У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ- СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ (на примере культурного центра «Заднепровье»)

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

PAGE  30

ОГОБУ ВПО «СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ.

(на примере культурного центра «Заднепровье»)

Исполнитель:

студент группы 5-02

Яскевич Роман Михайлович

Специальность 071401.65 «Социально-

культурная деятельность»

Специализация: менеджмент

социально-культурной деятельности

Научный руководитель:

Сергеев Е.А.,

доктор педагогических наук, профессор___________

Курсовая работа защищена                  

с оценкой                                       

научный руководитель                       

Смоленск, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ социокультурного программирования в системе управленческих технологий

  1.  Основные понятия социокультурного программирования…………………………………………........

7

1.2. Содержание и сущность социокультурного программирования в системе управленческих технологий…………………………………………………………………

11

1.3. Нормативно-правовая база социокультурного программирования………………………………………….......................

18

ГЛАВА 2. Анализ деятельности учреждения культуры в рамках ЦЕЛЕВЫХ программ на примере МБУК КЦ «ЗАДНЕПРОВЬЕ»

2.1. Краткая характеристика МБУК КЦ «Заднепровье»……………………………………………………………

22

2.2. Деятельность МБУК КЦ «Заднепровье» в рамках социокультурных программ………………………………………………

26

2.3 Анализ проблем деятельности МБУК КЦ «Заднепровье» в рамках социокультурных программ…………………………………..

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………….

31

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.  Сегодняшним днем наше государство переживает этап фундаментальной модернизации, начавшейся в последнее десятилетие XX века. Распад СССР и образование Российской Федерации спровоцировал глубинные перемены во всех сферах жизни страны: экономической, политической, социальной. Не осталась в стороне и духовная. Централизованное планирование в социально-культурной сфере как технология управления отошла на второй план, идеологическая составляющая вовсе сошла на нет. На смену прямому государственному заказу пришел новый процесс, сохранивший все позитивные черты, сформированные в прошлом – социокультурное программирование.

Социокультурное программирование является одним из важнейших  факторов устойчивого развития социально-культурной сферы (СКС). Причин тому несколько:

  1.  Сокращение государственного участия в культурных процессах предоставило учреждениям культуры федерального, регионального и муниципального уровней возможность самоопределения содержания культурной деятельности. Программирование в данных условиях является процессом  целеполагания, определяющим вектор деятельности учреждения и указывающим на круг проблем, которые необходимо решать.
  2.  Использование программной деятельности ведет к взаимодействию разных уровней управления. Трансформирует административно – командную систему отношений в «партнерские». Укрепляет не только вертикальные связи (федеральное управление – региональное управление – учреждения культуры), но и горизонтальные (например, совместные проекты и проведение мероприятий домом культуры, библиотекой и детской школой искусств). Таким образом, процесс социокультурного программирования является важным консолидирующим  аспектом.
  3.  Программа имеет сложную функциональную структуру реализуемых мероприятий, часто включает в себя несколько проектов одной направленности, охватывающих большие группы населения. Если программа успешно реализована и дала позитивные результаты на одной территории, то она может быть перенесена и на другие регионы, со сходной проблемной социокультурной ситуацией. Чем крупнее и масштабнее социокультурная значимость программы, тем выше должен подниматься уровень и статус руководства и управления ею, чтобы задействовать в программе больше ресурсов, обеспечить высокий профессиональный уровень команды исполнителей, уложиться в сроки, заявленные программой.

Выше перечислены лишь некоторые причины положительного влияния социокультурного программирования на СКС в целом. Однако, немаловажную роль данный процесс (программирования) играет и в системе управленческих технологий, так например, одной из привлекательных сторон является дополнительное финансирование программ и проектов из целевого государственного бюджета. С помощью выделяемых средств реализуется одна из важнейших функций менеджмента – мотивация, у работников СКС появляется стимул для активной творческой и методической деятельности.

Однако стимулирование является лишь частью косвенного воздействия, которое в свою очередь составляет систему управления. Помимо косвенного воздействия выделяется и прямое, позволяющее: выделять проблему и определять цели; ставить  задачи, решение которых будет являться этапами достижения цели; координировать деятельность работников (или учреждений, организаций, отраслей); осуществлять контроль выполнения поставленных задач; организовывать необходимые условия для достижения цели. Такого рода воздействие созвучно с основными функциями менеджмента. Социокультурное программирование включает в себя все из вышеперечисленных элементов прямого воздействия, что позволяет утверждать:  социокультурное программирование выступает в качестве одной из ведущих технологий системы управления.

Программирование в сфере культуры обеспечивает эффективное решение задач общенационального, межтерриториального или важного регионального значения в области экономического, социально-культурного развития региона.

