Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Учреждение образования
“Белоруский государственный университет культуры и искусств”
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦДИСЦИПЛИН
учебная программа
для высших учебных заведений
по специальности 18 01 01 «народное творчество» (специализация «народные ремесла») и специальности 15 02 01 «декоративно-прикладное искусство» (специализация «реставрация произведений декоративно-прикладного искусства»)
Минск 2012
Составитель:
Л.В. Домненкова, кандидат исторических наук, доцент кафедры народного декоративно-прикладного искусства учреждения образования “Белоруский государственный университет культуры и искусств”.
Рецензенты:
Г.В. Лойко, доцент, зав. кафедры педагогики и художественного образования учреждения образования “Белоруский государственный педагогический университет”;
В.П. Масленников, доцент, зав. кафедры живописи учреждения образования “Белорусская государственная академия”
Программа утверждена на заседании кафедры от 28.08.2012 г. протокол № 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Методика преподавания специальных дисциплин» предусматривает подготовку студентов к профессиональной деятельности, направленной на развитие, обучение и воспитание учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Она раскрывает закономерности управления художественно-творческой деятельностью детей разновозрастных групп в разных типах учебных заведений.
Подготовка высококвалифицированного учителя изобразительного искусства основывается на знаниях, умениях и навыках специальной подготовки, приобретенных на занятиях рисунком, живописью, композицией, декоративным искусством, историей искусства в сочетании со знаниями, полученными при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла, прежде всего педагогики и психологии.
Цель курса формирование педагогического мастерства преподавания художественных дисциплин и развитие профессионального интереса к педагогической деятельности в этой области.
Задачи:
Курс “Методика преподавания специальных дисциплин” предусматривает лекционные и практические занятия со студентами, а также самостоятельную работу.
На лекционных занятиях сообщаются сведения по различным разделам методики, с учетом современных подходов и направлений в развитии художественного образования и методической науки, которые способствуют формированию системы знаний по основным разделам дисциплины.
Практические занятия по методике преподавания специальных дисциплин направлены на выработку у студентов педагогических качеств и навыков, которые обеспечат возможность успешной педагогической деятельности в области преподавания изобразительного искусства и других видов художественного творчества. На этих занятиях у студентов формируются практические умения в области планирования занятий, организации учебной и творческой деятельности детей, осваивают приемы развития творческих способностей учащихся на занятиях и т.д.
Курс “Методика преподавания специальных дисциплин” предусматривает определенный объем самостоятельной работы студентов, осуществляемый посредством ознакомления с научной и методической литературой, что находит практическую реализацию в подготовке и защите рефератов, сообщений проблемного характера, разработке и выполнении наглядных пособий для занятий и учебного процесса, выполнении других заданий по различным темам программы.
В процессе изучения дисциплины студенты должны освоить основные понятия и овладеть художественно-педагогическими умениями и навыками, которые заложены в квалификационной характеристике специалиста данного профиля.
В результате изучения дисциплины выпускник вуза должен знать:
уметь:
Учебная программа рассчитана на 8 часов лекционных занятий и 34 часа практических занятий для специальности «народное творчество» (специализация «народные ремесла»); а также на 12 часов лекционных занятий и 18 часов практических занятий для специальности «декоративно-прикладное искусство» (специализация «реставрация произведений декоративно-прикладного искусства»).
Форма академической аттестации экзамен (7, 8 семестр)
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для специальности «декоративно-прикладное искусство» (специализация «реставрация произведений декоративно-прикладного искусства»).
