Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Исторические типы мировоззрения.
Составляющие: миропонимание (картина мира, интеллектуальная сторона), мировосприятие (отношение к миру, эмоциональная сторона), мироотношение (как я должен действовать, относиться к миру)
Формы:
Миф. Эмоционально образная картина. Есть потребность объяснить а знаний нет. Все одушевлено: реки, леса (парапсихизм).
Религия. Иррациональная картина. Обращение к небесному менеджеру (богу), а не непосредственно к предмету как в мифах.
Философия. Рационально-теоретическая форма мировоззрения. Логическое докозательство.
Философия. Ее предмет, функции и структура.
Структура философии:
Онтология учение о бытие. Построение картины мира.
Гносеология учение о познании мира. Насколько моя картина мира соответствует миру (что есть истина, ложь; познаваем мир или нет; как нам жить вместе людям с разными картинами мира)
Аксиология учение о ценностях: этические (учение о морали. Добро зло), эстетические (красота)
Функции философии.
Онтологическая: дает картину миру, обеспечивает нас рационально теоретической картиной мира
Гносеологическая: дает истину, вооружает знанием о мире
Аксиологическая: дает представление оценностях
Отличие философии от науки:
Наука изучает мир вне всязи с человеком (обьективна), философия: я и мир (субъективна)
Наука проверяема, философия не всегда. Научные знания по степени общности ниже (интересуются миром только с какой-то стороны, фрагменты: физика, химия, биология); философия рассматривает мир в целом
Способы философствования
Диалектика - один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению 2х противоположных существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.
Метафизика - в новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Исторически это было обусловлено тем, что научно-философское познание, которое в древности и в эпоху возрождения рассматривало природу в целом, в движении, ведущем к развитию, теперь, в связи с углублением и дифференциацией научного знания, расчленяло ее на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин “М.” в смысле антидиалектики употребил Гегель.
Связь философии с другими формами духовной культуры.
В философии идет речь о целостности бытия , о таких сторонах и глубинах человеческого сознания, которые не могут быть предметом научного познания. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам человеческого бытия, загадкам сознания и души человека философия сближается с религией и искусством.
Так же, как искусство и религия, философия пытается разбудить человека, ибо большинство людей, погруженные в свои мелочные дела и заботы, и не подозревают о существовании иного мира, другой, истинной жизни, когда человек действительно живет, а не прозябает в скуке повседневного унылого существования.
Так же, как и религия, и искусство, философия считает своим главным делом спасение человека. Философия - это учение о спасении, о том, как жить человеку, чтобы оставаться человеком, как сохранить свое человеческое достоинство перед постоянными социальными бурями и катаклизмами, перед лицом неизбежности смерти.
В отличие от искусства философия обращается прежде всего не к чувствам, а к разуму; а в отличие от религии она считает, что другая, истинная, бодрствующая жизнь возможна здесь и сейчас, в этом мире.
Конечно, отношение философии к религии и искусству сложнее любой схемы: мыслитель может принадлежать к той или иной религии и отстаивать ее ценности; нередко философы выражали свои воззрения в художественной форме. Философия представляет собой достаточно поздний продукт культуры. Для возникновения в той или иной национальной культуре собственной философии требуется высокое развитие литературы и искусства, религиозной и политической мысли, образования и науки. Помимо этого подлинное философствование неотделимо от свободы.
Философское осмысление архитектуры как культурного явления
Культура - материализованное воплощение творческих способностей и ценностей человечества. Художественные творения, к которым относятся и архитектура, - единство, в котором они выступают как разные стороны одного и того же явления: с гносеологической точки зрения художественный образ рассматривается как знание, жизненная правда, истина; с аксиологической - как идея; с семиотической - как знак; с технологической - как материальная конструкция. Абсолютизация любого из этих качеств обедняет искусство. Примером этому может служить современное жилищно-массовое строительство в городах России.
Художественная культура отражает соотношение материального и духовного начал в художественно-творческой деятельности. Архитектура- материально-художественная культура. Архитектурная культура на стадии первичной художественной деятельности предстает в качестве проектных (идеальных) моделей, и только после этого она воплощается в физически осуществленные строительством объекты. Архитектура - это первичное художественное творчество (идеальное), а строительство - это вторичное (исполнительское) искусство.
Архитектурная культура современности отвергает технологический детерминизм, согласно которому техника определяет культуру и искусство архитектуры. Необходимо не приспособление искусства архитектуры к технической среде, а приспособление технического развития к культурной и человеческой среде.
Тем самым искусство архитектуры способствует сохранению культурных гуманистических традиций социума в их историческом преемственном развитии, не допуская качественных мутаций культурных архетипов в процессе постоянной модернизации строительной индустрии.
«Веды» и индийские философские школы.
Веды письменный памятник: самшиты (гимны в честь богов), брахманы (изложение мифов и комментарии к самшитам), параньяки (комментарии к бразманам), упанишады философская часть («сидящие около»)
В начале всего человек-вселенная, Пуруша. Он был всегда. Брахман мировая душа (миросоздатель). Брахманы жрецы (из уст пуруши, белый). Кшатрии воины (из рук, красный). Вайшйи земледельцы, ремесленники (из бедер, желтый). Шудры рабы и слуги (из ступней, черный)
Атман душа каждого человека (частичка Бразмена) она вечна. Проходя через лестницу шудры-брахманы душа возвращается к брахману (вечное блаженство).
Ранние Веды (1500 до РХ). Самскара переселение души. Связи между оболочкой нет. Душа сама выбирает.
Поздние Веды (~1000 до рх). Карма закон возмездия. Душа должна выбрать ту оболочку, которая соответствует ее действиям в старой. Бокша учение о спасении души. Самскара.
На обломках вед возникли другие канонические философии:
Буддизм, джайнизм (отрицали авторитет вед)
Йоги, веданты, миманса, чарваны
Буддизм и индуизм как мировоззренческие установки. Их культурное значение.
Буддизм.
Будда титул (просветленный). Сидхотха Гаутама 563-483 до рх. Проповедует средний путь. Не бедствовать но и не быть богатым.
4 благородные истины:
Жизнь есть страдания
У страдания есть причины: жажда жизни, погоня за удовольствиями.
Страданий можно избежать. Если причина желание, то нет желаний нет страданий.
Восьмеричный путь буддизма.
Правильная истина (из уст Будды)
Правильная решимость (оставить семью, пост, богатства)
Правильная речь (примирительная, дружелюбная, без ругательств, лжи…)
Правильное поведение (5 не):
Не лишать жизни ни одного живого существа
Не лгать
Не воровать
Не употреблять опьяняющих и одурман. Напитков
Не нарушать предписаний о взаимоотношении полов
Правилный образ жизни (зарабатывать на жизнь честным трудом, который не вредит ни прямым ни косвенным путем живым существам)
Правильное усилие (искоренять вредные привычки и не допускать новых)
Правильное направление мысли (не желать ничего приобрести, заниматься самоуничтожением, отбращением к себе)
Правильное сосредоточение (радость по поводу освобождения, размышление о пройденном пути, потеря сознания освобождения и впадение в нервану)
Джайнизм.
Религиозно философское учение. «Победа» над законом кармы. Макавира один из 24 учителей 6в до рх.
Пункты:
Жизнь есть страдание
Причина страданий: наша душа, будучи самоабсолютной, при входе в тело загрязняется и начинает нуждаться.
Смысл жизни: освободиться от нужды, вернуть душе свойство абсолюта
Шаги:
Правильное познание
Такое сознание, под надзором учителя «тиртхана»
Должно складываться по принципу от простого к слоному
Лишено всякой тени сомнения
Правильная вера (основывается на знание, а не на слепой вере авторитету)
Правильное поведение
Умение прощать
Честность
Воздержание от чувственных проявлений
Строгость к себе
Жертвенность
Невозмутимость
После смерти макавира раскол:
Дигамбары «одетые светом», «одетые пристранством». Добиться освобождения могут лишь мужчины-монахи. 3 степени монашества: анцврата, махаврата, нирвана.
