19. Идея первичного сознания как "чистой доски" принадлежит...
А. Жан-Жаку Руссо.
Б. Рене Декарту.
В. Джону Локку.
Г. Аристотелю.
20. Понятие "монада" у Лейбница обозначает...
А. одну из бесконечного множества духовных субстанций.
Б. одну из двух существующих субстанций, противоположность материи.
В. то же, что и понятие "материя".
Г. телесное проявление идеи.
21. Согласно философским взглядам Ж.Ж. Руссо человек в "естественном состоянии" добр, справедлив, честен и пр. Чем же по его мнению объясняется наличие отрицательных черт в характере?
А. влиянием общества.
Б. воздействием природной среды.
В. сверхестественным воздействием.
Г. ничем из перечисленного.
22. "Вещь сама по себе" по Канту...
А. непознаваема.
Б. познаваема с искажениями.
В. познаваема лишь в сфере практической деятельности.
Г. познаваема полностью.
23. В философии Шеллинга сознание и природу связывает...
А. человек, осознающий материальный мир.
Б. "абсолютная идея".
В. материя, порождающая из себя сознание.
Г. общая основа, "абсолютная субстанция".
24. Огюст Конт делит историю человечества на следующие этапы:
А. первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический.
Б. мифологический, философский.
В. теологический, метафизический, позитивный.
Г. архаика, древность, средневековье, новое время.
25. Понятие "верификация" обозначает...
А. проверку утверждения на соответствие действительности.
Б. возможность сосуществования взаимопротиворечащих теорий.
В. стиль мышления, присущий конкретной культурно-исторической ситуации.
Г. относительность научной истины.
26. Ключевым понятием у Ницше является...
А. совесть.
Б. самосознание.
В. София.
Г. жизнь.
27. В европейской философии О. Шпенглер считается основателем...
А. философии экзистенциализма.
Б. философской герменевтики.
В. персонализма.
Г. цивилизационного подхода.
28. Фрейд считает, что культура...
А. подавляет естественные побуждения человека.
Б. способствует полнейшему раскрытию стремлений человека.
В. дает возможность изменить природу человека.
Г. не оказывает на человека никакого воздействия.
29. Под практикой Маркс понимает...
А. любой вид предметной или теоретической деятельности человека.
Б. только теоретическую деятельность, направленную на осмысление мира.
В. осмысленную предметно-чувственную деятельность, направленную на преобразование мира.
Г. деятельность прямо не направленную на удовлетворение физиологических потребностей.
30. Критерием выделения социального класса у Маркса является...
А. уровень доходов.
Б. качество жизни.
В. отношение к производству и его продуктам.
Г. социальное происхождение.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Информационно-методическое обеспечение дисциплины
1. Перечень рекомендуемой литературы
а) Основная литература
Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики., 2009
Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. М.: Логос, 2009. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. М.: Проспект, 2005.
Антология мировой философии. В 4-х т. М.,1969.
Современный философский словарь/ Под общей ред. Д.ф.н. проф. В.Е. Кемерова. 3-е изд., испр. И доп. М.: Академический Проект, 2004. 864 с.
б) Дополнительная литература
Аббаньяно Н. Экзистенциализм как свобода. //Вопросы Философии, 1991, № 8.
Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М.,1991
Аналитическая философия в ХХ веке. // Вопросы Философии, 1988, № 8.
Араб-оглы Э. А. Обозримое будущее. М., 1986.
Арефьева Г. С. Общество, познание, практика. М.,1986.
Асмус В. Ф. Античная философия. М.,1976.
Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М.,1973.
Асмус В. Ф. Декарт. М.,1956.
Асмус В. Ф. Историко философские этюды. М., 1984.
Ахиезер А. С. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) // Вопросы философии, 1998, № 2.
Бажанов В. А.Наука как самопознающая система.- Казань, 1991.
Библер В. С. Мышление и творчество. М., 1975.
Библер В. С. Что есть философия? // Вопросы философии, 1995, № 1.
Богомолов А. С. Буржуазная философия Англии XX в.М.,1973.
Богомолов А. С. Буржуазная философия США XX в. М.,1974.
Введение в философию. В 2-х томах. / Под ред. И.Т. Фролова. М.,1990.
Ведин И. Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига, 1987.
Вернадский В. И.Научная мысль как планетное явление. М., 1991
Виндельбанд В. Платон. Киев.1993.
Витгенштейн Л. О. О достоверности // Философские работы: В 2 ч. М., 1994.Ч.1.
