Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Слайд 1. Заочная экскурсия «Создание образа усадебного Ансамбля Москвы: Петровско-Разумовская усадьба». Орлова Антона Тр-21
Слайд 2. Карта объектов:
Слайд 3. Памятник Тимирязеву
Биография Климента Аркадьевича Тимирязева
Тимирязев Климент Аркадьевич родился 22 мая 1843 году в Петербурге в семье начальника таможенного округа Петербурга.(Подробные сведения о жизни Тимирязева смотрите в работе В. Л. Комарова "Жизнь и творчество К. А. Тимирязева" и Г. В. Платонова "Мировоззрение К. А. Тимирязева")Как и многие дети из дворянских семей той поры, Климент с раннего возраста проходил разностороннее домашнее обучение. Под влиянием прогрессивно настроенного отца мальчик с детских лет впитал в себя либеральные республиканские взгляды.
С 1860 года Тимирязев К. А. поступил учиться в Петербургский университет на камеральный (юридический) факультет, но затем перешел на другой факультет физико-математический на естественное отделение. В 1861 году за участие в студенческих волнениях и отказ от сотрудничества с органами он был исключен из университета. Ему было позволено продолжать обучение в университете в роли вольнослушателя только через год. В качестве студена он уже опубликовал ряд статей по дарвинизму, а также на социально-политические темы. В 1866 году Тимирязев успешно окончил обучение со степенью кандидата и золотой медалью за работу «О печеночных мхах», которая так и не была напечатана.
Свою научную деятельность Тимирязев начал под руководством широко известного русского ботаника А. Н. Бекетова. Первый настоящий научный труд К. А. Тимирязева «Прибор для исследования разложения углекислоты» был опубликован в 1868 году. В том же году молодой ученый отправился за границу, чтобы расширить свои знания и опыт, а также и подготовиться к профессуре. Его учителями и наставниками были в том числе: Гофмейстер, Бунзен, Кирхгоф, Бертло, Гельмгольц и Клод Бернар. На формирование мировоззрения К. А. Тимирязева оказал влияние революционно-демократический подъем в России, а на развитие его научного мышления целая плеяда естествоиспытателей, среди которых были Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. И. Мечников, А. М. Бутлеров, Л. С. Ценковский, А. Г. Столетов, братья Ковалевские и Бекетовы. К. А. Тимирязев испытал сильное влияние от работ таких великих русских революционных демократов как В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и Н. А. Добролюбов, которые интересовались естествознанием и использовали научные достижения, чтобы обосновать материалистические взгляды на естественную природу. Огромное влияние на талантливого ученого оказало эволюционное учение Ч. Дарвина. Тимирязев одним из первых среди российских ученых познакомился с «Капиталом» Карла Маркс и проникся новыми идеями.
По возвращению на родину в 1871 году Тимирязев К. А. успешно защитил диссертацию «Спектральный анализ хлорофилла» на степень магистра и стал профессором Петровской земледельческой и лесной академии в Москве (в настоящее время она называется Московской сельскохозяйственной академией им. К. А. Тимирязева). До 1892 году Тимирязев читал там лекции по ботанике в полном объеме. При этом ученый вел активную и насыщенную событиями деятельность. В 1875 году Тимирязев стал доктором ботаники за труд «Об усвоении света растением». С 1877 года стал работать на кафедре анатомии и физиологии растений в Московском университете. Помимо этого, он регулярно читал лекции на московских женских коллективных курсах. Являлся председателем ботанического отделения Общества любителей естествознания, который работал в ту пору при Московском университете.
Стоит отметить, что с самого начала писательской деятельности научные работу Тимирязева отличались строгой последовательностью и единством плана, изяществом экспериментальной техники и точностью методов. Многие вопросы, намеченные в первых научных трудах Тимирязева, в более поздних работах были расширенны и дополнены. Например, по вопросам разложения углекислого газа зелеными растениями при помощи солнечной энергии, изучения хлорофилла и его генезиса. Впервые в России Тимирязев ввел опыты с растениями на искусственных почвах, для чего в 1872 году в Петровской академии он построил вегетационный домик для культуры растений в сосудах (первую научно оснащенную теплицу), буквально сразу после появления подобных сооружений в Германии. Чуть позже аналогичную теплицу Тимирязев установил в Нижнем Новгороде на Всероссийской выставке.
Благодаря выдающимся научным заслугам в области ботаники Тимирязева удостоили целого ряда звучных званий: члена-корреспондента Петербургской Академии наук с 1890 года, почетного члена Харьковского университета, почетного члена Санкт-Петербургского университета, почетного члена Вольноэкономического общества, а также многих других научных сообществ и организаций.
В научной среде Тимирязев слыл популяризатором естествознания и дарвинизма. Он всю жизнь посвятил борьбе за свободу науки и резко выступал против попыток превратить науку в опору самодержавия и религии. За это постоянно был на подозрении у полиции и чувствовал определенное давление. В 1892 году Петровская сельскохозяйственная академия была закрыта по причине неблагонадежности ее преподавательского состава и студентов, а Тимирязева исключили из штата. В 1898 году его за выслугу лет (30 лет стажа преподавания) уволили из штата Московского университета, в 1902 году Тимирязев заканчивает чтение лекций и остается заведующим ботанического кабинета. В 1911 году он в составе группы других преподавателей покидает университет в знак несогласия с нарушением автономии университета. Только в 1917 году его восстановили в звании профессора Московского университета, но продолжать работу он уже не мог из-за болезни.