Гиветамбары - «одетые в белое». Добиться могут как и мужчины так и женщины. Цель довольствоваться имеющимся.
Конфуций. Учение о человеке и обществе
551-479г до рх. Отправная точка китайское Пятикнижие
«и цзин» - книга перемен; «ши цзин» - книга песен; «шу цзин» - книга истории; «лу цзин» - книга порядка; «чунь ци» - книга весны и осени.
Задача Конфуция собрать эту мудрость и представить в более сжатом виде, извлечь суть.
«ДАО путь добродетельной высокоморальной жизни»
Правила добродетели:
Мудрость («знаю многое, выбираю лучшее и следую ему»)
Гуманноть («неделай другому того, чего не желаешь чтобы сделали тебе»)
Верность (слову и господину)
Почитание старших
Мужество (стойкое перенесение всех тягот и лишений жизни)
Те люди, которые знают и соблюдают эти принципы «идеальные мужи». Смысл жизни стать идеальным мужем. Антипод ид. Мужа малый человек. Исправление имен операция в результате которой все люди станут такими ид. Мужами.
Как этого добиться? Суть моральное совершенствование. Мы изначально нейтральны. Человек подобен бурлящему потоку, т.е. из него можно влепить что угодно.
Общество: управляющие и управляемые.
Управляющие должны самосовершенствоваться и стать ид. Мужами
Благотворный пример управляемые начнут исправляться.
Государство должно основываться не на юридическом законе, а на моральных принципах.
Лао цзы. Философский даосизм.
604 до рх. Пункты учения:
Смысл жизни человека заключается в том, чтобы траектория его жизни совпала с траекторией ДАО.
ДОА безличный и самооснованный закон мироздания («человек зависит от земли, земля от неба, небо от ДАО а ДАО от самого себя»). Дао абсолют.
Фаталистическая картина мира:
Все возникает из небытия и туда же возвращается
Траектория жизни каждого предмета предопределена
Что значит совпадение с траекторией ДАО? Мы двойственные существа (тело эгоист, душа стремление слиться с миром Дао, хотим блага другим)
Смысл: не делать то, что требует тело, а делать то, что делает душа (чтобы она всегда оставалась спокойной и безмятежной)
Правила жизни:
Вписаться органично в природу
Принимать то, что происходит с тобой и вокруг тебя как нечто естественное и не пытаться внести что-то новое.
Если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним
Нельзя себя хвалить
Нужно говорить всегда правду
Нужно быть всем довольным
Пацифизм (миролюбие)
Необходимо заботиться о своем собственном теле
На добро отвечать добром, а на зло отвечать тем же (добром)
Далее даосизм превратился в религию.
Досократическая философия о первоначале мира
Черты:
Космоцентризм
Законы космоса и законы общества человека тождественны
Природа независимый от богов саморегулирующийся процесс возникновения и гибели вещей.
Опирание на факты и логику, а не на фантазию и мистику.
Милетская школа. 7 мудрецов, основатель Фалес 625-547 до рх
Основа мира вода (жидкая текучая субстанция, причина самой себя). В космосе господствует космический закон мера.
Анаксимандр ученик Фалеса 610-540 до рх
В основе мира нечто неопределимое и колличетво его бесконечное. Опейрон - субстанция, из которой произошли все вещи в результате его вращения. Мир безграничен. Живое возникло из неживого
Анаксимен 2 пол 6в-нач 5в до рх.
Субстанция воздух. Живые существа не могут жить без воздуха. Воздух безграничен.
Земля ←вода←воздух→огонь→эфир
Гераклит Эфесский 520-460 до рх
Субстанция огонь. Огонь испытал метаморфозы под влиянием космического закона логос. Мир цикличен. огонь→воздух→вода→земля. Применительно к человеку логос означает четко выраженную артикулированную и ориентированную во вне речь. Человек двусоставен: душа, тело. Душа двусоставна: низшая (чувства, влажная), высшая (разумная, сухая).
Пифагор 6в-нач 5в до рх
Основа мира противоположности: беспредельное и ограниченное. Функционирование мира заключается в том что происходит процесс ограничения беспредельного. Ограничение можно выразить численно. Число: знак числа, значение. Число сущность всчех вещей, нечто вещественное., пространственные геометрические образы, некая мистическая сила
1 монада, начало всего
2 диада, предел и беспредельное, расколотость
3 триада, единство беспредельного
4 тетрада, дальнейшее совершенствование числа 3.
Числовые соотношения образуют гармонию.
Анаксагор 500-428 до рх.
Мир состоит из бесчисленного количества семян. Эти семена превращаются в вещи «нус» - упорядочивающий принцип. Все небесные тела тела материальные. Жизнь на земле появилась из небесных семян. Принцип: живое из неживого.
Демокрит из Апдеры 460-370г до рх
Мир состоит из неделимых атомов и пустоты. Равномерно двигаясь в пустоте, атомы создают комбинации. Все материальные вещи комбинации атомов. Вещь временная комбинация атомов. Св-ва атомов: вес, размеры, формы. Случайностей не бывает. Боги тоже смертны. Му думаем, что они бессмертны, т.к. они живут намного дольше и состоят из огненных шарообразных атомов.
Человек в философских учениях софистов и Сократа
Софисты. Осн. Протагор 480-410г до рх
Истина субъективна. Из мира мнений нельзя вынести истину. «о Богах я не могу сказать ничего, ни что они существуют, ни что их нет в реальности». «человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют и несуществующих в том, что они не существуют»
Сократ . 469-399 до рх
Ученик Протагора. Далее стал критиком Протагора.
Истина объективна. «Истина как солнце она светит всем». Истина знание которое получается в результате спора, диалога. Истина в готовом виде не существует. Истина непротиворечивое содержание, основополагающих моральных понятий (счастье, справедливость). Познавая себя я познаю космос. Не разобравшись в жизни жить не стоит.
«я знаю, что ничего не знаю». Я знаю только путь к истине.
Счастье это мудрость. Мудрость присуща только людям. Добро знание, зло невежество.
Добродетель: умеренность (знание о том, как обуздывать страсти), храбрость (знание о том, как преодолевать опасности), справедливость (знание того,Ю как соблюдать законы человеческие и божественные). Свобода ценность , господство рациональности над чувственностью.
Что есть человек? Человек это его душа.
Платон. Мир идее и вещей
Платон ученик Сократа. Основатель школы в Афинах (платоновской Академии).
Главное положение мир, воспр.человеч.чувствами, это отпечаток самост. сущ-х идей постигаемых в мышлении прообразов всех вещей. Только идеи сущ.реально, мир чувственных вещей иллюзорен. Познание универсальных сущностей («стольности», «чашности»..) тождеств.
припоминанию (душа бессмертна, входя в тело, помнит то, что видела в другом мире, след-но, она вспоминает всё, что видела). Все явления матер.мира преходящи, идеи являются неизменными и вечными, это единств-й предмет подлинного истинного познания.Основоположник объективного идеализма.
Идея это: 1. парадигма (образец) вещей, 2. родовая и видовая х-ка вещей, 3. сущность данного класса вещей, 4. причина вещей
Материя - это нечто промежуточное между идеей и вещью) но идея и материя безжизнены Тело космоса творится из материи. К моменту творения материя уже существует в виде воды, воздуха, огня и земли. Тело космоса шарообразно, в центре есть ось на которой покоится земля -геоцентрист. Космос вращается вокруг Земли. Тело космоса находится внутри души космоса. Душа творится раньше тела. Своей тождественной частью мировая душа постигает идею, иной частью материю, а смесь тождественного и иного-вещь. Время (движущееся подобно вечности) родилось из разума и мысли бога. Ум-демиург творит низших богов из огня. Это шарообразные небесные тела наделенные равномерным движением - планеты. Земля - старейший и почтеннейший из богов, рожденных внутри неба - некая космическая религия. Развитие мира определяется вечным конфликтом бытия и небытия.
