Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
6
Тема «Экономико-географическое положение»
Понятие ЭГП. Историческая изменчивость как отличительная черта ЭГП. Потенциальный характер ЭГП. Компоненты анализа ЭГП. Виды ЭГП. Транспортно-географическое и политико-географическое положение. Макро, мезо и микроположение.
Анализ (оценка) ЭГП. Экономическое расстояние. Значение ЭГП. Анализ ЭГП столиц. Теоретические основы для определения качества местоположения. Оценка ЭГП через систему рентных отношений. ЭГП как рыночный ресурс. Понятие функции места. Инновационная модель формирования ЭГП. Актуальность проблемы количественной оценки.
Экономико-географическое положение (ЭГП) одно из немногих научных понятий, принадлежащих только экономической и социальной географии. ЭГП сложная и важная тема, по образному выражению Е.Н. Перцика, одна из ее тайн, над разгадкой которой размышляли многие экономико-географы (Перцик, 1997). Экономико-географическое положение (ЭГП) - отношение данного объекта (промышленного предприятия, города, района, страны) ко вне лежащим данностям (транспортным путям, районам, государственным границам, странам) природного порядка или созданным в процессе истории, имеющим экономическое значение и оказывающим определенное влияние на развитие объекта.
«Основная идея, гносеологическая основа географического положения как для физической, экономической, так и политической географии - идея пространственного отношения. В физической географии это отношение к Гринвичу и полюсам, а также к различным физико-географическим объектам. В экономической географии это отношение к экономическим объектам» (Маергойз, с. 18).
Положение (по Ф. Ратцелю) есть «принадлежность к определенной территории».
Отличительная черта ЭГП его историческая изменчивость. Известный пример: с переносом путей европейской торговли в Атлантику, Италия утратила выгоды своего географического положения на Средиземном море, через которое и далее по суше осуществлялись основные торговые связи Европы с Ближним Востоком Впоследствии, в связи со строительством Суэцкого канала, все опять изменилось.
Еще одна черта ЭГП - его потенциальный характер. Не всегда реализуются преимущества положения того или другого объекта. Время может изменить значимость окружения.
При анализе ЭГП изучают следующие его компоненты:
- транспортно-географическое положение, т. е. положение по отношению к транспортной сети (с учетом провозной способности путей сообщения, степени загруженности, скорости и стоимости перевозок). Особенно выделяется приморское положение, которое во все времена было существенным фактором экономического развития;
- промышленно-географическое, - положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз;
- агрогеографическое, - положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления сельскохозяйственной продукции;
- рыночное или сбыто-географическое - положение относительно рынков сбыта продукции, которое выступает как важнейший фактор, влияющий на размещение производства и во многих отраслях имеет первостепенное значение;
- демографическое положение относительно сгустков населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров;
- рекреационно-географическое положение относительно мест отдыха и туризма, проявляющееся через фактор времени и транспортные расходы отдыхающих.
Различают также виды ЭГП в зависимости от положения объекта в районе, области, стране: центральное, периферийное, глубинное, окраинное и т. д. Применительно к стране важное значение имеет пограничное (соседское) положение.
Родственная категория экономико-географическому положению - политико-географическое положение. Так, Н.Н. Баранский писал, что экономико-географическое положение необходимо учитывать достаточно широко, имея в виду не одну экономику, но и политику, стратегию и культуру.
Н.Н.Баранский выделяет «положение по отношению к очагам войны». «США своим быстрым экономическим подъемом во второй половине XIX в. тоже в значительной мере обязаны своему положению в стороне от очагов войны», что позволило им, когда европейские державы терпели большие убытки от военных действий, «вкладывать в течение ряда десятилетий, вплоть до первой мировой войны, на строительство городов, рудников, заводов, железных дорог и т. д.». Н.Н.Баранский указывает также на необходимость «учитывать положение страны и по отношению к очагам первоначальной человеческой культуры. В Старом Свете древние очаги культуры зародились в древнем Египте, междуречье Тигра и Евфрата, в Индии и в Китае. Затем две цивилизации: египетская и месопотамская - вышли на Средиземное море, создав последовательно культуру финикийскую, греческую и римскую. Далее греко-римская культура распространилась на весь запад Европы... И нужно учитывать положение страны по отношению к этой трассе культуры, которую история начертала на карте» (Баранский, с. 136).
Выделяют также ЭГП в зависимости от масштабов объектов: макро, мезо и микроположение.
Анализ (оценка) ЭГП начинается с характеристики дистанционности объекта, т. е. определения расстояния от него до других объектов, что может быть сделано разными способами. Различают:
- геодезическое (воздушное) расстояние по прямой между пунктами, измеряется в километрах по карте;
- фактическое расстояние по существующим путям сообщения, которое, как правило, больше геодезического, так как существующие трассы не представляют собой прямые линии, и, часто, непосредственная связь между пунктами отсутствует;
- экономическое расстояние также по путям сообщения, но измеряемое либо временем, либо затратами на его преодоление;
- топологические расстояния ими часто пользуются в быту (например, оценка расстояния кварталами), а также в научных исследованиях (многие особенности транспортно-географического положения описывают с помощью теории графов).
