Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
«Утверждаю»
Директор МКОУ ДОД ЦДЮТ
Е. Ю. Кобзарь
Протокол методического совета
№ __ от ________________2012 г.
Дополнительная образовательная программа
«Азбука Роботландии»
Возраст детей -8 лет
Срок реализации 1 год
Автор: Маринцева Н. А.
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Приволжск
2012
Пояснительная записка
В рамках ФГОС начального общего образования одним из важных элементов формирования универсальных учебных действий является формирование способности младших школьников грамотно применять информационные технологии (ИКТ-компетентность). Разработана подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся, которая должна быть реализована в процессе изучения всех предметов учебного плана. Эта подпрограмма стимулирует применение информационных технологий при обучении разным предметам. Учебный курс по информатике базисным учебным планом не предусмотрен, но необходимость в систематическом обучении информатике младших школьников существует.
Главная цель курса «Азбука Роботландии» - формирование основ информационной компетентности младших школьников.
Задачи курса:
Особенности реализации курса
Особенности обучения школьников курсу «Азбука Роботландии»:
· использование игровых форм обучения, как при работе за компьютером, так и при коллективной работе с учителем,
· использование сюжетной основы при подаче нового материала,
· продвижение к сложной деятельности или абстрактному понятию методом восходящей цепочки шагов от простого к сложному, от конкретного к абстрактному,
· обязательное подкрепление любой теории практической деятельностью,
· обязательные целевые установки для каждого задания с понятной детям мотивацией,
· непрерывный контроль знаний на каждом уроке (система тестов-зачетов) и зачетных занятий по итогам каждой темы,
· поощрение проявления индивидуальности при выполнении творческих работ,
· формирование навыков работы в коллективе,
В реализации программы участвуют дети 8 лет. Срок реализации -1год.
Этапы занятия
Занятие строится по следующему «типовому» сценарию:
1. Повторение пройденного материала в виде ответов на вопросы.
2. Объяснение нового материала.
3. Физминутка.
4. ПрактикумП (за партой).
5. ПрактикумК и Зачёт (работа за компьютером).
6. Подведение итогов занятия.
Работа за компьютером является одним из 6-ти этапов занятия и занимает не больше 20 минут, в соответствии с гигиеническими «Требованиями к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования» в рамках стандарта начального общего образования второго поколения.
Формы работы
Учебная работа строится в виде цепочки шагов от простого к сложному, с применением игровых форм, со сменой среды деятельности (работа с интерактивной доской, подвижная игра в классе, практикум за партой, работа на компьютере).
Практикумы и тренажёры строятся как занимательное действие, имеющее конкретную цель: найти пароль, помочь Незнайке выполнить задание и получить звание Профессора и т. п.
Физкультурные паузы, или физминутки, становятся не только комплексами физических упражнений, но и игровыми фрагментами урока. «Превращаемся в курсор», «Буратино и Пьеро», «Окно программы», «Глаза и пальцы», «Кто внимательнее?» и др. комплексы упражнений, с удовольствием выполняемые детьми, позволяют лучше усвоить материал занятия. В том числе, физминутки позволяют организовать серии логических и алгоритмических заданий-упражнений.
«Театр Роботландии» одна из реализаций игровой формы обучения. Театрализация подразумевает розыгрыш в «лицах» некоторого действия или процесса.
Предполагаемые результаты первого года обучения
1. Называть составные части компьютера, устройства ввода и вывода, объяснять принцип работы компьютера.
2. Выполнять основные интерфейсные действия для решения поставленной информационной задачи при помощи компьютера.
3. Набирать и редактировать текст в строковом редакторе.
4. Составлять и выполнять простые алгоритмы и программы.
Подведение итогов реализации программы.
Оценивание ведется с использованием визуального образа: Профессор (задание выполнено без ошибок), Студент (задание выполнено с 1-2-мя ошибками), Торопыжка (сделано более 2-х ошибок), Незнайка (сделано много ошибок).
