Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

географічних і етнографічних та політичних ознак сформувалися певні історичні провінції- Картлі Кахеті М

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Грузія

З найдавніших часів на території Грузії на основі природно-географічних і етнографічних та політичних ознак сформувалися певні історичні провінції: Картлі, Кахеті, Месхет-Джавахеті, Імереті, Гурія-мергелів, Абхазія, Аджарія. Ці провінції існували багато століть усередині єдиного Грузинської держави.

Грузинська народна музика - музика грузин. Грузинське багатоголосся характерно спеціальної голосової технікою та використанням тонів, які близькі один одному. Спів в Грузії - це зазвичай виключно чоловіче заняття. Стандартна пісня в Грузії виповнюється в основному на три голоси. Спочатку грузинське спів існувало як народне, але після прийняття християнства стало церковним співом.

В Грузии есть чудесная и своеобразная традиция хоровою многоголосного пения, которая появилась там на несколько столетий раньше, чем в Западной Европе. Инструментальная и танцевальная музыка в Грузии тоже есть, но гго уже ответвления от старинной вокальной традиции. Существует несколько жанров народных песен: женщины исстари пели колыбельные и целительские песни, а мужчины, по обычаю выпивая немало вина, распевали песни о войне и славных победах. Некоторые праздничные песни пели мужчины и женщины вместе.

Многоголосое грузинское пение «важнее, чем вес новые музыкальные открытия». Это подтвердилось в 2001 г., когда грузинские песни вошли в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. При Тбилисской Государственной консерватории был основан Исследовательский центр по изучению традиционного грузинского многоголосия.

 

 

Грузинское пение совершенно ни на что не похоже, там даже ноты свои. Поначалу эта традиция ставила в тупик музыковедов XIX в., которые пытались переложить грузинские народные песни и церковные песнопения на западные ноты. Грузинская народная музыка тональна и часто нарушает все наши представления о «мажоре» и «миноре». Ее определяет скорее диссонанс и гармоничные переходы. Так получается яркий, звучный поток голосов, которые сходятся и расходятся, иногда противоречат друг другу, повторяются, но всегда возвращаются к плавной гармонии. В западной музыке параллельные квинты и октавы не признают, а в Грузии они до сих пор преобладают. Большие и малые терции в сочетании считаются негармоничными, поэтому чаще всего используют созвучные кварты и септимы.

Полифония и гармония, по всей видимости, существовали в Грузии уже тогда, когда на востоке и на западе все еще царил монодический склад. Можно легко проследить корни многоголосия в грузинском хоровом пении, где единственная мелодия поддерживается органным пунктом или монотонным распеванием, которое помогает солисту держать строй. В Грузии монотонно распевают обычно средние голоса. Получается сильный гул, который, скорее всего, только усиливался акустикой в церквах. Богослов XI в. Иоанн Петрици описал природу Троицы в терминах гармонии и мелодики трех голосов. Это мзхар (высокий, то есть средний тенор), жир (второй голос, низкий тенор) и бам (бас). Жянров народной песни в Грузии немало: мишури (трудовые песни), супру.чи (застольные, в том числе тосты), сатрпто (песни о любви) и согмиро (песни-баллады, эпические — исполнение народных стихов или произведений поэтон XIX в., например Чавчавадзе). Песни, как правило, бывают в форме рондо, с припевом или без. Ритмически они обычно близки к з/4 или 6/8) ритм меняется в одной музыкальной фразе, такое «пружинистое» звучание вообще характерно для грузинских песен.

Самое глубокое многоголосие - в западных районах, особенно в Гурии, где композитор Хонеггер безуспешно пытался записать нотами песню для семи голосов. Каждый голос там обладал своей степенью свободы, даже бас свободно импровизировал и выдавал соло. В Турин есть свои собственные многоголосые песни, надури (от слова нади, названия коллективной работы, сбора урожая или строительства дома), это песни для двух хоров и четырех голосов. Высокий голос (гамкивани или криманчули) просто издает вскрики, похожие на йодль, тенор (дамцкеби) поет собственно стихи, третий голос (шемкмобари) дает настройку, а бас (бари) ведет мелодию без слов, контрастируя с тенором. Мингрелы тоже превосходно умеют сплетать голоса, составлять из них незабываемые мелодии. Минг-релия — единственное место, где можно увидеть смешанные хоры, где вместе поют мужчины и женщины. Слоговое пение без определенных слов (ГЛОССОЛАЛИЯ, вроде «люли-люли» в русских народных песнях) особенно характерно для запала Грузии.

В Сванетии, в деревнях высоко в горах Кавказа, до сих нор сохранилась совершенно неземная уникальная традиция пения на три голоса, с пентатонными звукорядами. Песням часто аккомпанируют на чанги, сванском инструменте типа арфы, который выглядит как греческая ваза, или на лютнях чианури и пандури (на них позволено играть только мужчинам). Еще в Сванетии мужчины водят хороводы, которые называются перхули. Постепенно такой танец переходит в фантастические одиночные танцы. Женщины не танцуют, они поют печальные песни. Траурные обычаи в этих краях и области Рача сочетают языческие тра диции причитания над усопшими и христианские песнопения — поют на похоронах обычно женщины, изредка мужчины, но никогда все вместе.

В восточно-грузинских песнях бас обычно ведет длинную постоянную мелодию без слов, а героические теноры поверх этой мелодии сплетают слова, создавая удивительную гармонию. Церковные песнопения в каждом краю обычно похожи на мирские песни, хотя там все голоса поют тексты, а не просто мелодии. Одни из самых запоминающихся, звучных, глубоких, будто налитых вином песен можно услышать в Кахетии. Немного южнее вы услышите «Оровел» — длинную, лиричную песню, которая, вопреки обыкновению, исполняется сольно. Когда-то ее пели, управляя плугом или повозкой с волами. Эти песни и по названию, и по звучанию похожи на армянские песни «Хоровел».

Церковная музыка совершенно отчетливо происходит из Византии, она более медленная и спокойная, чем обычная, а гармонии и мелодии ее ближе друг к другу и соединяются в ровном ритме. Гимны поются очень эмоционально, голоса накладываются друг на друга, создавая долгие подвижные гармонии, как если бы певцы не дышали. Уникальная средневековая традиция грузинских православных песнопений чудом сохранилась в манускриптах с X в. В начале XX в. это все начали переводить в традиционные западные ноты. Песнопения возникли, когда византийские священные тексты в IX и X вв. перевели на грузинский язык в Палестине и на горе Афон. Эшм занимались грузинские монахи-богословы, среди которых были Георгин Мтацминдели и Гри-гол Ханцтели.

Считается, что именно в тот период возникли гомофонные песнопения для трех голосов, и тогда же появились первые церковные школы,которые распространяли традиции веры, в том числе и песнопения. Центром обучения стал монастырь Гелати, неподалеку от Кутаиси. Студенты проводили там до семи лет, воспринимая традицию у срулигало-бели (лучших солистов хора), и только потом сами становились певцам! в церковном хоре.

Невменное нотное письмо с XVII в. постепенно исчезало, и только в середине XX в. его заново расшифровав, хотя средневековая поименная нотная грамота до сих пор остается загадкой. Местные мотивы передавав лисьот предков к потомкам в изустной традиции. Песнопение «Ты-лоЩ за» («Шеи хар венахи»), посвященное Деве Марии царем Деметром (1125—1156), пелось на свадьбах не один век. Сочетание тратишш народных песен и профессионального церковного хорового пения породило жанр «народно-священных» песен, таких, как чона — песни об урожае и о плодородной земле, которые пелись перед Пасхой, и опило — рождественские гимны, с которыми люди обходили все село перед Рождеством.

