Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

На тему- Эволюция предметнопространственной среды в системе культуры По предмету- Введение в дизайн

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Московский экономический институт"

Факультет Дизайна

РЕФЕРАТ

На тему: «Эволюция предметно-пространственной среды в системе культуры»

По предмету: «Введение в дизайн»

Выполнила

Студентка 1-го курса
Шодиева Елена Рустамовна

2015г.

Содержание

  1.  Введение. Предметно-пространственная среда в жизни человека
  2.  История среды обитания человека в разные эпохи.
  •  Предметный мир доиндустриальных цивилизаций. Первобытная и ранняя древность
  •  Древний Египет
  •  Древняя Греция
  •  Древний РИМ
  •  Средневековая Европа
  •  Европа XI—XIX веков
  1.  Заключение

Введение. Предметно-пространственная среда в жизни человека

Несколько тысяч лет назад, когда окно представляло собой отверстие для вывода дыма из пещеры, его завешивали, что бы дождь не попадал внутрь пещеры. Эти занавески стали прообразом современных штор. Со временем, при появлении инструментов, занавески стали приобретать более изысканный и экзотический вид. Постепенно возникла потребность эстетизации повседневности во всем. Так, примитивное бытовое пространство эволюционировало в место обитания более человечное, смыслосодержательное, символически значимое и органично внесенное в культурное целое. Уникальные утилитарные вещи дополнительно приобретали неутилитарные качества, становясь предметами декоративного искусства.

История развития среды обитания - тема не только интересная, но и достаточно важная. Обращаясь к истории, мы можем найти большое количество любопытных фактов и полезной, иногда актуальной информации. Время от времени мы будем возвращаться к давним событиям, периодам и личностям, которые, собственно, и сформировали тот мир, частью которого мы являемся.

Эпоху за эпохой, век за веком люди целенаправленно обустраивали и деформировали окружающую среду в соответствии со своими действующими или сиюминутными потребностями. Условия жизни и деятельности человека и общества изменялись очень динамично, но главная особенность «бытия» - продолжать жить по традициям своего народа, сохраняя национальные особенности, привела к созданию особой атмосферы в пространстве. Частью культуры отдельного народа было предметное окружение, которое взаимодействовало с человеком и служило его выражением эстетической потребности в сфере повседневности: ландшафт, город, селение, здания и сооружения, интерьеры жилых сооружений, предметы и орудия труда. То есть предметно - пространственная среда - (man - made environment — англ.) — непосредственное окружение потребителя, совокупность природных и искусственных средовых пространств и их вещного наполнения, находящаяся в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами. Ее построение определяется теми, кто именно выступает потребителем среды (индивидуум или социальная общность), и зависит от каких процессов осуществляются (городская, сельская или производственная деятельность).

Проследить эволюцию предметного мира человека вплоть до наших дней позволит экскурс в историю древних цивилизаций.

Определить точку отсчета, когда же появилась предметно-пространственная среда достаточно сложно. Трудно представить себе эстетически смыслосодержащий заполненный декором дом людей в грязных шкурах и с дубиной в руках, однако потребность человека сделать окружение и орудие труда более удобным, красивым, функциональным появилась именно вместе с этими орудиями труда.

История хранит накопленный веками опыт по «улучшению» окружающего нас мира - от кухонных приборов до космических кораблей. Этот опыт основывается на некотором количестве исполненных отдельными личностями разработок, одобренных и принятых в пользование массовым потребителем. Чашка имеет ручку сбоку, кастрюля с обоих боков, а чайник для газовой комфорки - сверху, и это все не просто так, это кто-то придумал, претворил в жизнь, и такое решение оказалось удобным для большинства пользователей конкретно этих приборов.

Даже архитектура всегда вмещала в себя предметный мир, он был, по существу, ее дополнением. Между стенами дома и бытовыми предметами - мебелью или посудой - всегда была глубокая внутренняя связь. Органична была связь предмета и скульптуры, живописи. Например, сходство формы египетского сундука и египетской скульптуры, древнегреческие статуи имели тот же пластический характер, что и керамические сосуды того времени. Живопись оставляла свой живой след на греческой вазе и египетской туалетной ложечке. И предметы, и скульптура, и живопись связывала орнаментика - в эпоху ремесленного производства она была единой и существенной его частью. Таким образом, познав эволюцию предметного мира прошлого, можно лучше ориентироваться в проблемах сегодняшнего дня.

На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников. В первобытную эпоху при господстве ритуально-мифологического мировоззрения вещь не функционирует самостоятельно, она втянута в ритуал как единство звуко- жесто-телесно- предметной практики. Система вещей, как и система слов (миф), выполняет функцию обозначения космических сил. Все стало иначе, когда к началу XIX в. начали появляться предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно-пространственная среда перестала быть рукотворной, теперь и далее ее создают машины. Машинный труд по производительности во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, обнажилась и новая проблема - то, чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно «поместить» в каждый из тысячи предметов-близнецов, выбрасываемых из машины конвейером.

Промышленный подъем привел к нарушению неторопливого многовекового ритма в развитии предметно-пространственного окружения человека. Возникли новые предметы, еще не укоренившиеся в культуре, что породило проблему их адаптации ко вкусам потребителей, возник интерес к психологии покупателя. Кроме этого, быстрые изменения в предметно-пространственном окружении привели к тому, что становится необходимостью не только адаптация ко вкусам потребителя, но и к прогнозированию этих вкусов. Осознание этой и других проблем, вызванных переходом от ремесленного к промышленному производству, привело к появлению неизвестной доселе отрасли дизайн - современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды.

Предметный мир доиндустриальных цивилизаций.

Первобытная и ранняя древность

Около 20 тыс. лет до н.э. возникают постоянные зимние общинные жилища в виде землянок или наземных жилищ каркасного типа – шалашей или полуземлянок. А использование пространства пещер подчинено определенному порядку, истоки которого ученые видят в мифосознании и выделяют наскальную живопись. Позже появляется земледелие и скотоводство, возникает расписная керамика. Одни и теже геометрические узоры – розетки, кресты, спирали и т.д. имеют символический характер.

