Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

История западного искусства в новое и новейшее время Абак греч

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Терминологический словарь по курсу

«История западного искусства в новое и новейшее время»

Абак (греч. «счетная доска») – плита, являющаяся верхней частью капители колонны.

Абстракционизм (лат. «отвлекать», «удалять») -  направление в искусстве, отказавшееся от изображения форм реальной действительности, последователи этого направления изображают видимый мир как сочетание беспредметных форм и цветовых импровизаций.

Авангардизм – общее название разных течений в искусстве XX в., порвавшими с устоявшимися традициями и принципами творчества и ищущими новых средств художественной выразительности.

Академизм 1) – направление в искусстве догматически следующее канонам художественной культуры, восходящей к античности, итальянскому Возрождению, классицизму; 2) термин для обозначения консервативных тенденций в искусстве.

Аксиология – учение о ценностях, их происхождении, сущности, функции, типах и видах.

Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте разных социокультурных систем.

Акант (греч. «колючий») – травянистое растение с большими резными листьями, распространенное в странах Средиземноморья. Его изображения украшали капители колонн коринфского ордера.

Аллегория (греч. «иносказание») – изображение некоторых отвлеченных понятий в виде ассоциативно близких конкретных образов.

Ампир (фран. «империя») - архитектурный стиль первой четверти XIX  века, завершивший развитие классицизма. Отличается массивными геометрическими объемами, парадным великолепием, массивностью декора, представляющего собой символы государственного величия и воинской силы. Декоративные мотивы ампира восходят к древнеримским или древнеегипетским образцам.

Анаморфоза – особый вид перспективы6 предмет деформируется таким образом, что его можно узнать только, если смотреть на картину под определенном углом зрения.

Английский парк – пейзажный парк.

Ансамбль  - комплекс зданий, инженерных сооружений и зеленых насаждений, образующих единую композицию.

Антамблемент – верхняя часть сооружения, лежащая на колонне.

Античный (лат «древний») – относящийся к истории и культуре древний Греции и древнего Рима.

Антропомофизм – перенесение человеческих свойств на явления природы, на животных и растения, наделение богов чертами человеческих характеров.

Антропоцентризм (греч. «человек»+ «центр») – отношение к человеку как центру Вселенной.

Анфилада – ряд раздельных, разграниченных помещений, соединенных между собой  дверными проемами,  расположенными по одной оси.

Апсида, абсида  (греч. «свод») – полукруглая или многоугольная пристройка к  церковному зданию.

Арабески – вид сложного орнамента, состоящего из стилизованных геометрических фигур и надписей. Восходит к традициям мусульманского искусства.

Аркада – ряд арок, опирающихся на колонны. Широко применяется при устройстве лоджий, галерей.

Аркатура – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания, на стенах внутренних помещений или на мебели.

Аркбутан – наружная подпорная арка, передающая распор свода на устои (контрфорсы). Помещенные снаружи здания; чаще всего используется в готической архитектуре.

Артефакт – любой искусственно созданный объект. Понятие пришло из археологии.

Архаичный – устарелый, отзывающийся стариной.

Атрибуция – выявление основных присущих предмету признаков, определяющих название, назначение, материал, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета.

Архаизм (греч. «древний») – пережиток старины.

Архетип (греч. «прообраз») – «изначальные, врожденные психические структуры, содержащиеся в коллективном бессознательном и априорно формирующие воображение» (Юнг). Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики, проявляются в мифах, верованиях, сновидениях, фольклоре, произведениях искусства.

Архитектоника – композиционное строение произведения искусства, обусловленное соотношением его главных и второстепенных элементов.

Архитектура (зодчество) 1) – строительное искусство, особый вид творческой деятельности человека, в результате которой создается пространственная среда для жизни и деятельности людей; 2) – художественное решение объема пространства, форма его построения. Функциональные, конструктивные и эстетические качества в архитектуре взаимосвязаны.

Атлант – несущая колонна в виде мужской фигуры. Название происходит от имени мифологического Атланта (Атласа), поддерживавшего небесный свод.

Аттрактивность – способность музейного предмета привлекать внимание посетителя. Аттрактивность связана с внешними особенностями, с художественной, мемориальной ценностью.

Аура – атмосфера, которую излучает произведение искусства, человек, любой объект, оказывая труднообъяснимое воздействие на психику.

База (греч. «основание»)– нижняя опорная часть колонны.

Базилика (греч. «царский дом») – здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных нефов рядами колонн, главный, средний неф выше остальных. Тип базилики сформировался в древнем Риме, впоследствии широко распространился при строительстве христианских храмов.

Балюстрада (фран.)– ограждение балконов, лестниц, состоящее из ряда балясин, богато профилированных, волнистых колон небольшой высоты.

Банальный (фран.)– заурядный, пошлый, лишенный оригинальности.

Баптистерий (греч. «купель») – место или помещение для проведения обряда крещения в христианском храме.

Барабан – круглое основание купола в архитектуре классицизма.

Барельеф (фран.) – скульптурное изображение, выступающее менее чем наполовину толщины изображения.

Барокко – художественный стиль в европейском искусстве конца XVI-  первой половины XVIII вв. Отличается декоративной пышностью, вычурностью, эмоциональной напряженностью, стремлением к созданию впечатления театральности и эмоциональной напряженности….

Бестиарий (лат. «зверь») – средневековое литературное произведение, содержащее описание зверей и их аллегорическое истолкование.

Бисквит – белый, не покрытый глазурью фарфор, из которого изготовляются небольшие статуэтки или вставки в мебельные изделия.

Боскет – замкнутый участок сада, парка, обсаженный деревьями и кустарниками в виде плотной зеленой изгороди. Замкнутые пространства внутри боскетов назывались в эпоху барокко зелеными залами. Часто украшением боскета служит фонтан, бассейн, цветник.

