Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

проклятый дар Божий человеку и без него человек был бы счастливее1

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

Введение

Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как благостный великий дар человеку. Один из талантливейших философов советского периода Э.В.Ильенков был уверен, что подавляющее число мыслителей всерьез полагают, что сознание – это «проклятый дар» Божий человеку и без него человек был бы счастливее1. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию; самоубийство – чисто человеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства. Уважение к праву лежит в самой сути гражданского воспитания. Но уважение к закону – это такое отношение к правовым предписаниям, когда человек практически в своей деятельности и мотивации признает личностную ценность закона.

Личность может быть законопослушной, сообразовывать свое поведение с требованиями закона в связи с осознанием его исторической необходимости, обще социальной ценности. Однако уважение к закону как внутренняя установка личности, рационально-эмоциональное отношение к его духу и букве формируется на основе признания ценности закона для личности.

При формировании личности в нормальных условиях социализации правовые запреты принимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; постепенно складывается социальный стереотип поведения личности. В основе этого стереотипа лежит индивидуальное правосознание , базирующееся на общественном. У человека формируется механизм социального саморегулирования, т.е. привычная готовность действовать в данной обстановке определенным образом.

Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность – прогнозирование последствий поступков до их совершения – и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей.

    Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от ситуации способна оставаться сама собой. Единство, целостность и независимость при восприятии своего « я », т.е. узнавание себя при непрерывном изменении внешних условий существования человека, которое приводит к постоянному преобразованию внутреннего мира, является вершиной в борьбе за независимость человека от среды.

Результатом успешного усвоения норм поведения является внутренний контроль, когда человек настолько глубоко усвоил бытующие нормы морали, поведения, что, не задумываясь, поступает так, как этого требует общество. Нормально социализированный человек при совершении им поступка, который не соответствует его внутренним критериям, испытывает недовольство собой.

1. Понятие и соотношение правосознания и правопонимания.

В  юридической литературе существует множество определений понятия правосознания. В общем виде оно определяется как «совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям». Правосознание является формой, или видом, общественного и индивидуального сознания.

Сознание в философии трактуется как способ восприятия мира и способ протекания внутренней жизни человека. «В этот способ входят, во-первых, система значений, в которых происходит видение и мышление, во-вторых, механизм формирования ожиданий на основе увиденного, в-третьих, механизм соотнесения ожиданий и восприятия, в рамках которого система значений меняется.» И.М. Максимова верно полагает, что «именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде2. Сознание определяет предварительную мысленную модель действий человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем мире… Сознание осуществляет контроль и управление поведением человека».

Правосознание заключается в обобщении, оценивании, целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании правовой действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов в правовой сфере, в разумном саморегулировании и самоконтроле. Правосознание обусловливает поведение человека в правовой сфере, формирует его поведение и внутренний план правовой действительности. «Правосознание по своей природе — это именно осознание права. Правосознание (как и осознание) есть выражение и проявление разумной, рассудочной деятельности человека.»

Сторона правосознания отражает процесс и результат осознания правовой действительности, при этом процесс и результат осознания правовой действительности выступают ее элементами. В рамках этой стороны можно выявить связь правосознания и правопонимания.

Единого определения правопонимания в общей теории права не сложилось, а существующие дефиниции немногочисленны. Так, по мнению В.Д. Перевалова, «правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению»3. П.А. Оль считает, что правопонимание — «интеллектуальная деятельность, направленная на познание права; отдельные элементы познавательно-правовой деятельности (восприятие правовых явлений, представление о правовых явлениях и праве в целом, понятие права), а также совокупность (или система) интерпретируемых правовых знаний, полученных в результате познавательно-правовой деятельности»4. По мнению Н.Д. Железновой, «правопонимание тождественно термину “познание права”, или “правопознание”», хотя она отмечает, что «правопонимание выступает специализированным направлением познавательной деятельности, обладая, следовательно, всеми ее признаками и свойствами», но не подменяет ее, является только ее видом5.

Большинство ученых отождествляют правопонимание с правопознанием, что не совсем верно. Правопонимание — более узкая по смыслу категория, нежели правопознание. По мнению А.И. Бобылева, «правопонимание представляет собой мыслительную деятельность человека, обеспечивающую познание права как целостного социального явления, его соотношения с государством»6. Действительно, правопонимание обеспечивает познание права, а отнюдь не является его синонимом, не отождествляет собой познание права. Любое познание, в том числе познание права, представляет собой «усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как (неточно) процесс… так и результат этого процесса… в познании, т. е. содержится оценка, которая опирается на опыт».

