Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Мир культуры истории и философии - Оформление обложки С.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 30.5.2024

1. Гуманизм как мера духовных и ценностных критериев исторического прогресса

2. Человечество перед лицом глобальных проблем. Кризис гуманизма в условиях индустриального общества

3. Гуманистическое измерение современной цивилизации

1. Гуманизм как мера духовных и ценностных критериев исторического прогресса

Гуманизм (лат. humanus — человечный) — философский и этико-социологический принцип отношения к человеку как высшей ценности. Являясь составной частью идеологии и мировоззрения личности и общества, он имеет конкретно-историческое содержание в зависимости от характера общественных отношений и уровня социального развития. Как духовно-культурное явление гуманизм составляет главное содержание цивилизационного процесса, в ходе которого он проявляется в многообразных свойствах: как этическая норма, социальный идеал, духовная ценность, свобода воли, взаимопомощь и сотрудничество, уважение к правам и достоинству личности, равенство и равноправие, справедливость, защита от зла и насилия и др. Отношение к человеку, обладание им правами и свободами, уровень духовности и содержание духовных ценностей всегда являлись основным показателем степени цивилизованности общества.

Каждый тип цивилизации отличался от предыдущего определенным набором представлений о гуманизме, располагая соответствующими средствами и механизмами реализации гуманных отношений в социальной жизни. Его зачатки, связанные с понятиями равенства, справедливости, чести, достоинства и другими, начали формироваться уже в первобытном обществе. Но в тот период времени они существовали в виде отдельных элементов и не представляли сколько-нибудь обобщенных гуманистических установок. К тому же зачатки гуманных отношений, утверждаясь в рамках родовой общины, не распространялись за ее пределы. Но именно они послужили основой представлений о человеке и его отношении к другим людям, которые затем возникли в условиях рабовладельческого общества и от которых берет начало развитие цивилизации.

В Древнем обществе — Индии, Египте, Китае, Греции, Риме — возникают различные формы духовной культуры, развивающиеся на профессиональной основе, в философии разрабатываются учения о человеке и его духовных качествах, что и явилось главным содержанием гуманистической идеологии и цивилизационного процесса. Уже тогда на основе мировоззренческого космоцентризма человек рассматривался как органическая, но в то же время высшая, часть необъятного Космоса. И хотя представления о гуманизме не распространялись на рабов и завоеванные народы, составлявшие подавляющее большинство населения рабовладельческого общества, философские и этические концепции о духовности человека, таких его качествах как разум, рассудительность, мужество, добродетель, стремление к счастью и другие закладывали основу гуманистического учения. В период перехода в нашу эру был сформулирован тезис: «Человек для Человека — существо священное» (Сенека). Передовые мыслители Древнего общества утверждали, что любой человек, независимо от его социального положения, определяется духовными качествами и заслуживает уважения.

В период Средневековья гуманистические взгляды разрабатывались в рамках религиозных учений, которые проповедовали равенство людей в искуплении своих грехов перед богом, а воздаяние за их добродетели переносили в мир иной. Религия учила о необходимости всеобщей любви человека к человеку, даже если речь идет о его личных врагах, социальных и классовых угнетателях, завоевателях и т. д. Религия требовала примирения с действительностью, какой бы жестокой и бесчеловечной она ни была, учила смирению и покорности во имя спасения души и райской жизни на том свете. Это учение устраивало господствующие классы и служило утешением трудящимся массам. Утверждая среди людей вечные, раз и навсегда установленные богом предписания, религиозный гуманизм являлся абстрактным и ханжеским. Не случайно на протяжении всей истории средневековья имели место постоянные выступления народных масс, крепостного крестьянства против феодального бесправия и угнетения.