Все это указывает на то, что социокультурное программирование в сегодняшних реалиях является незаменимым атрибутом управления, интегрирующим в себе проблему социокультурного развития целиком, детализируя направления и виды деятельности, определяя конечные и промежуточные цели, сроки и адреса деятельности.  Принимая во внимание данный постулат, сложно переоценить важность этого процесса, поэтому особую актуальность приобретает решение вопросов, связанных с совершенствованием управленческой системы посредством технологий  социокультурного программирования, проектирования и планирования.

Степень научной разработанности.  Вопросами, связанными с социокультурным программированием занимались многие отечественные ученые: экономисты, культурологи и теоретики социально-культурной деятельности. Однако на сегодняшний день в очень незначительном количестве трудов ученых говорится о роли социокультурного  программирования в системе управленческих технологий.

Вопросы,  связанные с системой управленческих технологий были исследованы учеными  Н.В. Кротовой, Е.В. Клеппер [9] , Р.С. Галькевич [5].

Рассматриваются различные подходы к управлению сферой культуры в работах Г.Л. Тульчинского [11],  Г.М. Галуцкого [4], Б.Т. Кузнецова [8].

СКС описали В.М. Чижикова и В.В. Чижикова. Так же этой теме уделяли внимание В.А. Шлыков [12], Г.Л. Тульчинский [11], А.П. Марков, Г.М. Бирженюк [2], В.А. Дедюхин [6], П.Г. Щедровицкий [13] и другие исследователи. Социокультурное программирование как процесс совершенствования

Основные понятия социально-культурного программирования  сформулировали А.П. Марков, Г.М. Бирженюк [2].

Объект исследования – система управленческих технологий.

Предметом  исследования является социокультурное программирование в системе управленческих технологий.

Цель исследования -  исследовать теоретические и практические аспекты социально-культурного программирования.

В рамках пoставленнoй цели ставятся следующие задачи:

1.  Рассмотреть основные понятия социокультурного программирования.

2. Выявить сущность и содержание социокультурного программирования в системе управленческих технологий.

3.  Изучить нормативно-правовые документы, относящиеся к процессу социокультурного программирования.

4.  Охарактеризовать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Культурный Центр «Заднепровье» (МБУК КЦ «Заднепровье»)

5. Рассмотреть  деятельность муниципального бюджетного учреждения культуры «Культурный Центр «Заднепровье» в рамках социокультурного программирования.

6. Проанализировать проблемы деятельности МБУК КЦ «Заднепровье» в рамках социокультурных программ.

При проведении исследования и изложении материала применялись следующие методы исследования: анализ имеющегося опыта работы в рамках целевой программы "Развитие культуры и туризма в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы на базе культурного центра «Заднепровье», систематизация пoлученнoй информации, oбрабoтка статистических данных и иные.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


ГЛАВА 1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Целевые программы содержат взаимосвязанные проекты, которые имеют общую цель, определенное ресурсное обеспечение и скоординированы по времени реализации. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными, межрегиональными, отраслевыми, межотраслевыми и смешанными. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на высших уровнях управления: государственном (межгосударственном), субъекта федерации, областном, муниципальном и др.
 Программы обладают сложными формами финансирования, длительностью реализации, развитой кооперацией и оказывают существенное влияние на социокультурную среду. Программа может расцениваться как наиболее прогрессивная форма организации с точки зрения особо значимых социальных и общественных интересов.
  Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел - предваряющий действие проект.  
 Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного программирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. Основными результатами технологии социокультурного программирования являются программа и проект.
 Марков А.Г. дает следующее определение термину программа. «Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.» [
2, с.10].
 Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
  Проектирование (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.
 Проектирование - это процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта. Проектирование характеризуется двумя моментами: идеальным характером действия и его нацеленностью на появление (образование) чего-либо в будущем. Именно это две характеристики отличают проектирование как таковое от других типов гуманитарных технологий, например, от исследования.
 Планирование связано, прежде всего, с работой определенной
группы людей, объединенных производственной или иной
деятельностью в организацию, а проектирование нацелено па разработку
какого-либо объекта, предмета, среды, то программируется,
как правило, тот или иной вид деятельности по объединению усилий
реальных и потенциальных субъектов.
 Проект, как правило, предполагает разовое, краткосрочное мероприятие,
которое может быть разработано и реализовано отдельными
или несколькими учреждениями культуры. Характерным свойством
проекта является его локальный характер реализации и видимый
конечный результат.
 Программа - это совокупность общественно значимых социально-
культурных акций, рассчитанных на длительный срок реализации.
Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определённые сроки.
 Проект это разовая деятельность, которая:
 ●имеет конечную цель и промежуточные задачи;
 ●производит чётко обозначенный конечный результат, который может быть оценен;
 ●состоит из последовательных взаимосвязанных работ;
 ●использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, информационных, временных;
 ●имеет обозначенные временные рамки (дату начала и окончания работ).
   Социальное программирование можно рассматривать как форму социального управления; научно обоснованное конструирование системы параметров будущего социального объекта или качественно нового состояния существующего объекта. [1; c. 120] Иванов В.В дает такое определение термину «Управление проектами»: это - управление процессами изменения существующих систем, направленных на достижение цели проекта, при учете запланированных ресурсов и временных затрат [7; с.12].
 А Воропаев В.И дает следующее определение [3; с.20]: управление проектами - это искусство управления и координации усилий людей и использования ресурсов на основе достижений современной науки и информационных технологий для успешного осуществления целей проекта по результатам совершения целей проекта по ценностям, времени и качества.
 Получается, что социокультурное программирование сложный многогранный процесс, включающий в себя различные элементы управления, такие как планирование и проектирование и являющийся мощным рычагом в системе управления.