Процессу познания свойственно описание и объяснение познаваемого объекта. Познание осуществляется посредством интеллектуально-волевых средств, которыми выступают прежде всего понимание и сознание. Правопонимание — только один из способов познания права. Среди иных способов можно назвать осознание, описание, уяснение, толкование и др.

Следует согласиться с мнением ученых, что правопонимание — это целенаправленная интеллектуальная мыслительная деятельность человека. В правопонимании можно условно выделить так же, как и в познавательной стороне правосознания, два элемента — правопонимание как процесс и правопонимание как результат. Правопонимание соотносится с правосознанием в рамках познавательной стороны последнего.

Первый элемент познавательной стороны правосознания — процесс осознания правовой действительности — включает в себя понимание, освоение, накопление знаний о правовой действительности. Именно в рамках этого элемента и осуществляется процесс понимания права, или правопонимание как процесс, выступающий основой процесса осознания правовой действительности. «Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают, каким хотели бы видеть право в идеале. Отсюда термин — “правосознание.»

Правопонимание как процесс — это целенаправленная интеллектуальная мыслительная деятельность человека, представляющая собой процесс идентификации, осмысления, оценки права как самостоятельного социального феномена и его проявлений. Сущность правопонимания в процессе осознания права заключается в поиске «координат» права, ответа на вопрос, что такое право, в чем оно выражается, какие имеет формы и т. д.

Структуру правопонимания как процесса составляют субъект, объект и содержание. Субъектом выступает человек. Им могут быть люди, как имеющие специальные познания в области права, так и не обладающие таковыми. Наиболее распространена классификация по уровню правопонимания. Этот критерий классификации совпадает с критерием классификации субъектов правосознания — уровнем правосознания. Правопонимание — база правосознания, поэтому и критерии похожи, что подтверждает взаимосвязь и включенность правопонимания в правосознание. Субъектом правопонимания как процесса всегда выступает конкретный индивидуум, где правопонимание является интеллектуальной деятельностью, связанной с конкретным человеком.
Объектом правопонимания как процесса выступает право как социальное явление в наиболее общем виде, отдельные его проявления. Объектом правопонимания выступают отрасли, институты права, отдельные правовые нормы в смысле их анализа как составных частей права или его проявлений. Объект правопонимания уникален и отличается от объекта правосознания, которым являются вся правовая действительность или ее составная часть, разнообразные правовые явления.

Правопонимание выступает основой и в знании права, и в правовой идеологии. В знании права может присутствовать правопонимание всех уровней, в правовой идеологии — только научное (теоретическое). Однако ошибочно отождествлять правовую идеологию и научное правопонимание. «Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопознания.»

Недопустимость отождествления обоих понятий объясняется более широким объектом правовой идеологии по сравнению с объектом правопонимания. Так, Н.Д. Железнова полагает, что необходимо различать правопонимание и правовую идеологию как элемент правового сознания. «Содержание правосознания выступает как результат психического отражения правопонимания в сознании субъекта, в то время как правопонимание является объективно существующим результатом развития правовой мысли, выраженным не в форме убеждений и ценностных установок (т. е. феноменов идеальной, мыслительной природы, тем более подвергнутых влиянию эмоциональной сферы индивида или группы), а в форме научных, теоретически обоснованных суждений, объективных посредством их отражения в принципах и нормах права, а также в научных трудах. Правовая идеология субъекта как часть его сознания не является объективной, она субъективна как любой результат деятельности мозга, и вследствие этого не совпадает с правопониманием (доктриной права), имеющей научно обоснованный характер вследствие длительной духовно-практической деятельности по ее формированию, имеющей к тому же исторический характер», — пишет она.
Однако основание разграничения обоих понятий спорно, так как правопонимание как результат является более широким понятием и может включать в себя не только теории, доктрины права, но и первичные представления о праве конкретного индивида (низший уровень правопонимания). Правопонимание не всегда является объективным, оно может быть и субъективным. Правосознание также может быть как индивидуальным, так и коллективным (групповым, массовым), вследствие чего правовая идеология может носить общественный характер и быть объективной.
Правопонимание является базой, фундаментом, основополагающим элементом познавательной стороны правосознания. Прав Н.Н. Вопленко, считающий, что «хотя правосознание в целом представляет собой форму освоения и отражения правовой действительности, предстающую в виде системы идей, взглядов, теорий, эмоций и настроений, профессиональное правосознание юриста — это прежде всего профессионально необходимые знания, навыки и умения
7… Правопонимание в любом случае предстает как системообразующий стержень правосознания».

2.Структура и виды правосознания.

В теории государства и права выработано понятие структурыправосознания. Прежде всего, эту структуру характеризуют два пласта –правовая идеология и правовая психология.

