Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Причины и значение введения христианства на Руси В черноморских греческих городах так же как и на Поду

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

8

«Причины и значение введения христианства на Руси»

В черноморских греческих городах, так же как и на Подунавье, христианство начало распространяться уже в первые века по Р.Х., а оттуда заноситься в наши края купцами и странствующим людом. Несомненно, уже в IХ веке христианская религия стала довольно обычным явлением в важнейших городах Украины, где много было такого подвижного населения, и захватила высшие слои общества. Известно, что в 860х годах посланные на Русь греческие духовники окрестили многих людей, так что на Русь прислан был потом особый епископ для здешних христиан. В первой половине Х века упоминается церковь св. Илии в Киеве на Подоле – в трактате Игоря с греками, и среди Игоревой дружины в том же трактате различается Русь христианская и Русь языческая. На княжеском дворе и в боярских кругах было довольно много христиан, и неудивительно, что и жена Игоря, княгиня Ольга, также крестилась.

1 Княгиня Ольга

Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие христианства всем древнерусским народом.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «Церемонии», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и 946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин) и Роман — багрянородный василевс. Известно, что Роман, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945 году. По версии историка Г. Г. Литаврина визит, описанный Константином, состоялся на самом деле в 946 году, а крещение состоялось во время 2-го визита в Константинополь в 954 или 955 годах[ Литаврин Г. Г., К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги]. Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.

Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги (как и о целях её визита), и более того, в свите княгини был назван некий священник Григорий [Историки считают Григория выходцем из Болгарии. Как правило, в свите людей, принявших решение о крещении, присутствовало духовное лицо, которое способствовало принятию такого решения], на основании чего некоторые историки предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в Константинополе в 950-х годах:

«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой».

О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт, возглавивший неудачную миссию в Киев в 961 году и имевший сведения из первых рук.

Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Константина), и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Скорее всего, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Св. Ильи в Киеве в русско-византийском договоре 944 года.[W о]

Как свидетельствуют германские хроники, в 959г Ольга – королева руссов, направила послов к императору Оттону I во Франкфурт-на-Майне с просьбой прислать на Русь епископа и священника. Но на пути в Киев епископ Либуций умер, поэтому в конце 961г к Ольге прибыл монах из Трира Адальберт. Однако киевляне-язычники встретили его враждебно, поэтому в 962г Адальберт вернулся в Германию.[1 с.43]

В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году её внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб. Скорее всего, в княжение Владимира княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее — до середины XIII века[17]. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами — 24 июля по григорианскому.

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

2 Князь Владимир

К 972г Русская земля фактически распалась на уделы. Правивший в Киеве Ярополк был тайно окрещен и принял христианство римского обряда. Он установил тесные связи со странами Западной Европы. В конце марта 973г он направил посольство в Кведлинбург к императору Германии Оттону I с богатыми дарами, приурочив их к Пасхе. Он также заключил союз с печенегами, предварительно нанеся им серьезное поражение.[1 с.46]

Но с 977г между сыновьями Святослава разразилась братоубийственная война, в которой одержал победу Владимир (Вольдемар)

2.1 Первая религиозная реформа

Владимир сокращает количество богов до 6 во главе Перун.

Чтобы подчеркнуть победу язычников против христианина Ярополка, Владимир велел воздвигнуть на холме капище с фигурами богов: Перуна, Даждьбога, Стрибога, Хорса, Семергла, Макоши. (Археологами найдено на месте Владимирова пантеона остатки каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.[ В])

Население продолжало приносить жертву богам птиц, рыб, свиней и других животных, возле капищ происходили ритуальные гадания. 12июля 983г в честь победы над племенем ятвягов имели место человеческие жертвоприношения. В этот день толпа убила некоего Федора и его сына – оба являлись христианами.[1 с.47].

2.2 Выбор веры

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам»: «Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись». [ Сведения о западной миссии в Киев в 962 содержатся в хронике Продолжателя Регинона. Историки предполагают, что неудача миссии была вызвана антихристианскими убеждениями Святослава, только приступившего к самостоятельному правлению.]

Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».

Владимир решает креститься, но не хочет просить греков, чтобы прислали ему для этого духовных лиц, а ведет дело иначе: отправляется с войском в Корсунь и, принудив его к сдаче, обращается обращается с требованием к византийскому императору Василию и его брату Константину правившим совместно, чтобы они выдали за него замуж сестру, иначе он пойдет на самый Цареград. . Императоры отвечают, что не могут выдать сестру за язычника. Владимир заявляет, что он готов креститься, так как знает уже христианскую веру и она пришлась ему по сердцу. Тогда императоры посылают сестру свою Анну к Владимиру в Корсунь. Владимир, однако, начинает оттягивать свое крещение; но тут он заболел глазами, и царевна Анна уговаривает его креститься скорее, чтобы выздороветь. Крестившись он действительно выздоровел, обвенчался с царевной и забрав греческих духовных из Корсуня, отправился в Киев – крестить киевлян и всю землю.

Но факты свидетельствуют в пользу менее романтичных событий. Владимир как раз заканчивал свои труды над восстановлением единого государства. Он задумывался над упрочнением своей власти и государства и очевидно решил средства для этой цели поискать у Византии. Византия и ее столица, Константинополь или Новый Рим, как его называли, был в то время в глазах современного мира венцом блеска, культуры, славы и могущества. Разные творцы и создатели новых государств возникавших в то время всячески пытались приобщить себя к этому величаю. Так было и с Владимиром. Но повод к этому подали сами императоры. В это время один из первых сановников империи, Варда Склир, поднял восстание и приступил с войском к самому Константинополю. Императоры не видя другого выхода обратились к Владимиру за помощью. Он согласился, но попросил, что б императоры выдали за него свою сестру и, кроме того, вероятно, прислали также корону и императорские регалии. Владимир выполнил свою часть договора, послал 6000 войска, но императоры не спешили с выполнением своей части. Тогда Владимир захватил Корсунь (перекрыв подачу воды в город), чтобы вернуть себе эти владения, императоры должны были выполнить данное Владимиру обещание: отправить царевну Анну в Корсунь. Там состоялась их свадьба.

Среди этих событий незаметно прошло само крещение Владимира; неизвестно даже, где оно произошло, в Корсуне или в Киеве; говорили еще, что Владимир крестился в Васильеве, теперешнем Василькове, около Киева. По одному известию, поход Владимира на Корсунь имел место на третий год после его крещения; и действительно , вполне вероятно, что крестился он еще до похода(согласно монаху Иакову[«Память и похвала князю Владимиру», XI век], более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров[3]). При крещении он принял имя Василия – по имени своего шурина императора Василия.[3 с.80]

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно (1августа 989г. Влвдимир предупредил жителей: кто откажется от обряда крещения, будет личным врагом князя. Сама процедура проходила, видимо, у слияния рек Почайны с Днепром; крестились и все 12 законных сыновей Владимира[1 с.49], в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове. Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней в ок. 1000 г. прибыл Рейнберн, епископ Кольберга (Колобжега), позднее окончивший жизнь в темнице. [ Титмар Мерзебургский, Хроника. ч.7] При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому недолговечная.

Вместе с православными миссионерами на Русь рано проникали сторонники различных византийских ересей, в частности, богомильства. Из найденного в 2000 году Новгородского кодекса следует, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в богомильской (или околобогомильской) церкви святого Александра-армянина, в таком отдалённом уголке Руси, как Суздаль.

крещение христианство русь

3 Значение принятия христианства

После крещения населения в Киеве, Владимир приказал тянуть статую Перуна к воде, а 12 киевлян избивали ее цепями, чтобы дух идола не влиял на людей. Брошенная в Днепр статуя главного языческого бога выплыла около того места, где позднее построили Выдубецкий монастырь. Статую Перуна язычники установили в лесу и долго молились здесь. До второй половины ХIIIв. языческие капища сохранялись у реки Збруч, в Смоленской и Полтавской землях, где совершались человеческие жертвоприношения.