1.2 СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ социокультурного программирования в системе управленческих технологий

Преимущества технологии программирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений,  образ должного доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, программирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, программирование, во-первых, разрабатывает модель должного в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.
 Таким образом, социокультурное программирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность. Из этого следует, что сущность программирования заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей, создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями.

Другими словами, социокультурное программирование направлено на выявление проблем социально-культурной среды определенной общности, решение их и совершенствование функционирования СКС. Эти задачи и выступают главным показателем того, что социокультурное программирование является технологией управления.

Понимание сущности социокультурного программирование дает возможность формирования самой программы и элементов, необходимых для ее реализации (проектов). Содержание программы состоит из шести этапов:

  1.  Диагностический;
  2.  Нормативно-прогнозный;
  3.  Концептуальный;
  4.  Проектно-планирующий;
  5.  Исполнительно-внедренческий;
  6.  Контрольно-коррекционный.

Данные этапы выступают в качестве содержательной основы программы и представляют собой систему приемов, методов, правил, процедур, операций необходимых для создания социокультурной программы. Рассмотрим каждый из них детально.

Диагностический этап. В рамках программирования является основополагающим. Обусловлено это тем, что социально-культурная программа представляет собой систему форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и ориентированных на решение определенного рода проблем. Проблемно-целевая ориентация является в социокультурном программировании основным технологическим приемом и принципом, который подчиняет различные виды и формы социально-культурной деятельности решению конкретных проблем, носителями которых может выступать личность, социальная группа или категория населения, регион, учреждения и институты сферы культуры, досуга, образования и так далее.

Основными методами анализа социокультурной ситуации являются: контент-анализ различных материалов, анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы.  

Субъектами анализа ситуации выступают: работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур; эксперты (проектировщики); представители общественности.

 Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах: а) паспорте социокультурного развития территории; б) матрице анализа социокультурной жизни региона. Существует довольно тесная взаимосвязь между «Паспортом...» и «Матрицей...». Суть ее определяется тем, что матрица анализа социокультурной жизни региона позволяет выявить реальные проблемы населения в целом и отдельных групп. При этом проблемы могут порой выходить за рамки традиционного понимания культуры. В то же время данная матрица дает возможность наметить те приоритеты культурной политики, которые объективно способны разрешить выделенные проблемы региона и отдельных социальных групп.

 В свою очередь, паспорт социокультурного развития территории концентрирует объективную информацию как о наличии инфраструктуры культуры в регионе, так и об использовании материальной базы, кадрах, общественных движениях, то есть о тех ресурсах, которые могли бы быть задействованы для решения проблем региона. Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и тому подобное.

Второй этап - нормативно-прогнозный. Прогнозирование - один из важнейших этапов программной и проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений. 

Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер. 

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем: 

а) экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем; 

б) моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера; 

в) прогнозная оценка эксперта.

Существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов: 

а) анкетирование (интервьюирование, опрос); 

б) экстраполирование и интерполирование - построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса; 

в) моделирование - построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социокультурной программы. В отрыве от программирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление.

Так, например, выявленный в процессе анализа ситуации факт ликвидации большинства подростковых клубов из-за отсутствия средств на их содержание, перехода занимаемых ими помещений к различным коммерческим структурам, может стать источником прогноза о резком увеличении детской безнадзорности, преступности, а спустя 5-7 лет и преступности взрослой. В свою очередь, на данном этапе можно спрогнозировать и позитивные изменения в социокультурной ситуации. Прогноз позволяет в режиме "мысленного эксперимента" предусмотреть определенные риски или нежелательные последствия, которые может повлечь внедрение тех или иных программ.

