У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ценность формируется в Новое время когда в недрах европейской философии вызревает понятие субъекта проти

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

2. Природа ценностей.

а. Ценности и субъект-объектные отношения

Современное понимание термина «ценность» формируется в Новое время, когда в недрах европейской философии вызревает понятие субъекта, противопоставляемого объекту. Под субъектом понималось лицо (индивид или социальная группа), предметно-практическая деятельность, познание которых были направлены на объект. Теоретический смысл такого противопоставления состоял в том, чтобы показать принципиальное отличие человека от природного мира. Человек, с точки зрения новоевропейской философии, был не только частью мироздания, но существом, способным благодаря сознанию и воле преобразовывать природу и создавать свой собственный очеловеченный мир. Европейские философы (Б. Спиноза, Дж. Локк, Д. Юм, И. Кант) убедительно показали, что окружающий человека мир и его представления о нем — разные вещи, что ценность предметов субъективна и относится к сфере индивидуального рационально-чувственного восприятия.

Таким образом, ценность есть категория, отражающая отношение людей к вещам и их свойствам, вне общественных отношений существование данной категории теряет всякий смысл.

б. Ценности как объекты действительности и элементы сознания

В контексте субъект-объектных отношений структура ценностей имеет как минимум три элемента: субъект, объект и отношения между ними. Существование ценностей без субъекта, т. е. человека, невозможно в принципе. Субъект и объект ценностного отношения связаны сознательно-волевой установкой субъекта. Люди, выказывая свою заинтересованность к какому-либо явлению действительности, делают данное явление ценностным объектом, и наоборот, ценностный объект, лишаясь заинтересованности со стороны субъекта, превращается в явление действительности, никак не связанное с субъектом. В этом смысле объект ценностного отношения в решающей степени есть результат сознательно-волевой установки субъекта.

Различают предметные и субъектные ценности2. Предметные ценности — это явления эмпирического и идеального мира, выступающие объектом оценки и предписания, субъектные ценности есть способ и критерий этих оценок и предписания. К субъектным ценностям относятся нормы, запреты и предписания, содержащиеся исключительно в идеальной форме, иначе говоря, в общественном и индивидуальном сознании.

Из сказанного видно, что идеальные предметные ценности и субъектные ценности сходны в том, что существуют в форме сознания. Действительно, к предметным и субъектным ценностям в равной мере могут быть отнесены, например, и социальные нормы, и ценности. Различие в том, что в одном случае нормы и ценности выступают в качестве объекта оценки  (и тогда перед нами  —  предметные ценности),  а в другом — критерием оценки и предписания (и тогда это субъектные ценности).

Государство и право могут рассматриваться одновременно как предметные (материальные и идеальные) и субъектные ценности: государство и право обладают предметной эмпирической ценностью (люди, территория, нормативные акты), предметной идеальной ценностью (правосознание), субъектной ценностью (норма общественного сознания, требующая иметь и совершенствовать государство и право).

в. Сущее и должное, бытие и ценности

Противопоставляя сущее и должное, философы констатировали разрыв между реальным положением дел в обществе, реальным поведением людей и тем идеалом, который логически вытекал из природы социальных отношений. В Новое время, уже в контексте субъект-объектных отношений, проблема несовпадения идеала и действительности четко сформулирована и поставлена в полный рост. Б. Спиноза, Дж. Локк и особенно Д. Юм подвели европейскую философию к мысли о том, что нормы и цели человеческой жизни не выводимы из знаний о сущем, о действительности. Противопоставление сущего и должного многократно усилил Кант, проведя грань между теоретическим разумом и практическим, миром природы и миром человеческой свободы.

Несмотря на односторонность кантианской интерпретации, понятийные пары «сущее — должное», «бытие — ценности» имеют большой эвристический потенциал и могут быть использованы и вне кантианской традиции. Например, государство и право можно одновременно рассматривать как сущее и как должное, как бытие и как ценность. В качестве сущего политико-правовые институты развиваются по законам причинно-следственных связей, в качестве должного они выступают как ценностный императив общественного сознания, в значительной степени оторванный от социологических законов и способный вносить в них значительные коррективы.

г. Идеалистическое и материалистическое понимание ценностей

Конфликт материализма и идеализма в марксистской трактовке подавался как «основной вопрос философии» о первичности сознания или бытия, духовного или материального. Следует признать, что вопрос этот в принципе неразрешим, поскольку упирается в иррациональное начало в человеке (мировоззрение, ценностные и психологические установки людей, пытающихся рассуждать на данную тему). Крайняя сложность и антиномизм мироздания, ограниченные познавательные способности человека не дают основания утверждать, что в обозримой перспективе спор идеалистов и материалистов будет разрешен. Вместе с тем и идеалисты, и материалисты внесли огромный вклад в дело познания природы, общества и человека.

При исследовании ценностей разумные, внятные доводы и материалистов, и идеалистов должны быть приняты во внимание и использованы в полной мере.

С идеалистической точки зрения (в основном это разного рода кантианцы), ценности либо производны от Бога, либо являются    априорным    свойством    человеческого    сознания.

309

В обоих случаях они не только не зависят от реальных общественных отношений, но, напротив, сами их формируют. Ценности — это своего рода идеальный каркас, форма, которая определяет параметры, координаты деятельности людей во всех сферах их жизни. Можно соглашаться или не соглашаться с таким подходом, но в истории больших и малых человеческих коллективов (общество, государство, церковь, семья) есть закономерность: разрушение их базовых ценностей влечет за собой либо гибель, либо радикальную трансформацию данных институтов.

С материалистической точки зрения (например, марксистской) ценности (имеются в виду субъектные ценности — нормы, критерии оценки, предписания) вырастают из общественной практики, из потребностей и интересов людей. Ценности возникают как отражение важнейших ориентиров, которым общество должно следовать в своей борьбе за выживание (с природой и внешними врагами).