Если в 981г. На Волыни Владимир приказывал разрушать христианские храмы, то теперь ликвидируются капища идолов, вырубаются священные рощи. Однако язычество еще долго оставалось не только особенностью жизненного уклада, но и второй верой – чтили одновременно христианских и «домашних» богов.

Вообще крещение регионов Руси проходило несколько столетий, ибо население упорно не желало расставаться с привычной верой предков. В 991г. Митрополит Михаил и четыре епископа пытались крестить жителей Ростова и Суздаля, но встретили такое сопротивление, что вынуждены были, спасая свои жизни, бежать. На рубеже Х-ХIв. Христианство закрепилось больше в Северном Поднепровье, где находились центры епархий – города Чернигов, Белгород. Но сельское население восприняло христианские догмы только в ХII-XIIIв., а трупосожжение как рецидив язычества существовало до ХIХв.

До середины ХII столетия язычниками оставались тиверцы, уличи, вятичи, радимичи, а в Ростово-Суздальской земле еще 200лет после крещения изгоняли епископов, разоряли церкви, бунтовали против новой религии, причем восстания чаще всего инициировались жрецами.

Надо отметить, что элементы язычества сохранились и сегодня: недобрый знак – появление черного кота, переход дороги перед путником с пустым водром и т.п. Церковь вынуждена была примириться с существованием таких языческих праздников и обрядов, как колядки, праздник цветов, урожая на Макавея, Масленица и др. в то же время в язычестве и христианстве существовало много однопорядковых символов: добрые и злые духи у язычнеков – ангелы и черти у христиан; пантеон богов единый Бог; обряды – молитвы. Это облегчало введение новой веры.

Несомненно, одной из причин выбора Владимиром греческого обряда был факт подчинения высших духовных лиц светской власти, практиковавшейся, хотя и в мягкой форме в Византии. Неслучайно киевский князь взял себе имя Василий (греч. Basilevs государь) – его целью являлась сакрализация собственного единовластия. Ведь еще в IХв. Папа Лев VI Мудрый подчинил восточную церковь государству, тем самым лишив ее собственного творчества и свободы духовного развития. Известный укр. Поэт В. Стус считал, что с принятием христианства на Русь пришла деспотия византийского православия, развился комплекс лицемерия, возникла женственность духа, исчезла пирамидальность государственных структур.

Именно от Византии восточное славянство восприняло идею государственности, но в ущерб правам личности, увлечение административной опекой за счет индивидуального почина, горделивое представление о своем историческом мессианизме

В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Отправившись в Константинополь, Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев.

Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по-другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока, который одержал несколько побед «… и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положениии. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий […] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя […] И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей».

По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем[Город на малоазийском побережье Босфора напротив Константинополя] в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом[Город на малоазийском побережье пролива Геллеспонт] покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъю Антиохийскому, но отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.

О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:

«Тогда весь народ Рузов [русов], бывший там [в Армении, ок. 1000 г.] поднялся на бой; их было 6 000 человек — пеших, вооружённых копьями и щитами, — которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа.»[ М. Брайчевский, Утверждение христианства на Руси, гл. IV]

Детали хронологии — на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне были утеряны в Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо сообщает. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси.

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.

Историческое значение введения христианства в Киевском государстве.

Введение христианства сыграло огромную роль в последующей исторической судьбе украинского народа. Находясь на распутье между христианским Западом и мусульманским Востоком, Киевская Русь окончательно связала себя с Европой. Христианство ввело Русь в круг европейских государств, а правящую киевскую династию - в среду христианских королевских семей.

Христианская церковь, насчитывавшая уже в те времена почти тысячелетнюю историю, принесла на Русь свою систему внутреннего порядка (церковную иерархию), которая повлияла на формирование феодальной и государственной иерархии Руси.

Христианство уничтожило языческое племенное многобожие, способствовало политическому и культурному объединению восточнославянских племен, а, следовательно, и формированию украинского этноса. С христианством в Киевскую Русь пришла письменность, книжное искусство (изготовление пергамента и бумаги, переписывание и оформление книг), церковное хоровое пение, развились ■ архитектура, каменное строительство, художественные ремесла мозаики И изготовление стекла, фрески, иконопись и пр.

