, эти авторы в своих работах провели изучение нейрофизиологических реакций полового акта в мужчине и женщине, «сведя» динамику совместного акта к  сложному переплетению измеряемых реакций. Данные реакции измерили с помощью приборов, заснятые записи этих реакций распространили, и было предложено их лабораторное воспроизведение в качестве «терапевтической» техники.

2 См. С. Musatd(acuradi), OperediS. Freud, 12томов,Torino, 1966-1980; A. Milano, Freud critico
dellareligione perVautonomia dellamurale, «Aspernas», 1981,3 -4, с 397-425; H. I. Kaplan, B. J. Sadock,
J. A. Grebb, Ряс/нам'я, Centro ScieiUifii»Internazionale,Torino, 1996, с 237-253.

3 А. С. KinseyW. B.PomcroyС E.Martin, Sexiutlbehaviour in the human male, Philadelphia, 1948
(итал. перев. //comport ament оsessuale dell'uomo, Milano, 1950); Id., Sexualbehaviourin thehwnanfemale,
Philadelphia, 1953 (// comport anient о sessuale delta donna, Milano, 1955). См. краткое наложение этих
эволюционных этапов культуры в области сексуальности у L. Ciccone, Elica delta sessualita, в Е.
Sgreccia (a cura di), Corso dibioetica, Milano, 1986, с 69 -94, с библиографией; V. Melchione (a cura di),
Amore. e matrimonio netpensiero filosoficn e teologico moderno, Milano, 1976; Schelsky, Soziologie....

 4 Kinsey и др., Sexual behaviour..., с. 556; Ciccone, Etica..., с. 73.

5 A. Kardiner, Sex and morality, New York, 1954, с 73, цитируется у Ciccone, Etica..., с. 73.

W. H. Masters —V. E. Johnson, Human sexual response, New York, 1966 (итал. трев-L'atto sessuale nelluomo e nella donna. Milano, 1968); Id., Human sexual inadequacy, New York, 1970 (итал. перев. Patologiaeterapiadelrapportoconiugule. Milano, 1970);H.Kaplan,Nuove terapie sessuali, Milano, 1976;B. Abraham —R. Perto, Psicoanalisi e terapie sessuologiche, Milano, 1979; R. Skinner, One flesh: separate. Persons, London, 1976.

202   ГЛАВА ПЯТАЯ

  Часть первая:  БИОЭТИКА,  СЕКСУАЛЬНОСТЬ  И  ПРОБЛЕМЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ

Наконец, следует остановиться и на марксистской идеологии. Для Маркса семья связана с производством. Трагическим знаком этого «функционального характера» семьи в ее связи с производством является тот факт, что первое марксистское общество считало необходимым вхождение женщины в мир труда, как и легализацию аборта в случае, если осуществление этой трудовой функции женщины-работницы может встретить препятствия.

Для неомарксистов сексуальная революция, которая мыслилась как второй этап социальной революции освобождения, должна послужить главным слагаемым при установлении нового общества. В новом обществе человек должен быть освобожден не только от зависимого труда на фабрике, но также и от эротической и эмоциональной зависимости, что возникает в браке, как и от зависимости от духа, которая возникает при нравственной жизни. Основной представитель этой идеологииГ. Маркузе, с именем которого связаны теория освобождения сексуальности от гетеросексуальноеи идея «полиморфизма», то есть «свободного выбора пола»7.

Отказ от неразрывной связи сексуальностьбраксемья порывает узы между любовью и внутрисемейной жизнью и сводит к случайности деторождение. Идеологически заостренные и радикальные установки феминистского движения, начатого Симоной де Бовуар, дали теоретическое обоснование праву на аборт и противозачаточные средства как праву женщины, выражая тем самым концепцию освобождения женщины, марксистскую по своему происхождению и основанную на требовании заменить семейно-домашнюю роль женщины ее политико-социальной ролью.

Деторождение, подавленное гедонизмом и обесцененное маркузианс-кой идеологией, сделалось объектом контроля и планирования в области мировой демографической политики. Это второй историко-культурный компонент или фактор, который следует принимать в расчет.

Принимая за точку отсчета теории Томаса Роберта Мальтуса8, неомальтузианство пошло еще дальше, составляя теоретическую основу той политики, направленной против деторождения, которая сейчас главенствует в мире. Среди прочего теории, представляемые сегодня неомальтузианцами, в социально-экономическом плане ничуть не более обоснованы, чем теории Мальтуса: нехватка источников энергии или нарастающее загрязнение окружающей среды, предъявляемые в качестве причин, которые должны поддержать идею контроля над рождаемостью, не связаны роковым образом с увеличением численности населения и не могут считаться достаточными для обоснования мировой политики, направленной против деторождения. Тем

7 Marcuse, Eros е. civilta, Torino, 1972; Melchiorre (a cura di), Amore e matrimonii)..., с 458 и далее.

8 В качестве главной причины необходимости birth control (контроля над рождаемостью) Т. Р.
Мальтус выдвигал предполагаемую нехватку продовольствия на Земле. Однако очень скоро вы
яснилась несостоятельность его теории о возрастании населения в геометрической прогрессии
по сравнению с увеличением продовольственных ресурсов в арифметической прогрессии.
 Тем
не менее в качестве средства для сдерживания роста населения он мог посоветовать всего лишь
вступать в брак несколько позже, половую умеренность и «прерванный половой акт» (Т. R. Malthas,
Essay on the principal of population as it affects the future improvement of society, 1798).

 АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ И ЕЕ ГРАНИЦЫ    203

не менее, несмотря на неопределенность демографических данных (например, Population Reference Bureau предсказывало увеличение населения планеты к 2046 году приблизительно до 10 млрд.9, тогда как другие предрекают, что оно достигнет 11 млрд. уже в 2025 году10), нет недостатка в тех, кто предсказывает сценарии крайней бедности—на границе выживания—для всех обитателей Земли1'. Относительно необоснованности мальтузианских и неомальтузианских теорий высказывались различные авторы, утверждая, что ресурсы, имеющиеся на планете, достаточны для всех как в настоящее время, так в будущем12.

Истинные причины такого рода катастрофических предсказаний заключаются в страхе, что baby-boom («бум деторождения») в развивающихся странах может угрожать благосостоянию и политическому первенству великих экономических держав. Неомальтузианская политика, которая оказывается «агрессивной» по сравнению с первоначальным мальтузианством, конкретизируется в навязывании развивающимся обществам, как, впрочем, и всему миру, ограничения рождаемости в качестве компенсации за экономическую помощь в целях развития.

В этом контексте пилюля стала политическим оружием и средством экономического давления. Некоторая критика американской политики в данной области имела место на третьей Международной конференции о народонаселении и развитии, проходившей в Каире, на которой была поколеблена «политика Мехико-Сити», навязанная на предыдущей Международной конференции о народонаселении (1984) администрацией Рейгана. За семья-ми стало признаваться автономное право регулирования деторождения, и было провозглашено, что «ни в коем случае аборт не может рассматриваться в качестве средства планирования семьи»13. Сегодня можно лучше оценить значение позиции, занятой Учительством Католической церкви и в особенности Павлом VI, который в энциклике «Humanae Vitae» провозгласил «неотделимость» жизни от супружеской любви, вынося и то, и другое из сферы человеческого господства14. И Иоанн Павел II, озабоченный подобной политикой, в своей энциклике «Evangelium Vitae» осудил тот катастро-

9 Population Reference Bureau (ed.), World population data sheet 1991, Washington, D. C, 1991.

10 UnitedNations, World population prospects 1990, New York, 1991.

1' Cp. K. M. Leisinger —K. Schmitt, All our people, Washington, D. C, 1994; M. L. Di PietroA. G. Spagnolo, Sovrappopolazione come sottosviluppo? Alkune riflessioni per capire laposizione cattolica alia Conferenzadell Cairo, «Bioetica», 1995,2, с 216-228.

