У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Творчество Платона и Аристотеля ~ выдающееся достижение в истории мировой культуры

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.2.2025

3. Творчество Платона и Аристотеля – выдающееся достижение в истории мировой

культуры.

Платон и Аристотель создавали свои философские картины мира в эпоху  великих

потрясений, происходивших  в  современном  им   обществе. С этой точки

зрения было бы интересно, изучая философские и политические взгляды Платона и

Аристотеля, рассматривать мировоззрения этих философов не в законченном виде,

а проследить за их развитием, за тем, как бурные события общественной жизни в

эпоху Платона и Аристотеля находили свое отражение в становлении их

философских систем.

Вопрос о тысячелетней значимости Платона возникает у каждого, кто соприкоснулся

с его мировоззрением и с художественным стилем его произведений. Интерес к

древнегреческому философу Платону, к его творчеству не ослабевает, быть может,

даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенного

человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.

Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек – Платон. «...

Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже

понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, – мы хуже понимали бы

самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия,

вдохновение, что  такое человек, в чем трудности его исканий и свершений»

[6], – писал  В.Ф.  Асмус. Платон – первый в Европе последовательный

представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный

идеализм Платона есть учение о самостоятельном   существовании идей как общих и

родовых понятий. Платон является первым в    Европе философом, заложившим

основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир по

Платону и не телесный космос,  лишенный индивидуальности, и не отдельные

материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, материальный космос,

собравший множество  единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит,

весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами,

находящимися вне его,  за его пределами.  Это самые общие закономерности, по

которым живет и развивается весь космос. Они составляют особый надкосмический

мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не   физическим

зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие Вселенной,   первичны. Они

определяют жизнь материального мира. Мир идей находится вне времени, он не

живет, а пребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея идей – это

абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. Платоновский идеализм

потому и называется объективным, что он признает существование вполне

реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального

бытия. Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию

необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их

фактическому смешению и слепой нерасчлененности, противостоящую всякому

донаучному пониманию. Именно эта сторона учения Платона об идеях в значительной

мере обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.

Ученик Платона Аристотель развил и критически переосмыслил философию своего

учителя. На путях художественного осмысления действительности ему   пришлось

столкнуться с тем искаженным пониманием Платона, что идеи резко

противопоставлены миру вещей. На первый план выдвигались идеи вещей,

существующие где-то в недосягаемых небесах, а вещи оказывались брошенными в

мир без всякого их идейного наполнения. По мнению Аристотеля, в реальном

бытии совершенно невозможно оторвать одно от другого и устанавливать резкое

противопоставление вещей и идей. Таким образом, Аристотель сам не отрицал

роли идей в осмыслении материального мира, но, становясь на путь критики

крайнего идеализма, свое собственное учение об идеях пытался использовать

исключительно ради жизненных целей и ради понимания всей  действительности

как художественного произведения, пронизанного глубочайшим идейным смыслом.

Аристотель создает первую в истории систему логики – силлогистику, главную

задачу которой он видит в установлении правил получения достоверных выводов

из определенных предпосылок. Центр аристотелевской логики составляет учение

об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и

частного. Формальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих

веков служила главным средством научного доказательства.

Небывалый размах и расцвет философской мысли Платона   и Аристотеля всегда

соединялся у них  с  весьма  активной   политической деятельностью.   Как

истые греки,  они были   бесконечно преданы своим патриотическим интересам и

всеми   силами хотели   сохранить   Грецию   именно   периода ее  классики.