Научно-популярные лекции и статьи Тимирязева отличались строгой научностью, ясностью изложения и отточенным стилем. Сборники «Публичные лекции и речи» (1888 год), «Некоторые основные задачи современного естествознания» (1895 год), «Земледелие и физиология растений» (1893 год) и «Чарлз Дарвин и его учение» (1898 год) были популярны не только в научной среде, а вышли далеко за ее пределы. «Жизнь растений» (1898 год) стала образцом доступного для любого человека курса о физиологии растений и была переведена на иностранные языки.
Тимирязев К. А. известен во всем мире. За свои заслуги на поприще науки он был избран членом Лондонского королевского общества, Эдинбургского и Манчестерского ботанических обществ, а также почетным доктором ряда европейских университетов в Кембридже, Глазго, Женеве.
Тимирязев К. А. всегда был патриотом родины и был рад свершению Великой Социалистической революции. Ученый до последних дней принимал участие в работе государственного ученого совета Народного комиссариата просвещения РСФСР. Активно продолжал научно-литературную работу. В 1920 году ночью с 27 на 28 апреля всемирно известный ученый скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище. В Москве создан мемориальный музей-квартира Тимирязева и сооружен памятник. Имя Тимирязева присвоено Московской сельскохозяйственной академии и Институту физиологии растений АН СССР. В честь ученого назван район Москвы и улицы в разных городах России.
Слайд 4. Памятник Вильямсу
БИОГРАФИЯ
Выпускник Петровской сельскохозяйственной академии. Учёный-педагог: профессор и заведующий кафедрой общего земледелия и почвоведения Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, её директор с 1907 года, ректор в 19221925 гг. Основатель и первый заведующий кафедрой «Основы земледелия и растениеводства» Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства. Автор около 450 научных работ.
Обосновал ведущую роль биологических факторов в почвообразовании, создал учение о малом биологическом круговороте веществ как основе развития почв, высказал идею о единстве развития неорганической и органической природы, разработал и обосновал травопольную систему земледелия. В. Р. Вильямс считал, что свойством плодородия обладает лишь мелкоструктурная комковатая почва и что структура почвы это главное условие получения хороших урожаев.
Вел острую полемику с «минеральными» и «формально-дедуктивными» агрохимиками, под которыми подразумевались последователи Д. Н. Прянишникова. К 1937 году научная полемика трансформировалась в борьбу с «врагами народа». В результате дискуссии между В.Р.Вильямсом и академиком Н. М. Тулайковым о пользе применения травопольной системы земледелия, Н. М. Тулайков был арестован в 1937 году и погиб. При содействии В. Р. Вильямса научная школа академика Прянишникова понесла невосполнимые потери.
В 1917 году основал под Москвой (ныне это территория города Лобни, у платформы Луговая Савёловского направления) опытную станцию по изучению кормовых растений и кормовой площади (с 1922 года Государственный луговой институт, в 1930 году переименован во Всесоюзный, а в 1992 году во Всероссийский научно-исследовательский институт кормов). Этот институт сегодня носит имя В. Р. Вильямса. Его имя также носит Казахский научно-исследовательский институт земледелия.
Ученицей Вильямса была видный советский учёный в области сельского хозяйства, кавалер Ордена Ленина Гельцер, Фаня Юрьевна.
Слайд 5-7. Усадьба Петровско-Разумовская
История
Название усадьбы Петровское-Разумовское объединяет в себе фамилию вельмож Разумовских и часть названия Высоко-Петровского монастыря, чьи земли располагались рядом.
Эта местность впервые упоминается в конце XVI века как пустошь Семчино на реке Жабне во владениях Александра Ивановича Шуйского. В то время разгорелась нешуточная борьба между Шуйскими и Головиными, но хозяина Семчина она коснулась мало: несмотря на то, что всех Шуйских сослали пожизненно в дальние города, Александр Иванович вернулся, был пожалован в бояре и до самой смерти воеводствовал в Епифани.
Затем земли Петровского-Разумовского принадлежали Ивану Шуйскому, потом Семену Прозоровскому. При этом никакого обустройства здесь не велось. В 1676 году Семчино купил государев тесть Кирилл Петрович Нарышкин. Он в 1678г. построил здесь деревянную церковь святых апостолов Петра и Павла. Есть версия, что именно эта церковь дала имя Петровскому-Рузумовскому. В 1691г. (при Анне Леонтьевне Нарышкиной) церковь перестроили в камне в стиле барокко.
В середине XVIII столетия Петровское получило новую жизнь. Владельцем его стал Кирилл Разумовский, брат императорского фаворита Алексея Разумовского. Эти земли стали приданным после женитьбе Разумовского на императорской фрейлине Екатерине Ивановне Нарышкиной.
Тогда здесь появился архитектурный ансамбль в стиле барокко: деревянный дворец, соединенный галереей с церковью, террасный парк со скульптурой, пруды. Хозяйственный комплекс тогда состоял почти из 50 (по некоторым сведениям, из 80) построек. Английский путешественник В. Кокс, посетивший Петровско-Разумовское в 1778 г., вспоминал:
Имение это скорее походит на город , чем на дачу. Оно состоит из 40 или 50 домов разной величины. Одни дома кирпичные, другие деревянные одни окрашены, другие нет.