Бульвар – широкая озелененная полоса, предназначенная для пешеходного движения. Сначала бульварами зазывались валы крепостных укреплений, это название перешло на места прогулок горожан, созданных на месте укреплений.

Бюст (фран.) – скульптурное изображение человека по пояс.

Ванитас (vanitas) – вид голландского натюрморта, включающий символы скоротечности жизни: череп, часы, свечу.

Ведута – вид местности или поселения (сельского или городского), характеризующийся топографической точностью изображения.

Веджвуд – не покрытый глазурью фаянс, изготовлявшийся на мануфактуре Д.Веджвуда (Англия, XVIII в.).

Великий страх - феномен духовной жизни, переживающего быстрый и радикальный переход от традиционного уклада к обществу новационному (модернизирующемуся). Такой переход сопровождался  усилением эмоциональной напряженности, проявившейся в поисках  возможных врагов. 1) первоначально такое название получило состояние паники, охватившее французскую провинцию летом-осенью 1789 г. Оно было вызвано слухами о возможной угрозе нападений, поджогов, захватов. Крестьяне ожидали актов насилий со стороны «привилегированных», а  дворяне – со стороны крестьян. Напряженность вылилась в стихийные беспорядки, нападения на дворянские усадьбы и вызвало массовый отток имущей части населения в города или за пределы страны; 2) в настоящее время этот термин относят к переживаемому европейским обществом в Раннее Новое время состоянию неуверенности и тревоги, порождавшему такие явления как массовая «охота на ведьм», ожесточенность против всего инакомыслия, отличающая этот период.

Вера – состояние предельной заинтересованности, мировоззренческая позиция, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-то с твердостью, которая превышает убедительность фактических и логических доказательств.

Вид искусства – отстоявшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты. Виды искусства различаются по способам воспроизведения действительности, художественным задачам и по средствам создания художественного образа. Различают пространственные (пластические) виды искусства, создающие видимый образ объединяют архитектуру, изобразительное искусство (живопись, графика, художественная фотография), скульптуру, декоративно-прикладное искусство; временные виды искусства (музыка, литература) представляют собой развертывающиеся во времени композиции; пространственно-временные (зрелищные искусства) – это театр, кино, цирк, эстрада, хореография, телевидение.

Витраж (фран.) – декоративная композиция из стекла. В интерьере готического храма многоцветные витражи в окнах создавали сложную игру окрашенного света.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в культурном развитии ряда стран Западной Европы. Характерно стремление передать гармонию, равновесие пропорций, ясность замысла, соподчиненность элементов. Идеал – наследие античности.

Волюта (лат. «завиток») – архитектурная деталь в форме завитка с «глазком» в центре, часть ионической капители, порталов, окон.

Выставка музейная – временная музейная экспозиция, посвященная определенной теме.

Гармония – соразмерность, согласованность отдельных элементов и явлений, сияние разных частей объекта в единое органическое целое.

Гемма (лат.) – резной камень с выпуклым (камея) или углубленным (инталия) изображением.

Готика – («готская манера») художественный стиль, получивший распространение в странах Европы с середины XII до конца XV в. Отличается стремлением к активному синтезу различных видов искусства (архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного). Вынесение наружу несущих конструктивных элементов позволило создать впечатление легкости и устремленности вверх к небу, вертикальности.

Горельеф (фран.) – скульптурное изображение или орнамент, выступающий над плоской поверхностью более чем на половину толщины изображаемого предмета.

Гравюра (фран. «вырезать») – вид графического искусства, печатное воспроизведение рисунка вырезанного на доске или линолеуме, вытравленного на металле. Особенность гравюры – возможность с одной доски напечатать значительное количество оттисков, каждый из которых будет подлинником, авторским произведением. Гравюра бывает станковая (эстамп) и книжная (иллюстрация).

Граффити (итал.) – древние надписи или рисунки бытового характера, процарапанные на стенах зданий или сосудах.

Гризайль (фран.) –живописное изображение, выполненное в разных оттенках одного цвета, чаще всего серого.

Гротеск (итал.) – 1) орнамент в виде переплетающихся изображений животных, растений, возникший в эпоху Возрождения в подражание римским образцам, обнаруженных в развалинах римских построек, «гротов»; 2) вид художественной образности, основанный на комическом, карикатурном, причудливом эффекте.

Гуманизм (лат) 1) светская идеология, ставящая человека в центр Мироздания, подчеркивающих его неисчерпаемые возможности и достоинства. Сложилась в Италии в XIV в., получила распространение в Европе в период Возрождения, опиралась на авторитет античной мудрости; 2) признание ценности человеческой личности, ее права на свободное развитие и реализацию своих способностей, утверждение блага человека в качестве критерия оценки общественных отношений.

Дворцово-парковый комплекс – крупный, исторически сложившийся ансамбль, включающий в себя: дворец, парк, культовые и хозяйственные постройки. Часто является комплексным культурно-историческим памятником архитектуры и садово-паркового искусства.

Декадентство (лат. «упадок») – общее наименование кризисных явлений в культуре конца XIX –начала XX вв., отмеченное настроениями безнадежности, неприятия жизни.

Дизайн (анг. «проект») – 1) различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды; 2) художественное конструирование.

Диптих (греч. «складень») – 1) у древних греков и римлян две соединенные таблички для письма; 2) две картины, связанные единым сюжетом.

Жанр в искусстве – исторически устойчивая  форма образно-композиционной организации художественного произведения. В живописи жанры различаются по предмету изображения (исторический, портрет, пейзаж, натюрморт). Жанры подразделяются на жанровые разновидности (портрет парадный, интимный, групповой). В скульптуре различаются портреты, композиции, монументы.