Церковное богослужение предполагало наличие грамотных людей, поэтому начинают появляться школы, а монастыри становятся центрами образования и летописания. В них создаются, наряду с княжескими, первые библиотеки.

Христианская мораль оказала влияние на формирование писаного права Руси, смягчая наказание за преступление, проповедуя смирение и покорность.

В то же время утверждение христианства на Руси в его восточном, православно-византийском варианте, обусловило будущее противостояние и конфликты между православными украинцами и их западными соседями католиками: поляками и литовцами.

9     2. Киевская Русь в период феодальной раздробленности.

Киевская Русь.

Прежде всего, следует отметить, что в период княжения первых киевских князей Русь развивалась, набирала силу, боролась за объединение славянских племен и их земель. Следует обратить внимание, что укрепление древнерусской государственности было неразрывно связано с борьбой, которую вел Киев с Хазарами и другими кочевыми племенами. Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители устанавливал дипломатические отношения с соседними странами. Это было время, когда закладывались основы древнерусской государственности, развивались города, культура древней Руси. Не случайно, еще в древности Киев называли «матерью городов русских». Первым древнерусским правителем был Олег (882-912?). При нем был установлен обычай регулярного сбора дани – полюдья. Тогда же была создана четко организованная подготовка всей инфраструктуры сбора, хранения и транспортировки собранных товаров, для отправки их на рынки Византии. Олег, защищая интересы русских купцов, совершал походы в Константинополь и заключил с Византией мирный договор. В памяти народной он остался под именем «вещего Олега». Князь Игорь (912-945), считается сыном Рюрика, именно от него (согласно традиции) ведется род Рюриковичей. Он совершил несколько походов в славянские земли, предпринял военные набеги на Византию и Малую Азию. Кончил свои дни этот киевский князь весьма трагично. Попытка Игоря и его дружины вторично собрать дань с племени древлян завершилась восстанием, во время которого Игорь был пойман и казнен. После гибели Игоря на киевский престол взошла его вдова княгиня Ольга (945-964). Она ввела, определенные обычаем нормы сбора дани, - уроки и уставы, при ней была восстановлена система погостов, т.е. мест сбора и хранения товаров. Ольга одной из первых на Руси приняла христианство. Впоследствии она была канонизирована Русской Православной церковью. Ее сын Святослав (964-972) известен, прежде всего, как князь- воин. Большую часть своей короткой жизни он провел в походах и битвах. Он разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города. Святослав стремился закрепиться на Дунае и перенести туда свою 11 столицу. Однако весной 972 г., возвращаясь из Болгарии, после тяжелой войны с Византией, был убит печенегами на днепровских порогах. После длительной междоусобной войны в 980 г. на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015). При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники. Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи государства. В целях культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной ойкумены. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути. Глоссарий: Генезис – (от греч. ген – род) - зарождение Этногенез – (греч. этнос – народ, ген - рождение) - рождение народа «Мир» - северорусское название общины. Впоследствии «миром» называли на Руси и городские общины. «Вервь» - преимущественно южнорусское название земледельческой общины. Некоторые исследователи считают, что вервь первоначально обозначало семейную общину. Термин «вервь» происходит от веревки, которой отмерялся участок земли, занимавшийся членами этой общины. «Полигамия» – (букв.) многоженство «Экзогамия» - запрет брать жену в своем роду «Эндогамия» - запрет брать жену в чужом роду 12 «Ассимиляция» - (букв.) поглощение, растворение Вече – высший орган власти у славян. Собрание мужчин племени Полюдье – сбор дани в Киевской Руси Погосты – первоначально торговые центры и места сбора и хранения дани. От слова «гость». Этим термином обозначали всякого иноземца, который по поверью славян приходил «с того света». Поэтому не случайно, что термин «погост» закрепился и за местом, где происходило захоронение умерших.

