Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Фонетика; изучение языка

Работа добавлена на сайт samzan.net:


2.4. Фонетика

2.4.1.   Фонетика; изучение языка.

Повторить свои занятия по фонетике целесообразно по следующему плану:

1.   Что такое фонетика. Графика.

2.   Какие  органы  человеческого тела  используются    как органы речи.

3.  Что такое голосовые связки.

4.   Какие органы речи работают при произнесении гласных звуков.

5.   Какие органы речи работают при произнесении согласных звуков — а)  глухих, б)  звонких.

6.   Что такое алфавит. Что обозначают буквы ь, ъ (ерь, ер).

7.   Как обозначается на письме мягкость согласных звуков.

8.  Когда буквы e, ё, го, я обозначают один звук.

9.   Когда  буквы  е, ё, ю, я обозначают два звука.

10.   Приведите примеры слогов открытого и закрытого.

11.   Чем  отличается  безударный  слог  от ударного.

12.  Для чего употреблен ь (мягкий знак) в словах: 1) конь,

2)  дочь, рожь, 3)  вьюга, льется.

Фонетика — правила артикуляции звуков речи.

Орфоэпия — норма (традиция) произношения звуков в тексте.

Графика — правила начертания букв иди слогов, обозначающих  звуки  речи.

Орфография — норма (традиция) начертания звуков речи   и   их  сочетаний.1

2.4.2.  Фонетика; обучение речи

Выразительные средства звуковой системы русского языка (фонетики) весьма многообразны. Прежде всего интонация:   одно  и  то же  лексическое    содержание    фразы может быть выражено тембром голоса с самыми различными чувствами: радости, страха, нежности, досады, угрозы, достоинства, непреклонности, разных стрессовых страстей — ликования, ужаса, отчаяния, беспомощности, отваги и т. д.

Стилеобразующими средствами фонетики являются дикция (полное произношение звуков или редуцированное), просодия (темп речи, сила голоса, паузы, тембр — уважение, фамильярность  и др.)2

Акад. А. В. Щерба различает полный (книжный) стиль и неполный (разговорный), различающиеся по выше указанным приметам.3

Звуками речи  рисуют благозвучие   (приятное для слуха сочетание  звуков,  ее  музыкальность)   или  какофонию   (напротив, неприятное, как это делается в разных скороговорках,  нарочито  затрудняющих  произношение:    «полпогреба репы,  полколпака  гороха»...  Речь  мастера слова   (Пушкин, Тургенев, И. П. Павлов, В. К. Арсенев и др.) всегда отличается благозвучием  в сочетании звуков в словах и в  интонации. Какофония   отличает   невысокое   языковое   мастерство.

Есть  звуковые  средства  особенно украшающие   речь:

—аллитерации   (повторение  в   фразе -одинаковые  согласных звуков),

—ассонансы   (повторение в фразе одних и тех же гласных).

Ассонансы   и     аллитерации    бывают     изобразительные (звукоподражательные,   или  звукопись)   и     выразительные, выражающие  экспрессию, чувства.4

План   разбора   интонации   предложения

1.   Интонация   простого   предложения:    

а)   повествовательная,

б)  вопросительная;  

2.   Дикция. Орфоэпия.

3.   Элементы   интонации—просодемы:

а)   темп речи,

б)  паузы,

в)   сила голоса,

г)   высота  тона,

д)   тембр голоса,

в)   восклицательная.

е)   ударение   (словесное,  логическое).

4.   Интонация   осложненного   простого   предложения:

а)   осложняющий член  в  начале  предложения,

б)       —»—      —»—   в  середине  предложения,

в)      —»—      —»— в  конце  предложения.

5.   Интонация   сложного   предложения.

План   разбора   выразительных   средств   фонетики.

1.   Благозвучие  речи:

а)   музыкальность,

б)   какофония.

2.  Ассонансы.

3.   Аллитерации:

а)  звукопись,   изобразительные,

б)    выразительные.

4.   Произносительный  стиль   (по Л. В.   Щербе):

а)   полный стиль   (книжный),                                 -

б)   неполный  стиль   (разговорный). Задание.

1)   Прочитайте текст. Подсчитайте буквы: при повторении гласных—установите наличие ассонансов; при повторении согласных (букв или сочетаний букв)—установите наличие  аллитераций.

2)   Прослушайте те же тексты в чтении учителя или в записи их магнитофоне или в записи на грампластинках. Установите  наличие   ассонантов,   аллитераций,   какофонии.

3. Запишите на магнитофоне собственное чтение этих (или других) текстов; воспроизведите свое чтение. Сравните свое чтение с чтением мастеров. Подчеркиваете ли вы своим   голосом—ассонансы,   аллитерации.

Октавы.

...«Прислушайся  душой  к  шептанью  тростников,

Дубравы  говору;   их звук необычайный

Прочувствуй  и пойми.  В  созвучии стихов

Невольно с уст твоих    размерные октавы

Польются  звучные  как  музыка  дубравы.

(Л.  Майков)

Справка. Часто повторяется звук «у». Это ассонанс,

Влага.

С  лодки  скользнуло  весло.

Ласково млеет прохлада: «Милый!  Милый!  — Светло,

Сладко  от  беглого  взгляда».

Лебедь   уплыл в полумглу,

Вдаль  под  луною   белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластятся,  к  влаге  лелея.

Слухом  невольным  ловлю

Лепет  зеркального  лона.

«Милый!   Мой   милый!   Люблю!»

Полночь   глядит  с   небосклона.

(Бальмонт)

Справка.   Повторением   звуков    «л», «м»,   «в»   создается впечатление,  что плещется волна о  борта лодки.

Утро.

Над  долиной   мглистой   в  выси  синей

Чистый  —  чистый   серебристый   иней.