№№ темы |
Тема |
Количество часов |
|
лекции |
практич. |
||
1. |
Методика преподавания специальных дисциплин как учебная дисциплина.. |
2 |
|
2. |
История художественного образования.Зарубежная школа.Русская школа. |
2 |
|
3. |
Нормативные документы преподавания изобразительного искусства. |
2 |
|
4. |
Художественно-педагогическая деятельность. Содержание программы по ИЗО. |
2 |
2 |
5. |
Планирование художественно- педагогической деятельности. |
2 |
2 |
6. |
Развитие художественного творчества. |
2 |
|
7. |
Урок − основная форма художественного образования.Планирование уроков ИЗО. |
4 |
|
8. |
Методика проведения внеклассных, внешкольных занятий по специальным дисциплинам |
2 |
2 |
9. |
Методика работы с одаренными учащимися |
2 |
|
11. |
Специфика и закономерности преподавания художественных технологий и народных художественных ремесел. |
2 |
|
12. |
История и развития системы художественного образования в Беларуси. |
2 |
|
ВСЕГО |
12 |
18 |
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для специальности «народное творчество»
(специализация «народные ремесла»).
№№ темы |
Тема |
Количество часов |
|
лекции |
практич. |
||
1. |
Методика преподавания специальных дисциплин как наука |
2 |
|
2. |
История художественного образования. |
2 |
|
3. |
Нормативные документы преподавания изобразительного искусства |
2 |
2 |
4. |
Художественно-педагогическая деятельность |
2 |
2 |
5. |
Планирование художественно- педагогической деятельности |
6 |
|
6. |
Развитие художественного творчества |
4 |
|
7. |
Урок − основная форма художественного образования.План урока ИЗО. |
6 |
|
8. |
Методика проведения внеклассных, внешкольных занятий по специальным дисциплинам |
2 |
|
9. |
Методика работы с одаренными учащимися |
2 |
|
11. |
Специфика и закономерности преподавания народных художественных ремесел |
4 |
|
12. |
История становления и развития системы художественного образования. |
6 |
|
ВСЕГО |
8 |
34 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Методика преподавания специальных дисциплин как учебный предмет.
Цели и задачи курса «Методика преподавания специальных дисциплин». Структура и специфика курса. Связь методики преподавания специальных дисциплин с педагогикой, психологией, эстетикой, искусствоведением,культурологией,рисунком,живописью,композицией. Роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников. Основные темы программы.
Методическая система и ее составляющие. Ведущие ученые-методисты. Современные взгляды ученых о положительном влиянии традиционной художественной культуры на развитие личности.
Учреждения образования, обеспечивающие обучение изобразительному искусству. Тенденции становления предмета «Рисование» в системе школьных дисциплин. Тенденции преподавания специальных художественных дисциплин. Обзор литературы по дисциплине.
История художественного образования. Личность художника- педагога
Профессиональная компетентность педагога-художника. Личностные качества преподавателя искусства. Педагог как носитель и транслятор традиций. Педагогическая этика. Профориентационная работа педагога-художника.
Подготовка преподавателя к занятиям. Контроль со стороны за учебным процессом.
Методические объединения. Повышение квалификации педагога-художника.
Нормативные документы преподавания изобразительного искусства
Образовательный стандарт предмета «Изобразительное искусство», концепция преподавания предмета «Изобразительное искусство», нормы оценивания знаний по предмету «Изобразительное искусство», учебная программа по предмету «Изобразительное искусство», инструктивно-методические письма. Цели и задачи образовательного процесса художественной деятельности. Особенности художественно-педагогического процесса. Учебно-методический комплекс. Структура и содержание учебных программ. Принципы построения программ, их содержание, отличительные стороны. Виды занятий по изобразительному искусству, их сущность.
Художественно-педагогическая деятельность
Понятие художественно-педагогической деятельности и ее особенности. Предмет и субьект художественно-педагогической деятельности. Личность ученика как основная фигура художественно-педагогического процесса. Функции педагога-художника. Характеристика базовых функций художественно-педагогической деятельности (целеполагание, планирование, организация, координирование, регулирование, мотивации, учет деятельности, анализ деятельности, контроль деятельности и др.).
Принципы преподавания специальных художественных дисциплин. Принцип воспитывающего обучения; принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства); принципы активности и сознательности в обучении изобразительному искусству (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей); принципы доступности и прочности в обучении изобразительному искусству; принцип наглядности в обучении изобразительному искусству. Методы обучения.
