У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

христианского диалога иудеомусульманский диалог долгое время казался чемто фантастическим

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

Основы толерантности

25 билет

Казахстан хочет стать центром мировых религий

05.03.2003 00:00 msk

Григорий Ласкин

В отличие от иудео-христианского диалога иудео-мусульманский диалог долгое время казался чем-то фантастическим. Хотя, собственно говоря, сами по себе ислам и иудаизм чрезвычайно близки. Если ревностные приверженцы ортодоксального иудаизма и ставят под сомнение христианскую приверженность монотеизму, ссылаясь на догмат о Троице, то в монотеизме мусульман у евреев никаких сомнений никогда не возникало. Поэтому иудею теоретически позволено даже молиться в мечети.

Однако проведению нормального диалога мешала крайняя неуступчивость мусульман. Ведь практически до сих пор большинство ведущих мусульманских теологов в принципе не признавали возможности межрелигиозного диалога ислама с какой-либо конфессией. Кроме того, ближневосточный конфликт и поднимающаяся в последние десятилетия в мусульманских странах волна агрессивного исламизма и антисемитизма в принципе лишали подобный диалог каких-либо перспектив.

Известно, однако, что любая полезная инициатива рано или поздно пробивает себе путь. Нужны лишь подходящие условия. В данном случае - наличие переговорной площадки и ответственных переговорщиков с мусульманской стороны.

Сначала обнаружилась необходимая площадка. На эту роль идеально подошел Казахстан. По словам Нурсултана Назарбаева, в стране за последнее десятилетие построено 1500 новых мечетей, открыто 170 православных приходов, 1000 молитвенных домов и 20 синагог, а строящаяся в новой казахской столице Астане синагога станет крупнейшей в СНГ. Это свидетельствует о том, что с момента получения Казахстаном независимости правящая там бывшая советская номенклатура во главе с президентом старается учитывать многоконфессиональный и многонациональный характер страны. Учитывает она и опасность появления радикальных исламистов, потому и не стремится сделать какую-то одну религию основной. Среди мусульманского духовенства страны преобладают люди с весьма умеренными позициями.

Кроме того, дипломатический такт позволяет Казахстану сохранять отношения как с Израилем, так и с его антиподами - Ираном и Ираком.

Желание развивать подобный диалог высказала и еврейская община Казахстана, чей лидер Александр Машкевич избран в марте 2002 года главой Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕК). Основной постулат сторонников диалога гласит: надо отделять исламских экстремистов, составляющих, по их мнению, не более 1-2% от мусульманского населения земли, от всех остальных. В случае налаживания диалога с умеренными мусульманскими политиками и бизнесменами, считают они, экстремисты будут изолированы и исчезнут. Это весьма актуально как для Центральной Азии, так, кстати, и для России, уже испытавшей на себе давление экстремистского ислама.

Первой ласточкой намечающегося диалога стал визит в республику Главного сефардского раввина Израиля Элиягу Бакши-Дорона, встретившегося с верховным муфтием Казахстана.

В октябре 2002 года в Алма-Ате и Астане прошла конференция раввинов, плавно трансформировавшаяся в учредительный съезд Евроазиатского совета раввинов. Ее участники также общались со своими мусульманскими коллегами из Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК). Итогом общения стало подписание совместного меморандума. В его тексте заявлено, что между исламом и иудаизмом нет принципиальных противоречий, осуждается терроризм и содержится призыв к продолжению контактов между иудеями и мусульманами на всех уровнях.

Следующим этапом диалога стала прошедшая в той же Алма-Ате 13-14 февраля этого года первая Международная конференция "Мир и солидарность". В ней приняли участие главы государств и правительств, общественные и политические деятели, главы религиозных общин более чем из 20 стран, в их числе президенты Киргизии и Таджикистана, а также представители правительств и неправительственных организаций из Турции, Афганистана, Азербайджана, более 70 руководителей еврейских организаций из США, Израиля, России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе и представители практически всех крупнейших американских и российских еврейских организаций, которые обычно крайне трудно усадить за один стол. Приветствие участникам форума прислали президенты США, Украины, Турции, премьер-министр Израиля, группа сенаторов США.