Над  долиной,—как   изливы   линий,

Как  изливы   лебединых   крылий.

Зеленеют  земли   перелеском,

Снежный месяц бледным, летним  блеском, —

В нежном  небе нехотя юнеет,

Хрустался  небо зеленеет.

Вставших   глав   блистающая   стая

Остывает  в  дали  улетая...

Синева  ночная там  над нами.

Синева   ночная   давит   снами!

Молньями как золотом в болото

Бросит  очи  огненные  кто-то.

Золотом  хохочущие очи!

Молотом грохочущие ночи!

Заликует, — все из перламутра

Бурное, лазоревое утро:

Потекут в излучине летучей

Пурпуром  предутренние тучи.

(Белый)

Справка.   В    строфах    повторяются    ударные     гласные: и—о—а—у. Это ассонансы.

Асе.

Снеговая  блистает  роса:

Намело серебра на луга;

Жемчугами  дрожат берега;

В  светлоглазых алмазах роса.

Мы с тобой — над волной голубой,

Над волной  —  берегов  прибой;

И  червонное  солнце  кольцо;

И — твое огневое лицо.

(Белый)

Справка.   Повторяются  ударные  гласные:   а—о.   Ассонансы.

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда  весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя.

Грохочет в небе голубом ...

Ты  скажешь:  ветряная   Геба,

Кормя  Зевесова  орла,

Громкокипящий кубок с неба,

Резвясь, на землю пролила.                          

(Тютчев)

Оправка.   Слышны   повторы:   гр – гр – рез – игр – гр —... Это  аллитерации.  Создается впечатление грохочущей грозы.

Восходит  солнце,   грузное,   огромное,

и за  бугром поигрывает гром  ...

И пар  идет, и пьяно пахнет пахотой,

и что-то шепчет пашне человек.

(Евтушенко)

Справка. Что-то   «грузное»,   «огромное»   груз...огро-..   за бугро...  поигр...  гром.::  —  аллитерация:.

Битва Руслана с Рогдаем.

При свете трепетной луны

сразились  витязи   жестоко;

Сердца  их гневом стеснены,

Уж  копья  брошены далеко.

Уже   мечи   раздроблены.

Кольчуги   кровию   покрыты ...

Щиты   грешат, в куски  разбиты...

...их члены злобой сведены;

Переплелись и костенеют;

По жилам  быстрый огонь бежит;

На вражьей груди грудь дрожит—

И   вот  колеблются,  слабеют  —

Кому-то  пасть...                                        

(А.  Пушкин)

Справка.  В описании борьбы слышится звон и скрежет: то  мечи  бьют  о  мечи,    то  звон  меча   о кольчугу, то   трест щитов, в куски развитых. Звуковой ряд помогает представить себе битву на смерть.

Спасены.

Бочка   по   морю  плывет...

День поошел.   царица   вопит...

А   дитя   волну   торопит:

«Ты.  полна, моя  волна! ты   гульмива   и   вольна;

Плетешь ты,   куда   захочешь,

Ты морские  камни  точишь,

Топишь,  берег  ты   земли,

Подымаешь   корабли   —

Не губи  ты  нашу душу:

Выплесни  ты   нас   на  сушу!»

И   послушалась   волна:

Тут  же  на  берег она

Бочку  вынесла  легонько

И  отхлынула   тихонько.

(Л.   Пушкин)

Справка. Слышится — щешь, -чишь, -чишь, -пишь, -ешь, -шу, -шу, -шу—это плеск волны о шуршащую прибрежную гальку. Звуковой ряд помогает созданию словесного  образа. Аллитерации.

1 Федоренко Л.  П.  Русский язык. 4 кл., с.  37—51.


1) Беляева П. П. Проблемы совершенствования произносительной культуры учащихся 4—8 классов (исследование роли просодических упражнений в усвоении  программы  по русскому    языку). К.  Д.—М.,   1974.


2) Кондрашова Т. В. Методика профессиональной подготовки студентов педвуза к обучению школьников русской интонации. КД.— М.,   1984

2 См. примеры в кн.: Л.  П.  Федоренко. Закономерности усвоения родной речи. —М:  Просвещение,  1984, с. 44—47.

3 Щерба  Л. В.   Избранные  работы  по  русскому    языку, — М„ 1957, с.  21.

4 Федооенко Л.  П.  Закономерности усвоения родной речи. — М., 1984, с. 38—58,




1. 2014 г ПОЛОЖЕНИЕ о чемпионате Республики Татарстан п
2. РЕФЕРАТ на тему- Економічна характеристика господарства Тернопільської області В
3. Новая молодежная политика Титульный лист Название проекта- Направление Конкурса- Назван
4. Реферат- Менеджмент у рекламних фірмах
5. Запаздывание развития механизмов контролирующих теплоотдачу по сравнению с развитием механизмов регуляц
6. . Общие положения 1.1
7. Содержание углерода в чугуне не менее 214 точка предельной растворимости углерода в аустените на диаграмм
8. Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5
9. Измерение неравенства в распределении доходов5 1
10.  Напруженість поля ~ це- 1
11. уже должен приспособиться
12. тематические очерки мировоззрения Л
13. Системы питания и диеты
14. востока на югозапад около 55 километров а средняя ширина около 2 километров
15. Колибактериоз (эшерихиоз) собак
16. 1Предмет метод и задачи курса экономики природопользования
17. Вона вічне цілюще життєдайне джерело певною мірою норма і приклад еталон прекрасного животворна сила
18. Эволюция и структура правового обычая в контексте развития правовой мысл
19. Цветовой тест отношенийпредставляет собой невербальный компактный диагностический прием отражающий как
20. Нейропептиды-лекарства