Особенности работы педагога-художника с учениками.
Планирование художественно- педагогической
деятельности.
Виды занятий и их структура. Специфика урока изобразительного искусства. Типология уроков по организации художественно-творческой деятельности. Индивидуальные, групповые, коллективные формы проведения занятий. Формирование коммуникативных навыков и навыков коллективной работы. Организация проектной художественной деятельности. Методика проведения занятий разного типа и формы. Календарно-тематическое планирование. План-конспект учебного занятия. Структура. Постановка целей, задач. Особенности отбора содержания.
Методы обучения изобразительной деятельности. Классификация методов обучения. Методы художественной педагогики. Методы развития изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого отношения к работе. Методы ознакомление учащихся с выдающимися произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Методы формирования художественно-творческой активности. Методы овладения образным языком изобразительного искусства. Методы формирования художественных знаний, умений и навыков. Методы закрепления полученных знаний. Методы актуализации полученных ранее знаний.
Развитие художественного тиорчества.
Научные основы и комплексный подход к проблеме развития личности средствами искусства. Особенности эмоционального восприятия в художественно-творческой деятельности. Методы организации восприятия на занятиях искусством. Организации выставок художественных работ учащихся. Развитие эстетических чувств и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству. Дидактические художественно-творческие игры в учебном процессе.
Урок - основная форма художественного образования
Урок как основная организационная форма обучения. Типы и виды уроков изобразительного искусства. Структура и комплексная подготовка к уроку. Методическое оснащение уроков изобразительного искусства. Межпредметные связи на уроках изобразительного искусства. Методика анализа и самоанализа урока. Нестандартные уроки и принципы и методика их организации и проведения.
Особенности интеграции искусств на уроках. Интегрированные уроки и методика их организации.
Формы организации художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства. Разнообразие форм организации уроков как одно из условий повышения интереса к художественно-творческой деятельности.
Система художественно-творческих заданий и упражнений по отдельным видам дидактических задач школьного курса.
Методическое оснащение урока изобразительного искусства.
Методика работы с одаренными учащимися
Художественно-творческие способности и их развитие. Художественно-одаренные дети. Методика выявления. Принципы работы. Раскрытие индивидуальности, творческих способностей и склонностей личности. Творческая устремленность как венец иерархии способностей к изобразительному искусству и движущая сила саморазвития личности учащегося. Проявление творческой устремленности через потребность работать самостоятельно в сфере изобразительного искусства, основа которой - опыт грамотного реалистического изображения и развитое воображение, образные представления.
Организация индивидуальной художественно-творческой деятельности. Признак развития творческой устремленности - рост работоспособности, а условие - преодоление стереотипов изобразительных представлений.
Методика работы с родителями.
Методика проведения внеклассных, внешкольных занятий по специальным дисциплинам
Классификация видов внеклассных, внешкольных занятий. Принципы организации и проведения пленэра. Учебная прогулка. Экскурсия. Цели, задачи, принципы организации. Методика проведения. Музейная педагогика. Художественная студия.Факультативы.
Методика проведения занятий в системе дополнительного художественного образования.
Специфика и закономерности преподавания рисунка.
Особенности организации занятия рисунком. Учебно-воспитательные задачи и содержание занятий по рисунку. Воспитание у учащихся практических навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, выполнения декоративных рисунков. Специфика анализа и оценки итогов художественной деятельности. Место рисунка в системе дисциплин изобразительной грамоты. Академический рисунок. Методика организации работы над набросками, учебными рисунками. Методика ведения рисунка головы человека, фигуры.
Специфика и закономерности преподавания народных художественных ремесел
Особенности организации занятия ремеслами. Мастерская, ее оборудование и оформление. Санитарно-гигиенические требования к организации мастерской. Натурный фонд и требования к нему.
Оборудование мастерской техническими средствами обучения.
