Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

очаги слабых разрушений

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Суворов Дмитрий Владимирович, кандидат культурологии, лауреат премии им. П. П. Бажова

             СКАНДАЛЬНЫЙ РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ

 В киножизни России произошло Событие. Такое, после которого, как после торнадо или цунами, долго будут ощущаться «очаги слабых разрушений». Скандально известная (и невероятно талантливая!) Валерия Гай Германика впустила новый мини-сериал – «Краткий курс счастливой жизни» (премьера состоялась по Первому каналу).

 В самом названии – уже провокация. Любому, кто помнит советские времена, сразу навеет до боли навязшее в зубах название – «Краткий курс истории КПСС»… Но совсем начинаешь впадать в ступор, когда узнаешь первоначальное авторское название сериала – «69». Имелась в виду хорошо известная знатокам «Камасутры» интимная позиция для взаимного орального секса…

 Такое начало нашей истории, можно сказать, матрично.  Уже хрестоматия, что любая новая работа молодой, но уже известной (и даже получившей премию в Каннах) кинематографической возмутительницы спокойствия с древнеримским псевдонимом всегда вызывает настоящую бурю.  Вот мнение журналистки Ксении Лариной, обозревателя радиостанции «Эхо Москвы»: «Нет ни одного человека, который бы написал типа – никак. Либо восторг, либо абсолютное неприятие и манеры этой и темы». Да и блогерские отзывы о фильме сканируют в диапазоне от «Глубокое и довольно эмоциональное зрелище» (продюсер фильма Денис Евстигнеев) до «Германика в момент изнасиловала народ новым сериалом» (обозреватель Сергей Пальчиковский). Как выразилась Ирина Хакамада, «создатели этого творения сообщили, что их целью было расшевелить «курятник»; похоже, что цели своей они добились»… Самое интересное, что все приведенные мнения имеют право на существование – потому что все они базируются на реальных вещах. С одной стороны, следует признать правоту телекритика  Ирины Петровской, обозревателя «Новой газеты»: «Безусловно, то, что это выше на несколько голов всей телесериальной продукции, которая, как правило, заполоняет основную часть телевизионного пространства». Отрицать яркий, вызывающе креативный талант режиссера нелепо и бессмысленно, ее ленты уже стали неотъемлемой частью современного российского кино. Да и силы в «Кратком курсе…» привлечены неслабые: одну из главных ролей играет не требующая представлений актриса Светлана Ходченкова, в других ролях снимаются уже известные зрителям Александра Флоринская, Алексей Барабаш, Алиса Хазанова (дочь знаменитого сатирика), тот же Денис Евстигнеев; на ролях второго плана задействованы такие колоритные фигуры, как Ирина Хакамада и Ксения Собчак… С другой стороны – стилистика ленты, как всегда у Германики, базируется на эстетике гиперреализма, напоминающей аналогичную в драматургии «уральской школы» (Николай Коляда и его последователи). Эта эстетика – на любителя; и воспринимать ее в больших дозах – не всегда комфортно. Именно поэтому достаточно солидный процент комментаторов воспринял сериал как очередную «чернуху»…

 Что надо отметить – что, несмотря на нарочито создаваемый эффект «подсматривания в замочную скважину», стилизации под предельный документализм (об этом говорила С. Ходченкова в своих интервью), создатели фильма и тут сыграли со зрителем «игру с переодеванием». Ибо, при всем натурализме показа – фильм на самом деле перенасыщен некоей постмодернистской цитатностью (что уже тоже не укрылось от очей кинокритиков). Прежде всего все сразу заметили, что «Краткий курс…» можно воспринимать как своеобразный ремейк к известному американскому сериалу «Секс в большом городе»: в обоих случаях фундаментом служит история четырех женщин, которым где-то в пределах 30 лет и которые методом проб и ошибок ищут (чаще всего – безуспешно) свое женское счастье. Хотя Германика сразу же заявила, что вообще не видела «Секс в большом городе» – похоже, и это нужно воспринимать как утонченную мистификацию; это почти цитата известной шутки Бетховена – «Я не слушаю чужую музыку, боюсь потерять оригинальность». Кроме того, генеральный сюжетный стержень «Краткого курса…» – мужчина и женщина после случайного секса мучительно пытаются выстроить отношения – многократно разработан в Голливуде.

 Что, пожалуй, самое главное в демонстрируемой ленте – то, что Валерия Гай Германика вновь, как и в предыдущем сериале «Школа», оказалась жестким и беспощадным диагностом. В процессе лицезрения предложенного зрителю непростой и подчас тяжелой для восприятия картины вырисовываются сразу несколько до боли узнаваемых (причем художественно осмысленных) конфликтных точек нашего сегодняшнего бытия. Вот они.

 Во-первых, ужасающее качество жизни. Типичная для лент Германики среда – спальные районы, травмирующая глаз трафаретность и неухоженность среды, безобразный соцкультбыт… К этому надо прибавить то, что это – Москва. Мегаполис размерами с целую страну, где одно передвижение от дома до работы и обратно способно довести до изнеможения; гигантский человейник, разросшийся подобно огромной метастазе и наполнивший существование его обитателей злокачественностью… Жизнь в такой обстановке – уже питательная среда для конфликтности и нарушения внутренней гармонии.

