Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Музыка как сама жизнь.
Молодой дирижер Максим Емельянычев в Нижнем нарасхват. 21 декабря он выступает с оркестром филармонии, а уже 22 дает концерт с "Солистами Нижнего Новгорода". В свои 25 лет он переполнен музыкой, и готов ради неё на многое. Представляем читателям наш разговор с Максимом о профессии музыканта.
Максим, ты за пультом с двенадцати лет (наверное, для Нижнего это рекорд!). Скажи, меняется ли твое отношение к дирижерской профессии с течением времени? Ты открыл для себя что-то новое?
Чем больше я изучаю исторический аспект дирижирования, тем больше убеждаюсь в том, что функция дирижера может и должна быть разной в зависимости от стиля исполняемой музыки. Дирижер, каким мы привыкли его видеть сейчас, появился в середине XIX века. Во времена барокко «дирижером» (музыкальным руководителем) мог быть первый скрипач, клавесинист.
К примеру, я предпочитаю играть Моцарта без дирижера (за клавесином или роялем), как это и было в его время. С оркестром "Солисты Нижнего Новгорода" мы играем два концерта 18 века - Хоффмайстера и Ванхаля, где я буду руководить музыкальным процессом за клавесином. Мне кажется, что такова функция «дирижера» в этом стиле.
Каковы твои предпочтения в музыке? Насколько я поняла, тебя очень захватывает старинная музыка?
Вся музыка старинная.
???
"Весна священная" 100 лет назад написана, она тоже старинная. Расстояние от нас до Стравинского такое же, как от него до Бетховена. Это исторический подход, кстати говоря. Во времена Баха или Моцарта процент исполнения современной музыки был 95 %, произведения , написанные 15-20 лет назад считались устаревшими. Сейчас все наоборот: 95% нашего репертуара - это старинная музыка. И это проблема уже нашего времени, что у нас нет современной музыки. Что мы не готовы слушать её.
Музыка Шнитке, Карманова, которая прозвучит 22 декабря с "Солистами" - это современное искусство?
В случае с Альфредом Шнитке это больше стилизация: использование клавесина и форм эпохи барокко. Что касается Карманова безусловно, да.
Из современных авторов я выделил бы Джона Адамса, я играл его «ShakerLoops» для струнных. Если брать раньше - это Стив Райх, Филипп Гласс, в основном американская музыка. В Америке сейчас композиторская школа очень развита, там есть много очень хорошей музыки.
У нас нет?
Есть. Надо играть. Если будем играть, то будем провоцировать композиторов сочинять.
Вернемся к дирижированию. Есть ли у тебя кумиры в этой области?
Для меня это и дирижеры в привычном нам понимании, такие как Клаудио Аббадо, сэр Саймон Рэттл, так и солисты-инструменталисты, которые собирают большой ансамбль, такие как Наталья Гутман, Томас Цеетмайр, которые ведут за собой, являются музыкальными руководителеми проекта. Для меня они все в одинаковой степени дирижеры.
Интересно твое мнение о Т. Курентзисе, тем более , что ты участвовал в некоторых его проектах?
Я работаю у него в оркестре «MusicAeterna» в качестве клавесиниста. Мне с ним интересно работать, я могу быть не во всем с ним согласен, но творчески это очень убедительно. Это очень современно, и в случае с театральной музыкой это соответствует духу театра.
Максим, ответь, как скажем Моцарта (а Курентзис ставит много старинных опер) можно осовременить? Можно перенести действие в настоящее время, обрядить героев в современные одежды, но что поменяется в самой музыке?
Я считаю, что у Теодора получается хорошая интерпретация с использованием старинных инструментов. Музыку можно по-разному исполнять и под одни и те же трактаты представить несколько диаметрально противоположных вариантов прочтения. Каждый из них будет по-своему интересен. Мы живем в современном мире и смотрим на мир современными глазами и ждем от искусства, чтобы оно по-современному действовало на нас. Сейчас публика не понимает того, что написано в нотах. Раньше она была образованной, аристократы были основными "потребителями" высокого искусства. Сейчас публика больше не думает, она больше чувствует. Поэтому другие средства выражения мы должны использовать. Мы ведь играем для публики.
Считаешь ли ты себя москвичом?
Интересный вопрос. Мне нравится жить в Москве. Это удобно.
Удобно?!
Удобно! Транспорт (с "пробками" я не связан), обширная музыкальная среда, начиная от того, что в консерватории шесть клавесинов и заканчивая концертом ансамбля "Модерн". Москва - удобный транспортный узел, т.к. у меня много концертов за рубежом. Я привык к Москве за семь лет.
Что из московского опыта мог бы перенять Нижний в культурном плане?
Ну скорее не из московского опыта, а опыта Европы - в плане организации всех процессов, начиная с учебного и заканчивая концертным делом. Из Европы можно было бы перенести систему менеджмента и людей, которые умеют этим заниматься. Из Москвы можно было привезти денег...
Давай помечтаем. Тебе сейчас, в твои 25 лет, предлагают стать главным дирижером хорошего симфонического оркестра, но в провинции? Променяешь ты все, уедешь из столицы?
А что в Москве? У меня там концерты не чаще, чем в других городах или за рубежом... Современная ситуация с транспортом, с возможностью путешествовать и давать концерты в разных уголках Земли, она не мешает ничему. Уровень музыкантов сейчас очень хороший, двух репетиций хватает, чтобы сделать программу. В той же Нижегородской филармонии или с оркестром "Солисты Нижнего Новгорода". Мне нравится пока быть приглашенным дирижером, когда ты главный дирижер, это накладывает много обязательств на тебя и это трудно, особенно пока ты молодой. Но если поступит такое предложение, я его изучу!
Чем порадуешь в этот приезд?
Приятно, что меня снова пригласили играть с "Солистами" (наша предыдущая работа была около четырех лет назад). Мне в принципе нравится работать с камерным оркестром. Мы репетируем и получаем удовольствие. Я хорошо знаком с солистом этой программы, контрабасистом Григорием Кротенко. Гриша, можно сказать, мой бессменный контрабасист, я его прошу всегда играть в моем оркестре "Veritas" в Москве. Это очень хорошо, что в Нижнем мы будем играть вместе.
Ходишь ли ты сам на концерты?
Да, мне интересно живое звучание. В ином случае можно посмотреть партитуру - это самый идеальный вариант. То, что ты представляешь своим слухом... Я имею ввиду качественный аспект: всегда в твоем темпе, всегда чисто, без киксов. Для этого достаточно партитуры, но концерт дает ощущение того индивидуального нового, что каждый настоящий музыкант вкладывает в эту музыку.
Что запомнилось из последних посещений?
По работе - концерты с Теодором Курентзисом, они ярко запоминаются. В Питере назову руководителя проекта Эндрю Лоуренс-Кинга, с которым мы ставили барочную оперу "Смерть Орфея". Я люблю ходить в Москве в театр "Геликон", там очень хорошие постановки, режиссура Бертмана очень подробная. В этом сезоне я и сам стал оперным дирижером. В Перми дирижирую три спектакля - "Севильский цирюльник", "Синдерелла" Массне и "Медея" Паскаля Дюсапена, это второй после Пьера Булеза знаменитый композитор Франции. С оперой у меня все впервые, мне интересно.
Какие желания в музыке, в жизни?
Продолжать... Жить, играть.
Елена Прыткова