 

Музыка грузии

 

Хотя хоровое пение до сих пор является самой распространенной формой народной музыки, народных инструментов там тоже немало. Самый древний — трехтысячелетнин костяной инструмент типа гобоя (сааамури), найденный у Мцхеты. На доли, круглом кожаном барабане, выбивали ритм 5/4, аккомпанируя древним воинам в битве (по свидетельству Ксенофонта, который писал о племени моссинов). В наши дни грузины играют на таких инструментах, как пандури -восточно-грузинская лютня с тремя струнами, чонгури — западно-грузинская шипковая лютня с четырьмя струнами, чианури — круглый смычковый инструмент с тремя струнами из Сванети и Рачи, и чан-ги — сделанная вручную деревянная арфа. Есть еще две традиционные волынки — чибони из Аджарии и гудацаири из Рачи. Другие известные инструменты — дудук, похожий на кларнет, и зурма, вроде гобоя, оба они армянские.

В XIX в. западные мелодии стали сочетать с грузинским пением натри голоса — так появился популярный жанр «городской музыки», именно ее сегодня можно услышать в любом кафе и в любой машине. Это песни о любви на запоминающиеся, но простые мелодии, иногда пол гитару или фортепьяно. Самая известная такая песня — «Сулико», песня о тоске по любимой девушке, на стихи поэта Акакия Церетели.

В эпоху коммунизма самым известным грузинским хором был хор Ру-стави, сохранилось немало записей его выступлений, которые сейчас можно купить на компакт-диске. С этих песен хорошо начинать знакомство с грузинской музыкой. Есть также собрание приятных записей хора Цинандали — «Грузинские застольные песни» (на самом деле, все это кахетинские песни). В современной Грузии, конечно же, есть свои исполнители — например, хор Анчисхати и другие, а также есть много известных музыкантов на западе.

Что касается классической музыки, то Грузия но праву может гордиться Пааюй Бурчуладзе, всемирно известным басом (родился в 1955 г.). Он поет скорее и западной оперной •фадишш, чем в русской. Есть п другие, не настолько известные фузинские музыканты — дирижеры Джансуг Ка-хидзе и Евгении Мнкеладзе, пианистка Элисо Вирсаладзе, скрипачки Елизавета Батиашвили и Марина Иашвили. Тбилисский оперный тсагр назван в честь композитора Закарии Палиашвили (1871 — 1933), который основал в Грузии градншпо классической музыки. Палиашвили создал три известных онеры «Авессалом и Этсри» (1918. трагедия), «Даней».

Інструменти

Струнные Пандури  • Чонгури  • Чунири  • Чианури  • Чанги  • Абхарца

Духовые Саламури  • Буки  • Ларчеми • Соинари • Дудуки  • Зурна • Гудаствири  • Чибони  • Пилили

Ударные Доли • Диплипито • Даира  • Цинцила

Танці

Л

Лезгинка (танец)

У

Узундара

Х

Хора (танец)

Лезги́нка — старинный, быстрый кавказский танец, а также музыка к нему[Танец издревле распространен среди всех без исключения кавказских народов, под разными наименованиями — (лезг. Лезги кьуьл, азерб. Ləzginka , авар. къурди[2], чеч. ловзарг, ингуш. халхар, осет. зилгæ кафт[3][4], тымбыл кафт[5][6], кабард.-черк. ислъэмей[7][8], адыг. ислъамый, карач.-балк. стеме[9][10], джанъыз[11], груз. Лекури, арм. Արծվապար {Арцвапар});[12][13]

Танец «Лезгинка» стал своего рода эмблемой или визитной карточкой любого кавказца, выражением души гордых, свободолюбивых, темпераментных и мужественных горцев[14].

Танец имеет международную известность и кроме Кавказа, танец стал популярен и стал часто исполняться в государствах где проживает много выходцев с Кавказа, например недавно в Бишкеке (Кыргызстан) проводился II Международный фестиваль-конкурс кавказского танца «Лезгинка — танец длиною в жизнь

Узундара или Узундере (азерб. Uzundərə — длинное ущелье; арм. Ուզունդարա ) — народный женский сольный танец, часто исполняющийся на свадьбах[1]. Распространён по всему Закавказью[2][3][4][5]. Музыкальный размер — 6/8; темп умеренный. Для мелодики танца характерна насыщенность мелизматикой (трели, группетто и др.), плавность развёртывания. В прошлом — обрядовый танец невесты[5][6][7].

Хо́ра (болг. хоро, макед. оро, серб. коло, хорв. kolo, рум. hora, греч. χορός, груз. ხორუმი, "khorumi" , тур. horon, арм. շուրչ պար,shurch par, ивр. הורה, horah‎) — народный танец-хоровод у болгар, македонцев, сербов, хорватов, молдаван, румын, греков, грузин, турок, армян и евреев. Исполняется обычно под аккомпанемент оркестра. Также — музыкальная форма.

Швеція

Регионы

Гёталанд — южный регион, наиболее заселённый регион, состоящий из 10 провинций.

Свеаланд — центральный регион, названный в честь исторической Швеции (англ. Sweden proper). Самый маленький регион, состоит из 6 провинций.

Норрланд — северный регион, занимающий 60 % территории Швеции. Состоит из 9 провинций.

Інструменти

Никельхарпа — шведский народный музыкальный инструмент, пришедший в современность из средневековья (вторая половина XIV века). С XVI века о никельхарпе уже было хорошо известно на территории от севера Швеции, до Дании и южных границ Германии. В XVII и XVIII веках инструмент также бытовал в Финляндии и Норвегии, но совсем исчез из стран южнее Швеции. Относительно страны происхождения никельхарпы существуют различные мнения. Но даже, если бы и имелись основательные подтверждения слухам о том, что никельхарпа была привнесена в Швецию извне, можно смело утверждать — никельхарпа это исконно шведский музыкальный инструмент, который наряду с большим шведским клавикордом является вкладом Швеции в мировую историю музыкальных инструментов.

Никельхарпу и ее более старшую «родственницу» — колесную лиру, изобретенную в XII веке, можно отнести к струнным инструментам, звук в которых получают путем трения о струны (т. е. фрикционным способом). В никельхарпе звук извлекается при помощи смычка, а в колесной лире роль смычка выполняет вращающееся деревянное колесо. От других смычковых оба инструмента отличаются наличием клавиатуры1. Современные исследования утверждают, что свою клавиатуру никельхарпа получила именно от колесной лиры, в то время как форма унаследована от многих других струнных инструментов, в том числе и от лиры.

«Никельхарпа» (nyckelharpa) — это сложное слово, состоящее из двух частей. Слово nyckel (или knaver) в переводе со шведского означает «клавиша» или, точнее — «ключ» (лат. clavis, англ. key). В известном еще со времен древнего Рима монохорде термином «ключи» обозначали фиксированные местоположения подставки-порожка под натянутой струной. Ключи отражали взаимные звуковые соотношения музыкальных интервалов. Слово harpa не имеет однозначных толкований. Например, родственный монохорду по принципу получения звуков разной высоты инструмент клавикорд (позднелат. clavichordium), получил свое название как раз от clavis (а не от «клавиша») и греческого χορδη — струна. Английское название клавикорда — harpsichord, и резонно предположить, что harp — это не только англоязычное название арфы или губной гармоники, а общее видовое название для всех струнных (или хордовых) инструментов, которые в своей основе используют монохордовый принцип получения звукоряда.

Как и у колесной лиры, в основу устройства никельхарпы положен объединенный в клавиатуру (швед. lek, англ. key box) и расположенный под струнами ряд деревянных клавиш с выступами — тангентами (латин. tangens — касательный, род. пад. tangentis — касающийся). Тангенты (швед. löv) представляют собой кулачки специальной формы, которые установлены перпендикулярно клавишам и располагаются рядом с игровыми струнами на небольшом расстоянии от них. При нажатии на клавишу тангент прижимается своей заостренной кромкой к струне, и подобно ладу2 , укорачивает длину ее колеблющейся (звучащей) части, тем самым изменяя высоту тона. Расстояния между точками соприкосновения игровых струн с тангентами определяют строй (или звукоряд) инструмента. У хроматической никельхарпы 37 клавиш с одиночными тангентами. Это позволяет получить тональный диапазон инструмента в три октавы, начиная с самой низкой ноты g в малой октаве.