Замковый камень – верхний камень свода или арки, часто богато украшенный.

«Золотое сечение» - гармоническое деление отрезка на две части, при котором величина большей части является средней пропорциональной всего отрезка и меньшей его части.

Идентификация (лат.) – отождествление, установление совпадения чего-то с чем-то.

Изразцы – керамические плитки для облицовки стен, печей, каминов.

Изящное разновидность красоты, характеризующаяся завершенностью, соразмерностью т легкостью форм.

Импрессионизм (фран. «впечатление») – направление в искусстве последней трети XIX в.- начала XX в., которое разрабатывало способы передачи впечатления как основного аспекта изображения, переживания, мысли.

Инкрустация – плоскостный орнамент на мебели или облицовке стен, набранный из различных материалов.

Инталии (итал.) – резное изображение или узор на отшлифованной стороне ценного камня, один из видов гемм.

Интарсияинкрустация из различных древесных пород. Отдельные детали обрабатывают с помощью «обжига», погружения в раскаленный песок.

Интерьер – функционально-утилитарная и эстетическая организация внутреннего пространства здания.

Искусство форма общественного сознания, представляющее собой образное (художественное) отражение жизни и сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение в мире. Функции искусства – познавательная, идеологическая, ценностно-ориенталистическая, знаковая (семиотическая), эмоционально-развивающая, эстетическая, воспитательная и некоторые др.

Кабриоль – изогнутые мебельные ножки, иногда завершающиеся лапой животного. Особенно популярен этот элемент оформления мебели был в XVIII в.

Канделябр – поставка с разветвлениями для нескольких светильников (свечей или электрических ламп).

Каннелюра – вертикальный желобок на стволе колонны, каннелюры создают богатую игру теней, создают впечатление стройности колонны.

Капитель – верхняя часть колонны, расположенная между стволом опоры и горизонтальным перекрытием.

Кариатида – женская фигура, поддерживающая, подобно колонне, выступающую часть здания или мебели.

Картуш – лепное или графическое украшение в виде свитка с завернувшимися краями, на котором помещаются надписи, эмблемы, вензеля. Излюбленный элемент орнамента эпохи барокко.

Каталог музейного фонда – учетный документ, содержащий основные сведения о каждом предмете и каждой коллекции, входящей в состав музейного фонда.

Катарсисочищение») – в древнегреческой культуре освобождение души от скверны, злых страстей путем воздействия искусства сопереживания, очищающее и возвышающее душу.

«Китайщина» (шинаузери) – китайские мотивы декоративных украшений в эпоху рококо.

Классицизм (от латинского «образцовый»)– художественный стиль, распространенный с конца  XVI до первой четверти XIX века. Философской основой классицизма было учение о разумности мира. Эстетическим идеалом классицизма служило античное искусство как норма и образец. Искусству классицизма свойственно тяготение к возвышенным, общественно-значимым темам, строгая организация, гармоничность образов, преобладанию долга над чувством. Архитектура классицизма отличается четкостью и геометризмом формы, логичностью планировки, сочетанием плоскости стены со сдержанным декором.

Композиция (от латинского «сочинять», «составлять»)– сочетание и взаимосвязь элементов художественного произведения, обеспечивающая его законченность, целостность, максимальную выразительность. Каждая историческая эпоха имеет свои излюбленные приемы и принципы композиции.

Консервация – сохранение музейных экспонатов посредством создания определенного режима хранения, тормозящего процессы их естественного старения, а также путем пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов.

Консоль (фран.) – поддерживающий элемент выступающей части здания (карниза, балкона).

Контражур – положение против света.

Контраст – художественно организованное противопоставление резко отличающихся предметов или явлений.

Контрфорс – вертикальная выступающая часть стены или отдельная вертикальная опора, воспринимающая боковой распор сводов, перекрывающих помещение.

Крестово-купольный храм -  церковь, имеющая в плане вид равноконечного (греческого) креста с перекрытой куполом центральной частью.

Кубизм – авангардистское течение в искусстве начала XX в. Для кубизма характерны эксперименты, связанные с разложением сложных форм реального мира на простые геометрические объемы (куб, конус, шар, цилиндр).

Культура - понятие, объединяющее все созданное человеком, творческая деятельность человека во всех сферах, включающая процесс созидания и освоения. Культура возникла вместе с человеком, этот процесс объединил три направления: 1. антропогенез – становление человека, как вида; 2. социогенез – складывание человеческого общества; 3. культурогенез – зарождение языка, религии, искусства, элементов научных знаний.

Кунсткамера  (нем. «кабинет редкостей»)  1) - в XVIXVII вв. так называли дворцовые собрания всевозможных «диковинок» от скульптуры и картин до заморских раковин и предметов быта первобытных народов; 2) – старейший музей в России, созданный в Санкт Петербурге по инициативе Петра I, где сосредоточены преимущественно естественно-научные и этнографические коллекции.

Купольный свод – свод в виде отсеченной горизонтальной плоскостью части сферы.

Лаконизм – предельно краткое и концентрированное выражение идейно-художественного замысла.

Ландшафт – общий вид местности, пейзаж.

Литография –гравюра на линолеуме.

Лоджия – помещение, открытое с одной или нескольких сторон, обычно в виде крытого балкона, оформленного колоннами, аркадами, балюстрадой или парапетом.

Лубок – вид графики, изображение с надписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Зачастую носит поучительно-дидактический характер. Выполняется в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии, дополняется раскраской.

Мавританский стиль (мудехар) -  стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, получивший распространение на территории Пиренейского п-ва в период господства мавров (арабо-берберов). Отличается наличием куполов, аркад, арабесок.

