Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1 вопрос. Предмет теоретической социологии
Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей.Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей. Т.е. предметом теоретической социологии является соц. взаимодействие. Каждый человек,отдельная группа и общность не охватывает ммир в целом, в условиях разделения труда, с развитием общества, соц. объекты в большей степени специализируют свои соц. функции. Человек нуждается во всей целостности жизненных появлений,след-но он вынужден взаимодействовать с другими людьми,т.к. у ни х находятся предметы его потребности.Теоретическая соц-ия в концентрированной форме выражает всю систему соц жизни человека через систему понятий, соц. теорий, анализирует все жизненные процессы, прогнозирует тенденции развития общества.
2 вопрос. Структура социологии и место и роль теоретической социологии в системе соц. знания
Каждая наука характеризуется своей структурой, сложность которой определяет статус данной науки в системе научного знания. Социология характеризуется разветвленной системой знания, структурирующейся в сложную многоуровневую систему, что обусловлено сложностью и многогранностью общественных процессов и явлений, а также различием ракурсов и уровней их изучения. Например, социология исследует общественные явления и процессы на уровне как всего общества в целом, так и широких социальных общностей и их взаимодействий, а также на уровне личности и межличностных отношений, чем обусловлено разделение социологической науки на следующие составные части:1. общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого (данное направление называется также фундаментальной социологией);2. теории среднего уровня, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии, например социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.;3. прикладная (эмпирическая) социология, являющаяся составной частью единого социологического знания и исследующая социальную реальность с помощью инструментальных технологий, специфических социологических методов (опросы, анкетирование, социометрия и т.д.) изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни.
Теория и практика тесно связаны между собой и обеспечивают единое знание в процессе взаимодействия. С прикладной социологией особенно тесно связаны теории среднего уровня, которые появились и институционализировались в рамках эмпирического обоснования.
На тех же основаниях происходит и разделение социологии на микро- и макросоциологию, относительность которого проявляется в любом социологическом исследовании, поскольку эти уровни по сути неразделимы и взаимообусловлены.
В рамках макросоциологии представлены теории, описывающие крупные элементы социальной системы, взаимодействие между ними; закономерности в развитии общества. Микросоциология представляет собой совокупность теорий, направленных на изучение межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения и их влияния на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений.
Другими словами, если предметом макросоциологии является общество, то предметом микросоциологии группа; если на макроуровне семья исследуется как социальный институт, то на микроуровне как малая группа.
Социология представляет собой своеобразную иерархию наук: эмпирической социологии, отраслевой социологии, теоретической социологии. Иерархия социологических наук показывает, что в ней тесно переплетены эмпирические и теоретические стороны, которые взаимно обусловливают друг друга.
Эмпирическая социология (конкретно-социологические исследования) занята добыванием и первичным осмыслением (описанием, классификацией, интерпретацией) социальных фактов. На этом уровне социология тесно связана с психологией, антропологией и другими науками.
Отраслевая социология (социология среднего уровня) изучает конкретные социальные сферы и системы общества на основе эмпирической социологии. В результате возникает социология образования, социология предпринимательства, социология города и т. д. На этом уровне социология тесно связана со всеми другими науками, изучающими соответствующие сферы: демографией, педагогикой, экономикой и т. п.
Теоретическая социология (общесоциологическая теория) исследуют общество как целостную систему, состоящую из определенных элементов и связей между ними, на основе эмпирической и отраслевой социологии. Именно на этом уровне социология тесно переплетается с социальной философией, историей и другими науками.
Но она имеет свою качественную определенность. Она возникает в условиях кризиса, и формируется и развивается как инструмент преодоления этого кризиса. Это гипотетическая наука: она возникает как гипотеза,кот. следует подтвердить и применить практически.Она идет от частного к общему, она исторична: меняется общество и меняется его осмысление. Общество изучается различными науками, но теорит. социология все же отличается.
