Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького»
Исторический факультет
Кафедра история древнего мира и средних веков
ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Ч. 1: С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СЕРЕДИНЫ XVII В.
Программа дисциплины
Екатеринбург
2006
Утверждаю
Проректор
____________ В. П. Прокопьев
(подпись)
__________________
(дата)
Программа дисциплины «История исторической науки. Ч. 1. С древнейших времен до середины XVII в.» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности «История» (020700), бакалавра по направлению «История» (520800) по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр IХ, Х
Общая трудоемкость дисциплины 30 часов, в том числе:
лекций 20
семинаров
лабораторных работ
Контрольные мероприятия:
рефераты
коллоквиумы
контрольные работы
другие
Составитель:
КОЗЛОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ,
к.и.н., доцент, кафедра истории древнего мира и средних веков,
Уральский государственный университет.
Рекомендовано к печати протоколом заседания
кафедры истории древнего мира и средних веков
от 7 марта 2006 г. № 5.
© Уральский государственный университет, 2006
© Козлов А. С., 2006
I. ВВЕДЕНИЕ
1. Цель дисциплины: представить в целостном виде проблемы формирования профессиональной исторической науки (на примере стран Запада), рассмотреть
2. Задачи дисциплины: 1) содействовать усвоению студентами форм и содержания становления историографических процессов в древнем мире, в средние века и в начале нового времени; 2) содействовать формированию понимания студентами качественных преобразований в структуре и институтах исторического знания в названные эпохи; 3) усвоение студентами характера разработок в исторической профессии древности и средневековья понятийного аппарата, конкретных исследовательских подходов, проблемных полей, норм и предписаний исторического знания.
3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования
Курс лекций входит в блок специальных дисциплин профессионально-образовательной программы подготовки студентов по специальности 020700 «история». Тематика курса концептуально и проблемно связана с общепрофессиональными дисциплинами программы подготовки историков, в особенности, с курсами «Историография», «Философия», «История мировой культуры» и «Методология истории».
4. Требования к уровню освоения содержания курса. В результате изучения курса студенты должны иметь представление о месте непрофессионального и профессионального исторического знания в системе социально-гуманитарного знания древних и средневековых обществ Европы, понимать содержание и специфику работы историков доиндустриальных обществ во взаимосвязи с определенным культурно-историческим контекстом.
5. Методическая новизна курса. В основу лекционного курса положен системный подход и познавательные процедуры из структурализма и постструктурализма, позволяющие проблематизировать и критически осмысливать мировую историографическую традицию и сущностные элементы историографической культуры. Отсюда обязательность усвоения студентами азов подобных подходов в самостоятельной работе [в том числе при написании контрольных работ (или рефератов) на тему «Х как историк»].
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Предмет, метод и проблема периодизации курса история исторической науки. Понятие «историческая наука». Его соотношение с понятием «историческое познание». Его соотношение с понятием «историография». Современные трактовки. Соотношение между понятиями «методология исторического исследования» и «историческая эпистемология». Основные составляющие исторической эпистемологии.
Отрасли исторического познания. Основные версии исторической науки. Проблема периодизации истории исторического познания и исторической науки. История исторической науки как часть интеллектуальной истории. Ее взаимодействие с другими участками этого полидисциплинарного пространства.
Понятия школ и направлений в истории исторической науки.
Раздел I. Предыстория и начало европейской исторической традиции
Тема 1. Между мифом и историей: протоистория
Мифологическая форма исторического знания. Роль мифологии в создании картины мира. Мифология в архаических обществах Древнего Востока и в древних цивилизациях Европы (Крит и Микены, Ахейская Греция). Теократический историзм Ветхого Завета.
Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории.
Гесиод (VII в. до н. э.) и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.
Тема 2. Греческая историография классической эпохи
Греческая историческая мысль в классический период: процессы индивидуализации и рационализации. История как жанр литературы.
Первые историки. «Отец истории» Геродот (490428 гг. до н. э.). Предмет истории «великие и удивления достойные деяния». Глубина исторической ретроспективы. Устная традиция и исторический метод Геродота.
Фукидид (464400 гг. до н. э.) и его «прагматическая история». История как генезис событий «настоящего». Психологизация истории. Рационалистический метод Фукидида: критерии достоверности и отбор свидетельств.
Аристотель (384322 гг. до н. э.) и его концепция истины: противопоставление истории и поэзии (драмы). Историческое повествование и концепция мимезиса.
Исократ (436338 гг. до н. э.) и его ученики: «парадигматическая» история. Слияние истории с риторикой. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории».