12 Ср. Battle ofthe bulge, «The Economist», 03.09.1994, с 19 -21. См. также обзор L.Cantoni, II problemadellapopolazioneinondiaIeelepolitichedemografiche.Aspettietici,Piaixra& 1994; Id., Popolazioni e risorse. Alkunepietre d'inciampo, «Agricoltura», 1995, 269/270, с 2 - 19; R. Cascioli, II complotto demografico, Casale Monferrato (Asti), 1996.

Di Pietro —Spagnolo, Sovrappopolazione come sottosviluppo? ...; Cantoni, IIproblema della popolazione.... с 87 -102.

14 Об этих взглядах на сферу процессов деторождения см. в нашей работе Divieto morale e Profezia, в Sgreccia, II dono della vita..., с. 205 - 211.

         ГЛАВА  ПЯТАЯ

204   Часть первая:  БИОЭТИКА,  СЕКСУАЛЬНОСТЬ  И ПРОБЛЕМЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ

 ПОЛ ТЕЛА И ПОЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ   205

фический тон, не соответствующий никакой реальности, который свойствен тем, кто занимается демографическими вопросами (п. 16), а также угрожающий характер современной политики, что ведет к «уничтожению стольких рождающихся или угасающих человеческих жизней» (п. 4) и наносит ущерб достоинству супругов15.

Мировая демографическая политика раздирается между двумя лозунгами: «противозачаточные средства как способ борьбы с нищетой» и «лучшее противозачаточное средствоэто экономическое развитие».

Мы считаем, что в глубине этой проблемы, касающейся жизни и судеб народов, должен содержаться этический призыв. Проблема может иметь только одно этическое решение, заключающееся в воспитании ответственного отношения к деторождению, когда место стихийного биологизма, свободы без этических норм, принудительного законодательства заступает ответственное и сознательное отношение к любви и супружеской жизни16.

Медицина была постепенно вовлечена в идеологию, политику и, в конце концов, в законодательство, направленные против деторождения, рискуя таким образом быть сведенной к роли орудия господствующей политики и ментальности: ведь контрацепция, аборт, стерилизация требуют вмешательства медицины и врача.

Следует отметить эскалацию, произошедшую в процессе осуществления планов политики регулируемого деторождения: все началось с пропаганды и распространения противозачаточных средств, затем перешли к аборту и в результате дошли до добровольной стерилизации17. Эта постепенность не случайна: введение аборта требует существования определенной контрацептивной культуры. Сначала нужно было содействовать выработке определенной ментальности (antilife mentality), в рамках которой рождение ребенкаэто зло, которого следует всячески избегать. Как только такого рода ментальность утвердила себя, аборт и способы избежать материнства выходят из-под контроля, и стерилизация предстает как самый надежный путь и наименее травматический способ избежания родов и, в конце концов, как идеологический фактор освобождения. Такого рода культурному перевороту должна была предшествовать длительная пропагандистская кампания, в особенности там, где культурные традиции были или еще остаются устойчивыми. Поиск наиболее действенного и легкого средства для распространения в обществе этой ментальности стимулировал ин-

15 Giovanni Paolo II, Lettera Enciclica «Evangelium vilae» (25.03.1995), Citta del Vaticano, 1995. См.
также Commento interdisciplinare alia «Evangelium Vilae», под редакцией R. Lucas Lucas (ed italiana),
Pontificia Accademia per la VitaLibreria Editrice Vaticana, Vaticano, 1997.

16 Cp. Giovanni Paolo П, Ognipolitico demografica deve rispettare I'uomo, в Insegnamenli di Giovanni Paolo II
Libreria ed. Vaticana, Citta del Vaticano, 1984, vol. VII, 1, с 1625 -1636; Pontificio Consiglio per la
Famiglia, Evoluzionidemograficlie...; Giovanni Paolo II, Lettera Enciclica «Evangelium vilae», nn. 16 и 91.

17 См. постановление Кассационного суда Италии от 18.06.1987, в котором было заявлено, что
добровольная стерилизация,
 даже если она производится в гедонистических целях, не содержит
в себе состава преступления. На эту тему мы будем подробно говорить в главе «Биоэтика и
стерилизация
».

 тенсивные фармакологические исследования с целью производства противозачаточных средств, все менее опасных для здоровья, и лекарственных препаратов, которые могли бы решить проблему аборта даже и в домашних условиях18.

Намечающийся пересмотр этой международной политики в том, что касается выбора методов, которые следует пропагандировать, и в особенности методов, ограничивающих распространение аборта, как будто имеет место в последнее время в Соединенных Штатах, хотя, конечно, еще слишком рано говорить, насколько действенным и длительным может стать этот сдвиг в сознании.

Пол тела и пол психологический

Пол вписан в тело, но с телом и в теле протекает все бытие личности, которая, однако, остается трансцендентной благодаря наличию духовности. В соответствии с персоналистическим видением, психе, нередко упоминаемое при рассмотрении данной проблематики, не принадлежит полностью ни телесному организму человека, хотя и коренится в нем своими сенсорными, нервными и эмоциональными корнями, ни духу, который бдительно следит за этим психическим комплексом и вместе с тем получает от него стимулы и импульсы. Термин «психе» должен пониматься поэтому в «гелиоморфизическом» смысле, как результирующее двух человеческих совокупных принципов, физического и духовного, или метафизического, как говорят некоторые психологи. Мы не можем поэтому ни свести дух к психизму, ни считать человека результирующим трех онтологических взаимосвязанных принципов: онтологически человек представляет собой единство духа и тела, и внутри этого жизненного единства развивается во всей совокупности органической и сознающей себя личности и вписывается в нее психизм19.

Если такое видение, всецело обусловленное психологией, можно считать преувеличением, мы все же не можем отрицать, что психическая жизнь обогащает, обусловливает и драматизирует также и половую жизнь. Конфликты и напряжения, страсть и эрос встречаются в рамках психологической жизни людей и, хотя, разумеется, не исчерпывают всей психической жизни, глубоко затрагивают ее. Как в психизме, так и в телесной природе как бы оживает взаимодополнение полов и их взаимное притяжение.

В нашу задачу не входит перечисление всех этапов психосексуального развития личности, однако все же совершенно ясно, что психологические различия нельзя полностью отменить или целиком приписать их лишь социокультурным влияниям. Не только одна культура создает психологические

18 Centro di Bioetica Univeisita Cattolica del Sacro Cuore, documento Sulla cosiddetta
«contraccezioned'emergenza», «MediciiiaeMorale», 1997,3,с 582-589;M. L. DiPietro R. Minacori,
«Conlraccezione d'emergenza»: problema medico, elico, giuridico, «Vita e Pensiero», 1997,5, с 353-361.

19 G. Cesari —M. L. Di Pietro, L 'educaiione della sessualita, Brescia, 1996, с 17 - 38.

206   ГЛАВА ПЯТАЯ

  Часть первая:  БИОЭТИКА,  СЕКСУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ

различия между мужчиной и женщиной: психе коренится в соме (телесности), как и в духе, который пронизывает ее своей жизненной силой20.

Необходимо было напомнить об этих элементарных понятиях еще и для того, чтобы указать на возможность возникновения конфликтов и сложностей в процессе гармонизации между телесной и психологической сексуальностью, и потому также, что она подвержена влиянию культурной среды. Учитывая это, мы можем обнаружить не только трудности в развитии, но и настоящие и глубокие аномалии психического организма, который не может принять своего физического пола и потому обращается к психической сексуальности с целью изменения сексуальности физической21.

В рамках этого комплекса физико-психического и культурного динамизма и поверх него существует духовный мир человека, его свобода и ответственность.

Вся сексуальная жизнь человека должна быть пронизана ответственностью, тем более когда сексуальность сопрягается с супружеской любовью и рождением других людей. Ответственность означает, в числе прочего, и принятие сексуальности такой, какова она есть, и принятие всего того, что она несет в себе, со всеми ее последствиями.