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
всего |
теория |
практика |
Роботландия и компьютеры |
7 |
|||
1. |
Давайте знакомиться! |
1 |
||
2. |
Роботланская ИКРА |
1 |
||
3. |
Основные части компьютера |
0,5 |
0,5 |
|
4-5. |
Устройства ввода и вывода |
1 |
1 |
|
6. |
Внешняя память |
1 |
||
7. |
«Твои успехи» |
1 |
||
Курсоры |
6 |
|||
8. |
Указатели и курсоры |
1 |
||
9. |
Курсоры мыши |
1 |
||
10. |
Текстовый курсор |
1 |
||
11. |
Набор текста |
1 |
||
12. |
Мышка-Художник |
1 |
||
13. |
«Твои успехи» |
1 |
||
Пиктограммы |
5 |
|||
14. |
Что такое пиктограмма |
1 |
||
15-16. |
Разнообразие пиктограмм |
1 |
1 |
|
17. |
Пиктограммы на экране компьютера |
0,5 |
0,5 |
|
18. |
«Твои успехи» |
1 |
||
Программа и её окно |
7 |
|||
19. |
Как устроено окно |
1 |
||
20-21. |
Заголовок окна |
1 |
1 |
|
22. |
Меню и панели |
0,5 |
0,5 |
|
23. |
Рабочая область |
1 |
||
24. |
Прокрутка, строка состояния |
1 |
||
25. |
«Твои успехи» |
1 |
||
Меню |
5 |
|||
26. |
Что такое меню |
1 |
||
27-28. |
Компьютерное меню |
1 |
1 |
|
29. |
Адрес клетки |
1 |
||
30. |
«Твои успехи» |
1 |
||
Азбука Роботландии |
4 |
|||
31-34 |
Экзамен в Роботландии |
2 |
2 |
Содержание программы
Тема 1. Роботландия и компьютеры. 7 час.
Техника безопасной работы за компьютером. Что такое Роботландия и как устроен компьютер. Информатика, компьютер, робот, алгоритм. Осваиваем щелчок мыши, переходы, радиокнопки, флажки, работу с выпадающим списком. Основные части компьютера: процессор и память. Устройства ввода и вывода: клавиатура, мышь, джойстик, микрофон, сканер, графический планшет, тачпад, датчики; принтер, звуковые колонки, наушники, моторы. Устройства ввода/вывода: дисковод, жесткий диск, флешка, МФУ, сенсорный экран, интерактивная доска, цифровой фотоаппарат, цифровая камера, мобильный телефон. Как работает компьютер. Понятие объекта.
Тема 2. Курсоры. 6 час.
Указатели. Курсор указатель на экране компьютера. Курсоры мыши. Разнообразие курсоров мыши. Текстовый курсор. Осваиваем клавиатуру и набор текста, учимся исправлять ошибки (BS). Переключение алфавита, переключение регистра (Shift и CapsLock). Слова-вешалки обобщающие понятия. Основы иерархической классификации.
Тема 3. Пиктограммы. 5 час.
Что такое пиктограмма. Что такое пиксель? Пиктограмма в виде пиксельного рисунка. Разнообразие пиктограмм: на улице, вокзалах, стадионах, на упаковках вещей. Пиктограммы на экране компьютера: курсоры мыши, кнопки меню. Пиктограммы программ и документов. Пиктограммы наиболее часто встречающихся операций: создать документ, сохранить документ, Осваиваем клавиатурный набор: удаление символов (Delete), набор спецсимволов. Клавиатурный аккорд. Алгоритмы клавиатурного набора. Выполнение и составление алгоритмов редактирования текстовой строки. Программирование исполнителя РС-1.
Тема 4. Программа и её окно. 7 час.
Элементы окна: заголовок, меню, панель инструментов, панель адреса, рабочая область с полосами прокрутки, строка состояния. Заголовок окна: пиктограмма программы, название окна, название программы, управляющие кнопки. Кнопки: сворачивания окна, распахивания и восстановления окна, закрытия окна. Активное окно. Работа с множеством окон. Меню как возможность выбора команд для управления программой. Программа-браузер. Разнообразие браузеров. Полезные кнопки на панели инструментов браузера (Вперёд и Назад). Что содержит панель адреса браузера. Учебный выход в Интернет. Символьные обозначения текстовых объектов (пропедевтика понятия переменной). Язык составления текстовых шифровок. Разгадка готовых шифровок, программирование собственных шифровок.
Тема 5. Меню. 5 час.
Меню основа компьютерного интерфейса. Тема демонстрирует, объясняет и организует практику работы с компьютерными меню разного типа:
· Текстовый список
· Набор пиктограмм
· Обычные кнопки
· Радиокнопки
· Флажки
· Разворачивающийся список
Вводится понятие сложного меню, как меню, в котором некоторые пункты сами являются меню.
Тема 6. Азбука Роботландии. 4 час.
Итоговое повторение материала, пройденного за год обучения.
Литература:
1.Кукарача
А.А.Дуванов. «Информатика» (издательский дом «Первое сентября»), №21/2004.
2. Азы информатики. Книга 4. Рисуем на компьютере
А.А.Дуванов. «Информатика» (издательский дом «Первое сентября»), №№ 31/2003, 1, 2, 25, 26/2004.
3. Азы информатики. Пишем на компьютере (ученик + учитель)
А.А.Дуванов «БХВ-Петербург» 2004
4. Азы информатики. Работаем с информацией (ученик + учитель)
А.А.Дуванов «БХВ-Петербург» 2004
5. Азы информатики. Знакомимся с компьютером (ученик + учитель)
А.А.Дуванов «БХВ-Петербург» 2004