Майолика (итал.) – художественная керамика из цветной глины, покрытая непрозрачной глазурью. Использовалась при изготовлении посуды, декоративного оформления интерьера.

Манкурт – человек, лишенный культурно-исторической памяти.

Манускрипт (лат «рука»+ «пишу») – укописная средневековая книга.

Макет – пространственная модель здания или комплекса зданий с окружающим парковым и/или природным окружением, выполненная в уменьшенных размерах из различных материалов.

Маньеризм (итал. «манера») художественное направление в искусстве второй половины XVI в. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, изощренностью форм,  подчеркнутой экспрессией образов, демонстрируя трагическое мировосприятие художников.

Маргинальность социально-психологическое состояние групп и отдельных людей, связанное с резким изменением внешних условий жизни и сложностью адаптации к ним. Маргинальность является своеобразной психологической «неприкаянностью», когда личность лишается прежних жизненных ориентиров, приобретая новую социальную среду, но не успевает приспособиться к ней, не имеет соответствующей этой среде внутренней мотивации, мировоззрения и мировосприятия. В отличие от люмпенизации и пауперизма, маргинальность не обязательно влечет обнищание, социальную деградацию личности, ее выпадение из социальной структуры общества. Маргинальной психологией могут обладать и представители весьма преуспевающих общественных групп, внутренне не приспособившиеся к своему положению и тяготящиеся им.

Маргиналии (лат. «край») – пометки или заголовки, помещенные на полях книги.

Маркетри – один из способов интарсии, популярный у английских мебельщиков XVIII в., представляет собой узкую обрамляющую полоску из светлого и темного дерева.

Маска – декоративный элемент зданий или мебели в виде гротескно выполненной человеческой головы.  

Материал научно-вспомогательный – совокупность входящих в фонд предметов, не обладающих свойствами музейного предмета, но помогающих изучению и экспонированию таковых: муляжи, копии, макеты, слепки, реконструкции, карты планы, чертежи, фотоснимки.

Меандр – тип геометрического орнамента в виде линии, ломанной под прямым углом. Название происходит от извилистой греческой речки Меандр.

Медальон – изображение, заключенное в круглую или овальную форму.

Мемориальный комплекс – произведение монументального и садового паркового искусства, посвященное выдающимся историческим событиям.

Менталитет (фран.) – мироощущение, мировосприятие.

Меценат – богатый римлянин времен Октавиана Августа, покровительствовавший поэтам Горацию и Вергилию. Его имя стало нарицательным для обозначения человека, оказывающего поддержку литераторам, музыкантам, художникам.

Мильфлер – растительный орнамент.

Минарет (араб.) – высокая башня при мечети, с которой служитель созывает мусульман на молитву.

Миниатюра (итал.) – 1) цветной рисунок в средневековой рукописной книге; 2) картина маленького размера; 3)небольшое по размеру произведение в литературе, музыке, театральном искусстве.

Миф (греч. «сказание», «предание») – фантастические сказания о богах, духах и героях, отражавшие представления людей о мире, природе и человеческом обществе.

Моделировка – построение объемных форм с помощью выделения светлых и затененных частей.

Модерн – художественный стиль, получивший распространение в конце XIX начале XX веков.  Связано с использованием новых технически-конструктивных средств. Для этого направления характерны: текучесть форм и линий, тяготение к асимметрии, использование природных и растительных мотивов в декоре, стремление к синтезу искусств. В Австрии получило название «сецессион» (раскол), в Германии – «югендстиль» (молодой стиль), в России – «модерн» (современный), во Франции – «ар нуво» (новое искусство).

Модернизм – художественные течения XX в., (абстракционизм, кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм), общим для которых является отказ от традиций классического искусства и обращение к формальным экспериментам.

Мозаика – соединение мелких кусочков дерева, камня, стекла в единую картину (фигурную композицию или орнамент).

Муза (греч.) – одна из девяти богинь, покровительниц искусств и наук: Каллиопа (эпической поэзии), Клио («дающая славу», истории), Мельпомена (трагедии), Полигимния (гимнов), Талия (комедии), Терпсихора (танцев), Урания (астрономия), Эвтерпа (лирической пастушеской поэзии), Эрато (лирической любовной поэзии).

Музей – многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации культурных или природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и сохраняемая для передачи потомкам.

Музей антропологический -  осуществляет собирание, хранение, изучение, экспонирование антропологических, археологических и этнографических коллекций.

Музей археологический – осуществляет собирание, хранение, изучение и экспонирование древних вещественных источников.

Музей архитектурный – осуществляет собирание, хранение, изучение, экспонирование памятников культуры, связанных с историей и практикой архитектуры.

Музей виртуальный (воображаемый) -  коллекция репродукций произведений всех времен и народов, объединяющая произведения скульптуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Музей военно-исторический – документирует военную историю и развитие военного искусства. Осуществляет собирание, хранение и экспонирование оружия, предметов военной техники, снаряжения, военной символики и документов.

Музей естественно-исторический – документирует процессы, происходящие в природе, а также развитие естественных наук, техники технологии природопользования.

Музей-город – старинный город, максимально насыщенный памятниками архитектуры и хранилищами культурных ценностей, сохранивший историческую застройку и поэтому способный выполнять основную функцию музея – документирование культурно-исторической среды (Флоренция). Таких городов-музеев около 70 во всем мире.

Музей-заповедник – музей под открытым небом, сформированный на основе памятников музеефицированных на месте их нахождения и хранения с сохранением или восстановлением историко-культурной природной среды (Кижи). К музеям-заповедникам относят и дворцово-парковые ансамбли (Версаль, Сан Суси, Петергоф).