Мы хотели напомнить о персоналистических основах сексуальности, без которых нельзя понять дальнейших рассуждений, касающихся супружеской жизни и деторождения.

Супружеская жизнь  и  деторождение

Человеческая сексуальность имеет, как мы уже говорили, структуру взаимодополняющего характера и в супружестве обнаруживает свою способность к раскрытию всего человеческого существа. Это утверждение, хотя и представляется очевидным, имеет решающее значение и потому должно быть внимательно рассмотрено.

Как правило, эта взаимодополняющая структура полностью реализуется, хотя и не в детерминистском смысле (без обязательности его непременной актуализации), преимущественно в браке, то есть в физическом, психическом и духовном союзе с противоположным полом. Когда, по свободному выбору, данное взаимодополнение реализуется в супружестве, брачный союз затрагивает всю личность целиком, а не только какую-то ее часть. Если соединение мужчины и женщины является человечески полным, оно захватывает тело, сердце и дух; если же один из этих компонентов отсутствует, то соединение становится в человеческом плане неполным и объективно ложным, поскольку тело может быть осмыслено не само в себе, но как выражение целостной личности. Супружество означает поэтому целокупность, единство, служащее выражением обоюдного и полного принесения себя в дар друг другу. Говоря о таком даре, следует отметить, что он может быть чело-

20 Gevaert, Ilproblema deU'uomo, с. 80 - 85.

21 F. Castagnet, Sexe de I'ame et sexe du corps, Paris, 1981.

 СУПРУЖЕСКАЯ ЖИЗНЬ И ДЕТОРОЖДЕНИЕ   | 207

вечески полным только тогда, когда является всецелым по своему содержанию и всецелым в качестве гаранта постоянства: человеческая личность не раскладывается на отдельные части ни в онтологическом, ни во временном смысле.

Поэтому супружество предполагает нерушимость и прочность взаимного обязательства, которое связано не только с необходимостью создать устойчивую почву для воспитания возможного потомства: ведь прежде всего речь идет о самоотдаче, о принесении в дар всей собственной личности. Несомненно, что человеческая личность не исчерпывает всю себя в сексуальности, но верно и то, что сексуальность окрашивает, вовлекает и охватывает человеческую личность во всей ее целостности. Напомним о соотношении телоличность, чтобы понять проблему полличность.

Вернемся к сравнению с подписью, которую я ставлю под свободным контрактом: ничто не вынуждает меня к этому, я не живу только ради этого контракта, но если я ставлю свою подпись, это действие вовлекает не только руку, которая расписывается, но всю мою личность и мою свободуответственность, и все это значимо не только в настоящий момент, но и в течение всего времени, указанного в контракте.

Таков и экзистенциальный смысл супружеского союза: ничто не вынуждает меня к нему в детерминистском смысле, я обладаю только способностью совершать половые акты, но, если я всгупаю в такой союз, это предполагает все то, в чем выражает себя полный и неизменный дар, приносимый личностью. Скажем еще раз, что этичность в человеке означает гармоническую реализацию его целостности и наличие иерархии ценностей.

Нередко возникает тенденция рассматривать мораль как проявление насилия, в действительности же она требует умения управлять силами своей личности, дабы они не распылялись в анархии, ибо мораль—это реализация полноты бытия в сознательных действиях.

Крепкое дружеское рукопожатие не только содержит в себе физические и механические движения, но и является выражением чувств приязни, признания достоинства другого и ободрения по отношению к нему: в противном случае это был бы фальшивый жест, недостойный человека22.

Из этой всеобъемлющей или, лучше сказать, всевыражающей структуры супружеского союза, в котором должна реализовываться сексуальность, вытекают некоторые следствия биоэтического плана.

  1.  Сексуальность аутоэротического плана, направленная на самого себя (мастурбация), лишена подлинного смысла, как и временные сексуальные связи, то есть до или помимо супружеского союза.
  2.  Деликатную проблему гомосексуальности можно рассматривать на определенной стадии ее развития скорее как болезнь, подлежащую излечению психотерапевтическим путем (кстати, в настоящее время с обнадеживающими результатами), чем как сознательно избранный порок. Если подхо-

22 См. специальные размышления о философском значении человеческих действий и супружеского акта у Е. Sgreccia, // riduzionismo biologico in medicina (editorialc), «Medicina e Morale», 1985,1, c.3-9.

 208       ГЛАВА  ПЯТАЯ

    Часть первая:  БИОЭТИКА,  СЕКСУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ

дить к этой проблеме объективно и не стоять исключительно на точке зрения субъективной виновности, поскольку не всегда возможно и не всегда верно объявлять виноватым субъекта, подверженного этому пороку, гомосексуальность следует рассматривать как аномалию, которую можно лечить, предупреждать и выправлять, насколько это возможно, так как сексуальность имеет объективную гетеросексуальную ориентацию, стремящуюся к брачному союзу, позволяющему ей достичь своего полного выражения23.

Другие следствия супружеского союза, то есть сознательной, неколебимой и целостной встречи и союза двух лиц разного пола, лежат в сфере общности и деторождения, связанных с половым актом, затем в сфере жизни семейной и социальной, вытекающей из договора о союзе и из личностного выбора.

Это означает, что общество должно быть информировано о создании семьи и в какой-то мере должно признать ее как таковую. Юридическое и общественное признание не должно рассматриваться как ограничивающие узы, но как акт оценки и обязательства. Общество признает семью и обязуется защищать права и способствовать удовлетворению потребностей, обусловливаемых таким союзом. Удовлетворение потребностей в питании, работе, доме, социальных услугах, предоставляемых семье, не является ни подарком, ни каким-то установлением, оно есть обязательство коллектива в отношении семьи. Со стороны же семейной пары имеет место обязательство выразить волю к образованию семьи и дать определенные подтверждения обоснованности этого намерения.

Поэтому свободное сожительство —«брак без бумаг»! —не уважает эту общественную гарантию, не предоставляет возможности для ее реализации и не признает социальной значимости брака.

Уточнив эти измерения сексуальности, включенные в глобальное и обогащенное представление о человеческой личности, мы можем лучше понять отдельные проблемы, которые возникают в семейной жизни, как и проблемы, связанные с половой жизнью.

Этика  ответственного  деторождения и  контрацепции

Прежде всего следует вспомнить общий принцип, позволяющий оценивать каждый выбор человека с нравственной позиции: ведь для оценки правильности некого действия необходимо, чтобы цель этого действия была правильной, устремленной на благо человеческой личности, и, равным образом, должны быть правильными и средства, направленные соответственно на всеобщее благо личностей и согласовывающиеся с целью. Поэтому и к области деторождения надо применять тот же самый принцип.

 ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОГО ДЕТОРОЖДЕНИЯ И КОНТРАЦЕПЦИИ   | 209

Эта область в наибольшей степени сопряжена с этическими проблемами: решение иметь ребенка является одним из важнейших решений семейной пары, и деторождение есть одна из основных целей брака, ибо в результате появляется на свет новая человеческая личность.

Как следует из вышесказанного, деторождение, которое вписано в телеологию сексуальности и взаимодополнения полов, вполне законно и не может быть исключено для тех, кто вступает на путь брака. Добровольное исключение деторождения из супружеского союза, ориентированного на него, вступает в противоречие с самим назначением супружеского акта. Однако нельзя говорить о «праве на ребенка»: право*, вытекающее из брака,это право совершать акты, могущие привести к оплодотворению, реальная же плодовитость может зависеть от разных причин. Впрочем, «право на ребенка» является неподходящим выражением, ибо никто не может иметь права на другую личность, как если бы она была вещью.