Но уже тут им  пришлось  столкнуться  с  весьма   суровой судьбой греческого

классического полиса,  быстро   шедшего к своей неминуемой гибели.  Система

политических  взглядов изложена у Аристотеля   более богато и развернуто, чем

у Платона.   В  трудах   Аристотеля можно  найти описание около 420

существовавших   в его  время  законодательных  систем  и  государственных

устройств. Аристотель,    в   отличие   от  Платона,   не   замыкается на

построении     какого-то     наилучшего   государственного устройства,   а

рассматривает  основные   принципы функционирования государства,  описывая

при этом   несколько типов  как положительных,  так и отрицательных,   по его

мнению, государственных систем. Платон в свою очередь был   убежден,    что

существует  абсолютная   истина, и весь трагизм его положения заключается  в

том,   что он  верил  в немедленное и всестороннее осуществление   этой

истины.   Будучи   именно   реставратором   погибшей   старины, Платон  хотел

оставаться  и  фактически  всегда   оставался по преимуществу  идеологом

греческой  классики   давнего периода греко-персидских войн. Гармония

человеческой    личности,     человеческого   общества и  всей  окружающей

человека  природы – вот   постоянный и неизменный идеал Платона в течение

всего его творческого пути. Творчество античных  философов Платона  и

Аристотеля   представляет интерес еще и потому,  что они имели  редкую

возможность практически  реализовывать  свои  философские   системы. Платон

приложил  немало  усилий  в  просвещении   сиракузского тирана  Дионисия

Младшего,   Аристотель имел   большое влияние на  императора  Александра

Македонского, был его   учителем.    Он   и   его   ученики  предлагали

законодательные системы для  новых  греческих  городов  и   колоний. Если

подробно  изучить  биографию  Аристотеля,   можно только   удивляться,    как

последовательно    и   естественно совпадали у Аристотеля его философская

теория  и жизненная практика. Жизнь трагична. Но эту трагедию жизни может

понимать   только тот,   кто  в  глубине  этой  трагедии  видит   не

трагическую, а   чисто   эйдетическую,   или  идеальную,   действительность.

Судьба героев в греческой трагедии  как   раз свидетельствует о наличии

высших основ жизни, которые   только и   способны    осмыслить    трагическую

судьбу   действительности. И  Аристотель  доказал  это как в своей

философской теории,  так и в своей практической  жизни  и   деятельности, для

него  и  сама  смерть оставалась актом  мудрости и невозмутимого спокойствия.

Идейный порыв,      принципиальная    настроенность,   самоотверженное

служение   идеалу —  все  это  на  целые   тысячелетия сделали     философии

Платона  и  Аристотеля   необходимыми. Аристотель говорил, что Платон ему

друг, но   истина для   него дороже.

                            Основные работы Платона                             

Мы являемся   обладателями   23  подлинных  диалогов   Платона, одной  речи

под  названием  «Апология Сократа»,   22 приписываемых  Платону диалогов,  13

писем,  многие из   которых считаются подлинными.        К раннему  периоду,

начиная  со  смерти  Сократа и   заканчивая первой поездкой Платона в

Сицилию,  то есть  с   399 года до 389-387 годов до н.э., относят:

защитительную   речь Сократа на суде,  так называемую «Апологию Сократа»,

«Критона», «Протагора»,  1-ю   книгу  «Государства»,   «Лахета», «Лисия»,

«Парменида». К переходному  периоду  относят  написанные в 80-е   годы

диалоги: «Ион», «Гиппий больший», «Гиппий меньший»,   «Горгий», «Менон»,

«Кратил», «Евтидем», «Менексен».        К зрелому  периоду творчества, то

есть к 70-60 годам   IV века  до  н.э.,   диалоги:   «Федон»,  «Пир»,

«Федр»,   «Теэтет», «Тимей»,   «Критий»,   «Парменид»,    «Софист»,

«Политик», «Филеб», «Государство» (2-10 книги). Наконец, к 50-м годам

относятся написанные только в   черновом виде  и  переписанные  набело одним

из ближайших   учеников Платона – Филиппом Опунтским – «Законы».

                       Основные работы Аристотеля                        

1. Учение о бытии: «Метафизика» (О «первой философии»), «Физика», «О небе»,

«О возникновении и уничтожении»;

2. Логика: «Категории», «Об истолковании», «Первая Аналитика», «Вторая

Аналитика», «Топика»;

3. Психология: «О душе»;

4. Этика: «Этика Никомахова», «Этика Эвдемова», «Большая этика»;

5. Учение об искусстве: «Поэтика», «Риторика»;

6. Политические учения: «Политика»;

7. История: «Афинская полития»;

8. Естественнонаучные труды: «Метеорологика», «О частях животных», «О

происхождении животных», «История животных». Кроме сочинений,  дошедших до

нас полностью (если не   говорить, насколько  они  передают первоначальный

текст),   сохранились фрагменты   ещё   пятидесяти   с    небольшим

сочинений.