Облик и устройство вещей в ходе истории постепенно менялись, хотя ремесленники, изготовители этих вещей, всегда были подвластны традициям. Мастерство переходило из поколения в поколение, от отца к сыну, от сына к внуку. Вместе со способом изготовления наследовались и сами формы предметов: они были в старину канонизированы. Тем не менее одни и те же типы вещей со временем приобретали совсем иной вид, иное строение. Целый ряд обычных для нас бытовых предметов (домашнюю утварь, посуду — предков современных обыденных предметов) мы знаем еще по памятникам Древнего Египта.

Древний Египет

в Древнем Египте сформировались многие привычные для нас традиционные вещи мебель, домашняя утварь, инструменты, одежда. Они составляли предметную среду древнеегипетского жилого дома. Внутренний вид жилища той эпохи можно только представить по настенным рисункам или изображениям на папирусе. Дом делился на две части - жилую и служебную, центром дома был очаг. Жилые помещения ориентировались на север, навстречу освежающим ветрам и очень часто выходили в сад.

В городах зажиточные люди строили одноэтажные, двухэтажные и трехэтажные дома. Нижний этаж, который не имел окон и освещался только через дверь, как правило, занимали ремесленники. На верхних этажах жили хозяева, комнаты здесь имели небольшие четырехугольные окна, которые закрывались шторами, защищавшими от жары и ветра. Фасады таких домов, как правило, украшались, а крыши имели прямоугольную форму и служили хранилищами для зерна. Хижины простолюдинов строились из тростника, обмазанного илом. Такие хижины почти не имели внутреннего убранства, оно ограничивалось несколькими циновками, на которых и сидели, и спали.

Жилища знатных египтян строились в подражание царским дворцам и представляли собой обширные комплексы, занимавшие площади в несколько гектаров. Стены штукатурили и украшали росписями. В богатых домах имелась ванная комната. Дом окружали многочисленные дворы с амбарами, конюшнями, кухнями и домиками для слуг. Египтяне очень ценили деревья и цветы, поэтому дома знати всегда окружали роскошные сады с длинными аллеями и изящными беседками, прудами и бассейнами. Зажиточные люди обставляли свои дома изящной мебелью. Были найдены балдахин, ложе-кровать, паланкин, два кресла с подлокотниками и ларь, богато инкрустированные и позолоченные.

Несмотря на внешнее сходство бытовых предметов с современными, их назначение и способ пользования были иногда иными. У кровати, например (рис.1), то, что у нас называется изголовьем (т.е. вертикальная стенка), устраивалось со стороны ног, а не головы, и вовсе не служило поддержкой для подушки; подушек у египтян не было вовсе, а под шею подставлялась специальная седловидная опора. Самое ложе было слегка приподнято со стороны головы - все это для того, чтобы, проснувшись, можно было, не поднимаясь, увидеть, как восходит солнце.

Сиденья только входили в обиход: на древнейших изображениях сидят только божества, фараон и его жена. Все остальные: гости и музыканты - располагались прямо на полу, покрытом коврами и циновками.

Несмотря на то что в Египте, согласно древним обычаям, было принято сидеть на земле, первая настоящая мебель для сидения появилась именно там. В Древнем Египте впервые появляется стул со спинкой (рис. 2).

Домашняя утварь складывалась в сундуки (рис. 3) и в лари. Они, по-видимому, не имели своего определенного места в интерьере и по мере надобности переносились.

Прямоугольные столы были, по-видимому, чисто хозяйственного назначения. Но на картинах супружеской трапезы, носившей, возможно, ритуальный характер, мы видим сидящих за маленьким круглым столиком.

Для бытовых нужд в доме были разнообразные сосуды из камня, керамики и бронзы. В них хранилось зерно, масло, благовония, в них и готовили пищу, из них ели.

Египетские женщины пользовались множеством различных мазей и притираний, хранившихся в специальных сосудах, флакончиках, коробочках из алебастра, дерева, слоновой кости, фаянса. К числу туалетных принадлежностей относились зеркала из полированной бронзы со специальной ручкой для держания.

Украшение предметов имело знаковый смысл. Орнамент прочитывался подобно буквенному тексту, потому что он был основан на использовании общепринятых эмблем и символов. Например, четырехногий табурет (рис. 9), у которого промежуток между опорами заполнен ажурной резьбой в виде плавно изогнутых стеблей лотоса и узкогорлого сосуда посредине. Это не что иное, как знак, символизирующий единение Верхнего и Нижнего Египта. Определенный смысл заложен в том, что опорам лож и сидений придавалась на конце форма конечностей зверей (быка - в более древнее время, льва - в позднейшее).

Немалую роль сыграло здесь усовершенствование каменных орудий труда, которые изготовляли из камня. Позже появятся медные орудия труда, что позволит выработать новые способы обработки камня, кости и дерева.

В Египте процветало производство каменных сосудов. О технике изготовления каменных сосудов позволяют судить изображения мастерских камнерезов на рельефах Древнего царства. Из глины делали горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, большие сосуды с заостренным дном для хранения вина и пива или такие же большие кувшины со скругленным дном. Также до нас дошли амулеты и бусы, сосуды и изразцы из фаянса, стеклянные сосуды и вазы, свидетельствующие о зарождении производства стеклянной мозаики. Стекло использовалось как декоративный материал. В гробнице Тутанхамона сохранились миниатюрные росписи на спинке трона, на серьгах, на саркофаге и золотом амулете, покрытые бесцветным прозрачным стеклом. Египтяне изобрели и цветное стекло. Цвет получался в результате примеси различных минералов.

Среди ремесел важное место занимали обработка кожи и изготовление из нее различных предметов обихода. Из кожи делали сандалии и сумки для папирусов, бурдюки для воды, позднее к ним добавились шлемы, снаряжение, сбруя, колчаны, обтянутые кожей щиты. Из кожи выполнялись и детали боевых колесниц. Египтяне овладели искусством тиснения.