В целом космогенная цивилизация в своем развитии отразила ее сравнительно ограниченные возможности в утверждении реальных гуманных отношений. Низкий уровень производительных сил, основанных на орудийной технике, определял жесткую зависимость человека от классовой, сословной, корпоративной и другой принадлежности. Подлинные гуманистические взгляды формировались в ходе антифеодальной борьбы народа и реформационного движения на основе требований освобождения личности от феодальных и религиозных пут, уважения достоинства человека, достижения счастья на земле, а не на том свете. Эти идеи привлекали многих передовых мыслителей того времени. Гуманизм как высшее содержание духовных отношений между людьми разрабатывался в политических, философских, этических, религиозных концепциях, историко-литературных произведениях, устном народном творчестве. Именно тогда, на заре цивилизации, были заложены основы духовности и культуры, определившие возможность дальнейшего исторического прогресса человечества. Они явились основой для формирования гуманистической возрожденческой мысли, которая определила новый уровень и новый тип гуманизма.

В эпоху Возрождения гуманизм впервые оформляется как идеологически-синтетическая концепция, опирающаяся на развитие всей системы гуманитарного знания. Поставив в центр внимания реального земного человека и опираясь на античные традиции, ренессансный гуманизм воплотил его новое содержание. Под лозунгом совершенствования человеческой природы он отразил интересы нарождающейся буржуазии, третьего сословия, трудовых слоев населения, выступавших за обновление социальной и духовной жизни. Ранний буржуазный гуманизм отвергал средневековую схоластику, стремился сузить сферу религиозного влияния и, вернув человека к себе, преобразовал его и обратил к новым видам деятельности. Человек объявляется самым высоким и прекрасным творением в мире, обладающим безграничными способностями к совершенствованию. Родоначальник возрожденческой мысли Ф. Петрарка писал о необходимости «заботиться о знании природы человека». Оформившись как антропоцентристская мировоззренческая система, гуманизм становится идейной основой всех форм духовной культуры. В эпоху Возрождения впервые выдвигается идея человечества.

В Ренессансе находятся корни техногенной цивилизации Нового времени, основанной на машинной технологии и потребовавшей качественно новых условий для своего утверждения: устранения крепостничества, сословного неравенства, уничтожения привилегий, отношений личной зависимости, различных форм социального угнетения. Идеологи поднимающейся буржуазии выступали с требованиями свободы, равенства и братства, за развитие науки и всех форм духовной культуры и считали просвещение основным средством достижения справедливого общества. Буржуазный тип гуманизма раннего капитализма был чрезвычайно прогрессивен, распространялся на все слои общества и имел более широкое содержание в своих духовных характеристиках. Но в то же время он был ограничен в реализации своих требований эксплуататорской сущностью капиталистического общества, духовным выражением которого он являлся. Капитал превращает человека из цели в средство наживы, а буржуазная свобода для трудящихся оказалась свободой продавать свою рабочую силу.

Важной составной частью гуманистической идеологии, начиная с эпохи Возрождения, становятся учения о необходимости переустройства общества на социалистических началах. Они отразили в своем содержании широкие протесты трудящихся слоев населения против бесчеловечности капиталистических устоев жизни и были связаны с выступлениями народных масс, а затем и формирующегося пролетариата за создание социальных условий, достойных человека. На протяжении всего развития капиталистического общества разрабатываются концепции освобождения человека от эксплуатации и угнетения путем ликвидации частной собственности, уродующей личность и порождающей различные формы ее отчуждения. Социалисты-утописты считали, что введение общественной собственности на средства производства, приобщение всех к трудовой деятельности, вознаграждение по результатам труда позволит преодолеть бедность, невежество, нездоровое соперничество, создать соответствующую систему воспитания. Социалистические учения Нового времени и основанный на них тип гуманизма являлись утопическими, поскольку связывали создание социалистического общества лишь с просветительской деятельностью представителей господствующего класса, рассматривали народ не как активную созидательную силу, способную к самоосвобождению, а как забитую страдающую массу.

В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые разработали теорию социализма, основываясь на научном анализе социально-экономических процессов капиталистического общества. Уже в ранних своих произведениях они связывали построение нового общества с классовой борьбой пролетариата и обосновывали идеологию революционного гуманизма, реально возвышающего человека до уровня творца исторического процесса. Они определяли пути выхода из капиталистической кабалы на основе соединения идеи коммунизма с действительным коммунистическим движением, целью которого является человек как высшая ценность. Эмансипация общества должна затрагивать его экономические и духовные основы и реализоваться в соответствующих политических формах.

