Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
Московский Педагогический Государственный Университет
Кафедра Психологии
Реферат по психологии.
«Современные теории счастья».
Выполнила:
аспирантка I курса
Петрова Е.В.
Проверил:
Скрыпник В. Р.
Москва 2004
Оглавление.
Введение.................................................................................................3
Глава I. Исторический обзор проблемы счастья..................................4
Глава II. Современные теории счастья..................................................7
2.1. Телические теории...........................................................................8
2.2. Теории наслаждения и боли..........................................................10
2.3. Теории деятельности.....................................................................12
2.4. Нисходящая и восходящая теории...............................................13
2.5. Ассоцианистские теории...............................................................16
2.6. Теории сравнения..........................................................................18
Заключение...........................................................................................21
Список литературы...............................................................................22
Введение.
Счастье - одна из основных тем философского знания со времен античности до наших дней. Понятие счастье воспринималось древними философами как некое абсолютное благо. По этой причине проблема счастья интересовала многих мыслителей, была широко разработана и имела большое количество различных, порой противоречивых подходов. В настоящее время под счастьем принято понимать постоянное и полное удовлетворение человеком своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей. Однако, вопрос о том, как можно достичь счастья до сих пор остается открытым и продолжает вызывать множество споров...
I. Исторический обзор проблемы счастья.
Первые попытки решения проблемы счастья можно найти уже в самых ранних литературных памятниках древности: Ведах и упанишадах, «Песне арфиста», «Поучениях Кагемни», «Поучениях Птаххетена» и др., относящихся к III-II тысячелетиям до н. э. Они представляют собой в основном своеобразные своды правил поведения, выполнение которых могло бы, по мнению их авторов, предохранить человека от всевозможных ошибок, потерь, разочарований и трагедий. Форма поучения сохранилась и в более поздние времена в практически всех этических системах.
Мыслители древности расходились в определении конкретных путей достижения удовлетворенности жизнью. Ими было сформулировано два основных противоположных подхода к решению проблемы счастья: аскетический и гедонический.
Четкая аскетическая направленность характерна для большинства этических концепций древнеиндийских философов, ранних стоиков, затем и для христианской религии. Так наивысшим счастьем стоики считали добродетель. Кто хочет счастья, говорили они, пусть ограничивает потребности, ибо удовлетворение одних потребностей порождает другие. Потребности бесконечны, их невозможно удовлетворить
Противоположный гедонический подход к решению проблемы счастья характерен для вавилонского эпоса о Гильгамеше, древнеегипетской песне «Песне арфиста», некоторым представителям древнеиндийской философской школы Червака, древнекитайского философа Ян-чжу, отдельных эпикурийцев, итальянского философа - гуманиста Лоренцо Валлы и др. Гедонисты считали, что человек может достичь счастья путем удовлетворения всех желаний и потребностей: физических, материальных и духовных в том числе. Высшая ценность жизни по, по мнению Лоренцо Валлы, - ощущение «от сладостного возбуждения и удовольствия тела» [1;с.79].
В VI в до н. э. в учении о счастье возникает третье направление, преодолевающее крайности и гедонизма, и аскетизма. В античной философии доминирующим становится принцип «золотой середины»: «Кто знает меру, у того не будет неудач», - писал Лао-цзы [6;с.128]. Основным представителем данного направления был Аристотель. Он полагал, что счастье является результатом благородной деятельности, и что человек обладает определенными возможностями, реализация которых достойным способом должна обеспечить удовлетворенность жизнью. Затем наиболее последовательно придерживались этой линии М. Монтень, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Гегель и др. « Аристипп выступал в защиту плоти, словно у нас нет души. Зенон считался только с душой, словно мы бестелесны. И оба ошибались, - писал Монтень. - Пусть душа помогает телу, содействует ему, и не отказывается участвовать в его естественных утехах, а наслаждается вместе с ним, привнося в них умеренность».[11;с. 408]
Буддисты считали, что состояние сознания является определяющим для отнесения себя к счастливым или несчастным. Подобного мнения придерживался Марк Аврелий . Он полагал, что человек счастлив, тогда, когда он считает себя таковым. В даосистской философии счастье связывается с понятием о « среднем пути » , с позитивным отношением и принятием всех жизненных событий, а также с гармонизацией инь и янь
II.Современные теории счастья.
