Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Я позицию умение видеть будущее и побуждать других идти за ним

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Ответы на вопросы к экзамену по риторике

  1.  Коммуникативная компетентность менеджера

• Понимание особенностей бизнеса и системный взгляд на него.

• Лидерство, включающее в себя: осознанную и ответственную «Я» позицию, умение видеть будущее и побуждать других идти за ним.

• Коммуникативная компетенция, умение взаимодействовать с разными людьми, что называется «перемешаться по уровням».

• Способность к саморазвитию и самообучению.

• Креативность, умении видеть и преодолевать ограничения и находить нестандартные пути решения стоящих задач.

• Гибкость и готовность к постоянным изменениям, плюс умение инициировать эти изменения и управлять ими.

• Эмоциональная компетентность, состоящая в умении осознавать свои чувства и эмоции, понимать их причину и управлять своим эмоциональным состоянием; и эмпатии по отношению к другим людям и умения влиять на их эмоциональное состояние.

• Умение видеть возможности и ресурсы людей и уметь взращивать и развивать подчиненных.

• Толерантность к неопределенности и умение принимать решения в ситуациях недостатка информации и временных ресурсов.

• Умение работать с информацией, отбирать и синтезировать ее в соответствии с приоритетами.

• Умение предлагать комплексные решения с учетом интересов всех сторон.

• Предпринимательское мышление, сфокусированное в умении видеть возможности и сосредотачивать ресурсы в нужное время в нужном месте.

  1.  Система сбора и обработки материала к публичному выступлению

Древние греки считали, что для достижения успеха оратор должен четко знать, что сказать, где сказать и как сказать. Ответ на эти вопросы давал классический канон, разработанный Аристотелем. Он выделял пять этапов работы над речью.

Первый этап – изобретение содержания. На этом этапе осмысливаются тема, цель и вырабатывается позиция автора, формируется содержание речи, формулируются тезисы, отбираются аргументы, приемы, иллюстрации. Составляется портрет аудитории.

Второй этап – расположение. Отобранные аргументы перегруппировываются и располагаются в определенном порядке. Оратор решает, с чего начать и чем завершить речь. Разрабатывается композиция речи.

Третий этап – выражение речи. Это этап оформления мыслей словами. Оратор отвечает на вопрос, как сказать, подбирает выразительные средства языка.

Четвертый этап – запоминание. Это этап подготовки к произнесению речи.

Пятый этап – произнесение. Здесь написанное слово превращается в звучащую речь, оратор встречается с аудиторией. После произнесения речи наступает контрольный этап, когда оратор анализирует сильные и слабые стороны своего выступления.

  1.  Тема , жанр и цель публичного выступления

Прежде всего, необходимо ответить себе на вопросы: о чем я буду говорить? О чем говорить – это тема. Она должна быть по возможности узкой, актуальной и соответствовать  интересам и составу (пол, возраст, образование и т.д.) аудитории (и своим интересам – если не интересна Вам – сделайте ее таковой, аудитория должна видеть Ваш искренний интерес). Чем меньше слов в теме – тем она шире – и наоборот. Если тема сформулирована широко – должно быть пояснение в скобках.

Тезис – основная мысль, идея Вашего выступления, сформулированная в одном предложении. Это – главное. Что ты хочешь донести до слушателей? Основная мысль (тезис) должна повторяться в речи от трех (если речь краткая) до девяти раз. Не менее трех раз – в начале, в середине и в конце выступления.

Цель речи определяется видом реакции, которую оратор намерен вызвать у слушателей, и зависит от того, хочет ли он развлечь слушателей, удовлетворить их любознательность, убедить, воодушевить, склонить к какому-либо действию (чего я хочу добиться от аудитории, для чего? Что в результате должна сделать аудитория?).

В зависимости от целей различают три вида речей: информационные, агитационные и развлекательные.

Информационная речь имеет целью передачу сведений, она дает новые знания о предмете. Агитационная речь призвана повлиять на чувства, убеждения или поступки слушателей. Развлекательная речь имеет целью поддержать интерес и внимание слушателей, доставить им удовольствие. В ней должны быть юмор, анекдоты, веселые истории, остроумные замечания.

В зависимости от конкретной цели здесь выделяются следующие типы: воодушевляющая речь, убеждающая и призывающая.

Воодушевляющая речь - обращение прежде всего к чувствам. Цель убеждающей речи логическими доводами или иными методами склонить аудиторию к согласию  со своей позицией. Призывающая речь содержит прямой призыв к действиям.

  1.  Композиционная организация речи

Аристотель сформулировал 5 этапов работы над речью. Из них:

Первый этап – изобретение содержания. На этом этапе осмысливаются тема, цель и вырабатывается позиция автора, формируется содержание речи, формулируются тезисы, отбираются аргументы, приемы, иллюстрации. Составляется портрет аудитории.

Второй этап – расположение. Отобранные аргументы перегруппировываются и располагаются в определенном порядке. Оратор решает, с чего начать и чем завершить речь. Разрабатывается композиция речи.

Композиция речи должна включать в себя три обязательные части: вступление, основную часть и заключение.

С точки зрения соотношения частей выступления выделяют следующие типы композиции.

Ступенчатый тип («лесенка»). Каждую новую мысль оратор связывает с предыдущей и  привязывает к тезису, как бы поднимаясь по ступенькам к главному выводу. Концентрический тип («солнышко»). Главная мысль в общем виде формулируется в начале речи. Затем она разъясняется, обосновывается, иллюстрируется. В конце речи оратор опять возвращается к основной идее, представляя ее в виде вывода.

Разновидностью этого типа композиции является спиральный тип, когда оратор несколько раз в течение речи возвращается к первоначальной мысли, каждый раз обогащая ее новыми идеями или рассматривая с разных сторон.

Смешанный тип встречается чаще всего. Он состоит в том, что в речи разные части сочетаются по-разному.

Выстраивать композицию нужно четко! Не уходить от тезиса во время выступления – «не растекаться мыслею по древу»!

  1.  Логические основы речевой коммуникации

Требование максимальной убедительности речи предполагает знание логической природы и основных приемов аргументации. Логика речи способна захватить слушателя и подчинить его целевому замыслу оратора.

Убедительная   речь  должна  строиться в  соответствии с законами диалектической и формальной логики. Требования диалектической логики сводятся к:

 всесторонности исследования обсуждаемого предмета;

 выявления всех взаимосвязей;

 истеричности, то есть умения рассматривать предмет в процессе становления и развития;

 практического подхода;

 конкретности.

Формальная  логика – наука, изучающая формы мыслей и формы сочетания их.

Логические законы объективны, то есть действуют независимо от воли и желания моделей. Их четыре:

 закон тождества;

 закон противоречия (непротиворечивости);

 закон исключенного третьего;

 закон достаточного основания.

Определенность, то есть ясность, и точность мысли вытекает из первого закона логики- закона тождества. Этот закон формулируется следующим образом   “ Каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз она ни повторялась”. Закон тождества направлен против расплывчивости, двусмысленности, не конкурентности высказываний.