Тема 3. Эллинистическая историография
Профессионализация и дифференциация научных занятий. Династические культы эллинистических царей и появление «местных» историй.
Полибий и первая «всеобщая история». Понятие «ойкумены» и идея «всемирной истории» как единой истории греческого мира. Предмет истории: «знакомство с частностями» и «понимание целого». От свидетельств очевидцев к опоре на «авторитеты». Концепция «естественных циклов» и идея «судьбы». Синтез прагматической и парадигматической истории у Полибия: история как исследование особого типа и как школа жизни.
Тема 4. Римская историография
Греческое наследие и специфика римской культуры. От опытов «всеобщих историй» к «внутренней» истории Рима.
Традиция римской анналистики. Гай Саллюстий Крисп (8635 гг. до н. э.): опыт написания «современной истории». Тит Ливий (59 г. до н. э. 17 г. н. э.): ранняя история Рима, сотканная из легенд. Зачатки исторической критики.
История и мораль: дидактическая функция истории. Публий Корнелий Тацит (ок. 55 ок. 120): риторическая история из примеров политических «пороков» и «добродетелей». Представление о неизменности человеческой природы и исторический скептицизм.
История в биографиях великих людей: характер личности как фактор истории. Параллельные биографии Плутарха (41126) и «Жизнеописание двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла (70160).
«Как следует писать историю» Лукиана из Самосаты: обобщение опыта греко-римской традиции и первая попытка создания теории историописания (166 г.). Цели и метод историописания. Проблема источников. Лучший историк «свидетель событий». Язык и стиль повествования.
Распространение христианства и трансформация античной культуры. «Деградация» античной исторической традиции: «последний римский историк» Аммиан Марцеллин (330400). Герой истории Империя.
Раздел II. Средневековая историография
Тема 1. Историописание переходной эпохи
Исторические судьбы античной культуры в VVII вв. «Последние римляне» наследники античной интеллектуальной традиции: Боэций, Кассиодор.
Первый опыт богословской истории: «Церковная история» Евсевия Кесарийского (260/65338/39). Основы христианской хронологии истории.
Христианская идея истории у Августина (354430): первый европейский опыт философии истории. Учение о двух «градах». Идея развития и способы периодизации истории. Жизнь и смерть Иисуса Христа центральный пункт «священной истории». История как воля Бога.
«История против язычников» Павла Орозия (ок. 380 ок. 420).
Истории варварских народов. Исторические сочинения раннего средневековья: «О происхождении и деяниях гетов» Иордана (первая половина VI в.), «История франков» Григория Турского (ок. 540 ок. 594), «История королей готов» Исидора Севильского (ок. 560636), «Церковная история англов» Беды Достопочтенного» (672/673735), «История лангобардов» Павла Диакона (720 ок. 799). Историография «каролингского возрождения»: Эйнхард и его «Жизнеописание Карла Великого».
Ранняя византийская историография: трансформация греческой античной историографии. Особенности византийской культуры. Система образования в VIVII вв. Историческая проза. Прокопий Кесарийский (ок. 500 после 565). Иоанн Малала (ок. 491578). Лев Диакон и его «История» (конец IX в.).
Тема 2. Характерные черты и жанры средневековой историографии
Основания христианской историографии: теология истории. Взаимодействие античной и библейской концепций истории. «Исторический» метод истолкования Библии. Универсализм и провиденциализм христианского видения истории. Оттон Фрейзингенский (11111158), Иоанн Солсберийский (1115/201180), Иоахим Флорский (ок. 11321202) и их место в истории средневекового историзма. Представления о времени и периодизация истории. История «священная» и история «светская». Идея развития в средневековой теологии истории. Дидактичность и символизм средневековой историографии.
Жанры средневековой историографии и ее эволюция. Монастыри как центры письменной культуры. Средневековые архивы. Подделки и фальсификации. Западноевропейские средневековые анналы и хроники. Всемирные хроники. Приемы элементарной критики свидетельств (Эккегард, Гвиберт Ножанский. Появление учебников по всемирной истории (Викентий из Бовэ, Мартин из Троппау) и исторических хрестоматий («Цветы» и «Зерцала»)
Официальная хронистика: королевские и городские хроники. «Большие хроники Франции». Хронисты позднего средневековья (Фруассар, Дж. Виллани и др.). Исторические мемуары: Жан де Жуанвиль (ок. 12241317/1319), Филипп де Коммин (14471511).
Тема 3. Региональные модели средневековой историографии
Роль устной традиции. Проблема передачи и фиксации.
Скандинавские саги и эпос.