Учение об идеальном гос-ве: полис возн. по причине того, что чел.не может удовл.свои потребн.в одиночку. Гос-во созд. С целью обесп.людям благопол.и безопасн. для Платона это модернизир.соц.пирамида. Вся жизнь гос-ва будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам. 3м частям души соотв.3 сословия: 1. ремесленники (бережливость), 2. воины (воля, храбрость), 3.философы-правители (разум). Кажд.сосл.соотв.своя добродетель. Соотв.этих моментов, достижимое правильн.воспитанием, прив.к созд.идеальн.гос., несоотв к несправедл.гос. Отбор в сословия с учётом прир.задатков людей.
По мнению П. у каждого человека чего - то больше, общая справедливость делать свое дело и не вмешиваться в дела др. Философы и воины лишены частн.собств., чтобы не «испортиться». Работники обеспечивают всем необходимым высшие сословия
Нет браков по любви. Все по сообр.гос.целесообр. «Безбожие» преследуется по закону вплоть до тюремного заключения и даже смерти.
Подвергается преследованию и искусство, если оно не направлено на моральное совершенствование человека.
Аристотель. Учение о мире (четыре причины). Социально философская концепция и теория познания
384-322 до рх
Онтология.
В начале бытия 2 первосущности: бог (перводвигатель), кора.
4 причины мира: 1.форма (эйдос, формальная причина), 2.материя(из чего, материальная причина), 3.источн.движения (действующая причина), 4.цель (ради чего, целевая причина).
Идеалоное государство нет и быть не может. Идеальна только форма.
Наиболее совершенное государство: основанное на принципе золотой середины. По территории не оч. Большое и не оч маленткое, основа политической стабильности средний класс, власть должна сочетать энергию молодых и мудрость старших.
Человек политическое животное.
Гносеология.
Истина знание причин вещей. Познание : чувства (ощущение, восприятие (образ), представление (память)), рациональное познание (понятие(сущность, признак предмета), суждение(что то отвергается или утверждается), умозаключение(из 1 или нескольких суждений новое)). Ход мыслей одинаков, разные только реализация (язык).
Аксеология
Добродетель, 2 типа: интеллектуальная (можно научит), волевая желание следовать тому, чему научили). Добро золотая середина.
Красота гармония. «красота содержится в самих вещах, подобно тому как в глыбе мрамора содержится статуя Аполлона»
Человек, созерцая красивые вещи, очищается духовно («катарсис»)
Направления эллинистической философии (эпиеуреизм, стоицизм, скептицизм)
Эпикур 341-270 до рх
Мир вокруг человека изменчив и коварен. Жить сегодняшним днем, брать от жизни все. Нет ничего отличного от материальных вещей. Везде атомы. Добро то качество, которое наиболее присуще человеку.
Классификация удовольствий: естественные и необходимые (еда и сон), естественные, но не необходимые (желание быть гурманом, следовать моде), не естественные и не необходимые (жажда власти, славы, роскоши).
«живи тихо, незаметно и в свое удовольствие. Лучше быть спокойным на соломе, чем неспокойным на золотом одре. Мир людей и мир богов параллельные миры», оэтому бесполезно у них что то присить или их опасаться, они заняты своими делами.
Стоицизм. Дзенон 336-264 до рх
Внешний мир в целом прекрасен, разумении и гармоничен. Этот мир создан мировым разумом, нго мы этого не видим, т.к. судим фрагментами. Бог безличный принцип. Нужно ко всему относиться спокойно, т.к. мы находимся под потронажем великого разума. «все что ни делается делается к лучшему. Ходящего судьба ведет, а упирающегося тащит».
Правил жизни: 1. Этика долга; 2. Самосохранение; 3. «возлюби тех, кто тебя породил, и тех, кто порожден тобою.; 4. Не должны противиться обстоятельствам.
Скептицизм. Пирон 360-270 до рх
«ничто не очевидно. Об одной и той же вещи можно сказать как то, так и это».
Правила жизни: воздержание от категорических суждений, необходимо сохранять спокойствие и невозмутимость.
Неоплатонизм как завершение античной философии. Учение о Едином, Уме, Душе и чувственном мире. Процесс христианизации эллинизма и эллинизации христианства.
Неоплатонизм синтез всех достижений античных философских традиций. Родоначальник Плотин Ликополитанский.
В качестве филос.системы сводится к учкению об иерархич.строении бытия и к мысл.конструированию его нисходящих ступеней, последовательно возникающих путём остабления высшей ступени в след.порядке: Единое, Ум, Душа, материя. Это структурное разделение аналогично внутр.стр-ре самопознания. Задача человека осознание им своего «заключения» в матер.мире и и подг.к выходу из него путём внутр.восх.от телесной жизник жизни Души, потом Ума, и от Ума к общению с Единым. Единое это единое первоначало бытия вешей. Оно непозноваемо, неизречённо, сверхмыслимо и сверхчувственно. Природа Единого творит все вещи оно не есть что-либо из них, от него зависит всё, оно само ни от чего не зависит. 2 вида реальности истинно сущее бытие(мир идей, объединённых в Уме первом осуществлении мощи Единого) и мир природы.
Первая эманация внутр.мощи Единого Ум. Он познаёт самого себя, Ум и об-ты его мышл-я(идеи) отождествл. Двойственность Ума. Ум совокупность всех идей.
Душа эманация Ума. Ум творит Душу в силу своего совершенства.
Душа произв.все живые существа, вдохнув в них жизнь. Душа сост.из 2х частей: высшая(разумная) и низшая(чувственная «природа»).
Цель жизни чтобы душа постепенно вернулась от вещного, материального, к Единому, сверхсущему принципу бытия.
Специфика средневековой философии. Этапы ее развития (апологетика, патристика, схоластика)
Основные черты:
Теоцентризм (бог центр философских изысканий)
Изменение статуса философии: сомост обл знаний служанка теологии.
Изменение соц статуса философа. Меряне (жрецы священносл, монахи)
Изменение типа философствования. Размышление о космосе, человеке стала экзегетической (толкование свящ писания). Люди записывали откровения Бога.
Изменение конфигурации философской проблематики. Трактовка неясных и противоречивых мест в писании
Замена приблем: проблема идеального общества, смысл жизни (ответ очевиден)
Осн проблема соотношение разума и веры (союзники, враги, паритетные вещи)
Филос мировоззрение образование стилей в архитектуре
Попытка адоптировать воззрения Платона и Аристотеля для подкрепления веры
Периоды:
Апологетика (защита христианского вероучения от нападок язычника) 313г Константин легализовал христианство. 392 Феодосий 1 запретил все языческие культы. 529г торжественное закрытие философской академии
Патристика (учение отцов церкви)
Схоластика (закат. Идея паритетности разума и веры парит в воздухе. Появляется первый университет в италии 12в. Конкуренция между университетами и монастырями)
Христианские апологеты и их философские идеи (Юстин, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан)
Юстин ок. 100 ок. 165
На него оказали глубокое влияние греческих философов и стоиков, он старался переосмыслить их в духе еврейского и христианского вероучения. Поэтому он утверждал, что Гераклит и Сократ были христианами.
Климент Александрийский 150-215
Вера это непосредственное восприятие знания. Однако это не простая самоочевидность или интуиция. Вера это акт выбора, акт конструирования собственной установки сознания, за который человек несёт ответственность. С помощью веры человек способен моделировать будущую ситуацию, что позволяет обезопасить себя от многих неприятностей. Интенсификация веры производит надежду, благодаря которой Климент доказывает превосходство религиозной жизни. Только религиозный человек понимает, что за внешним хаосом явлений стоит трансцендентная личность, подарившая нам бытие, что жизнь здешняя лишь предуготовление к жизни вечной, что смысл жизни в загробном существовании, которое являет собой предел блаженства.