 Во-вторых, зашкаливающе высокий уровень бесправия. Причем бесправие здесь – многоуровневое: и всеобщее (никому никто не гарантирует даже самого элементарного), и, если так можно выразиться, гендерное – бесправие женщин перед лицом откровенного сексизма. Мировое правозащитное движение хорошо знает факт, почти не осмысленный в РФ – различным формам так называемого хоррасмента (дискриминации женщин – в том числе сексуальной) в России подвергается практически вся прекрасная половина… Эта обстановка в «Кратком курсе…» – базовая: сексуальные домогательства являются привычным стилем поведения на всех уровнях – от начальника в рабочем кабинете до полицейского на вокзале… Соответственно – и героини фильма начинают принимать данные противоестественные правила игры как нечто само собой разумеющееся.

 В-третьих, моральный крах. Все персонажи сериала прыгают из одной постели в другую (или с одного заднего сиденья автомобиля на другое); меняют мужчин, как перчатки – с целью найти своего Единственного. Причем, в отличие от героинь «Секса в большом городе», у персонажей «Краткого курса…» это получается вымученно, натужно, без присущей их американским прообразам «невыносимой легкости бытия» (какая уж тут легкость, в нашем доморощенном исполнении!). Женщины кувыркаются в разных антуражах, вопят в постели по животному – и не получают даже примитивного, скотского удовольствия! А затем рождаются сентенции вроде убийственного признания героини С. Ходченковой: «Я не шлюха! Просто в Москве вообще делать нечего больше…» (!!!).  «Рецепт счастья» становится гарантированным рецептом депрессии…

 В-четвертых, дегуманизация, понимаемая классически с философской точки зрения – как экзистенциальное отсутствие Любви. Как признается одна из героинь, «не знаю, может, и есть любовь; но я вот ее не видела…». От себя добавлю – и не увидит. Потому что ни у одного из персонажей ленты не возникает хотя бы тени мысли, что любовь – это сложная нравственная категория, включающая в себя физический и духовный компоненты (то, что знали еще Платон и индийские гуру!), что достижение любви требует определенной внутренней работы. Показательно, что героини не говорят «заниматься любовью» или даже «спать» – только «трахаться»: никаких аспектов, кроме грубо плотского, они не знают. В результате – опыт женщины приобретают исключительно отрицательный,  и у всех возникает устойчивая негативная установка на всех мужчин вообще  (последние в сериале выведены почти карикатурно).  «Все мужики – козлы», и никак иначе!  (А мужики платят полной взаимностью:  «Все бабы – дуры, стервы и проститутки!»). В сухом остатке – лютая взаимная неприязнь (детонирующая и на детей!). Между прочим, о таком результате дегуманизации гендерных отношений предупреждал в свое время еще Лев Толстой…

 В-пяттых, критически низкий уровень культуры. Все без исключения героини фильма маются сексуальной неудовлетворенностью, невозможностью гармонизировать отношения с мужчинами и… даже не пытаются расширить свой духовный кругозор (что помогло бы им и в решении интимных проблем!). Единственное развлечение в офисе в перерыв – снимать друг друга на мобильный в голом виде, чья задница сексапильнее… И еще зашкаливающий инфантилизм, прорывающийся даже вербально: 30-летние тетки говорят «Вау» и «хрень»… Все логично: ведь все они ходили в «Школу»! Не просто в школу, а именно в ту самую «Школу» из раннего сериала Германики, где ученики из всех проблем, связанных с Пушкиным, интересовались лишь длиной мужского достоинства классика…  Актриса Наталья Ветлицкая даже заметила, что персонажи ленты «больные на головку»: и это возможно, но и это – страшноватый диагноз. Ведь, по данным социологов и медиков, до 45% населения РФ нуждаются в психиатрической помощи (причем не менее половины – в помощи экстренной!).  

 Вот такое «кино» (в прямом и переносном смысле). Оно может нравиться или нет, это дело вкуса (никто не обязан любить конкретную эстетику!). Но то,  что новая работа скандальной «римлянки» интересна, нестандартна, создает «бродильный эффект» и заставляет задуматься – несомненно.   

 

 




1. Державний реєстр речових прав - АЛГОРИТМ ДІЙ НОТАРІУСАНОТАРІУСА
2. Формирование общественного мнения
3. Образ современного руководителя
4. ция литературного языка обеспечить речевую коммуникацию в основных сферах человеч деятности всех членов
5. История философии- Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX ’ XX в.). (Сборник).html
6. 39 РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата політичних наук
7. Иск и право на иск в гражданском процессе1
8. образовательной системы основано на громадном практическом опыте
9. на тему- Специфика маркетинга в некоммерческой сфере
10. IПитання для конспектування та дискусії- 15 б
11. Расчеты проезжей части
12. Ровер это всего лишь название но никогда не бывает просто назвать в маркетинге
13. Тема 2 ТЕМА 2
14. СЕМЬЯ И ДЕТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 20112015 ГОДЫ.html
15. Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1.
16. Роль озеленения.html
17. Химия и физика полимеро
18. Анализ финансового сотояния предприятия и диагностика банкротства
19. Нарастающая информатизация общества с использованием телефонии радио телевидения сети Интернет а также
20. Вторжение В последние часы перед атакой гитлеровцев немецкий перебежчик принес тревожную весть о близ