Третий этап - концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного программирования  и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем.

Данный этап целиком осуществляется на базе результатов информационно-аналитического этапа. Сердцевину концепции культурного развития территории составляют приоритетные направления социокультурной деятельности, которые фокусируют внутри себя как бы два вектора ориентации:

а) проблемы регионального характера в сфере искусства, истории, политики, экологии и т.д., являющиеся общими для различных социальных групп (кризис доверия местным властям, ухудшение экологической обстановки, межнациональные конфликты и др.), жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы пли категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц некоренной национальности и т.д.); а также проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.).

б) различные формы деятельности по выявлению, углублению, возрождению историко-культурной самобытности территории.

Основным результатом данного этапа должна стать концепция развития социокультурной жизни территории, которую выстраивают по следующей схеме: а) развернутое описание проблем территории и характеристика их носителей (социальных групп); б) обоснование приоритетных направлений социокультурного развития; в) задачи культурной политики (по каждому из приоритетов).

Пятый - исполнительско-внедренческий этап - это создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были отобраны на конкурсной основе. Этап начинается с заключения системы договоров.

Реализация региональной программы и локальных программ в ее рамках в процессуальном отношении выступает в форме текущей деятельности культурно-досуговых учреждений, общественных объединений и других субъектов реализации данных программ. На этом этапе актуализируется вопрос о контроле за выполнением программ, их эффективности. Для этого могут использоваться опросы общественного мнения, материалы периодической печати, экспертные оценки.

Критериями оценивания качества реализации культурно-досуговых программ могут выступать те же показатели, что применялись на формирующем этапе, когда шел отбор программ на конкурсной основе. К этим критериям добавляются показатели соотнесения намеченных в договоре конечных результатов выполнения социально-творческого заказа и реальных итогов работы. Данный этап может рассматриваться как подготовительный для следующего этапа, когда заключаются договоры на новые программы и продлеваются договоры на те, что продолжаются, или уже завершились, но практика показала целесообразность их возобновления.

Шестой этап - контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельных проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.

После прохождения всех шести этапов проводится экспертный анализ проделанной работы, формулируются выводы и определяются дальнейшие перспективы развития программы.


1.3 НОРМАТИВНО–ПРАВОВАЯ БАЗА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Как уже отмечалось ранее, целевые программы соуиокультурного развития делятся на несколько уровней (федеральный, региональный, муниципальный). Под каждый из этих уровней приводится своя нормативно-правовая база.  Говоря о законодательных нормативах в СКС так или иначе подразумевается такое понятие как «культурная политика».

Культурная политика (или политика государства в области культурного развития) – это совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а так же сама деятельность государства в области культуры. Из этого определения, данного в статье 3 «Основ законодательства РФ о культуре», следует, что социокультурное программирование является частью культурной политики государства.

На федеральном уровне смысл  социокультурного программирования выражается в федеральной целевой программе. Целевая программа представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

На сегодняшний момент в нашей стране действует  федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018)». Государственный заказчик- Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж", федеральное государственное учреждение культуры "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации".

Действует программа в рамках следующих нормативных актов:   

  •  Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
  •  Постановление Правительства от 03 марта 2012 №186 « О федеральной целевой программе «Культура Росси (2012-2018 годы)»;
  •  Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация;
  •  Распоряжение правительства от 22 февраля 2012 №209-р «О концепции федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)».

Помимо этих основных документов, определяющих специфику федеральной программы именно в области культуры, действуют и общие федеральные законы, обозначающие правовые нормы в области государственных закупок, конкуренции и других немаловажных аспектов юридических отношений, а так же постановления Правительства  и приказы Министерства культуры Российской Федерации по различным вопросам реализации целевой программы.

В Смоленской области действует «областная государственная программа «Развитие культуры и туризма в Смоленской области» на 2014-2020 годы». Администратор государственной программы – Департамент Смоленской области по культуре и туризму. Программа разрабатывалась с учетом федеральных законов, а так же постановлений Администрации Смоленской области (постановление Администрации Смоленской области от 19.09.2013 No 703 «Об утверждении Порядка принятия решения о разработке областных государственных программ, их формирования и реализации») и региональных нормативных документов («Областной закон о культуре» принят Смоленской областной Думой 28 декабря 2004 года).