Музей краеведческий – документирует различные стороны жизни (природа, история, экономика, быт, культура) отдельного региона. Деятельность связана с комплексом естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Музей мемориальный – осуществляет собирание, хранение, изучение и экспонирование мемориальных предметов, посвященных памяти исторических событий или выдающихся людей. Как правило, располагаются там, где происходило это событие, где жил этот человек.

Музей народного искусства – документирует эволюцию эстетических представлений народа, запечатленных в художественных формах традиционного народного искусства, развивающихся на основе этнических архитепов.

Музей универсальный – к этой категории относятся крупнейшие  музеи мира, собирающие, хранящие, изучающие и экспонирующие памятники художественные,  археологические, этнографические, природные. Научно-технические.

Музей художественный – специализируется на собирании, хранении, изучении, экспонировании и популяризации произведений искусства,  служит удовлетворению эстетических потребностей человека. Различаются х. м.  национального и зарубежного искусства, панорамы, музеи слепков, музеи декоративно-прикладного искусства, дома-музеи, музеи-квартиры, музеи-мастерские.

Научно-вспомогательные материалы – предметы, помогающие изучению и экспонированию музейных экспонатов. Различают воспроизведения, заменяющие подлинники; реконструкции – макет кургана, крепости и т.п.; а также диаграммы, карты, графики, схемы, планы, таблицы.

Национальный музей – музейное учреждение, обладающее особо ценными коллекциями памятников того или иного профиля. В России  это Эрмитаж, Русский музей, Исторический музей, Политехнический музей, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музей-заповедник Московский Кремль.

Национальный парк – государственная заповедная территория со строгим режимом посещения, обладающая исключительными природными особенностями.  Национальные парки предназначены для охраны природы, туризма и научно-исследовательской работы.

 Наяда (греч.) – нимфа, обитающая согласно древнегреческой мифологии, в водной стихии.

Неоимпрессионизм – направление в искусстве, стремящееся внести научность в живопись. Метод неоимпрессионистов получил название  дивизинизм (разделение) основывался на законе оптического восприятия, способности глаза синтезировать цвет из его составляющих. Неоимпрессинисты считали, что не нужно смешивать цвета на палитре. Они наносили отдельные маленькие мазки на холсте с таким расчетом, чтобы на расстоянии мазки-точки чистого цвета слились в изображение. Такая техника получила название «пуантилизм».  

Неф (корабль) – продольная часть базилики, отделенная от соседнего нефа колоннадой. Средний неф, как правило, более широкий и высокий.

Нимфа (греч. «юная дева») – в античной мифологии божество, олицетворяющее различные силы природы.

Нирвана (санскрит «угасание») – в буддизме состояние высшего блаженства, понимаемое как освобождение от жизненных забот.

Нюанс – оттенок, едва заметный переход в форме, цвете, размере, фактуре поверхности, рисунке отдельных элементов, составляющих единое целое.

Оборудование экспозиционное – комплекс приспособлений и предметов, обеспечивающих сохранность и фиксацию экспозиционного пространства. О.Э.  должно обеспечивать сохранность музейных экспонатов, а также создавать оптимальные условия для демонстрации экспозиции.

Октаэдр (греч.) – восьмигранник.

Оранта (лат. «молящаяся») – один из иконографических образов Богоматери – изображение фигуры в рост с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми от себя ладонями.

Ордер (порядок) - соотношение взаимного расположения несущих (колонна с капителью) и несомых (антаблемент) частей здания, их художественная обработка. В древней Греции сложились три ордера: дорический, ионический, коринфский. Колонна «сурового» дорического ордера не имеет базы, капиталь – круглая в плане «подушка». Изящная колонна ионического ордера с базой имеет капиталь, состоящую из двух завитков – волют. Пышностью отличается капитель коринфского ордера, в которой небольшие волюты дополнены листьями аканфа. Ордерная система характерна для архитектуры классицизма. В Древней Италии сложился ордер тосканский, колонны которого не имели канелюр.

Орнамент – украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение элементов его составляющих.

Офорт – вид гравюры на металле.

Палаццо  (итал.)– городской дворец, большой особняк в Италии времен эпохи Возрождения и барокко.

Палладианский стиль – разновидность классицизма в архитектуре. Итальянский архитектор А. Палладио, работавший во второй половине XVI в. разработал особый тип церкви, палаццо, виллы, который получил развитие в Великобритании, Германии, России XVIII в.

Пальметта (фран.) – живописный или скульптурный орнамент в виде веерообразно расположенных стилизованных  пальмовых листьев.

Панорама (греч.) – больших размеров картина, охватывающая полный круг горизонта и объединенная с передним «предметным планом» (макет местности). Первую картину-панораму «Вид Эдинбурга» написал голландский художник Р. Баркер (1787). В России первая  панорама «Панорама Волги в 45 верстах выше Астрахани» создали братья Чернецовы в 1851 г. Крупнейшим мастером панорамной живописи в Росси был Р. Рубо. Самые известные его работы - «Оборона Севастополя . 1854-1855 гг.» (1902-1904) и «Бородинская битва» (1912).

Пантеизм (греч) – философское учение, отождествляющего Бога с природой, рассматривающего природу как воплощение божества.

Пантеон – храм, посвященный всем богам у древних римлян.

Парапет – невысокая стена, служащая ограждением терасс, набережных, лестниц, крутых склонов, дорог.

Парсуна (искаженное «персона») – название произведений белорусской, русской, украинской портретной живописи XVI-XVII вв., сочетающее приемы иконописи с элементами реалистической трактовки образов.

Пастораль (фран.) – в западно-европейском искусстве изображение в живописи, поэзии, музыке идеализированной жизни селян («пастухов» и «пастушек»). В виде небольшого театрализованного представления с нением и танцами пастораль часто включалась в программу придворных празденств.