Значение ЭГП можно проследить на примере «судеб» многих городов. Так, важнейшие экономические центры возникли в устьях крупных судоходных рек при впадении их в море, если за городом формируется достаточно мощный хинтерланд: голландские и бельгийские города в устье Рейна, Мааса, Шельды, а также Гамбург, Рига, Санкт-Петербург, Архангельск и др. Выгоднейшее место расположения крошечного пристанционного поселка Новосибирска на пересечении Транссиба и великой реки, на потоках угля, хлопка, зерна и леса превратило его в город-миллионер Новосибирск за несколько десятилетий. Исключительное положение на изломе крупной реки определило историческую судьбу Царицына Сталинграда Волгограда. Большая или меньшая роль «окна в Европу» определяла на конкретном историческом отрезке времени развитие Архангельска, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга.
Город возникает для выполнения определенных обязанностей. И ЭГП должно наилучшим образом обеспечивать выполнение возложенных на город функций.
Особый интерес представляет анализ ЭГП столиц. Политическое, военное и экономическое возвышение Москвы в период укрепления Русского централизованного государства напрямую связано с ЭГП города в центре Русской равнины, узле сухопутных дорог Волго-Окского междуречья, в «фокусе гигантской системы естественных и радиальных искусственных путей, в главном историческом ядре расселения русского народа». Выдающаяся столица Франции Париж подлинное сердце государства, экономический, политический и культурный центр громадного международного значения, благодаря его уникальному центральному месту в стране в «вершине большого треугольника великих путей Франции.
В то же время, многие города, в том числе бывшие столицы, «гаснут» во времени. В анализе ЭГП становится очевидным: для того, чтобы понять настоящее, надо глубоко изучить прошлое, историю, познать причины перемен влияния внешних факторов на тот или другой объект.
Актуальной остается проблема оценки ЭГП. Следует отдавать предпочтение «кратким концентрированным характеристикам отдельных видов ЭГП страны, региона или района. В качестве иллюстрации приведем фрагмент из статьи А.И.Трейвиша об Ивановской области. «Один из парадоксов региона кроется в его геоположении. Это бесспорная часть русского историко-культурного и промышленного ядра, но расположенная … в стороне от столбовых дорог. Транзитные коридоры идут через Ярославль и Нижний, а между ними за Волгой (Горьковским водохранилищем) тупик» (Трейвиш, с. 218-219).
Однако, для того, чтобы постичь процессы, формирующие пространственные структуры географии, «можно и нужно оценивать расстояния в терминах денежных издержек, времени в пути, возможности общественных контактов и т. д.» (Д. Харвей). Теоретическую основу для определения качества местоположения с учетом интеграционных связей между функциями на рынке сбыта своей продукции впервые можно встретить в работе А. Тюнена (Тюнен А, 1926). В его исследовании показано, как в зависимости от удаленности от центра спроса на различные виды продукции образуются концентрические области с определенной функциональной специализацией. В данной модели положение относительно центра региона обусловливает массу прибыли, транспортные затраты, стоимость рабочей силы. Вывоз сельскохозяйственных продуктов на рынок приводит к подразделению территории на кольца разной специализации.
В подавляющем большинстве случаев ЭГП оценивается с употреблением шаблонных выражений типа «благоприятное» или «неблагоприятное». Есть некоторые продвижения на пути количественной оценки ЭГП.
В.П.Дронов предложил оценивать ЭГП как систему рентных отношений, введя понятие «рентного поля». Вспомним, что установление различных видов ренты положения как один из путей количественной оценки ЭГП впервые было предложено И.М. Маергойзом. Г.М.Лаппо объясняет высказанную В.П.Дроновым идею оценки «рентного поля» так: «из совокупности объектов формируется совокупное рентное пространство территории. Суммарный рентный потенциал отдельных объектов и характеризует количественно ЭГП. Тем самым, ЭГП превращается в рыночный ресурс. На примере одного из блоков интегрального ЭГП инфраструктурно-географического положения» … определяется «удельное (в %) удорожание при размещении предприятий в разных пунктах с неодинаковым развитием социальной инфраструктуры. Это удорожание зависит от ряда условий. Среди них: благоустроенность жилого фонда, обеспеченность жильем, торговыми площадями, больничными койками, зрелищными предприятиями, спортивными сооружениями, уровень развития сферы обслуживания. Показатели в денежной форме поэлементные и комплексные рассчитываются на 1000 жителей по каждому городу. С помощью модифицированной формулы Стюарда определяется инфраструктурно-рыночный денежный эффект (ИРДЭ) каждой точки данной территории:
где Vi потенциал точки, создаваемый системой городов территории; Pj ИРДЭ города; dij расстояние между городами. Определив рентные потенциалы точек, можно построить рентное поле для данной территории» (Лаппо, с. 78). Суммарный рентный потенциал отдельных объектов и характеризует количественно ЭГП.