Богатство само по себе никак не влияет на спасение души, ведь имуществом можно распорядиться и по-хорошему и по-плохому. «Писание требует от нас не отказа от собственности, но отказа от чрезмерной привязанности к собственности».
Ориген 185-253
Что значит бог един в 3х лицах? Бог-отец начало всего, первосущность, оно непостижимо. Бог-сын мудрость бога, который простирает свое могущество тока на людей. Бог-святой дух простирает свое могущество только на праведников.
Концепция: бог→ангелы→люди→демоны→
Разум союзник веры. Укреплять веру, прояснять неясные места.
Тертуллиан 2в после рх
Разум враг веры. «Верю ибо абсурдно. Мы не нуждаемся в любознательности после Христа и не имеем нужды в исследовании после Евангелия. Только природная, непреобщенная к культуре душа есть христианка»
Августин Аврелий (блаженный). Соединение библейской традиции с философией Платона и неоплатоников. Учение о человеке и истории.
354-430
1 этап занимался манихейством (разновидность христианства). Пророк Мани. Система 3х времен: 1.разделение сущ добра и зла; 2.зло совершает агрессию в отн добра; 3.зло окончательно бобеждено. Люди научились ценить и уважать красоту.
После встречи с ортодоксами осознал ошибку и отказался от манихейства.
2 этап ортодоксальный христианский философ.
Онтология
Доказательство бытия Бога: 1. Доказательство от абсолютного блага; 2. Доказательство от первопричины (никто, размышляя о первопричине не может обойтись без творца); 3.совершенное в несовершенном.
Вертикальная картина мира (впервые Платон. Есть на земле человек, а в занебесье идея человека) бог → человек → природа
Изменение отношения к природе: человек имеет право распоряжаться природой.
Проблема человека: собств. Воля, воля человека. Открыт внутрен человека: вера, надежда, любовь высшая ф.
Что такое человек? Сократ: человек это душа. Человек это душа, нуждающаяся в боге.
Гносеология.
Вера и разум союзники: «верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить» Истина бог. «Бог олицетворяет триединство абсолютной истины, аб добра и аб доброты». Где? внутри человека
Аксиология
Критерий морали оценки человека любовь. «есть 2 вида любви: любовь к себе вплоть до презрения к Богу это любовь земная, любовь к богу вплоть до самозабвения небесная, первая возносит сама себя, а вторая бога»
Красота в боге. Культовая архитектура это корабль спасения. Версия человеческой истории: линия. Этапы: 1. От Адама до потома, 2. От потопа до враама, 3. до давида, 4. До вавил пленения, 5. До рождения Христа, 6. До Страшного суда
Философские идеи каппадокийцев (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский)
Василий Великий. 330-379
попытался обосновать и онтологическое единство Троицы, т.е. единство по сущности, и Ее же онтологическое различие, т.е. различие ипостасное. на Западе стала складываться традиция переводить "просопон" как "персона", а "ипостась" - как "субстанция". Видовое имя "человек" обладает всеобщим значением и общей природой, поскольку обозначает любого человека. Однако смысл общности обозначаемого содержит внутри себя необходимость разделения на конкретных людей, благодаря чему мы узнаем человека. Конкретными именами подчеркивается не общность, а своеобразие вещи, основанное на признаках сущности. Эти признаки, коренясь в единой сущности, позволяют одно, принадлежащее этой сущности, отличить от другого, ей же принадлежащего.
Григорий Богослов. 329-389
О Боге могут рассуждать только опытные, преуспевшие в созерцании и чистые душой и телом или очищающие себя. Рассуждать о Боге можно только с тем, кто приступает к этому с усердием и благоговением. Богословствовать позволительно лишь тогда, когда мы бываем свободны от внешних впечатлений вещества и от возмущения, когда вождь наш - ум не прирастает к нечистым преходящим образам. человек познает Бога, когда его богообразное и божественное начало, т. е. ум, соединяется с родственной Сущностью. для земного человека сущность Божия непостижима. читая Священное Писание, надо отказаться от слепого буквализма и научиться понимать его духовный смысл.
Григорий Нисский 335394
три лица Святой Троицы обладают единой Божественной сущностью, но свое выражение находят в трех ипостасях. каждое из лиц Троицы как бы отделены друг от друга, особы, но их объединяет единая сущность. Бог - нематериальное, бессмертное и непознаваемое существо. человек является венцом божественного творения и "царем" всего сотворенного. Господь сотворил живую и неживую природу ранее сотворения человека потому, что "Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю". человек должен самостоятельно стремиться к истинному осознанию Божественного в себе. человек сам решает, что ему нужно делать и как ему поступать.
Философская мысль византии (Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама). Ее значение для русской философии и культуры
Византия избежала варварского завоевания; в ее истории трудно провести такую же четкую грань между античностью и Средневековьем, ибо все традиции греко-римского мира и эллинистического Востока сохранялись в Византии, не прерываясь.В согласии с античной традицией все собственно науки объединились под именем философии. 6 определений, Ф это.: 1) знание природы сущего; 2) знание божественных и человеческих дел(т. е. всего видимого и невидимого); 3)упражнение в смерти;4) уподобление Богу с помощью мудрости, беспристрастия в суждении и благочестия;5)начало всех искусств и наук; 6)любовь к мудрости; поскольку же истинная мудрость это Бог, то любовь к Богу и есть подлинная философия.
Дионисий Ареопагит (5 в.) изложил христианское вероучение в терминах и понятиях неоплатонизма. Сочинения Дионисия легли в основу дальнейшего развития мистического направления в богословии и философии Византии и Запада.
Иоанн Дамаскин (ок.645-749 гг) теоретик иконописи, поэт, богослов. Перв.календарь дней памяти христианских святых и подвижников принадлежат перв.церковная система нот и оформление большинства христианских песнопений в сборники "Типикон" и "Октоих". Фундаментальный труд "Источник знания", состоящий из трех частей: "Диалектика"(излаг.философские идеи Аристотеля), "Книга о ересях"(перечисл.и анализир. учения, противор.христианству), "Точное изложение православной веры" (систематизир.правосл. вероуч.)
Это была система идей о боге, сотворении мира и человеке, определяющая его место в мире. Он рассмотрел и обобщил естественнонаучные представления древних, догматы своих предшественников-богословов. Основным методом работы Дамаскина была компиляция на основе аристотелевской логики. Благодаря устранению из церковных догматов противоречий православное вероучение было приведено в более-менее стройную систему. Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения на православных и католических богословов.Противник "иконоборчества", создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи. Согласно его теории: 1. Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде. 2. Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых). 3. Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца. 4. Изображения святых необходимы. Икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено ("первообразу"), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны. 5. Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.
Григорий Палама(1296-1359 гг) архиепископ Солунcкий, защитник православного учения о Божественном свете, исихаст. Учение о Фаворском свете. Сущность непознаваема вообще. Божественная сущность есть Бог, но Бог пресуществен, Его сущность непознаваема даже как категория сущности (в отличие от схоластики, где сущность Бога является таким же категориальным понятием как и остальные сущности, только с трансцендентными характеристиками).Всякая сущность познается в своем проявлении, в своих энергиях. Энергии есть свойства, движения естества, проявленные вовне
Культурно-философские расхождения католиков и праославных
Обособление католицизма в христианстве началось в 3-5 вв. в связи с углублением экономических, политических, культурных различий между западными и восточными частями Римской империи в 1054 и было завершено в связи с захватом крестоносцами в 1204 Константинополя .
Являясь разновидностью христианской религии, католицизм признаёт её основные догмы и обряды; в то же время он имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации.
Организация католической церкви отличается строгой централизацией, монархическим и иерархическим характером. По вероучению католицизма папа римский (римский первосвященник) - видимый глава церкви, преемник апостола Петра, истинный наместник Христа на земле; его власть выше власти Вселенских соборов. Организация православной церкви базируется на догматических установках и решениях 7 вселенских соборов.