Разумовский очень любил Петровское и превратил его в настоящую загородную резиденцию. Только для поддержки сада в надлежащем состоянии из Украины на лето сгоняли сотни крестьян, а сам владелец любил говорить с ними на родном языке. Здесь неоднократно бывала Екатерина Вторая, которой Петровское-Разумовское тоже пришлось по душе.
После смерти Кирилла Разумовского, усадьбой некоторое время владел его сын Лев (его называют прототипов Пьера Безухова), а затем она долго переходила из рук в руки. Усадьба также сдавалась дачникам и постепенно приходила в упадок. Был сильно обезображен и парк. В дарственной Разумовскому строжайше запрещалось рубить деревья, и, чтобы обойти этот запрет, их попросту спилили.
А в 1865г. здесь открылась Петровская земледельческая и лесная академия. Для нее в 1862-1865 гг. по проекту Н.Л.Бенуа старый господский дом заменили учебным зданием, парк привели в порядок, а рядом появился дендрологический парк. Интересно отметить, что внешний фасад здания с часовой башенкой достаточно скромен, а парковый, наоборот, обильно украшен декоративными деталями. Это здание стало единственной работой петербургского архитектора в Москве.
Академия славилась своими педагогами и демократическими нравами, но она печально вошла в историю инцидентом, произошедшем здесь 21 ноября 1869 года. Тогда в гроте в парке из-за разногласий в политических взглядах революционер Нечаев и его сообщники убили студента Ивана Иванова. Нечаев бежал за границу, но был выдан русским властям и окончи свою жизнь в тюрьме. А грот возле Лилейного пруда разобрали, чтобы он не напоминал об этом страшном событии.
В 1894г. Академию закрыли, но она вновь возродилась в 1917 году, а в 1923г получила имя К.А.Тимирязева. Парк до сих пор объединяет старые и новые постройки. Например, практически без изменений дошли до нас флигели и Ферма, здание с угловыми башнями. До сих пор можно увидеть грот 1806 года, построенный Адамом Менеласом. Он использовался для выступлений оркестра, так как обладал хорошей акустикой. В начале XX века в гроте встречались революционеры. Сохранился еще со времен Разумовского один из самых крупных в Москве Большой Садовый Пруд, к которому ведет главная аллея. А ученый-садовод Р.И.Шредер заложил дендрологический сад, где представлены различные виды древесных растений. В 1863г. он высадил перед главным зданием небольшие саженцы лиственниц, которые сейчас образуют Лиственничную аллею.
Вскоре хозяйство Петровской академии стало образцовым, и особенно прославилась молочная ферма. Это способствовало превращению Петровского-Разумовского в популярное дачное место, особенно после того, как туда протянулась линия конки. К.Паустовский, работавший на этой линии кондуктором, вспоминал:
«Все дни и часть ночи проходили в изнурительной работе, всегда на ногах, в скрежете, спешке, и я, так же как и все кондукторы, очень уставал от этого. Когда мы слишком уж изматывались, то просили у нашего трамвайного начальства перевести нас на несколько дней на «паровичок» паровой трамвай. Он ходил от Савеловского вокзала в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию. Это была самая легкая, а на кондукторском языке самая «дачная» линия в Москве.
Маленький паровоз, похожий на самовар, был вместе с трубой запрятан в коробку из железа. Он выдавал себя только детским свистом и клубами пара. Паровоз тащил четыре дачных вагона. Они освещались по вечерам свечами, электричества на «паровичке» не было.
Я работал на этой линии осенью. Быстро раздав билеты, я садился на открытой площадке и погружался без всяких мыслей в шелест осени, мчавшейся по сторонам «паровичка». Березовые и осиновые рощи хлестали в лицо сыростью перестоявшегося листа.
Потом рощи кончались, и впереди вспыхивал всеми красками увядания великолепный парк академии. Золотое молчание стояло в нем. Громады лип и кленов, переплетаясь с лимонной бледностью осин, открывались перед глазами, как преддверие пышного и тихого края. Там осень по разнообразию и обдуманности раскраски была подчинена воле и таланту человека. Этот парк был насажен знаменитыми нашими ботаниками, мастерами садового искусства.».
Бенуа Николай Леонтьевич
1 июля 1813 года - 11 декабря 1898 года
Биография
Творчество Николая Леонтьевича Бенуа выходит за границы лишь общехудожественных ценностей. Бенуа, этот «архитектор-художник», знаток исторических стилей, был и опытным архитектором-практиком, строителем. В его работах нашли выражение основные черты и принципы, типичные для отечественного зодчества его времени, с ретроспективными тенденциями, откровенным декоративизмом, с одной стороны, и новой функциональной организацией пространства и применением прогрессивных строительных материалов и конструкций - с другой.
Николай Леонтьевич Бенуа родился 1 июля 1813 года в Петербурге в семье придворного метрдотеля императрицы Марии Федоровны Луи Жюля Бенуа. Уроженец Франции, Луи Жюль был родом из крестьянской семьи, жившей неподалеку от Парижа. Женат Луи Жюль был на Анне Катерине Гроппе, дочери медника, немке по происхождению. У них было восемнадцать детей, из которых семь умерли в младенчестве. В живых остались пятеро сыновей и шесть дочерей.
Бенуа учился прекрасно. Усердие и крайне добросовестное отношение ко всему, чем бы он ни занимался, были его отличительными чертами. Первую награду «за успехи в науках» академист второго возраста Бенуа получил в июле 1829 года, в мае 1831 года он был награжден еще раз.