Этнопедагогизация процесса художественного образования.
Место народных художественных ремесел в системе учреждений образования и культуры.
Особенности подготовки и проведения занятий. Особенности планирования образовательного процесса (сезонность, учет календарных праздников, региональных и местных традиций). Вопросы техники безопасности.
История становления и развития системы художественного образования.
Обучение рисованию в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, в эпоху Средневековья.
Вклад художников эпохи Возрождения в методику обучения изобразительному искусству (Ч. Чиннино, Л.Б. Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер и др.)
Идеи художественно-педагогических учений и обучение рисованию в Западной Европе в XVIIXIX веках. (Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. И. Гете и др ). Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. Французская школа братьев Дюпюи.
Реформаторская художественная педагогика рубежа Х1Х-ХХ века. Педагогические взгляды Г.Кершенштейнера, К. Риччи, В.Прейера, Л.Тедда и др.
Развитие художественного образования в России. Рисование как учебный предмет в педагогических заведения России в ХVIII-ХIХ веках. Роль российской императорской Академии художеств в разработке первых программ по рисованию. Пособия Прейслера, А.П. Сапожникова, и их влияние на развитие методики преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях.
Взгляды П.П.Чистякова на преподавания рисования в общеобразовательных школах его педагогическая система.
Вклад в развитие отечественной художественной педагогики выдающихся русских художников: И.Е.Репина, В.А.Серова, К.А.Коровина, А.В Маковского, А.П.Лосенко, А.Г.Венецианова, К.П.Брюллова.
Педагогическая система Д.Н. Кардовского и его вклад в становление системы художественно-педагогического образования.
Перестроение методов преподавания изобразительного искусства в 30-40-е годы.
Деятельность Центрального дома художественного воспитания детей, как научно-методического центра.
Создание научно-исследовательского института художественного воспитания при Академии наук СССР
Художественное образование во второй половине ХХ века. Научно- исследовательская деятельность по эстетическому и художественноу образованию в 50-80 г.г. ( В.С Кузин, Н.Н. Ростовцев, Б. М. Неменский , Б.П. Юсов).
Современные тенденции развития художественного образования в России (В.С Кузин, Н.Н. Ростовцев, Б. М. Неменский, Б.П Юсов, Т.Я. Шпикалова, Н.М. Сокольникова ).
Истоки художественного образования в Беларуси ХІІ первой половине ХVІІ веков. Художественное образование во второй половине ХVІІ- пер. пол. ХVІІІ веков. Виленская художественная школа. Преподавание художественных дисциплин в общеобразовательных учреждениях во второй половине ХVIII- ХІХ веков. Основные направления развития художественного и художественно-педагогического образования в Беларуси ХХвека.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Литература
Основная
Дополнительная
Электронные ресурсы:
http://www.art-education.ru/ электронный научный журнал "Педагогика искусства" выпускаемый Государственным учреждением «Институт художественного образования РАО»
http://www.artdеs2005.narod.ru
www.adu.by- НМУ «Национальный институт образования».
www.minedu.unibel.by Министерства образования Республики Беларусь.