Партер – открытое геометрически организованное пространство, состоящее из декоративного мощения, газонов, низких растений, водоемов, украшенных скульптурой. Партер образует парадную часть регулярного парка.

Периптер (греч. «оперенный») – основной тип древнегреческого храма: прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннами.

Перспектива – изображение предметов в тех пространственных соотношениях, в которых они воспринимаются наблюдателем в натуре, то есть с учетом изменения размеров и очертаний (линейная перспектива), цвета и четкости зрительного восприятия (воздушная перспектива). Используется для передачи иллюзорного пространства.

Пилоны (греч. «ворота») - массивные, часто прямоугольные в плане колонны, служащие опорой арок, сводов или оформляющие вход в парк, парадный двор.

Пилястр (фран.) – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены.

Пинакотека (греч. «картина»+ «вместилище») 1) – в античности помещение для хранения произведений изобразительного искусства; 2)  – картинная галерея.

Пластика 1) – скульптурное изображение. Различаются объемная скульптура (изображение, которое можно осмотреть со всех сторон) и рельеф; 2) - выразительность, лепка объемно-пространственной формы.

Плафон – потолок, украшенный живописью или лепкой.

Подделка – предмет, имитирующий вид и свойства памятника истории и культуры или произведения искусства определенной эпохи, преднамеренно выдаваемый за подлинник.

Подлинник – настоящий, подлинный предмет, не являющийся воспроизведением или подделкой. Подлинным среди памятников искусства считается произведение, созданное самим мастером (оригинал). Памятник истории считается подлинным, если он создан или бытовал  в определенное время, был связан с определенными лицами. Копия произведения искусства, принадлежавшая историческому лицу является подлинным памятником истории. Подлинники составляют основу фондов музея.

Полиптих – 1) многостворчатый складень; 2) несколько картин, объединенных общим сюжетом; 3) опись монастырских владений в средневековой Европе.

Помпезный (фран.) – пышный, роскошный, парадно-торжественный.

Портал – художественно оформленный вход архитектурного сооружения.

Постамент – пьедестал, на котором возвышается колонна или статуя.

Портик – выступающая перед фасадом здания открытая галерея, образуемая колоннами, несущими перекрытие, обычно отмечает собой главный вход в здание и поддерживает фронтон.

Предмет музейный – извлеченный из повседневности предмет исторического или художественного значения, включенный в музейное собрание. К м. п. относятся вещественные, изобразительные, письменные источники, кинофильмы, аудиозаписи. М.п. бывают типовыми, то есть обладающими свойствами, характерными для большого числа предметов, и уникальными, сохранившимися в единственном или ограниченном числе экземпляров.

Примитивизм («наивное искусство») – в искусстве рубежа XIX-XX вв. сознательное опрощение художественных средств, использование выразительных приемов «примитивного» искусства (первобытного, средневекового, народного) и детского творчества. Приемы примитивизма обусловлены стремлением следовать изначальным формам восприятия жизни.

Пропилеи (греч. «преддверие») -  колоннада перед входом на какую-нибудь территорию или в здание, расположенная по направлению движения.

Пропорция – соразмерность, определенное соотношение отдельных частей предметов и явлений между собой; одно из проявлений гармонии.

Профиль музея – специализация, определяющая состав музейного собрания, принципы комплектования музейных фондов, тематику экспозиционной работы и научно-просветительской деятельности. В настоящее время в России выделяются по профилю музеи: естественно-научные, исторические, художественные, литературные, архитектурные, музыкальные, театральные, педагогические, науки и техники, сельскохозяйственные, промышленные. В свою очередь в каждой профильной группе существует деление по специализации. Так исторические музеи бывают: археологические, военно-исторические, историко-бытовые, этнографические и т.д.

Ракурс – перспективное сокращение изображаемых предметов, расположенных под углом к поверхности изображения.

Раритет (нем.) – редкость, ценная вещь.

Регулярный парк – парк, в основу организации которого положена регулярная планировка, предполагающая использование правильных геометрических форм: прямизна дорожек, аллей, стрижка деревьев и кустарников, обилие скульптуры, фонтанов, бассейнов, водных каскадов.

Рельеф (фран.) – вид скульптуры, в котором изображение частично выступают на плоскости.

Реставрация – восстановление облика предмета, максимально приближенному к изначальному, посредством устранения искажений, причиненных временем или преднамеренными изменениями.

Ритм – последовательное чередование различных соизмеримых элементов в произведении искусства.

Род искусства живопись – монументальная, станковая, театрально-декоративная; скульптура – монументальная, станковая, малых форм; графика – станковая, книжная, прикладная, газетно-журнальная.

Розетта – стилизованное изображение цветка.

Рокайль, рококо («завиток», «жемчужина неправильной формы»)– стилевое направление, завершающее развитие барокко. Характерно тяготение к изяществу, миниатюрности, декоративности форм, сентиментальности сюжетов. Наиболее полно проявилось в декоративно-прикладном искусстве, проникнутым духом комфорта и уюта.

Романский стиль, романика – стиль в европейском средневековом  искусстве, наиболее ярко представленный архитектурой суровых толстостенных крепостей и церквей. Романская архитектура богато украшалась причудливыми рельефами и росписями.

Романтизм – идейное и художественное движение в культуре конца XVIII - первой половины  XIX в. Пафос романтизма заключается в противостоянии рациональной упорядоченности классицизма, в осознании мучительного разлада между идеалом и действительностью, личностью и обществом. Для романтизма характерен культ сильных страстей, духовной свободы, интерес к прошлому (прежде всего национальному) и, одновременно к культуре народов Востока, которая воспринимается романтиками как противовес буржуазной цивилизации.

