Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Под гипнозом «сильной личности»
Последнее время раздаются требования возвести памятник Г. К. Жукову, поставить его конную статую на Смоленской, Манежной или даже на Красной площади. Идет восхваление нового героя. Всех превзошел Карем Кип. По его утверждению, Жуков «величайший из военных авторитетов всех времен», «партийный тип большевика и народного заступника», «укротитель Сталина», «избавитель от газовых камер и от бериевского понимания марксизма», «спаситель» Хрущева от Берии», «Гений», «натура мирового калибра», «бесспорно величайший художник земли и самая блистательная фигура истории русской». Жуков выиграл войну, защитил Москву, окружил немцев в Сталинграде и ваял Берлин, Даже жестокость Жукова, известная многим участникам войны, воспринимается как благо. Некоторые авторы полагают, что, низвергнув Сталина, нужно немедленно взгромоздить на пьедестал Жукова.
Война на самом деле была кой и по целям, и по итогам. Из этого, однако, не следует, что победа была обеспечена одним великим стратегом. Люди испокон веков признавали тех полководцев, которые не терпели поражений и под чьим руководством победы достигались «не числом, а уменьем», и обязательно малой кровью. Иначе не прошло бы через века нарицательное «пиррова победа».
Мимоходом хотелось бы отметить несостоятельность нынешних призывов прекратить судить прошлое. Люди всегда решительно и в конечном счете объективно судили героев и антигероев истории. Полководцы второй мировой не составляют исключения. Другое дело, о полководцах стран антифашистской коалиции, равно как и о военных деятелях фашистской Германии, пока не сложилось определенных, свободных от эмоций воззрений. Никто в мировой литературе этим не занимался, а потому любое безапелляционное суждение, равно как и возведение памятников, представляется нам неуместным. Наши народы достаточно натерпелись от поспешно принятых решений, основанных на дурной пропаганде и произволе. Слишком уж обесценились звания «народный» и «национальный», ведь так часто явления заурядные преподносились как выдающиеся.
Известно, что Жуков был ближе к вождю, чем другие военные. Именно с ним, если верить свидетельствам самого Георгия Константиновича и А. М, Василевского, Сталин больше советовался и считался. После Сталина Жуков был вторым лицом в военном руководстве СССР. Но не наивно ли возлагать на полководца победы, а на Сталина поражения? Эти два человека были неразрывно связаны на протяжении 19391945 годов. Они обязаны разделить ответственность не только за успехи, но и за ошибки и провалы в деятельности этого руководства. Путь к победе шел через крах нашей дипломатии и стратегии в июне 1941 года. И все это органически связано не только со Сталиным, но и с Жуковым.
Официальная формула до сентября 1942 года Сталин как полководец был плохим, а назначив Жукова своим заместителем, стал хорошим, держится на тенденциозно отобранных источниках. По моему мнению, при общем чрезвычайно невыгодном для нас соотношении людских и материальных потерь вообще нельзя говорить о каком-то великом полководце, выигравшем войну в целом, а лишь о наиболее выдающихся операциях и маршалах, их осуществивших. Но теперь и этого сказать нельзя, не представляя реальной iii-iпи различных операций.
При всех несомненно выдающихся качествах Жукова многие (и весьма существенные!) черты его характера отнюдь не благоприятствовали успеху дела. Некоторых приводит в восторг то обстоятельство, что Жукову не удалось «пройти академий». Нужно ли доказывать, однако, что одних природных способностей недоставало для того, чтобы руководить военными действиями, да еще при полуграмотном Верховном? Не только Сталину, но и Жукову были свойственны порочный принцип «любой ценой», грубость и самодурство. Это долго скрывали. Однако воспоминания К. К. Рокоссовского и других военных сейчас опубликованы. Как стало известно, против системы открыто протестовали уже в то время многие видные военные деятели. Сошлемся на донесение командующего 43-й армией К. Д. Голубева Сталину от 8 ноября 1941 года («Известия ЦК КПСС». 1991, J* 3, с. 220-221).
На «личный счет» Жукова необходимо отнести очень многое: от неспособности противостоять Сталину в его безумном стремлении «не дать повода» фашистской Германии накануне ее агрессии до наступления на Висле без достаточной подготовки и ввода танковых соединений на улицы Берлина.
Приведем пример. В январе - апреле 1942 года по приказу Жукова осуществлялась операция по освобождению Вязьмы. Историки эту операцию еще не изучили. Суждения о ней самого же маршала весьма противоречивы. Но уже сейчас можно считать доказанным, что не только Сталин, но и Жуков недооценил противника на этом направлении, силы и средства, выделенные для операции были крайне недостаточны, и взаимодействие 33-й армии и других войск, причастных к операции, организовано плохо, а 113-я, 160, 329, 338-я стрелковые дивизии 33-й армии брошены на произвол судьбы без должного прикрытия и обеспечения. Армия во главе с генералом М. Г. Ефремовым, выполнявшая безрассудный приказ, погибла в неравном сражении. Давно пора опубликовать документ, подготовленный в Генеральном штабе в июне 1942 года «Операция 33 и 43 армий на Вяземском направлении», и другие важные материалы, а не надеяться на читателей и ветеранов, которые могли бы прислать некие «архивные документы»...
Уже после войны на встрече с историками на вопрос о судьбе Ефремова и Белова Жуков ответил: «Там, собственно говоря, и операции никакой не было. Прорвались. Ефремова отсекли, Белова отсекли. Они остались в тылу...» А на самом деле в январе апреле 1942 года была осуществлена Ржевско-Вяземская наступательная операция войск Калининского и Западных фронтов. Ее цель разгром главных сил группы армий «Центр». Маршал явно кривил душой он не хотел говорить всей правды.
Представляется значительной публикация по этой теме сына генерала М. Г. Ефремова и кандидата исторических наук Б. Соколова в еженедельнике «Подмосковье» (выпуск 26 января 1991 г.).
Слов нет, проблема героев и памятников ждет своего решения. Однако время ли сейчас обсуждать ее, если в лесах и болотах на бывшей фронтовой полосе до сих пор остаются не погребенными останки сотен тысяч погибших красноармейцев?
АНДРЕЙ МЕРЦАЛОВ,
гвардии полковник запаса, доктор исторических наук, профессор
«Родина», 1991, № 6-7.