Критерии оценки результатов учебной деятельности
Баллы |
Показатели оценки |
1 (один) |
Отсутствие представления о дисциплине “Методика среподавания специальных дисциплин”, отказ от ответа и выполнения заданий. |
2 (два) |
Слабое представление о дисциплине “Методика преподавания специальных дисциплин”, принципах, основных форм художественного образования, методах организации учебной деятельности, неумение использовать научную терминологию, пассивность в освоении теоретического материала и выполнении практических заданий, низкий уровень культуры выполнения заданий по методике организации занятий со школьниками. |
3 (три) |
Фрагментарныя знания по методике преподавания специальных художественных дисциплин, научной и методической литературе, существенные и логические ошибки при изложении теоретического материала, слабое владение инструментарием учебной дисциплины, наличие существенных пробелов в навыках в области профессиональной художественной подготовки и, как результат, некомпетентность при выполнении практических заданий, разработке методически обоснованной деятельности по организации учебного процесса по изобразительному искусству, пассивность на занятиях, отсутствие навыков самостоятельной организации работы, направленная деятельность только при участии педагога, низкий уровень культуры выполнения заданий по организации занятий со школьниками. |
4 (четыре) |
Недостаточно полный объем знаний по методике преподавания специальных художественных дисциплин, усвоение основной научной и методической литературы, владение инструментарием учебной дисциплины, логичность изложения материала, сложности при использовании научной терминологии, логике заключений и выводов, отсутствие существенных ошибок, успешная работа на семинарских занятиях над решением стандартных задач под руководством педагога, допустимый уровень культуры выполнения практических заданий по организации занятий со школьниками. |
5 (пять) |
Достаточный объем знаний по методике преподавания специальных художественных дисциплин, усвоение основной научной и методической литературы, рекомендуемой учебной программой курса “Методика преподавания специальных дисциплин”, владение инструментарием учебной дисциплины, логичность изложения материала, отсутствие существенных ошибок, самостоятельная работа на семинарских занятиях, достаточный уровень культуры выполнения практических заданий по организации занятий со школьниками. |
6 (шесть) |
Достаточно полные знания по методике преподавания специальных художественных дисциплин, усвоение основной научной и методической литературы, рекомендуемой учебной программой курса “Методика преподавания специальных дисциплин”, владение инструментарием учебной дисциплины, логически обоснованное изложение материала по теоретическим аспектам преподавания ИЗО, самостоятельная работа на семинарских занятиях, умение ориентироваться и применять теоретические положения методики при решении типовых задач, достаточно высокий уровень культуры выполнения практических заданий по организации занятий со школьниками. |
7 (семь) |
Достаточно полные и систематизированные знания по методике преподавания специальных художественных дисциплин, усвоение основной и дополнительной научной и методической литературы, рекомендуемой учебной программой курса “Методика преподавания специальных дисциплин”, владение инструментарием учебной дисциплины, грамотность и логичность изложения материала, научно обоснованный подход к решению практических задач преподавания ИЗО, самостоятельная работа на семинарских занятиях, умение ориентироваться и применять теоретические положения методики при решении учебных задач, находить оригинальные способы их реализации в практике преподавания ИЗО в школе, высокий уровень культуры выполнения практических заданий. |
8 (восемь) |
Глубокие и полные знания по всем учебным разделам курса “Методика преподавания специальных дисциплин”, усвоение основной и дополнительной научной и методической литературы, рекомендуемой учебной программой, владение инструментарием учебной дисциплины, грамотность и логичность изложения материала, научно обоснованный подход к решению практических задач преподавания ИЗО, активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, умение ориентироваться и применять теоретические положения методики при решении учебных задач, находить оригинальные способы их реализации в практике преподавания ИЗО в школе, высокий уровень культуры выполнения практических заданий. |
9 (девять) |
Систематизированные, полные и глубокие знания по всем разделам курса “Методика преподавания специальных дисциплин”, накопление и усвоение значительного объема специальной информации научного и методического характера в области преподавания ИЗО и других художественных дисциплин, умение эффективно применять полученную информацию в теоретической и практической деятельности, систематическая и активная работа на семинарских занятиях, креативность в решении учебно-педагогических задач, высокий уровень культуры выполнения заданий. |
10 (десять) |
Систематизированные, полные и глубокие знания по всем разделам курса “Методика преподавания специальных дисциплин”, накопление и усвоение значительного объема специальной информации научного и методического характера в области преподавания ИЗО и других художественных дисциплин, обращение к научным достижениям других дисциплин и их применение в теоретическрй и практической деятельности, систематическая и активная работа на семинарских занятиях, креативность в решении учебно-педагогических задач, активная творческая и научно-исследовательская деятельность в области методики преподавания художественных дисциплин, высокий уровень культуры выполнения заданий. |
PAGE \* MERGEFORMAT 5