Внимательное изучение памятников античного искусства, усвоение основных принципов школы русского классицизма, а также большая творческая одаренность, - все это в совокупности положительно сказалось при создании Бенуа самостоятельных проектов. Он работал в довольно сдержанных формах, тонко и грамотно разрабатывая свое решение.
В феврале 1831 года при распределении академистов по художественным мастерским Николай был назначен к академику В.А. Глинке, но проучился у него недолго. В июле того же года Глинка умер. Пять его учеников, в том числе Бенуа, перешли к академику X.Ф. Мейеру, который «принес своими практическими познаниями много пользы молодым русским зодчим». В апреле 1834 года в этой мастерской Бенуа создал проект загородного дома богатого помещика.
Для выпускного проекта 1836 года Бенуа выбрал проект «Училище правоведения», получивший высокую оценку. На торжественном собрании 27 сентября 1836 года Бенуа была присуждена за него «большая золотая медаль», он был также награжден шпагой и выпущен из академии со званием художника четырнадцатого класса.
Блестящее окончание академии давало право заграничного пенсионерства. Но пенсионерство начиналось не ранее чем через три года после окончания учебного заведения, в течение которых выпускникам необходимо было по правилам академии получить строительную практику.
Служба Бенуа началась в Первой Санкт-Петербургской гимназии, куда он был зачислен архитектором в ноябре 1836 года. Основную же практику Бенуа прошел, будучи помощником К. Тона, ведшего в то время строительство сразу нескольких объектов в Петербурге и Москве.
Значительным событием для пенсионеров был приезд в Италию в декабре 1845 года Николая I. Во время осмотра древних построек Рима царь долго беседовал с Бенуа и Резановым. Они не только объясняли ему устройство терм Каракаллы, где в то время находились, но «говорили и вообще о древних остатках Рима так основательно и хорошо, что показали себя не только знающими свое дело, но и вполне образованными людьми».
3 ноября 1846 года Николай Бенуа вернулся в Петербург, пробыв за границей шесть с половиной лет, полный желания как можно быстрее применить знания, полученные во время пенсионерства. Романтическое направление в архитектуре, которое за время пребывания Бенуа за границей окончательно определилось в России, открывало широкие возможности перед молодым зодчим.
18 декабря 1846 года архитектор был зачислен на службу в Кабинет его императорского величества с жалованием, «равным содержанию профессора II степени, то есть по 715 рублей серебром в год». Николай I, памятуя о встречах в Риме, благоволил к нему. Последовали заказы для царской семьи, носившие, правда, прикладной характер.
Первые архитектурные композиции на родине он делает по частным заказам. Сохранились эскизы церкви с колокольней для имения Н.М. Павлова близ Павлограда, «проект пятиглавой церкви в русском стиле в Малороссии для имения А.М. Шидловского». В отчетах Академии художеств за 1847-1848 годы упоминаются также проект галереи для Петергофского дворца, постройка сыворотколечебного заведения для докторов Лильенберга и Виткова в столице.
Первому десятилетию после возвращения суждено было стать наиболее плодотворным этапом творческой деятельности Бенуа. Его излюбленный готический стиль был в необычайной моде. Получив высочайшее одобрение эскизов прикладных изделий для царского двора, в августе 1847 года он начинает работу над проектом здания придворных конюшен в Петергофе в готическом стиле, так называемых Готических конюшен, занимающих одно из центральных мест в его творчестве. Конюшни строились по личному заказу Николая I, благоустраивавшего свою летнюю резиденцию. Царю импонировал в то время стиль готики.
Бенуа проявил себя здесь подлинным мастером архитектурной композиции. Оперируя крупными объемами, он создал ясное и вместе с тем многообразное пространственное решение. Одной из сильных сторон творчества Бенуа является стремление к наибольшей выразительности композиции, умение методом длительного отбора сохранить в ней лишь главное и добиться окончательной гармонии, удачно избегая при этом монотонности и дробности.
В 1847 году «во уважение отличных дарований искусства и познаний» Бенуа присваивается звание академика, а в 1850 году он был назначен главным архитектором при Петергофском дворцовом правлении и имел теперь отношение ко всему, что строилось в Петергофе, непосредственно следил за строительством и состоянием построек.
В 1854 году подходит к концу строительство придворных конюшен, архитектор «всемилостивейше пожалован» по этому поводу орденом Св. Владимира IV степени и тут же получает от царя новое задание. В непосредственной близости от Большого петергофского дворца, на церковной площадке, он возводит «фрейлинские» корпуса для свиты императорской фамилии - два здания, соединенные воротами в единое целое, выстроенные в стиле Большого петергофского дворца. Бенуа подошел к задаче со всей серьезностью и, будучи прекрасным рисовальщиком, тонко чувствующим стиль, справился с ней прекрасно, органично введя Фрейлинские дома в сложившийся исторический ансамбль.
В 1851 году Бенуа был назначен в Первый округ путей сообщения, что положило начало его участию в управлении строительной частью Петербурга. В 1852 году Бенуа начал службу в Департаменте сельского хозяйства при Министерстве государственных имуществ. Это ознаменовалось новым ответственным поручением - построить в Лисинском учебном лесничестве под Петербургом дом «для 40 практикантов Егерского училища» и охотничий дворец для членов царской семьи. Здания начали возводиться в 1852 году и были закончены в начале 1860-х годов. В 1858 году Бенуа там же, в Лисино, закладывает церковь «во имя честного и животворящего креста», вскоре выстроенную.