теоретич. социология отличается например от философии. Философия-это взгляд на общество таким,каким оно должно быть. Социология- другая наука по своим задачам и целям. Она изучает общество как соц реальность,таким какое оно есть, рассматривает общество в целом, как систему. Теор. с не отличается от соц. философии по предмету
Теоретическая социология- философская основа социологии. Но различ. по методу. Теорет. с. строится на самых современных методах научного исследования. философия же пользуется рациональным методом познания, общепринятым. Социология используя соврем методы познания и соц исслед подчеркивает эмпиричность соц реальности. но в итоге всего этого необходимо осмысление, получ. данных, чем и занимается теор. социология. теор. с не противостоит соц философии а является ее передовым отрядом. она выявляет новые проблемы,кот становятся соц значимыми. Теоретическая социология-эвристическая соц теория, с пом. кот. можно решать соц. важные, но еще не соц. стандартизированные задачи. Социолог. и история: это очень близкие но разноверторные науки. история изучает уникальность во всеобщности то социология изучает всеобщее в уникальном. Теория социологии это методологическая основа изучения соц. аспектов и база для соц обобщений. Эмпирическая социология рассудочна,собирая факты,наблюдая их рассудок человека не способен их обобщать, объяснять. Эмпир. факты позволяютТ создать предпосылки для появления теории.теоретическая социология выступает серьезным фактором для прикладной социологии,т.к. она объяснительная база для большого массива соц. фактов. Этот массив- эмпирическая база для переосмысления соц реальности, для совершенствования теоретического понятийного аппарата. Любая наука должна иметь теоретические основы.
3 вопрос. Понятийный аппарат теоретической социологии, его роль в концептуализации предметной области социологии.
Каждая наука располагает определенной совокупностью понятий, которые она использует, решая исследовательские задачи. Назначение понятий фиксировать различные существенные свойства изучаемой действительности, а также связи и отношения между свойствами, происходящие процессы, изменение свойств и отношений. Та или иная наука характеризуется своим набором понятий или, как говорят, имеет "свой язык". Например, при первом в бывшем СССР издании книги польского социолога Яна Щепаньского "Элементарные понятия социологии" обращалось внимание на то, чго книга эта вводит читателя прежде всего в "язык" социологии. И действительно, представитель любой науки говорит как бы на своем языке, который понятен лишь тем, кто знаком по крайней мере с азами соответствующей дисциплины (что не исключает того, что ученые, разумеется, пользуются при этом и "естественным языком", понятным неспециалистам). Но что обозначают такие научные термины, как "масса", "сила", "скорость", "тяготение", понятно лишь тем, кто изучал физику, а что такое "миграция", "прирост населения" тем, кто изучал демографию. И только те, кто приобщился к социологии, могут понимать, о чем идет речь, когда говорят о "социализации", "социальном", "роли", "статусе", "социальной страте" и т.д. Используемые наукой понятия составляют понятийный или, как еще говорят, "категориальный" аппарат науки. Категории же это основополагающие, наиболее важные для определенной науки понятия. Овладение категориями социологии неотъемлемый, более того один из важнейших моментов подготовки социологов. Овладение же предполагает не просто понимание того, о чем идет речь, когда профессионалы ведут беседу. Овладение это умение использовать соответствующие категории в социологическом исследовании и социологической работе, это понимание уместности и плодотворности использования определенных категорий при решении тех или иных задач МЕТОДОЛОГИЯ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ Категории социологии вводились и получали распространение по мере распространения и развития социологии. "К 1920 году, если взять только наиболее общие социологические понятия, как пишет американский социолог Алвин Бос-ков, имелся довольно полный концептуальный набор: общество, социальная группа, социальный институт, социальный процесс, социальные отношения, социальное взаимодействие, социальные мотивы, общественное разделение труда, социальная стратификация, социальный контроль и социальное изменение".Категориальный аппарат социологии, как и всякой науки, изменяется под воздействием новых данных, необходимости объяснить обнаруженные связи и отношения, благодаря использованию иных исследовательских процедур, воздействию смежных социальных дисциплин. Изменения эти состоят в том, что в арсенале социологии появляются новые, не использованные ранее понятия, корректируется смысл и спектр использования уже имеющихся, конкретизируются старые понятия с тем, чтобы зафиксировать разновидности исследуемого свойства и отношения. Например, понятие "социальная роль", введенное в обиход исследователем культуры Ральфом Линтоном, было взято на вооружение социологией. Здесь оно использовалось, во-первых, в связи с уже имеющимся понятием "социального статуса" (социальная роль рассматривалась как динамический аспект статуса). С другой стороны, понятие социальной роли конкретизировалось, когда на его основе возникли новые понятия, с помощью которых описывались и объяснялись различных проявлений общественной жизни человека: "ролевой конфликт", "ролевая неопределенность", "ролевое напряжение" и др.Известно, что одним из критериев научности является "однозначность понятийного фонда". Это значит, что научные понятия следует использовать в одном и том же содержании и объеме. Однако для социологии, как и для других наук об обществе, выполнение этого правила связано с особыми трудностями. Последние обусловлены недостаточной развитостью понятийного фонда этих научных дисциплин в сравнении с естественно-научным знанием, необходимостью более широкого использования "повседневного языка", в котором слова имеют дополнительные, часто не соответствующие научному языку, значения. Так, если взять термины "институт", "роль", "группа", "взаимодействие" и т.п. обо всем этом мы наслышаны в повседневной жизни. И это может привести к двусмысленности и непониманию, если используемое в социологическом исследовании понятие не будет определено как можно более точно. Как пишет Дж.Тер-нер, "остов теории опирается на предпосылку о том, что ученые сделают все от них зависящее, чтобы избежать двусмысленности при определении понятий.С помощью которых социология описывает свой объект исследования, упорядочивает рассматриваемые явления и информирует о выводах. Социологическое понятие абстрактно в том отношении, что не соотносится с действительностью непосредственно. Это значит, что понятие полностью никогда не идентично тем явлениям, которые оно именует. Например, понятие «группа» может означать самые разные группы, если оно не будет четко определено или ограничено. С другой стороны, само понятие уже содержит существенные признаки объекта («группы»), хотя непосредственно и не указывает, какая именно группа имеется в виду. Социологическая терминология (т. е. названия социологических понятий) включает в себя собственно социологические термины (которыми оперирует социологическая теория), термины, заимствованные из других областей науки, а также слова общелитературного, обиходного языка.