Византийская традиция историописания в XIXIII вв. Михаил Пселл (1018 ок. 1096) и его «Хронография». Историческая проза: Анна Комнина (1083ок. 1148) и ее «Алексиада». «Хроника» и «Сокровищница православия» Никиты Хониата (сер. XII в. 1213). Византийская культура XIVXV вв: феномен «византийского гуманизма», исихазм. Поздневизантийская историография: Михаил Дука (ок. 14001470).
Русская летописная традиция: этапы развития и своеобразие в сопоставлении с латинской и византийской традициями письменной истории. Летопись и летописный свод. «Повесть временных лет». Источники составления летописей. Приемы отбора и истолкования материала. Проблема происхождения государства и великокняжеской власти. Особенности местного летописания. Первые исторические произведения в Древней Руси: исторические сказания, повести, «слова».
Раздел III. Историография раннего нового времени
Тема 1. Историография эпохи Возрождения и Реформации
Ренессансный тип культуры. Переосмысление античного опыта в ученой культуре Гуманизма и Возрождения. Рационализация взгляда на прошлое: светская концепция и новая периодизация истории. Культурная программа возрождения прошлого.
Эрудитская школа: открытие первоисточников, сбор и первичная обработка материала. Рациональная критика и введение научного аппарата, историческая топография и хронология Флавио Биондо (13921463). Лоренцо Валла (14071457): «Трактат о подложности Константинова дара» и начало филологической критики источников.
Исторический опыт и политическая идеология. Историки Флоренции. Риторическая школа и драматизм истории: Леонардо Бруни (ок. 13741444) и Поджо Браччолини (13801459). Политическая школа: предмет истории борьба политических партий за власть. Никколо Макиавелли (14691527). «История Флоренции» и «История Италии» Франческо Гвиччардини (14831540).
Историография Реформации и Контрреформации в Германии и во Франции. «Всемирная история» Филиппа Меланхтона (14971560). Труды Себастьяна Франка (14991542): идея прогресса на основе разума и свободы. «Всеобщая история» Агриппы дОбинье (15521630).
Тема 2. Вершины ренессансной исторической мысли
«Десять диалогов об истории» Франческо Патрици (15291597). История наука факта, цель истории познание истины «в общих чертах», предмет истории «все прошлое». История как воспоминание. Фиксация прошлого и социальная функция истории. Место истории мысли и истории культуры в концепции всеобщей истории Патрици.
Луи Леруа (15101577): идея множественности цивилизаций и история как способ изучения культуры. Изучение своеобразия культуры в сравнительно-исторической перспективе. Модель «героического века». Оптимизм и исторический релятивизм концепции Леруа.
Исторический метод изучения римского права и юридическое направление ренессансного историзма во французских университетах. Историография как гуманитарная наука и идея всеобщей истории Франсуа Бодуэна (15201573). Жан Боден (15301596) и его «Метод легкого познания истории» (1566). Действие законов в истории. Влияние географических условий на историю человечества и судьбы народов. Боденовская теория климатов. Идея прогресса.
Фрэнсис Бэкон (15611626): история как опытное знание. Концепция развития науки и история в системе наук. Логическое тождество истории гражданской и естественной истории. Учение об «идолах». Всеобщая история как синтез, или «история эпох». Оригинальность бэконовской периодизации истории. Разрыв между теорией истории и ее практикой: «История правления короля Генриха VII» образец политической историографии.
1. Основные подходы к изучению истории исторической науки.
2. Культура историописания античных авторов.
3. Характерные черты и особенности христианской средневековой историографии.
4. Историография в контексте культуры гуманизма и Возрождения.
5. Формы и способы историописания в раннее Новое время.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего (часов) |
Аудиторные занятия (час), в том числе |
Самостоятельная работа |
|
лекции |
семинары |
||||
1 |
Введение в историю исторической науки |
3 |
2 |
|
1 |
2 |
Мифологическая форма исторического познания |
3 |
2 |
|
1 |
3 |
Историческая мысль древней Греции |
6 |
4 |
|
2 |
4 |
Историческая мысль древнего Рима |
3 |
2 |
|
1 |
5 |
Историческая мысль ранней патристики |
6 |
4 |
|
2 |
6 |
Особенности исторической мысли классического средневековья |
6 |
4 |
|
2 |
7 |
Историческая мысль Возрождения |
1,5 |
1 |
|
0,5 |
8 |
Историческая мысль начала нового времени |
1,5 |
1 |
|
0,5 |
9 |
ИТОГО: |
30 |
20 |
|
10 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Основная
2. Дополнительная