Очень важной особенностью устройства тангентной клавиатуры никельхарпы является возможность точной настройки тона звучания каждой ноты во всем диапазоне инструмента. Тангенты установлены в клавишах так, что положение их рабочих кромок, т. е. точек контакта со струной (а в итоге — длина ее колеблющейся части), может быть изменено в небольших пределах при настройке инструмента и впоследствии зафиксировано в зависимости от мензуры3 каждой игровой струны.

Современная хроматическая никельхарпа имеет 3 ряда тангентов и, соответственно, 3 игровые (или мелодийные) струны ( a1, c1, g ), одну струну (С) бурдонную4 (или монотонную аккомпанирующую, англ. drone) и 12 резонансных струн, настроенных на ноты чистой октавы (начиная от первой игровой, в порядке: f, a#, e, f #, c, g, d, a, d #, b, c#, g# ). Резонансные струны распределены следующим образом: 3 между первой и второй игровыми струнами, 3 между второй и третьей игровыми струнами и 6 между теретьей игровой и бурдонной струнами. Подставка под струны и пазы для струн в ней сделаны так, что резонансные струны располагаются ниже игровых и смычок извлекает звуки только из четырех струн, не задевая резонансные. Поэтому, при исполнении на никельхарпе любой мелодии, одна или несколько резонансных струн обязательно дают ответную вибрацию.

Поначалу шведская никельхарпа не имела резонансных струн. Сама идея оснащения инструмента этими тонкими металлическими струнами вовсе не шведская, даже не европейская. Существует версия заимствования резонансных струн через традиционные контакты Европы с Индией и арабским миром, где инструменты с резонансными струнами распространены и теперь (например, ситар). Такие инструменты, при извлечении звука путем щипка или же трением смычка по струне, дают более мелодичное, гармоничное и объемное звучание. Поэтому, получившая бурдонную и резонансные струны никельхарпа звучит теперь, в отличие от скрипки или альта, с бóльшим объемом и с характерным аккомпанирующим гудением.

Применение резонансных струн в никельхарпе интересно не только с технической точки зрения, но указывает еще на то, что шведские народные музыканты следили за развитием музыкальных инструментов в Евразии и шли в ногу со временем.

Для сегодняшних дней никельхарпа не просто экзотический музыкальный инструмент сам по себе, но это еще и маленький струнный оркестр, который создает неповторимое звучание исполняемых мелодий, дает ощущение близости к истокам народных музыкальных жанров. Во второй половине XX века популярность инструмента в Швеции заметно увеличилась. Символично, что ближайшая «родственница» хроматической никельхарпы — silverbasharpa (серебряная арфа) и ее тональный диапазон, изображены на оборотной стороне шведской банкноты достоинством 50 крон, а диатоническая никельхарпа и ее тональный диапазон — на шведской почтовой марке. В этой стране регулярно проводятся фестивали любителей игры на никельхарпе, и инструмент по праву является одним из символов национальной культурной традиции.

Надо сказать, что интерес к инструменту не ограничивается Швецией. На никельхарпе играют музыканты во многих странах мира (например, Ричи Блекмор в Великобритании), в том числе в России — группа «Chorus», инструментальный дуэт «Гардарика» и другие. А в США даже существует The American Nyckelharpa Association и благодаря Интернету объединяет не только американских любителей никельхарпы.

Музика

Викинг-рок (швед. vikingarock, англ. Viking rock) — жанр рок-музыки. Распространён главным образом в Скандинавии.

История и характеристика жанра

Викинг-рок зародился в 80-е годы XX в. В музыкальном отношении викинг-рок представляет собой панк-рок с элементами фолк-музыки. Главные темы песен — жизнь викингов, скандинавская мифология, история Скандинавии (особенно время Карла XII). Как правило, песни исполняются на родном языке, а не на английском.
Финский рок (фин. suomirock) — собирательное обозначение рок-музыки Финляндии. На группы финского рока оказали влияние как англо-американская рок-музыка, так и финские шлягеры («искелмя»), рауталанка и другие традиционные финские музыкальные жанры. Финляндия — одна из мировых «столиц» тяжёлого рока и металла, наряду с Швецией, Британией и Германией.

Пост-метал — музыкальный жанр, представляющий собой смесь таких жанров как пост-рок и метал, корнями уходящих в прогрессивный рок и индастриал. Жанр в основном характеризуется искажённым гитарным звуком, привычным для метала, мрачной атмосферой, постепенной эволюцией структуры песен и минимальной выразительностью вокала.

Африка

м. также: Список государств и зависимых территорий Африки

В Африке расположено 55 стран и 5 самопровозглашённых и непризнанных государств. Большинство из них долгое время были колониями европейских государств и обрели независимость только в 50—60-х годах XX века. До этого независимыми были только Египет (c 1922), Эфиопия (со времён Средневековья), Либерия (с 1847 года) и ЮАР (с 1910 года); в ЮАР и Южной Родезии (Зимбабве) вплоть до 80-90-х годов XX века сохранялся режим апартеида, дискриминационный к коренному (чёрному) населению. В настоящее время во многих африканских странах правят режимы, дискриминационные по отношению к белому населению. Согласно данным исследовательской организации Freedom House, в последние годы во многих африканских странах (например, в Нигерии, Мавритании, Сенегале, Конго (Киншаса) и Экваториальной Гвинее) наметилась тенденция отступления от демократических достижений в сторону авторитаризма[10].

На севере континента расположены территории Испании (Сеута, Мелилья, Канарские острова) и Португалии (Мадейра), дальше всего Азорские острова.

Інструменти

А

Ахоко

Ашико

Б

Балафон

Бата (барабан)

В

Валиха

Вамби

В (продолжение)

Вувузела

Д

Джаг

Джембе

К

Калимба

Кора (музыкальный инструмент)

Кпанлого

Н

Нгомби

С

Систр

Стальной барабан

У

Уду

Ш

Шекере

Танці

Африканцы, пожалуй, самый танцующий народ. На этом материке танцуют буквально все. Неважно, сколько тебе лет и сколько ты весишь, ты можешь танцевать даже если пять минут назад был просто зрителем. Единственное, что может стать препятствием – это разделение некоторых танцев на женские и мужские. Атрибутами танцующих мужчин часто становятся оружие или просто палки, а танец «будемера», исполняемый сильным полом Руанды и Бурунди характеризуется наличием коровьих хвостов в руке вождя. Ещё один отличительный признак мужского танца – прыжок. Иногда он связан с подражанием какому-нибудь зверю, иногда просто отдельное танцевальное па, как, например, у масаев, которые вообще только подпрыгивают. Тот, кто выше подскочил, тот и молодец – самый лучший танцор.

Танцевальные движения женщин гораздо более разнообразны, и большее их количество производится на чуть согнутых в коленях ногах и корпусом, наклонённым вперёд. Особенное движение – это активная тряска и кручение нижними частями тела. Атрибутика таких танцев, в основном, чисто женская, но существуют у некоторых народностей Африки и танцы женщин с ножами в руках.

Специальных детских танцев не существует. Танцующие дети исполняют взрослые роли, чётко разделяющиеся по гендерной принадлежности.

Найзнаменитіший і відомий африканський танець - «нголо». Раби, вивезені з Анголи в Бразилію, зробили цей танець основою боротьби «капоейра». Спочатку цей «танець зебр» існував у вигляді поєдинку між племенами мазінгас і камбіндас, переможець якого мав можливість отримати для себе будь-яку вподобану дівчину, не віддаючи за неї ніякого викупу.

