Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Влияние духовной литературы на становление личности школьника.
Автор:Нуждина М.П.,учитель русского языка и литературы МБУ СОШ № 93 г.о. Тольятти
Пусть развивается научная культура,
пусть преуспевает естественная наука в глубь
и в ширь, пусть ум человека развивается
сколько угодно, но культурного и морального
уровня христианства, которое
сияет в Евангелиях, они не превзойдут.
В. Гете
В последнее время в нашем обществе стала привлекать тема православной культуры. Низкий уровень эстетического и нравственного воспитания современного подростка, по мнению многих ученых и общественных деятелей, представляет угрозу безопасности страны. Теряются сегодня нравственные ориентиры,насаждаютя ценности западного образца.Отсюда- моральная деградация,нравственная распущенность, всеобщее одичание, рост детской преступности, раннего алкоголизма и самоубийств.. Опасность состоит в том, что человек, не любящий свой язык, не читающий художественную литературу и потому не овладевший её духовным богатством, лишен широкого взгляда на объективный мир, не способен уважать человека и любить Родину. Поэтому возрождение православной культуры необходимый процесс в общеобразовательном учреждении, так как художественное произведение раскрывает духовные основы и формирует эстетическое восприятие литературы как искусства слова. Учителю литературы отведено главное место-он развивает внутренний мир подростка- это разум, волю, чувство , все, чем живет человек, что представляет для него ценность, что им движет, что его радует или печалит, и ему необходимо каждого ученика приблизить к прочтению художественного произведения, научить понимать авторский замысел, попытаться разгадать тайну, которая заключена в слове, создать творческую атмосферу, в результате которой будет происходить духовное обогащение учителя и учащихся. Поэтому весьма плодотворно нужно обращаться к православным истокам мировоззрения писателя и его героев,к изучению особенностей национального самосознания и его влияния на становление личности школьника.Жизнь человека постоянно находится в развитии,она не может быть отдалена от общества, и для формирования любой личности родной язык, литературное наследие,культура,традиции и религия были подчинены нравственному воспитанию и образованию человека.Литература-одно из высших проявлений человеческого духа,источник бескорыстной радости постижения мира и самопознания и целью литературного образования является интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности, формирование взглядов и нравственных ориентиров.
Как учитель литературы я вижу одну из своих задач в том, чтобы преподавание литературы содействовало не только общекультурному развитию учащихся, но и формированию их социальной зрелости, воспитанию в них гражданской ответственности, почтительному отношению к духовному наследию России, к родителям, к старшему поколению, а самое главное, чтобы они не были безразличны к страданиям людей. Стараюсь помочь ребятам осмыслить русскую классику, которая призывает вслед за Библией помогать страждущему,учит,что единственно верный путь изменения дурных общественных отношений-нравственное самосовершенствование,что всякое изменение общества через насилие и ненависть к другой нации губительно. К большому сожалению,общество сегодня испытывает недостаток духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения- это одно из величайших зол нашего времени,с которым нельзя мириться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели. Это приведет к междоусобным и братоубийственным войнам»Детей надо готовить ко встрече с миром…К неприятию зла мира,его страстей и соблазнов, а не к уходу от мира…В них нужно воспитывать способность противостоять миру в сердце своем, способность сохранять веру среди неверия,чистоту среди грязи и греха»,-говорил известный протоирей Глеб Каледа.И только духовное смирение и служение людям-это идеальный образ нашей жизни,проповедуемый Евангелием.