Не будучи крупными по масштабу, здания в Лисино, образующие своего рода комплекс, - одна из этапных работ Бенуа, в которой формируются новые стороны его творчества. Архитектор делает попытку, отрешившись от работы только в рамках любимых исторических стилей, найти совершенно новые композиционные приемы и связанную с ними образную трактовку сооружений.
Находясь на службе в Министерстве государственных имуществ, Бенуа плодотворно занимался приспособлением старой подмосковной усадьбы Петровско-Разумовское под Сельскохозяйственную академию. 19 июня 1861 года он вошел в состав комитета, ведающего делами по постройкам в Петровско-Разумовском, а немного позже стал возглавлять всю работу по созданию построек академии.
С 1862 по 1865 год архитектор строит в Петровском главное здание академии - это единственная постройка его в Москве и последнее крупное общественное сооружение, возведенное им в России.
Но были и другие причины чем дальше, тем больше в России используются различные стилевые направления. Во внешнем решении зданий и в интерьерах становится чрезвычайно распространенным смешение стилей. Характерны для эпохи были и запросы частного заказчика, чьими желаниями нередко определялась творческая направленность зодчих и чьи «вкусы» нередко не отвечали понятиям вкуса, воспитанного у зодчих, в частности у Бенуа.
Постройки, осуществленные Бенуа во второй половине века, в основной своей массе невелики по объему, но им присущи сугубо индивидуальные, свойственные лишь этому архитектору черты.
Основные заказы в 1860-е годы Бенуа получает от семьи Шереметевых. Графиня А.Г. Шереметева, в частности, просит архитектора построить ряд зданий своей родовой усадьбы в селе Высоком Смоленской губернии.
С 1890 по 1893 год Бенуа был председателем Санкт-Петербургского общества архитекторов. Несмотря на преклонный возраст, он сохранял бодрость и трудоспособность, имел безупречное зрение «и еще за год до смерти... мог чертить и раскрашивать, точно ему не восемьдесят четыре, а двадцать четыре года».
Последний свой проект архитектор делает за два года до смерти, в 1896 году. Это проект женской гимназии в Енисейске. Бенуа было тогда восемьдесят три года. В том же году его избирают почетным членом Академии художеств.
Умер Бенуа 11 декабря 1898 года.
Кири́лл Григо́рьевич Разумо́вский
Биография
Граф (с 1744) Кири́лл Григо́рьевич Разумо́вский (при рождении Ро́зум; 18 (29) марта 1728, с. Лемеши Козелецкой сотни Киевского полка (ныне Козелецкого района Черниговской области Украины) 9 (21) января 1803, г. Батурин) последний гетман Войска Запорожского (17501764), генерал-фельдмаршал (1764), президент Российской академии наук в течение более чем полувека (с 1746 по 1798). Основатель графского и княжеского рода Разумовских. Своим возвышением, богатством и карьерой Кирилл был обязан старшему брату Алексею, который в 1742 году стал фаворитом (по слухам, даже тайным мужем) императрицы Елизаветы Петровны. По возвышении Алексей вызвал в Санкт-Петербург из Малороссии и всё семейство Розумов, которые получили дворянскую фамилию Разумовских. Неграмотного брата под присмотром адъюнкта Г. Н. Теплова он отправил учиться в Европу. После гран-тура по Италии и Франции и посещения инкогнито лекций в Геттингенском университете юный вельможа с сентября 1743 по июль 1744 года живёт в доме великого Эйлера, который учит его математике[1]. В 16 лет он вернулся в Петербург с графским титулом и чином действительного камергера, а в 18 лет получил шокировавшее учёный мир назначение президентом Петербургской академии наук «в рассуждение усмотренной в нём особливой способности и приобретённого в науках искусства». Фактически управление академией при Разумовском осуществляли директора. О Разумовском ходило множество рассказов, характеризовавших его доброту, доступность, щедрость, роскошную жизнь, прямоту и добродушный юмор. Так, говорят, что он до смерти хранил костюм, в котором некогда пас волов простым казаком. Он любил показывать его своим несколько кичливым сыновьям, на что однажды от одного из них выслушал резонный ответ: «Между нами громадная разница: вы сын простого казака, а я сын русского фельдмаршала». Екатерина II так описывала Кирилла Григорьевича: «он был хорош собой, оригинального ума, очень приятен в обращении и умом несравненно превосходил своего брата, который также был красавец».
При дворе вчерашнего казака любили, все красавицы были от него без ума. В жёны ему императрица подобрала свою троюродную сестру Екатерину Нарышкину, за которой было дано колоссальное приданое, включавшее в числе прочего несколько сёл на территории современной Москвы. Брат фаворита в одночасье сделался одним из самых богатых людей страны. С 1748 года Кирилл Разумовский подполковник лейб-гвардии Измайловского полка, сенатор и генерал-адъютант.