Правовая психология отражает преимущественно созерцательный момент познания. Правовая психология своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правосознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.

Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – все это относится к области правовой психологии.

Правовая психология – наиболее распространенная форма сознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Именно в сфере правовых реакций право осуществляет ведущие определения своей социальной сущности – гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.

Более того, правовая психология – наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие виды индивидуальных и массовых реакций на право,

законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Игнорирование правовой психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, отдельными противоправными традициями и обычаями и т.д.).

Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология, т.е. систематизированное научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества, социальной группы. Формирование правовой идеологии осуществляется как процесс теоретического осознания интересов, целей и задач общества, государства, индивида. Правовая идеологи дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы.

В разработке правовых идей, теоретических проблем права, правового регулирования специалисты опираются на накопленные знания, обобщают наличный опыт правовой жизни общества, учитывают позитивные и возможные негативные последствия принимаемых юридических актов, структурных изменений в системе правовых органов, в их функционировании при определенных показателях в социально-политической, экономической и культурной жизни общества.

В формировании правовой идеологии причастные к этому компетентные специалисты используют материалы конкретных социологических исследований, статистические данные о состоянии экономических, демографических процессов в обществе, учитывают общественное мнение, настроения в отдельных социальных группах, картину и динамику правонарушений.

Необходимо также добавить, что правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект правовых явлений, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Помимо структуры выделяют также виды (уровни) правосознания.

Обыденное правосознание – это массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта. Обыденное сознание ограничено. Его ограниченность обусловлена узостью своего источника – индивидуального опыта, по общему правилу не выходящего за пределы сиюминутных вопросов каждодневной жизни. Поэтому правосознание не может остаться в рамках обыденных представлений об окружающем социальном мире и неминуемо в своем развитии выходит на уровень более широких обобщений, выявления объективных общественных закономерностей.

Профессиональное правосознание – понятия, представления, убеждения, традиции, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Однако практика показывает, что различные профессиональные группы правоведов не одинаково воспринимают юридическую действительность. Судья относится и оценивает правовую реальность иначе, чем прокурор, прокурор – иначе, чем адвокат, следователь – иначе, чем эксперт-криминалист, юрисконсульт банка – иначе, чем преподаватель юридического факультета и так далее, хотя все они получили высшее юридическое образования. Столь пестрое многообразие правовых сознаний объясняется тем, что, казалось бы, единый теоретический взгляд на право преломляется через функционально различные виды практической деятельности, включая законодательную и правоприменительную.

Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное теоретическое освоение права. В современных обществах

научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства. Носителями этого вида отражения правовых

явлений выступают ученые-правоведы.

Правосознание можно классифицировать по его субъектам, носителям.

Виды правосознания по его субъектам в общественной форме представляют как правосознание индивидуальное и коллективное. Коллективное правосознание в свою очередь подразделяется на групповое, массовое и общественное правосознание.

Общественное правосознание включает в себя идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в

правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество;

в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах – таких как политика, мораль, искусство, религия и т.д.

Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп – групповым. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической структурой общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, т.е. свои нормативные ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор – это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.

Групповое правосознание нужно отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей.

Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт – вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.

3.Дефекты и деформация правосознания.

Правосознание отдельного индивида или даже социальной группы может иметь различные дефекты и деформации.

Дефекты правосознания  это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности (пристрастности, необъективности).

Наиболее распространенными дефектами правосознания являются:

- правовой нигилизм (лат. nihil – «ничто», «ничего»);

Это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его силы и социальной ценности. Носители этого дефекта правосознания склонны подчиняться только насилию и сами действуют с позиции силы. Правовой нигилизм может выражаться в различных формах:

- прямое умышленное нарушение действующих законов и иных нормативных правовых актов;

- массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

- издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;

- подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;

- несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;

- нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;

- подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Нигилистическое отношение к праву формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов: когда, например, все стражи порядка – это «менты»; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои – «воры в законе», авторитеты преступного мира.

- правовой идеализм;

Этот дефект правосознания проявляется в слепой вере в торжество закона, в его всесилие при полном отказе борьбы за право. Идеалисты ошибочно считают, что право защищает законные интересы автоматически, без вмешательства заинтересованных сторон правоотношений. Они считают, что хорошие законы способны решить все проблемы без участия граждан в их реализации.

- правовой релятивизм;

Этот дефект правосознания проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональный кривотолк. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.

- правовой субъективизм;

Этот дефект правосознания проявляется в одностороннем отношении индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.

- правовой инфантилизм.

Этот дефект правосознания проявляется в слабом знании права и незрелом отношении к нему как к явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному. Носители такого правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов из защиты.