В курс школьной программы по литературе включен раздел:»Духовная литература» и приобщение детей к Библии начинается в 5 классе,у учителя литературы есть прекрасная возможность дать им глубокие знания евангельских сюжетов в литературе и искусстве,а описания жизни святых заставит задуматься современного читателя о смысле жизни,взглянуть на себя со стороны,быть самокритичным, стремиться к добру,к мирным взаимоотношениям,проявлять милосердие к ближнему ,радоваться Божьему миру,любить и уважать родителей,людей. Читая духовную литературу, мы пытаемся понять,чем она была интересна и полезна нашим предкам,мы постигаем мир русской святости.Для людей нашего века,далеких от идеального служения миру и Богу,редко заглядывающих в самих себя,больше думающих о настоящем,чем о вечном,предпочитающих жить в больших городах,этот мир,с его тишиной,смирением,уединением,самоуглубленностью,кротостью и трудолюбием,кажется странным и чудным.Житийная литература показывает и человеческие пороки,такие как гордыня,мстительность,ненависть,злость,лень,которые необходимо изживать в себе.И когда каждый будет осознавать свою греховность,может покаяться в совершении пагубных поступков ,смирением возможно совершенствование.
Дело возрождения духовной цельности учащихся-это одна из самых первостепенных задач учителя литературы,ведь вовлекая человека в невидимый мир познания православной культуры,учитель пробуждает в нем сознание,»что кроме внешнего отношения к миру есть еще и внутренне,более важное,дающее ощутить глубину бытия и миры иные».Многие из нас живут бесчеловечными идеями,не верят в Бога, и когда мы задумываемся над сутью православия,а что значит оно для русского человека и для России,тогда мы приходим к выводу,что тот обретает собственную душу,кто стремится жить по Божьим заповедям и обретает Христа. Мы не должны забывать, что русское книжное слово возникло как христианское. Всегда в литературе, в разные эпохи ,сохранялась живая связь слова с христианскими ценностями. Писатели на страницах своих произведений ведут разговоры о важнейших нравственных, философских проблемах, о которых думают, размышляют герои всех столетий. Авторы произведений формируют любовь к Отечеству и своему народу через знание культуры и истории, показывают красоту земли русской, неисчерпаемые источники мудрости людей.Поэтому,если учитель на уроках будет рассматривать произведение с точки зрения духовности, то обязательно в детских душах затронет нечто глубокое,важноеОн должен искоренить в сердцах ребят все дурное, чтобы приучать их к добру и растить в добре.Святые подвижники, просветленны верою»боговдохновенны»,жизнь их устремлена к предельному совершенству,к духовным истинам,к идеалам добра и деятельной любви к людям и своей Русской земле.Читатель может только преклоняться перед праведной жизнью святого , восхищаться преданностью христианским заповедям и не согрешивший в своей жизни ни в большом ,ни в малом.
Главная задача учителя литературы - сформировать нравственное сознание у учащихся ,так как оно необходимо в регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей в самых различных областях в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов. Тогда,когда учитель работает над такими нравственными категориями, как совесть, чувство собственного достоинства и чести, тогда у человека есть возможность сознательно считаться с интересами других. Критериями нравственных ценностей в православной литературе выступает добро, гуманность, справедливость, честность. С этим учащиеся соприкасаются, когда знакомятся с материалом жизни и описания святых. Истоки православного восприятия мира представлены в творчестве А.С.Пушкина,Ф.М.Достоевского,Л.Н.Толстого. Важно, чтобы учитель донес до сознания ребенка мысль, что каждый человек является творцом как добра, так и зла, по пути созидания или разрушения будет направлена его жизненная позиция, которую человек выбирает сам.Если ребенок будет понимать, что только борьба за добро возвышает человека,делает его жизнь осмысленной и счастливой. Согласно христианской этике, внутренне совершенствование осуществляется через любовь и преданность своему ближнему. Поэтому формируя нравственное сознание, учитель формирует и эстетическое сознание у подростков, духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязанность различных проявлений духовной жизни человека. Так Л.Н.Толстой считает, что литература-это прежде всего средство морального воздействия и нравственного сближения людей ,а Ф.М,Достоевский отмечал важность религиозного значения красоты, как условия преобразования жизни.Только православная культура может благотворно влиять на все стороны и формы взаимоотношений с миром: на его эстетическое и этическое развитие, на мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, на эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие личности.