Причины распада древней Руси

Причины распада Киевской руси в немалой степени определялись особенностями древнерусской политической культуры. Дело в том, что в отличие от других европейских государств, власть в Киеве принадлежала не персонально великому князю, а всему роду Рюриковичей. Хотя великий князь и занимал киевский стол, однако, он был лишь первым среди равных. После его смерти власть переходила не к его сыну (принцип майората), а к старшему в роде. Отсюда и способ передачи власти назывался «лествичным» от слова «лестница». Однако с ростом генеалогического древа проблема 13 значительно усложнялась, что создавало благоприятную почву для усобиц и раздоров. Первоначально дети князя занимали в цепи родичей, то место, которое занимал их отец – это была их отчина. Поэтому, если случалась смерть отца, при жизни деда, то дети теряли свое место в наследственной цепи и становились изгоями. Их земли выделялись из общего порядка чередования. В дальнейшем с усложнением родословных счетов, отчина приобретала территориальный характер и закреплялась за сыновьями умершего. Этот основной принцип удельной системы был впервые сформулирован на Любечском съезде князей в 1097 году. Он гласил: «Каждый да держит отчину свою». На первых порах данный принцип выполнялся, и в истории Руси наступает полоса стабилизации. Съезд на определенное время консолидировал русские военные силы против половцев. Однако, некоторое время спустя, после смерти великого князя киевского Мстислава Великого (1125-1132), провозглашенный любечским съездом принцип утратил свое значение, и раздоры между князьями возобновились с новой силой. Уже в XII веке на Руси насчитывалось не менее 12 крупных княжеств и земель, которые вели между собой непрерывную междоусобную борьбу. Этим в немалой степени можно объяснить тот относительно легкий захват Русских земель, который произошел в XIII веке, силами татаро-монгольских войск. Стоит, видимо, отметить и значительную роль вечевой власти во многих городах древней Руси, которая функционировала параллельно княжеской и нередко входила в договорные отношения с князьями, и, таким образом, содействовала достижению независимости отдельных земель и городов. Яркий пример тому - Великий Новгород. Немалую роль сыграл и фактор пространства. Значительно удаленные территории, переходившие в руки удельных князей, развивались на основе хозяйственно-экономической замкнутости и, сохраняя черты старых племенных укладов, были самодостаточными общественными организмами. Этот период русской истории характеризуется не только междоусобицами, но и развитием городов, ремесла, торговли, вотчинного и монастырского землевладения, хозяйственного освоения и развития новых территорий. С дальнейшим развитием земледелия, ростом ценности земли, как источника богатства, традиция сбора дани заменяется эксплуатацией зависимого земледельческого населения. Князья стремятся закрепить территории за собой. На этой основе начинают формироваться новые отношения с местным 14 населением. Зарождаются новые общественные структуры и институты. Постепенно начинает развиваться новое общество периода удельной Руси, которое имело целый ряд отличий от старого, времен Киевской Руси. Княжества и земли этого периода отличались значительной самобытностью и своеобразием, вписавшие свои неповторимые образы в многоцветье русской истории.




1. 0533566ПЗ Лит докум
2.  Острое горе это определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой
3. Христианские образы в мифологии коми
4. 2
5. . Содержание.
6. Методы управления предприятием в условиях рыночной экономики
7. варианты ответов- 1
8. Взаимодействие студентов со своим окружением
9. від гріха подалі
10. шизофрения впервые введен Блейлером а также изучением роли аффективных процессов в психике человека
11. Лидер года 1
12. это протекающая через некоторую поверхность S в единицу времени световая энергия
13. which is bout the fundmentl rights of ny mericn- the freedom of religion speech nd the press the right of peceful ssembly nd the right to petition the government to correct wrongs etc.html
14. Эстония под властью Швеции
15. тематизированные понятия и сведения о категориях юриспруденции теоретические модели идеальных государст
16. тематичних наук Київ ~ Дисертацією є рукопис1
17. Естественно-научная картина мира
18.  Квартира 16 000 р
19.  две столицы которые ждут Вас Львов Будапешт Сентендре Вена Львов
20. і Основою цієї типології є виділення домінуючої психічної функції тобто як людина мислить відчуває його