К настоящему моменту существует несколько основных групп теорий, раскрывающих природу возникновения счастья. С одной стороны, они являются теоретическим обобщением всего накопленного материала по данной проблеме, начиная со времен античности, с другой - они базируются на современных практических исследованиях. Таким образом, сегодня проблема счастья не является только философской; она находится также в центре внимания психологов, социологов и даже экономистов.
2.1. Телические теории (теории целей и потребностей).
Телические теории утверждают, что счастье достигается тогда, когда достигается цель или удовлетворяется потребность. Теория потребностей утверждает, что существуют врожденные и приобретенные потребности, которые человек стремиться удовлетворить. Эти потребности могут быть как осознанными, так и неосознанными. В любом случае человек начинает себя чувствовать счастливым после осуществления своих желаний. В противоположность теории потребностей, в теории целей предполагается осознанность желаний. Личность осознанно пытается достичь некоторые цели и счастье возникает в случае их достижения. Цели и потребности могут соотноситься, например, лежащие в основе потребности могут побуждать к постановке определенных целей. Потребности могут быть универсальными, как у Маслоу, или же они могут значимо отличаться для различных людей, как у Мюррея. Тем не менее общепризнанным является то, что удовлетворение потребностей, реализация целей, желаний ведет к возникновению ощущения счастья.
Маслоу предложил универсальную иерархию потребностей, возникающую, по его мнению, в одинаковой последовательности у всех людей. Личность должна переживать субъективное ощущение счастья, удовлетворяя потребности на определенном уровне, и по его мнению, возможна более интенсивная удовлетворенность на более высоком уровне пирамиды потребностей. Мюррей предложил множество потребностей различного происхождения. Потребности различных людей значимо отличаются друг от друга, как, например, потребности достижения и аффиляции. Он считал, что люди счастливы, если удовлетворены их конкретные потребности.
Цели и желания принято считать более осознанными, чем потребности. Предполагается, что большинство людей испытывают ощущение счастья по достижении значимой цели. Однако неизвестно, как долго может длиться это ощущение во времени. Некоторые теоретики, например, Шекола (Chekola M. G.) считают, что ощущение счастья зависит от последовательного исполнения жизненного плана и интегрированного набора личностных целей. Таким образом, в соответствии с этим подходом, субъективное ощущение счастья зависит от двух факторов: гармоничной интеграции целей в жизненный план человека, и их осуществления.
Еще одним подходом, разработанным в данном направлении является теория Палиса и Литла, в котором определяющим является жизненная стратегия, подчиняющая себе конкретные личностные задачи, связанные с достижением счастья. Палис и Литл утверждают, что люди имеющие долгосрочные жизненные цели с отодвинутым во времени вознаграждением несчастны. Большинство же счастливых людей имеют проекты менее сложные и приносящие больше удовольствий, значимых для индивида в данный период времени.
В соответствии с телическим подходом, ощущение счастья зависит от множества факторов. Во-первых, люди должны достигать цели приносящие кратковременные моменты счастья, испытывая при этом продолжительную неудовлетворенность, из-за несоответствия кратковременной цели и цели, отодвинутой во времени. Во-вторых, эти цели и желания могут находиться в конфликте, и поэтому их полное удовлетворение невозможно. А так как эти цели и желания могут быть и неосознанными, то будет трудно их определить и интегрировать, если они противостоят друг другу. В-третьих, люди могут быть лишены возможности переживания счастья, если цели и желания отсутствуют. И в-четвертых, люди могут быть не в состоянии достичь свои цели по причине отсутствия достаточных способностей и умений, а также если их цели слишком высоки.
2.2. Теории наслаждения и боли.
Представление о том, что достижение целей и удовлетворение потребностей ведет к субъективному ощущению счастья, поднимает тему тесной взаимосвязи удовольствия и боли. Предполагается то, что индивид испытывает ту или иную потребность или цель только в том случае, если ему чего-то не достает в его жизни. Таким образом, все формулировки потребностей и целей предполагают отсутствие или депривацию желаемого в качестве предшественника субъективной удовлетворенности. Центральным положением этого подхода является следующее: чем сильнее депривация, тем больше наслаждение по достижении желаемой цели.
По мнению Татаркевича, представление о том, что удовольствие и боль (состояние счастья и несчастья) взаимосвязаны, находит множество подтверждений. Так, например, те, кто испытывает наиболее интенсивно удовлетворение, также более интенсивно испытывают и негативные эмоции.
