Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Суворов Дмитрий Владимирович, кандидат культурологии, лауреат премии им. П. П. Бажова
ЧЕГО СТОЯТ «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ»
Новость дня развод Президента России с супругой. Факт далеко не рядовой последний раз в нашей стране глава государства разводился 300 лет назад (это был Петр I). Блогосфера взорвалась настоящим фонтаном оживленных, азартных и, к сожалению, зачастую крайне некорректных комментариев что глубоко прискорбно: личпая драма в семье любого человека пусть даже столь статусного не должна становиться объктном глумливости... Но главное здесь в другом.
Самое поразительное это выложенное в Интернете интервью с небезызвестным о. Всеволодом Чаплиным, посвященное свершившемуся событию. Собственно, журналисты обратились к высокому патриаршему чиновнику за... разъяснениями, как оценивать случившееся. Уже интересно церковь совершенно откровенно начинает восприниматься как полиция нравов... Но изумительность ситуации в нокаутирующем вопросе, заданном о. Всеволоду: «Не подорвет ли этот развод традиционные ценности в России?». Буквально и дословно... Отец Всевелод, надо сказать, внезапно изменил своей «коронной» манере и чуть ли не впервые мы услышали от него вполне здравые суждения о том, что «ничего страшного не произошло» и что «светская и церковная жизнь не одно и то же». Кто бы мог подумать... Впрочем, здравый смысл тут не при чем: просто, выскажись господин Чаплин в собственном привычном стиле мгновенно возникнет ситуация «оскорбления величества», и для отца протопопа, как сказано у Пушкина, «выйдет следствие плохое»...
А ведь это серьезно, господа! Мы столько лет, как с писаной торбой, носились с пресловутыми «традиционными ценностями»; в России 10 с лишним лет с железобетонным упорством прямолинейно продавливалась идеология, напоминающая победоносцевщину и знаменитый охранительный курс Александра III; именно под этим флагом в последнее время творились все гнусности в социокультурной сфере антизападная и антилиберальная истерия, знаменитые питерские гомофобные демарши, нападки на светскую культуру, всплески мракобесного юродства, принятие антиконституционных клерикальных законов, репрессии против деятелей андерграунда... И вот приехали, пожалуйте бриться! Кстати, настроения некоторого шокинга в связи с данной сенсацией лучше всего выразила следующая блогерская запись: «Президент отметил 300-летие дома Романовых первым за 300 лет «кремлевским» разводом»... В переводе на русский язык, это не что иное, как обвинение первого лица государства в двойном стандарте: для народа пропагандируете одни ценностные установки, сами же им не следуете...
Во-первых, если «традиционные ценности» можно «подорвать» ОДНИМ разводом (пусть даже президентским) то они вообще ничего не стоят. Как говорят в Британии добродетель, которую нужно охранять, не стоит того, чтобы ее охраняли. И как заметил знаменитый английский философ и общественный деятель Бертран Рассел применительно к творчеству Ф. Ницше, «если устои пали под огнем его (Ницше Д. С.) критики значит, некрепко стояли». В конце концов, никто в Великобритании не ставил вопрос о «подрыве ценностей» после того, как принцесса Диана развелась с принцем Чарльзом в здравом смысле и трезвости ума жителям туманного Альбиона явно не откажешь, нам бы поучиться...
Во-вторых, на гребне зашкаливающей «традиционалистской» волны Владимир Владимирович Путин с супругой действительно совершили акт европеизма и либерализма. Акт, полностью противоречащий всей имевшей место идеологической кампании; акт, совершенно «антитрадиционалистский» (и насквозь, программно «западный»). Потому что развод как феномен детище культуры Просвещения, проявление идеологии «свободы воли» и «неотъемлемых природных прав человека». Право суверенных личностей свободно распорядиться своей жизнью и не привязывать ее исключительно к «традиции». Как высказался барон Мюнхгаузен в известной пьесе Е. Шварца, «развод это высшее завоевание человеческой свободы». От себя добавлю: не только свободы, но и гуманизма ибо, если Он и Она по каким-то причинам исчерпали ресурс и возможности совместной жизни, гуманней начать новую жизнь, нежели сохранять (ради «традиции») лицемерную видимость брака и заниматься «взаимным самоедством». «Судите же, какие розы нам заготовил Гименей и, может быть, на много дней»...
Но главная «прозападная мина» в данной истории в том, что президентская семья своим поступком продемонстрировала всей стране абсолютно справедливую и аксиоматичную истину: личная жизнь человека (любого!) это ПРИВАТНАЯ СФЕРА, и она никого не касается по определению. А это для современной России настоящая революция. Потому что, следуя нормам формальной логики, придется распространить действие этой максимы и на все остальные сферы человеческой жизни, также являющиеся приватными например, на систему взглядов, культурные и ценностные пристрастия; наконец, на гарантированную Конституцией свободу совести. И при такой постановке вопроса, для любителей лезть в чужую жизнь с собственными («традиционалистскими») лекалами поле для маневра сужается критически. Дай-то Бог...
И еще, последнее. Вновь вспомню мудрые слова немецкого мыслителя Э. Трельча о том, что «традиция это момент статики в процессе динамики». То есть, сам феномен традиции гораздо сложнее и многограннее, чем нам внушали столько лет. И модификации в разных сферах человеческого бытия не могут «подорвать» ценностную систему именно потому, что сама эта система подвижна и динамична. Как говорил шолом-алейхемовский Тевье-молочник, «ведь наши старые обычаи когда-то были новыми». Между прочим, «люди Запада» так спокойно воспринимают различные «новации», потому что в их мире свобода тоже стала традицией. И чем ближе мы подойдем к такому уровню «традиционализма» тем больше у нас шансов на изменения российской ситуации к лучшему.