Учение Маркса и Энгельса явилось теоретическим фундаментом победы рабочего класса и трудящихся во многих странах мира, подняв миллионные массы до уровня творцов собственной истории. Оно отразило новый и высший уровень гуманизма в рамках возможностей, которые могла предоставить обществу техногенная цивилизация. Марксистская концепция гуманизма, провозгласив в качестве социального идеала всестороннее и гармоничное развитие личности на основе коренного преобразования системы общественных отношений, тем самым в какой-то мере опережала развитие техногенной цивилизации, требовала по своим конечным целям и задачам выхода за ее пределы. Она подготовила переход общества на новый виток цивилизационного процесса, что стало очевидной необходимостью к концу XX в.

Формирующаяся в настоящее время антропогенная цивилизация определила новые стратегические цели и социально-идеологические принципы современного бытия. Она потребовала решения назревших проблем общественного развития на основе антропологического детерминизма, определила необходимость разработки гуманизма нового типа. Предоставляя человеку обширные знания о мире, информационное общество высвобождает его из непосредственного процесса производства, оставляет ему лишь функцию контроля. Через технические средства как овеществленную силу знаний оно делает человека подлинным творцом новой социальной реальности. Являясь отрицанием капитализма и социализма как общественных систем, соответствующих техногенной цивилизации, антропогенная цивилизация, ориентируясь на творческие силы человека, реализует в нем все лучшее, что было достигнуто на предыдущих этапах общественного развития: установка на экономический расчет, личные достижения и личную свободу — при капитализме; коллективизм, взаимопомощь, равноправие, трудовой энтузиазм, бескорыстие, чувство перспективы, сознательное регулирование социальных процессов — в социалистическом обществе.

Гуманизм современного общества — это более высокий уровень единства теории и практики, возможности утверждения гуманистических принципов в реальной жизни. Формируя свое содержание на основе объективных процессов социального бытия и являясь вторичным по отношению к нему, антропологический гуманизм первичен по отношению к каждой отдельной личности, является мощным духовным фактором, соединяющим личность и общество. Но сущностью развития общества он становится только тогда, когда превращается в убеждения всех людей, каждого человека, деятельность которых на его основе реализуется в новое, более совершенное по своему содержанию, бытие. Он требует от каждой личности определенных социальных и духовных качеств: высокой сознательности, широких знаний, культуры, профессионализма, ответственности, нравственности и др. Или современное общество найдет в себе силы, чтобы осознать эту объективную необходимость и подняться на уровень требований антропогенной цивилизации, или, как это не раз бывало в истории с отдельными, замкнутыми на себя, цивилизационными культурами, оно неизбежно растворится в небытии.

Анализ основных исторических этапов развития гуманизма позволяет определить его как сущностное содержание цивилизационного развития человечества. Исторические типы цивилизации определяли и исторические типы. гуманизма, теории и практики отношения к человеку как высшему разумному началу. За идеями гуманизма стоит многовековая борьба прогрессивных сил, передовых слоев и классов общества, выдающихся мыслителей за достойные условия жизни и счастье человека, всестороннее развитие всех членов общества. Являясь универсальной общесоциологической категорией, гуманизм в то же время исторически конкретен и имеет социально-классовое содержание в зависимости от того, какие социальные слои брали его себе на вооружение. Он всегда, независимо от уровня общественного развития, был ориентирован на развитие в человеке духовного начала, творческих возможностей, разумной деятельности. В этих своих качествах гуманизм активен, выступая против разрушительных тенденций в обществе, деструктивной деятельности отдельных личностей и организаций, различных форм человеконенавистнической идеологии.

2. Человечество перед лицом глобальных проблем. Кризис гуманизма в условиях индустриального общества

Как видно из предшествующего раздела, идеология гуманизма исторически отражала основные этапы развития самого общества, была неразрывно связана с содержанием социальных процессов. Исходя из существующих социально-экономических условий и наличных политических прав и свобод, она направляла духовные устремления и деятельность людей на достижение более высоких социальных идеалов. Гуманизм как одна из наиболее значимых духовных ценностей ориентировал человека и общество на преодоление существующих несправедливостей и пороков, улучшение условий жизнедеятельности, разрешение проблем, связанных с положением личности, совершенствование материальных и идеологических отношений.