Самі видовищні та захоплюючі з африканських народних танців - танці-полювання. Виконуються вони в масках і накидках зі шкір тварин, іноді танцюристи просто розписані складним гримом-малюнком, що повторює узори, що покривають того чи іншого звіра.

Найважливіший для африканця танець - танець врожаю, мета якого привернути до себе увагу і прихильність богів, здатних дати людині в достатку їжу і воду.

А на весіллях або оглядинах виконуються танці любові, покликані привернути увагу до власної красі або вихваляють красу нареченої.

Африканская музыка

       На территории Африки распространены муз. культуры разл. историч. и этнич. происхождения. Почти каждое племя и каждый народ имеет свою муз. культуру, самобытный муз. стиль.

       Под А. м. обычно подразумевается муз. культура афр. народностей, живущих к югу от Сахары, для к-рых характерны общность муз. языка, музыкального инструментария, закономерностей ладовой системы, ритмики и т.п.

       Муз. фольклор афр. народов обладает стойкостью традиц. элементов, чему в большой мере способствовали религиозные тайные об-ва. Они оказывали существенное влияние на обществ. и социальную жизнь, из поколения в поколение подчиняя молодых людей строгим канонам племенных обычаев. Старейшие представители племени обучали молодёжь обрядовым песням и танцам, а также игре на различных музыкальных инструментах.

       Муз. профессионализм восходит к древнейшему периоду истории Африки. Процесс развития муз. культуры активизируется в ср. века с возникновением на территории Африки ряда раннеклассовых образований рабовладельч. и феодального характера. Среди этих возникавших и распадавшихся гос-в - Гана, Мали, Сонгаи, Канем-Борну, гос-ва хауса в Судане, гос. образования Конго, Буганда, Мономотапа и др. По свидетельствам араб. путешественников, при дворцах правителей этих гос-в имелись оркестры, певцы и танцовщики.

       Во мн. странах Зап. Африки большой популярностью пользовались гриоты (каста сказителей, певцов, поэтов, музыкантов). Нек-рые из них жили в семьях вождей, прославляли ратные подвиги, мудрость и щедрость своих хозяев, славные дела их предшественников. Другие бродили по деревням, участвовали в разл. празднествах. В песнях, исполняемых под аккомпанемент какого-либо струн. инструмента, они рассказывали историю своего народа, его легенды и мифы, воспевали героев. (В 20 в. гриотами стали называть всех, кто поёт, играет на муз. инструментах.)

       Развитие А. м. происходило во взаимодействии с др. муз. культурами. В начале 7 в. арабы, проникнув в Африку из Аравии, принесли сюда свою культуру, язык и религию. Почти все народы Сев. Африки восприняли ислам, он получил широкое распространение в северных р-нах территорий совр. гос-в Ганы, Гвинеи, Нигерии, Берега Слоновой Кости, Того, Дагомеи, Либерии, а также в Кении и Занзибаре. В муз. культуре народов, оказавшихся под непосредств. влиянием арабов, произошли значит. изменения: полиритмия ансамблей барабанов уступила место одноплановому ритмич. развитию, струн. инструменты выдвинулись на первый план по сравнению с ударными, на смену пению открытым естеств. звуком пришла назальная (от англ. - nasal) вокализация. Африканцы переняли у арабов нек-рые муз. инструменты: дуфф (бубен), лютню, 2-струн. смычковый ребаб, нек-рые разновидности арф, цитр, флейт и мн. другие. Однако в юж. р-нах тропич. Африки арабы не смогли полностью ассимилировать культуру местных народов. Их музыка - это своеобразный сплав, в к-ром афр. элементы превалируют над арабскими. Огромные р-ны Африки оказались вообще вне сферы араб. влияния.

       В меньшей степени, но довольно значительным было воздействие индонез. культуры (предки индонезийцев поселились на Мадагаскаре 10-15 тыс. лет тому назад), о чём свидетельствуют многочисл. памятники материальной культуры Мадагаскара, в т. ч. и муз. инструменты, напр., ксилофон. Сравнительный анализ ладов индонез. и афр. ксилофонов показывает, что эти лады или совпадают, или незначительно отличаются друг от друга. Индонезийцы принесли с собой нек-рые разновидности цитр, в т. ч. своеобразный муз. инструмент - валиха, а также ряд шумовых и дух. инструментов.

       В дальнейшем в развитии А. м. появились новые тенденции, связанные с историей европ. народов. В 15 в. Португалия открыла эпоху работорговли в Африке. Вслед за Португалией сюда проникают др. европ. гос-ва. В 15-18 вв. африканцы заимствовали нек-рые европ. муз. инструменты. Напр., народы, живущие на побережье Зап. Африки, усвоив бондарство, вместо выдалбливания барабанов целиком из ствола дерева, стали делать их из отдельных досок.

       В 70-80-х гг. 19 в. афр. континент был поделён между Англией, Германией, Францией, Испанией, Португалией, Бельгией, Италией. Колонизаторы осуществляли жестокую экспансию в области экономики, идеологии, они подавляли развитие культуры, в т. ч. и музыкальной, к-рая была одной из немногих форм проявления афр. самосознания. Нередко проводниками экспансионистской политики выступали миссионеры. Они преследовали афр. музыку, песни, танцы, но, приспосабливаясь к местным условиям, были вынуждены идти на компромисс: разрешали исполнять церк. гимны на афр. напевы, изменять тексты религ. песнопений, использовать во время богослужения афр. нар. инструменты, вплоть до барабанов. Вначале афр. нар. музыку в религиозные обряды вводили европейцы, затем это стали делать сами африканцы, сочинявшие мотивы и гимны в стилях, характерных для их племён и народов. В кон. 19 - сер. 20 вв. широкой известностью в Юж. Африке пользовался глава секты Назаретской баптистской церкви И. Шембе, сочинивший ок. 200 песен и гимнов на собств. стихотворные тексты. В основе этих произв. - традиционный зулусский муз.-поэтич. фольклор.

       Несмотря на влияние европ. церк. музыки на пар. вок. музыку африканцев, последняя в своей основе оставалась африканской. Воздействие европ. музыки не ограничивалось областью церкви (позднее европ. музыка всё чаще стала звучать в виде маршей, модных песенок), оно приводило к изменению афр. мелодики, гармонии, ритма. Этот процесс характерен в основном для афр. городов, в сельских же местностях (т. е. в подавляющей части Африки) он незначителен и проследить его труднее.

       Богат афр. инструментарий. Основу его составляет группа ударных инструментов, среди к-рых выделяются перепончатые ударные и прежде всего барабаны: без резонаторов, котлообразные и цилиндрические с мембраной, цилиндрические с 2 мембранами. Наиболее древнего происхождения - барабаны без резонаторов, имеющие примитивное устройство (шкура животного, высушенная на солнце, прикрепляется к столбикам, вбитым в землю). У бушменов и готтентотов встречается простейший вид котлообразного барабана с мембраной (бамбуковый или деревянный кувшин наполняется небольшим количеством воды, верх его затягивают вымоченной в воде бараньей шкурой). У народов банту Юж. и Центр. Африки распространён котлообразный барабан нгома и его разновидности (гома, ндугу, мунсианди и т.д.). Многочисленны барабаны народов банту: барабаны-фартуки без резонаторов - фумбо, кенгере; котлообразные - атенус; цилиндрич. с одной мембраной - эмидири. Самый большой по размеру барабан - омубала, самый длинный - энгалаби (цилиндрич. формы, с колокольчиками). В семействе нигерийских барабанов имеются: большие котлообразные (целиком из мягкого пальмового дерева), подвешиваемые на шею цилиндрич. барабаны с одной мембраной, цилиндрич. в виде песочных часов с 2 мембранами.