Последовательное мышление - есть мышление свободного от внутренней противоречивости. Противоречия разрушают связь между мыслями и обесценивают рассуждения. Закон противоречия (непротиворечивости) является самым очевидным и фундаментальным законом нашего мышления. Он звучит так: “ Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными”. Одна из них обязательно является ложной. Нельзя утверждать “Это – цветок” и  “ Это – не цветок”. Подчеркнем, что речь при этом должна идти об одном и том же предмете, относиться к одному и тому же времени, и рассматриваться в одном и том же отношении.

Против непоследовательности, противоречивости наших рассуждений направлен и закон исключенного третьего. Он формулируется так: ”Из двух противоречащих высказываний в одно и тоже время и в одном и том же отношении одно непременно истинно, другое - ложно, а третье - не дано”.

Закон достаточного основания. Доказательное мышление – это мышление не просто формулирующее истину. А одновременно указывающее основания, по которым она необходимо должна быть признана истиной.

Доказательство. Термин   “доказательство”  употребляется как в широком смысле слова, означая любой способ обоснования  истинности тезиса, так и в узком смысле, где оно трактуется как рассуждение, устанавливающее истинности какого-либо утверждения путем приведения других, уже доказанных утверждений.

Структура доказательства. Логический механизм доказательства состоит из трех взаимосвязанных элементов: тезиса аргументов (доводов, оснований) и способа доказательства (демонстрации). Тезис – мысль или положения, истинность которого требуется доказать. Аргументы – мысли или положения, истинность которых уже проверена. Способ доказательства (демонстрации) – форма логической связи между доводами и тезисом.

Виды доказательства.  Различают доказательство прямое, косвенное и разделительное.  При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без использования противоречащих тезису допущений.  Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредствам опровержения противоречащего положения – антитезиса.

  1.  Доказательство и опровержение: понятие ,виды, правила формулировки и критики тезиса

Доказательное мышление – это мышление не просто формулирующее истину. А одновременно указывающее основания, по которым она необходимо должна быть признана истиной.

Доказательство. Термин   “доказательство”  употребляется как в широком смысле слова, означая любой способ обоснования  истинности тезиса, так и в узком смысле, где оно трактуется как рассуждение, устанавливающее истинности какого-либо утверждения путем приведения других, уже доказанных утверждений.

Структура доказательства. Логический механизм доказательства состоит из трех взаимосвязанных элементов: тезиса аргументов (доводов, оснований) и способа доказательства (демонстрации). Тезис – мысль или положения, истинность которого требуется доказать. Аргументы – мысли или положения, истинность которых уже проверена. Способ доказательства (демонстрации) – форма логической связи между доводами и тезисом.

Виды доказательства.  Различают доказательство прямое, косвенное и разделительное.  При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без использования противоречащих тезису допущений.  Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредствам опровержения противоречащего положения – антитезиса.

  1.  Техника и тактика аргументации

Классификация аргументов:

1. Рациональные (логические, обращенные к разуму): статистика, ссылки на авторитетные источники, физические законы, цитаты, результаты экспертизы, положения законов и официальных аргументов, экспериментальные данные, логические умозаключения.

2. Иррациональные (образные, обращенные к чувствам): доводы к человеку, его комплексам и предрассудкам («женщинам не понять»), самомнению. Использование оценочной лексики (осторожный – предусмотрительный - трусливый). Пословицы, поговорки. Обращение к личному опыту человека (вспомните, как…). Выразительные средства языка (метафоры, сравнения). Косвенное информирование о негативных последствиях, запугивание (история, что было, когда). Альтернатива прямая или намек.

Способы аргументации (как выстраивать):

1. Нисходящая и восходящая –

А) нисходящая:в начале – наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, затем слабые, эмоциональная просьба, побуждение, вывод.

Достоинства: позволяет легче привлечь и удержать внимание аудитории, заставляет активно работать мысль в начале и чувства в конце, первые аргументы лучше запоминаются.

Для малозаинтересованной аудитории.

Б) восходящаа: аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления. Для высокозаинтересованной аудитории. Можно использовать, если: Вас готовы выслушать, атмосфера спокойная; мысль – сложна, проблема для слушателей не является полностью решенной (им нужно сделать выбор).

2. Односторонняя и двусторонняя аргументация:

А) односторонняя  – либо аргументы «за», либо «против».

Б) двусторонняя – сопоставляем точки зрения. Прием «чучело оппонента».

Психологические правила воздействия аргументов.

1. Аргументы должны быть приспособлены к личности оппонента. Аргументацию следует направить на цели и мотивы собеседника. Довод, соответствующий системе ценностей оппонента будет принят гораздо легче. В противном случае аргумент блокируется.

2. Аргумент должен содержать личностный интерес оппонента. Всем движет интерес.

3. Способ аргументации должен быть психологически убедительным.

 Не следует обрушивать на оппонента одновременно слишком много аргументов. Больше оправдан принцип  “лучше меньше, да лучше”. Два-три ярких довода достигают большего эффекта, чем множества  “средних”.

 Аргументы, разъясненные по отдельности, эффективнее достигнут цели, чем преподнесенные вместе и сразу.

 При аргументации важно не столько перечисление фактов, сколько демонстрация их преимуществ и следствий.

 При перечислении преимуществ и недостатков какого-либо решения нужно руководствоваться правилом очередности предъявления достоинств и недостатков: сначала даются преимущества. Это объясняется особенностями психологии человека: решающее влияние на формирование его позиции оказывает начальная информация.

 На оппонента в процессе доказательства лучше влияет активное построение фразы, чем пассивное. Например, лучше сказать  “мы это сделаем...”, чем “это нами сделано”, «мы организуем”, чем “мы можем организовать”.

 “Козырные” аргументы следует повторять, рассредоточив во времени, но повторять не дословно, а каждый раз в новом свете. Фраза, повторенная много раз обретает силу факта.

         4.Аргументация должна извлекаться как можно более наглядно.

Наглядные средства (таблица, рисунки, макеты, реальные предметы) и технические носители (аудио- и видеозаписи, диапозитивы, отрывки из кинофильмов и радиопередач).

Существенно повышает эффект аргументации: повышается внимание и активность слушателей, приводимые доводы лучше усваиваются. Кроме того, наглядность (иллюстрации, фотоснимки) придают аргументации большую убедительность и документальность. Не зря говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

5.Аргументация должна вестись в доброжелательном тоне и живом темпе.

Напряженная эмоциональная установка негативно влияет на всех участников спора. Психологи установили закономерность: чем сильнее накал эмоций, тем слабее слышны доводы рассудка. Поэтому очень важно избегать конфронтации. Наиболее очевидные возражения можно развенчать “методом защиты”. Возможные контраргументы нужно включать в свою речь до того как высказана их несостоятельность.