Характер функционирования и типы взаимодействия поселений (объектов) не остаются постоянными во времени. Пример концептуальной модели взаимодействия поселений предложена С.Е.Ханиным. Моделирование ЭГП, наряду с другими параметрами, автор связывает с непосредственным анализом взаимодействия функций поселений. Рыночные мультипликаторы вызывают определенную перестройку в системе функциональных связей поселений. «Одни типы пространственного положения поселений отличаются большей аттрактивностью по отношению «к своим» группам функций и при этом склонны к отторжению всех других видов деятельности. Аттрактивность функций к определенным вариантам ЭГП поселений является обратной стороной «принципа запрета» на размещение в их предприятий других отраслей. Это свойство ЭГП поселений А.А. Минц и В.С. Преображенский удачно назвали функцией места. Предполагается, что вероятность размещения функции в i-том месте увеличивается при условии, что в этом случае она может, с одной стороны, обеспечить рыночный спрос на свою продукцию, а, с другой, - затраты, связанные с ее деятельностью, по крайней мере, не больше, чем при любом другом варианте ее размещения» (Ханин, с. 5).
А.И.Зырянов видит прямую зависимость между размером города и его положением: «ценность позиций городов адекватна их размерам»… крупнейший город обладает наилучшим географическим положением. Второй по величине город имеет вторую по ценности позицию, третий третью и т. д… Термин «позиция» в данном случае используется как синоним понятия «географическое положение»….Говоря о размере города …имеем ввиду его численность населения» (Зырянов, с.19).
Инновационная модель формирования ЭГП предложена В.Л.Бабуриным (Бабурин, 2002). Ученым рассмотрена роль инновационного ЭГП в исторических процессах, имевших место на протяжении веков в пределах российского пространства. По словам Е.Е.Лейзеровича, автор «декларирует периферийность и полупериферийность России в мировой экономике, выделяя одновременно инновационные преимущества Волжско-Окского междуречья наиболее стабильного креативного региона России на протяжении последних 600 лет» (Лейзерович, с.9).
Проблема совершенствования количественной оценки ЭГП остается сверхактуальной. Если более ранние подходы опирались на степень развитости объектов производственной, а потом социальной инфраструктуры, то сейчас «речь идет об интегральной оценке внутренней среды региона, степени ее (регионального пространства) трансакционности - способности катализировать рыночное саморазвитие и инновационную предпринимательскую энергию региональной общности людей, динамичный экономический рост или, наоборот, гасить стимулы энергичной хозяйственной деятельности, тормозить развитие в вязком (изобилующем природными и рукотворными разрывами) пространстве (Пилясов, с. 23).
Литература
Бабурин В.Л. География развития инновационных процессов в пределах российского пространства. Автореферат дисс. д-ра геогр. наук. М.: МГУ, 2002
Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии. Экономико-географическое положение. Избр. тр. М., Мысль, 1980
Голубчик М.М., Файбусович Э.Л., Логинова Н.Н., Ковшов В.П. Введение в экономическую и социальную географию. Саранск: Изд-во Морд. Ун-та, 1993. Глава 3. Основы теории экономико-географического положения. С.53-65
Дронов В.П. Экономико-географическое положение как система рентных отношений.//Известия РАН. Серия географическая, 1993, №2
Зырянов А.И. Правило размер-позиция. Изв. РАН. Серия Географическая, 2007, №6
Лаппо Г.М. География городов. М., ВЛАДОС, 1997
Лейзерович Е.Е. Базовые составляющие экономико-географического положения стран и районов. Изв. РАН. Серия географическая, 2006, №1
Маергойз И.М. Методика мелкомасштабных экономико-географических исследований. М., Изд-во Моск. ун-та,1981
Минц А.А., Преображенский В.С.Функция места и ее изменение. ИАН. Серия географическая, 1970, №6
Перцик Е.Н. Экономико-географическое положение Ростова-наДону. //Проблемы расселения: история и современность. М.: Ваш выбор, ЦИРЗ, 1997, с. 96-100
Пилясов А.Н. Переинтерпретация старых понятий экономической географии (на примере потенциалов и активов. Изв. РАН. Серия Географическая, 2004, №2
Минц А.А., Преображенский В.С.Функция места и ее изменение. ИАН. Серия географическая, 1970, №6
Трейвиш А.И. Образы и парадоксы депрессивных городов России.//Города и городскик агломерации в региональном развитии. Под ред. Ю.Г.Липеца. М.: ИГ РАН, 2003
Тюнен А. Изолированное государство. М., 1926
Ханин С.Е. Экономико-географическое положение поселений: проблемы, модели. ВМУ, серия 5, География, 1994, №2
Харвей Д. Научное объяснение в географии. М.: Прогресс, 1974 |