Эти характеристики гуманизма относятся и к такому его типу, который установился в условиях техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация, являясь формой развития индустриального общества, утверждала себя как качественно новый уровень цивилизационного процесса под лозунгами справедливости, демократии, равенства и просвещения, что несомненно определяло новое содержание общественной свободы и гуманизма. В то же время в условиях техногенной цивилизации формировался и новый тип социальных противоречий. Он отразил несоответствие между провозглашаемыми гуманистическими ценностями и реальным положением трудящихся, определяемым их тяжелыми материальными условиями их жизни и ограниченными возможностями свободного духовного развития. Обосновывая антагонистическую сущность этих противоречий, К. Маркс, хорошо знавший капиталистическую действительность, писал, что «по мере того, как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости... Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь, лишенная интеллектуальной стороны, низводится до степени простой материальной силы».*

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. С. 4.

Техногенная цивилизация в капиталистическом варианте сформировала различные виды материального и духовного угнетения, создав для миллионов людей экономические, национально-колониальные, духовно-идеологические и другие формы подчинения и зависимости. Антигуманистическая сущность капитализма проявилась в утверждении принципа частной собственности как единственного критерия оценки всей системы общественных отношений, в том числе и духовных, обосновании власти капитала, подчинении ему государственных структур и политических институтов, уничтожении десятков миллионов людей в различного рода войнах, в том числе и мировых, насаждении паразитизма, отрицании нравственных начал, порождении чудовищных форм духовного разложения народов, включая фашистскую и расистскую идеологии, масскультуру и др. В этих условиях гуманистические идеалы выдвигались и формировались в среде трудящихся классов и теоретически разрабатывались их идеологами. История капитализма — это непрерывные выступления широких народных масс за утверждение в жизни основных принципов гуманизма, таких как мир, труд, свобода, справедливость, равенство и братство.

Социалистический вариант техногенной цивилизации осуществлялся на основе требований обеспечения необходимых условий для практической реализации прав и свобод человека в связи с предоставлением всем гражданам возможности их всестороннего развития. В условиях социализма был сделан мощный рывок в развитии производительных сил, на основе соответствующей государственной политики обеспечивался неуклонный рост материального благосостояния населения, развивались культура и просвещение, каждому человеку предоставлялась возможность получить образование и работу в связи с профессиональным призванием. Это был скачок в развитии гуманистических отношений, формируемых на трудовой коллективистской основе и утверждении реального гуманизма. В сложных условиях экономически отсталой и разрушенной нашествиями в период первой и второй мировых войн России народ выступил как творец и созидатель нового общества, провозгласив сотрудничество, взаимопомощь, дружбу, товарищество, равноправие высшими проявлениями гуманизма. Вместе с тем, в условиях авторитарного режима и застоя принципы гуманизма нередко деформировались и извращались. Социализм как общественный строй многое сделал для превращения социальной справедливости в действительность, но командно-бюрократическая система не смогла добавить к этому ответственность, явилась главной причиной застоя и последующего кризисного обвала.

Все это свидетельствует, что техногенная цивилизация, основанная на прогрессирующем росте машинной технологии как в капиталистическом, так и социалистическом вариантах при всей их социально-политической противоположности, не могла обеспечить необходимые условия для реализации принципов гуманизма, прежде всего гуманизации труда и других видов деятельности. Начиная с 70-х гг. XX в. со всей очевидностью определились не только планетарные масштабы индустриального общества, но и его всеобщий кризис, проявившийся, прежде всего, в возникновении глобальных проблем человечества. Перед всем мировым сообществом, отдельными странами и индивидами впервые в истории встала проблема выживания, определяемая наличием экологического, сырьевого, продовольственного и других видов кризисов, ростом противоречий в связи с утилитарным подходом к развитию научно-технического прогресса, недооценкой состояния образования, культуры, здравоохранения, преодоления отсталости отдельных регионов и другими социальными процессами. Глобальные проблемы проявили себя как объективный фактор развития современного общества во всех регионах мира, затронули интересы всего человечества, а их локальная нерешенность представляет угрозу всему человечеству, его будущему.