На муниципальном уровне, в городе Смоленске действуют шесть целевых программ социокультурной направленности:

  •  Муниципальная программа «Совершенствование организации массовой работы в городе Смоленске» на 2013 - 2015 годы постановление Администрации города Смоленска от 12.10.2012 № 1797-адм;
  •  Муниципальная программа «Развитие культуры в городе Смоленске» на 2012-2014 годы постановление Администрации города Смоленска от 29.07.2011    №1438-адм;
  •  Ведомственная целевая программа «Организация библиотечно-библиографического и информационного обслуживания населения библиотеками  муниципального бюджетного учреждения культуры  «Централизованная библиотечная система» города Смоленска» на 2013-2015 годы,  постановление Администрации города Смоленска от 24.11.2011  №2253-адм;
  •  Ведомственная целевая программа «Организация предоставления дополнительного образования в сфере культуры и искусства» на 2013 - 2015 годы,  постановление Администрации города Смол. от 12.10.2012   № 1793-адм ;
  •  Ведомственная целевая программа «Организация культурно-досугового обслуживания населения» на 2013 - 2015 годы постановление Администрации города Смоленска от 12.10.2012 № 1798- адм .

Заказчиком и организатором программ выступает Администрация города Смоленска, управление культуры и туризма.

В начале 1990-х годов была сделана попытка соединить программы, построенные по логике экономического развития, и программы, построенные по логике социального действия. Эту работу начали в НИИ культурологии. По заказу Министерства культуры РФ НИИ разрабатывал методические рекомендации по региональным программам в культуре. Акцент в них делался на провозглашении альтернативного принципа управления в сфере культуры по отношению к прежнему административно-командному.

По инициативе Минестерства культуры РФ  была разработана концепция национально-культурной политики в Российской Федерации, в основу которой был положен дифференцированный подход к развитию культуры типологически различных народов и этнических групп, ориентирующихся на существующие в этой сфере международно-правовые нормы. Согласно принятой концепции федеральные органы должны были стать гарантом национально- культурного развития народов. Органом власти на местах рекомендовалось создавать условия для сохранения и развития культурного плюрализма. В результате во многих регионах начался процесс активного культурного программирования.


Глава 2. Анализ деятельности учреждения культуры в рамках ЦЕЛЕВЫХ программ на примере МБУК КЦ «ЗАДНЕПРОВЬЕ»

2.1 Краткая характеристика МБУК КЦ «Заднепровье»

До апреля 2005 года –  ведомственный Дом культуры «Авиазавода».
Строительство клуба началось в 1937г. В годы Великой Отечественной войны здание практически было разрушено. Позже на этом месте построили школу №3. Назывался этот клуб «Заводской». Было одноэтажное здание.
Встал вопрос о помещении, где могла бы собираться молодёжь. «Чкаловка»- это название ассоциировалось с небольшим зданием на ул. Чкалова. Здесь проводились комсомольские собрания; готовились и проводились концерты, душой которых был Абрам Гусинский, менявший фотоаппарат на аккордеон. Он организовал небольшой ансамбль. В 1957г. на территории стадиона прошёл первый заводской фестиваль молодёжи. В 1959г. сдаётся в эксплуатацию двухэтажное здание, построение по проекту Ф. М. Титова, начальника цеха № 10. По документам оно значится как Дом культуры имени Чкалова, а в народе, по привычке называют клубом «Чкаловкой».
Позже к нему сделали пристройку, и в таком виде он будет служить авиастроителям до наших дней. И уже в клубе, под руководством опытных музыкантов возникают кружки –   танцевальный, хоровой, драматический, духовой.
 В конце 1950-1960гг. берут своё начало смотры- конкурсы, коллективов художественной самодеятельности заводских подразделений.
В разное время работой заводского Дома культуры руководят: Моськин Н.Ф., Корнилов Ю.Н., Чучулко И.У., Захарова Г.А.

С 60-х годов вступил в эксплуатацию до апреля 2005 года.
В Доме культуры авиазавода в 70- 80- е годы работали 90- 95 человек.
Особый период в истории дома культуры связан с именем Галины Александровны Захаровой. 4 года выдерживало звание лучшего клубного учреждения. 26 лет Г.А. Захарова была руководителем.

 В данный момент в Культурном центре 49 клубных формирований. Из них: 7 хоровых; 11 хореографических, в которых занимаются 133 человека; театральный кружок, в котором занимаются 27 человек; 17 человек занимаются на духовых инструментах; 4 группы занимаются изобразительным искусством (2 группы изостудии «Штрих», и 2 группы изостудии «Вернисаж»); 4 группы занимаются народными промыслами; так же студия кинофотолюбителей; драматический кружок «Рампа» и КВН «Свои люди»; школа вокала «Виртуозы Смоленска»; рок- группа «Стрим», так же занимаются подготовкой детей к школе; при культурном центре открылась школа английского языка.