Еще одной функцией конференции стало "прощупывание" представителями транснациональных корпораций ситуации в Центральной Азии. В кулуарах еврейские и не только еврейские бизнесмены откровенно говорили, что большой бизнес устал от непредсказуемости стран Персидского залива и предпочел бы инвестировать средства в экономику Казахстана.

Участники конференции приняли итоговую декларацию "К миру и стабильности". "Признавая право каждого свободно следовать своим религиозным убеждениям и высоко оценивая вклад, внесенный религиозными лидерами в дело поддержания мира и стабильности", участники конференции одновременно отвергают использование религии террористическими и сепаратистскими движениями и группами в качестве предлога для достижения своих целей и обязуются совместно работать во имя мира и безопасности.

В качестве основы для диалога предлагается использовать общие для всех религий ценности, сходные взгляды на проблемы добра и зла, справедливости и равенства людей. Для продвижения диалога был учрежден постоянный Форум мира и стабильности.

Сенсацией стало подписание совместного меморандума ЕАЕК и Духовного Управления мусульман Казахстана, в котором осуждается терроризм и подчеркивается, что между иудаизмом и исламом нет принципиальных противоречий и приверженцы обеих религий рассматривают друг друга как партнеров по совместному поиску духовных начал в нашем мире. В меморандуме также выражается надежда, что начатый диалог продолжится и обретет новое качество в рамках единого авраамического мировосприятия.

По единодушному мнению участников форума, ряда представителей СМИ и аналитиков, в мире появился новый авторитетный форум, который уже может рассматриваться в качестве инструмента в решении международных проблем не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Первое положительное следствие форума и усилий по налаживанию еврейско-мусульманского диалога уже налицо: 19 февраля духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи распорядился освободить из тюрьмы пятерых иранских евреев, ложно обвиненных в шпионаже в пользу Израиля.

Впереди съезд представителей всех мировых религий, который планирует провести в Казахстане Нурсултан Назарбаев.

Примечание ИА "Фергана.Ру"

Как сообщает "Кабар" со ссылкой на "Казинформ", правительство Казахстана считает нецелесообразным вводить в Казахстане четыре религиозных праздника на уровне государственных

Отрицательное заключение дало правительство на инициированный депутатами Мажилиса законопроект "О внесении дополнений в Закон "О праздниках", передает Казахское информационное агентство. Напомним: депутаты Мажилиса Алимпиада Черкашина и Амангельды Айталы предлагали включить в список государственных праздников Казахстана четыре религиозных - Курбан-айт и Ураза (ислам), Рождество Христово и Благовещение (православие). Депутаты руководствовались, прежде всего, тем, что 95% населения Казахстана составляют именно мусульмане и православные. По словам мажилисменов-инициаторов их инициатива нашла поддержку среди избирателей. В заключении правительства указано, что в случае признания религиозных праздников праздничными днями, реализация данного законопроекта повлечет дополнительные расходы государственного бюджета и сокращение государственных доходов. Кроме того, изменения, предлагаемые депутатами, противоречат статье 1 Конституции, которая гласит: Казахстан является демократическим, светским, правовым и социальным государством. А светский характер государства, согласно постановлению Конституционного Совета от 4 апреля 2002 года, предполагает отделение религии от государства.

Между тем, депутаты-инициаторы данного законопроекта с таким заключением правительства не согласны. Сегодня, 4 марта, на брифинге для журналистов они заявили, что намерены отстаивать свой законопроект. Алимпиада Черкашина заявила также, что они, возможно, будут искать поддержку президента.

Международная Конференция мира и согласия: посредническая миссия Казахстана – традиции и новейшая история
Казинформ, 13 февраля

13 февраля в Алматы начала работу международная Конференция мира и согласия, в которой, как планировалось, принимают участие главы ряда центрально-азиатских государств, в том числе Президент Нурсултан Назарбаев и руководители различных иудаистских и еврейских организаций из США и Израиля. Предполагается, как передает Казахское информационное агентство, что форум пройдет в духе диалога на тему политической ситуации в мире и в частности, на Ближнем Востоке. Такое сопоставление гостей, говорит о том, что сегодня представители двух мировых религий ислама и иудаизма попытаются вместе поговорить о путях решения проблемы мирного сосуществования многочисленных народов, проповедующих религии, взросленные в одной географической колыбели. По окончании конференции ее участники подпишут Декларацию мира и согласия. Это первая попытка проведения подобного форума. По словам казахстанского лидера, в будущем, Казахстан соберет у себя представителей всех мировых и широко распространенных религий.