Отличие современной ситуации от предшествующих эпох состоит в том, что изменения в среде проживания отрицательно сказываются на природе самого человека, его исходных потребностях, биологическом и духовном состоянии. В настоящее время в мире ежегодно превращаются в пустыни 5-7 млн. га плодородных земель, вырубается свыше 4 млн. га лесов, происходит крупномасштабное загрязнение мирового океана, идет процесс увеличения озоновых дыр и т. д. Многие десятилетия человечеству придется ликвидировать последствия Чернобыльской аварии, войны в Персидском заливе и других негативных явлений в своей деятельности.

Сложная экологическая ситуация сложилась также и в России: тысячи кв. км земель подвергаются эрозии, на огромных территориях вырубаются леса без их последующего воспроизводства, загрязняются водные бассейны. Зонами бедствия являются территории, подвергшиеся заражению ядерной радиацией, десятки миллионов людей проживают в городах с атмосферой, в содержании которой вредные вещества в десятки раз превышают допустимые нормы. Требуют принятия срочных мер многие водные бассейны: реки Волги, Каспийского моря, озера Байкал и других природных объектов. Экологический кризис в сочетании с кризисом социально-экономическим создали опасную демографическую ситуацию в стране. С 1990 г. в России смертность превышает рождаемость, население ежегодно сокращается на 1 млн. человек, из которых одна треть умирает в трудоспособном возрасте. В этих условиях наблюдается деформация гуманистических устоев, что является показателем социальной агонии общества.

Резко возросшие масштабы воздействия человека на окружающий мир определили новую реальность. В современном обществе гуманистическое сознание становится важнейшим условием бытия и возможности дальнейшего существования человечества. В повестку дня стал вопрос о непрерывном воспроизводстве природных ресурсов для поддержания нормальных условий жизни на планете. Коэволюция общества и природной среды становится категорическим императивом устойчивого развития социальной среды. Все эти глобальные процессы непосредственным образом отражаются на содержании гуманизма как общечеловеческой идеологии и духовной ценности всех его составляющих элементов. Его реализация в данных условиях предполагает необходимость существенных ограничений и контроль за деятельностью человека, высокого морального сознания личности и общества.

Положение человека в современном обществе становится все более опосредованным техническими системами, социальными структурами и институтами, действиями других людей. От него все в большей степени требуется не столько чувственного восприятия мира, сколько наличия разума и расчета. Смысл изменений в содержании гуманизма состоит в новых объективных требованиях социальной системы к личности: она должна соответствовать таким качествам, как высокий уровень профессионализма, широкого познания в области духовной культуры, следование нормам современной морали, ответственность за результаты своей деятельности, требовательное отношение к себе и другим людям.

Уходящая в историю техногенная цивилизация не формирует сама по себе личность, соответствующую указанным требованиям, но она подготавливает материально-технологические и духовно-идеологические предпосылки для этого, а тем самым и для выхода из сложившейся кризисной ситуации, порожденной ею. В недрах техногенной цивилизации идет широкий, но регионально-неравномерный процесс становления информационного общества, которое в своем содержании и результатах выступает своеобразным аккумулятором интеллектуальной мощи человечества, гуманизации условий социальной жизни. Но развертывание этого процесса не может происходить на основе идеологии выживания. Необходимы новые социальные идеалы и новая философская и гуманистическая идеология, соответствующие данному уровню цивилизационного развития.

3. Гуманистическое измерение современной цивилизации

Информационная цивилизация, идущая на смену индустриальному обществу, определяется не только принципиально новым технологическим способом воспроизводства всей системы общественных отношений, но и характером взаимодействия человека, техники и природы. В социально-экономическом смысле, делая ставку на новый средний класс, она подводит черту того огромного периода развития человечества, который определялся наличием классов. Происходящая социальная переориентация общественного производства и гуманизация трудовой деятельности при переносе центра тяжести на духовное производство объективно определяют возрастание роли и значения гуманизма в общественной жизни. Развитие информационной цивилизации требует постоянного совершенствования самого человека, его творческих и созидательных способностей. Человек становится не только главным социальным измерением общества, но и его главным социальным содержанием.