Задачами МБУК КЦ «Заднепровье» являются:

  •  Организация и проведение досуга населения;
  •   Создание и развитие коллективов, студий и кружков любительского художественного творчества, народных театров, клубов по культурно -познавательным, историко - краеведческим, научно - техническим, природно - экологическим, культурно - бытовым и иным интересам;
  •  Организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других  форм показа, результатов творческой деятельности клубных формирований;
  •  Проведение спектаклей, концертов, других массовых театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей и авторов.

Организационная структура МБУК КЦ «Заднепровье» сформирована в 50-х годах прошлого века, сегодняшним днем, она претерпела  совсем незначительные изменения, что доказывает ее целесообразность и эффективность. В настоящее время организационная культура МБУК КЦ «Заднепровье» имеет следующий вид: 

  •  Административный отдел (директор, заместитель директора, секретарь);
  •  Финансово-экономический отдел (главный бухгалтер, экономист, бухгалтер);
  •  Хозяйственный отдел (заведующий хозяйственным отделом);
  •  Технический отдел (администратор, заведующий билетными кассами);
  •  Массовый отдел (специалист по работе с общественностью и СМИ, специалист по работе  с молодежью, специалист по работе с детьми);
  •  Отдел народного творчества (концертмейстер, балетмейстер, художественный руководитель ансамбля, заведующий музыкальным отделом, художественный руководитель культурного центра);
  •  Отдел культурно-массовой работы с населением (методист культурно-массового отдела, художник-оформитель, художник-фотограф).

Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом учреждения и строится на принципах единоначалия. Управление учреждением осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности приказом учредителя на основании трудового договора. Трудовой договор с директором МБУК КЦ заключает Департамент Смоленской области по культуре и туризму  в порядке, установленном трудовым законодательством. Директор подотчётен учредителю.

Так же необходимо сказать о системе управления, присущей, руководству МБУК КЦ «Заднепровье». Управление персоналом в настоящее время включает в себя управление кадрами и социальное управление. Решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата.

Под подбором кадров понимается процесс их изучения с целью определения пригодности выдвигаемых кандидатов для выполнения функциональных обязанностей по данным должностям и достижение гармоничного сочетания различных индивидуальных качеств коллектива.

Процесс подбора кадров включает:

  •  сбор информации о возможных кандидатах;
  •  обработку получаемой информации по определенной системе;
  •  оценку необходимых качеств кандидатов и составление характеристик на каждого из них;
  •  сопоставление совокупных качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для выполнения функций по данной должности;
  •  сравнение кандидатов.

Набор за счет внутренних резервов организации признан наиболее эффективным. Поскольку обходится дешевле. Повышает заинтересованность работников, улучшает моральный климат в коллективе (хотя и не в каждом); решения по перемещению кадров принимаются в условиях достаточной определенности.
 Аттестация проходит одновременно по двум направлениям - оценка деятельности и оценка квалификации. Оценка деятельности включает в себя выполнение должностных обязанностей, выполнение плана работ (сроки, качество), достижение поставленных задач. В организации четко определены должностные обязанности (ясно, с чем сравнивать), есть план-график работ (фиксируется выполнение заданий), сотрудники имеют четкие задачи.
 Оценка квалификации заключается в профессиональном тестировании - работники в письменной форме отвечают на вопросы по специальности. Вопросник заранее подготовлен и согласован с ведущими специалистами, определены, результаты, приемлемые для специалистов различной квалификации. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, в течение всей деятельности сотрудников.


2.2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МБУК КЦ «ЗАДНЕПРОВЬЕ» В РАМКАХ  СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ  ПРОГРАММ

В 2012 году Культурный центр «Заднепровье» активно работал над изучением и внедрением новых форм работы. Этот процесс проходил как в самом Культурном центре путем анкетирования постоянных посетителей центра и создания банка идей и данных талантливой молодежи города, так и за пределами Культурного центра в творческих поездках по городам России и зарубежья. Наиболее плодотворными в этом направлении стали поездка художественных руководителей муниципальных бюджетных учреждений культуры города Смоленска для участия в юбилейных мероприятиях города Киева и поездка руководителя МБУК КЦ «Заднепровье» Е.С. Духановой в город Красноярск на Международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Наиболее крупными мероприятиями культурного центра в 2012 году, получившими серьезный резонанс в СМИ и отзывах зрителей, стали: праздник Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии и Городская ассамблея искусств в рамках долгосрочной целевой программы «Подготовка к празднованию 1150-летия города Смоленска» на 2010-2013 годы, VII открытый городской театральный конкурс «Маленькие шедевры», посвященный Дню героев Отечества.