       К группе ударных относятся также муз. инструменты, источником звука к-рых служат деревянные или металлич. пластинки. Среди них - один из наиболее любимых после барабанов язычково-щипковый удар. инструмент санса, имеющий многочисл. наименования на разных афр. языках (мбира, калимба, нданди, нжари и т.д.). Широко распространён ксилофон (балафон). Только в Юж. Африке насчитывается более 50 его разновидностей. Афр. ксилофон имеет вид прямоугольного каркаса с прикреплёнными к нему 15-22 дерев. пластинками разл. размеров, под к-рыми находятся резонаторы - тыквенные или глиняные сосуды. Африканцы применяют в оркестре инструменты, создающие ритмич. фон (погремушки, трещотки, колокольчики). Погремушки и трещотки изготовляют из плодов баобаба или тыквы, наполненных камешками или семенами. Эти инструменты прикрепляют к лодыжкам или потряхивают ими, держа в руках. Иногда функцию погремушек выполняют юбки из тростника (колышущийся во время танца тростник создаёт своеобразный шумовой ритмич. эффект). Танцоры подвешивают также к поясу или к лодыжкам колокольчики. Часто встречается двойной колокольчик, настроенный в определённый интервал.

       Широко представлена у африканцев группа дух. инструментов. Древнейшие дух. амбушюрные инструменты - рога, изготовляющиеся из полых рогов животных, а также из древесины, кости, камыша или металла. Размеры и звучание их разнообразны. Очень популярна флейта. Она встречается у всех народов, но различается по размерам, материалу, форме и наименованиям - моротвана, касба, киба, нура, фалала, шукра и др. Трубы африканских народов сходны по форме, но различаются размерами и материалом (тыква, рога животных, слоновые клыки, дерево и др.).

       Один из самых древних афр. струн. инструментов - муз. лук. Этот щипковый инструмент представляет собой гибкую палку, к обоим концам к-рой прикреплена струна. Конец лука закапывают в землю, служащую резонатором. Большим пальцем и мизинцем правой руки музыкант играет на единственной струне. Иногда к луку присоединяют до 3 струн, что позволяет извлечь неск. звуков. К группе струнных принадлежит арфа. Она имеет деку, покрытую змеиной или львиной кожей. Количество струн варьируется; у народов Гвинеи, Мали, Сенегала популярен многострунный (часто 21-струнный) инструмент - кора. К щипковым струнным инструментам принадлежат также: мбет (разновидность музыкального лука), лютня, гитара, лира и др.

       Кроме того, в Африке распространены инструменты, занимающие промежуточное положение между определ. группами или совмещающие качества 2 групп. Таков струн.-дух. инструмент гура - гибкий лук с натянутой струной, к к-рой прикреплена плоская планка из страусового пера (колебания планки вызывают вибрацию струны). Сильно вдувая воздух в отверстие, проделанное в планке, а также пощипывая струну или постукивая по ней, музыкант заставляет её звучать.

       Музыка афр. народов отличается разнообразием жанров и их непрерывным развитием. Складываются новые танц. песни. Изменяется, хотя и не столь интенсивно, церемониальная и культовая музыка. Наиболее разнообразные я развивающиеся жанры - трудовые, героич., колыбельные, лирич. песни.

       Афр. лады состоят из неск. устоев и образующихся вокруг них "проходящих" звуков, скользящих на 1/4 или даже меньшую долю тона. Возникновение этих ладов зависит от способности исполнителя менять опорные звуки и варьировать интервалы внутри ладов. Распространена у народов Африки пентатоника, известны также гекса- и гептатонические звукоряды. Каждая этнич. группа имеет определённые лады. Своеобразие А. м. заключается в осн. в её ритмич. структуре, зачастую очень сложной. Ритм отличается высокоразвитыми формами полиметрии, к-рая особенно ярко проявляется в ансамблевом исполнении. Ритмич. сложность А. м. можно наблюдать на примере ансамбля барабанов. В каждом афр. оркестре имеется неск. барабанов, совместное их звучание создаёт характерный для А. м. "перекрёстный ритм" - полиритмию, когда одновременно сочетается неск. ритмов с неоднородным количеством временных долей в такте. При исполнении афр. песни возникает неск. ритмич. линий, имеющих свой рисунок, свои несовпадающие акценты: ритмы вок. мелодии, хлопанья в ладоши, барабанов и др. инструментов. Благодаря несовпадению акцентов всех этих ритмических рисунков создаётся эффект синкопирования.

       В мелодике афр. песен превалируют нисходящие ходы. Мелодическое движение неразрывно связано с речью. Мн. афр. языки - тональные (имеют 3, 5 и даже 7 тонов), в речи слышны постоянные повышения и понижения тона. Нередко звуковысотное интонирование текста точно соответствует мелодии песни, что обусловлено общностью их выразит. задач. Так, если интонирование текста состоит из НВНВН (где H - низкий, а В - высокий тон), то мелодич. линия песни придерживается того же рисунка и последовательности интервалов.

Для вок. исполнения африканцев характерны неопределённость диапазонов, короткое глиссандо, специфич. тембр голоса, высокий фальцет, выкрики, импровизация. Типичен приём антифонной переклички между солистом и хором или между двумя хорами: хор может повторять всю строфу солиста или только припев, или одна половина хора "отвечает" другой. Простейшая форма афр. песни - 2-частная фраза, каждая часть к-рой исполняется поочерёдно солистом и хором. Солист может варьировать текст песни, её мелодию, тогда как партия хора остаётся неизменной (обе части повторяются неск. раз в разных звуковысотных комбинациях), в др. случаях солирующая партия не изменяется. Используя такую технику, африканцы создают песни, состоящие из 6, 8 и более частей (путём повторений, изменения последовательности или в ведения новых элементов). В А. м. господствует одноголосие, но распространено и многогол. хор. пение с параллельным ведением голосов (в терцию, кварту, квинту); существует также гетерофония, полифония.

       Развитие совр. афр. муз. культуры неотделимо от историч. процессов, происходящих в Африке после 2-й мировой войны 1939-45. В странах, где к власти пришли более радикальные представители нац.-освободит. движения, культура рассматривается как важный рычаг идеологич. развития, как показатель роста нац. самосознания. При Организации африканского единства создана спец. комиссия по вопросам просвещения и культуры. Проблемы духовной культуры (в т. ч. музыкальной) являются предметом обсуждения мн. конференций, конгрессов.

       На 1-м Междунар. конгрессе негр. писателей и деятелей культуры (1956, Париж) была принята резолюция о необходимости глубокого изучения афр. культур. На 2-м конгрессе (1959, Рим) работала комиссия по иск-ву, занимавшаяся и муз. проблемами. Междунар. симпозиум по афр. культуре (1961, Ибадан) затронул вопросы о развитии нар. музыки, об её роли в проф. культуре, об использовании фольклора, о подготовке музыкантов. 1-й Междунар. конгресс африканистов (1962, Аккра) поставил важнейшие вопросы: единство и многообразие А. м., пути её развития, соотношение совр. и традиционного, изучение А. м., методы обучения и т.д. 1-й Всеафр. фестиваль иск-ва (1966, Дакар) продемонстрировал достижения афр. муз. культуры и способствовал её развитию.

       Для совр. муз. жизни Африки характерно появление новых муз. форм. Этот процесс связан с социальными и политич. переменами, происшедшими в Африке за последние два десятилетия: рост городов, промышленности, усиление миграц. процессов из деревень в города, из отсталых в экономич. отношении р-нов в более развитые, контакты с Европой (мн. афр. студенты получают образование в др. странах, в т. ч. в СССР), научно-техническая революция (радио, кино, телевидение). Новые музыкальные формы создаются на основе нар. А. м., но с использованием европ. гармонии и инструментария (особенно совр. дух. инструментов, гитары). Такое сочетание народного и европейского характерно для стиля хайлаф (этот термин обозначает также манеру танца, популярного во мн. странах Африки).