Во время недавнего визита Нурсултана Назарбаева в Италию, Президент этой страны Карло Чампи дал высокую оценку роли Казахстана в деле укрепления мира и стабильности в регионе. Аналогичные высказывания в наш адрес звучали и ранее от первых лиц самых разных государств, политических и духовных лидеров, общественных деятелей. Любые "протокольные" речи на высшем уровне должны все же иметь какое-либо практическое подтверждение, и тот факт, что "жесты вежливости" в адрес Казахстана нередко выражаются именно в оценке посредническо-миротворческой и интеграциолнной миссии нашей республики, говорит более чем о многом.

За десять лет независимости, внешнеполитические принципы Казахстана приобрели довольно ясные очертания. Декларированная в свое время идея многовекторности, о которой ряд наблюдателей говорил не без доли иронии, в последнее время трансформировалась в более конкретную идеологию евразийства, построенную на необходимости консолидации "двух миров" во имя всеобщего процветания и безопасности. Такая внешнеполитическая линия государства обеспечивается, прежде всего, геополитическим положением страны, справедливо называемой "воротами в Азию" и находящейся на стыке миров, издревле существовавших в Евразии. Как и положено, в этой срединной местности проживают представители многих этнических и религиозных групп, храня свои национальные традиции.

Проведение своего рода посреднической миссии в политическом, межнациональном и межконфессиональном диалоге, вполне может стать одним из приоритетов внешней политики страны. Объективно, это новое направление, выражаясь экономическим термином, весьма грамотный маркетинговый ход Президента, с точки зрения популяризации Казахстана на мировой политической арене и повышения ее роли в решении глобальных вопросов.

Парад суверенитетов для большинства бывших советских республик был сопряжен с военными конфликтами на национальной почве, которые и сегодня лишь законсервированы, но не решены окончательно. То, что Казахстан избежал такой участи – это не совсем точное определение. На самом деле принцип толерантности, ставший одной из главных составляющих внутренней политики государства и который исторически сложился в менталитете казахов, позволил нам преодолеть кризис на постсоветском пространстве. Его Святейшество, Папа Иоанн Павел II, во время своего визита к нам, благословил казахстанский народ и назвал Казахстан Организацией объединенных наций в естественном виде, что, в общем-то соответствует действительности.

Право выступать с миротворческими инициативами Казахстан заслужил хотя бы потому, что в свое время предпринял беспрецедентную акцию по ликвидации своего ядерного потенциала, по мощи, занимавшего четвертое место в мире. Возможно, и правы отдельные наши политики, что данное политическое решение исполнялось без должной для этого случая широкой пропагандисткой компании, необходимой для получения, быть может, политических и экономических преференций. Однако для молодого независимого государства, акция стала, в каком-то смысле, презентацией себя в глазах мировой общественности и в немалой степени содействовало формированию положительного имиджа Казахстана и его Президента.

В это время Индия и Пакистан почти одновременно завершили работу над созданием ядерного оружия. В прошлом году обострение конфликта в Кашмире, не исключено, едва не привело мир к началу атомной войны. В июне 2002 года, по инициативе Нурсултана Назарбаева в Алматы на первом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) встретились за одним столом президент Пакистана Мушарраф и премьер-министр Индии Бихари. После саммита, завершившегося, кстати, принятием Декларации СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу цивилизаций, напряжение на границе Индии и Пакистана пошло на убыль.

Конечно, это была крупная победа казахстанской дипломатии, о которой писали многие международные СМИ. И в не малой степени благодаря посредничеству российской стороны. Взаимоотношения Казахстана и России – это весьма показательный пример конструктивного политического сотрудничества. Например, в вопросах сохранения стабильности на Каспии, обеспечения безопасности на южных рубежах Центральной Азии в рамках Договора о коллективной безопасности.