Католическая церковь, в отличие от провославной, источником своего вероучения признаёт не только "священное писание", т. е. Библию, но и "Священное Предание", или традицию. В догмате Католицизм о Троице "Святой Дух" исходит не только от Бога-Отца (как в "Символе веры", признаваемом православием), но и от сына.
Лишь в Католицизме имеется догмат о чистилище - промежуточном месте между адом и раем. в ряде установлений, не имеющих места в православии: 1)целибат - обязательное безбрачие духовенства (в православии лишь монашество даёт обет безбрачия), 2)причащение хлебом и вином - лишь духовенства, одним хлебом - мирян 3)Привилегии католического духовенства основываются в значительной мере на церковном учении о "сокровищнице переизбыточествующей благодати" (которого нет в православии) Католическая церковь, как и православная, признаёт семь таинств, но в отправлении их имеются некоторые различия. Особенность католицизма - широкое, экзальтированное почитание Богоматери (Мадонны). В 1854 папой Пием IX был провозглашен догмат о непорочном зачатии девы Марии (отвергаемый православной церковью); в 1950 католическая церковь признала догмат о её телесном вознесении.
Фома Аквинский. Утверждение принципа гармонии веры и разума. Аристотелизация христ философии
1221-1274
Онтология
Доказательство бытия бога (от абсолюьтного блага), от первопричины, нинетическое, от необходимости и случайности, божественное доказательство руководства мира. Массовое стремление к благу. Никто ориентирует. Импульс сотворения мира, исходя из божественного разума. «Бог создал мир для того, чтобы возвысить человека как венец творения и для того, чтобы беседовать со своим творением.
Новая версия вертик картины мира: бог ангелы люди животные растения неживая природа
Гносеология
Не просто верить, а знать во что ты веришь. Участ в споре номиналистов и реалистов. «что обладает истинным бытием: вещь или понятие о вещи». Реалисты понятие о вещи. Номиналисты конкретные вещи (само понятие о вещи не возникает без самой вещи)
Аксиология.
Что есть грех? Мысль о грехе или деяние. Мы можем нести ответственность за то, что контролируем грех это деяние.
Арабо-мусульманская философия. Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс). Их влияние на европейскую философскую мысль.
В основных чертах арабская философия сходна со схоластикой в Западной Европе. Но ее расцвет в хронологич. отнош. предшествует европейской схоластике, что позв. рассм. арабскую философию как связующее звено между античной философией и последующей ступенью европейской философии - схоластикой.
Арабско-греческая философия - звено, посредством кот.осущ. передача европейской средневековой культуре наследия древнегреч.науки и философии. Их вклад в науку и философию предварил тот исторический переворот в мировоззрении человечества, которым ознаменовалась в Европе эпоха становления буржуазных отношений. Жизнерадостное мировоззрение, перешедшее от арабов и питавшееся вновь открытой греческой философией, подготовило материализм XVII -XVIII вв.
Ибн-Сина 980-1037
Идея дуализма. Аллах творец мира. Развитие мира уже по своим законам (созданных Аллахом). Абсолютным бытием обладает Аллах, а остальные бытием возможным. Мир вне временных координат, т.к является эмоннацией Бога. Народ имеет право на социальный протест, если султан перегибает палку.
Ибн-Рушд 1126-1198
Идея двойственности истины (разума и веры), религия рациональная и аллегоричная
. материю Аллах не творил, она совечна миру.
Духовный мир Средневековья и архитектура. Символика культовой архитектуры.
Расцвет архитектурного творчества в эпоху средневековья был вызван тем, что архитектура, непосредственно связанная со всем общественным укладом, была относительно свободна от спиритуалистических сторон средневекового сознания. Идейное содержание В монументальной архитектуре средневековья не только воплотилась религиозная, фантастическая сторона сознания, но ярко и сильно олицетворилась творческая воля человека. Архитектура средневековья, активно обращаясь ко всем сословиям, стремилась захватить, убедить людей, подчинить себе их чувства и помыслы. Синтез пространственных искусств, эмоциональная многогранность образов, чувство динамики архитектурных форм являются крупнейшим завоеванием средневекового зодчества. Огромным достижением архитекторов был также их смелый шаг в разработке эстетической выразительности интерьера. Культовые здания средневековой эпохи вмещали большие толпы народа, властно подчиняли их чувство и мысли своему образному строю, звали людей к моральному единению. В архитектуре наиболее ярко воплотились прогрессивные черты средневековой культуры, с ней связаны наивысшие достижения искусства средних веков.
В 13 - 14 вв средневековое искусство Западной и Центральной Европы, особенно архитектура церковная и гражданская, достигло своего высшего подъема. Огромные готические соборы, праздничные городские ратуши утверждали величие феодального города - крупного торгово-ремесленного центра.
Возраст.значение светск.арх., она станов. разнообразнее по назначению, богаче по формам. Кроме ратуш, больших помещений для купеческих гильдий строились каменные дома для богатых горожан, складывался тип городского многоэтажного дома. Совершенствовалось строительство городских укреплений, крепостей и замков.
Все же новый, готический стиль искусства свое классическое выражение получил в церковной архитектуре. Наиболее типичной для готики церковной постройкой стал городской собор. Грандиозные размеры, совершенство конструкции, обилие скульптурного убранства воспринимались не только как утверждение величия религии, но и как символ богатства и могущества горожан.
Предпосылки возникновения философии эпохи возрождения
Возрождение:
Античного антропоцентризма (возврат, но не отрицание христианства)
Уверенность в могущество чел разума (изобретения открытия)
Интерес к природе и телесной красоте
Традиции создания совершенного общества. Утопия
Взгляд на человека как на активную творческую личность
Отсутствие связи между религией и нравственностью
Античный пантеизм. Бог природа
Интерес к природе
Новая ценност гуманизм (человеколюбие)
Гуманистический идеал Возрождения, его влияние на искусство и архитектуру
Гуманизм определил первый период развития философии Возрождения. Сущность новой философии антропоцентризм: человек - вот ведущее звено всей цепи вселенского бытия. Мир - потенция Бога, но Им был задан только импульс. Человек венец творения, он сам - Мастер. Античность чтила героев, средние века - святых, эпоха Возрождения - Человека. Задача философии В. - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.
Антропоцентризм приобретает у гуманистов особый оттенок. В отличие от средневекового мышления, гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему достоинства человека. Истинный человек есть человек культурный, цивилизованный, активным.
ГуманизмВозрождения:
- новый стиль мышления, сменив ориентиры, обновив ценности;
- сформировал новый тип мыслителя, сложившегося вопреки традициям; его представляли ученые, поэты, педагоги, дипломаты, носившие имя «философ»;
- сформировал свое представление о человеке, не отвергая ни творения его Богом, ни бессмертия души. Человек объединяет в себе материальное и духовное (природное и идеальное) начала, он осуществляет свое предназначение, не борясь с собственной природой, не преодолевая телесную греховность, а следуя природной доброте.
Творческая деятельность человека приобретает сакральный характер. Он творец, подобный Богу, он созидает новый мир и самого себя. Искусство многогранно и универсально. дает возможность прочувствовать богатство человеческой натуры, эмоционально его освоить.
Искусство эпохи Возрождения помогло человеку освободиться от религиозного аскетизма, осознать себя личностью, проявить свои духовные интересы.
Идеи возрожденческой философской мысли
Возрождение:
Античного антропоцентризма (возврат, но не отрицание христианства)
Уверенность в могущество чел разума (изобретения открытия)
Интерес к природе и телесной красоте
Традиции создания совершенного общества. Утопия
Взгляд на человека как на активную творческую личность
Отсутствие связи между религией и нравственностью
Античный пантеизм. Бог природа
Интерес к природе
Новая ценност гуманизм (человеколюбие)
Реформация как социокультурное явление. Философский смысл протестантизма.
Реформация - в 16 в. широкое, сложное по социальному содержанию и составу участников общественно-политическое и идеологическое движение, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви и имевшее в своей основе антифеодальный характер. Р.охватила больш-во стран Западной и Центральной Европы. В узком, смысле Р. - проведение религиозных преобразований в духе протестантизма.