В сложных условиях развивается афр. культура в ЮАР. Афр. артистам приходится бороться против сегрегации и расизма, за предоставление им сцены, конц. площадок. По расистским законам ЮАР на спектаклях и представлениях запрещается присутствовать одновременно африканцам и белым. Лишь немногим африканцам удаётся получить муз. образование.

       Афр. муз. культура неотделима от развития т-ра. Театр. музыка в Африке возникла на основе синкретич. характера традиц. афр. иск-ва, выросшего из сельских празднеств, культовых и бытовых обрядов, религ. церемоний, уходящих корнями в глубокую древность. Совр. афр. т-р находится в стадии становления и ещё не везде приобрёл самостоятельность, он тесно связан с др. видами иск-ва. В спектаклях широко используется фольклор - нар. песни, танцы, муз. инструменты. Наибольшее распространение получили муз. нар. драма, фольклорный балет. В Гане, Нигерии, Сьерра-Леоне распространился жанр муз. нар. драмы, возникший на основе традиц. сюжетов, песен, танцев и музыки. Делаются попытки придать этим спектаклям совр. форму. Одна из первых драм - "Кикункор" (1934) сьерра-леонского комп. А. Дафара (сам выступал на сцене как певец и танцор) была показана на нью-йоркской сцене, передавалась по амер. радио, получила высокую оценку Л. Стоковского. В Сенегале, Гвинее, Мали и др. франкоязычных афр. странах наряду с драмой развивается фольклорный балет; пантомима и танец вождаются нар. музыкой, исполняемой на традиц. афр. инструментах. Эта форма балета зародилась в 30-е гг. 20 в в школе У. Понти (Дакар), учащиеся к-рой приезжали из разл афр. колоний Франции. Они использовали в спектаклях фольклор своих стран. Впоследствии на этой основе возникли фольклорные балеты. В 1961 многочисл. сенегальские балетные труппы, состоящие из артистов-любителей, были объединены в Национальный балет Сенегала, получивший известность в странах Европы. Совр. южноафр. оперы приближаются к таким произв., как "Порги и Бесс" Гершвина. Их мелодич. и ритмич. богатство основывается на широком применении песен и танцев, а также муз. инструментов народов Юж. Африки. Многие афр. муз-танц. коллективы (из Алжира, Ганы, Гвинеи и др.) гастролировали в разл странах, в т. ч.

Г

Гнауа (музыка)

М

Морна

Музыка Габона

Індія

Сторінки в категорії «Регіони Індії»

Показані 5 сторінок з 5 наявних.

В

Східна Індія

З

Західна Індія

З

Північна Індія

Північно-Східна Індія

Ю

Південна Індія

Музика

Музика Індії включає різноманітність живих і історичних жанрів народної, популярної, естрадної та класичної музики. Індійська класична музика, представлена ​​традиціями Карнатака і хіндустані, сходить до «Сама-веде» і описана як складна і різноманітна система, що впливає на зовнішній і внутрішній світ, в ряді трактатів перших століть нашої ери і особливо Середньовіччя. В сучасності вона пов'язана з високою традицією і особливо з релігійною практикою. Народна музика важлива для збереження ідентичності численних народів Індії. У період мусульманського завоювання індійська музика увібрала й асимілювала ряд традицій і інструментів арабської музики, а в період європейського колоніального панування - елементи та інструменти музики Європи. У XX столітті індійська музика при посередництві ряду видатних європейських («Бітлз») і американських музикантів (Джон Маклафлін), а також кінематографа і рухів хіпі, нью-ейдж, прозелітичною вайшнавізму та інших стала одним із значних компонентів музичної розмаїтості загальносвітової культури.

Классическая музыка

Основная статья: Индийская классическая музыка

[править]Народная музыка

Два народных музыканта на выступлении в деревне

Основная статья: Индийская народная музыка

[править]Бхангра

Основная статья: Бхангра

Бхангра — живая танцевальная и музыкальная традиция, происходящая из Пенджаба. Исходно она была связана с праздником урожая, затем распространилась на свадьбы и праздники Нового Года. В конце XX века она стала одним из элементов дискотек сначала в Великобритании и США, а затем по всему миру благодаря легко адаптируемым к дискотечной практике танцевальным ритмам.

[править]Лавани

Основная статья: Лавани

[править]Дандия

Основная статья: Дандия

[править]Раджастани

[править]Музыка баулов

Карнатік - класична музика Південній Індії за стилем, формою і змістом багато в чому подібна класичній музиці Півночі, але значно відрізняється в деталях, зазвичай приписуються сильному мусульманському впливу, якому піддалися всі ці території.

Индийская классическая музыка — одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. Её истоки традиционно связывают с Ведами, в первую очередь с «Сама-ведой» (2 тыс. до н. э.), останавливающейся на музыке подробнее других Вед (объясняя, как исполнять гимны «Риг-веды») и прочно связывающей истоки музыки с религиозно-магической практикой индуизма. Трактат по театру, музыке и танцу «Натья-шастра» (первые века н. э.) демонстрирует, что уже до его создания индийцы обладали высокоразвитой музыкальной системой. Она также фиксирует важную связь музыки с танцем и драмой. Под влиянием мусульманской культуры в Средние века важным становится распевное исполнение авторской поэзии, которое адаптировалось индийской культурой и стало важной частью классической музыки.

Индийская классическая музыка стремится к монофонии, и при ансамблевом исполнении единственная мелодическая линия оформляется фиксированными бурдонными звуками. Мелодические построения называются рага, ритмические — тала. Раги — закреплённые традицией ладоритмические построения, основные для классической музыки. Европейскими языковыми средствами они могут описываться как «мелодии», «темы». В процессе исполнения раги основная тема подвергается интенсивному интонационному развитию по принципу аналогичному джазовой импровизации. Однако, в отличие от последней, рага это не просто музыкальная тема, но и глубоко осмысленный философско-поэтический комплекс. Так, рага-васанта символизирует весну, рага-камала — лотос, рага-мегха — тучу, приносящую дождь, рага-шанти ассоциируется с состоянием покоя, рага-шрингара — с чувством любви, рага-хасья — с весельем и т. д. Исполнение раг приурочивается ко времени суток или года (мелодии утренние, вечерние, полуденные). Звукоряд индийской классической музыки существенно отличается от обычного для западной музыки деления октавы на 12 равных полутонов. Его наиболее часто сводят к делению октавы на 22 неравных микрохроматических ступени — т. наз. шрути. Для каждой раги из общего набора выделяется до 7 основных ступенй са ре га ма па дха ни, и они расположены друг от друга на расстоянии нескольких шрути. Поэтому каждая основная ступень способна иметь несколько версий высоты. При настройке инструментов может использоваться голос исполнителя, а не звук другого инструмента.[1]

Индийская классическая музыка разделяется на две основные традиции, разошедшиеся примерно с XIII века:

Хиндустани, с корнями в Северной Индии

Карнатака, с корнями в Южной Индии

Содержание  [убрать]

1 Инструменты

2 Традиция хиндустани

3 Традиция карнатака

4 Бытование

5 См. также

6 Примечания

7 Литература

8 Ссылки

[править]Инструменты

Музыкальные инструменты, обычные для музыки хиндустани — ситар, сарод, танпура, бансури, шенай, саранги и табла. Обычные для музыки карнатака — индийская продольная флейта (вену), готтувадьям, вина, мридангам, канджира, гхатам и скрипка.