6.Аргументация будет легче принята, если: с самого начала добиваться от оппонента согласия. Это можно достичь следующими методами:

Метод накопления согласий или методом Сократа. Суть его заключается в следующем: добиваясь согласия по промежуточным вопросам, легче получить согласие и по основному тезису.

Метод “да, но...”. Аргументация будет тоже легче принята, если сначала хоть в чем-то признать правоту оппонента, а лишь затем возразить.

Добиться принятия своей аргументации может помочь метод “стимулирования оппонента”. Психологии известно, что предварительно данная информация способствует предупреждению большого интереса к ней.

В соответствии с этим положением целесообразно описать настоящее положение дел, показать позитивные следствия принятия Вашего предложения (или негативные следствия непринятия) и тогда оно принимается автором.

7.Аргументация не должна быть “излишне” убедительной.

“Излишняя” убедительность зачастую воспринимается как агрессия и вызывает отпор со стороны оппонента.

Вопрос 13. Спор, дискуссия, полемика: понятие, специфика, этика поведения.

Искусство ведения спора называется эристикой.  В синонимическом ряду к слову  “спор” находятся такие понятия как дискуссия,  диспут, полемика, дебаты, прения. Каждое из этих понятий отражает существо спора – наличие разногласий, противоречий, но все же имеет при этом свой смысловой оттенок.

Дискуссия – это спор с целью сопоставления разных мнений и нахождения правильного решения. Диспут – публичный спор на научную и общественно значимую тему. Полемика – это спор, в котором есть противоборство идей, конфронтация сторон. Если задача дискуссии и диспута состоит в том, что через противоречивые суждения найти общее решение, то полемики – доказать правильность позиции одной из сторон, одержать победу.

Психологические правила воздействия аргументов.

4. Аргументы должны быть приспособлены к личности оппонента. Аргументацию следует направить на цели и мотивы собеседника. Довод, соответствующий системе ценностей оппонента будет принят гораздо легче. В противном случае аргумент блокируется.

5. Аргумент должен содержать личностный интерес оппонента. Всем движет интерес.

6. Способ аргументации должен быть психологически убедительным.

 Не следует обрушивать на оппонента одновременно слишком много аргументов. Больше оправдан принцип  “лучше меньше, да лучше”. Два-три ярких довода достигают большего эффекта, чем множества  “средних”.

 Аргументы, разъясненные по отдельности, эффективнее достигнут цели, чем преподнесенные вместе и сразу.

 При аргументации важно не столько перечисление фактов, сколько демонстрация их преимуществ и следствий.

 При перечислении преимуществ и недостатков какого-либо решения нужно руководствоваться правилом очередности предъявления достоинств и недостатков: сначала даются преимущества. Это объясняется особенностями психологии человека: решающее влияние на формирование его позиции оказывает начальная информация.

 На оппонента в процессе доказательства лучше влияет активное построение фразы, чем пассивное. Например, лучше сказать  “мы это сделаем...”, чем “это нами сделано”, «мы организуем”, чем “мы можем организовать”.

 “Козырные” аргументы следует повторять, рассредоточив во времени, но повторять не дословно, а каждый раз в новом свете. Фраза, повторенная много раз обретает силу факта.

         4.Аргументация должна извлекаться как можно более наглядно.

Наглядные средства (таблица, рисунки, макеты, реальные предметы) и технические носители (аудио- и видеозаписи, диапозитивы, отрывки из кинофильмов и радиопередач).

Существенно повышает эффект аргументации: повышается внимание и активность слушателей, приводимые доводы лучше усваиваются. Кроме того, наглядность (иллюстрации, фотоснимки) придают аргументации большую убедительность и документальность. Не зря говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

5.Аргументация должна вестись в доброжелательном тоне и живом темпе.

Напряженная эмоциональная установка негативно влияет на всех участников спора. Психологи установили закономерность: чем сильнее накал эмоций, тем слабее слышны доводы рассудка. Поэтому очень важно избегать конфронтации. Наиболее очевидные возражения можно развенчать “методом защиты”. Возможные контраргументы нужно включать в свою речь до того как высказана их несостоятельность.

6.Аргументация будет легче принята, если: с самого начала добиваться от оппонента согласия. Это можно достичь следующими методами:

Метод накопления согласий или методом Сократа. Суть его заключается в следующем: добиваясь согласия по промежуточным вопросам, легче получить согласие и по основному тезису.

Метод “да, но...”. Аргументация будет тоже легче принята, если сначала хоть в чем-то признать правоту оппонента, а лишь затем возразить.

Добиться принятия своей аргументации может помочь метод “стимулирования оппонента”. Психологии известно, что предварительно данная информация способствует предупреждению большого интереса к ней.

В соответствии с этим положением целесообразно описать настоящее положение дел, показать позитивные следствия принятия Вашего предложения (или негативные следствия непринятия) и тогда оно принимается автором.

7.Аргументация не должна быть “излишне” убедительной.

“Излишняя” убедительность зачастую воспринимается как агрессия и вызывает отпор со стороны оппонента.

  1.  Спор, дискуссия, полемика: понятие  специфика ,этика поведения

Спор – это словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение.

Публичный спор, как метод выяснения истины, получил значительное практическое и теоретическое развитие еще в древнем мире. Аристотель, который считается создателем теории спора, различал:

1) диалектику – искусство спорить в целях выяснения истины;

2) эристику – искусство любой ценой остаться правым в споре;

3) софистику – стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.

В Древней Греции шли горячие споры между диалектиками, софистами и эристиками о цели и назначении спора.

Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. В переводе с латинского языка «дискуссия» означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Цель дискуссии заключается в стремлении добиться истины путем сопоставления различных мнений.

Дискуссия это активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор. В то же время дискуссия – весьма эффективный способ убеждения, основанный на самостоятельном освоении истины. Из психологии известно, что человек лучше всего воспринимает и запоминает то, к чему он пришел сам, что он сам открыл.

Павлов И.П. считал дискуссию одним из наиболее плодотворных средств в развитии науки. Формальным условием любой дискуссии является наличие какого-либо спорного или нерешенного вопроса. При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не возникает.

Полемика – это не просто спор, а такой при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. В переводе с древнегреческого «полемика» означает воинственный, враждебный. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому, или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Таким образом полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, то цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Она служит воспитанию активной гражданской позиции, носит боевой, решительный характер.

  1.  Уловки в споре и способы их нейтрализации

Уловки – это практические приемы, помогающие выиграть спор. Это хитрость, в которой нет прямого обмана. Различают уловки допустимые и недопустимые. Допустимые уловки – это вполне честные, преимущественно технические приемы, призванные облегчать ведение спора. Недопустимые уловки – это приемы не для интеллигентных людей, поскольку они демонстрируют низкую культуру оратора. Какие конкретно приемы считать позволительными или непозволительными, каждый решает сам.

Сознательная подмена тезиса. Опровергается логическим путем, либо находится ошибка в доказательстве тезиса, либо опровергается ложный аргумент.