Для верующего акт, ведущий к деторождению, приобретает еще большее значение, поскольку он связан с особым вмешательством Бога-Творца: «В истоке всякой человеческой личности заложен творческий акт Божий: никакой человек не возникает случайно, он всегда является целью творческой любви Божией. Из этой фундаментальной истины веры и разума вытекает, что способность к деторождению, вписанная в человеческую сексуальность,это, в самом глубинном смысле, сотрудничество с творческой мощью Божией. Отсюда следует, что мужчина и женщина не являются ни арбитрами, ни хозяевами, они призваны быть участниками творческих решений Божиих именно в качестве тех, кем они являются в силу своей способности к деторождению и благодаря ей»24. «Утверждая, что супруги, как родители, суть соработники Бога-Творца при зачатии и рождении нового человеческого существа, мы не только ссылаемся на биологические законы, но и прежде всего хотим подчеркнуть, что в человеческих отцовстве и материнстве присутствует сам Бог, причем иным образом, нежели это происходит во всяком другом случае размножения «на земле». Ибо только от Бога может произойти тот «образ и подобие», которые присущи человеческому существу, как это произошло в Творении. Рождениеэто продолжение Творения»25.

Поэтому этичность деторождения должна опираться на следующие принципы.

а) Принцип ответственности*

Этот принцип подразумевает, что мужчине и женщине, законно связанным узами брака и образовавшим семью, самим надлежит принимать решения, касающиеся деторождения и числа детей: эти решения никогда не могут навязываться государством, являясь правом «личностным» и семейным.

23 Ср. S. Congregazione per la Dotuina della Fede, Dichiarazione su Alcune questioni...; см. также В. Haring, Oinosessualila, в Dizionario enciclopedico.., с 6H2-6SH;A. Masscme, Cause e terapie nell'omosessualita, BrezzodiBedero, 1970; B. Hating,Elicamedica.Torino, 1973.

 24 Giovanni Paolo II, Discorso ai sacerdotiparlecipanti ad tin seminario di studio su laprocreazione.
responsabik{\l. 09.1983), в Insegnamenti di Giovanni Paolo II, VI, 2, c. 561 - 564.

25 Giovanni PaoloII,Lelleraallefamiglie.... n. 9.

210      ГЛАВА ПЯТАЯ

    Часть первая: БИОЭТИКА,  СЕКСУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ

Любое законодательство, которое устанавливает максимальное или минимальное число детей в семье или, еще хуже, в определенных случаях требует стерилизации, или же применяет санкции, или налагает штрафы, если число детей превышает какую-то установленную норму,это незаконное законодательство. Государство может просвещать или поощрять, исходя из весомых соображений общего блага, но не может отдавать прямые или непрямые распоряжения в этой области.

Прежде всего ответственность вытекает из осознания истины * акта деторождения и, стало быть, движения по направлению к нему.

В чем заключается истина акта деторождения? Целостная истина этого акта состоит в том, что он выражает собой всю объективную реальность, психологическую, телесную и детородную, если оставить в стороне тот факт, что деторождение фактически реализуется в каждом движении супружеской любви: «В момент супружеского акта мужчина и женщина призваны самым ответственным образом удостоверить тот обоюдный дар, который они принесли друг другу, вступая в супружеский союз. Отныне логика всецелого дарования себя другому несет в себе потенциальную открытость к деторождению: таким образом, брак призван к еще более полной самореализации в образовании семьи. Конечно, обоюдный дар мужчины и женщины не имеет в качестве цели только рождение детей, но в себе самом он предполагает обоюдную общность любви и жизни»26.

Отношение к супружескому акту можно считать ответственным, когда, при сохранении своей целостности, он совершается в стремлении обзавестись потомством и к тому же во время, благоприятное для рождения будущего ребенка, или же тогда, когда есть возможность избежать зачатия. Безответственным же является манипулирование супружеским актом в его личностной объективности и целостности так, что только психологически эмоциональная, а не детородная сторона его находит свое выражение, или же он служит выражением только биологически физического акта, а не эмоционально-духовного союза.

Ответственность перед собой и перед супругом или супругой несет в себе обоюдное требование признания другого как особой человеческой личности, которую следует уважать, а не только использовать; из этого следует, например, что мужчина, супруг, который возлагает на женщину обязанность регуляции деторождения, навязывая ей либо контрацепцию, либо даже аборт, не признает полного ее достоинства.

Оба супруга несут ответственность и в отношении полового акта, как такового, и в отношении присущей им способности к деторождению.

Признавая право на рождение детей, следует признать тем самым и право «не рожать» в том смысле, что супруги при определенных обстоятельствах имеют право вступать в супружеские отношения в период, неблагоприятный для зачатия, или же воздерживаться от подобных актов в периоды, благоприятные для него, а в определенных случаях могут вообще исключить воз-

26 Giovanni Paolo II, Lellera allefamiglie ..., п. 12.

 ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОГО ДЕТОРОЖДЕНИЯ И КОНТРАЦЕПЦИИ   211

можность зачатия из своих отношений по причинам, не зависящим от их воли (при риске для жизни или для здоровья). В этих случаях подобное право должно быть выражено в том смысле, что «половые акты при воздержании от деторождения» должны совершаться законным образом, ибо аборт, например, никак не может быть оправдан во имя права «не рожать»27.

Следует отметить, что на субъективную склонность семейной пары к произведению потомства оказывают влияние любовь к жизни и доверие к обществу, и потому тот, кто не любит собственной жизни и кто боится жить, выражает этот страх и ограничением своей способности к деторождению. Это также является показателем необходимости гармонии и связи с нравственными ценностями, и потому важно, чтобы общество, которое стремится поддерживать жизнь, сумело бы создать «культуру», благоприятную для жизни и ее распространения.

б) Принцип истинности любви

Этот принцип затрагивает содержание человеческой любви и тем самым и способ ее реализации. Произведение потомства, или деторождение, должно вновь обрести себя в качестве выражения истинной * любви двух людей, истинной объективно и полностью28.

Как мы уже сказали, совершение или несовершение супружеского акта относится к компетенции супругов, которые также наделены ответственностью совершать его в периоды, которые благоприятны или неблагоприятны для зачатия. Однако супруги не имеют морального права манипулировать этим актом в его объективности и целостности так, чтобы он служил выражением только психологически эмоциональной, а не детородной его стороны или же выражал только чисто биологический факт, а не эмоциональный и духовный союз высшего порядка.

Из этого можно понять, почему целостность и особенный характер супружеского акта сохраняются при так называемых «естественных методах регулирования рождаемости», тогда как контрацептивы фактически лишают его этой целостности и особенности и потому должны считаться недозволенными и не вполне человеческими по самой сути своей: это верно, даже если мы не будем учитывать их опасности в медицинском и психологическом плане.

Контрацептивного эффекта можно достичь двумя способами: 1) блокируя высвобождение яйцеклетки из яичника (с помощью эстропрогестино-

27 О концепции ответственного деторождения и о принципах, вытекающих из этой ответ
ственности,
 см. Paolo VI,EnciclicaHumanae Vitae, nn. 10и 13.

28 CafTarra,£a trasmissione delta vita...; J. M. Finnis, Personal integrity, sexual morality and responsible
parenthood, «Anthropos», 1985,1, с 43 - 45; G. Grisez, Contraception and the Natural Law, Milwaukee
1964; E. Lio, «Humanae Vitae» e cosrienza, в A a. Vv.,L 'insegnamento di K. Wojtyla teologo e papa, Roma,
1980; cp. Alti delll Congresso Internaziottaleper la Famiglia d'Africa e d'Europasu «Procreazioneresponsabile:
quale realtaper la famiglia oggi, Roma, 12-15.03.1988 a cura del Centro Studi e Ricerche sulla
Regolazione Naturale della Fertilita, Facolta di Medicina e Chirurgia della Universita Cattolica del S.
Cuore, Roma, 1989.