Еще одним доказательством того, что удовлетворение и боль взаимосвязаны, является подробное рассмотрение психологических затрат и вовлеченности в поставленную цель. Если человек имеет значимую цель и потратил много сил на ее достижение, то неудача будет причиной разочарования, а удача - ощущения счастья. Но если индивид не был особенно заинтересован в достижении цели, то и неудача не станет причиной сильного неудовлетворения. В терминах Татаркевича: при увеличении источников удовольствия автоматически увеличиваются и источники боли. Интересной теорией , предполагающей взаимосвязь удовольствия и боли является теория обратного эффекта Соломона. В соответствии с ней потеря чего-то хорошего вызывает состояние несчастья, а потеря чего-то плохого , наоборот, ведет ксчастью. При этом субъект будет привыкать к плохому или хорошему для него объекту и таким образом уменьшать это субъективное ощущение счастья или несчастья.
2.3. Теории деятельности.
Теории деятельности утверждают, что счастье - это сопутствующий продукт человеческой деятельности. Например, удовлетворенность от восхождения не гору может быть выше, чем достижение вершины. Сегодня теории деятельности рассматривают деятельность в самом широком смысле. Например, хобби, социальные взаимоотношения.
Очень распространено в этих теориях убеждение, что осознанная деятельность уменьшает субъективную удовлетворенность. Для достижения счастья необходима концентрация усилий на достижении целей и задач, а счастье при этом является побочным продуктом.
Наиболее ярким примером теории деятельности является теория Чиксентмихали. В соответствии с ней деятельность приносит удовлетворение, если личностные способности соответствуют необходимым способностям для выполнения этой деятельности. Если выполняемые действия слишком легки, то возникает скука, если же слишком сложны, возникает тревожность. Жизнь будет наиболее счастливой, если они вовлечены в интересную и увлекательную деятельность.
2.4. Нисходящая и восходящая теории.
Сторонники восходящей теории считают, что субъективное ощущение счастья есть сумма некоторого числа маленьких удовольствий (сумма мелких позитивных переживаний). Счастливая жизнь в целом представляет собой накопление счастливых моментов. Сторонником такого подхода был Дж. Локк. В противоположность этому подходу « нисходящая» теория опирается на теоретическое допущение о том, что для субъективного переживания состояния счастья определяющей является установка на отношение (позитивное или негативное) и эта установка определяет характер взаимодействия индивида и внешнего мира. Т. е. Человек может быть счастлив в той или иной ситуации по причине своей оптимистической установки, а несчастлив по причине пессимистической установки, вне зависимости от реального характера вещей. В этом воззрении причинность поступает от более высоко организованных элементов к более низким, элементарным уровням.
Этот подход к счастью базируется на опосредующем влиянии личностных установок на осмысление тех или иных событий жизни человека. Например, некоторые люди в состоянии интерпретировать большинство событий, происходящих с ними, позитивно. Философы, взгляды которых можно отнести к этому подходу, называют локусом удовлетворенности аттитьюды. Например, Демокрит утверждал, что счастливая жизнь не зависит от судьбы или от внешних обстоятельств, но в большей степени от состояния ума индивида. Татаркевич также считает, что важно не то, что человек имеет, а то как он к этому относится.
В соответствии с «восходящей» теорией, для достижения ощущения счастья человек должен развить в себе способность позитивного отношения к миру, а также накапливать позитивный опыт в жизни. Так, например, философы - гедонисты считают, что счастье возможно, если удовольствия тщательно избраны.
Несмотря на то, что оба подхода частично верны, открытым остается вопрос о том, как они взаимодействуют. Неизвестно также то, как личностные черты могут изменятся при накоплении опыта; как происходит формирование позитивного отношения к жизни и насколько оно может быть устойчивым во времени. Вероятно, что для счастья каждого конкретного человека вклад переживаний от глобальных жизненных событий и сиюминутных удовольствий сугубо индивидуален.
При столкновении «восходящей» и «нисходящей» теорий счастья возникают следующие полемические вопросы: Является ли способность человека быть счастливым его внутренней характеристикой, или счастье- это состояние, возникающее в конкретный момент как реакция человека на благоприятные события в его жизни? Те, кто утверждает, что это предрасположенность или личная характеристика предполагают, что субъективное счастье есть не чувство или эмоция, а способность реагировать определенным образом. Эта «нисходящая» теория допускает, что счастливый человек может себя временно чувствовать несчастливым. «Восходящая» теория предполагает у счастливого человека наличие множества счастливых моментов. По мнению Шеколы, счастье - это коллекция счастливых моментов. При этом субъективное ощущение счастья может быть как личностной характеристикой, так и просто состоянием.