Менелас Адам Адамович
Биография
Адам Адамович Менелас это одна из наиболее загадочных персон петербургской культуры. Фамилия его достаточно необычна для Британии, откуда он родом, да и происхождение с родом деятельности до приезда архитектора в Россию покрыты мраком.А вот уготованный зодчему поворот судьбы и его превращение из «сводного дела» мастера в архитектора императорского двора напоминает скорее романтическую легенду, чем жизнь реально существовавшего человека. К превеликому сожалению, сведений о семье и месте рождения Адама Адамовича не сохранилось. Ховард Колвин, английский исследователь, полагает, что зодчий происходил из семьи строительных подрядчиков в Глазго, хотя сам архитектор утверждал, что является уроженцем Эдинбурга. Не сохранилось и данных о дате его рождения: скорее всего, мастер родился в 1748 году, хотя исследователи называют также 1749 и даже 1756 год. Творческая карьера архитектора совсем не напоминает традиционный путь художника. Чем только не занимался в своей жизни Менелас: устраивал сады, искал уголь, проводил опыты в сфере землебитного строительства, занимался гидростроением. Приехав в Россию, мастер смог не только обогатить свою вторую родину интересными памятниками архитектуры, но и способствовал экономическому процветанию и техническому прогрессу державы. В Санкт-Петербурге зодчий оказался совершенно случайно, по объявлению Чарльза Камерона, занятого постройками в Царском Селе, который был неудовлетворен своими помощниками, а поэтому разместил объявление о наборе каменных дел мастеров в эдинбургской газете. Однако приехавших специалистов оказалось слишком много, поэтому уже через год Менеласа определили к Николаю Львову для поиска угля. Так в 1786 году архитектор оказался в Боровичах. И хотя уголь там нашли в том же году, добывать его стали лишь через 11 лет, поэтому познания шотландского мастера в области строительства Львов использовал при возведении усадеб поблизости города и кафедрального собора Бориса и Глеба в Торжке. В 1794-95 годах архитектор работал над строительством собора св. Иосифа в Могилеве, а в конце 96-го в карьере Адама Адамовича наступает переломный момент: получив благосклонность нового монарха, мастер участвует в разнообразных проектах и перемещается по всей России. Так, на рубеже веков, он строил резиденцию гетмана Кирилла Разумовского в Батурине, усадьбу и церковь в Яготине, дом на Гороховом поле в Москве, а также усадьбу Горенки, прославленную в Европе Джоном Лаудоном. В 1813 году Менелас становится членом Строительного комитета Министерства внутренних дел, а также архитектором семьи Строгановых, для которых он построил грандиозную усадьбу в Марьино, на реке Тосна, где было организовано огромное число каналов, водопадов и прудов, прихотливо расположенных на территории огромного парка. Активность зодчего поражает: он участвовал в строительстве дома Кочубея, разбивал парки, работал над устройством ландшафта в Царском Селе, а также над проектами Арсенала, Белой башни, Ламского павильона, Слонового павильона, Пенсионерских конюшен, Оранжереи, зданий фермы и искусственных развален храма Шапель. Еще одним крупным творением Адама Адамовича является парк Александрия в Петергофе, в создании которого мастер учел особенности местности, почву, климат и другие обстоятельства. Последним созданием Менеласа стала Капелла, выполненная в готическом духе и посвященная Александру Невскому. И хоть она была завершена уже после смерти мастера, в 1834-м, она достойно увенчала карьеру архитектора, проделавшего путь от углекопа до одного из наиболее известных зодчих России и законодателя придворной моды.
Слайд 8. "Мемориал в Тимирязевском парке"
Памятник преподавателям, сотрудникам, студентам и аспирантам Тимирязевской академии, погибшим в Великую Отечественную войну. Предположительно находится на месте старинного кладбища уничтоженной в советское время церкви Петра и Павла. Построен в сентябре 1947г.
Слайд 9. Статуи римских богов
В Тимирязевском парке недалево от Аграрного института располагаются статуи римских богов. Почему они были поставлены именно сдесь непонятно, но они прекрасно вписываются с местной растительностью. Статуи исчезли из парка после нашествия Наполеона в 1812 года. Новые были привезены сюда уже в середине XX века из Бауманского сада.
Слайд 10. Ваза в центре парка
Отдельно установленная ваза в центральной точке парка.Много таких же вазонов стоит возле усадьбы и усадебного фонтана, но эта - единственная сохранившаяся из 13 ваз, некогда стоявших отдельно в самом парке
Слайд 11-13.Тимирязевкий парк
В один из солнечных дней в начале мая мы побывали в Тимирязевском парке Москвы. На меня он произвел неоднозначное впечатление. С одной стороны, старинный парк, где сохранились исторические постройки, которые ныне занимает Московская сельскохозяйственная академия (МСХА) им. К.А.Тимирязева. Однако сам парк (его открытая часть), которую местные жители называют Тимирязевским лесом, весьма грязный и запущенный.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТИМИРЯЗЕВСКОМ ПАРКЕ
Тимирязевский парк, на территории которого располагается МСХА им. Тимирязева, находится в Тимирязевском районе Северного административного округа Москвы. Площадь парка 232 гектара. Территория парка является федеральной собственностью. Парк часть Комплексного заказника «Петровско-Разумовское», куда помимо него входят «Тимирязевка» (Российский государственный аграрный университет Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева), Лесная опытная дача, дендрологический сад имени Р.И.Шредера, ботанический сад имени С.И.Ростовцева, опытные поля, парк «Дубки».
РЕКА ЖАБЕНКА И БОЛЬШОЙ САДОВЫЙ ПРУД
По территории парка протекает река Жабенка, являющаяся притоком Лихоборки. В пойме Жабенки находится Большой Садовый (Академический) пруд, сооруженный в середине XVIII века. Площадь пруда составляет 19 га, средняя глубина 2 метра, длина до 850 м. В южной части пруда прямоугольный в плане «Собачий» остров, получивший свое название по собачьему двору, существовавшем в усадебное время. Южнее него Утиный остров, где некогда разводили уток.