212   ГЛАВА ПЯТАЯ

I   Часть первая:  БИОЭТИКА,  СЕКСУАЛЬНОСТЬ И  ПРОБЛЕМЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ

вой пилюли); 2) создавая препятствия для встречи яйцеклетки и сперматозоида во время полового акта (для этого используются кондом, или презерватив, колпачок, спермициды). В число контрацептивных средств следует включить и практику прерванного полового акта, который состоит в прерывании половых отношений непосредственно перед эякуляцией, дабы сперматозоиды не проникли во влагалище.

По ошибке к контрацептивным средствам относят также стерилизацию, но здесь следует уточнить (и по этой причине мы рассматриваем эту тему в отдельном разделе), что с помощью контрацептивных средств можно стерилизовать лишь единичный половой акт, тогда как стерилизация определенным образом изменяет, хотя и не всегда необратимо, целостность тела мужчины или женщины.

Среди контрацептивов следует различать интерцептивные и антигеста-тивные средства: первые препятствуют внедрению эмбриона на первых стадиях развития (спираль, или IUD = Intra-Uterine Device, «пилюля на следующий день», прогестиновые средства, которые вводятся в мышечную ткань или вшиваются под кожу), а вторые вызывают отторжение эмбриона, уже внедрившегося в матку (RU 486, простагландин, антигонадотропиновая хо-рионическая вакцина)29. Рассмотрим же основные их группы.

1. Контрацептивы, создающие механическое препятствие

Среди контрацептивов, создающих механическое препятствие, следует назвать кондом, или презерватив, и колпачок: кондом с показателем РеагР0 от 7 до 10%; колпачок с показатем Pearl от 14 до 15%.

2. Гормональные контрацептивы: эстропрогестиновая пилюля
Эстропрогестиновая пилюля состоит, как указывает само ее название, из

соединения синтетических гормоновэстрогена и прогестинаи осуществляет свою «контрацептивную» функцию: 1) подавляя гипоталамо-гипо-физную систему и, следовательно, высвобождение яйцеклетки и гормонов; 2) препятствуя нормальному процессу изменения эндометрической структу-

29 Е. DiczfalusyМ. Bygdeimm(eds),Fertilityregulationtodayandtomorrow, Serono Symposia Publications,
New York; 1987; G. Pescetto —L. Dc Cecco —D. Pecorari —A. Ragni, Manuale di Ginecologia e
Ostetricia, I, Roma, 1989; J. G. RaymondR. Klein —L. Dumble, RU486. Misconceptions, myths and
morab, Gmibridge, 1991; D. T. Band—A. F. Glasier, Hormonal Contraception, «NEJM», 1993,328, с 154?
1549; R. PeyronE. Aubeny et al., Early termination of pregnancy with mifepristone (R U486) and tin; orally
active prostaglandin n lisoprostol, «NEJM». 1993,21, с 1509 -1513; M. L. Di PietroR. Minacori, Sull'abortmla
dellapillola estroprogestinica e di altri «contraccetlivi», «Medicina e Morale», 1996, 5, c. 863-900; там же,
«Contraccezione d'emergenza»: problemamedico, elicoegiuridico. ...;CentrodiBioetica —Universita
Cattolica del Sacro Cuore, documento Sulla cosiddetta «conlraccezione d'emergenza»...

30 Индекс Pearl представляет собой число в процентах, которое используется для оценки
«
эффективности» контрацептивного средства и основано на числе беременностей, возникших
среди
 100 женщин, пользовавшихся определенным противозачаточным средством в течение
года
(12 месяцев). Определяется он по формуле;

число беременностей х 1200 месяцев пользования

индекс Pearl =

число месяцев пользования контрацептивным средством

 ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОГО ДЕТОРОЖДЕНИЯ И КОНТРАЦЕПЦИИ    213

ры матки, в результате чего, даже если бы произошла овуляция и оплодотворение, эмбрион не имел бы возможности внедриться в матку; 3) изменяя подвижность фаллопиевой трубы и препятствуя продвижению сперматозоидов, которые должны встретиться с яйцеклеткой, и, после возможного зачатия, опусканию эмбриона в матку; 4) препятствуя образованию слизи в шейке матки, которая делается непроходимой для сперматозоидов, тем самым препятствуя их попаданию в маточный канал. Второй и третий способы воздействия, учитывая, что зачатие уже произошло, должны считаться абортивными, а не контрацептивными. В свете недавних исследований в этой области можно утверждать, что возможность аборта при приеме эстропрогестиновой пилюли, при отсутствии пользования другими контрацептивными средствами, соответствует одному аборту на каждые десять лет ее применения31. Показатель Pearl для эстропрогестиновой пилюли ниже 1%.

3. Спермицидные средства, губки, вагинальные промывания
Спермицидные средства обычно используются вместе с другими, препятствующими проникновению сперматозоидов.

Губки обладают очень малым контрацептивным действием. Вагинальные промывания с контрацептивной точки зрениясовершенно неэффективные действия.

4. Интерцептивы

Среди интерцептивов мы различаем гормональные (мини-пилюля, «пилюля на следующий день», прогесгины пролонгированного действия, depot, или подкожные вшивания) и механические (спираль, vumlUD).

Мини-пилюля содержит в минимальном количестве только прогестины и принимается ежедневно. Механизм действия мини-пилюли многообразен: 1) в 30 - 40% он блокирует овуляцию; 2) делает слизистое покрытие шейки матки непроходимым для сперматозоидов; 3) изменяет эндометрическую структуру матки, делая ее непригодной для внедрения эмбриона, если зачатие уже произошло. Было подсчитано, что женщина, которая пользуется мини-пилюлей, сталкивается с одним абортом на каждые пять лет ее использования32. Мини-пилюля мало применяется, поскольку она вызывает достаточно неприятные побочные эффекты, среди которых следует назвать нерегулярные кровяные выделения, а в случае зачатиябольшую вероятность внематочной беременности. Мини-пилюля имеет показатель Pearl, равный 1 - 6%.

Эстропрогестины пролонгированного действия уже не являются оральным средством и вводятся в качестве «депозита» в мышечную ткань или в виде капсул зашиваются под кожу и постепенно, день заднем, подавляют в организме активные начала. Поскольку количество прогестина, ежедневно посылаемого в организм, сильно ограничено, полного блокирования овуляции не

< М. L. Di Pietro —R. Minacori, Sull'abortivita dellapillola estraprogestinica... См. также В. Bayle, L'activiteantinidatoiredescontraceplifsoraux, «Contracept. Fertil.Steril.», 1994,22(6),с 391-395; W. Kella, Die Wirkmsweise oraler Kontrazeptiva unddie Bedeutung Hires noidationshemmenden Effekts, Wien,

M. L. Di PietroR. Minacori, Sull'abortivita dellapillola estroprogestinica...

214     ГЛАВА ПЯТАЯ

          Часть первая:  БИОЭТИКА,  СЕКСУАЛЬНОСТЬ  И  ПРОБЛЕМЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ

происходит, и потому вступают в действие другие механизмы «предохранения» — изменение проницаемости слизистой оболочки шейки матки, препятствующее проникновению сперматозоидов (контрацептивный механизм), и эндометрической слизистой оболочки, в результате чего матка отказывается «принять», возможно, уже зачатый эмбрион (абортивный механизм). Главный недостаток этих препаратов—спровоцированные ими повторяющиеся межменструальные кровотечения, вызванные постоянным введением в систему кровообращения небольшого количества прогестина, тогда как во всем остальном противопоказания и опасности аналогичны тем, что уже описаны для эстропрогестиновой пилюли. Показатель Pearl —между 0 и 2%.

