Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема знаний- предмет круг проблем цели и задачи

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Этика

Этика как система знаний: предмет, круг проблем, цели и задачи.

Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:

  1.  наука нормативная;
  2.  учение о нравственности;
  3.  система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
  4.  способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;
  5.  «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.

Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление. Этика может помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Но не каждый человек способен к внутреннему диалогу. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться. "Этика – искусство жить без печали".

Круг проблем этики

Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества; выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как благо, добро, зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни.… Т.о. этика выступает не только как теория морали, изучающая сущность, специфику морали, но и человека как морального субъекта.

Цель этики

По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержание. Аристотель впервые выдвинул этику как самостоятельную, независимую от философии науку.

Задачи

По Аристотелю главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Основные задачи: Теоретическое описание и объяснение морали: ее история, нормы, принципы, идеалы… Дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем". Учить морали, для того чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию "правильной жизни".

Постепенно в этике сформировалось два рода проблем:

  1.  Как должен поступать человек (нормативная этика)
  2.  Собственно теоретические вопросы гносеологического аспекта, о сущности морали, ее происхождении (метаэтика). Метаэтика – "чистая философия" морали. Добро и зло исследуются на абстрактном, теоретическом уровне, без соприкосновения с практикой.
  3.  Этика как наука не является ни метатеорией, ни чистой нормативной. Это не математика и логика. Слишком ее предмет связан с жизнью. Этика должна и научить, и воспитать, и обосновать теоретически.

Структура этики

Этика – область философского знания. Ее содержание задано самим предметом исследования и включает в себя две основные составляющие. Одна из них связана с изучением и теоретическим обоснованием происхождения и исторического развития морали, с осмыслением различных форм и направлений этических учений. Другая — охватывает весь спектр проблем, составляющих содержание этики или общей теории морали. Это систематизированное философское понимание сущности морали, законов ее функционирования и развития, роли в жизни человека и общества. При всем качественном своеобразии ее исторических типов, множественности этических учений, развитие морали целостно и преемственно в едином историческом процессе.

В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. Выделяют ряд блоков: -история этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцарская мораль, буржуазная мораль и др.);

-теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;

-нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни»

-прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению.

-экологическую этику, рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде;

этику гражданственности, разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;

ситуативную этику, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности — как к публичным (этика политических действий), так и к интимным (этика семейных отношений); -профессиональные      этики — системы     моральных     принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;

-этику делового общения, выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).

Структура этического знания определяется совокупностью основных теоретических понятий, которыми оперирует этика. Эти предельно общие понятия называются в этике, как и в любой науке, категориями. Системообразующий элемент, его движение в различных системах этика –– мудрость–– на которой основывается этика, носит исторический характер. Это делает этические знания специфическими. Соотносящиеся со свободной творческой деятельностью человека, по-разному проявляются в разное историческое время. Это внутреннее противоречие этики пытались и пытаются преодолеть. Добро только называется одинаково, а означает разные вещи.

Методология этики

Методологической основой этики как науки является:

  1.  Знания о добре и зле (о должном поведении). Этика носит практический характер. Моральные истины познаются в процессе вопрошания.
  2.  Этические знания не существуют без личной интерпретации (персонализма). Этика имеет дело только с самим человеком и его саморазвитием, протекающим по законам внутренней причинности.
  3.  Нерационализированность предмета познания. В этике в большей степени речь идет о творческом акте многих, который в определенной степени предопределен принципами, доминирующими в общем мышлении соответствующего времени.
  4.  Этические знания носят понимающий характер. Каждый может затронуть и взволновать чувства других людей, тем, что найдет в себе сам.
  5.  Ценностная ориентация этики – ориентация на моральные ценности, как одну из форм проявления моральных отношений в обществе, а так же подчеркивает значимость личностного начала индивида, его поступков и интересов.
  6.  Диалоговый характер этических знаний. В мире не существует абсолютного этического знания.
  7.  Вечность моральных проблем: "Как надо жить, чтобы жить "нравственно"?