Деформации правосознания.

Деформации правосознания  это различного рода искажения уже сформированного профессионального сознания, которое свидетельствует о его глубоком изменении.

Отрицательные особенности профессионального правосознания могут выступать в виде профессиональных деформаций. Это искаженные представления и взгляды юристов на право и правовую действительность.

В зависимости от характера искажений выделят типы деформаций:

- прессивная деформация правосознания;

Проявляется в отрицательном отношении к гражданам работниками правоохранительных органов. Они воспринимают людей как правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, в том числе и насилия.

- иминальная деформация правосознания.

Проявляется в убеждении сотрудников правоохранительных органов, в том, что правонарушения являются вполне приемлемым способом удовлетворения жизненных потребностей. Сотрудники правоохранительных органов с таким типом деформации правосознания вступают в связь с преступными элементами, что свидетельствует о криминальном перерождении.

Заключение

Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п.

Немалую роль играет и знание зарубежного полезного правового опыта, когда в правосознании формируется представление “у них” и “у нас”, причем “у них” со знаком “плюс”, “у нас” со знаком “минус”.

Такое правосознание также может в определенных исторических условиях выступать фактором правового развития. Однако при этом всегда надо исключать механическое копирование чужого опыта, сопоставлять его с национальными традициями, собственным правовым опытом. Правосознание и право могут находиться и в конфликте. На это оказывает влияние взаимодействие правового и морального, политического, эстетического сознания. Так, пока “пить” считалось моральным, в правовом сознании это обстоятельство при совершении бытового преступления фигурировало как смягчающее вину обстоятельство — “по пьяни”, “в нетрезвом состоянии” и т.д.

Но уголовное законодательство расценивает это как отягчающее обстоятельство. Правосознание находилось в конфликте с правом.

Правосознание в своих пластах, уровнях, видах “работает” на устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для разрешения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно.

“Если человек обладает развитым правосознанием, - писал французский юрист Ж. Карбонье, - то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным”.

Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - это “менты”, когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои — “воры в законе”, авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционером, вместо того чтобы внушать ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник.

Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

Таким образом, правовой нигилизм — это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.

                                Список используемой литературы

1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: «Наука», 1988.

2. Белканов Е.А. Лояльность правосознания. // Российский юридический журнал. 1996. №3.

3. Ильин А.И. О сущности правосознания. -М., 1992.

4.Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания // Изв. Вузов. Правоведение. 1994. №3.

5. Розин В.М. Юридическое мышление. // Вопросы методологии. 1996. №1-2.

6. Теория государства и права / под ред. Н.И.Матузова. М.: «Юристъ»,1997.

7. Философский энциклопедический словарь. — М., 1997. С. 349.

1 Ильенков Э.В. Письмо А.В.Суворову  от 12 августа 1974г.

2 Максимова И.М. Теория государства и права

3 Перевалов В.Д.  Теория государства и права  С. 217.

4 Оль П.А. Правопонимание: от плюрализма к двуединству: Монография. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. С. 16.

5 Железнова Н. Д. - Правопонимание и судебная практика: теоретические проблемы взаимодействия, 2001.

6 Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право, 1999, № 5. С. 104-109;

7 Вопленко Н. Н. Официальное толкование норм права М. 1976.

PAGE  16




1. а- вторая Образование что окончил в каком году- высшее Алтайский Государственный институт культуры фак
2. Вечеражанр у МарлинскогоПогорелова
3. Метатеорія держави і права
4. основного титрования
5. наиболее доступный и безопасный метод исследования не имеющий противопоказаний
6.  Общая часть темы 115
7. Организация и регулирование оплаты труда
8. Чувашский национальный конгресс
9. ~аржы ресурстары категориясына бір м~нді ж~не негізделген тал~ылама жасау дегеніміз оны~ ~аржы ~атынаст
10. Хачатурян Арам Ильич
11. РЕФЕРАТ дисертацiї на здобуття наукового ступеня доктора технiчних наук
12. Тіс протезін дайындау технологиясы бойынша 5В130200 Стоматология маманды~ы ~шін О~у са~аттар
13. Назначение наказания как меры уголовно-правового воздействия
14. Планирование на перерабатывающих предприятиях и предприятиях торговли
15. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата хімічних наук Київ ~1
16. Методы обучения и классификация методов обучения
17. заморозить применимое право на определенной точке действительной исходя из норм российского права Должен
18. Реферат- Топливно-смазочные материалы, технические жидкости, резинотехнические изделия для автомобиля ЗИЛ-130
19. Реферат- Компакт-диск
20. Сибирской чистки.html