«Пилюля на следующий день» является настоящим абортивным средством в собственном смысле данных слов. Механизм ее действия не имеет ничего общего с контрацептивной эстропрогестиновой пилюлей: не следует обманываться ни названием «пилюля», ни ее химическим составом (эстрогены и (или) прогестины), подобным составу контрацептивной пилюли. «Пилюли на следующий день» как таковой нет в продаже. Под таким названием обычно имеется в виду массированный прием эстрогенов или эстропрогестинов в пределах 72 часов после полового сношения, которое может быть чревато зачатием. Подобный прием должен быть повторен после перерыва в 12 часов. Повышенные дозы гормонов, принимаемых орально, при попадании в систему кровообращения сразу же вызывают полное нарушение гормонального равновесия, которое в нормальных условиях служит для того, чтобы подготовить слизистую оболочку матки к приему эмбриона после возможного зачатия. При этом, если произошло зачатие, эмбриону не удается врасти во внутренний слой стенки матки, существенно измененный лекарственным препаратом.

Спираль, или внутриматочный механизм (IUD), состоит из приспособления, сделанного из пластика или другого материала (например, серебра) различной формы (спирали и другие внутриматочные механизмы), которое вводится нетравматическим путем через шейку матки в маточную полость.

Механизм действия спирали объясняется и реакцией на введение инородного тела, которое вызывает хроническое воспаление эндометрической слизистой оболочки, делая ее непригодной для возможного приема эмбриона, готового имплантироваться в матку (учитывая, что спираль не влияет на процесс овуляции, всегда существует вероятность зачатия, позволяющая нам говорить и об абортивном действии спирали), и изменением состава слизи шейки матки, которая препятствует проникновению сперматозоидов в маточный канал и в маточную полость (это воздействие имеет место в случае, когда спираль покрыта медью или прогестином). К этому следует добавить и воздействия, проистекающие от прогестерона, если спираль покрыта этим гормоном.

Опасности и последствия, связанные с употреблением внутриматочных механизмов, достаточно многочисленны: обморочные состояния или прободение матки в процессе самого внедрения механизма. Кроме того, имеется большая вероятность возникновения воспалительного процесса в малом тазу и

 ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОГО ДЕТОРОЖДЕНИЯ И КОНТРАЦЕПЦИИ   215

более высокая вероятность внематочной беременности как в течение всего периода применения спирали, так и после этого. Показатель Pearl —,1-3%.

5. Антигестативы

RU 486, определяемая как «пилюля месяц спустя», состоит из одного вещества—мифепристона (mifepristone), который вызывает антипрогести-новую реакцию.

Вакцина анти-hCG является фракцией бета-цепочки хорионического го-надотропина, вводимой с помощью носителя (carrier). Ее введение провоцирует выработку антител против субъединиц гормонов. В результате воздействия хорионического гонадотропина и падения уровня прогестерона уменьшается возможность внедрения и развития эмбриона. Желтое тело начинает регрессировать с последующим расслоением эндометрического слоя и уничтожением эмбриона.

Методы естественногорегулированиярождаемости

Под выражениями «диагностические методы регулирования рождаемости», «естественные методы регулирования рождаемости», или «методы естественного регулирования рождаемости», понимается совокупность методик, которые предоставляют женщине возможность в рамках ее менструального цикла определять самой периоды, благоприятные и неблагоприятные для зачатия, так что она способна регулировать свои половые отношения с мужем как в случае их стремления иметь ребенка, так и тогда, когда они на время или навсегда решили избегать беременности.

Среди этих методов наибольшего доверия заслуживает метод измерения базовой температуры, метод овуляции или метод Биллингсов, по фамилии супругов Джона и Эвелин Биллингс (Billings), которые открыли его, а также симпто-термальные методы.

Каждый из этих методов регулирования рождаемости основывается на изучении определенных симптомов и признаков, называемых показателями способности к зачатию, которые позволяют женщине определить, должна ли произойти овуляция или она уже произошла. К таким показателям, на которые обычно ссылаются, относятся: 1) базовая температура тела, которая имеет двухфазовую динамику по отношению к гормональным изменениям менструального цикла и потому дает возможность определить, после ее повышения и дальнейшей стабилизации по отношению к предыдущей фазе, уже происшедшую овуляцию; 2) слизь шейки матки, которая вырабатывается особыми клетками шейки матки и является не только показателем способности к зачатию, но и фактором необходимым для зачатия, поскольку при отсутствии шеечной слизи женщину следует считать бесплодной. Количество и характерные особенности слизи существенно меняются в течение менструального цикла в соответствии с изменениями плазматических Уровней гормонов яичников. Женщина оказывается в состоянии оценить эти изменения в слизистой оболочке как с объективной (изменения вида, тягучести, прозрачности), так и с субъективной (ощущение сухости или влажности) точки зрения.

 

216     ГЛАВА ПЯТАЯ

Часть первая:  БИОЭТИКА,  СЕКСУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ

К указанным показателям способности к зачатию следует добавить еще изменения шейки матки, а также, хоть эти признаки и менее надежны для определения момента овуляции, небольшие кровяные выделения между одной менструацией и другой, боли внизу живота в середине цикла, чувство напряженности в сосках, увеличение веса, колебания желаний, настроений, аппетита.

В настоящее время среди методов, позволяющих объективно выявлять показатели способности к зачатию, на первом месте стоит метод Огино Кнауса (OginoKnaus), основанный на математически вероятностном расчете времени наступления овуляции и названный так по имени двух разработавших его врачей.

Непризнанные сначала, а затем часто недооцениваемые диагностические методы определения способности к зачатию, и в частности метод Бил-лингсов, получили впоследствии новый импульс, особенно после того, как Всемирная организация здравоохранения провела множество экспериментов по их проверке и опубликовала результаты, касающиеся их эффективности в предупреждении зачатия. В настоящее время диагностические методы определения способности к зачатию используются либо по медицинским, либо по биоэкологическим соображениям, либо по причине большего уважения к свободе и ответственности семейной пары33.

Одновременно, по медицинским соображениям, как мы уже подчеркивали, стало уменьшаться доверие к гормональной контрацепции.

Рассматривая естественные методы регулирования процесса зачатия, мы можем прогнозировать в будущем возможность для женщины достаточно быстро и самостоятельно определять количество гормонных показателей присутствия или отсутствия овуляцииэстрогенов и прогестеронов; для этой цели разработано специальное устройство, монитор яичника {monitor ovarico), в целях измерения в моче количества гормонов яичника во время менструального цикла. Техника, разработанная профессором Дж. Брауном (Brown), позволяет измерять количество катаболитов гормонов яичника, то есть эстрон-глюкуронидов, производных от эстрогена, с целью определения начала периода возможного зачатия, и прегнандиол-глюкуронидов, производных от прогестерона, с целью определения окончания периода возможного зачатия. Монитор яичника (monitior ovarico), придуманный Брауном, в состоянии определить момент овуляции с точностью до 12 часов и безошибочно указывает период времени после наступления овуляции. Этот диагно-

за Исследования Всемирной организации здравоохранения о естественных методах и их результаты представлены и прокомментированы в статье A. CappellaV. NavarrettaЕ. Giacchi, // melodo della ovulazione Billings; dali e valulazioni dello studio multicentric/) della Organizzazione Mondiale della Sanita, «Medicina e Morale», 1982,4, с 371 - 387; J. Brown и другие, Correlation between the mucus symptoms and tlie hormonal imrkersoj[fertility throughout reproductive life, в J. J. Billings, Vie ovulation metliod, Melbourne, 1983, с 104 и далее (книга переведена dal Centre Studi e Ricerchesulla Regolazione Naturale della Fertilita, deH'Universita Gittolica del Sacro Cuore, Roma: J. J. Billings, Ilmetodo dell ovulazione, Roma, 1992); S. MancusoP. F. Van Look, La regolazione naturale della fertilita oggi, Milano, 1992; A. Lypez-TrujilloE. Sgreccia (a cura di), Metodinaturaliper la regolazione dellafertilita: l'alterimtiva auleniica, Milano, 1994; A. W. CappellaE. GiacchiG. Pompa С Castagna, Metodi naturali e cullura della vita Valutazionediun'esperienza di insegnamento, «MedicinaeMorale», 1996,4, с 669-682.

 ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОГО ДЕТОРОЖДЕНИЯ И КОНТРАЦЕПЦИИ    217

стический инструмент, который может использоваться как семейными парами, которые желают отдалить момент беременности, так и парами, которые активно к ней стремятся, не заменяет метода естественного регулирования зачатия, но подтверждает и дополняет его. Кроме того, в период циклов при не очень ясном их течении, что происходит под воздействием целого ряда причин (стрессов, болезней, поездок, кормления грудью, предклимактери- ческого состояния женщины, времени, прошедшего после приема пилюли, и т.п.), он служит для проверки возможных необычных их проявлений34. Эти методы, позволяющие рассчитывать время наступления овуляции у  женщины, не приносят ей никакого вреда и сами по себе должны рассматри- ваться как дозволенные. Разумеется, цели использования этих методов дол- жны быть морально безупречными, не эгоистическими, а направленными на ответственное и в полной мере человеческое регулирование рождаемости.

Чтобы лучше понять этот аспект, который с трудом воспринимается тех- нологическои и нацеленной лишь на результат сегодняшнего дня менталь-ностью, рассмотрим некоторые возражения, которые обычно выдвигаются против этой позиции или противопоставляются ей.

Прежде всего приходится сталкиваться с таким возражением: какое различие существует между тем, кто с сознанием своей ответственности хочет избежать родов и прибегает к контрацептивной технике, и тем, кто, находясь в той же этической ситуации, прибегает к «естественному методу», когда результат один и тот же?

Совершенно ясно, ответим мы, что в первом случае речь идет о ментальности, которая считается главным образом с результатом (эффективностью) и меньше всегос личностью. Однако следует иметь в виду, что нравственность какого бы то ни было поступка не выводится исключительно из цели, которую, в данном случае, мы полагаем доброй и оправданной, и должна рассматриваться и в связи с методами или средствами, которые при этом используются: выбирая естественные методы, мы исходим из того, что эти методы уважают эмоциональную и онтологическую целостность личности, тогда как при употреблении контрацептивных средств личность не выражает себя во всей своей целостности, но как бы разделяется в своем действии для того, чтобы принять одну часть и отвергнуть другую,принять ту часть, которая ищет эротического удовлетворения, и отвергнуть генеративную функцию. Какие бы средства при этом ни использовались и на каком бы уровне организма это ни происходило, разделение становится этико-онтологическим, а не только физико-биологическим.

Другое возражение, которое много раз выдвигалось с различных сторон, относится к принципу «целостности», используемому в расширительном смысле: говорят, что те, кто прибегает к контрацептивным средствам, чтобы по каким-то соображениям отдалить появление потомства, вовсе не отрицают деторождения в целом, на весь репродуктивный период своей жизни, но только на этот, точно фиксированный момент, руководствуясь вескими

34 A. \V. CappellaA. Saporosi, Impiego di moderne tecnologie nella regolazione tialurale dellafertilita: il Monitor ovarico di Brown. «Medicina e Morale», 1997.

 218  ГЛАВА ПЯТАЯ

  Часть первая:  БИОЭТИКА,  СЕКСУАЛЬНОСТЬ  И ПРОБЛЕМЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ

причинами, поэтому во имя целостности в жертву приносится лишь частичная ценность или лишь определенный момент репродуктивного периода.

Ответ на это возражение прост и может быть двояким. Прежде всего в этом случае принцип целостности произвольно расширяется на глобальную ситуацию семейной пары. Он имеет свою ценность, с учетом терапевтического принципа, внутри физического организма, уникального и идентичного самому себе, если же этот принцип экстраполировать, то можно будет найти оправдания и для стерилизации или даже для уничтожения какого-то отдельного индивида для выгоды целой группы лиц, и т. д. Кроме того, следует отметить, что если нравственная норма имеет объективную ценность в рамках всей жизни, то она имеет такую же ценность и для отдельных ее актов: если нельзя воровать в целом, то нельзя воровать и в отдельных случаях.

Еще одно, часто выдвигаемое возражение оперирует понятиями так называемых «меньшего зла»* или «преобладающего блага»*. «Худшие» виды зла, которые рассматриваются при этом, бывают двух родов. Во-первых, существует опасность разрыва семейных уз, когда, с одной стороны, любящие стремятся выразить свои чувства в супружеских отношениях, а с другойбывает трудно прибегать к естественным методам, результат которых к тому же может быть и ненадежен. Во-вторых, другое «худшее зло» представлено абортом: считается, что контрацепция лучше аборта.

Ответ на все эти возражения был уже дан как в общем плане, так и в отношении каждого из этих двух случаев большего зла. В общем плане следует отметить, что принцип меньшего зла, который некоторые предпочитают называть «преобладающим благом» —по той причине, что зло этически никогда не может иметь никакой ценности,прежде всего предполагает, что речь идет о ситуации настоящей дилеммы, для которой не существует никакой третьей возможности, в нашем же случае естественный метод представляет собой как раз третий путь, открывающий возможность как для проявления чувств, так и для регулирования рождаемости, когда для этого имеются достаточные основания. В случае необходимости проблема большей или меньшей надежности должна быть решена путем дальнейшего изучения соответствующих факторов и их проверки.

Кроме того, в общем плане названный принцип никогда не применяется к «моральному» злу, но только к оценке большего или меньшего «физического» вреда там, где нанесение такого вреда все же оправдано: например, в том случае, когда необходимо хирургическое вмешательство для удаления опухоли (терапевтическая причина), я вынужден действовать по принципу меньшего зла, то есть нанести наименьший вред организму. Но нельзя оправдать, например, меньшую ложь для того, чтобы избежать большей лжи, или оправдать нанесение менее серьезного оскорбления какому-то лицу, чтобы избежать оскорбления более серьезного.

Во всех случаях необходимо отличать субъективную ситуацию от объективной реальности. Могут существовать объективные ситуации, в которых, по недостатку информации или согласия между супругами, определенные обстоятельства, неудовлетворительные сами по себе, «субъективно» пере-

 ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОГО ДЕТОРОЖДЕНИЯ И КОНТРАЦЕПЦИИ    219

живаются как неизбежные для поддержания мира, но объективно все остается неизменным и может быть преодолено лишь посредством информации и воспитания.

Такая информация и воспитание требуют постепенного к ним приобщения,подобно тому, как тот, кто подымается на гору, должен постепенно продвигаться все выше и выше, помня о том, сколь опасно отступить назад хотя бы и на несколько шагов,но из закона постепенности в воспитании нельзя выводить утверждения о «постепенности закона» в объективном понимании.

Что касается второго «зла», вызывающего страх, то есть аборта, то, кроме того что мы только что говорили, известно: дурная привычка никогда не может служить средством, помогающим избежать худшей ситуации. Более того, укоренившаяся психологическая установка, направленная против деторождения и рассматривающая его в негативном плане,это прямой путь, ведущий к принятию аборта. Фактически различные кампании по «планированию» всегда развивались в соответствии с этим законом постепенности, доказавшим свою эффективность в психологическом и социологическом плане: сначала контрацепция, затем аборт, а потом стерилизация. Вот что пишет Иоанн Павел II в связи с этим в своей энциклике «Evangelium Vitae»: «Случается, что многие прибегают к противозачаточным средствам с намерением избежать в дальнейшем искушения сделать аборт. Но негативные ценности, заложенные в «контрацептивной ментальное™»,совершенно отличные от ответственного выполнения отцовского и материнского призвания, реализующегося при уважении к полноте и истинности супружеского акта,таковы, что делают это искушение еще более сильным в случае возможного зачатия нежеланной жизни. Конечно, контрацепция и аборт с моральной точки зрения суть два специфически различных вида зла: одно из них противоречит целостной истине полового акта как выражения супружеской любви, другое уничтожает жизнь человеческого существа; первое противостоит добродетели супружеской чистоты, второе противоречит добродетели справедливости и прямо нарушает Божью заповедь «не убий».