Как наука, изучающая человека и общество, социология должна, естественно, применять многие понятия и выражения, которые употребляются в обиходной жизни. Использование этих понятий в исследовательской работе разумно и полезно, если они могут выполнять функции собственно научных понятий, а именно функцию типизации, классификации и описания явлений, а также выявления связей между переменными. Дефиниции, взятые из обиходного языка, должны обладать устойчивостью и контролируемостью, чтобы функционировать как научные понятия. Рассматриваемые в этой главе основные понятия социологии обычно представлены в социологических словарях и существенны с точки зрения предмета исследования. Выбор понятий сделан на основании их универсальности или тесной взаимосвязи. Разделение соответствует классификации двадцати ключевых понятий Теодора Каплова (Theodor Caplow, 1971). 1. Социальная система 2. Функция 3. Интеграция 4. Группа 5. Организация. 6. Общество 7. Культура 8.Институт 9. Ценность 10. Отношение. 11. Норма 12. Отклонение 13. Социальное взаимодействие. 14. Роль 15. Социализация 16. Конфликт. 17. Социальное положение, статус. 18. Социальная стратификация. 19. Социальная мобильность. 20. Власть Как видим, вверх вынесены универсальные понятия, из которых выведены все остальные. Например, из «социального взаимодействия» выводится «конфликт» или «социальное положение» (часть, частное из общего). «Культура» и «социальное положение» отличаются от других понятий ряда большей универсальностью. Кроме названных понятий, будут рассматриваться также другие социологические понятия, которые могут иметь центральное значение в какой-либо специальной отрасли социологии. Следует отметить, что социологические понятия изменяются и развиваются по мере развития социологических исследований и разработки теории.
4 вопрос. Общесоциологические подходы к изучению общества.
При анализе общества социология использует различные подходы:демографический подход изучает народонаселение и связанную с ним деятельность людей; психологический подход объясняет поведение человека с помощью мотивов, социальных установок; общностный, или групповой подход связан с изучением коллективного поведения групп, организаций и общностей людей; ролевое поведение личностей - структурированное выполнение ролей в основных социальных институтах общества; культурологический подход изучает поведение человека через общественные правила, ценности, социальные нормы.Также социологи выделяют формационный и цивилизационный подходы. Приверженцы формационного подхода видят в развитии общества прогресс (качественное совершенствование), переход от более низших к более высшим типам общества. Напротив, сторонники цивилизационного подхода подчеркивают в развитии общества цикличность и равноценность разных общественных систем.Еще выделяют макросоциологический подход к изучению общества. Микросоциология - изучает общение людей в повседневной жизни. Макросоциология - основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Этими моделями являются такие общественные институты, как семья, образование, религия и др. Макросоциологические теории: Функционализм (Г. Спенсер) - сравнение общества с живыми организмами. Всё выполняет определенные функции в процессе жизни. Все связано между собой. Теория конфликта (К. Маркс) - в самой основе общества - классовый конфликт. Классовая борьба является источником большинства политических конфликтов, движущей силы истории.Существует два основных методических подхода к анализу общества: макросоциологический и микросоциологический.
Макросоциологический
Микросоциологический
Его сторонники считают, что только анализируя общество как целостность, можно понять тенденции его развития и поведение отдельных личностей.
С точки зрения его последователей общество представляет собой абстракцию, реальны лишь индивиды. Следовательно, постичь своеобразие общества в целом возможно только путем изучения социального взаимодействия индивидов.
Основные теории:
Функционализм.
Конфликтный подход.
Основные теории:
Символический интеракционизм.