Вместе с тем, современное общество как бы вопреки логике исторического развития демонстрирует постоянные политические и военные конфликты, различные формы насилия, этнонациональную разобщенность и предубеждения, глубокие социально-экономические противоречия, религиозные и иные предрассудки. Создается впечатление, что значительная часть современного общества отказывается от гуманистических принципов, а профессионалы-идеологи забывают о наличии этой проблемы. В гуманитарно-идеологической литературе если и вспоминают о гуманизме, то при этом пытаются лишить его социально-политического смысла, свести содержание к психологическим, абстрактно-этическим, религиозным и другим проблемам. С таких позиций на Западе традиционно выступают представители экзистенциализма, персонализма, неотомизма и других направлений. Самым последним изданием такого подхода является концепция постмодернизма, которая, вобрав в себя наиболее слабые стороны западных философских учений, провозглашает абстрактные права и свободы человека, пытаясь его освободить от всего человеческого, отрицая науку, реальное наличие среды, в которой живет человек, его подлинные гуманные запросы и интересы. Постмодернизм — свидетельство духовного кризиса западного общества, который развивается как кризис культурно-антропологический.

Вместе с тем, на Западе многие ученые выступают в защиту подлинного гуманизма, пытаются обосновать его современное социальное содержание, поддерживают миролюбивые инициативы, ратуют за экономический и духовный прогресс, преодоление различных видов неравенства, национального угнетения, деления народов на исторические и неисторические. Один из выдающихся представителей гуманизма на Западе Э. Фромм, отмечая массовые проявления бездуховности, писал: «Одно из двух: или западный мир окажется способным возродить гуманизм, узловой проблемой которого является наиболее полное развитие человечности, а не труд или производство, или же Запад погибнет как и многие другие великие цивилизации».* Провозглашаемый сегодня на Западе гуманизм во многом существует лишь как отдаленная цель или абстрактный идеал, однако отдельные его элементы все в большей степени реализуются в силу объективного хода исторического развития, в связи с проводимой государственной социальной политикой, расширением возможностей получения образования, ростом социальной мобильности, решением отдельных программ глобальных проблем человечества. Встал вопрос о необходимости формирования системы гуманистических принципов поведения и деятельности в глобальных масштабах.

* Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 373.

Проблемы гуманизма приобрели особую актуальность в России. О путях преодоления кризиса и возрождения России на новой основе пишут и говорят в настоящее время достаточно много, однако общество до сих пор не имеет приемлемой модели его реформирования. Понятие «реформы» не наполнено конкретным социально-гуманистическим содержанием, а провозглашаемые в качестве лозунгов либо капиталистический, либо социалистический пути развития не отражают реалий сегодняшнего дня ни в России, ни в мировом сообществе. Не имея социального идеала и полагаясь на рыночный самотек, российское общество сталкивается с нарастающей деградацией социально-экономических, гуманитарных и интеллектуальных устоев.

В этих условиях особенно в тяжелом положении оказалась молодежь, у которой реформы отняли очень многое, ничего не дав взамен. Самоустранение нынешнего руководства от решения молодежных проблем является главной причиной распространения наркомании, алкоголизма, роста преступности, потери основополагающих духовных ценностей. Следствием отчуждения человека от его родовой сущности является растущий эгоцентризм, конформизм, нигилизм и другие деструктивные установки, несовместимые с содержанием гуманистической идеологии. Цивилизационный кризис в России усугубляется целенаправленной пропагандистской политикой средств массовой информации, направленной на уничтожение у людей исторической памяти, высоких социальных идеалов, замену подлинного гуманизма ваучерной идеологией.

Выход из сложившейся ситуации может быть найден на путях разработки и реализации модели общества социальной справедливости, которая исторически соответствует глубоким гуманистическим традициям, сложившимся в русской общественно-политической и философской мысли. В эту концепцию включается и теория рыночной экономики, которая должна определять механизмы социально-экономического и духовного функционирования информационного общества. Рынок должен быть справедливым и гуманным, и только тогда общество будет не деградировать, а развиваться.