Р. явилась первым ударом по феодализму. Уже гуманистич.движение Возрождения с его критикой средневекового миросозерцания и утверждением принципов буржуазного индивидуализма во многом идейно подготовило реформацию. Не менее важным источником идей реформации были средневековые ереси.
Учение о том, что человек для спасения своей (греховной) души не нуждается в посредничестве церкви, спасение достигается не внешним проявлением религиозности, а лишь внутренней верой каждого в искупительную жертву Христа. Этим отрицалась необходимость католической церкви со всей её иерархией. Единств. источник религ.истины Священное писание. В реформационном движении приняли участие разные классы и социальные группировки. Бюргерско-буржуазное направление - учения М.Лютера(умеренно радикальное крыло, компромисс с феодализмом,в осн.осталось на почве теологии),Ж.Кальвина (радикальное крыло, дало буржуазии идеологич.оружие).
Для народных масс начало борьбы против католической церкви послужило сигналом к выступлению против самих устоев феодального строя.
Реформация католицизма. Появл протестантизма
Мартин Лютер 1483-1546
«95 тезисов против индульгенции». Протестовал:
Церковь посдредник между людьми и богом
Практика индульгенции
Запрет католич церкви иметь библию и толковать ее
Концепции спасения (а. вера в богв, б. добрые дела католики, провосл. Лютер только верой и милосердие бога) (спасение в руках человека)
Жан Кальвин 1509-1564
Спасение человека находится в руках бога.. богатство знак бога (т.е. богатство сокрализуется) богат человек будет спасен только путем честного труда. Труд фотра служения богу, а не искупление за первородный грех
У протестантов нет церкви, епорхии.нет канонов церковного зодчества. Нужно идти в ногу со временем в плане обрядов
Черты философской мысли нового времени (XVIIв)
Гносеоцентрична (проблема как познавать мир)
Гносеоцентризм вылился в противостояние эмпиризма (от фактов к обобщению, индуктивный метод) и рационализма (от общего к частному, дедуктивный метод)
Борьба эмпиризма и рационализма отразилась и в архитектуре (борьба барокко и классицизма)
Появилась первая научная картина мира (классическая)
1я субстанциональная концепция пространства и времени. Пространство вместилище вещей. Время вместилище событий. Т.е являются отдельными субстанциями
Философское осмысление новой ценности свободы
Эмпиризм XVII в, его философские идеи (Бэкон, Локк, Гоббс)
Фрэнсис Бэкон 1561-1626
«новый органон» органон инструментарий
«новая атлантида». Правят ученые а не философы как у Платона
Наука по своей природе имеетдело с объективной реальностью сводится к фактам оперирует фактами
Почему ученые ошибаются? Ученые не принимают во внимания препятствия «идолы», стоящие на пути исследования. (идолы рода присущие всему роду человеческому, идолы пещеры суб качества исследователя, привычки, воспитания и т.д., идолы рынка или площади вербализация мысли, использование слов с множеством значений или слов не имеющих реальности, идолы театра препятств к некритическ отношен к авторитету), использование поспешной индикации (по малому кол-ву случаев делали вывод)
Джон Локк 1632-1704
Критика Декарта: никаких врожденных знаний нет, а душа чистая доска. Врожденная идея бога у всех людей идея бога не у всех. О врожденности идей говорит общее согласие всеобщее согласие, которое может иметь место, может быть вызвано другими факторами.
Откуда же беруться идеи? Из чувств (данных)
Типология идей, которые вырабатывает разум: простые (ощущение(удовольствие страх. Разум обобщает), рефлексия(пространство)), сложные (манада (о чем-то или о ком-то, кот не имеет причину в самом себе. Кем-то или чем-то пораждено), субстанция (имеет причину в самом себе , идея бога), отношение (ближе, дальше…. Одни данные чувств сравниваются с другими))
Процесс познания. Процесс сопоставления идей и обнаружения их сходства или несходства. 2 способа обнаружения: интуитивно, логическое доказательство
Понимание добра. Добро пораждено чувством, а не разумом, т.к. чувства первичны. Чувство неудобства источник добра.
Понимание свободы. Когда люди думают, что они свободны в выборе поступков (действий), то это самообман. Свобода заключается в том, чтобы воздержаться от действия, либо совершить его.
Почему происходит соц. Неравенство? Желание нескольких людей обладать чем-то и разные возможности осуществить это желание.
Томас Гоббс 1588-1679
Идеи. 1.Свободы воли нет. Весь мир взаимодействие тел. Все, что мы делаем совокупность факторов. 2.Все в мире относительно, как благо так и зло. Жизнь наименее относительное блго. Смерть наименее относительное зло. Бог благо относительное. «Бог добр лишь для тех, кто взывает к его имени, но не для тех, кто поносит его богохульствуя» . человек атом эгоизма. Эгоизм естественно. 3.Государство возникло из инстинкта самосохранения. Начало жили в естеств состоянии война всех против всех инстинкт самосохранения давайте договариваться государство
Рационализм XVIIв как целостная теоретико познавательная концепция (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
Спиноза. 1623-1677
Пантеизм. Бог безличный абсолют все, что происходит, происходит по необходимости.
Свобода. «Свобода познанная необходимость. Необходимо желать только то, что предусмотрено внешними обстоятельствами». Мы в плену обстоятельств. Если мы это знаем и желаем только возможное, то ы свободны. Свобода это свобода от плена иллюзий
Структура мира. Бог необходимость субстанция. Субстанция обладает мышлением и протяженностью. Понять ее можно через проявление отрибутов, но мы знаем только 2: мышление и протяженность. Модус проявление отрибутов. Человек тоже модус, но он центр.
Правила жизни 3: говорить в соответствии с уровнем восприятия и манерами простого народа, ограничиваться только теми удовольствиями, которые нужны для поддержания доброго здравия, необходимо стремиться обладать деньгами и матер ценностями только в той мере, в которой это необходими для жизни и здоровья.
Готфрид Лейбниц 1646-1716
Попытка примерить рационалистов и эмперистов.
Существует множество субстанций монад (нематериальных частиц, далее неразложимых и сущностью кот явл деятельность, квант энергии). Свойства монад: восприятие, действие.
Характер деятельности монад. Деят-ть монад происходит в рамках предустановленной гармонии, кот предустановленна богом. Монада зеркало вселенной
Концепция 2х истин. Истина разума (законы логики), истина факта (закон достаточного основания)
Свобода. Каковы условия? Человек должен отдавать отчет о том, что он делает, отсутствие всякого насилия при совершении действия
Идеи. Наряду с сознанием есть и бессознание . идея создания счетных машин. Двоичная система счета
Рене Декарт 1596-1650
Общенаучный метод только дедуктивный. Т.к. все идет от аксиом. Преждн дедукц не эффективны, т.к неясные идеи выдаются за ясные. Необходимо создать правила дедуктивного метода: любое научное исследование необх начинать с чего-то точно известного, ясного и четкого «правило очевидности»; «правило анализа» изучаемое явл необх раздробить на мельчайшие эл-ты; «правило синтеза», теперь собрать части в систему; составление подробных причин и обзоров. Процедера приращения знаний. Все знания сумма идей. Идеи врожденные обмен с идеями сотворенными приобретенные идеи.
Как себя вести. Правила жизни: спокойно относиться к законам страны проживания. Если вы усомнились в своихпрежних принципах жизни, то все равно необходимо следовать им, либо плавно переходить на новые; если не можешь изменить обстоятельства измени отношение к ним; всю жизнь чел-к должен посвятить тому, чтобы освободиться от террании чувств, от аффектов. Аффекты аффектам рознь. Хорошие поддерживать, плохие устранять
Субъективный идеализм и скептицизм XVIIIв (Беркли, Юм)
Джордж Беркли (1684-1753)
Ощущения единственная воспринимаемая человеком реальность. ум человека не способен к образованию абстракции: общая идея пространства невозможна. Она абсурдна и противоречива, то же самое с материей.