Дерево в Египте всегда было редкостью. Строевой лес доставляли из Сирии и Палестины, а черное (эбеновое) дерево привозили из Куша. На рельефах в гробниц сохранилось изображение столярной мастерской, где столяры распиливают стволы медными пилами на доски. Несмотря на дороговизну дерева, из него изготовляли множество предметов: саркофаги, мебель всех родов -кровати, подголовники, стулья, скамеечки, столы, а также колонны, двери, паланкины, жезлы, гребни и т. д.

С эпохи Нового царства производство колесниц стало отдельной отраслью. Колесницы в основном изготовляли из дерева, только на корпусе укрепляли металлические пластины. Колесница состояла из множества частей, которых насчитывают более пятидесяти. Самым трудным считалось изготовление идеально круглых колес. Обод делался из многочисленных частей, выпиленных из досок и скрепленных между собой. Кузов царских выездных и боевых колесниц спереди и в нижней части был обтянут кожей или холстом, украшен позолотой, росписью по наложенной штукатурке, усыпан драгоценными и полудрагоценными камнями.

 

Древняя Греция

Предметы греки, в основном, заимствовали у египтян. Ложа (рис. 10) покрывались мешком, набитым шерстью, а сверху укладывались еще подушки. Но на ложах не только спали, но и возлежали, когда хотелось читать или писать: несколько туго набитых подушек служили опорой, чтобы сохранять полулежачее положение. Со временем у греков распространился обычай есть лежа; для этих целей они применяли ложе - что-то среднее между кроватью и софой.

Мебель для сидения была довольно разнообразной. Нам известны три основные формы: скамеечки, обычные и церемониальные (тронообразные) стулья. Ранняя форма скамеечки или табурета еще очень простая, громоздкая, ножки четырехгранные или точеные, поверхность для сидения чаще всего плетеная. Другая форма - складной табурет на Х-об-разной опоре - происходит из Египта. Такие табуреты раб носил за своим господином, чтобы он в любое время мог сесть. Это первоначальная форма более позднего складного стула. Известны два вида кресел; более ранняя форма еще напоминает церемониальное кресло (трон) жителей Востока: это тяжелое, высокое изделие мебели с неуклюжими дощатыми ножками, спинкой и боковинами, ножки вставлены в раму сиденья. Этот тип часто встречается в вазописи. Подобные парадные кресла делали для аристократов и из мрамора (например, в театрах).

В целом технология производства мебели претерпела значительное развитие. Греки знали уже гнутье древесины с помощью пара, начали разрабатывать технику изготовления шпона и интарсию. Они мастерски соединяли детали из древесины. Греческая мебель имела четкую конструкцию, отвечавшую свойствам материала. Формы свидетельствовали о высоком художественном чутье, о способности находить своеобразные средства выражения, не заимствованные из архитектуры. Формы стульев, которые можно увидеть на скульптурных изображениях, невероятно просты; эти стулья состоят из немногих основных элементов. Греческие художники, мастера в отношении сочетания простоты, утонченности, реализма, изящества линий и комфорта, разработали классические мебельные формы, которые заложили основу и послужили образцами для последующих стилевых форм.

Греческая культура открыла совершенно новые источники эстетического наслаждения, такие, как противопоставление несомого и несущего в архитектурном сооружении как организма распространилась на весь предметный мир. В этом плане заслуживает особого внимания греческий стул, так называемый клисмос, живо напоминающий современные наши стулья (рис. 12). Здесь мы сталкиваемся с примером истинно греческого стремления выявить внутреннюю структуру предмета, его композиционный костяк. Клисмос был необычно изящен, и все его строение и детали не только имели определенный конструктивный смысл, но и подчеркивали этот смысл, эстетизировали его. Так, будничный бытовой предмет, как и архитектурные сооружения того времени, можно рассматривать как своеобразную модель греческого конструктивного мышления.

Один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих частей- опор в виде колонн, столбов и горизонтальных несомых частей. Опоры здания получили зримую напряженность, которую можно сравнить с мускулатурой живого организма. Их потенциальная несущая сила была связана с давлением лежащих на них каменных балок. Все тонкости этого противопоставления, вся прелесть «игры» несомого и несущего (рис. 11) были доведены до совершенства и вылились в систему ордеров, просуществовавших до нашего времени.

Культура осмысленного и глубоко реалистического понимания греками архитектурного сооружения имели свою отточенную, совершенную по своей целесообразности форму. Масляный светильник (рис. 13, е), который у египтян был просто красивым сосудом, приобрел в Греции зримые функциональные черты: со стороны, где наружу выводился фитиль, корпус вытянулся и приобрел форму носика. Для переноски светильника с места на место служила ручка, а для того, чтобы масло не расплескивалось, емкость с горючим накрывалась крышкой.

Эстетику целесообразности нетрудно проследить и в других формах. Знаменитая греческая керамика (рис. 13), очень показательна в этом смысле, из нее делалась столовая посуда и емкости для хранения припасов, светильники и многое другое. Любой вид или тип греческой вазы или посуды имел свое предназначение, и это предназначение было не только выявлено в форме предмета, в его моделировке, но и определялось в зримых эстетических качествах. Очевидно, что гидрию (сосуд для воды) можно было не только наполнить и удобно перенести, но и по художественно-выразительным признакам отличить от другого сосуда. И специальные тарелочки для рыбных блюд с углублениями для жидкости, и кратеры для смешивания вина и воды.

Все предметы были внутренне соотнесены с человеком. Удивительно, насколько органично связана женская фигура в традиционной складчатой одежде с очертаниями клисмоса, с каким изяществом следует спинка этого стула форме человеческого тела. Отношение к предмету как к живому организму прослеживается даже в названии частей ваз: суженная верхняя часть - шейка, основной объем-тулово (туловище), основание - ножка.