д. Ценности и смысл

Смысл — одна из ключевых философских категорий, означающая придание целостности какой-либо вещи, установление ее места в общей системе бытия. Смысл — категория, применимая только к миру человеческого бытия (или бытия человека в мире), смысл необходим человеку, чтобы понять самого себя, свою духовную сущность, свое назначение в мире и цели мироздания. Благодаря смыслу, осмысленности человек стремится отыскать упорядоченность, целостность мироздания, взаимозависимость его отдельных частей. Поиск смысла вещей есть неотъемлемое, естественное, врожденное качество человека как разумного и нравственного существа. Стремление людей понять смысл мироздания, попытка внести в него смысл самому мирозданию ничего не добавляет, — это нужно человеку и только ему с целью обретения душевного равновесия, гармонии с собой и миром. Вывод о хаотичности, бессмысленности мироздания, бессмысленности и ничтожности бытия (в том числе политико-правового бытия) угнетающе действует на личность, разлагает и подрывает ее нравственные силы.

Государство и право обладают стойким набором свойств, неизменных при любых условиях, но приобретающих разный смысл при различных ценностных установках. Анархисты, исповедуя ценности безвластного общества, рассматривают государство как абсолютное зло; фашисты (для них высшая ценность — единство нации) видят в государстве важнейший социальный институт, поскольку тот аккумулирует энергию и волю нации и т. д.

е. Ценности и цели

Категория «цель» всецело относится к сфере деятельности человека, является порождением его разума и воли. Цель может только приписываться мирозданию человеком, на самом же деле если мироздания и есть цели, то человечеству они неизвестны (здесь можно только строить гипотезы).

Человеческая деятельность в основном носит целеполагающий характер. Инстинкты самосохранения и продолжения рода, материальный интерес, духовные запросы (в религии, искусстве, философии) заставляют человека ставить перед собой цели разного уровня и стремиться их достигать. Выбор целей носит не хаотичный характер, а предопределяется условиями жизни людей. Но условия жизни, действительность предстает перед людьми не непосредственно, а в форме ценностей. В этом случае постановка целей зависит не просто от окружающей людей реальности, но от ценностей, избранных ими в качестве базовых. Зависимость целей от ценностей наглядно проявляется, в частности, в политико-правовой сфере. Так, если в обществе господствует убежденность, что личность есть ценность, требующая защиты со стороны закона, то целью становится построение правового государства. Если же с точки зрения традиции, культуры народа, личность — это в основном строительный материал для государства, то осознанно или неосознанно такой народ нацелен на установление деспотии.

к. Ценности и культура

При всем многообразии определений культура в своем основном значении есть совокупность результатов (материальных и духовных) человеческой деятельности. Различают культуру материальную (орудия труда, постройки, одежда, предметы домашнего обихода, транспорт, связь, средства вооружения, тексты) и духовную (язык, религия, философия, наука, искусство, мораль, традиции, обычаи). Между ними нет четкой грани, так как предметы материальной культуры являются результатом воплощения идей. Ценности и культура имеют непосредственную связь. Во-первых, ценности лежат в основании культуры, они представляют собой идеальный каркас, модель, которая находит свое воплощение в культуре. Ценностные установки, аккумулируя опыт предшествующих поколений, предопределяют основополагающие свойства культуры и векторы ее развития. Ценности скрепляют различные элементы культуры в единое целое, интегрируют людей в монолитную социальную общность. Весьма велика в этом процессе интегрирующая роль таких важнейших ценностей, как государство и право.

Во-вторых, ценности придают культуре нормативный характер, вносят в нее элемент долженствования. Конфликт природы и культуры, который неотступно сопровождает человечество, предстает как борьба нормы и стихии инстинктов. Государство и право (в качестве нормативных систем) играют в этом деле решающую роль.

В-третьих, сама" культура оказывает влияние на ценности. Культура есть та среда, в которой ценности только и могут находиться и обнаруживать себя. Только посредством культуры и благодаря культуре мы можем узнать о ценностях того или иного народа. Например, политико-правовая культура той или иной страны может многое сказать о господствующих в обществе ценностях.

2 См.:  Дробницкий   О.Г.   Ценность  //   Философский   энциклопедический словарь. С. 732—733.




1. Двухуровневая банковская система
2. Неприятные пьесы
3. Новый год как сладкий сон говорят слова во время вступления 1я Снежинка- Снегом зимний лес украшен
4. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук Ки
5. Программа вступительных экзаменов по литературе в 2004г (МГУ)
6. а функции Составим вторые разности фии- Аналогично разности порядка Конечные разности
7. на тему- Проблемы классификации трикотажной одежды по ТН ВЭД ТС Выполнил- Накрайникова Виоле
8. Ланкою. Клімат тропічномусонний
9. ТЕМАМИ ПО ТЕМЕ- УРОВНИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ТАКТИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕ
10. Лабораторная работа ’ 3.html
11. то в даль и в никуда одновременно
12. Курсовой проект по электронике 18 стр.
13. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук Лугансь
14. 1- джерела інформаційних сигналів мікрофона телеграфного ключа телевізійної камери тощо; передавача
15. х лет третий день находится в отделении микрохирургии глаза после операции связанной с проникающим ранение
16. ісламської економіки а метою оголошують добробут усіх членів мусульманської спільноти
17. Да у нас с тобой бывало разное.
18. Лабораторная работа 5 Имитационное моделирование методом МонтеКарло Выполнила студентка гру
19. Тема ’25. Компоненты управления Цель- Изучить компоненты управления
20. I Анотація II Вступ ІII