Другим спорным вопросом является вопрос о роли счастливых событий в создании субъективной удовлетворенности, поднятый Левинсоном. Мнение Левинсона и его коллег о том, что отсутствие приносящих удовольствие моментов ведет к депрессии, представляет собой «восходящий» подход. Критики этой точки зрения считают, что депрессия ведет к неспособности получать удовольствие от каких-либо даже положительных событий, а это является «нисходящим» подходом. Таким образом, нет единого мнения по поводу того, в какой мере отсутствие приятных событий является причиной или следствием низкой удовлетворенности жизнью и состояния несчастья.
2.5. Ассоцианистические теории.
Существуют также модели, в которых делаются попытки объяснения взаимосвязи счастья и свойств темперамента. Многие из этих теорий основываются на исследованиях ассоциативных связей памяти, феномена «обусловленного вызывания эмоций» на когнитивных принципах, и могут быть собраны под широкой рубрикой ассоцианистских моделей. Когнитивные подходы к исследованию субъективной удовлетворенности жизнью весьма разнообразны. Так, в рамках одного когнитивного подхода, разработанного Шварцем, исследуются событийные атрибуции. Например, позитивные события приносят большую удовлетворенность, если они приписываются ко внешним, стабильным факторам.
Другой значимый подход в исследованию ощущения счастья рассматривает ассоциативные связи памяти. Боуер показал, что людям свойственно вызывать из памяти те воспоминания, которые созвучны их настоящему эмоциональному настроению. Личность может развить богатую структуру позитивных ассоциаций и более ограниченную и изолированную структуру негативных. У таких людей большее количество событий будет вызывать позитивные идеи и эмоции. Т.е. личность с такой изначально позитивной структурой ассоциаций будет предрасположена реагировать на большинство событий позитивно.
Сходный тип теории основан на исследованиях феномена «обусловленного вызывания эмоций» Исследования Цайонкса и Фордайса показали, что «эмоциональное обусловливание» обеспечивает специфическую устойчивость субъективных представлений. Можно заключить, что в данных исследованиях авторы полагают счастливыми людей, чья жизненная ситуация подкрепляет существующий позитивный эмоциональный опыт. «Эмоциональное детерменирование» и структурные связи памяти могут функционировать и без прямого вторжения сознания. Фордайс представил свидетельства того, что осознанные попытки уменьшить негативные мысли могут увеличивать ощущение счастья, а Камман установил, что позитивные установки, произносимые по утрам, способствуют более удачному дню. Т. е. прямые осознанные попытки избегать негативных мыслей и мыслить позитивно, могут в некоторой мере увеличивать ощущение счастья.
Некоторые люди в состоянии построить мощную структуру позитивных ассоциаций и научиться позитивно реагировать на все события их жизни. Такие люди назывались древними философами обладающими счастливым темпераментом. Личности с подходом к жизни Полианны (Эффектом Полианны называется способность человека позитивно оценивать происходящие с ним события), вероятно, являются типом личности, сформировавшем систему позитивных ассоциаций по отношению к миру.
Т.о. может быть развит интерактивный подход, который бы балансировал воздействие внешних событий и влияние личности. Личность может иметь систему ассоциативных связей, обуславливающую позитивные реакции. Но несмотря на то, что реакции на поступающие события определяются этими связями, текущие события способны изменять эти ассоциации со временем. Т.е. система ассоциативных связей личности может быть в большей или меньшей степени подвержена влиянию новых ассоциативных элементов.
2.6. Теории сравнения.
Теории сравнения рассматривают счастье как результат сравнения актуальных условий и принимаемыми личностью нормами. Если актуальные условия превышают стандартные с точки зрения личности, то тогда человек воспринимает свою жизнь как удовлетворяющую его и счастливую. С помощью этой теории невозможно предсказать, какие события воспримет человек как позитивные или негативные, но можно предсказать возможные воздействия, производимые этими событиями.