Теория: частные свойства вещей к воспринимаемы посредством ощущений, после сего якобы образуется отвлеченная идея об общим для них вещественным субстрате. Но эта посылка не состоятельна: Берклии считал что люди не обладают чувственным восприятием материи как таковой. Человек воспринимает только отдельные вещи. Каждое восприятие становиться суммой разных ощущений или идей.
не существует общей отвлеченной идеи о материи и пространстве. Человеческий ум способен образовать общую идею о вещи, но не общую отвлеченную идею . Абстрактное представление о материи ни меняет ни сути ни свойства вещей. Истинность познания дается в ощущении .
существует лишь человеческое сознание с идеей и душой. Идеи- пассивны и представляют собой лишь состояние. Души- активны, вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда оно прекращается. Беркли так и говорил «существовать значит быть воспринимаемым».
Дэвид Юм (1711-1776)
Существует ли внешний мир - «Не знаю». Достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт-поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы. Поскольку опыт нельзя обосновать логически, постольку опытное знание не может быть достоверным. Так, в опыте нам дано сначала одно впечатление о некотором явлении, а затем другое. Но из того, что одно явление в опыте предшествует другому, логически недоказуемо, что одно (первое) есть причина другого. Ведь то, что принято считать следствием, не содержится в том, что считается причиной. Следствие невыводимо из природы причины и непохоже на нее. Мы лишь наблюдаем, что во времени следствие появляется за причиной, но ведь это чисто психологический факт, из которого никак нельзя делать вывод: после этого - значит поэтому. Само по себе это положение верно и не может вызвать возражений. Отрицая объективную причинность, он, однако, допускал наличие субъективной причинности в виде порождения идей (образов памяти) чувственными впечатлениями. Источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера.
Влияние рационализма и эмпиризма Нового времени на формирование стилей в искусстве и архитектуре.
Эмпиризм: Барокко - стиль в западноевропейском искусстве XVII - XVIII веков, характеризующийся динамизмом композиций, эмоциональной выразительностью, стремлением к совмещению иллюзии и реальности, драматизмом мироощущения, контрастностью цветовых и звуковых решений. Возникновение барокко определялось новым мироощущением, кризисом ренессансного миросозерцания, отказом от его великой идеи гармоничной и грандиозной универсальной личности. В основе же новых представлений, определивших суть барокко, лежало понимание многосложности мира, его глубокой противоречивости, драматизма бытия и предназначения человека, в какой-то мере на эти представления оказывало влияние и усиление религиозных исканий эпохи.
Рационализм: Классицизм - художественный стиль XVII-XIX вв., одной из черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. С возникновением классицизма связано и имя философа, физика, математика Декарта.
Принципы классицизма
Основа всего разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
Главная задача укрепление абсолютной монархии, монарх воплощение разумного.
Высшее достоинство человека исполнение долга, служение государственной идее
Наследование античности как образцу (Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)
Подражание природе
Понятие просвещения как общеевропейского феномена культуры
Внимание просветителей к феномену «другой культуры» было связано с тенденцией к оформлению дихотомии Восток Запад. Специфика «чужого» как объекта постижения и согласования в мировоззрении просветителей заключается в том, что «чужое» перестаёт мыслиться враждебным, опасным, ненужным и недостойным внимания. В обращении европейской культуры к русскому и китайскому культурным ареалам наиболее полно проявились аспекты постижения «другой культуры»: научный, художественный, повседневный, экономический, религиозный, проективный аспекты.
Образы России и Китая применительно к проблеме постижения другой культуры европейской культурой XVIII в. могут быть рассмотрены как гносеологическая и практическая проблема Просвещения. В ходе просветительского постижения России и Китая происходило снятие стереотипов с этих культур, обнаруживались общие аксиологические начала, создавались своего рода «проекты» взаимодействия с этими странами. Проявление и динамика выявленных аспектов постижения «другой культуры» в ходе взаимодействия Европы с Россией и Европы с Китаем демонстрирует формирование в культуре эпохи Просвещения разных вариантов субъект-объектной коммуникации, реализующих себя на разных уровнях (личностном, группы лиц, культурной общности).
Эпоха Просвещения не использовала таких терминов, как межкультурное взаимодействие, диалог культур, согласование «своего» - «чужого» и т.д., но она практически осуществляла эти процессы в культурной деятельности, актуализируя «другую культуру» и как теоретическую, и как практическую проблему.
Просвещение - эпоха, выдвинувшую множество новых культурных форм.
Деистическая ветвь французского просвещения (Вольтер, Руссо, Монтескье)
Вольтер (1694-1778)
борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы. Сыграл значительную роль в развитии мировой, в т. ч. русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции кон. 18 в. С именем Вольтера связано распространение в России т. н. вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония).Вольтер атакует религиозный фанатизм,суеверия и заблуждения, феодальный абсолютизм, произвол властей, в том числе и правовой. Выступления Вольтера способствовали не только Великой Французской Революции, но и реформам в Англии, Германии, России, Основной предмет атак В. различные предрассудки, клерикализм, который он мечтал раздавить усилиями философов. Вольтер не атеист, он деист, Бог признается творцом мира, но отвергается его участие в жизни общества. Вольтер выступает сторонником «естественной религии», под.кот.он понимает принципы морали, общие для всего человечества.Содержание морали Вольтер интерпретирует рационалистически. Главнй принцип морали: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».
Жан Жак РУССО (1712 - 1778)
против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или о воспитании» (1762). Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.«Науки способствуют порче общественных нравов». Науки развивают цивилизацию, которой нет без государства, а государствоэто частная собственность, основная причина безнравственности. Руссоавтор теории общественного договора (часть людей следит за соблюдением порядка (государство), за это все остальные их содержат). Источник неравенства частная собственность. Неравенство усугубляется государством (одни властвуют, другие подчиняются). Тирания высшая степень неравенства (диктатор обманывает и народ, и государство).
Шарль Луи-де-Монтескье. 1689-1755
Свобода, считал Монтескье, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами».
Монтескье считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.
Монтескье установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни различие законов».
Монтескье устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель, для аристократической умеренность, для монархии честь, а для деспотии страх.
Материалистическое направление во французском Просвещении (Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри)
Дени ДИДРО (1713-84), материалист. существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления лишь результат движения её частиц.Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца.
Поль Анри ГОЛЬБАХ (1723-89)
материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. сводил социальное к индивидуальному, придерживался теории общественного договора.
«природа есть причина всего», она всецело материальна природа модифицируемая движением материя. Материя есть причина самой себя, она состоит из частиц. Способом существования материи является движение, которое может быть механическим, химическим, биологическим. Природа есть целое, и в этом качестве она выступает как цепь причин и следствий, религиозному чувству здесь нет места (Гольбах атеист). Все явления необходимы, это следствие объективности законов. Случайность в природе отсутствует. Согласно необходимому порядку вещей, в природе самопроизвольно зарождается жизнь, вершиной которой является человеческая жизнь. Идеи возникают из опыта человека в результате воздействия внешнего мира на его органы.
Клод Адриан Гельвеций 1715-71
Мир материален, бесконечен во времени и пространстве, материя находится в постоянном движении. Мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями. Выступал против агностицизма и идеи божественного происхождения мира.
из двух чувств любви к удовольствию и отвращения к страданию, возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает в свою очередь страсти, стремление к счастью и интересы.
страсти человека главной движущей силой общественного развития.
выступал за полную ликвидацию феодальных отношений и феодальной собственности. Был сторонником просвещённого абсолютизма.
Ламетри 1709-51
существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий. Человек и животные созданы природой из одной и той же «глины» и человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума. Человеческий организм Ламетри рассматривает как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму.