В 2013 году Культурный центр «Заднепровье» так же проводил большое количество мероприятий приуроченных к разным торжествам. Все они являлись проектами муниципальных программ и разрабатывались совместными усилиями сотрудников Культурного центра и специалистами Администрации Заднепровского района города Смоленска, при поддержке управления культуры и туризма Администрации города Смоленска. Основные мероприятия в 2013 году: VIII Открытый театральный фестиваль «Маленькие шедевры»; игровая программа посвященная Дню рождения Деда Мороза; игровая программа посвященная Дню защиты детей; «Рождественские гуляния»; выставка детских рисунков «Зимний пейзаж»; акция-представление за здоровый образ жизни «НаркоБезНас»; мероприятие посвященное дню ди-джеев «Dj School»; развлекательная программа посвященная Дню здоровья «В здоровом теле здоровый дух» и другие мероприятия.


2.3 анализ Проблем ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУК КЦ «ЗАДНЕПРОВЬЕ» В РАМКАХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ

В 1992 году в рамках программы «Наука и культурная политика» Министерство культуры РФ заказало Российскому институту искусствоведения исследование «Культурная политика в художественной жизни России». В 1992 – 1994 годах были разработаны территориальные программы культурного развития. Разработаны они были для незначительного ряда регионов: республика Алтай, Костромская, Тверская и Омская область. В этом же ряду была и Смоленская область. Это говорит о том, что наш край один из старожилов социокультурного программирования. Сегодняшним днем этот процесс продолжает развиваться, среди регионов России Смоленская область является одним из лидеров в сфере изучения, сохранения и пропаганды традиций русского народного творчества.

Однако, при внимательном изучении практической деятельности МБУК КЦ «Заднепровье» и изучении отчетной документации был установлен ряд проблем связанный с вопросами социокультурного программирования.

Профессор А. И. Голышев указывает на то, что с 1994 года в ряде регионов начался процесс разработки программ, которые строились внешне по образцу федеральной программы «Сохранение и развитие культуры и искусства», но смысл их заключался в том, чтобы получить как можно больше средств из федерального и областного бюджетов. Под словом «программа», особенно на уровне регионов, стали понимать любые документы с описанием деятельности, отличающейся от обычной деятельности учреждений культуры. Сегодня можно выделить 3 типа программ, которые реально существуют. Первый тип – имитирующие программы. Они названы словом «программа», но не соответствуют критериям науки программирования. Цель таких программ – добиться финансирования. Второй тип – демонстрационные программы. Они удовлетворяют всем требованиям: в них присутствует анализ, обозначены проблемы и т.д. Но у таких программ есть один недостаток – они разрабатывались не теми, кто их будет реализовывать, и не отражали реальные возможности и намерения реальных субъектов. Третий тип – партисипативные, составленные теми, кто будет их реально осуществлять.

В случае с целевыми муниципальными программами, разработанными управлением по культуре и туризму Администрации города Смоленска, невозможно сказать, что они являются имитирующими, эти программы содержат анализ ситуации, цели и задачи, разработанные прогнозы состояния СКС города на пять лет вперед. Проблема в том, что подготовка проектов, входящих в состав целевых муниципальных программ зачастую не соответствовала требуемому уровню организации. Так, например, акция-представление «НаркоБезНас», проводимая МБУК КЦ «Заднепровье» в 2013 году в рамках ведомственной целевой программы, по отчетным документам имела сценарий, список участников и другие атрибуты, присущие мероприятию такого уровня. На практике это оказалась дискотека с играми. Целевая аудитория по документам – подростки и молодежь Заднепровского района, на практике – дети от полугода до шести-восьми лет. Соответственно задачи, выполненные на бумаге, не выполнены в реальной жизни.

Такое отношение дискредитирует цели и задачи программирования, превращая программу, по классификации А.И. Голышева, в «демонстративную».

Решению проблемы может поспособствовать более тщательный контроль со стороны заказчика мероприятия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в исследовании изучены теоретические и практические аспекты социокультурного программирования в системе управленческих технологий. Проведенное исследование позволило выявить содержание и сущность социокультурного программирования.

Реализация поставленной цели исследования потребовала решения ряда практических задач.

На первом этапе исследования были рассмотрены основные понятия социокультурного программирования.

«Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.»

Одной из задач исследования являлось рассмотреть деятельность МБУК КЦ «Заднепровье». Следующая задача – анализ практического опыта деятельности организации. Анализируя деятельность МБУК КЦ «Заднепровье» было выявлено, что ведомственные  программы здесь используются в качестве технологии управления, но решая шестую задачу, мы пришли к выводу, что программирование не оказываются эффективными в ста процентах случаев. Тщательный контроль заказчика за деятельностью, а не только за документами учреждения культуры, вполне может решить эту проблему

Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Официальные документы

1. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";

2. Ведомственная целевая программа «Организация библиотечно-библиографического и информационного обслуживания населения библиотеками  муниципального бю3-2015 годы,  постановление Администрации города Смоленска от 24.11.2011  №2253-адм;

3. Ведомственная целевая программа «Организация культурно-досугового обслуживания населения» на 2013 - 2015 годы постановление Администрации города Смоленска от 12.10.2012 № 1798- адм .