[править]Традиция хиндустани

Основная статья: Музыка хиндустани

В музыке хиндустани обычно выделяется ритмическая составляющая, подчёркнутая двойным барабаном табла, одним из символов индийской музыки в целом. Другой характерный инструмент хиндустани, также, как и табла, характерный для исполнения за пределами традиции хиндустани — танпура, которая настраивается для исполнения конкретной раги и играет роль однообразного ритмического бурдона. Традиционно на танпуре играет ученик мастера-солиста. Характерные темы музыки хиндустани — романтическая любовь, любование природой и религиозные распевы, посвящённые Раме, Кришне, Аллаху. Выбор стихов не имеет строгой зависимости от конкретной раги.

Исполнение раги начинается с медленной разработки её темы в форме алапа. Алап может длиться от нескольких минут до 30—40 минут в зависимости от стиля и предпочтения солиста. После алапа начинается основная часть раги, джор или друт, где ритм постепенно возрастает, а исполнение становится богато орнаментированным. В третьей части подключается исполнитель на табла, эта часть называется тала.

В музыке хиндустани, сформировавшейся на основе более ранней индийской музыкальной традиции в XIII—XIV веках и закрепившейся при правлении Великих Моголов, хорошо заметно значительное персидское влияние. Она широко распространена как в Индии, так и в Пакистане и Бангладеш.

[править]Традиция карнатака

Основная статья: Музыка карнатака

[править]Бытование

Обучение индийской классической музыке ведется устно и индивидуально, со значительным акцентом на её воздействие на внутренний и внешний мир. Несмотря на возникшие в эпоху Просвещения попытки музыкальной записи, ни одна из них не получила универсального статуса.

Значительно повлияло на классическую музыку появление звуковоспроизводящих устройств. Раги, приуроченные в исполнительской традиции к определённому времени суток, могли исполняться в любое время по желанию владельца патефона, меняя тем самым всё представление о порядке дня и ночи.

В период до обретения независимости в 1947 году музыканты присутствовали при многочисленных дворцах раджей и князей. С введением республиканского строя и национализацией достояния аристократии, и одновременной вестернизацией, классическая музыкальная традиция сконцентрировалась вокруг индуистских храмов. Единичные выдающиеся музыканты приобрели поддержку правительства.

В 1969 году на фестивале Вудсток в США выступил ситарист Рави Шанкар, и вспыхнувшая популярность индийской классической музыки на Западе вернула интерес к ней у населения Республики Индия. Вместе с тем, на Западе были популярны в первую очередь демонстрации инструментального исполнительского мастерства, что сильно изменило ценности индийской классической музыки к концу XX века от приоритета голоса над инструментом и созерцательной глубины звука в пользу инструментальной виртуозности и скорости.

Інструменти

Табла - набір двох маленьких барабанів, на яких грають кінчиками пальців, і при цьому виконавець здатний зробити неймовірне розмаїття звуків і тембрів, в діапазоні однієї октави. Часто його також називають табла-байян, де табла розташований праворуч, а байян - зліва. Авторство створення цього інструменту приписано того ж легендарному майстру, який створив і сітар, - Аміру Хусро. Поверхня двох барабанів вкрита натягнутою шкірою, а резонуючі тіла у них різні: табла вирізаний з дерева, а байян - металевий. Табла зазвичай налаштовують під домінуючі акценти виконуваної раги.

Попередник табла - пакхавадж, довгий, майже метровий барабан, спочатку зліплений з глини, хоча деревина тепер стає більш популярною. Він складається з двох частин, кожна з яких наповнена своїм звучним вмістом. В одній з них - зерна рису, змішані з тамаринду, в іншій - пшеничне борошно, що видає більш глухі і низькі звуки. Вдаряючись об натягнутий пергамент, ця маса видає глибокі звуки, які супроводжують спів і танець Катхак.

Шехнай - традиційний інструмент для весільної музики, зроблений з очерету та нагадує за формою гобой з дев'ятьма отворами для пальців рук музиканта. Цей інструмент, незважаючи на свою простоту, вимагає контролю над диханням і майстерного виконання.

Бансурі - це різновид бамбукової флейти, що нагадує за формою мурло, відомий нам по традиційному зображенню Крішни, грає на флейті. Незважаючи на наявність лише двох октав, цей інструмент тепер часто звучить на концертах соло.

Найбільш відомим інструментом індійської класичної музики є ситар, винайдений, згідно з легендою, в 13 столітті Аміром Хусро. Зазвичай це шестиструнної інструмент, однак нерідкі випадки, коли число струн досягає від 11 до 19, і в такому сітарі вже дві групи струн. Лади в інструменті не зафіксовані, а можуть переміщатися по грифу, таким чином надаючи музикантові більш широкі можливості для виконання специфічних раг.

Сурбахар - "весенняя мелодия", бас ситар, созданный Сахибдад Кханом, прадедом известных исполнителей Вилайата и Имрата Кхан, рождает глубокий и низкий звук. Его более широкий и длинный гриф, чем у ситара, имеет установленные лады. Благодаря его увеличенным по сравнению с ситаром размерам и более длинным струнам, он обладает широким диапазоном звука.

Сарод - струнный инструмент, пришедший в североиндийскуюклассическую школу музыки из Афганистана. Меньший по размеру, чем ситар, он состоит из двух резонирующих частей, бульшая из которых вырезана из древесины тика, а меньшая - металлическая. Всего в инструменте 25 струн, 10 из которых образуют главную группу (4 используются для создания мелодии, 6 резонирующих поддерживают ритм), остальные же, расположенные ниже, являются вспомогательными. Сарод был усовершенствован Устад Али Акбар Ханом и Устад Амжад Али Ханом, ставшими впоследствии и наиболее известными исполнителями на этом инструменте.     

Саранги - струнный инструмент, более напоминающий скрипку, чем все вышеописанные, хотя сходство весьма приблизительное. Обычно имеет 3-4 главные струны и до десятка вспомогательных. Бытует представление, что это наиболее сложный для исполнительского искусства музыкальный инструмент. Музыкант должен владеть виртуозной техникой исполнения для игры на нем. Саранги имеет очень широкий диапазон тембров и способен имитировать звук человеческого голоса, поэтому часто использовался для вокального сопровождения. Только в недавнем прошлом этот инструмент завоевал право выступать соло благодаря усилиям таких известных музыкантов, как Устад Султан Хан и Таран Пандит Нараян.

    

Сантур - трапецієподібної форми інструмент, тільки недавно був прийнятий в класичній музиці. Він має більше сотні струн, натягнутих в паралельних парах на двох грифах по обидві сторони інструменту. Найбільш відомим виконавцем на сантур є Пандіт Шив Кумар Шарма.

Сурмандал - інструмент, зазвичай використовуваний співаками для власного музичного супроводу. Покликаний створювати музичний фон для голосу, тим не менш, іноді він використовується і для виконання основної мелодії.

Показано 18 страниц из 18 имеющихся.

Б

Бансури

В

Вина (музыкальный инструмент)

Д

Дамару

Дхолак

К

Канджира

М

Мриданга

Р

Рабанастр

С

Саранги

Сарод

Ситар

Т

Табла

Тавил

Т (продолжение)

Тала (музыка)

Тамбура

Таус

Ш

Шанкха

Шахнай

Э

Эсрадж

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИНДИИ

 

Мриданга – очень древняя форма барабана, обладающая совершенной акустикой. Мриданга Южной Индии - это концертный барабан, составляющий аккомпанемент к классической музыке и танцу, а также предназначенный для сольных выступлений. Барабан представляет собой полый деревянный корпус из мореного дерева, по форме напоминающий два цветочных горшка отверстиями друг к другу. На каждом конце находится мембрана, закрепленная на круглом обруче, перевязанном кожаными ремнями. Длинный шнур из кожи проходит через обруч сквозь 16 равноудаленных отверстий по периметру мембраны, а его концы связываются между собой. Ударная плоскость для правой руки утяжеляется при помощи черного диска посередине, состоящего из мелких железных опилок, угля, крахмала и гумми. Смесь наносится слой за слоем и затирается гладким камнем. Ударная плоскость для левой руки временно покрывается небольшим количеством теста из смоченной муки, это делается с целью понизить звучание на одну октаву. По окончании представления тесто удаляется. На Мриданга играют, постукивая по мембранам пальцами и ладонями.