Территориальные споры не редко становятся причинами военных столкновений. Казахстан сумел без конфликта урегулировать сложные пограничные вопросы с Китаем, а в прошлом году – с Узбекистаном. Во время пограничных переговоров, при участии Казахстана в 1996 году была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), призванная укреплять доверительные отношения Китая и граничащими с ним республиками бывшего Союза. Сегодня данная организация имеет более широкие планы взаимодействия в регионе, а потому привлекает внимание других государств. Например, Пакистана, изъявившего желание принять участие в ШОС. Весьма перспективным называют многие специалисты организацию центрально-азиатского сотрудничества, созданную в декабре 2001 года и объединившую Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Казахстан. Главным направлением этой структуры является экономическое сотрудничество.

Казахстан продолжает активно выступать с предложениями мирного сосуществования всех государств и народов мира. Возможно в будущем - Алматы станет своеобразным миротворческим центром, куда будут съезжаться политики, духовные лидеры и в какой-то мере разрешать взаимные проблемы. Южная столица, с ее поразительным природным ландшафтом, красотой архитектурных строений и внутреннего мира жителей города, думается, способствует умиротворению глобальных страстей и амбиций.

26 билет

Ассамблея народа Казахстана

Ассамблея народа Казахстана — консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Первоначальное название —Ассамблея народов Казахстана, переименована в 2007 году

Цели и Задачи]

  1.  равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;
  2.  всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана;
  3.  расширение интеграционных связей с международными организациями;
  4.  формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана;
  5.  формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия;

Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:

- содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;

- выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;

- формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;

- обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;

- поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

Председателем Ассамблеи народа Казахстана по должности является президент Казахстана — Нурсултан Назарбаев.

- Председатель Ассамблей определяет и утверждает основные направления деятельности ассамблей. Председатель ассамблей имеет двух заместителей.

- Заместитель председателя ассамблей назначается на оснований рекомендаций Совета Ассамблей актами Президента Республики Казахстан.

- Сессий Ассамблей созываются Председателем Ассамблей.Дата, место проведения и предполагаемая повестка дня сессий Ассамблей объявляются за месяц до начала её работы. Сессия созывается не реже одного раза в год.

- В настоящее время Ассамблея имеет в своем составе 350 членов.

Состав Ассамблеи формирует Председатель Ассамблеи из числа представителей национально-культурных и других общественных объединений, а также иных лиц с учётом их авторитета в обществе, общественно-политической активности.

В каждой области Казахстана существуют малые Ассамблеи народа Казахстана и являются консультативно-совещательными органами приакимах (мэрах)

Сессии Ассамблеи созываются Председателем Ассамблеи. Дата, место проведения и предполагаемая повестка дня сессии Ассамблеи объявляются за месяц до начала ее работы. Сессия созывается не реже одного раза в год. Внеочередная сессия Ассамблеи созывается Председателем Ассамблеи по собственной инициативе или по просьбе не менее одной трети от общего числа членов Ассамблеи и проводится в месячный срок со дня принятия решения. Кандидаты в члены Ассамблеи народов Казахстана выдвигаются решениями сессий малых ассамблей по предложениям национально-культурных центров, а от региональных и республиканских общественных объединений рекомендуются решениями их высших органов. В стране действует более 100 национальных школ, функционирует 170 воскресных школ, где изучаются 23 родных языка. В трех школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 12 родных языков. На финансовую поддержку этих школ Правительство страны выделяет ежегодно 12 млн. тенге. Кроме того, им оказывается помощь и из местного бюджета.

Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как страны эффективно решающей проблемы межнациональных отношений. Вклад Ассамблеи по достоинству оценен на самом высоком уровне. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, совершивший визит в нашу страну, назвал Казахстан примером межнационального согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств мира. Высоко отозвался о казахстанском народе и Римский Папа Иоанн Павел II, посетивший Казахстан. Важным элементом политической системы Казахстана, скрепившим интересы всех этносов, обеспечивающим неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности стала Ассамблея народа Казахстана, созданная 1 марта 1995 года по инициативе Президента страны Н.А. Назарбаева.

Страницы истории

Сама идея создания общественного института по межэтническим вопросам была впервые высказана Главой государства в 1992 году, в ходе Первого форума народов Казахстана, посвященного первой годовщине независимости страны. Именно там казахстанский лидер предложил новый демократический институт, отметив, что: «не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние - дружбу народов. Многое переосмысливая заново, казахстанцы не вправе растрачивать это богатство, забывать добрые традиции. Они сформировались не в последнее десятилетие и не коммунистическими директивами. Надо повседневно слышать голос каждого народа, любой национальности. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт».

