Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

окрашенные средства- книжные средства разговорные средства

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

10.10.12

Стилистически окрашенные средства распределяются в системе языка на 2 группы: функционально окрашенные и экспрессивно окрашенные средства.

Функционально-окрашенные средства:

книжные средства

разговорные средства

- средства, которые определяются в зависимости от принадлежности к тому/иному стилю.

  •  научные средства (термины, научные штампы);
  •  официально-деловой сферы (официально-деловые термины и штампы (канцеляризмы));
  •  художественной сферы (эпитеты, поэтически окрашенная лексика);
  •  публицистической сферы (общественно значимая лексика)

Характеризуются тем, что не относятся к книжной сфере.

  •  Собственно разговорные (живое общение) (лексика, употребляемая в живом общении: видно, знаться, выпутываться, генеральство, горняк и т.д. + специальная лексика, которая приходит из делового и научного языка: презумпция невиновности, розлив, компас, гидрофобия и т.д.);
  •  Просторечия (баба, мужик, фотка, киношка, бандура, наврядли, городить и т.д.);  
  •  Нелитературная лексика (вульгаризмы) (бранная лексика, к.п., лексика сниженной окраски).

Экспрессивно окрашенные средства

Лексемы торжественной окраски

Лексемы ласкательной окраски

Лексемы уничижительной окраски

Лексемы иронической окраски

Лексемы фамильярной окраски

Лексемы неодобрительной окраски

Вития,

Бублик, ножичек, фактик

Балда, бомж, училка

Бегун, пенсики, халява

Братан

Гуляка, непонятливый,

Синонимия – центральная проблема стилистики. Распределить средства по стилистически окрашенным все пытались, исходя из языковой синонимии. Но синонимия еще не объясняет стилистической разрозненности языка.

Проблема синонимии до сих пор не решена. Но ясно, что в разных функциональных стилях синонимия используется по-разному:

  •  Научный стиль: синонимия очень бедная, неразветвленная.
  •  Деловой стиль: синонимию не принимает абсолютно. Важна однозначность, точность толкования
  •  Художественный стиль: заточен на синонимию.
  •  Публицистический стиль: синонимия также приветствуется.

Стилистический узус – условия, средства и способы достижения стилистического эффекта (Т.Г. Винокур).

Стилистика – явление употребления, явление коммуникативной природы.

Речевая ситуация – авторская задача – стилистическое задание – стилистическое значение слов – стилистический эффект.

Чтобы получить стилистический эффект, задание должно быть направлено на создание яркого, необычного стилистически маркированного высказывания.

Ключевое понятие цепочки – стилистическое значение = коннотация, дополнительное, сопутствующее основному значение. Оно рассматривалось в динамике, в процессе появления. Экспрессия – столкновение разных стилевых единиц.

Пальтишко нормальное – стилистически разные (сниж. + нейтр.). Стилистический эффект – понятие языковой динамики, коммуникативное понятие. Чтобы его получить, нужно уйти к коммуникативным стратегиям (ситуации, автору).

Таким образом, стилистика экспрессивных значений обнаруживается в явлениях стилистического согласования и контраста. Стилистическое согласование не даст экспрессии. Экспрессия – это контраст.

К стилистическим ресурсам относятся также средства словесной образности (тропы, фигуры).

Парадигматика и синтагматика в стилистике. Вопрос о стилистической нагруженности решается давно и сложно. Ученые пытаются представить стилистические значения в системном описании. Язык сопротивляется. Одна из попыток – проанализировать стилистику посредством описания лексических парадигм (посредством понятия парадигматики).

В стилистическом плане парадигмы оказываются незавершенными, стилистическая парадигматика разрушается при более близком рассмотрении. Н-р: говорить (нейтр.) – болтать, вещать, спикать. В словообразовании: пропаганда – пропагандистика. В синтаксисе: я испугался, я был испуган, я начал бояться и т.д.

Есть очень много фактов, которые свидетельствуют о наличии в стилистике особенной парадигматики. Однако система парадигматики с т.з. стилистических значений оказывается нестройной, нелогичной и противоречивой. Почему?

1) не получится стройных, завершенных парадигм, которые были бы свойственны всем уровням языка, потому что для самих стилистических значений свойственна размытость границ, нечеткость.

2) для парадигматической систематизации стилистических явлений невозможно выработать единое основание. А это уже не научное описание.