ФЛОРА И ФАУНА ТИМИРЯЗЕВСКОГО ПАРКА
Растительность Тимирязевского парка, на территории которого располагается Лесная опытная дача искусственные посадки. Это выдающийся памятник лесокультурного дела. Здесь встречаются лиственничники, сосняки, ельники, возраст которых составляет полтора века, двухсотлетние дубняки, старые березовые рощи. Во втором ярусе произрастают липа, клен, за которыми будущее. В подлеске рябина, лещина. Обнаружены 13 видов растений, которые занесены в Красную книгу Москвы, среди них линнея северная, подлесник европейский, ландыши, ветреница лютиковая. Много заносных видов растений.
На опытных полях МСХА гнездятся полевой жаворонок, чибис, сорокопут-жулан, желтая трясогузка, встречаются перепел и северная бормотушка. В лесной зоне встречаются ястребы (тетревятник и перепелятник), сокол-чеглок, совы (ушастая, серая неясыть), дятлы (желна, белоспинный), вороны и др. Среди водоплавающих птиц можно встретить крякв, огарей, гоголей, крачек и др. Много насекомых, часть из которых являются редкими для города: лесной шмель, траурница, жимолостевая шмелевидка. Из дендрария по всему парку расселилась южная виноградная улитка. Также в парке водится травяная лягушка, встречается заяц-беляк.
Рядом со зданием дирекции парка расположены вольеры, где содержатся белки, ушастые совы, фазаны, павлины и другие животные.
ПРОБЛЕМЫ ТИМИРЯЗЕВСКОГО ПАРКА
Парк пользуется большой популярностью у жителей района, что неудивительно: большой лесной массив достаточно близко от центра города. В выходные дни здесь многолюдно. Несмотря на то, что в парке обустроены места для отдыха, где можно разводить костры и устраивать пикники, многие предпочитают иные места. Из-за этого в парке много мусора, который, судя по всему, не убирается годами. Также он показался мне довольно вытоптанным.
Слайд 14-15. Дендрологический сад МСХА
Дендрологический сад МСХА был заложен Р.И. Шредером в 1863 г., за два года до учреждения Высшей сельскохозяйственной школы в Петровском-Разумовском, а открыт для посещения в 1870 г. В Москве он уступает по возрасту только Ботаническому саду МГУ (Аптекарский огород), но в отличие от него, дендрарий практически не изменил своих границ. Долгое время он оставался крупнейшим интродукционным центром в средней полосе России.
В настоящее время дендрологический сад по-прежнему является учебным и научным полигоном МСХА, а также местом проведения экскурсий.
Шредер, Рихард Иванович
Дата рождения:
1822
Дата смерти:
25 апреля (8 мая) 1903
Место смерти:
Москва
Страна:
Российская империя
Научная сфера:
селекция и акклиматизация культурных растений
Место работы:
Санкт-Петербургский лесной и межевой институт, Петровская лесная и земледельческая академия
Известен как:
«патриарх русского садоводства»
Автор наименований ряда ботанических таксонов. В ботанической (бинарной) номенклатуре эти названия дополняются сокращением «R.I.Schröd.».
Ри́хард Ива́нович Шре́дер (18221903) российский селекционер, садовод, автор многочисленных книг на эту тему; «патриарх русского садоводства».
Рихард Иванович Шредер родился в 1822 году в Дании. Там же получил специальное образование в учебном заведении при ботаническом саде в Копенгагене, после чего состоял в течение нескольких лет преподавателем и садовником при Ютландском обществе садоводства.
В конце 1840-х годов переехал в Россию и поселился в Санкт-Петербурге, где в 1850 году был назначен главным садовником при Санкт-Петербургском лесном и межевом институте. Здесь Рихард Иванович занимался устройством дендрологического сада и начал свои работы по акклиматизации и натурализации различных деревьев и кустарников; работы эти создали ему известность среди садоводов.
Когда в конце шестидесятых годов в Петербурге открылось Российское общество садоводства, Рихард Иванович принял участие в делах этого Общества и поместил уже в первых номерах издаваемого Обществом журнала «Вестник садоводства» целый ряд весьма ценных статей по культуре различных декоративных растений.
В 1862 году Р. И. Шредер перешёл в Москву на должность главного садовника при Петровской лесной и земледельческой академии, где прослужил более сорока лет, до самой смерти, оставив там после себя значительные коллекции разнообразных растений и организованный им дендрологический сад. В 1867 году у него родился сын, в будущем учёный-агроном, Рихард Шредер.
В 1900 году исполнился пятидесятилетний юбилей деятельности Рихарда Ивановича в России, на котором его приветствовали представители садовых обществ России, Западной Европы и Северной Америки, причём он был избран тогда же почётным членом целого ряда специальных обществ.
Пользуясь популярностью в садовом мире, Рихард Иванович считался патриархом русского садоводства, на пользу которого он работал всю свою жизнь.
В 2012 году на территории РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева на Лиственничной аллее (напротив дома 2(Б) был открыт памятник Р.И.Шредеру.
Научная деятельность
Широкой известностью Рихард Иванович обязан прежде всего своим работам в области натурализации и акклиматизации различных плодовых и декоративных деревьев. Р. И. Шредер собирал и выписывал отовсюду семена различных пород деревьев и кустарников, выращивал их и вёл затем свои наблюдения за ними, имея целью выяснить главнейшие достоинства и недостатки их и отвести им затем должное место в своем арборетуме. Эти наблюдения, произведённые Рихардом Ивановичем над многими десятками тысяч экземпляров, дали в результате весьма ценный указатель пород, выносящих климат северной и средней части России.