Анализ проблемы позволяет сделать вывод, что гуманистические цели и идеалы определяются объективными законами социального и духовного бытия. Формируясь на протяжении веков, гуманизм в своем развитии отразил различные подходы к проблеме человека, его сущности и предназначении в зависимости от конкретно-исторических условий эпохи и страны, социально-политических установок субъектов общественной деятельности. Как специфическая система взглядов он включал в себя многообразные варианты представлений о человечности. Но гуманизм един, когда речь идет об отношении к человеку, о признании его ценности. Он немыслим без обращения к субъективности, а исходным пунктом его понимания является истина бытия. Эти характеристики гуманизма позволяют говорить о преемственности гуманизма как феномена духовного производства.

Вместе с тем, история общества свидетельствует, что наряду с гуманизмом имел место и процесс дегуманизации, который в разных условиях и эпохах приобретал различные формы и масштабы. Чаще всего фоном, на котором возникали подобные явления, служили социальное неблагополучие, неблагоприятные кризисные ситуации, амбициозные претензии повлиять на ход истории лидеров тоталитарных, фашистских и других режимов, моральное разложение правящей верхушки и др. Социальной средой дегуманизации являются маргинализация и люмпенизация общества, потеря духовных и нравственных ориентиров значительной его частью, крайний индивидуализм, ограниченность, прагматизм и т. д. Судьбы гуманизма в настоящее время во многом определяются социальной политикой правящего режима. Выталкивание массы населения за черту бедности, насаждение культа насилия через СМИ, оскорбительное отношение к народу, восхваление некой «элиты», все заслуги которой сводятся к уголовным деяниям, и другие деструктивные процессы в обществе подрывают его духовные основы, превращают гуманизм в идеологическую вывеску для прикрытия антигуманных деяний.

Поэтому суть современного гуманизма состоит не в том, чтобы провозглашать абстрактные права человека (некоторые правозащитники преуспели в этом), а его самого объявлять неким эталоном. Если гуманизм не связан с реальными жизненными проблемами, то он ущербен и опасен. Гуманизм — это не восхваление любой личности, а требовательное и ответственное отношение к ней на основе сочетания личных и общественных интересов. Гуманизм есть возвращение человеку человечности, и это должно относиться к каждому индивиду, независимо от его социального статуса. Современный гуманизм отличается от классического, прежде всего, своей социальной направленностью применительно к условиям и технологическому уровню информационной цивилизации. Его содержание неразрывно связано с решением основных проблем человека, реализацией его физических и духовных возможностей. Он утверждается общественной значимостью человека на основе его активной целенаправленной деятельности, отражает интересы трудящихся слоев населения и составляет сущность общества социальной справедливости, идущего на смену уходящим в историю капитализму и социализму.

Литература

Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.

Гуревич П. Гуманизм как проблема и как ересь // Своб. мысль. 1995. № 5.

Казначеев В. П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. М., 1991.

Константинов Ф.В. Маркс и гуманизм //Вопр. философии. 1983. № 10.

Кузьмин М. Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопр. философии. 1997. № 2.

Марсель Г. Люди против гуманности / Пер. с фр. // Филос. науки. 1994. № 1 - 3.

Моисеев Н. Рациональный гуманизм // Общ. науки и современность. 1992. № 3.

Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии. М., 1975.

Фролов И. Новый гуманизм // Своб. мысль. 1997. № 4.

Человек — Философия — Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российск. философск. конгресса (4-7 июня 1997 г.): В 7 т. СПб., 1997.

СНОСКИ НА ИСТОЧНИКИ

1Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. I. С. 214.

2Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 34. С. 137.

3Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995. С. 9, 11.

4См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 39. С. 175.

5См.: Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 18.

6См.: Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1.С. 163.

7Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 50.

8См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 360; Т. 9. С. 229; Т. 11. С. 436; Т. 12. С. 222; Т. 21. С. 30-33,178 и др.

9См.: Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М.;СПб., 1996. С. 102.

10Sorokin P. Sociological Theories of Today. L.-N.-Y., 1966. P. 177.

11Очерки социальной философии. М.: Наука, 1994. С. 68.

12Fuhuyama F. Trust. The Social Virtues and the Creation of Prosperity. N.-Y..1995. P. 7.

13Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 6. С. 442.

14Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 34.

15Моисеев Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопр. философии. 1995. № 1. С. 17.