Введение в заблуждение. Этот прием основывается на использовании полу правды, путаной информации.

“Техника увода в сторону...” . Заключается в том, что оппонент аргументы не опровергает, а переходит к затронутым в речи второстепенным вопросам. (Только мелкая сошка знает всю правду. Но кто станет слушать мелкую сошку? – уже другая тема)

Техника выхватывания цитат (техника изоляции). Известно, что часть какого-либо высказывания, извлеченная из текста и помещенная в другой контекст, может приобрести совсем иной смысл вплоть до противоположного. В этом суть данной уловки. Так же поступают и с высказываниями оппонента.

Техника умолчания: - преподнесение неполной информации.

Техника отсрочки. Нацелена на затягивание спора, создание препятствий для его ведения. Требуют разъяснения мелочей, задаются уточняющие вопросы по уже обсужденной проблеме и т.д.

Метод альтернативы.  Заключается в том, что из множества поступивших предложений оставляют только два. Одно подается как нежелательное, а второе свое. Первое отвергается, остается ваше. Другие варианты отсекаются.

Дискредитация личности: когда нечего возражать по поводу аргументов, пытаются развенчать личность говорящего, зачастую опускаясь до оскорблений. Не смущаться, когда это слышите. И заранее готовить ответы!

Атака вопросами. Это вариант перебивания. Вопросы следуют один за другим и говорящий едва успевает на них отвечать. Вопросы могут быть заданы заранее, но это не меняет существа дела: собеседник говорит не о том, что хотел бы сообщить, а в соответствии с извне заданным сценарием.

Ставка на ложный стыд: приводятся какие-либо факты, суждения заведомо неизвестные оппоненту в расчете на то, что он постесняется признаться в своем невежестве. Например, говорят: ”Всему цивилизованному миру известно, что эта технология устарела, экологически опасна и т.п. И тот, кто собирался ее защищать оказывается либо в проигрышной позиции оправдывающегося, либо вообще не решается представить в роли безнадежно отсталого человека, уронить свой авторитет.

Подмазывание аргумента - это лесть оппоненту. Сообщая сомнительный аргумент, оратор говорит: “Вы, как человек умный (образованный, честный, хорошо знающий что-либо) конечно же, не станете отрицать, что”.

Смещение во времени – подтасовка, неточности, недосказанность.

Бумеранг – возврат реплики (Маяковский – Такой, как я – один. Хлебников – Таких, как я – ни одного). Не делать обиженное лицо. Смеяться вместе со всеми.

  1.  Стили публичного выступления и письменной речи

Проанализируйте стили через сказку «Курочка Ряба», расскажите ее, используя стиль выступления – научный, публицистический, разговорный и т.д.

Сфера общения

Стиль

Общение людей в быту

разговорный (обиходно-бытовой)

Общение граждан с учреждениями

и учреждений между собой

официально-деловой

Агитационно-массовая деятельность

публицистический

Научная деятельность

научный

Словесно-художественное творчество

художественный стиль (стиль

художественной литературы)

  1.  Требования к языку публичного выступления. Нормы литературного языка

Критерии оценки публичного выступления:

1. Тема выступления.

2. Цель выступления.

3. Композиция речи. (1,2,3 – см. ответ на вопрос 7).

4. Язык публичного выступления.

Требования к языку публичного выступления:

1)  Правильность языка – соблюдение норм в произношении, словоупотреблении (заведующий кафедры), семантика (понимание смыслового значения).

2) Экономность языка – у чиновника треть слов можно выкинуть из речи. Повтор мысли, тавтология (писатель пишет, памятный сувенир, май месяц, 20 рублей денег)

3) Точность – упал навзничь, уткнувшись в ладони. В языке нет ничего лишнего.

4) Эмоциональность

5) Чистота – слова-паразиты: как бы, вся такая. Сленг. Жаргон.

6) Уместность – соответствие стилю. Он умер – ласты склеил. Спит – дрыхнет. От разговорной до научной.

7) Выразительность, красочность, образность – красноречие. Приемы языковой выразительности. В песнях, стихах. Эпитеты, …

8) Речь должна быть богатой – словарный запас. Ребенок – 3600 слов. Человек со средним образованием – 11700, начитанный – 13500.

9) Ясной – понятной аудитории.

10) Логичной – законы логики.

11)  Благозвучной – без проблем с дикцией.

  1.  Средства языковой выразительности

Та табл. Которую нам давали на семинаре .

  1.  Техника речи. Характеристики голоса и влияние качеств голоса и манеры говорить на аудиторию.

Характеристики голоса: интонация, темп и тембр речи (хриплый), модуляция высоты голоса, тональность (высокая и низкая), ритм (прерывистый), громкость, выразительность, дикция.

Выразительные качества голоса: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи. Разделительные звуки – кашель, паузы, «э-э-э».

1. Говорить громко.

2. Естественность речи: не читать по бумажке. Разговорный стиль. Непосредственность оратора. Акцентирование важных слов. Пауза до и после важных мыслей.

3. Не отклоняйтесь от скорости 120 слов в минуту.

4. «Игра» голосом – разнообразные интонации.

5. Тембр – предпочтительнее средний и низкий. Визгливый голос – как сигнал опасности. В идеале – лектор-мужчина с бархатным баритоном.

6. Хорошая дикция (скороговорки.)

7. Правильное произношение.

  1.  Условия эффективного взаимодействия оратора и аудитории.

8. Подготовка и тренировка – свободное владение темой, материалом.

9. Заинтересованность и убежденность. Эмоциональность. Энергичность. Искренность.

10. Учет интересов аудитории.

11. Продуманный имидж оратора (см. вопрос 30)

12. «Игра» голосом – разнообразные интонации.

13. Наглядность.

14. Способы привлечения внимания (см. вопрос 22)

15. Комплимент аудитории.

16. Говорить громко.

17. Естественность речи: не читать по бумажке. Разговорный стиль. Непосредственность оратора. Акцентирование важных слов. Пауза до и после важных мыслей.

18. Не отклоняйтесь от скорости 120 слов в минуту.

19. Подходите к слушателям  - ближе к передним рядам.

20. Микрофон – только в случае необходимости.

21. Соблюдайте регламент.

  1.  Способы борьбы с “ораторской лихорадкой”.

Начинающему оратору, оказавшемуся один на один с аудиторией, наверняка знакомы состояния, когда «язык прилипает к небу», «сердце готово выпрыгнуть из груди» и т.д. Что же помимо естественного волнения, возникающего вследствие отсутствия ораторского опыта (легкое волнение перед выступлением испытывает большинство лекторов) мешает чувствовать себя уверенно? -

НЕИЗВЕСТНОСТЬ: боимся потерять контроль над собой – это порождает тревожность (страх связан с угрозой для жизни – в нашем случае - вымышленной)

Чего боимся: А получится ли у меня? А как я буду выглядеть? А будут ли меня слушать? А смогу ли доходчиво донести свою мысль? А что обо мне подумают слушатели? А вдруг забуду текст? И – самый «страшный» вопрос – а вдруг зададут вопрос, на который я не смогу ответить?