Теория ролей.
Теория социального обмена.
Функционализм: Основные идеи функционализма были сформулированы Г.Спенсером, Э.Дюркгеймом, Т.Парсонсом, Р.Мертоном.
Общество единый организм, который состоит из элементов, выполняющих определенные функции. Эти функции направлены на обеспечение целостности и устойчивости общества.
Р.Мертон считает, что элементы социальной системы не обязательно выполняют позитивные для всей системы функции, т.е. они могут причинять системе вред. Кроме того, не все функции элементов системы очевидны. Таким образом, Р.Мертон ввел понятия дисфункций и скрытых (латентных) функций.
Конфликтный подход: Р.Дарендорф, Л.Козер.
Если функционализм делал акцент на механизмах, которые сохраняют общество, то конфликтология обращает внимание на механизмы, выводящие общество из равновесия.
Основные положения конфликтного подхода:
- Любые ресурсы в обществе ограничены, следовательно, распределяются неравномерно.
- Неравномерное распределение ресурсов вызывает конфликт.
- Конфликты ведут к реорганизации общественного устройства.
- В результате возникает новый вид неравенства.
В конфликтном направлении существует 2 течения.
1. Представитель - Л.Козер: благодаря конфликту система становится устойчивой, для этого конфликт надо направлять по нужному руслу, конфликт - естественное состояние общества. Причина конфликта борьба за ресурсы.
2. Представитель - Р.Дарендорф. Конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Главная причина конфликта неравномерное распределение авторитета или власти.
Символический интеракционизм (или теории взаимодействия): Дж.Мид, М.Кун.
Если другие воспринимают общество как нечто изначально существующее, как совокупность готовых, законченных структур, то в символическом интеракционизме общество продукт постоянного взаимодействия людей, и то, как они взаимодействуют, определяет специфику общества. Основные положения интеракционизма:
1. Люди живут и действуют не в мире объектов, а в мире символов.
2. Символы возникают в ходе социального взаимодействия.
3. Значения символов могут изменяться на основе процессов взаимодействия.
Символ вещь, имеющая значение.
Социальная жизнь возможна, потому что некоторые группы людей разделяют систему общих символов. В других символических системах взаимодействовать трудно.
Теория ролей: Дж.Морено.
С его точки зрения жизнь это театр.
- Как и актеры, члены общества занимают определенные позиции, статусы в обществе.
- Актеры придерживаются сценария, а человек писаных и неписаных норм.
- Актеры подчиняются режиссеру, а члены общества тому, у кого статус, власть.
- Актер реагирует на роль партнера, а люди на роли друг друга, корректируют свое поведение.
- Актеры реагируют на публику, а члены общества на другие группы, в первую очередь - на референтную группу.
- Актер проигрывает роль в зависимости от таланта, а человек от знаний роли, ее усвоения, возможности понять другого, войти в его положение, а также под влиянием «Я образа», понимания самого себя, навыков проигрывания этих ролей.
Теории обмена: П. Блау, Дж. Хоманс.
Социальный мир это рынок, где люди вступают в сложную сеть обменных операций. Люди располагают определенными ресурсами, которые могут быть обменены на другие ресурсы.
Люди рассчитывают ценность своих ресурсов и ценность тех ресурсов, которые они могут получить взамен. На базе этих расчетов они обмениваются ресурсами, и система таких обменов лежит в основании общественного устройства. Конфликт объясняется тем, что одна из обменивающихся сторон посчитала сделку для себя невыгодной.
Аксиомы теории обмена:
1. Чем больше будет вознаграждаться человеческое действие, тем выше будет вероятность повторения этого действия.
2. Если получение вознаграждения за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек будет стремиться воссоздать эти условия.
3. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения.
4. Когда потребности человека в вознаграждении близки к насыщению, данный вид деятельности становится менее привлекательным для него.
5 вопрос. Институциализация социологии как науки.
