Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ИЗУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Украинское искусство. Европейское влияние на украинской почве.
Установление государственности в Украине казацких времен сопровождалось крупным художественным всплеском. Так называемое казацкое, или мазепинское барокко - яркая страница европейской культуры. Гетманы, полковники и сотники строили огромные церкви и украшали их резными расписными иконостасами. Шедевры появлялись порой даже в сельских храмах. К ним относится "Деисус" из церкви села Березна на Черниговщине, разрушенной в 1930-х гг. Икона поражает разнообразием стилистических методов и художественных техник. В ней - утонченная декоративность, изощренность нежных орнаментов, прозрачность красок и, наряду с этим, - крепкая, объемная, трактуемая почти скульптурно живописная форма. Виртуозную художественную технику дополняют приемы гравирования, рельефное тиснение, инкрустации.
Европейское влияние на украинской почве давало неожиданные результаты. Казалось бы, французское рококо, беззаботное, легкомысленное, и церковная живопись - вещи несовместимые. Однако, в иконе "Великомученицы" (1740-е гг.) видим приметы и религиозные, и светские. Персонажи иконы - патрицианки древнего Рима, замученные язычниками, в соответствии с этим, т.н., "сладким" стилем, наделены красотой, аристократизмом, поэтичностью, некоторым кокетством. Только меланхоличное выражение глаз и религиозная символика - меч (признак воинства Христового), вечнозеленые ветви пальм (символ бессмертия), кресты (знак страданий) напоминают о мученической их жизни. Исследователи высказывают предположение, что автором иконы мог быть Г.Левицкий, известный художник, причастный к украинской общественной элите (он выполнял заказ графов Разумовских - родственников императрицы Елизаветы), который обладал высочайшим профессионализмом.
Стиль рококо, близкий лирической ментальности украинцев, повлиял даже на жанр монументального официального портрета. Фигуру запорожского старшины Василия Гамалии, человека атлетического сложения (не зря же турки прозвали его предка "гамал" - богатырь), его лицо, руки художник расписал движущимися грациозными линиями; ими же он создает рокайлевые орнаменты на казачьей одежде.
Сугубо барокковым явлением с его трагизмом и религиозной возвышенностью является портрет писателя-богослова и драматурга, митрополита Св. Димитрия Ростовского (Туптала), канонизированного после его смерти. Автор, вероятно, - монах Києво-Печерской лавры Алимпий Галик. Мощеподобное лицо, высохшие, как у мумии, руки напоминают о философском постулате барокко "memento more". А нарядные золототканные одежды митрополита (саккос) придают изображению триумфальное звучание.
В противовес этому высокому и драматичному стилю в Украине создавались гротескно-иронические картинки с названием "Казак Мамай", где в качестве героя выступал анонимный запорожец-бандурист, который проговаривает шутливо-скоморошьи вертепные тексты ("Эх, бандура моя золотая, когда б к тебе жена молодая").
В XVIII в. Украина была страной высокой культуры. С ликвидацией в ней государственности это достояние было утрачено. С появлением на художественном горизонте великого Тараса Шевченко культура Украины снова пришла в соответствие с мировыми тенденциями. "Автопортрет" Шевченко - проявление романтического реализма. Рембрандтовской светотенью моделировано лицо человека, переживающего "мировую скорбь". Это произведение экспонировалось на международной выставке в Петербургской Академии художеств в 1860 г. Некоторыми произведениями Шевченко как бы опережает свое время, заглядывая в будущий экспрессионизм и сюрреализм (речь идет, в частности, о натюрморте с часами без стрелок).
Развитие искусства II-й пол. XIX в. протекало в Европе под знаком импрессионизма. Украинские художники-реалисты не прошли мимо этого течения. Жанровые бытовые сцены в их исполнении обогатились так назывемым пленеризмом, высветленной палитрой красок, прозрачной воздушностью (М.Пимоненко, "Соперницы. У колодца").
Картины украинских пейзажистов перекликаются с эпичностью барбизонцев (С.Василькивский), чувственной трепетностью импрессионистов (П.Левченко). Пейзажи М.Бурачека насыщены ван-гоговской экспрессией. Художник А.Маневич в изображения киевских окраин и провинциальных местечек вносит сецессийную изысканную графичность. Украинские художники не перенимали новации механически. Так, у А.Мурашко постимпрессионистический бугристый мазок чередуется с мелодичными орнаментальными мотивами, близкими к народным ("У пруда").
Декоративный талант уроженца Полтавы (Полтавщина всегда славилась своими набивками, коврами, вышивками) В.Максимовича сочетался с культурными впечатлениями от 0.Бердслея, К.Сомова, М.Врубеля. Но он отошел от чрезмерной утонченности своих вдохновителей и в стилистику сецессии с ее зачастую изнеможенными бесплотными образами ввел дух атлетизма: персонажи на его панно напминают на олимпийских богатырей. Это является индивидуальным вкладом Максимовича в стиль модерн.
"Любовь" Кричевского - японская графичность и по-пикассовски кубизированная форма. Певучей ритмикой линий, световыми вспышками произведение напоминает об украинской иконописи.
Новое качество украинской культуры - 1910-1920-е гг., когда появились художники-авангардисты, которые повлияли на глобальную художническую ситуацию. Это кубофутуристы и абстракционисти А.Архипенко, К.Малевич, 0.Екстер. И именно этот, так называемый авангардный слой украинской культуры впоследствии был репрессирован и обречен на уничтожение. Сейчас эти произведения, рассекреченные и отреставрированные, экспонируются не только в музейных залах, но и на международных и зарубежных выставках.
Всемирное признание обрели забытые художники - А.Богомазов, которого называют "Шарден футуризма", "украинский Клее" В.Пальмов, архаисты-новаторы бойчукисти - художники огромного культурного диапазона от Ассирии до Модильяни, от итальянского проторенессанса и древнерусской иконы до украинского народного искусства.
Трагична судьба самобытной школы монументальной живописи, существовавшей в Украине в 20-30 годы. Их называли бойчукистами, учеников и сподвижников Михаила Бойчука: Василия Седлера, Ивана Падалку, Софию Немитинскую-Бойчук, Марию Приймак, Антонину Иванову, Оксану Павленко. Но их творчество было неугодно сталинскому режиму. Школу разгромили, лидеров расстреляли, произведения и многочисленные эскизы уничтожили, чудом сохранились лишь крохи их огромного наследия.
.