    

2. Этическое учение Сократа.


Термин "этика" - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова этос (ethos), означавшего в далекие времена местопребывание —   человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В этом значении оно употреблялось еще Гомером. Позднее данное слово приобретает новый смысл - устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. В данном значении оно широко используется в философии.

Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам: а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.

Все люди стремятся к удовольствиям и их сложным комбинациям, которые называются пользой, счастьем. Это — аксиома человеческого существования. Сократ говорит: «Благо — не что иное, как удовольствие, и зло — не что иное, как страдание».

Если учесть, что понятия блага и зла обозначают позитивные и негативные цели деятельности, то мы тем самым получаем строгий закон человеческого поведения, а вместе с ним и критерий его оценки: стремиться к удовольствиям и избегать страданий.

Однако мир удовольствий, как и мир страданий, оказывается сложным.  Существует много удовольствий и  существует много страданий. Разным людям приятны разные вещи. Часто один и тот же человек может быть раздираем одновременно желанием разных удовольствий.  Кроме того,  нет строгой границы между удовольствиями  и  страданиями,  одно сопряжено  с другим.   За радостью опьянения следует горечь похмелья. Страдание может скрываться за личиной удовольствий. Путь к удовольствиям может лежать через страдания.

Человек постоянно оказывается в ситуации, когда необходимо выбирать между разными удовольствиями, между  удовольствиями   и   страданиями.   Соответственно  встает проблема основания такого выбора. То, что было критерием — граница между удовольствиями и страданиями, само нуждается в критерии. Таким высшим критерием является измеряющий, взвешивающий разум.

«Раз у нас выходит, - спрашивает Сократ собеседника, - что благополучие нашей жизни зависит от правильного выбора между удовольствием и страданием, между обильным и незначительным, большим и меньшим, далеким и близким, то не выступает ли тут на первое место измерение, поскольку оно рассматривает, что больше, что меньше, а что между собой равно? А раз  здесь  есть измерение,  то  неизбежно  будет также  искусство  и знание».

Этот вывод Сократа является безупречным, если принять первоначальную посылку, согласно которой человек всегда стремится к   удовольствиям,   пользе,   счастью.   Человек  выбирает для  себя лучшее. Такова его природа. И если, тем не менее, он ведет себя плохо, порочно, то тому может быть только одно объяснение — он ошибается. Согласно одному из сократовских парадоксов,
если бы было возможно намеренное (сознательное) зло, оно было бы лучше ненамеренного зла. Человек, совершающий зло, ясно понимая, что он совершает зло, знает его отличие от добра. У него есть знание добра, и это в принципе делает его способным к добру. Если же человек совершает зло ненамеренно, не ведая о том, что он делает, то он вообще не знает, что такое добро. Такой человек наглухо закрыт для добрых дел. Сказать, что человек знает добродетель, но не следует ей, — значит сказать бессмыслицу. Это значит допустить, будто человек действует не как человек, вопреки своей пользе.
Между мудростью и благоразумием Сократ не находил различия: он признавал человека вместе и умным, и благоразумным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководится этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его.




1. Тема 8 Радиобиология- предмет задачи структура основные понятия и разделы учебной и научной дисциплины
2. Субъективное право и законный интерес
3. Setter ~ внесенная и зарегистрированная торговая марка компании bsysPrint GmbH
4. b б~лігінде токты табы~ыз егер де Е66 В R4 Ом Ub6 В1
5. Анализ акцента литовца при произнесении русского текст
6. Использование маркетингового подхода при выживании ВУЗов в современных условиях
7.  C Builderді~ ~~деу ортасы
8. Исследование устойчивости разомкнутой системы электропривода ТПН-АД
9. Открытость Нелинейность
10. Этапы жизни и творчества И А Бунина