Категории этики

Категории этики (rpeч. kategoria –категория) –– это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали. Категории этики объективны по содержанию (там сконцентрировано то, что есть в реальной жизни, и они не зависят от сознания людей), и субъективны по форме (т.е. объективное содержание может по-разному оцениваться в зависимости от интеллектуального развития личности, нравственной культуры, образа жизни…). Все категории этики являются и категориями морального сознания. Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами.

Особенности этических категорий отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них нравственный аспект связанные с поведением людей (друг с другом, к обществу, государству).

Категории этики носят оценочный, аксиологический характер. Их всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. Носят оценочный характер с позиций добра и зла.

Выступают средством регулирования взаимоотношений и поведения людей, как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного. Авторитет и значимость их базируется на принципах, нормах, т.е. на силе общественного мнения или самосознании личности.

В категориях этики в значительно большей степени, чем в категориях других наук, выражена эмоциональная сторона общественных отношений.

Этика - философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности.

Э - регистрирует, фиксирует, описывает и объясняет не столько сами явления, сколько то или иное отношение к ним, их оценку.

Этика науки – раздел профессиональной этики, разрабатывающий нравственные принципы научной деятельности.

  1.  Внутренняя этика науки - авторство и плагиат;критический разбор того, что сделано со стороны и самому;публикация отрицательных результатов исследования; экспертиза и рецензирование; преподавание;консультирование; популяризация
  2.  Внешняя этика науки - взаимоотношения между наукой и обществом, проблема социальной ответственности.

В этике науки представлены нравственные основы научной деятельности. Основными этическими нормами науки являются, как мы выяснили, бескорыстный поиск и утверждение истины, обогащение науки новыми результатами, полезными для человечества, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. Соблюдение этики науки должно привести к утверждению нравственного идеала гуманизма.

Обоснование этого идеала содержится в концепции так называемого эволюционного гуманизма, одним из основателей которого является Дж. Хаксли – английский философ и зоолог. Суть его теории состоит в следующем:

  1.  Человек сам несет ответственность за свое будущее и за будущее планеты, не возлагая ее ни на Бога, ни на судьбу.
  2.  Человек является одним видом существующей на Земле жизни. Поэтому человечество нельзя превращать в совокупность враждующих «псевдовидов» (наций, религий и государств и их блоков).
  3.  Смыслом существования науки является воплощение человеческих надежд, а не материальное благополучие.




1. 2013г УТВЕРЖДАЮ Президент Региональной Молодежной Общественной Организации Лига
2. тематические взаимообусловленные действия субъектов направленные друг на друга Типы соц
3. Тема- Створення ескізу композиції на основі писанкових елементів Батік
4. Двух назидательных беседах 1843 вышедших сразу после Илиили[1] и отдельно о первом к этим первым ~ предис
5. Истоки святости всех чакр происходят из различных лепестков Муладхарычакры
6. завдання на канікули
7. Тема- Анализ товара-предприятия по модели 4Р на примере товара-предприятия ХХ Как это сделать Необхо
8. тема втратила два важливих стимули розвитку економіки- зі смертю Сталіна страх перед репресіями з усунення
9. Шпаргалка по архивоведению
10. Законный интерес как форма выражения правовых возможностей дозволений и объект судебно-правовой защиты
11. Нормативность общества в праве
12. Тема- Игра Zombie dy Выполнила- студентка гр
13. Экологические права и обязанности граждан
14. Я уже и забыл когда в последний раз наблюдал чтобы дождь лил с такой силой
15. ТЕРРА TERR 1993 века ББК 26
16. АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ ОБЭ ОТ ЛПЭ ИЗЛУЧЕНИЯ
17. гастропатии. Факторы риска Комментарий
18. Отчет по лабораторной работе 2 Текстовый редактор Word По дисциплине информатика и информационные тех
19. Урок письма идет вслед за уроком чтения что позволяет использовать уже полученные на уроках чтения знания
20. перечень различных изделий определяющий основные направления производства и его специализацию