Стилистическая парадигма: +, 0, - (познание, учение, натаскивание; лик, лицо, рожа). Но парадигма выдерживается только у небольшого количества слов. У других может не быть некоторых позиций: прозябать – может характеризоваться как возвышенной, так и сниженной окраской в зависимости от контекста. У большинства фразеологизмов и у некоторых слов нет четко сформированной линии «+, 0, -». В словарях одно и то же слово может характеризоваться разными пометами (уста – книжн./уст./возвышен.).

  1.  Нет единого основания;
  2.  Нет четкой противопоставленности по парадигме.

Стилистическая парадигматика – это попытка описания стилистических средств посредством выстраивания этих средств в парадигмы, которые, как обнаруживается при анализе живого употребления языка, характеризуются нечеткостью, нестройностью, часто противоречивостью. Описание стилистических средств через синонимию и парадигматику лишено стройности и четкости.

Парадигматика в синтаксисе существует, но не для всех типов предложений и стилей. В разговорном, публицистическом и художественном более разветвленная парадигматика, чем в научном и деловом. Можно говорить о синтаксических средствах выразительности (анафора, эпифора, полисиндетон, асиндетон и т.д.). Сами синтаксические средства стилистической маркированности развиты, их много.

Почитать «Систему выразительных средств» Ю.М. Скребнева («Очерк теории стилистики»).

Стройной системы коннотативных/стилистически маркированных единиц создать невозможно. Она разрушается в морфологии и лексике, на уровне синтаксиса – более-менее стройная, но разные стили по-разному используют. На уровне выразительных средств возможно, на уровне текста – нет.

У стилистики нет своего уровня в языке. Она пронизывает все уровни языковой системы. На каждом из уровней свои стилистические средства, особенности и единицы.


СЕМИНАР

Текст – это речемыслительная деятельность, которая формируется под воздействием экстралингвистических факторов. Текст = речемыслительная деятельность + экстралингвистические факторы. Все это вместе – дискурс. Дискурс – речь, погруженная в жизнь. Функционально-стилистический подход (предполагает понимание языка как речевой деятельности, речемыслительной динамики, отраженной в тексте).

Заголовок – то новое знание, ради которого автор порождает текст.

Основные особенности стилистического анализа:

Двунаправленная деятельность:

  1.  Нужно увидеть стилистически окрашенные единицы и средства текста;
  2.  Нужно увидеть саму динамику текстопорождения, т.е. процесс речемыследеятельности.

  1.  Термины, фразеологизмы. Характерно большое количество слов книжного характера. Именной характер речи (преимущественно имена). Простые предложения; осложненные и неосложненные.

Ссылка на источник (фамилия ученого, предложил такой термин) - операция уточнения, конкретизации (опора на авторитет, старое научное знание). Автор называет термины, значимые для работы, тут же в скобках уточняя, кому они принадлежат.

Операция определения метода исследования («используются термины»). Путь познания.

Операция объяснения (двоеточие, скобки, придаточные).

Блоки существительных в род.пад.

Графические средства выделения: курсив: подчеркнуть важность именно этих понятий. Соединение автора и читателя. Подчеркивание – акцент на важной информации.

Придаточным может быть операция цитации (опора на авторитет, стремление к точности передачи содержания).

К квадратных скобках – открытая авторская позиция; научный диалог, основанный на операции преемственности знания. Третья позиция – читатель, которому объясняется текст. Объяснение как бы уходит в подтекст.

Обобщенность изложения (отсутствие глагольной динамики, скрытый автор).




1. XVвв Храмы XIVXIXв
2. і. ГЕС. ТЕС. АЕС. Ядерна енергетика.
3. Вопрос о природе предложения
4. Взаимосвязь детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей
5. Административное задержание
6. ДОКЛАДОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1
7. вступила на путь централизации еще со времени Августа
8. Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста1
9. ПРОГРАМУВАННЯ ТА АЛГОРИТМІЧНІ МОВИ для студентів які навчаються за спеціальністю 5
10. Могучую кучку- М.1
11. Практичний розрахунок ефективності системи електронного документообігу
12. 14 1 ~тк~н ел уникенче айны~ егерме сигезенд~ ldquo;чыгарылышrdquo; очрашуы булды
13. Инвестиции в экономике России
14. Налоговым спорам и проблемам связанным с их разрешением был посвящен брифинг начальника Управления расс
15. Образы науки в современной культуре и философии
16. Тема 1 Управление- сущность и структурная характеристика Лекция 2
17. Тургенев
18. Роль-дата Понедельник 2
19. Мета атестації робочих місць за умовами праці У кожного працівника повинно бути своє робоче мі
20. Достижения арабской психологии