Но хотя они и различны по своей природе и моральной тяжести, часто они находятся между собой в теснейшей связи как плоды одного и того же дерева, и во множестве случаев и то, и другое уходит своими корнями в гедонистическую ментальность и безответственность в отношении сексуальности и исходит из эгоистического понимания свободы, которое усматривает в деторождении препятствие к реализации личности. Жизнь, что могла бы возникнуть в результате встречи полов, становится таким образом врагом, от которого во всех случах необходимо избавиться, и аборт оказывается единственным возможным ответом на неудавшуюся контрацепцию.

К сожалению, тесная связь, которая на психологическом уровне создается между практикой контрацепции и абортом, все более дает о себе знать и тревожащим образом проявляет себя в изготовлении химических препаратов, внутриматочных средств и вакцин, которые, будучи распределяемы с той же легкостью, что и контрацептивы, действуют, по сути, как абортивные

220   ГЛАВА ПЯТАЯ

  Часть первая:  БИОЭТИКА,  СЕКСУАЛЬНОСТЬ  И ПРОБЛЕМЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ

средства на самых ранних стадиях развития жизни нового человеческого существа»35.

Подлинная задача состоит, таким образом, в том, чтобы в научном плане выработать методы, которые в полной мере способствовали бы реализации личностного и целостного акта супружеской любви, соединенного с ответственным отношением к проблеме деторождения; чтобы в воспитательном плане помочь супружеским парам осознать ритмы и богатство собственной сексуальности и репродуктивной способности, дабы их супружеская сексуальная жизнь могла бы реализовываться личностным образом, этически правильно и серьезно с медицинской точки зрения. Тем самым свободное и ответственное поведение супружеской пары в сексуальном плане, согласованное в сфере чувств и целей, представляет собой большую ценность и богатство, к достижению которых следует стремиться.

в) Принцип искренности*

Принцип искренности связан с тем, каким образом супруги обосновывают свое отношение к реальной ситуации супружеской ответственности, тогда как принцип истинности, как мы изложили ранее, связан с реальностью супружеского акта и с проявлениями сексуальности.

Я хочу сказать, что даже при использовании этически оправданных методов необходимо, чтобы причины, по которым принимают решение родить ребенка или отказаться от этого, были искренними и этически обоснованными.

Другими словами, тот, кто преследует исключительно эгоистические цели, может достичь их и с помощью «естественных методов», исходя при этом из «контрацептивной» ментальности: позиция субъективно и намеренно безнравственная никогда не может быть полностью оправдана использованием естественных методов.

Однако это не должно заставить нас забыть или умолчать об этическом и объективном отличии использования естественных методов от искусственной контрацепции, в соответствии с тем, что мы уже говорили: в этической области для признания действия этически безупречным необходима этическая безупречность целей и средств и способов достижения этой цели.

Поэтому я считаю, что врач, когда он сталкивается с семейной парой, собирающейся прибегнуть к контрацептивным средствам, должен всегда помнить о следующем:

1. Прежде всего ему следует напомнить супругам, что действие всех «ин-терцептивных» и «антигестативных» средств может быть и абортивным, поскольку они препятствуют имплантации или создают препятствие на пути уже оплодотворенной яйцеклетки, то есть эмбриона, на начальных стадиях развития36.

35 Giovanni Paolo И, LetteviEnddiai Evangelium Vitae, n. 13.

36 Что касается применения противозачаточных средств, то в настоящее время в Италии рассма
тривается проблема регулирования права на такую «контрацепцию» в рамках действ 1-й закона
п. 194/78, который упорядочивает процедуру получения разрешения на аборт (см. главу об аборте).

 ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОГО ДЕТОРОЖДЕНИЯ И КОНТРАЦЕПЦИИ    221

  1.  Объективно недопустимо выписывать контрацептивные противозачаточные средства по причинам, изложенным выше. Кроме того, нам кажется, что и с точки зрения профессиональной этики это не входит в функцию врача, чья задача—лечить болезни или предупреждать их: контрацепция не предупреждает и не лечит болезни, разве только это можно отнести к случаю, достаточно двусмысленному и часто толкуемому в расширительном смысле, когда мы не даем развиваться беременности, которая может явиться причиной болезни. Долг врача состоит как раз в том, чтобы информировать относительно опасности и вреда для здоровья, которыми чревато использование противозачаточных средств, и в общих чертах рассказать, сообразуясь с конкретной ситуацией, о возможности использования естественных методов регулирования рождаемости.
  2.  Врач сможет и должен будет выписать лекарство, рекомендуемое как противозачаточное средство, только в том случае, когда оно предназначается для непосредственно терапевтических целей, таких, скажем, как лечение дисфункций (например, поликистоза яичника). Если это лечение, основанное на применении эстропрогестинов, может привести к временному бесплодию как побочному действию лечения, фармакологически обусловленному, то это нельзя рассматривать как недопустимое {намеренное непрямое) действие37.

Очевидно, что принцип искренности в жизни супругов не распространяется только на область намерений, связанных с деторождением, но охватывает всю гамму межличностных отношений и, что особенно важно, служит отражением сознания, освященного ценностями, определяющими и обогащающими брак и семью.

Совершенно ясно, что мы опираемся на эти принципы и прибегаем к ним потому, что ответственность предполагает истину и требует искренности.

БИБЛИОГРАФИЯ

Aa.Nv.,Hwnaiisexucdityaiidpersonlwod(CeKcycmbHocmb4enoeeKaunepcoHanbHocmb), The

Pope John Center, St. Louis (МО), 1981. Aa. Vv., Omosessualita. Scienzaeedscienza (Гомосексуализм. Ноукаисознание) (назв. ориг.

Homosexualidad:cieniciayconciencia/,E<MoviiAS?AT&irae,Samai\(ki\l9&\), Cittadella,

Assisi, 1983. Asbell B., Tfie Pill. A bibiliography of the drug that changed die world (Пилюля. Библиография

препарата, изменившего мир), Random House, New York, 1995. Ashley В. M., Tlieologies of the body: humanist and christian (Богословие тела: гуманист и

христианин), The Pope John Center, Braintree (MA), 1985.

37 Так, n. 15 Hwncmae Vitae гласит: «Церковь... не считает недопустимым использование терапевтических средств, необходимых для лечения болезней организма, даже если заранее известно, Что это лечение может привести к подавлению репродуктивной способности, при условии, что это подавление ни по какой причине не было непосредственной целью данного лечения».




1. 2014 уч год Значение азота в живой природе
2. Сигналом для производителей что производить является цена предопределяемая Спросом и Предложе
3. ФОРМЫ СОУЧАСТИЯ
4. одиночками и авантюристами воюющими за земли и власть
5. 10 K65 ICD9 567 DisesesDB 9860 eMedi
6. проф 3 сод лиоф выс жив культ B
7. Бала ы~тары туралы Конвенцияны ~аза~стан ~ашан бекітті 1994 34 ~ке болуды аны~тауды мемлекеттiк тiркеу
8. на тему- Землетруси Чому бувають землетруси У 5 год 20 хв земля затряслася; її перша судорога продовжува
9. реферата- Лечение на курортах Бальнеологические курорты Курорты с углекислыми водами Курорты с серо
10. Писарев Дмитрий Иванович
11. URU ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
12. Создание страховой брокерской компании ООО Сервис
13. на тему говорит много интересно и с удовольствием не теряется в незнакомой ситуации общения увлекается в п
14. ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ г
15. Баланс активов и пассивов и статистика национального богатства
16. Адаптация детей 1,5 - 2 лет к условиям детского сада
17. Озера и реки Южного Урала и их хозяйственное использование
18. ы А1~есту ар~ы А6ШДж
19. Алеко
20. Использование видеопрограмм на уроках английского языка в старших классах средней школы