Ротонда (итал. «круглый») – небольшая круглая в плане постройка, перкрытая куполом, часто окруженная колоннами.

Руины – элемент оформления пейзажей романтических парков, представляют собой искусственно созданные развалины, стилизованные под древние строения.

Руст, рустика – кладка или облицовка стен здания камнями с грубо отесанной или выступающей поверхностью; часто используется при оформлении нижних этажей зданий, а также в садово-парковых сооружениях.

Сакральный (лат.) – священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу.

Сангина (лат «кроваво-красный») - техника рисунка с помощью красно-коричневого карандаша без оправы. Известна с эпохи Возрождения.

Свод – пространственная конструкция, перекрытие сооружений, имеющее форму выпуклой криволинейной поверхности. Различают цилиндрические, крестовые, сомкнутые, купольные своды.

«Сталактитовый свод» - в мавританском стиле свод, состоящий из ниш и свисающих заостренных элементов, напоминающих наросмты в сталактитовых пещерах.

Сентиментализм (фран. «чувствительность») – течение в литературе и искусстве второй половины  XVIII - начале XIX века, сосредоточившееся на описании не разума, а чувств, душевных порывов личности.

Символ (греч.) – 1) предмет, служащий условным обозначением какого-нибудь понятия, идеи; 2) образ максимальной степени обобщения, выражающий идею, мысль, переживание; 3) условное обозначение какого-либо величины, принятое той или иной наукой.

Символизм – направление в европейской культуре последней трети XIX  - начала XX вв., в котором художественное содержание выражается через символы объектов и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Символисты старались таким путем передать скрытую реальность, «нетленную красу» мира.

Симметрия (греч.) – соразмерность, полное соответствие отдельных частей целого относительно центра.

Синкретизм (греч. «соединение») – нерасчленяемость, характеризующее неразвитое состояние, например, в первобытной культуре.

Синтез искусств – художественное единство, возникающее в результате органического единения, взаимосвязи различных видов искусства.

Сканзен – музей под открытым небом, в котором собраны памятники, этнографического характера, прежде всего, памятники народного деревянного зодчества…

Смальта (итал.) – непрозрачные цветные стеклышки, используемые для изготовления мозаик.

Станковая живопись – переносная картина, написанная на холсте или доске.

Стаффаж (нем.) – второстепенные элементы в живописной композиции, в пейзажной живописи фигуры людей и животных, «оживляющие» картину.

Стела (греч. «столб») – вертикально стоящая каменная плита с надписью или рельефным изображением, служащая надгробием или памятником в честь какого-то события.

Стилизация – подражание внешним формам какого-нибудь стиля.

Стиль (лат.) 1) идейно-художественное единство изобразительных приемов в искусстве определенного направления; 2) разновидность литературного языка. Стиль художественный совокупность средств художественной выразительности, творческих приемов которые образуют определенную образную систему. (единство морфологических особенностей, то есть внешних признаков, отличающих определенную художественную традицию) Словом стиль обозначается видимое, ощутимое своеобразие по которому определяют отличие одних явлений в искусстве от других. Стили не имеют четких временных границ, постоянно изменяются и переходят один в другой.

Стрельчатая арка – форма арки, характерная для готической архитектуры, стороны такой арки, соединяясь вверху, образуют острый угол.

Супремантизм (лат.) – разновидность абстракционизма, главным отличием является сочетание простейших геометрических фигур. Создателем считается К. Малевич.

Стилобат - каменное подножие древнегреческого храма, чаще всего состоит из трех ступеней. Используется в зданиях, построенных в стиле классицизма, при этом число ступеней бывает значительно больше.

Стукко (штук)- формированные вручную гипсовые украшения.

Сфумато – прием передачи воздушной перспективы. Смягчение очертаний, цвета, светотени создает впечатление воздушной дымки.

Сюрреализм (фран. «сверхреальность») – направление в модернистком искусстве, опиравшееся в качестве источника на подсознание. Метод – замена логических связей ассоциативными.

Сциентизм – абсолютизация роли науки в жизни общества.

Танагрские статуэтки – древнегреческие терракотовые статуэтки небольшого размера, изображавшие преимущественно жанровые сценки (играющие дети, беседующие женщины). Название возникло из-за того, что первоначально много таких фигурок было найдено близ города Танагра в Греции.

Тектоника – художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения.

Темпера (итал.) – живопись красками, связующим веществом для которых служат эмульсии, как натуральные (яичный желток, растительный сок), так и  искусственные (раствор клея с маслом).

Тема – основной круг вопросов, поставленных в том или ином произведении искусства и раскрытых на определенном материале.

Терракота (итал.) обожженная глина и сделанные из нее изделия – посуда, статуэтки.

Треченто (итал. «трехсотые годы») – период в развитии итальянской культуры, который приходится на XIV в.

Триптих – 1) складная икона, состоящая из трех частей; 2) произведение искусства, состоящее из трех частей, объединенных одной темой.

Триумфальная арка – сооружение в виде входа, которое возводилось в Древнем Риме в честь военных побед и полководца одержавшего их. Например, Триумфальная арка Тита у входа на Римский форум. Эта традиция была восстановлена в Европе Нового времени. Триумфальная арка в Париже на площади Звезды (площади Ш.де Голля).

Фасад – лицевая часть здания или мебельного изделия.

Фаюмске портреты – исполненные в технике энкаустики, темперы портретные изображения на доске, реже на холсте, которые писались при жизни изображаемого с натуры, после его смерти помещались в гроб на лицо  умершего. Много таких изображений было найдено в оазисе Фаюм (Египет), время их изотовления относится к первым векам нашей эры.