Что нам мешает:

- Смутное представление о процедуре выступления, нечеткое осознание цели и путей ее достижения.

- Страх пред своей некомпетентностью.

- Опасение потерять нить повествования, оговориться.

- Боязнь негативной реакции аудитории.

- Ошибочная предварительная оценка слушателей.

- Заниженная самооценка. Оратор не чувствует за собой права требовать корректного и уважительного к себе отношения. Различного рода комплексы (по поводу внешности, манеры держаться или говорить и т.д.).

- Воспоминание о неудачных выступлениях.

- Плохая «самопрезентация». Неумение выразить свои мысли логически, последовательно, убедительно.

Что делать:

1. ПОДГОТОВКА к выступлению. Станьте знатоком темы и аудитории. Готовьтесь! Это труд. А. Суворов: «Значит, ты хотел наполовину».

Выступающий не может чувствовать себя уверенно и управлять вниманием аудитории пока он «привязан к тексту», пока от задачи «что сказать» не перейдете к задаче «как сказать», «как оказать влияние на аудиторию». Последнее предполагает свободное владение материалом. страх пред некомпетентностью преодолевается глубокой работой над проблемой, овладением терминологией, знанием истории вопроса, различных подходов к решению проблемы, ее научных перспектив и т.д.

2. ТРЕНИРОВКА перед выступлением. Тренируйтесь 3-4 раза до выступления (перед зеркалом, близкими), пока не добьетесь результата. Заодно уточните временной регламент. Нельзя тренироваться в день своего выступления (эмоции «перегорят»).

3. СОСТАВЬТЕ ПОРТРЕТ АУДИТОРИИ.

4. ГОВОРИТЕ ГРОМКО во время выступления, чтобы разогнать тревогу (+ будет всем хорошо слышно – меньше шума). Начинайте речь сильным и уверенным голосом. Держитесь уверенно.

Техники конкретные:

Подсказка № 1. Набираться опыта положительных выступлений. Чаще выступайте – многие аспекты подготовки и выступления станут автоматическими. Это называется навыками. Нужно успешно выступить 21 раз – и страх уйдет. Заговорить на людях – так же привычно, как почистить зубы.

Подсказка № 2. Накануне выступления. «Самое страшное». Если это будет самое провальное выступление в моей жизни – что самое страшное может произойти (абсурд: Вас забрасывают тухлыми яйцами, Вы отбиваетесь)? Раскручивайте нелепость этой ситуации, пока Вам не станет смешно.

Другой вариант – «Фильм ужасов». Представьте сюжет. Вы выходите перед аудиторией. Они не обращают внимания на Вас, задают Вам дурацкие вопросы и т.п.. Прокрутите этот фильм в голове 10-30 раз, каждый раз переживая по полной программе. Появится реакция: «Да идите вы…». Страх исчезнет.

Подсказка № 3. Накануне выступления. «Позитивный фильм». Представьте сюжет. Вы выходите перед аудиторией. Вас радостно встречают аплодисментами. Вам улыбаются и т.п. Прокрутите этот фильм в голове 10-30 раз, каждый раз переживая по полной программе.

Подсказка № 4. Думайте не о провале своего выступления, а о том, насколько интересна Ваша тема, как Вы хотите заинтересовать ею аудиторию.

Советы:

22. Волнуются даже самые профессиональные ораторы, и артисты, и преподаватели.

23. В аудитории во время выступления установите контакт глазами сначала с одним дружелюбным человеком, затем подключайте второго, третьего (треугольник) – говорите для них. Затем подключайте недовольные лица.

24. Если кто-то шумит, отвлекает – используйте приемы активизации внимания (вопросы, юмор – но! Не нужно «воспитывать»).

25. Используйте «успокаивающие» записки, записи (когда сделать паузу, поменять интонацию, обратиться к слайду)

26. Используйте аудиовизуальные средства, чтобы снять часть напряжения.

27. Заранее ознакомьтесь с залом, где будете выступать. Это лучшее место для тренировки (+ ассоциации во время запоминания).

28. Выспитесь, не пейте кофе, спиртное и успокоительные средства. Избегайте возбуждения.

29. Организуйте хорошее освещение, вентиляцию. Чтобы всем было видно и слышно.

30. Наденьте то, что Вам очень идет, что нравится, в чем удобно (не поправляйте одежду, прическу на публике)

31. Перед выступлением расскажите кому-нибудь, как Вы волнуетесь.

32. Расходуйте энергию до выступления (не накапливайте стресс). Например: поднимитесь по лестнице с 1 на 5 этаж три раза подряд.

33. Узнайте заранее, каким по счету Вы выступаете, тяжелее – первому и последнему.

34. Не пугайтесь, если допустите ошибку: большинство слушателей ее не заметят. Не извиняйтесь. Продолжайте.

35. Не преувеличивайте значимость своего выступления: для других – это не такое выдающееся событие.

36. Не относитесь к себе слишком серьезно (помните пример: невеста, блин? – шла знакомиться с женихом, упала вместе с тортом???).

37. Не завышайте планку желанием поразить всех наповал. Подготовьте добротное выступление.

38. Заранее запишите свое выступление на видеокамеру. Увидите свои недостатки, проработаете (затравленный взгляд, темп речи, вздохи, шатания, … )

  1.  Управление вниманием аудитории

- Разрыв между скоростью словесного мышления (400 слов в минуту) и скоростью речи (125 слов в минуту). За счет этого у слушателя образуется резерв времени, во время которого появляются посторонние мысли.

- Объем внимания человека ограничен: одновременно может быть воспринято не более 4-5 не связанных между собой объектов.

- Состав аудитории: устойчивость внимания зависит от возраста, профессиональных навыков, эмоционального состояния, опыта, культурного уровня и т.д.

- Место проведения встречи (духота или холод, шумы и т.д.), если оно не согласовано с выступающим.

- Естественное утомление внимания. Следует помнить о периодах кризиса внимания аудитории: первый наступает через 15-20 минут после начала выступления, второй – на 30-35-й минуте.

Субъективные причины обусловлены качеством самого выступления, когда оно воспринимается как неинтересное вследствие непонимания; изложения общеизвестного; невовлеченности слушателей в совместные размышления, изложение «готовых истин»; перегруженности информацией; несоответствия темы выступления интересам аудитории; невыразительности формы изложения.

Приемы привлечения внимания

Для того, чтобы оратор смог удержать внимание слушателей в течение всего времени выступления, оно должно соответствовать требованиям:

- быть содержательным и вызывать интерес;

- пробуждать творческие способности слушателей;

- быть композиционно и логически организованным; выводы при этом не преподносятся в готовом виде, а выступающий подводит к ним слушателей;

-  соответствовать теме, месту и аудитории;

- содержать конфликт, излагать факты или идеи  в противопоставлении и сопоставлении всех «за» и «против» какого-либо мнения;

- акцентировать внимание на основных моментах речи путем повторения, но каждый раз в новой форме;

- быть динамичным – интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами;

- быть доступным,  наглядным, содержать конкретные примеры;

- излагаться живым, образным языком.