Английские просветители XVIII века (Толанд, Пристли, Мандевиль)
Толанд 1670-1722
доказательством единства материи и движения, признанием движения существенным свойством материи. Обосновывая мысль о всеобщей активности материи, мыслитель рисует впечатляющую картину беспрерывного движения «мировой материи», извечного круговорота природы, постоянного созидания и разрушения, возникновения и уничтожения явлений и предметов внешнего мира.
Отвергнув представление о пространстве и времени как самостоятельных сущностях, отличных от материи и независимых от неё
неразрывной связи пространства и времени с материей и движением. Он решительно утверждал идею вечности и бесконечности Вселенной.
Джозеф Пристли 1733-1804
Материалист. законы материального мира созданы божественным разумом. пропагандировал идеи равенства и братства, отстаивал свободу совести и веротерпимость. Физическое бессмертие человечества «все что разьединено, может быть соединено снова»
Мандевиль 1670-1733
присущие человеческой природе эгоистические черты
сделали человека общественным существом. неотделимость пороков от
жизни общества, их необходимость для его развития. Он
делает вывод о необходимой и важной роли зла в развитии
общества: "То, что мы называем в этом мире злом, как
моральным, так и физическим, является тем великим
принципом, который делает нас социальными существами, -
является прочной основой, животворящей силой и опорой
всех профессий и занятий без исключения, здесь должны мы
искать истинный источник всех искусств и наук, и в тот
самый момент, когда зло перестало бы существовать,
общество должно было бы прийти в упадок, если не
разрушиться совсем"
Отражение философско-социальных идей Нового Времени и Просвещения в мировой и отечественной культурах
Представление о XVIII веке как особом периоде в истории западноевропейской культуры прочно утвердилось в современной науке.
Переходный характер 17 в. Эпохальное значение культурных и научно-технических революций того времени. Колоссальные достижения философской мысли, стремительное развитие литературы, музыки, живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, позволяют говорить о некоем глобальном прорыве, своеобразной гуманитарной революции в истории человеческой цивилизации, которая тем самым не только поднялась на более высокую ступень в своем развитии, но и вступила на качественно иной путь эволюции.
Корни всех открытий культуры Просвещения лежат в предыдущем столетии, которое знало великих мыслителей, ученых, писателей, художников, но они оставались одиночками, а превращение принципов их творчества в широкие культурные движения произошло только в XVIII веке.
Причем я говорю не только об архитектуре, а о культуре в целом, поскольку считаю, что архитектура это неотъемлемая ее часть.
В заключение хочу сказать, что в XVII-XVIII вв. Просвещение и создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и направление развития архитектуры (философию градостроительства, ландшафтного дизайна и др.) и гуманитарных наук (этика, эстетика, педагогика), образуя один из самых значимых для этих наук духовных факторов.
Немецкая классическая философия: специфика, представители и историческое значение
Основные черты: акцент на активном деятельностном начале человека; идея прогресса и обоснования; диалектика получает высшее развитие; большой вклад в культуру. Философское обоснование стиля романтизм.
Вторая половина XVIII - первые десятилетия XIX вв. в истории Германии отмечены нарастающим подъемом духовной культуры (на фоне сравнительно отсталых, по европейским меркам, социально-экономических порядков и раздробленности страны. Общественное брожение, жажда перемен способствовали формированию в немецком обществе устойчивых духовных ориентиров, послуживших основой для впечатляющего взлета культуры. Это ценности знания, труда, творчества, нравственного благочестия и искренней религиозности, разделявшиеся самыми широкими кругами немецкого общества. И хотя они подвергались искажающему действию отживающих, но еще не сломленных порядков (среди которых крепостничество) и предрассудков (в особенности, сословных), но дух свободы и свободолюбия прокладывал себе путь в немецком обществе с неодолимой силой. Он нашел свое воплощение и разработку в великих произведениях литературы и философии, в творчестве Шиллера и Гете, Лессинга и Канта и др. Громадное значение в духовном развитии Германии сыграла и Великая Французская революция, уроки которой стали предметом пристального и глубокого осмысления.
Концепция познания Канта (Коперниканский переворот в Гнесеологии)
1724-1804 периоды: докритический, критический
1.Присхождение солнечной системы из туманного облака
2. критика чистого разума. Процесс познания. Чувственное рассудок (выводы) разум (проблемное мышление). До канта: люди пассибно отражают окружающую гармонию. Кант: мы не отражаем, а творим гармонию. Мир вне нас хаотичен. «2 вещи наполняют нашу душу все большим и большим благоговением чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них это звездное небо и моральный закон во мне». Критика способности суждения. Человек должен надеяться на самого себя и на свою способность поступать в духе категорического оператива. Человек должен надеяться на людей, близких по духу. Надо полагаться на правовое государство, а не на волю доброго правителя.
Кант выделяет следующие категории рассудка: Категории количества (Единство, Множество, Цельность), Категории качества (Реальность, Отрицание, Ограничение), Категории отношения (Субстанция и принадлежность, Причина и следствие, Взаимодействия), Категории модальности (Возможность и невозможность, Существование и несуществование, Предопределённость и случайность).
Эстетическое учение Канта и современность
В эстетике Кант различает два вида эстетических идей прекрасное и возвышенное. Эстетическое это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное это совершенство, связанное с формой. Возвышенное это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного шторм. Пример математически возвышенного горы. Гений это человек, способный к воплощению эстетических идей.
Философский метод Гегеля. Законы, принципы и категории гегелевской деалектики
1770-1831 В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве это природа; самораскрытие во времени история.
Формальная логика Аристотеля несостоятельна (более того, сам Аристотель в своих собственно философских исследованиях не пользовался ни формами рассудочного умозаключения, ни вообще формами конечного мышления «Малая наука логики», § 183). Вместо неё Гегель предлагает т. н. спекулятивную логику, включающую в себя диалектику науку о развитии. Последнее, согласно ей, проходит три стадии: тезис антитезис синтез (непосредственное тождество противоположность, отрицание разрешение противоречия, основание, опосредственное тождество). Античность тезис. Средневековье это антитезис, поскольку оно отрицает Античность. Новое время синтез Античности и Средневековья.
Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.
Закономерность, по Гегелю, представала в абсолютном виде, поэтому
"призвание всемирно-исторических личностей заключалось в том, чтобы быть доверенными лицами всемирного духа"
Концепция антропологического материализма Л.Фейербаха
«Бог был моей первой мыслью, разум второй, человек третьей и последней». чувственность единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. исследованием того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания. достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения». Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне природы и человеческого сознания, нет. Наклонность к религиозному творчеству коренится в природе человека, проистекая из присущего человеческому духу стремления к антропоморфизму. Не Бог сотворил человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек сотворил богов. Человек в области религиозного творчества в воображении удовлетворяет стремление к счастью. Он познает им же самим созданных богов, как сверхчеловеческие сущности; но это противоположение божеского и человеческого основано на иллюзии. Тем не менее историческое значение религии было огромное, так как она воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества, объединяя в древнейший период все сферы знания, искусства и практической деятельности. Религиозная потребность проистекала из невозможности удовлетворить желаниям и идеалам; но по мере прогресса наук, искусств и социальных форм жизни эти идеалы мало-помалу осуществляются, и религия утрачивает то положительное значение, какое она имела в прошлом.
Философия искусства Шеллинга
1775-1854
субъективного идеализм
объективного натурализм
религиозной мистика
в основе мира лежит живой идейный процесс, имеющий свое правдивое отражение в человеческом познании. Разум и внешняя действительность, хотя и находятся у рационалистов во взаимном соответствии, но реально чужды друг другу и являются согласованными лишь через посредство Бога. У Шеллинга разумность (или идейность) и реальность взаимно проникают друг друга, вследствие чего акт познания является естественным обнаружением этого природного тождества. Реальное у Шеллинга только содержит в себе идеальное, как свой высший смысл, но обладает, кроме того, иррациональной конкретностью и жизненной полнотой. Отсюда у Шеллинга является вполне понятным уклонение существ от абсолютных норм разумности и добра.