Характерная для египетского искусства слитность скульптурных и архитектурных форм сменилась у греков четким и последовательным их разделением. Скульптура никогда не покрывала всю плоскость предмета, она размещалась на строго определенном месте. Все немногочисленные типы орнамента - (рис. 14, а, б, в, г, д)- были предельно совершенны. Греческий мастер пользовался ими в определенных соотношениях, в найденных интервалах, на специально избираемом месте. Больше всего греки ценили разумность, равновесие, меру.

Мебель и посуда, туалетные принадлежности и музыкальные инструменты - каждый из этих предметов в своей основе был утилитарен и полон здравого смысла. Ремесло от художества было неотделимо: наверное, не было ни одного предмета на греческой земле, который был бы только утилитарным или служившим только для украшения. Прославленные художники занимались мелкой пластикой, бытовая керамика расписывалась искуснейшими вазописцами. Для греков все зримое было важно и существенно, ибо предметный мир воспринимался целостным и органичным. Это было основано не только на орнаментике, но и на общем отношении к логике и конструктивности, пластике и органичности предмета.

Политическим и культурным центром Греции времен ее могущества были Афины. Этот крупный по тем временам город был довольно хаотично застроен. Жилище знатного афинянина было неприхотливо: сложенные из тесаного камня стены белились известкой. В небольших комнатах - постели с покрывалами, стулья и табуреты, сундуки. Количество видов мебели в греческом доме было незначительным, скромность жилища, климат, одежда и обычаи не требовали много мебели. Шкафы, к примеру, почти не применялись. Для хранения одежды и предметов домашнего обихода использовались деревянные сундуки различных типов. Несколько красивых ваз, оружие на стенах, примитивные светильники и жаровни - вот и всё украшение дома. Но это вовсе не означало, что грекам был безразличен облик их жилья. Вот что говорит один из героев древнегреческого писателя и историка Ксенофонта: «Самые обыкновенные вещи хозяйственного обихода становятся гораздо красивее благодаря правильной расстановке, даже кухонные горшки имеют приятный вид, если умно поставлены».

Богатые частные дома стали появляться только после того, как Греция прошла пору своего расцвета. Но когда дело касалось строительства общественных сооружений, то здесь уже не считались ни с какими затратами. В центре Афин на возвышении был воздвигнут знаменитый Парфенон, а в нем громадная статуя покровительницы города Афины Паллады. Эта девятиметровая статуя была украшена драгоценными камнями, слоновой костью, золотом. Даже в небольшом городке, насчитывавшем сотню-другую маленьких домиков, был свой театр, стадион, храм и место собраний и торговли - агора.

Древний РИМ

Римская империя в ходе своего существования поглотила весь античный мир, что принесло с собой влияние самых различных народов, их быта, культов, искусства. Но совершенно особое место в культурной жизни Рима занимали, конечно, греки. Римляне многое переняли из греческой культуры.

Внутреннее оформление жилых домов было очень богатым: полы мраморные или из цветной мозаики, стены были украшены яркой декоративной росписью. Эти шедевры известны в истории искусства под названием помпейских фресок. Широко применялись ковры и драпировка (занавеси в дверных проемах для изоляции помещений и др.). Роскошному оформлению внутренних помещений соответствовала и мебель, которая в основном была схожа с греческой.

Характерно, что самих типов предметов было немного, но одни и те же, в общем известные, их схемы облекались в самые разнообразные художественные «одежды». Римляне откровенно украшали свои вещи - мебель, утварь (как и архитектору, впрочем). Облицовка, внешняя оболочка предмета скрывали иногда очень прозаическую основу.

Иногда тяга к самому безудержному скульптурному великолепию была, на наш вкус, чрезмерной. Высеченная из мрамора опора стола могла иметь форму ноги животного: у основания это лапа с когтями, наверху же она переходит в цветок с фигуркой ребенка среди лепестков. Ножки столов, курильниц, жаровен почти всегда имели форму звериных или птичьих лап (рис. 20).

Скрывался ли за этим какой-либо магический смысл, как это было в Древнем Египте? Вряд ли. Переход одного вида орнаментики в другой, растения - в фигуру человека, фигуры человека - в архитектурную деталь был принят и в настенной росписи. Это перетекание одних форм в другие сочеталось с откровенным привнесением как бы извне целых скульптурных композиций. Соотношение техники и искусства просто сосуществовали.

Римские художники и ремесленники достигли удивительного мастерства в изготовлении мебели. В силу своей практичности они стремились к серьезной, качественной работе. Римляне не обладали таким прирожденным утонченным вкусом, как греки. Вместо простоты и ясности греческих форм в римских образцах часто можно видеть вычурность декора. В мебели господствовал эклектизм, заимствовалось все, что можно было приспособить к господствующим вкусам. Римляне почти ничего не добавляли к перенятым у грекам основным формам, гораздо больше внимания они уделяли богатому, помпезному оформлению.

Специальный стул на скрещенных ножках (селла куру-лис) служил для самых высокопоставленных должностных лиц - консулов и преторов. Широкий табурет на прямых наборных (рис. 19) ножках был привилегией очень немногих сановников и почетных граждан. На одном надгробном памятнике изображен такой табурет как свидетельство того, что покойный был высокопоставленной персоной, заслужившей чести восседать именно на бицеллиуме.

Технология домашнего оборудования была примитивна - жаровни нагревались раскаленными углями, освещение было основано на нещадно коптивших масляных светильниках. Но вместе с тем во всем этом было много технической выдумки. Например, различные устройства для подогревания напитков (рис. 17). Одно из них, наиболее примечательное,- аутепса - античный самовар. В высоком, похожем на кувшин сосуде имелось две емкости: одна для угля, другая для жидкости. Через специальное боковое отверстие закладывался раскаленный уголь, жидкость же наливалась и выливалась при помощи черпака - крана у аутепса не было. В жару, кстати, вместо угля сосуд наполнялся привозимым в город льдом, и жидкость таким образом охлаждалась.