 

Вену, флейта Южной Индии, обычно изготавливается из высококачественного бамбука. Она имеет отверстие для губ  у закрытого конца и 8 отверстий для пальцев. Это концертный инструмент с диапазоном 2,5 октавы. Звуковые нюансы и переливы достигаются путем открывания и закрывания пальцами отверстий.

 

Вина в Южной Индии носит название Сарасвати Вина, по имени Сарасвати, богини знаний и искусств. Корпус инструмента выдалбливается из куска твердого мореного дерева и имеет плоский верх. Гриф изготавливается из того же дерева. Тыквенный резонатор крепится на гриф снизу, у шейки. Шейку венчает изогнутая книзу голова фантастического дракона. Мелодию играют на 4 основных струнах, а 3 боковые струны служат для аккордов. Мелодию играют с помощью 24 ладов, а сам инструмент имеет диапазон 3,5 октавы. Вина – это концертный инструмент, который также используется в качестве сопровождения к вокальной музыке и классическому танцу.

Еккалам – это прямая труба из меди или латуни, состоящая из 4 секций, соединенных между собой. Она присутствует на храмовых процессиях, издавая громкие и пронзительные звуки.

Комбу – это рог, составленный из 3-4 частей, скрепленных вместе. Он используется в храмовых процессиях и на вечерних службах Девавадьям в храмах Кералы. Искусный музыкант может извлечь на этом инструменте несколько различных нот.

Мукха-вина – небольшой язычковый инструмент из дерева с воронкообразной металлической основой, 8 отверстиями для пальцев и мундштуком. На нем играют наравне с волынкой. Он использовался в качестве сопровождения к классическому танцу, пока его не вытеснила скрипка, которая тоже сопровождает вокальную музыку.

 

 

Нагасварам – это язычковый инструмент из дерева, завершающийся воронкообразным отверстием. Он имеет 7 отверстий для пальцев и мундштук. Игру на Нагасвараме сопровождают отту, или гудок (похожий инструмент), тавил (особый вид барабана) и цимбалы. На Нагасвараме играют в храмах Южной Индии, на фестивалях и свадьбах, в царских резиденциях. На нем играют классическую музыку.

 

 

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАТХАКАЛИ

 

Маддалам – это барабан, специально используемый в танцевальной драме Катхакали. Он представляет собой большой Мриданга, у которого левая мембрана утяжеляется тем же самым составом, что и у Мриданга. На правой стороне утяжеление отсутствует. На кончики правой руки наматывается белая ткань и закрепляется рисовой пастой.

Ченда – это цилиндрический барабан с деревянным корпусом. Мембраны натягиваются на отверстия и закрепляются шнуром. На барабане играют изогнутыми палочками, ударяя ими по мембране. Звучание высокое.

Елатхалам – это пара больших плоских металлических цимбал, на которых играет один из вокалистов, в дополнение к барабанам, а также в качестве сопровождения к танцу. Эти цимбалы также носят название Джалра.

Ченгала – это плоский металлический гонг, в который главный вокалист ударяет палочкой, расставляя ударения в песне или танце.

 

Ерикка – это деревянный барабан в форме песочных часов. Мембраны натягиваются на круглые рамы, имеющие продолжение за отверстиями барабана, и стягиваются шнуром. По центру барабана через шнуры проходит лента, благодаря которой барабанщик может регулировать натяжение шнуров. С внутренней стороны к мембранам крепятся несколько струн, протянутых через центр. Контролируют натяжение шнуров левой рукой, в то время как правая рука ударяет изогнутой палочкой по мембране, извлекая звук. Барабан издает переливчатые звуки, и является подходящим аккомпанементом для женских танцев или романтических сцен в танцевальной драме Катхакали и драме Чаккья.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СЕВЕРНОЙ ИНДИИ

 

Пакхавадж – это Мриданга Северной Индии. Он крупнее, чем южноиндийский Мриданга и имеет другое звучание. Пакхавадж используют в качестве аккомпанемента к классическим песнопениям Дхрувапад, которые поются в индуистских храмах, и к песням Дхамар и Хори на фестивале Весны. Он также составляет музыкальное сопровождение к большинству танцев Катхак.

Саранги – это индийская скрипка, используемая в качестве сопровождения к классической музыке и танцам Северной Индии. Она изготавливается из куска дерева и имеет пергаментную середину, куда крепится кобылка. Она имеет 3 струны из кожи и 1 латунную. За основными струнами обычно располагаются 15 струн из тонкой проволоки разной длины, для извлечения нот. Саранги держат в вертикальном положении и играют смычком. Звучание струн прерывается нажатием ногтя поперек струны. Инструмент имеет диапазон 3,5 октавы.

 

Табла – это пара барабанов, каждый из которых имеет свою одну мембрану. Табла – это барабан для правой руки, выдолбленный из дерева, и стоящий в вертикальном положении. Мембрана посередине утяжелена точно так же, как и у Мриданга. Кожаные шнуры проходят через обруч сквозь 16 равноудаленных отверстий, а их натяжение регулируется деревянными колышками. Барабан для левой руки называется Байя – это медный барабан в форме горшка. Мембрана утяжелена той же черной смесью, но распределенной со смещением от центра. Табла – это наиболее популярный аккомпанемент к классической музыке и танцу Северной Индии.

 

Мурали или Бансари – это бамбуковая флейта Северной Индии. Она имеет отверстие для губ у закрытого конца и 6 отверстий для пальцев. Это концертный инструмент с диапазоном 2,5 октавы.

 

Сарод – это популярный сольный инструмент Северной Индии, на котором исполняются музыкальные изыски и хитросплетения индийской классической музыки. Инструмент имеет в длину 3,5 футов, на нем играют приспособлением из кокосовой скорлупы или слоновой кости. Закругленный корпус инструмента и резонатор у шейки вырезаются из куска мореного дерева. Верхняя часть корпуса обтягивается кожей, на ней закрепляют кобылку. 4 основные струны и 2 дополнительные делаются из проволоки. Обычно под основными струнами находятся 15 созвучных струн разной длины, их настраивают при помощи ключей сбоку инструмента. Инструмент держат горизонтально на колене. Звучание очень богатое и насыщенное, инструмент имеет диапазон 3,5 октавы.




1. Информационные ресурсы продукты и услуги
2. Мазепа Тривалий час починаючи з 1929 року по 1960 рік В
3. ГЕОРГІЇВСЬКОМУ СОБОРІ П О Н Е Д І Л О К
4. Акласс Куликова Полина Андреевна ~ 2 Акласс
5. Реферат- Лекции по Финансам
6. . СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
7. КНИГА ВТОРАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЧАСТЬ ВТОРАЯСХОЛАСТЫ Глава VIIПАПСТВО В ВЕКА МРАКА За
8. Москва в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова
9. Тематический портал Адвертолоджи наука о рекламе посвященный в первую очередь рекламе а также маркетин
10. Тема Форма самостоятельной работы 09
11. ЗАДАНИЕ 1 СЕМЕСТРЕ 20122013 УЧЕБНОГО ГОДА ТЕМЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ Для заочного отделения 20122013 У
12. ru Все книги автора Эта же книга в других форматах Фредерик Бегбедер Любовь живет три года
13. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора медичних наук Харків 1999 Дисертаці
14. тематическая модель1
15. тема преобразования сигнала
16. война между Российским царством и Швецией за господство на Балтике
17. Реферат- Калий и натрий
18. Разработка бизнес-плана для своего предприятия
19. Текстовые знаки
20. Реферат- Психоанализ