И уже в марте 1995 года инициатива нашла свое практическое воплощение - был создан новый консультативно- совещательный орган при президенте Республики Казахстан. Факт образования Ассамблеи народа Казахстана стал институциональным оформлением сферы межэтнических отношений в республике, своего рода органом народной дипломатии. На первых этапах своего существования Ассамблея народа Казахстана сконцентрировала свое внимание на реализации государственной национальной политики, обеспечении общественно-политической стабильности в республике и повышении эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.

На сегодня ассамблея является одним из ведущих инструментов успешной реализации государственной политики в межэтнической сфере. Необходимо отметить, что активная деятельность ассамблеи по многим вопросам развития государства, популяризация интересов казахстанских этносов, а также создание в стране атмосферы толерантности предотвратили создание политических партий на этнической основе, политизацию этнических отношений в целом.

Успешно функционируя в качестве диалоговой площадки, в рамках которой обеспечивается взаимодействие всех этносов, населяющих нашу страну, АНК стала ключевым элементом модели межэтнического согласия, мощным стабилизирующим фактором в обществе. Правовой статус объединения определен законом РК «Об Ассамблее народа Казахстана», «Положением об Ассамблее народа Казахстана». В этих нормативно-правовых актах регламентирован порядок формирования, структура и органы управления АНК, а также определены цели, основные задачи, направления деятельности и полномочия АНК, а также особенности организации взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями.

В результате проведения в 2007 году конституционной реформы ассамблея получила право избирать депутатов высшего законодательного органа страны, что в значительной степени повысило ее авторитет и политический вес. При формировании списка кандидатов в депутаты мажилиса Парламента страны от АНК во внимание принимаются следующие критерии: региональный охват, представительство крупных этнических групп и гендерное равенство.

К примеру, на последних выборах в нижнюю палату парламента все девять депутатов представляют этнокультурные объединения, работающие в разных регионах страны. При этом деятельность депутатов ассамблеи направлена на обеспечение реализации интересов всех граждан Казахстана, вне зависимости от их этнической, религиозной и культурной принадлежности. В настоящее время ассамблея представляет собой конституционный орган, возглавляемый ее председателем - президентом страны.

Примечательно, что высшим органом ассамблеи является сессия, которая проходит под председательством президента страны. Решения, принимаемые на сессиях АНК, не имеют юридической силы, однако во многих случаях на основе них принимались принципиально важные для развития страны документы, имевшие законную силу. Членами ассамблеи являются в основном представители национально-культурных общественных объединений, проживающие в Казахстане.

Знаковым событием 2008 года стало принятие закона «Об Ассамблее народа Казахстана», который обозначил политическое признание и роль ассамблеи в укреплении мира и согласия в стране, обеспечил нормативно-правовое регулирование ее деятельности.




1. а комплексный процесс выделения армянской этнической общности происходивший на Армянском нагорье на б
2. кристаллический пропилпарабен поливинилпирролидон циклодекстрин парфюмерная кохмпозиция
3. Северохальмахерские языки
4. Илиада и Одиссея Древняя Греция Черная смерть Эпидемия чумы в З Е XIV в Аптекарский Приказ Гос уч
5. О. Богомольця Затвердженоrdquo; на методичній нараді кафедри фізичної реабілі
6. родовых и племенных духов и боговпокровителей ~ ками
7. Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста
8. Тема Организационноправовые аспекты социального обеспечения осужденных к лишению свободы
9. 1 Основные составляющие успешности организации
10. Введение Глиноземом называется кристаллическая окись алюминия
11. Тема курсовой работы 1
12. Москва 6 лет назад переехали из Ашхабада в Москву у жены родители в Ашхабаде остались ездил провожал ее на
13. предферментационная 2
14. Введение в догматическое богословие - лекция 1
15. Лекция 19 Токарные автоматы и полуавтоматы Автоматами называют такие станки на которых после их наладки в
16. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата біологічних наук1
17. Тема 8. Система нормирования Норма времени t время в часах или минутах установленное на изготовление едини
18. Методика бега на средние дистанции
19. Психология управления как наука
20. Тематика контрольных самостоятельных работ КСР по с-к Основы управления интеллектуальной собственность