Помимо вопросов натурализации и акклиматизации растений, Р. И. Шредер интересовался ещё вопросами гибридизации и занимался выведением новых более устойчивых гибридных форм, особенно много работая в этом направлении над плодовыми деревьями.
Не менее интересными являются также работы Рихарда Ивановича по выяснению влияния подвоя на привой, равно как и работы по испытанию подвоев в условиях сурового климата Московской губернии.
Кроме того, Рихард Иванович был знаком с огородничеством и много работал в этой области, сумел довести огородные культуры в Петровской академии до совершенства.
Будучи вообще прекрасным практиком и обладая сильной эрудицией, Рихард Иванович вместе с тем был и глубоким объективным исследователем, умевшим теоретически обосновать практические приёмы, применяемые в садоводстве; свои положения он всегда подкреплял данными из практики, относясь критически к своим выводам.
Слайд 16. Грот в Тимирязевском парке
Старинный грот, находящийся на берегу Большого садового пруда.С этим гротом связывают убийство студента Иванова, хоть это и не верно. Тот грот был снесен еще в 1890-е годы. Именно этот грот вдохновил Ф.М. Достоевского, и тот написал произведение «Бесы» в память несчастному событию. Сейчас этот грот завален, и служит местом для отдыха.
Слайд 17. Большой садовый пруд
Пруд располагается в Северном административном округе Москвы в северной части парка Сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева. Площадь пруда около 19 гектаров. Средняя глубина 2,0 м. Питание главным образом из Химкинского водохранилища[источник не указан 465 дней]. Является особо охраняемой природной зоной.
Пруд был сооружен в середине XVIII века на территории усадьбы Петровское-Разумовское, в пойме р. Жабенка.
Сегодня берега укреплены железобетонными плитами. Имеются песчаный пляж и лодочная станция. Пруд используется для купания и прогулок на лодках. Около пруда находится стадион «Наука».
Ближайшие станции метро «Петровско-Разумовская», «Войковская».
Слайд 18. Почвенно-агрономический музей имени В.Р. Вильямса
Музей организован в 1934 г. по специальному постановлению Правительства СССР в ознаменование 50-летия научной и педагогической деятельности В. Р. Вильямса.
В 1938 г. по проекту архитектора Осипова М. И. при активном участии В.Р. Вильямса началось строительство здания музея. Площадь демонстрационных залов составляет 1518 кв.м. С 1954 г. здесь развернута экспозиция, где выставлены экспонаты, характеризующие генезис, географию, плодородие почв и их использование.
Лично В.Р. Вильямсом и его многочисленными учениками с 1888 по 1939 гг. были собраны тысячи экспонатов: почвенные монолиты, образцы генетических горизонтов, горных пород, гербарий.
Музей имеет важное значение в пропаганде научных знаний в области почвоведения, генезиса и классификации почв, проведении практических занятий со студентами и специалистами сельскохозяйственных учреждений. Музей по праву считается самым крупным почвенным музеем в нашей стране, он широко известен во многих странах мира.
В основу экспозиции положен принцип зонального почвенно-географического районирования. Кроме того, показаны особенности раз-вития почвенного покрова отдельных регионов России, СНГ и зарубежных стран.
В сборе коллекции участвовало несколько поколений исследователей, известных ученых-почвоведов, геоботаников, биологов: В.Р. Вильямс, А.Н. Соколовский, В.П. Бушинский, Н.М. Тулайков, П.А. Мантейфель, Н.И. Савинов, В.А. Францессон, С.П. Ярков, О.С. Ростовцева, М.П. Григорьев, Н.Д. Емельянов, А.П. Шурыгин и др.
Особого внимания заслуживают монолиты и образцы почв, отобранные из глубоких шурфов 10, 14 и 20 м ассистентом кафедры почвоведения Н.И. Савиновым и почвоведом О.С. Ростовцевой из лессовой толщи с погребенными почвами.
Почвоведы кафедры и музея проводили почвенные обследования в соответствии с государственной программой создания первых крупных зерносовхозов. Тогда были собраны сотни монолитов и образцов черно-земных почв, которые вошли в фонды музея.
После кончины В.Р. Вильямса исполняющим обязанности директора музея, по совместительству, был назначен заведующий кафедрой почвоведения академик В.П. Бушинский (1940-1950). На этот период приходится огромный объем работ. В первые годы после окончания Великой Отечественной войны приступили к организации почвенно-агрономического музея в новом здании, которое было построено в 1940 г. Выполнены трудоемкие работы по оборудованию и размещению экспонатов в выставочных залах. В это время в штатном расписании музея было около 40 сотрудников.
С 1950 г. директором музея, по совместительству, был назначен заведующий кафедрой почвоведения С.П. Ярков. Под его руководством (1950-1956) сотрудники музея продолжали работы по созданию экспози-ции. Наряду с выполнением технических работ классифицировали почвы и определяли их физико-химические свойства Е.М. Ноздрунова, З.Ф. Коптева, М.Н. Рытикова, А.Ф. Шемякина, Е.И. Гречина. Значительную работу выполнил геоботаник Д.П. Мещеряков по составлению гербария. В 1954 г., в 15-ю годовщину памяти В.Р. Вильямса, были завершены работы по оборудованию и монтажу экспозиции.