Интересу слушателей к речи могут способствовать следующие приемы:

- прямое обращение к аудитории, диалог с ней;

- использование новой, неожиданной информации;

- провокация;

- делегирование возможностей принимать решения;

- апелляция к авторитету;

- введение элементов драматургии и переживания;

- внесение элементов неформальности (собственный опыт, экспрессия);

- юмор;

- гипербола;

- контраст, парадокс; логическое противопоставление

- эффект присутствия – оратор создает ситуацию, когда люди как бы присутствуют при том, о чем он говорит;

- риторические вопросы и восклицания;

- диалогизация монолога;

- обращение к новостям газет, радио, ТВ;

- аргументы (достаточные, интересные)

- персонификация.

Приемы, направленные на повышение внимания – не самоцель. При неумелом использовании они сами могут рассеять и притупить внимание. Частая смена приемов, переходы от одного средства к другому также могут утомить.

  1.  Способы развития внимания и памяти оратора. Приемы запоминания

Аналитическое усвоение материала (перегруппировка материала, выделение и озаглавливание смысловых блоков, формулировка выводов, составление таблиц, схем, диаграмм). Графически изображенная информация помогает не только лучше осознать существо проблемы, взаимосвязь отдельных частей излагаемого материала, но и подключает к процессу запоминания зрительную и механическую память, что делает его гораздо более эффективным. Составление планов, тезисов способствует лучшему усвоению материала.

Усиление первоначального впечатления (глубокое, яркое, образное восприятие материала). Закреплению зрительных образов в памяти способствуют возникающие при этом эмоции, эмоциональные оценки (радость догадки, разочарование, возмущение и т.д.).

Повторение. Экспериментально установлена наиболее эффективная частота управления: первый раз через 2 –3 часа, затем через сутки и последнее повторение через 2 недели обеспечивает запоминание материала практически навсегда.

Метод ассоциаций. Имеет значение, во-первых, прочность ассоциаций, и, во-вторых, от их количества. Чем многообразнее   ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

Мнемотехнические приемы запоминания. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал как-то осмысливается, структурируется. Так, запоминание даты может быть увязано с событием, которое хорошо сохранено в памяти: за столько-то лет до… или спустя столько-то лет после …Год французской революции – 1789 легко запомнить, выделив структуру даты – последовательность цифр 7, 8, 9. запоминанию также способствует рифмование.

В сочетании с техникой ассоциации продуктивны такие методы запоминания, как метод связок и метод мест. Метод связок заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру. Так, например, семантически не связанные между собой слова книга, кинотеатр, ветре, мост, тетрадь, песни, чертежи, лужа, утюг, трамвай, тревога, кресло легче запомнить, если придумать небольшую историю, которая объединила бы их в общем контексте. Это могло бы выглядеть так: «Перебирая книги я вспомнил, что в кинотеатре завершается показ нового фильма и, несмотря на сильный ветер, все же решил пойти. На мосту я наткнулся на оброненную кем-то школьную тетрадь. В ней были песни и чертежи. Я так увлекся, что не заметил как угодил в лужу. И тут неожиданно вспомнил, что оставил дома включенный утюг. Домой я возвращался трамваем с чувством большой тревоги, но она оказалась напрасно – утюг был выключен. С огромным облегчением я опустился в кресло. При этом следует помнить, что чем абсурднее ассоциации и ваши действия, тем легче это запоминается.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который Вы хотите запомнить, и объединить его с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, обусловленных последовательностью предметов и мест. Прежде всего нужно выбрать постоянный маршрут. Это может быть дорога к месту работы, расположение  комнат в квартире и отдельных мест внутри комнат (диван, ковер, шкаф). Для начала достаточно набора из 15 – 20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. затем по хорошо известному Вам «маршруту» размешаете предметы, которые нужно запомнить и фиксируете в памяти их зрительные образы. Таким образом достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Метод эффективен, когда запоминаемые предметы трудно разбить по какому-то признаку. Этим методом широко пользовались древнеримские ораторы.

  1.  Визуальная диагностика состояния аудитории и управление ею с помощью невербальных средств общения.

Перед выступлением. Вы выходите перед аудиторией. 80% аудитории – Ваша (настроены слушать). Остальные 20%: 10% - никогда не будут Вашими, 10% - колеблются, их надо перетягивать на свою сторону. В жестах это выглядит так: 80% - корпус наклонен вперед, глаза – на Вас. 10% - корпус назад (не будут Вас слушать). 10% - 1 плечо вперед, вполоборота (колеблются). Надо их развернуть к себе.

Состояния людей, их отношения, намерения, характерологические особенности наглядно проявляются в мимике, жестах, позах, походке и т.д. Невербальные сигналы человеком не осознаются или почти не обознаются и поэтому являются для оратора наиважнейшим источником достоверной информации, необходимой для выбора правильной стратегии общения с конкретной аудиторией. Используя жесты, вызывающие положительную реакцию слушателей, оратор может добиваться их расположения, повышать свой статус. При помощи невербальных средств общения он может управлять вниманием и состоянием аудитории.

Элементами невербальной коммуникации являются мимика (выражение лица, ширина зрачка, контакт глазами и т.д.), частота дыхания, жесты, осанка, походка, одежда, символы статуса, тембр голоса и интонация, пространство, разделяющее говорящих.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 90% коммуникаций осуществляются за счет невребальных средств выражения. При этом вербальный канал используется главным образом для передачи информации, тогда как невребальные сигналы служат выражению межличностных отношений,  а в некоторых случаях применяются вместо словесных сообщений.

Чтобы не ошибиться в трактовке невербальных сигналов, следует руководствоваться следующими правилами:

Судить следует не по отдельным жестам (они, как отдельные слова, могут иметь несколько значений), а по их совокупности.

Жесты нельзя толковать в отрыве от контекста их проявления. Один и тот же жест (к примеру, скрещенные на груди руки) на переговорах может означать закрытость партнера, скованность, не желание участвовать в обсуждении проблемы, возможно, недоверие, а человек, стоящий со скрещенными руками зимой на автобусной остановке попросту замерз.

Следует учитывать национальные и региональные особенности невербальной коммуникации. Один и тот же жест у разных народов может иметь совершенно различные значения.

Трактуя жесты, старайтесь не приписывать свой опыт, свое состояние другому.

Помните о “второй натуре”, т.е. о той роли, которую в данный момент и в течение длительного отрезка времени (иногда в течение всей жизни) играет человек. Эта роль может быть избрана для маскировки, компенсации негативных качеств. Человек, играющий роль высокомерного, отважного использует в соответствующей роли жесты, скрывая свою неуверенность или трусость. Важно отличать эту “вторую натуру” от истинной, чтобы невербальные сигналы не ввели Вас в заблуждение.