16Козловский П. Современность постмодернизма // Вопр. философии. 1995. №10. С. 89, 90.

17См.: Bell D. The Coming of Postindustrial Society. N.-Y., 1973. P. 378.

18Clegg S., Boreham P., Dow G. Class, Politics and Economy. London, 1986. P.299.

19Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 26.

20Weber М. Selections from Economy and Society / Classes, Power and Conflict. Classical and Contemporary Debates. Ed. by A. Giddens and D. Held. University of California Press. 1982. P. 61 - 77.

21Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 91; Т. 16. С. 67 и др.

22Dahrendorff R. Class and Class Conflict in an Industrial Society. London: Routledge and Regal Paul, 1959.

23См.: Giddens A. The Class Structure of the Advanced Societies. London: Hutchinson, 1973.

24См.: Wright E. О., Martin B. The Transformation of American Class Structure, 1960 - 1980 // American Journal of Sociology. 1987. Vol. 93. №1.

25См.: Goldthorpe J.H., Payne C. Trends in Intergenerational Class Mobility in England and Wales 1972 - 1983 // Sociology. 1986. Vol. 20. №1.

26Davis N.G., Uchida G.D. Class Identification of Men and Women in 1970-s and 1980-s // American Sociological Review. 1988. Vol. 33. № 1.

27Разумеется, мы отвлекаемся от теологической проблемы творения мира «из ничего», имеющей характер догмы в христианстве, поскольку принцип божественного творения мира — креационизм — находится за пределами науки.

28Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. С. 4.

29Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 373.

СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Генеральный директор А. Л. Кноп

Директор издательства О. В. Смирнова

Главный редактор Ю. А. Сандулов

Художественный редактор С. Л. Шапиро

Верстальщик С. Ю. Малахов

ЛР№ 065466 от 21.10.97

Гигиенический сертификат 78.10.07.952.Т.11666.01.99 от 19.01.99 выдан ЦГСЭН в СПб

Издательство «ЛАНЬ»

Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 277. для писем: 193029, Санкт Петербург, пр. Елизарова, 1. Тел. 265-0088,567-5493,267-1368, 262-2495,267-2792,262-1178. Факс 567-1445

e-mail: lan@lpbl.spb.ru, root@lanpbl.spb.ru pbl@lpbl.spb.ru (издательский отдел) trade@lpbl.spb.ru (торговый отдел) post@lpbl.spb.ru (книга почтой)

Сдало в набор 20.12.98. Подписано в печать 01.02.99. Бумага офсетная. Формат 84х1081/32. Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Печ. л. 11. Тираж 10 000 экз. Заказ № 570.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГИПК «Лениздат» (типография им. Володарского) Государственного комитета РФ по печати. 191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.




1. Орхидеи
2. Тема 12 Философская антропология и гносеология лекция 2ч
3. Реферат- Частотные характеристики линейных систем управления
4. познавательной деятельности
5. Они живы Майор Маша Любимова не сразу поверила истории которую ей рассказала известная писательница Ан
6. Наибольшая доля в его структуре приходится на земли лесохозяйствснных предприятий 483 организаций и граж
7. организованного человека появился новый фактор ~ энергия общественного производства
8. Все историки согласны в том что внешняя деятельность государств и народов в их столкновениях между собой
9. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата політичних наук Дніпропет
10. Пепел розы Мэри Хиггинс КларкПепел розы OCR Rolnd; SpellCheck Nicol Пепел розы Эксмо; Мо
11. Часто болеющий ребенок
12. Дисциплин
13. Стандарты и этика аудита
14. Економіка праці і соціальнотрудові відносини підготувала к.html
15. Кулинария
16. докладов 13 полные страницы включая иллюстрации формулы и таблицы должны быть набраны в редакторе Microsoft Word 9
17. лишь одно из жизненных испытаний многих из которых еще предстоит пройти
18. Основы конституционного права- следует ответ написать цифрами например 11 а затем продублировать письм
19. ДИККС1999113с Учебное пособие для студентов институтов и колледжей искусств икультуры а также для инт
20. Лекция академика Анатолия Пантелеевича Деревянко Происхождение человека- новые открытия и гипотезы Пр.