Становление любой науки связано с ее институционализацией, то есть приобретением данной наукой всех атрибутов социального института. Выделяются две формы институционализации: внешняя и внутренняя. В процессе внешней институционализации науки можно выделить три основных направления, последовательное развитие которых углубляет институционализацию:1. Появление и рост разного рода публикаций (статьи, книги, монографии и т.д.), а также создание специализированных периодических изданий (журналов, сборников, ежегодников и т.д.).2. Включение новой науки в систему образования. Введение в качестве обязательного предмета в учебные планы различных типов учебных заведений (университетов, школ и т.д.). Создание в высших учебных заведениях отделений и кафедр по данной научной дисциплине. Создание специализированных учебных заведений. Выпуск учебников и учебных пособий по новой дисциплине. Присвоение профессиональных классификаций и ученых степеней по новой науке.3. Создание как национальных, так и межнациональных обществ и ассоциаций, а также различных специализированных научных учреждений.Процесс внутренней институционализации любой науки, в том числе и социологии, означает формирование самосознания ученых, совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри новой научной дисциплины, разработку эффективных исследовательских методов и приемов, формирование правил и норм профессиональной этики, Т.е. появление всего того, что существенно способствует процессу производства и систематизации знаний в данной области познания.Науку социологию можно рассматривать как социальный институт. В настоящее время к ней применимо основное определение социального института: совокупность упорядоченных взаимосвязанных социальных статусов и ролей, направленная на выполнение каких-либо функций, обеспечивающих потребности общества в определенной сфере жизнедеятельности. В этом смысле в социологии можно выделить три аспекта:1. Социология это отдельная самостоятельная наука, являющаяся составной частью одного из основных социальных институтов общества науки.2. Социология обеспечивает общественную потребность в познании социальной реальности, как вся наука в целом обеспечивает потребности общества в познании.3. Функционирование и развитие социологии обеспечивается совокупностью определенных упорядоченных взаимосвязанных статусов и ролей, направленных на изучение социальной реальности. Если брать формальную сторону, это прежде всего статусы и роли профессиональных ученых, исследователей, преподавателей и вспомогательного персонала, обеспечивающих теоретические и эмпирические исследования и передачу социологических знаний последующим поколениям. В нашей стране и во всем мире существуют научные социологические журналы и издания, сеть социологических учебных заведений, институтов и центров.Помимо формальной, как правило, документированной структуры социальных позиций и статусов, существует и неформальная. Примером ее могут быть неформальные объединения социологов, зачастую даже из разных стран, получившие название «невидимые колледжи» сообщества единомышленников по отдельным проблемам, интересам в профессиональной сфере. Подобное положение формировалось в течение более чем полутораста лет.Можно выделить следующие основные этапы институционализации социологии:1. Наука была бы невозможна без появления самого названия и определения ее предметной области, поэтому одним из первых этапов можно считать 1830-е гг., когда О. Конт ввел название «социология» и определил ее первоначальный предмет.2. Дальнейшее развитие новой науки невозможно без выработки более или менее точно определенных понятий и терминов, свойственных именно ей, т. е. выработки общего словаря. Также невозможно развитие без устойчивых коммуникаций между потенциальными и реальными исследователями данной области научного знания. На первых порах это взаимодействие ведется на неформальной основе в виде переписки, научных семинаров и др. Таким образом складывается устойчивый круг специалистов и контактов между ними.3. Важным шагом в институционализации явилось позиционирование учеными себя в качестве «социологов» и предъявление обществу в этом качестве.Новая дисциплина, зачастую под разными названиями, включается в лекционные курсы высших учебных заведений и постепенно обретает статус полноценной академической науки.4. Решающий вклад в институционализацию социологии принадлежит Э. Дюркгейму основателю первой в мире кафедры социологии в Сорбонне и первого периодического издания «Социологический ежегодник».Аналогичные шаги были предприняты в США: в 1892 г. в Колумбийском университете была основана первая кафедра социологии, а в 1895 «Американский журнал социологии», издающийся до сих пор.5. Заключительным этапом институционализации можно считать включение социологических специальностей в государственные реестры и стандарты экономически высокоразвитых стран, официально закрепившие профессиональные требования к подготовке и квалификации специалистов-социологов. Таким образом, было закончено оформление их социальных позиций в структуре общества.В 60-е гг. ХХ в. в США резко возросли государственные дотации, что обеспечило бурное развитие академической социологии. Численность американских социологов превышала количество социологов во всех остальных странах мира. Сегодня в США издается свыше 30 журналов социологической направленности и работают более 20 тыс. профессионалов в области социологии.В нашей стране процесс был более сложен. После активного начального этапа в конце XIX-начале XX в. развитие социологии было остановлено. Только в 60-е гг. XX в. стала возрождаться эмпирическая социология, в МГУ открылась кафедра методики конкретных социальных исследований (1968). Лишь в 1974 г. появился профессиональный журнал «Социологические исследования», а в конце 1980-х гг. в государственный Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) введена должность «социолог».С открытия в 1989 г. социологического факультета МГУ первого в СССР в стране получили социологическое образование около 20 тыс. выпускников, хотя из этого не следует, что все они работают профессиональными социологами.В целом можно сказать, что институционализация социологии в нашей стране прошла те же этапы, что и в других странах, но с отставанием от практики высокоразвитых индустриальных стран почти на 100 лет.