 Жесты, вызывающие доверие: открытые ладони (дружелюбие, открытость, желание общаться); руки к груди (искренность); расстегнутый пиджак (положительный, доверительный настрой); улыбка; контакт глазами.

Интерес аудитории к оратору: устойчивый визуальный контакт; голова чуть склонена набок; туловище наклонено вперед; слушатели сидят неглубоко в креслах, на стульях; попытка приблизится к партнеру по общению.

Размышление: почесывание подбородка; прищуривание глаз; манипуляции с очками: очки медленно снимаются, протираются стекла - пауза для размышления; кулак у щеки; расхаживание по аудитории; пальцы шалашиком.

Желание высказаться: правая рука тянется вверх; тело подается вперед вверх; опора на стол двумя руками.

Критическая оценка, несогласие, сомнение:  оперяется подбородком на ладонь; указательный палец вытянуть вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта; рука закрывает нижнюю часть лица, большой палец подпирает подбородок; “сбор несуществующих ворсинок” - человек делает 5 -6 движений, сбрасывая сведенными вместе большим и указательным пальцами правой руки мнимые ворсинки; покачивание головой из стороны в сторону; потрагивание, мягкое потирание носа, при этом - ерзанье на стуле, поворот боком; потирание за ухом или перед ухом; потирание глаз - сомнение и обдумывание; сцепленные  у подбородка руки.

Скука: глубокая посадка в кресле; голова опирается на ладонь поставленной на локоть руки; зевота; блуждающий, рассеянный взгляд; медленно руки в карманы и из них; нога на ногу и покачивание ногой; поворот головы в сторону на 45; ноги (все тело) обращены к выходу - желание закончить беседу.

Манера говорить.  В общем впечатлении, производимом оратором, важное значение имеет звучание его голоса. Слишком громкий голос и быстрый темп речи воспринимается как свидетельство агрессивной настроенности, стремление подавить собеседника. Другая крайность - тихая, медленно звучащая речь - создает впечатление неуверенности собеседника в себе, вялости, безволия. Заметные колебания скорости речи -  вероятно, легко возбудимый человек, неуверенность, недостаток уравновешенности. Малая громкость голоса при спокойном течении речи - сдержанность, такт, ненавязчивость. Отчетливая артикуляция свидетельствует о внутренней дисциплине. Высокий, пронзительный голос - выражение страха, волнения. Низкий тон голоса - расслабленность, покой, достоинство.

Оратор, который хочет говорить убедительно и эффективно, говорит медленно и в выражено низкой тональности. но чтобы казаться искренним, он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса.

  1.  Способы формирования расположенности оратора к аудитории.

Стремление произвести приятное впечатление, понравиться слушателям – профессиональная необходимость, работающая на цель выступления оратора: чем больше симпатии и уважения выживает оратор, тем сильнее воздействие его речи. Это требует умение оратора создавать свой имидж, т.е. образ в глазах слушателей. Личное обаяние – это искусная передача всех личностно-деловых качеств и умений оратора: его нравственных характеристик, ума, психологических умений и навыков. Самопрезентация т.е. умение подать себя с наилучшей стороны – это профессиональное искусство, овладение которым требует постоянной работы над собой и самоконтроля за поведением.

В создании благоприятного для аудитории имиджа существенное значение имеют следующие факторы.

Внешняя привлекательность личности оратора. Она складывается главным образом из манеры поведения оратора в аудитории (мимика, жесты, позы, походка)  и манеры одеваться, причесываться, пользоваться косметикой. Первоначальное достаточно стойке впечатление о человеке складывается в первые 90 секунд. Он оценивается не по тому, что собой представляет на самом деле, а как воспринимается окружающими.

Неряшливость, неопрятность, беспорядочность в одежде, пренебрежение правилами гигиены свидетельствуют о неуважении человека к своему окружению, к самому себе и, таким образом, исключают какое-либо желание общаться с ним, не говоря уже о расположении. С другой стороны, не производит положительного впечатления и другая крайность – чрезмерное  использование косметических средств, украшений, крикливость и претенциозность в одежде. Для слушателей – это свидетельство невысокого уровня общей культуры, что снижает статус оратора. Кроме того, экстравагантность в одежде или прическе отвлекает внимание слушателей от содержания выступления. Умеренность, сдержанность – свидетельство подлинного эстетического вкуса и высокой культуры.

Что касается мимики и жестов, то здесь недопустима ни одна из крайностей. И отсутствие создает впечатление скованности, «зажатости» лектора, неуверенности в себе, не позволяет установить хороший контакт с аудиторией. С другой стороны, действует обратная зависимость: чем выше профессионализм и социальный статус человека, тем более сдержанные его проявления мимики и жестов. Не расхаживайте по аудитории. Не цепляйтесь судорожно за трибуну или стул. Пританцовывание на месте, переступание с ноги на ногу, постукивание пальцами по трибуне выдают ваше нервозное состояние, которое может передаваться слушателям и восприниматься ими негативно. Держитесь естественно – это производит благоприятное впечатление.

Перед началом выступления необходима психологическая пауза 15 – 20 секунд. Если ее нет, то контакт с аудиторией установить чрезвычайно трудно.

Голос. Спокойная речь усиливает сосредоточенность слушателей, создает впечатление знающего, уверенного в себе человека. Избегайте монотонности. Повышайте и понижайте голос.

Контакт глазами. Визуальный канал значительно усиливает влияние на партнера по общению. Считается, что собеседники вызывают взаимный интерес, если контакт глазами поддерживается не менее 2/3 времени беседы, менее 1/3 – свидетельствует об отсутствии заинтересованности.  С целью контроля реакции аудитории можно выбрать для наблюдения одного или несколько человек, но нельзя сосредотачивать внимание только на них. Целесообразно выделить в аудитории несколько групп и попеременно поддерживать с ними визуальный контакт. Так у слушателей создается впечатление, что вы обращаетесь лично к нему.

Показывайте свое лучшее «Я». Хорошо, если выступающего представят слушателям: о ваших достоинствах лучше сказать другому.

Обязательно приветствие. Если аудитория знакома, можно сказать о благоприятных впечатлениях прошлой встречи. Следует поблагодарить слушателей за интерес, проявленный к выступлению.

Мимика и жесты при взаимопонимании партнеров обладают способностью отражения, т.е. повторяются друг другом. Хмурый собеседник негативно воздействует на самое ваше радушное настроение, улыбка вызывает ответные улыбки. Она снимает сопротивление аудитории, демонстрирует к ней расположение и уважение, создает вам в глазах слушателей имидж приятного человека.

При общении с одним или несколькими собеседниками чаще обращайтесь к ним по имени.

Завоевать расположение аудитории может человек, умеющий улавливать настроение людей, их ожидания, искренне сопереживающий их нуждам.