Встречалась конструкция легких столиков (рис. 18); здесь применялась знакомая нам шарнирная система параллелограмма из бронзовых стержней.

Хорошо продуманной была кухонная посуда (рис. 18). Даже обыкновенное ведро было очень целесообразно во всех своих деталях: верхняя кромка утолщена, и к этому утолщению шарнирно прикреплена ручка. До сих пор ведра делаются подобным же образом. Так же рациональны кастрюли с горизонтальной ручкой, сковороды с отогнутыми краями и носиком, чтобы легко можно было вылить содержимое. Для приготовления печений служили специальные формы и противни. Таким набором кухонной посуды можно пользоваться и сейчас.

Вся сложнейшая городская среда была для тех времен продуманной и совершенной. К колодцам и фонтанам по трубам подводилась вода, нечистоты удалялись при помощи канализационной системы. Существовали стадионы, театры и цирки со сложнейшими устройствами, позволявшими превратить арену в водоем и разыгрывать в нем морские баталии. Для иного рода времяпрепровождений служили так называемые термы - громадные комплексы, включавшие в себя: места для физических упражнений, галереи и залы для занятий и философских споров, парильни и бассейны с холодной: и теплой водой. Сидя на мраморных скамьях, любители бесед могли вести свои бесконечные диспуты. Переходя из помещения в помещение, люди умащали себя маслом, омывались, читали, просто отдыхали. Здесь самым необычным образом переплеталось интеллектуальное с физическим. Термы требовали очень сложных по тем временам технических устройств. Ведь в каждом из помещений поддерживалась определенная температура, вода должна была сменяться, воздушное пространство зал беспрерывно вентилироваться.

У римской толпы были и будничные, повседневные нужды: для их удовлетворения служило множество торговых и ремесленных лавок, харчевен, гостиниц, занимавших первые этажи домов. Тут же, загромождая улицы, теснились лотки торговцев и менял. В организации общественного быта Древнего Рима мы впервые встречаемся с тем, что теперь называют «функциональным решением среды». Для этого некоторое ограниченное пространство рассчитывается и оборудуется.

Публичный характер дневнеримского общества не исключал интереса к быту. Малоимущие жили большей частью в многоэтажных домах, называемых инсула (буквально - остров). В двух-трехкомнатные, тесные квартиры, лишенные даже очага, вели узкие лестницы и переходы. Инсулы были прообразом многоэтажной городской застройки европейских городов.

Другим типом римского дома была загородная вилла. Такие одноэтажные дома строили в живописной местности, в рощах, где они были окружены прудами, фонтанами и садами. Такие дома дошли до нас со множеством сохранившихся любопытнейших подробностей благодаря бесценным находкам в расчищенных от вулканического, пепла Помпеях. Комнаты домуса группировались (как и в греческих домах) вокруг атриума, открытого лучам солнца помещения, без потолка, с расположенным посередине бассейном для сбора дождевой воды. Кроме хозяйственных комнат и кладовых, в доме было несколько спален и столовая. В хорошую погоду ели в саду. Возлежание во время трапезы было принято, как и в Греции.

Парадные комнаты были высоки и просторны. Стены их, зачастую покрытые нарядной росписью, по сути, ничем не заслонялись, громоздкой мебели не было. Вообще предметов в доме было немного: сиденья, треножники, жаровни. Бесконечно разнообразными - большими и малыми, напольными и настольными, мраморными и бронзовыми были канделябры-устройства, поддерживающие источники света: наполненные маслом сосуды с фитилем. Все предметы по мере надобности переносились с места на место, из комнаты в комнату.

Римское рабовладельческое государство было последним звеном античной цивилизации. Здесь были заложены основные начала предметного мира и организации материальной среды современности. Особенно это ощутимо в бытовом пространстве - в масштабе города и отдельного жилья. Как ни изменились в течение последующих столетий дома и утварь, мебель и инструменты, они в большинстве своем оставались и остаются потомками далеких своих предков - предметов, сработанных античными ремесленниками.

Средневековая Европа

После падения Древнего Рима в Европе наступает эпоха Средневековья, коренным образом изменившая облик предметной среды. Тесные улицы застраивались узкими высокими домами. Зажатый между соседними постройками с окованными железом маленькими дверями и защищенными ставнями окнами, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения. Главная комната служила одновременно столовой и кухней. Над очагом висел медный котел, поодаль стояли шкаф с посудой, большой прямоугольный стол, сундуки с одеждой и утварью. Стол в те времена представлял собой деревянный щит на козлах, скамьи и табуреты были самой простой конструкции (рис. 21).

В XII-XIII веках в Италии возникают благоприятные условия для расцвета культуры. Эту эпоху обычно именуют Возрождением или Ренессансом. Появляется острый интерес к забытой былой античной культуре, а с ними и новый мир вещей. На производствах мускульная сила все чаще заменялась силой воды. Машины той эпохи при самом различном их устройстве зачастую походили друг на друга. (рис. 22). 

Примерно с XVI века меняется характер внутреннего убранства, утвари, мебели: они приобретают более сложные изысканные формы, украшаются пышной резьбой, богатой росписью. Стул, бывший сотни лет жестким, сделался мягким. Утвердился тип стола на четырех ножках, скрепленных понизу про-ногами. Потолки домов стали ниже, меньше окна и двери. В отделке стен превалирует дерево, совсем иную, более заметную роль играет мебель и домашняя утварь - они зримо заполняют пространство интерьера. Под потолком - изящные металлические люстры на несколько рожков, на столе масляный светильник или подсвечник. Важное место в комнате занимает камин, дающий тепло и уют. Посуда обычно разрозненная, наряду с металлической - глиняная или стеклянная. В ходу были и деревянные миски и ложки. Вся эта разностильная посуда использовалась не только по своему прямому назначению, но и служила украшением - ее размещали на полках, на шкафчиках, вешали на стенах. Домашняя утварь рядового горожанина переходила от поколения к поколению, но в кругу знати шла неустанная погоня за модой, беспрерывное наращивание пышности и богатства форм, отделки предметов.