Фовизм (фран. «дикий») – течение во французской живописи, сложившееся в 1905-1907 гг. Сторонников этого направления объединяло стремление с помощью интенсивных цветовых сочетаний и острых ритмов передать эмоциональное состояние современного им общества.

Фон – пространство или среда, окружающая главные элементы художественного произведения.

Фортуна (лат.) – древнеримская богиня судьбы, в новое время воспринималась как олицетворение слепого счастья. Изображалась женщиной с повязкой на глазах, держащей в руке рог изобилия и стоящей на шаре или колесе с крылышками.

Форум (лат.) – центральная площадь в древнеримских городах. Где велась торговля, вершился суд, заключались сделки. На форуме находились храмы главных богов, хранилась казна. Каждый город стремился украсить свой форум красивыми зданиями и скульптурами.

Фреска (итал.) – живопись разведенными на воде красками, наносимыми на сырую (влажная фреска) или сухую (сухая фреска) штукатурку. Расцвет фрески приходится на XVXVI вв.

Фриз (фран.) –  в архитектуре: лента украшений из фигур и орнамента.

Фронтон – треугольное завершение фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Футуризм (лат. «будущее») - авангардистское направление в европейском искусстве первой четверти XX в., участники которого декларировали свое стремление создать «искусство будущего». Футуристы отрицали ценность искусства предшествующих эпох, культивировали эстетику машинной индустрии.

Хаос (греч.) 1)  - в античной мифологии – бездна, наполненная мраком; 2) -полный беспорядок. Понятие, противоположное Космосу, организованному пространству.

Химера – фантастическое животное, изображение которого часто использовалось в качестве декоративного элемента украшения зданий или мебели.

Часослов – книга молитв, расписанных по часам, предназначалась для церковных певчих, прихожан. Иногда богато украшался миниатюрами.

Чернь – сплав серебра, свинца, серы, с помощью которого украшают изделия из металла.

Чертозианская мозаика – инкрустация из дерева, перламутра и кости.

Чинквеченто (итал.) – название XVI в. в истории итальянской культуры.

Шарж (фран.)- изображение чего-либо в искаженном, карикатурном виде.

Шедевр (фран.) – произведение, представляющее собой высшее достижение человеческого мастерства. Первоначально шедевр – первое самостоятельное изделие, изготовленное на звание мастера.

Эклектика – смешение различных художественных стилей, композиционных приемов и форм без учета внутренней логики построения ансамбля. Например, «исторические стили» (неоренессанс, неоготика) распространившиеся во второй половине XIX в.

Экслибрис (лат.) – книжный знак, указывающий на принадлежность книги то или иному владельцу.

Экспрессионизм – направление в искусстве первой четверти XX в., провозгласивший единственно достойным изображения в искусстве передачу внутреннего мира человека. Выразительными средствами экспрессионизма служат подчеркнутое искажение форм предметов ради усиления их выразительности.

Экспозиция – выставка работ, тематически подобранная и организованная по определенной системе.

Экспликация – краткое письменное сопровождение экспозиции музея или выставки, содержащее характеристику и оценку представленного историко-художественного явления.

Экспонат – предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.

Эмблема (греч.) – условное изображение какого-либо понятия, идеи.

Эмпатия – способность человека ксопережеванию, эмоиональный отклик.

Энкаустика (греч.) – живопись восковыми красками, наносимыми на поверхность картины горячими металлическими инструментами.

Энтропия – нарастание деструктивных процессов, хаотического состояния.

Эпигон (греч.) последователь художественного направления, не имеющий творческой индивидуальности.

Эркерфонарь»)– полукруглый или многогранный остекленный выступ  в стене здания.

Эрмитаж (первоначально: «место обитания отшельника») – строение, предназначенное для уединенного отдыха, размышлений, а также для хранения и демонстрации коллекций, концертов для узкого круга друзей.

Эспланада – широкое незастроенное пространство перед общественными зданиями на площадях в парках. На эспланадах устраиваются партеры, фонтаны.

Эстамп (фран. «оттиск», «отпечаток») - станковая гравюра или литография.

Этикет (фран.) – система правил поведения при дворах или в дипломатической практике.

Этикетаж – объяснительные тексты, аннотации к экспонатам в форме этикеток, содержащие сведения о материале, месте, времени и технике изготовления экспоната.




1. Философия Аристотеля
2. Курсовая работа- Страхование - его роль в финансовой системе
3. Развитие слухового восприятия и памяти детей раннего возраста (1,5-3 года) Игры, направленные на развитие слухового восприятия и памяти
4. тема Роли в фильме исполняют- Ц
5. Использование Prolog совместно с другими ЯП
6. і На виконання зазначених законодавчих документів державною службою зайнятості було виконано велику робот
7.  Понятие о языковой норме
8. военного коммунизма проводившуюся в ходе Гражданской войны.
9. Ненормативное развитие и развитие, осложненное дефектом
10. Задание создать WiFi сети 1 точка доступа и 10 компьютеров настройка сети
11. закорючкю из фигур
12. 8 t 1012 St79 t 1012 St14
13. .13 13.12.13 А Развесить Афиши Флаера с 13
14. 1~~ ~ ~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~ ~~ ~~ ~~ ~
15. Привлекательность рынка дорожной инфраструктуры В 2012 году объем рынка дорожной инфраструктуры сос
16. Любой ответственный политик общественный деятель должен отдавать себе отчет в том что одним из главных усл
17. Казахстан ~ 2030 ~ Здоровье образование и благополучие граждан Казахстана.html
18. на тему- Проявление симметрии в различных формах материи Выполнен студентом- Коше
19. НА ТЕМУ Исследование причин и последствий полиэтничности Пермского края Выполнил- Студент факультет
20. .09 030711-285 можно дозаявлять вычет в каждом последующем квартале до конца года пропорционально изменению лим