4. Ведомственная целевая программа «Организация предоставления дополнительного образования в сфере культуры и искусства» на 2013 - 2015 годы,  постановление Администрации города Смол. от 12.10.2012   № 1793-адм ;

5. Муниципальная программа «Развитие культуры в городе Смоленске» на 2012-2014 годы постановление Администрации города Смоленска от 29.07.2011    №1438-адм;

6. Муниципальная программа «Совершенствование организации массовой работы в городе Смоленске» на 2013 - 2015 годы постановление Администрации города Смоленска от 12.10.2012 № 1797-адм;

7. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация;

8. Постановление Правительства от 03 марта 2012 №186 « О федеральной целевой программе «Культура Росси (2012-2018 годы)»;

9. Распоряжение правительства от 22 февраля 2012 №209-р «О концепции федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)».

  1.  Мoнoграфии, кoллективные рабoты, сбoрники научных трудoв.
  2.  Антонюк, Г.А. Социальное проектирование: некоторые методологические аспекты / Г.А. Антонюк.- Минск: Проект-пресс, 1978.- 127с.
  3.  Бирженюк, Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие/ Г.М. Бирженюк, А.П. Марков. - СПБ.: СПГУП,2002.-262с.
  4.  Воропаев, В.И. Системный подходе к Управление проектами и программами / В.И. Воропаев, Г.И. Секлетова / / Управление проектами. - 2005, - № 3 (3). - С. 20 - 29.
  5.  Галуцкий, Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами / Г.М. Галуцкий. -М.: 2006.-230 с.
  6.  Галькевич, Р.С. Основы менеджмента. / Р. С. Галькевич, В. И. Набоков – М., 2008. – 465 с.
  7.  Дедюхин, В.А. Совершенствование программно-целевого управления социально-трудовой сферой региона / В.А. Дедюхин. -М.:  Изд-во «Проспект», 2008.-120 с.
  8.  Иванов, В.В. Основы управление проектами Учеба. пособие / В.В. Иванов, А.В. Бельцы; Моск. . гос. ин-т электронной техники. - М., 2000. - 12 с.
  9.  Кузнецов, Б.Т. Инновационный менеджмент. Учебное пособие / Б.Т.Кузнецов, А.Б. Кузнецов. – М.:ЮНИТИ, 2009.-180 с.
  10.  Лэнд, П.Э. Менеджмент - искусство управлять / П. Э. Ленд. – М., 2005. – 212 с.
  11.  Максимцова, М.М. Менеджмент  / М. М. Максимцова, А. В. Игнатьева. – М.: 2008. – 123 с.
  12.  Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский.-СПб.: Изд во РГПУ, 2007. — 219 с.
  13.  Шлыков, В.А. Программно-целевое управление в сфере культуры и туризма региона. Монография./ В.А.Шлыков.- Рязань: 2010. ‒ С. 83
  14.  Щедровицкий, П.Г. Программирование культурного развития: региональные аспекты: сб. науч тр. / М-во культуры РФ ; Рос. АН; НИИ культуры ; отв. ред. П.Г.Щедровицкий. – М.: НИИК, 1981. – 118 с.




1. Формирование ценовой политики
2. Введение 3
3. Бронетанковая дивизия США в обороне
4. сбычести мечт Я с раннего детства задавала себе эти вопросы как любая романтическая девочка верящая в ч
5. по теме Первообразная 1 ч
6. Задание 1 Один из участников рассказывает о том что произошло с ним сегодня утром или вчера вечером или о то
7. реферату- Святий МиколайРозділ- Сценарії Святий Миколай Святий Миколай Святий отець Миколай здавна в н
8.  Эмпиризм в психологии на деле исходил столь же стихийно из идеалистических предпосылок как естествознание
9.  Відповідальність за порушення законодавства про захист економічної конкуренції Розділ VIII Закону ldqu
10. Опыт работы центра социальной помощи по организации культурно-досуговой работы
11. Правові аспекти зовнішньоекономічних бартерних операцій.html
12. Распределение как элемент маркетинга
13. Лабораторная работа Цель
14. реферату- Духовенство і віруючі ВолинськоРівненської епархії IIїполивини 4050р XX стРозділ- Релігія Духовенс
15. ресурсонедостаточные Япония Тайвань Ирландия; 2 ресурсообеспеченные СШАКитай Индия; 3 ресурсоизбыточ
16. Статья- Эпикур
17. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров
18. Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области
19. Тема-
20. превысить надлежащие границы или пределы