Оратор ни в коем случае не должен демонстрировать своего превосходства над аудиторией – это не только не добавить его уважения, но, напротив, вызовет антипатию, так как всякий человек болезненно воспринимает стремление снизить его статус и будет восстанавливать свою значительность путем отыскания недостатков и промахов у лектора.

Весь материал должен излагаться с позиции интереса слушателей, так называемого «вы-подхода». Разъясняя ту или иную теорию оратор должен показать, что позитивного и негативного, с точки зрения слушателей, она в себе содержит.

Чаще интересуйтесь мнением слушателей по обсуждаемой проблеме. Спрашивайте совета.

Умение слушать, предоставление возможности высказываться  располагает к вам людей, так как это свидетельствует об уважении к мнению и в целом к личности говорящего.

  1.  Техника эффективного слушания.

Причины непродуктивного слушания:

1. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим, поэтому наш мозг, имея резерв времени, постоянно то «отключается» от предмета разговора, то вновь «включается».

2. Невозможность физически переработать и усвоить всю поступающую информацию.

3. Разного рода помехи (усталость, шум, приходы и уходы слушателей и др.)

4.Психологические факторы:

- человек, имеющий предубеждение к теме выступления или личности говорящего, полностью отключает свое внимание от содержания речи и начинает следить за ее недостатками;

- озабоченность личными проблемами не дает возможности сосредоточиться на высказываниях собеседника;

- неверие в то, что услышишь что-то новое;

- нетерпение.

5.Отрицательные привычки:

- повышенное внимание к внешности и недостаткам речи говорящего;

- быстрый отказ от усилий слушать;

- привычка слушать, не глядя на человека;

- поспешная оценка и выводы по еще недослушанному материалу;

- неумение сдерживать отрицательные эмоции;

- проявление показного внимания в то время, когда голова занята другими заботами;

- стремление подробно конспектировать, что не позволяет внимательно выслушать и осмыслить сказанное;

- нетерпение, привычка перебивать.

Правила слушания:

1. Придерживайтесь одобрительной реакции, уважительного отношения к партнеру. Показывайте свое внимание и интерес.

2. Дайте собеседнику время высказаться.

3. Не монополизируйте разговор.

4. Старайтесь не терять тему разговора.

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника, уяснить те цели, которые он преследует.

6. Умейте отделить существо проблемы от личностных особенностей говорящего.

7. Учитывайте индивидуальные особенности говорящего.

8. Слушая, будьте внимательны к невербальным средствам.

9. Старайтесь быть уравновешенным, спокойным.

10. Техника критики и ответов на вопросы.

  1.  Техника критики и ответов на вопросы.

Критика может быть вызвана: желанием изменить положение дел к лучшему, недоброжелательным отношением или дурным настроением, стремлением самому избежать критики, уверенностью в том, что сам смог бы сделать лучше, тщеславием.

Следствия критики: изменение состояния дел к лучшему, ответная защитная реакция, ухудшение отношений, агрессивность.

Правила критики

39. Критикуйте в трехчастной форме – части равны по вре5мени: похвала, признание достоинств – анализ предмета критики – вновь о  достоинствах критикуемого (он имеет все для того, чтобы не допустить этого впредь).

40. Критикуйте не личность, а проступок.

41. Критикуйте по конкретному вопросу (без прошлых обид, промахов).

42. Не критикуйте публично.

Как воспринимать критику:

1. Если Вы сдержанно относитесь к критике   - Вы сильная личность.

2. Наиболее благоприятный ответ на критику: конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, в какие сроки, с указанием реальных возможностей.

3. Всякая критика полезна – это резерв Вашего совершенствования.

Техника ответов на вопросы. Задающий вопрос очень чувствителен к тому, как будет этот вопрос воспринят аудиторией и оратором. Следует внимательно выслушать говорящего, похвалить за эрудицию, интерес, подчеркнуть умение выделить существо проблемы и т.д.

Основное правило: не позволяйте вывести себя из равновесия. Избегайте агрессивности, нравоучительности, воинственных ответов.

Психологи рекомендуют руководствоваться следующими правилами:

- Чем больше спрашивающий переполнен эмоциями, тем спокойнее должен быть ответ.

- Чем «круче» вопрос, тем короче должен быть ответ.

- Если в вопросе используются негативные, некорректные слова или предложения, не надо их повторять в ответе.

-  На информационные вопросы лучше давать ответ по существу.

- На сложные проблемные вопросы отвечать надо, если есть продуманный вариант решения проблемы, т.к. при импровизации легко попасть впросак.

- На провокационные вопросы лучше не отвечать или перевести разговор на самого спрашивающего, или на характер вопроса.

- Пытайтесь на веселые вопросы отвечать серьезно, а на серьезные – остроумно и шутливо.

- Пропустите реплики мимо ушей.

- Задайте встречный вопрос.

- Сдвигайте: «Благодарю за ваше возражение, я вернусь к нему несколько позже…»

- Нейтрализуйте выкрики из зала: «Я предполагал, что услышу такие возражения, но, думаю, другим слушателям интереснее послушать мой доклад дальше».

 Тактика «Да, но…». Избегайте длинных диалогов и отвечайте кратко, используя технику «Да, но…»Однако лучше вместо слова «да» использовать другие способы мнимого утверждения: «В общем-то я с Вами согласен, но Вы все же подразумевали…»

 Тактика прерывания. Кто-то из слушателей изводит Вас репликами, то тогда Вы   можете сделать  продолжительную паузу и спросить, можно ли вам дальше продолжать свою мысль.




1. I. lle Speisen wollen lehnen sein.
2. на тему- Узагальнення та оформлення контрольноревізійної інформації Виконала
3. на тему- Нарушения иммунитета при заболеваниях кожи Подготовила студентка- 4 курса 8 гру
4. задание на 151013 Найдите ошибку в образовании формы слова
5. ТЕМА УПРАВЛЕНИЯ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА РЕЗУЛЬТАТ Цель лекции- Проанализировать особенности системы управления
6. Реферат- Психотехнологии воспитания социально и профессионально значимых качеств
7. Классификация основных форм поведения животных
8. Курсовая работа- Психологическая специфика конфликтов на различных уровнях социальной системы
9. Организация работы испытательной лаборатории на примере Товарищества с ограниченной ответственностью «Научно-Технический Инженерный центр»»
10. Состояние развития различных форм мышления у младших школьников1
11. начале 1993 года о том.html
12. Реферат на тему Подготовка ИТспециалистов в России В
13. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора технічних наук Полтава 1999 Д
14. Запровадження Християнства на Русі
15. Варианты экономической политики Одновременно с усложнением денежнофинансовой ситуации во втором полуг
16. общее и особенное В мире всегда существовали бедные и богатые государства могущественные империи и ст
17. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук6
18. Инвестиции
19. Статистический анализ динамики состава населения
20. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Дніпропетровськ