В теории социального сравнения Карпа и Михалоса референтная группа определяет стандарт, воспринимаемый личностью в качестве субъективной нормы. В теории адаптации Брикмана прежняя жизнь человека рассматривается в качестве стандарта. Если настоящая жизнь человека превышает этот стандарт, то он будет испытывать ощущение удовлетворенности жизнью и счастье. Человек может сам установить этот стандарт исходя из собственной концепции или из установок родителей. Несмотря на то, что в разных ситуациях стандарты могут устанавливаться различными путями, они будут являться основой сравниваемых условий. Сайдман и Рапкин приводят свидетельства влияния социальных сравнений на психическое здоровье, а Вилсон считает, что сравнение себя с менее успешным человеком может усилить состояние субъективной удовлетворенности. Керл установил, что уверенность в том, что у других жизнь хуже, может способствовать собственной удовлетворенности, а Истерлин определил, что удовлетворенность собственным доходом наступает после его сравнения с другими в обществе. Недостатком теории социального сравнения является то, что она не говорит о том, когда человек испытывает потребность в сравнении себя с другим. Как отмечает Фридман, для некоторых областей, как, например, половые предпочтения, социальные сравнения не значимы, так как имеют индивидуальные стандарты, в основе которых находятся собственные ценности и потребности. Тем не менее Эммонс установил, что социальные сравнения являются наиболее сильной предпосылкой для ощущения себя счастливым в большинстве сфер жизни.
Адаптация к событиям означает то, что при первом появлении любые, происходящие в жизни события, способны порождать удовлетворенность или неудовлетворенность, но с течением времени они теряют силу своего воздействия. Человек привыкает к хорошим условиям и они больше не вызывают удовлетворенности, но точно также адаптация наступает по отношению к негативным событиям. Теория адаптации основывается на стандартах собственного опыта индивида. Если текущие события лучше стандарта, человек испытывает ощущение счастья. Но при высокой длительности этих событий возникает адаптация и стандарты повышаются до нового уровня. В соответствии с этой теорией, например, гораздо более значим постоянный рост дохода для переживания субъективной удовлетворенности, а не лишь его более высокий уровень по сравнению с другими. Индивидуальные стандарты претерпевают множество изменений в разные стороны в зависимости от обстоятельств к уровню, способному обеспечить воздействие.
Беркма сообщает факты того, что выигравшие в лотерее не более счастливы, чем контрольные испытуемые. Он предполагает, что люди привыкают к любым событиям как положительным, так и отрицательным. Данные выводы подтверждает также исследование парализованных индивидов Вормана и Сильвера. Несмотря на то, что парализованные люди чувствовали себя, невероятно, несчастными, после трагедии, которая с ними произошла. Тем не менее, они достаточно быстро стали двигаться в сторону большей удовлетворенности, что предполагает возникшее привыкание даже к такому несчастью.
Однако несмотря на то, что адаптация является мощным процессом, ее границы, или же параметры воздействий неокончательно поняты.
Заключение.
Обобщая все выше перечисленные теории, можно выделить три главные принципа в соответствии с которыми следует описывать состояние счастья:
1. когнитивный принцип: счастье представляет собой удовлетворенность в различных сферах жизни ( работа, жилье, отдых),
2. личностный принцип: счастье включает в себя удовлетворенность собственным Я, или самореализацию,
3. принцип установки: счастье зависит от оптимистического или пессимистического типа эмоционального отношения к жизни.
Список литературы.
1. Антология мировой философии. - М., 1970
2. Аргайл М. Психология счастья. - Спб.,2003.
3. Большой энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова А. М. - М., 1998.
4. Джидарьян И. А. Счастье и его типологические
характеристики. - М.1997.
5. Джидарьян И. А. Счастье в представлениях обыденного сознания.// Психологический журнал. 2000. т. 21. №2.
6. Древнекитайская философия., - М., 1972, т. 1.
7. Зацепин В.И. Счастье как проблема социальной психологии. - Львов., 1981.
8. Краткий философский словарь / Под ред. Алексеева А. П. - М., 2001
9. Культура. Нравственность. Религия.(материалы круглого стола)// Вопросы философии. 1989.№11. С.43-63.
10. Ландесман П. А Счастье как социально- этическая проблема. - Баку., 1966.
11. Монтень М. Опыты. В 3-х т. М., 1999, т.3
12. Новиков М. И. О счастье. - М., 1965.
13. Панина Н. В. Индекс жизненной удовлетворенности. - М., 1993.
14. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. - М., 1998.
15. Сорокин П. А. Социологический прогресс и принцип счастья// Социологические исследования №4, с. 103-109. - М., 1988.
16. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - М.,1981.
PAGE 2