К началу XVII века создаются грандиозные дворцы (рис. 28) и храмы, удивительные по своим масштабам ансамбли со сложнейшими скульптурами и фонтанами. В отделке интерьеров богатых дворцов стали особенно широко применять лепнину, скульптуру, живопись, самые богатые отделочные материалы, вплоть до золота. Этот период в искусстве получил название барокко.

Усложненность и массивность - внешние признаки барочной мебели - сочетались с ее комфортабельностью и удобством (рис. 29): такими были, например, мягкие кресла с подлокотниками и широкими спинками. Одежду уже не надо было складывать в сундуки - для нее предназначались специальные шкафы, а для хранения белья - комоды с выдвижными ящиками. Для трапез служили разнообразные столы, круглые, квадратные, прямоугольные, а для того чтобы экспонировать красивые предметы, придумали так называемые консоли - узкие, приставленные к стене подобия столов. Влияние стиля проникало и в среду горожан среднего достатка, утилитарность в их быту все более и более стала сочетаться с эстетикой.

В конце XVII века законодательницей мод стала Франция. Версальский дворец поражал современников своими колоссальными размерами и богатством. Ослепительная пышность обстановки создавалась не столько мебелью, сколько шитыми золотом и серебром шелковыми гобеленами с изображениями целых жанровых сцен, громадными вазами для цветов и изделиями из серебра. Столы были уставлены большими сервизами, которые обильно украшены скульптурными элементами, тонкой гравировкой поверхностей. Формы машин и механизмов продолжают оставаться утилитарными. Декоративный убор в виде орнаментов полностью маскировал конструкцию, рабочую сущность машины. Станок превращался при этом в некоторое подобие огромной игрушки.

В России этот период эпохой исторических реформ Петра. Стремительно растет промышленность, открываются новые заводы, рудники, строятся верфи, совершенствуются токарные станки (рис. 30).

 

Во второй четверти XVIII века мировая архитектура теряет всякие признаки конструктивной ясности, что особенно ощутимо в интерьерах: стены и потолки превращаются в сплошные декорации (рис. 31). Пришел стиль рококо (от слова «рокайль» - завиток в виде раковины). Дворцы - Петергофский, Царскосельский, Зимний, Воронцовский, Строгановский поражают обилием лепных узоров, блестящими, отражающимися в зеркалах паркетами, искусно расписанными плафонами. Избегали прямых линий не только в архитектуре, но и в мебели. Одни лишь крышки столов были горизонтальными, все остальные поверхности, как правило, были криволинейны.

 

Одним из самых излюбленных предметов обстановки того времени становится комод (рис. 32), своей словно набухающей формой живо напоминающий традиционные китайские сосуды. Далеко не всегда можно распознать конструктивное устройство вещей - бросается в глаза перетекание одних частей предмета в другие, их видимая слитность. Места скрепления отдельных частей как бы маскируются орнаментом: сиденье кресла плавно переходит в ножки, столешница стола срастается с его основанием (рис. 33).

Рокайльный орнамент, варьировавший мотив фантастических раковин, с одинаковым успехом воплощался и в металле, и в фарфоре, и в дереве. Никогда еще мебель не была так сходна с посудой, а посуда с мебелью.

В духе предметов того времени был и костюм, женщина была похожа на фарфоровую статуэтку (рис. 35). Дамские прически, украшенные цветами, перьями и драгоценностями, превратились в предмет специального искусства. Мужские костюмы шили из таких же богатых тканей, как и женские, отделывая кружевами и богатыми застежками. В это время уже начиналась так называемая промышленная революция. Одни изобретения следовали за другими: паровая машина, самолетный челнок для ткацкого станка, прядильная машина и многие, многие другие. Все это становилось реальностью мира техники, но очень отдаленно коснулось художественной культуры времени.

Во второй половине XVIII века наступает эпоха классицизма, сочетающая строгость и простоту с некоторой долей холодности и рассудочности.

Стены помещений, выдержанные в строгой колористической гамме, расчленяются пилястрами на плоскости. Строгая симметрия и упорядоченность сменяет живое движенье форм рококо. Вместо затейливой игры завитков и раковин на стенах появляется строгая классическая орнаментация, располагавшихся в определенном ритмическом чередовании (рис. 36). Соответственно меняется и костюм, он становится несравненно скромнее. Отвергнуты парики, простота одежды подчеркивает ее стилистическую связь с новым обликом интерьеров. Из фарфора, который научились производить в Европе, делают не только красивую и удобную посуду, но и массу домашних мелочей игольники, табакерки, курительные трубки, флаконы.

Глубокое проникновение в сущность античного искусства повлияло на формообразование предметов. Прежде всего стало ощущаться разделение на основные части. (рис. 37). Подлокотники кресел почти всегда отделялись от сиденья, как и сиденье от спинки, которая получала свою самостоятельную форму. У письменных столов и комодов четко выделялись ящики и створки дверок; их очертания не терялись в орнаментальном уборе, как это было в недавнем прошлом.

 

Посуда эпохи классицизма стала приобретать строгие четкие очертания, в ней ясно ощущались основные ее части: крышка, ручка и носик у кофейника. Декоративным вазам была возвращена традиционная классическая форма с ее ясно очерченными основанием, туловом, шейкой, ручками. Материалу стали возвращать его природные качества, подчеркивать их. Дерево стали реже золотить и красить.

Особо несколько слов следует сказать о русском фарфоре. В XVIII в. фарфор, фаянс и майолику в России выпускали несколько крупных мануфактур, в том числе Императорский фарфоровый завод, заводы Гребенщикова, Гарднера и Попова. Первым выпуск фарфора в России освоил Императорский фарфоровый завод в Петербурге. Здесь выпускали как посуду для домашнего обихода, так и изделия, выполненные по специальным заказам для императорского двора. Рисунки для таких заказов выполняли известные русские художники и скульпторы. Изделия всегда отличалась высоким качеством фарфора, чистотой красок и форм, тщательностью росписи.