Героименко В. А. Личностное знание и научное творчество.- Минск, 1989.
Гиренок Ф. И. Русские космисты. М., 1990.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Под ред. A.M. Алексеева. М., 1990. С. 26-86, 169-188, 188-351.
Горский Д. П. О критериях истины. // Вопросы философии. 1988. №2.
Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. - М.,1980
Григорьян Б. Т. Философия о сущности человека. М., 1973.
Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966.
Гулыга А. В. Немецкая классическая философия - М.,1986.
Гулыга А. В. Шеллинг. М.,1994.
Гумелев Л. Н. Этносфера. М., 1993.
Демин Н. В. Проблемы теории личности. - М.,1977.
Донских О. А., Кочергин А. Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М.,1993.
Дубровская В. И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.
Дубровский В. И. Концепции пространства и времени. М.,1990
Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии: Учебник для вузов. М., 1996.
Зиновьев А. Глобальный человейник - М., 1997.
Зиновьев А. Запад (феномен западнизма).- М., 1995.
Злобин Н. С., Межуев В. М. и др. Культура человек философия: к проблеме интеграции и развития. // Вопросы Философии, 1982, № 1
Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия сер. XIX начала XX вв. М.,1988.
Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1993.
Ильин В. В. Критерии научности знания. М., 1989.
История диалектики XIV-XVIII в. М.,1974.
История философии в кратком изложении./ Пер. с чешск. И. И. Богута. М.,1991.
Каган М. С. Время как философская проблема.// Вопросы философии. 1982. № 10.
Каган М.С. Философия как мировоззрение.// Вопросы философии,1997, № 9.
Канке В. А. Философия. Учебник. М., 1998.
Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX в.-М.,1990.
Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII в.-М.,1981.
Кутырев В. А. Оправдание бытия. // Вопросы философии. 2000. №5.
Лекторский В. А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопр.филос. 1999, № 8.
Лосев А. Ф. Диалектика мифа. / Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
Лосев А. Ф. История античной философии. М., 1998.
Лосский Н. О. История русской философии. М., Советский писатель, 1991.
Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М.,1979.
Макаровский А. А. Обществнный прогресс М.,1970.
Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопр. филос. 1990, № 10.
Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М.,1983.
Марксистско ленинская теория исторического процесса. М., 1987.
Молчанов В. В. Новый Франкенштейн. Л., 1986.
Москоленко А. Г., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск, 1984.
Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
Мысливченко А. Г. Человек как предмет философского познания. М., 1972.
Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII-XVIII вв.-М.,1973.
Нарский И. С. Давид Юм. М.,1973.
Нарский И. С. Кант. М.,1976.
Нарский И. С. Современная буржуазная философия: два ведущих течения начала 80-х гг. XX в. М.,1983.
Немировская Л. З. Философия. Учебник. М., 1996.
Новая технократическая волна на Западе / Сост. А.В. Громов и др. М., 1986.
Новиков А. И. История русской философии. СПб, 1998
Олемнев М. А. Лабиринты познания. Минск, 1988
Печенев В. А. Истина и справедливость. М.,1989.
Портнов А. Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии Х1Х-ХХвв. Иваново, 1994.
Радугин А. А. Философия. Курс лекций. М., 1996.
Ракитов А. Н. Философия компьютерной революции. М., 1993.
Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. М., 1957.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб, 1997.
Роль философии в научном исследовании. Л., 1990.
Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.
Сербиненко В. В. Русская философия: Курс лекций: Учеб. пособие по дисц. «Философия» для студ. вузов, обуч. по нефилос. специал. и направл. / В.В.Сербиненко. М.: РГГУ: Омега-Л, 2005 464 с.
Смирнов Б. Л. Санкхья и йога. // Наука и религия. 1987. №7.
Соколов В. В. Европейская философия XV XVII вв. М, 1984.
Соколов В. В. От философии античности к философии Нового времени. М.,1999.
Соколов В. В. От философии античности к философии Нового времени. М.,1999.
Соколов В. В. Очерки философии Возрождения. М.,1962.
Соколов В. В. Средневековая философия. М.,1980.
Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас М.,1991.
Спиркин А. Г. Основы философии. М.,1998.
Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972..
Степин В. С. Философская антропология и философские науки. М., 1992.
Супрун В. И. Современная западная футурология. Новосибирск, 1986.
Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс; 1991.
Туровский М. Б. Проблема сознания. // Философские науки. 1996. № 1,4.
Философия. Учебник. (Под ред. В. Г. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова). М., 1996.