В Англии произошла промышленная революция, повлекшая за собой глубокие изменения в общественной жизни. Наметился отход от дворцовой уникальности, промышленная и ремесленная продукция, основанная на использовании последних изобретений и новой технологии, стала более массовой. Не только интерьер, но и предмет меблировки (кресло, консоль или комод) - имело ярко выраженный архитектурный характер. Сколько изобретательности было в устройстве столиков для карт и шахмат с ящиками-емкостями! Для женщин были созданы остроумные варианты столиков для рукоделия со всякого рода удобными приспособлениями, местом для ткани, и инструментов. Однако многое из того, что внесли английские мастера были «искусство для искусства», техникой для техники. Сложнейшие головоломные трансформации вещей являлись зачастую практически нецелесообразными, пустой забавой.

В это время происходят громадные сдвиги в промышленности. Новейшие машины, станки уже мало чем напоминают своих предков - ремесленные орудия, они все более усовершенствуются и усложняются. Начинается естественный процесс их осмысления, человечество осваивает серийное производство.

В начале XIX века, во время империи Наполеона, сложился новый стиль - ампир, завершивший собой развитие классицизма. В этот период архитектура потеряла былой строгий характер, ее стала отличать торжественная монументальность, парадное великолепие и помпезность. Художественное наследство Древнего Египта, Рима и античной Греции в этот период подверглось новому истолкованию: архитектура должна была прославлять идеи государственного могущества и воинской силы.

В России ампир появился в начале XIX века и очень существенно отличался от европейского. В это время было создано много интересного в русском предметном искусстве, и прежде всего совершенно удивительные по своему художественному уровню ансамбли - Елагинского и Михайловского дворцов. Росписи и скульптуры, люстры и драпировки, мебель и вазы были спроектированы и выполнены именно для определенного зала, определенного места. В каждом из залов дворца набор предметов почти одинаков: те же стулья, консоли, диваны и гостиные столики, но все они совершенно непохожи один на другой (рис. 43). У Росси на это хватало фантазии.

Для того чтобы выполнять многочисленные заказы двора, существовали императорские заводы, на которых вырабатывались изделия из фарфора, бронзовое литье, резали камень, гранили хрусталь. Здесь было сделано много уникальных изделий, не имевших конкуренции во всей Европе: роскошные вазы полутораметровой высоты, громадные светильники из металла и хрусталя. (В 1829 году по желанию персидского шаха завод изготовил хрустальную кровать; остов ее был, разумеется, металлический.)

Ампирную мебель можно всегда распознать. В ней нет следа конструктивных ухищрений английских мебельщиков, а поверхности подчеркивались рельефным, контрастно наложенным орнаментом, вобравшим в себя множество различных мотивов - египетских, этрусских, римских. Активная роль в ампире принадлежит скульптуре - это резные лапы на окончаниях ножек у кресел и стульев, поддерживающие локотники изображения лир и т. п. (рис. 45).

 

Разнообразные изделия декоративно-прикладного искусства поступали и из мелких мастерских в городах и селах. Много интересного создавалось и там: крепостные мастера-мебельщики оставили нам очень интересные и самобытные вещи (рис. 46).

С 1830-х годов стала появляться «трактирная» посуда, названная так, потому что ее облик носил народный лубочный характер.

Сороковые годы принесут в архитектуру и искусство поиски стиля, эклектику и даже откровенную безвкусицу. Началось время «архитектурных уборов», которые можно было натягивать на любые здания. Пошли в ход всевозможные «византийские», «мавританские», «готические» и тому подобные псевдохудожественные стили. В создании новых образцов мебели наблюдается тоже самое - причудливое переплетение различных стилей, перепевание мотивов прошлого. Произошел распад понимания стиля как художественно-эстетической целостности, законченности; внешняя оболочка архитектурных сооружений и предметов была окончательно оторвана от их технического и функционального содержания.

Европа XI—XIX веков

XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век, начавшийся дилижансом и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой. Машинное массовое производство различных предметов долгое время шло путем копирования форм вещей, создававшихся до того ремесленниками. Однако технология производства их была уже совершенно иной: производимые машинами вещи только напоминали ремесленные изделия, но выглядели подделкой, оскорблявшей хороший вкус. Появились люди, которые публично отвергали новую машинную технику. Главную беду они видели в гибели ручного труда, в отделении искусства от производства вещей и поставили вопрос об участии художника в создании таких вещей. Так, талантливый художник Уильям Моррис предложил свои проекты жилища - вместо полутемных, загроможденных мебелью комнат - легкие, светлые интерьеры с рациональной мебелью и убранством, основанными на принципах целесообразности. Так он положил начало комплексному проектированию предметно-пространственной среды.

Прогресс в этом направлении хорошо прослеживается на железных дорогах. Первые пассажирские вагоны были тряскими, холодными, лишенными каких-либо удобств, но к концу века в них появились утепленные стены, туалеты, вентиляторы и даже электрическое освещение.

Но жизненный уклад деревенского жителя резко отличался от городского, имел свои, уходящие в прошлое традиции. Традиционным было само жилище - крестьянская изба. Ее основой было просторное помещение с большой печью и лавками вдоль стен. Оно было одновременно и спальней, и кухней, и рабочей комнатой. Большая, так называемая русская печь была необычайно многофункциональной: она и обогревала помещение, в ней готовили пищу, на ней и спали, сушили обувь и одежду. В каждой губернии продолжали изготавливать бытовую и хозяйственная утварь с соблюдением определенных традиций: расписывали поверхность хохломой и сочетали с резьбой. К концу века многие ремесленные промыслы теряют свое значение, не выдержав жестокой конкуренции с дешевой промышленной продукцией. Чтобы как-то сохранить эту традицию, были открыты мастерские и художественно-ремесленные школы.

В конце XIX века в условиях смешанного характера производства (ремесленного и фабричного), противоборства сторонников рукотворного и промышленного возникло новое стилевое направление - модерн (в буквальном переводе - «новый»). В общем, предметы мебели оставались прежними, но формы их говорили о своей неповторимости. Силуэты предметов были разнообразны, кривые неповторимы. Мебель и домашняя утварь модерна скорее графична, чем скульптурна, а рельеф вещей – плоский. Но все предметы убранства выдерживались в одном стиле и спроектированы из повторяющихся элементов. В этом можно ощутить дух серийной, промышленной продукции.

В 1919 году в германском городе Веймаре был создан «Баухауз» (буквально «Строительный дом»), первое учебное заведение, призванное готовить художников для работы в промышленности. Прежние художественные школы не выходили за пределы ремесленного производства. Значение «Баухауза» трудно переоценить. Он не только был примером организации обучения дизайнеров, но и наряду с многочисленными выставками сформировал в сознании масс представления о дизайне как равноправной части культуры.

В Советском Союзе в 1920 году тоже были созданы свои школы – первая из которых - Московская государственная высшая художественно-техническая мастерская (сокращенно ВХУТЕ MAC). Это должно было быть специальное высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности». Уже в первые послереволюционные годы выпускники ВХУТЕMACа В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Л. Лисицкий, братья Веснины и многие другие художники и архитекторы боролись за свои идеи и пытались заложить основы новой, социалистической эстетической культуры в России, чтобы предметное окружение, в котором будет протекать жизнь освобожденного человека, было красивым и гармоничным.

Весь XX век по праву можно считать веком дизайна. Он является новым направлением в развитии культуры индустриального, а затем и постиндустриального общества, основанного на экономическом росте и высокой технизации труда.

Современный дизайн окружил человека миром удобных орудий труда, предметов быта, принеся с собой «умные вещи», обладающие определенным уровнем интеллекта и интерактивностью - способностью реагировать на поведение человека. Если для людей индустриального века важнейшей и интереснейшей задачей было раскрытие внутренних природных качеств таких материалов, как керамика, стекло, текстиль, скрытых в них витальных сил, то современное постиндустриальное общество выдвигает на первый план «человеческий фактор» - повышение качества жизни человека с его индивидуальными особенностями и запросами, производство нематериальных форм богатства и услуг; экологизацию социально-экономического развития и новый тип взаимоотношений человека с природой.

В дизайне современного города в конце XX века возникло новое направление для решения проблемы техногенной среды - дефицита естественного природного компонента - «ландшафтный дизайн». Подчиненный общей философии дизайна, ландшафтный дизайн дополняет существующий арсенал средств садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры современными проектными приемами, ставя первостепенной задачу формирования у зрителя ассоциативных образов живой природы, создания необходимого психологического комфорта в окружающей человека среде.

 Постепенно промышленный мир вещей перестал увлекать и художников и зрителей, ручная работа стала цениться превыше всего, тем более в единстве с природными материалами - глиной, песком, кварцем, шерстью, деревом. «Hend made» в электронный век стало маркой высшего качества. Рука мастера передает его душевную энергию создаваемому объекту, оживляет мертвую глину, холодный хрусталь, блестящий металл. Самостийно созданный художником объект приобретает сакральный смысл – как и много веков назад, когда глиняный горшок в крестьянском быту служил не только для приготовления пищи, но и в котором жил дух дома, обитал домовой.

Заключение

Эстетику предметного мира нельзя отделить от всего остального. Каждый из предметов был органически связан со своим временем. В истории культуры вещи формировались через призму мироощущения и мировосприятия человека. Предметно-пространственная среда складывалась и развивалась на основе культурологических, философских, исторических и социальных проблем. Каждая эпоха выдвигала на первый план одно, отодвигала другое, усиливала одни влияния и ослабляла другие.

Орудия труда, предметы мебели, домашняя утварь, созданные в «додизайнерский» период, можно охарактеризовать как образцы «стихийного» дизайна.  И даже если не все они являются произведениями декоративно-прикладного искусства, для нас они - ценнейшие памятники материальной культуры, ремесел, истории техники.

И каждый из нас обживает среду - бытовую или производственную, личную и общественную. Мы так или иначе участвуем в создании нашего предметного окружения.

Литература

  1.  Справочник по мировой культуре и искусству / С.М.Петракова, 2007. «Феникс»
  2.  ДИЗАЙН: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ. Ковешникова Н.А., 2005. ООО «Издательство «Омега-Л», 2009
  3.  Дизайн, его место и роль в культуре. Фандеева Е.М.
  4.  Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре XX века. Краснобородкина, А. Г.
  5.  Дизайн привычных вещей, Дональд А. Норман




1. 1 Психологічна характеристика особистості засуджених та їх адаптаційних можливостей
2. Характеристика и исследование трудовых ресурсов и производительности труда на ЗАО
3. Лабораторная работа 13
4. 1 Структура психологические основы деятельности следователя в предварительном следствии Профессионал
5. Выставочная деятельность
6. 100 лет сухому закону России Фамилия имя отчество
7. тематическим ожиданием 075 мин
8. Истории педагогики и образования является важным компонентом профессиональной подготовки будущих учител
9. по теме 2Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия 3
10. Лингвистические и экстралингвистические аспекты перевода общественно-политической тематики
11. Электропрофсоюз РТ Мустафин Ф
12. 47w X 11.08h cm Floss Used for Full Stitches- Symbol Strnds
13. Металлорежущие станки для студентов машиностроительных специальностей для внутривузовского пользова
14. Пояснительная записка.html
15. первых в установлении соответствия бюджетного прогноза целям общеэкономического развития т.html
16. Сімейне виховання підростаючого покоління
17. Методы расчета цифровых БИХ-фильтров и вид целевой функции
18. за поворота на подъездной дорожке к дому показалась темнозеленая машина
19. СанктПетербургский государственный лесотехнический университет имени С
20. . Предмет і метод статистики3 1